Содержание
Ââåäåíèå… 3
Ãëàâà I.Èçäåðæêè èõñóùíîñòü,ñòðóêòóðà è êëàññèôèêàöèÿ
Ïðåäåëüíûåèçäåðæêè… 4
ÃëàâàII. Ðîëü èçäåðæåêâ ñòðàòåãèèôèðìû… 10
2.1Èçäåðæêèôèðìû âêðàòêîñðî÷íîìïåðèîäå… 10
2.2Èçäåðæêèôèðìû âäîëãîâðåìåííîìïåðèîäå… 14
2.3 Ìèíèìèçàöèÿèçäåðæåê.Ñîâðåìåííûåòðàêòîâêèìîòèâàöèè
äåÿòåëüíîñòèôèðìû… 16
Çàêëþ÷åíèå… 27
Ñïèñîêèñïîëüçîâàííîéëèòåðàòóðû… 28
Введение
Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики,парикмахерские, универмаги, банки, страховые общества — все это фирмы (илипредприятия), осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Фирма — это юридически оформленная единица предпринимательскойдеятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересыпосредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерногокомбинирования факторов производства.
Предприятие — это хозяйственное звено, в рамкахкоторого осуществляется соединение факторов производства для создания товарови услуг. Если предприятие имеет собственные интересы и является юридическимлицом, оно — фирма. Если нет, значит, оно — часть фирмы.
Создавая фирму, важно прежде всего определить, ктобудет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансируетпредпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночныхусловиях — максимизация прибыли (прибыль — это разница между доходами ирасходами фирмы). Эта посылка вовсе не означает, что только прибыль определяетповедение производителя товара. Реальные возможности реализации этой стратегическойцели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом навыпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке,конкурентная борьба и т. п.) фирма может идти на временное снижение прибыли идаже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибоона не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничительприбыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятиерешений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержекпроизводства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску ужеосвоенной продукции и к переходу на новые изделия.
Как же достичь максимальной прибыли? Общий принципвыбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства,который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял быприменять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бысамым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определенные затраты наприобретение вводимых факторов производства (нанимает рабочих, закупает сырьеи оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбораможно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственныйпроцесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшимизатратами на вводимые факторы производства.
Затраты на приобретение вводимых факторовпроизводства, или экономических ресурсов, называются издержками производства.Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либотовара считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства.
В данной работе автор попытается отразить, что такоеиздержки производства; какова структура и их виды; что такое предельныеиздержки; как анализ издержек влияет на принятие решений руководством фирмы поповедению фирмы на рынке и объему производства; издержки фирмы в краткосрочномпериоде; издержки фирмы в долгосрочном периоде; минимизация издержек: выборфакторов производства.
/>Глава I. Издержки их сущность,структура и классификация.Предельныеиздержки
С позиций трудовой теории стоимости К. Маркс в«Капитале» рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы,топливо, амортизацию средств труда, т. е. на производство товара. К ним он добавлялзатраты на заработную плату работников торговли (оптовой и розничной),содержание торговых помещений, транспорт и т.п. Первые издержки Маркс назывализдержками производства, вторые — издержками обращения. При этом он неучитывал рыночной ситуации 'и ряда других обстоятельств. Маркс исходил изтого, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержкиобращения, которые предоставляют собой продолжение процесса производства всфере обращения, например упаковка, фасовка и т. п.
Современная экономическая теория совершенно по-иномуподходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов ивозможности их альтернативного использования. Под альтернативным использованиемпонимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов,мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производитькакой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самымотказывается от производства из дерева, скажем, блоков для дачных домиков.Отсюда нетрудно сделать вывод, что экономические, или вмененные, издержкиопределенного ресурса; используемого в данном производстве, равны его стоимости(ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производстватоваров. Ограниченность ресурсов означает, что всегда приходится«выбирать, а выбор означает отказ от одного в пользу другого.
В итоге под издержками подразумеваются все расходы,или затраты, на производство определенного объема продукции. В зависимости отиздержек определяют эффективность производства и рациональную его организацию.Издержки оказывают непосредственное воздействие на конкурентное предложение, ипоэтому необходимо ввести их классификацию, чтобы понять, какую роль играютразные виды издержек в таком предложении 1.
Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки.Первые связаны с тем, что фирма оплачивает работников, топливо, комплектующиеизделия, т.е. все то, что она не производит сама для создания данного изделия.В зависимости от специализации величина внешних издержек для производства однойи той же продукции колеблется. Так, на сборочных заводах удельный вес внешнихиздержек больше.
Внутренние издержки: владелец собственного предприятияили магазина не платит самому себе заработную плату, не получает арендной платыза здание, в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства вторговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в банк.Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противномслучае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная)составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую,прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек,включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерскаяприбыль равна общей выручке минус внешние издержки.
Краткосрочные издержки – это текущие затраты по производствупродукции, которые объективно обусловлены самим процессом производства. С ростомобъема производства при сохраняющихся производственных мощностях и способахзакупок сырья будут расти переменные и сокращаться постоянные издержки наединицу продукции.
Долгосрочные издержки обусловлены стратегией фирмы вдолгосрочном периоде. Долгосрочным периодом называется период времени,достаточно продолжительный для того, чтобы фирма могла успеть изменитьколичества всех используемых ресурсов, включая и размеры предприятия.Увеличение размеров предприятия в течение какого-то времени влечет за собойснижение издержек производства единицы продукции 1.
Практика свидетельствует, что величина издержекзависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует делениеиздержек на зависимые и независимые от величины производства. Постоянныеиздержки не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда,когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и принулевом объеме производства 2. Они определяются тем, что стоимость оборудованияфирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постояннымиздержкам относятся оплата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчисленийна амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которыхобязательна, а также жалованье высшему управленческому персоналу и специалистамфирмы, оплата охраны и т.п.
Переменные издержки зависят от объема производимойпродукции, но эта зависимость имеет различный характер при разных количествахпродукции. В самом деле, на первом этапе, когда объем продукции невелик, такиеиздержки значительны. В дальнейшем, по мере увеличения объема производимой продукции,уровень затрат снижается, поскольку начинает действовать фактор экономии намасштабе производства. Наконец, при вступлении в действие закона убывающей доходностипеременные издержки начинают обгонять рост производства 3. Онисостоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработную плату работникам,транспорт и т.п.
Сумма постоянных и переменных издержек составляетваловые издержки. Поскольку они содержат в себе постоянные издержки, постолькусуществуют всегда. Очевидно также, что валовые издержки, включающие в качествевторого слагаемого переменные издержки, увеличиваются одновременно с ростом последних.Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицупродукции.
Опираясь на эти понятия, можно ввести понятиесоответствующих средних издержек, которые получаются делением валовых издержекна количество произведенной продукции. Таким же образом рассчитываются средние постоянныеи переменные издержки.
Переменные издержки сначала растут быстро, затеммедленнее, так как увеличивается масштаб производства, а в дальнейшем субыванием доходности растут быстрее. Средние издержки сначала падают, но,достигнув определенной точки, начинают быстро расти. Для расчета издержек иоценки производственной деятельности предприятий на Западе и у нас применяютсяразличные методы. В нашей экономике широко использовались методы, опирающиесяна категорию себестоимости, включающую общие затраты на производство иреализацию продукции. Для калькулирования себестоимости как у нас, так и наЗападе проводят классификацию затрат на прямые и косвенные.
К прямым издержкам производства относятся те затратыпо производству продукции, которые несет непосредственно производитель. Вэкономической теории они получили название себестоимости. На предприятиях, гдесуществует найм рабочей силы, они включают следующие элементы: а) сырье,основные и вспомогательные материалы, б) топливо и энергию, в) амортизацию, г)зарплату и отчисления на социальное страхование, д) прочие затраты.
Косвенные расходы по производству продукции несет государство,олицетворяющее общество в целом. Это расходы на образование, медицину, спорт(финансируемые за счет государства), содержание армии и органов правопорядка,управление и др. Как правило, эти расходы обеспечивают воспроизводство рабочейсилы на качественно новой основе и создают условия для нормальногофункционирования производства. Основным источником погашения этих затратявляется прибавочный продукт, изымаемый государством в виде налогов иобязательных платежей. Поэтому в основе цен на товары и услуги лежит не себестоимость,а стоимость, т.е. общественные затраты на производство продукции 1.
На основе введенных ранее понятий издержек, илизатрат, можно образовать понятие добавленной стоимости, которое является важнымпоказателем эффективности производства и реализации продукции. Величинадобавленной стоимости получается вычитанием из общего дохода, или выручки,предприятия переменных затрат. Другими словами, она состоит из постоянныхзатрат и чистой прибыли.
Так как целью функционирования фирмы являетсямаксимизация прибыли, то предметом расчетов выступает объем производства, что,в свою очередь, вызывает необходимость использования категории предельныхиздержек. Предельные издержки — это издержки на производство каждойдополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетногообъема производства 2.
Предельные издержки представляют собой то приращениезатрат, или расходов, которое необходимо для получения следующей,дополнительной единицы продукции. Поэтому предельные затраты, или издержки,можно найти путем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей формепредельные издержки сходны с предельной полезностью товара. Остановимсяподробнее на анализе предельных понятий, связанных с производством, а именнопонятия предельного физического продукта и непосредственно связанного с нимпонятия предельных издержек.
Предельный физический продукт определяется какприрост выпуска продукции, выраженный в физических единицах, которыйпроизведен за счет каждой дополнительной единицы переменных затратопределенного рода, когда другие затраты остаются неизменными. Например,увеличив затраты труда при неизменности затрат на энергию и сырье, можно добитьсяпроизводства дополнительной продукции. Поскольку экономические расчеты и решенияведутся в денежной мере, то более предпочтительным является понятие предельныхиздержек.
Предельными издержками называют дополнительные издержки,которые требуются для увеличения выпуска продукции на одну единицу. Нужнообратить внимание, что когда говорят о предельном физическом продукте, тоупотребляют термин „затраты“, а прирост выпуска продукции измеряют внатуральных, физических единицах (штуках, метрах, тоннах и т.п.). Издержки жевсегда выражаются в денежных единицах.
Какие преимущества имеет маржинальный анализ, связанныйс использованием предельных понятий, в экономическом исследованиипроизводственных затрат или издержек?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь ввиду, что такой анализ, во-первых, отрицает подход к принятию решений втерминах „все или ничего“, во-вторых, не учитывает „необратимыхзатрат“ и, в-третьих, он, хотя и принимает во внимание средние издержки,но основывается в конечном итоге на предельных, или дополнительных, издержках.
В самом деле, при принятии экономических решений речьидет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, аоб их сопоставлении и сравнительной оценке. В результате этого частооказывается целесообразным заменить, например, затраты на более дорогиересурсы относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить спомощью предельного анализа.
Несколько сложнее обстоит дело с „необратимыми затратами“.Если вы купили, например, ботинки и они вам не подходят по размеру, фасону ииным свойствам, то вы вынуждены продать их за меньшую цену. Разница междупервоначальной покупкой и последующей продажной ценой обозначается в экономикетермином „необратимые затраты“. Эти затраты являются потерями и неучитываются при принятии экономических решений, ориентированных на будущее.Действительно, они характеризуют упущенные возможности, связанные снепродуманным решением, принятым раньше. С такими решениями приходится встречатьсягораздо чаще, чем думают. В особенности это касается решений, когда приоритетпри их принятии отдается не экономическим, а политическим, национальным и инымфакторам, например, когда строится завод в национальной республике, гдеотсутствуют необходимое для производства сырье и квалифицированные кадры,отдалены рынки сбыта и т.п. В итоге все „необратимые затраты“осуществляются за счет инвесторов, будь то акционерная компания или налогоплательщикигосударства.
Наконец, предельные затраты следует отличать от среднихзатрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количествопродукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию нижесредних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно неминуемо обанкротится.Поэтому средние издержки являются важным показателем его работы.
Между средними и предельными издержками существуетопределенная связь, согласно которой предельные издержки должны равнятьсясредним издержкам в том случае, когда величина последних достигает своегоминимума. Поэтому о деятельности предприятия лучше всего можно судить именнопо предельным затратам или издержкам. Вот почему любые экономические решениядолжны основываться на маржинальном, или предельном, анализе.
Сравнивать эффективность или неэффективность альтернативныхэкономических решений мы можем на основе предельных сопоставлений, а такиесопоставления предполагают оценку того, с какими приращениями мы имеем дело впределе, на границе изменения соответствующих величин. Будут ли такиеприращения затрат положительными или отрицательными, каковы будут предельные,или дополнительные, затраты — все это в основном и определяет характерэкономического решения.
По своей форме предельные издержки во многом сходны спредельной полезностью, ибо в последнем случае речь также идет о дополнительнойдобавочной полезности товара. С этой точки зрения все предельные понятия можнорассматривать как дифференциальные понятия, поскольку в них речь идет о приращениисоответствующих величин (полезности, затрат и т.п.). Однако по конкретномусодержанию они существенно различаются, в чем можно наглядно убедиться,сравнив кривые предельных издержек и предельной полезности. Для этого построимграфик предельных издержек (рис. 1) и сравним его с графиком предельнойполезности.
/>
/> ТС
/> МС
/> Общие
/>издержки/>
/>/>/>/>/> МС Спрос С/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>/> Р Спрос/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> Предельные Предельные
издержки издержки
/> /> /> /> /> /> />
Количество товара Количествотовара
Рис. 1а Рис.1б
На графике 1 в более удобном масштабе представленатак же кривая предельных издержек, которую пересекает в точке С постояннаякривая спроса. Не трудно понять, что кривая предельных издержек является в тоже время кривой конкурентного предложения предприятия или фирмы. В точке С гдеэта кривая пересекается с горизонтальной спроса, предельные издержки в точностиравны устоявшейся равновесной цене. Это значит, что если предприятие может продаватьлюбое количество своей продукции по рыночной цене, то именно его предельныеиздержки будут равны этой цене. Данное условие может быть выражено кактребование достижения равновесия предприятия на кривой спроса, т.е. МС=Р, где Робозначает цену, а МС– предельные издержки.
Таким образом, понятие предельных издержек дает возможностьпредприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этогонеобходимо построить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривойпредложения. Тогда можно ожидать, что максимальная прибыль будет достигнута вточке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной цены.
Но не только этот вывод можно получить из анализакривой предельных издержек. Если взглянуть на дело не с точки зрения отдельногопредпринимателя, а шире, учитывая интересы благосостояния общества, тонетрудно заметить, что экономика будет добиваться наибольшей отдачи отограниченных ресурсов, технических возможностей и знаний только тогда, когдацены на товары будут устанавливаться в соответствии с предельными издержками.
Можно также сказать, что оптимальная организацияэкономики предполагает уменьшение до минимума средних издержек производства.Ясно, что пока доход от последней дополнительно проданной единицы товара будетпревышать его предельные издержки, прибыль предприятия будет увеличиваться. Максимальногозначения она достигнет именно в точке пересечения кривой предложения иравновесного спроса. За ней предельные издержки будут расти, а цена останетсянеизменной, что вынудит предприятие прекратить производство.
Эффективная экономика предполагает оптимальноераспределение имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов дляудовлетворения потребностей в товарах необходимого ассортимента и качества.Для достижения благосостояния общества и роста эффективности его экономикинеобходимо определенное соответствие между предельной полезностью и предельнымииздержками в каждой отрасли производства. Это значит, что если предельнаяполезность, например, порции творога в 100 г в 4 раза меньше, чем такой жепорции сыра, то рыночная цена, соответствующая его предельным издержкам, должнабыть в четыре раза меньше. Отсюда становится ясной тесная взаимосвязь междупонятиями предельной полезности и предельных издержек: если предельнаяполезность характеризует спрос на товар, то предельные издержки — его предложение,и поэтому для равновесия спроса и предложения необходимо добиться соответствиямежду предельными издержками и полезностью. Следует, однако, помнить, чтотакие соотношения имеются лишь в рамках совершенной конкуренции, когда выгодаодного предприятия, как установил еще В. Парето, достигается за счет ухудшениядел у другого предприятия 1.
Эффективное распределение ресурсов требует выравниванияпредельных издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда,где издержки меньше, чем в других предприятиях.
ГлаваII. Роль издержек в стратегии фирмы
Выше мы столкнулись с тем важным обстоятельством, чтовеличина издержек фирмы или отрасли зависит от количества применяемыхресурсов. Изменение количества применяемых ресурсов в одних случаях может бытьосуществлено относительно быстро, в других—требует значительного времени. Так,при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующейквалификации легко увеличить объем производства за счет массы живого труда.Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительныхресурсов сырья или энергии. Естественно, что при этом приходится учитыватьспецифику производства. Так, прирост объема продукции (например, в производствемебели по индивидуальным заказам) можно легко получить путем привлечения дополнительныхрабочих. Но совершенно иная ситуация складывается, когда необходимо расширитьпроизводственные мощности, площади производственных помещений и т. п. Здесьнеобходимое время измеряется месяцами, а иногда, скажем, в тяжеломмашиностроении или металлургии — годами.
Из этого следует, что при экономическом анализенеобходимо различать краткосрочный и долговременный периоды. С точки зренияэкономики, суть различия между ними состоит в возможности измененияпроизводственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести встрой новые производственные мощности, но возможно повысить степень ихиспользования. В пределах долговременного периода можно расширитьпроизводственные мощности. Конечно, рамки этих периодов для различных отраслейразличны. Деление на два периода имеет большое значение при определениистратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.2.1Издержки фирмы в краткосрочном периоде
В данном случае производственные мощности фирмыостаются неизменными и показатели определяется ростом загрузки оборудования.
Постоянные издержки на единицу продукции, т. е.удельные постоянные издержки, по мере наращивания выпуска продукции падают, таккак их абсолютная величина неизменна. На практике их величина можетпретерпевать небольшие изменения. Так, с ростом производства могут увеличитьсярасходы на охрану в связи с ростом риска хищений. Сложнее зависимостьпеременных издержек в функции роста производства. На первом этапе присутствуетуменьшение удельных переменных издержек: сказывается эффект масштаба,увеличения объема производства.
Начиная с определенного момента, все большие и большиеразмеры предприятия ведут к повышению средних общих издержек. Такое положениев экономической теории называют положительным и отрицательным эффектами ростамасштабов производства, или эффектом масштаба 1. Положительный эффектмасштаба определяется факторами, действующими в направлении снижения среднихиздержек производства:
* специализацией труда,
* специализацией управленческогоаппарата,
* производством побочных продуктов,
* и др.
Отрицательный эффект масштаба связан с определеннымиуправленческими трудностями, возникающими при попытке эффективнокоординировать и контролировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабногопроизводителя.
Поскольку издержки производства являются одним изфакторов, определяющих величину прибыли, то сокращение их является важнейшейзадачей любого производителя. Основными факторами снижения издержекпроизводства являются:
· рост производительности труда на основе использованиядостижений научно-технического прогресса, так как с ростом производительноститруда валовые издержки распределяются на большее количество единиц продукции,что снижает стоимость каждой из них;
· экономия ресурсов, которая достигается за счетизменения технологии производства, внедрения взаимозаменяемых, но более дешевыхматериалов, источников энергии и т.д.;
· соблюдение режима производства, технологической дисциплины,графиков, нормативов и т.п.;
· другие факторы.
Но затем удельные переменные издержки начинают расти:над эффектом масштаба берет верх действие закона убывающей отдачи. Так, намашиностроительном предприятии работа в три полных смены может привести к снижениюотдачи оборудования, так как выпуск продукции в третью смену исключаетвозможность профилактических работ, что неизбежно приведет к простоям машин иоборудования.
Для деятельности фирмы решающими являются два момента.Во-первых, пока предельные издержки меньше средних издержек, имеетместо уменьшение средних издержек, которое будет продолжаться до тех пор, покапоследний прирост предельных издержек будет меньше, чем всех предыдущих.При падении рыночной цены предприятия начнут покидать отрасль (или данноепроизводство). Продолжать работать можно, если переход на выпуск другойпродукции связан с большим риском или анализ перспектив позволяет сделать выводо возможности в кратчайшее время повышения цены на продукцию в силу ростаспроса или ухудшения положения конкурентов.
Значительно хуже положение фирмы, если продажная ценаравна лишь удельным переменным издержкам. В этом случае продажапродукции не позволяет возместить все затраты на ее производство. Руководствуфирмы не остается ничего иного, как прекратить производство данной продукции.Не исключен при этом и вариант объявления фирмы банкротом.
В отечественной практике бухгалтерского учета наподавляющем большинстве предприятий и фирм вместо категории «издержки»используется категория «себестоимость», которая по своему содержанию существенноотличается от категории «издержки».понятие себестоимости было дано выше. Внастоящее время начался переход отечественной бухгалтерии на западную систему.Этот переход неразрывно связан с переходом к национальному счетоводству посистеме ООН. В наибольшей степени в этой области преуспели совместные фирмы.
Себестоимость представляет собой суммарные затраты напроизводство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическимрасходам, так и по нормативным. В западных фирмах также имеются нормативы нарасходы, но они рассчитываются в рамках каждой отдельной фирмы и представляюткоммерческую тайну. В России на госпредприятиях нормативы носят отраслевой характери никакой коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаяхнормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий напроизводство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастуюявляются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, чтоони работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы 1.
Почему одной фирме удается минимизировать издержки, адругой — нет, даже если она имеет значительно больший объем продаж? И вообще,что значит «минимизировать издержки? Если у одного предпринимателя онисоставляют 1 тыс. руб., а у другого — 10 тыс. руб., то на каком производстве минимизированыиздержки? Для ответа на этот вопрос мы должны оценить издержки обоихпредпринимателей на единицу готовой продукции: издержки минимизированы там, гдев процессе производства тратится меньше вводимых факторов производства наединицу готовой продукции. Поскольку, как мы отметили выше, издержкипроизводства зависят от эффективного использования экономических ресурсов, тоиздержки производства на единицу продукции будут в конечном итоге определятьсяценой ресурсов и меняться в зависимости от объема производства.
При осуществлении своей деятельности предпринимателюприходится принимать массу решений: сколько закупить сырья, какое количестворабочих нанять, какой технологический процесс выбрать и т. д. Все эти решенияможно условно объединить в три группы: 1) как наилучшим способом организоватьпроизводство на имеющихся производственных мощностях; 2) какие новыепроизводственные мощности и технологические процессы выбрать с учетомдостигнутого уровня развития науки и техники; 3) как наилучшим способомприспособиться к открытиям и изобретениям, вносящим перелом в технический прогресс.
Тот период времени, в течение которого фирма решаетпервую группу вопросов, в экономической науке называют краткосрочным периодом,вторую — долгосрочным, третью — очень долгосрочным. Применение этих терминов недолжно ассоциироваться с конкретным промежутком времени. В ряде отраслей,положим энергетической, краткосрочный период длится много лет, в другой,например аэрокосмической, долгосрочный период может занять всего несколько лет.«Протяженность» периода определяется только соответствующей группой решаемыхвопросов.
Поведение фирмы принципиально отличается в зависимостиот того, в каком из перечисленных периодов она функционирует. В краткосрочномпериоде отдельные факторы производства не изменяются; их называют постоянными(фиксированными) факторами. К ним, как правило, относятся такие ресурсы, какпромышленные здания, станки, оборудование. Однако это может быть и земля,услуги менеджеров и квалифицированных кадров. Экономические ресурсы, которыеменяются в процессе производства, считают переменными факторами. Вдолгосрочном периоде могут меняться все вводимые факторы производства, нобазовые технологии остаются без изменения. В ходе очень долгосрочного периодамогут изменяться и базовые технологии.
Остановимся на деятельности фирмы в краткосрочном периоде.Введем ряд понятий, которые нам потребуются при анализе деятельности фирмы.
Общий, средний и предельный продукт. Рассмотрим некуюусловную фирму. Для простоты будем считать, что производство налажено сиспользованием только двух факторов: капитала и труда. При этом капиталпредставляет собой постоянный ресурс, а труд — переменный.
Дадим определение введенным понятиям: — общий(суммарный) продукт — общее количество продукции, произведенное заданное количество времени (месяц). Если величина всех вводимых факторовпроизводства, кроме одного, остается неизменной, то общий продукт будет растиили уменьшаться с увеличением или уменьшением количества примененного переменногоресурса;
· средний продукт — количествопродукции в расчете на одну единицу переменного фактора — труда.
· предельный продукт — изменениевеличины суммарного продукта за счет ввода в производство одной дополнительнойединицы любого переменного фактора.
Таким образом неизбежно действие закона уменьшающейсяотдачи: если в процессе производства все вводимые факторы производства остаютсянеизменными, а количество переменного фактора растет, то неизменно наступитситуация, когда каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлятьк суммарному продукту все меньшую и меньшую величину. Это равносильноутверждению, что при тех же условиях непременно наступит момент, когда начнутуменьшаться значения предельного продукта.
Первоначальный рост общего продукта объясняетсядействием эффекта разделения труда и возможностью улучшения организации производстватовара. Однако, если все остальные факторы останутся неизменными, тообязательно наступит такой момент, когда резервы разделения труда будутисчерпаны, и каждая дополнительная единица переменного фактора начнетприносить все меньшую добавку к суммарному продукту. Строго говоря, возможнаситуация, когда предельный продукт станет равным нулю (т. е. дополнительныйрабочий ничего не прибавит к общему продукту) и даже отрицательным(значит, новый рабочий стал уже просто мешать производству и общий продуктсокращается).
По определению, величина среднего продукта он равенобщему продукту.
Рассмотрим теперь издержки фирмы в краткосрочномпериоде. При этом будем исходить из предположения, что фирма не может влиятьна цену используемых ею ресурсов. Зная цену ресурсов и величины общего продукта,среднего продукта и предельного продукта можем вычислить соответствующие величиныиздержек. Общие издержки — суммарные издержки фирмы, связанные с выпускомданного объема готовой продукции. Общие издержки делятся на две части: общиепостоянные издержки и общие переменные издержки. Общие постоянные издержки неменяются с ростом или уменьшением выпуска продукции. Более того, они имеютместо даже тогда, когда готовая продукция вообще не выпускается. Во многомналичие общих постоянных издержек объясняется использованием в краткосрочномпериоде постоянных факторов производства. К таким издержкам относятся процентс кредита, взятого для приобретения оборудования, амортизационные отчисления,страховые взносы, арендная плата — они должны выплачиваться вне зависимости отобъемов готовой продукции. Общие переменные издержки меняются с увеличениемвыпуска продукции: фирма нанимает для этого больше рабочих, закупает большесырья, увеличивает расходы электроэнергии и т.п. Поскольку переменным факторомявляется труд, то заработная плата рабочих и составит общие переменныеиздержки фирмы.
Средние издержки — издержки фирмы на единицупроизведенной продукции. По величине они равны общим издержкам производства кого- то количества продукции, деленным на количество произведенной продукции.Средние издержки точно так же можно подразделить на средние постоянные исредние переменные издержки . Следует иметь в виду, что с ростом выпускапродукции средние переменные издержки могут либо увеличиваться, либоуменьшаться; что же касается средних постоянных издержек, то они с ростомвыпуска постоянно уменьшаются.
Предельные издержки — увеличение в общих расходах,связанное с ростом выпуска готовой продукции на одну дополнительную единицу.Так как постоянные издержки не меняются, то постоянные предельные издержкивсегда равны нулю. Поэтому предельные издержки — это всегда предельные переменныеиздержки.
Средние переменные издержки достигают наименьшихзначений когда средний продукт максимален. Следовательно, закон неизбежностиуменьшения предельного продукта можно трактовать как закон неизбежноговозрастания предельных издержек.
Это значит, во-первых, что при малых объемахпроизводства величина среднего продукта растет (соответственно средние общиеиздержки уменьшаются) и, во-вторых, что с некоторого момента величинасреднего продукта начинает уменьшаться столь быстро, что прирост среднихпеременных издержек превосходит падение средних постоянных издержек1.2.2Издержки фирмы в долговременном периоде
Рассмотрим, как должна строиться стратегия фирмы вдолговременном периоде. Вспомним, что если в рамках краткосрочного периода изменения в производственном аппарате фирмы не могут быть произведены, то врамках долговременного периода могут измениться как объем оборудования ипроизводственной инфраструктуры, так и их структура. Фирма может установитьновые производственные мощности, соорудить новые цехи; расширить транспортныеартерии и т. д. Возможен и обратный вариант — уменьшение производственныхмощностей. В отрасль могут войти новые фирмы, что изменит конкурентную ситуацию.Мы будем рассматривать лишь изменения в отдельных фирмах.
Поскольку в долговременном периоде изменяютсяпроизводственные мощности и адекватно этому — численность работников, то можносделать вывод, что все издержки в условиях долговременного периода выступают вкачестве переменных. При расширении фирмы произойдет изменение валовыхиздержек. Как и в кратковременном периоде, они сначала будут уменьшаться засчет эффекта масштаба понятие которого было раскрыто выше. Затем, когдадействие эффекта масштаба производства будет исчерпано, они достигнут минимума.Затем начнется процесс увеличения валовых издержек 2 .
При анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде мыисходили из предположения, что, желая достигнуть определенного уровня выпускаготовой продукции, фирма может изменять только один фактор производства, аостальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде задачу выпуска того илииного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторыпроизводства. Такие решения накладывают на предпринимателя большуюответственность, поскольку ошибка и приобретение малопроизводительных станков иоборудования чревата разорением. Кроме того, долгосрочные решения должны учитыватьбудущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли вцелом.
Как мы уже отмечали, любая фирма, стремящаяся максимизироватьприбыль, должна так организовать производство, чтобы издержки на единицувыпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемое долгосрочноерешение должно ориентироваться на задачу минимизации издержек. Будем, как и вслучае краткосрочного периода, полагать, что цены на экономические ресурсыостаются неизменными. Кроме того, для упрощения будем считать, что впроизводстве используются только два фактора — труд и капитал, причем вдолгосрочном периоде оба они являются переменными. Сделаем еще одно допущение:сначала зафиксируем какой-то определенный объем производства и попытаемся найтиоптимальное соотношение труда и капитала для данного объема продукции. Когданам станет понятным алгоритм оптимизации использования двух факторов дляопределенного объема продукции, мы сможем найти принцип минимизации расходовдля любого объема выпуска.
Итак, какой-то объем продукция выпускается при заданномсоотношении труда и капитала. Наша задача состоит в том, чтобы выяснить, какимобразом надо заменять один фактор производства другим, чтобы минимизироватьиздержки на единицу продукции. Фирма будет заменять труд капиталом (илинаоборот) до тех пор, пока величина предельного продукта труда в расчете наодин рубль, потраченный на приобретение этого фактора, не станет равнойотношению предельного продукта капитала к цене единицы капитала.
Из этого следует, что если предприниматель откажетсяот двух единиц труда, он сократит производство и высвободит деньги. На них онможет нанять одну дополнительную единицу капитала, которая возместит потерипродукции. Значит, заменяя две единицы труда одной единицей капитала (дляопределенного объема продукции), фирма может уменьшить общие издержки. Следует,однако, учитывать, что уменьшение объема труда неизменно приведет к увеличениюпредельного продукта труда (в соответствии с законом уменьшающейся отдачи), аувеличение количества используемого капитала наоборот вызовет падение .
В долгосрочном периоде при заданном объемепроизводства фирма достигает равновесия в применении вводимых факторовпроизводства и минимизирует издержки, когда любая замена одного фактора другимне приводит к уменьшению издержек на единицу продукции.
Если, положим, относительная цена труда возрастает,то это вынудит фирму применять меньше более дорогого ресурса — труда (чтовызовет повышение предельного продукта и больше относительно дешевого ресурса —капитала (уменьшая тем самым предельный продукт).
Если цены на ресурсы заданы и остаются неизменными, тодля каждого объема продукции мы можем найти оптимальное, с точки зренияминимизации средних издержек, сочетание труда и капитала.
При дальнейшем увеличении выпуска средние издержкивновь начинают возрастать. Если полагать, что цены на экономические ресурсыостаются неизменными, то первоначальное уменьшение средних издержек вдолгосрочном периоде объясняется тем, что с расширением производства темпыприроста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек навводимые факторы производства. Это происходит в силу действия так называемого«эффекта экономии на масштабах. Суть его заключается в том, что на начальномэтапе увеличение количества вводимых факторов производства позволяет повыситьвозможность специализации производства и распределения труда. Снижение среднихиздержек может вызываться и применением более производительной техники;снижением числа нанятых.
Однако дальнейшее расширение производства неизменноприведет к тому, что потребуются дополнительные управляющие структуры(начальники отделов, смен, цехов), возрастут расходы на административныйаппарат, сложнее будет управлять производством, участятся сбои. Это вызоветувеличение издержек производства.
Планируя деятельность на будущее, предпринимательдолжен оценить потенциальные возможности расширения производства. Если онпойдет на риск и увеличит величину капитала, то его поначалу могут ждатьпотери — объем производства сократится. Но затем, используя уже в следующемкраткосрочном периоде потенциальные возможности экономии на масштабах, фирмадобьется увеличения производства с одновременным сокращением средних переменныхиздержек.
Вот где проявляются издержки упущенных возможностей,связанные с предпринимательским риском: тот предприниматель, кто побоялсярискнуть и расширить производство, упустил выгоду, равную. произведению величиныполученного прироста продукции и величины уменьшения средних издержек..
Предприниматель должен каждый раз идти на риск и расширятьпроизводство, когда он уверен, что потенциальные возможности эффектарасширения производства могут уменьшить средние издержки с одновременнымувеличением производства. Любая попытка фирмы добиться одновременногорасширения производства и сокращения средних издержек будет безуспешна.Возможности экономии на масштабах исчерпают себя, и тот предприниматель,который пойдет на риск дальнейшего расширения производства, потерпит неудачу 1.2.3 Минимизация издержек. Современные трактовкимотивации деятельности фирмы
На долговременном этапе, если осуществляетсяувеличение производственных мощностей, перед каждой фирмой встает проблеманового соотношения факторов производства. Суть этой проблемы состоит в том,чтобы обеспечить заранее заданный объем производства продукции с минимальнымииздержками.
· любая фирма стремится приниматьтакие решения, которые обеспечивали бы ей получение максимально возможнойприбыли. Под последней понимается разница между суммарным доходом фирмы ивмененными издержками на все вводимые факторы производства;
· максимизация прибыли достигаетсяв том случае, когда фирма минимизирует свои издержки;
· поведение фирмы зависит от того,в каком периоде она действует. В краткосрочном периоде изменяются только вводимыепеременные факторы производства, все остальные остаются фиксированными. Действуяв этом периоде, фирма (с учетом объема фиксированных ресурсов) будет вводитьдополнительные единицы переменного фактора и расширять производство, стремясьдостичь минимальных издержек на единицу продукции.
· в долгосрочном периоде меняютсявсе вводимые ресурсы.
Предпринимателю следует расширять объем производства,пока срабатывает эффект «экономии на масштабах», т. е. в долгосрочном периодеобъем выпуска продукции должен соответствовать. минимуму кривой среднихиздержек в долгосрочном периоде.
Фирмы функционируют в отраслях с иными рыночными характеристикамиили, как принято говорить, с иной структурой рынка. Условно можно выделитьчетыре типа рыночных структур и хотя каждая фирма стремится максимизироватьприбыль, результаты, которых она достигает, различны и связаны с тем, к какомуиз четырех типов относится отрасль. Это, во-первых, совершенная конкуренция,во-вторых, абсолютная, или чистая монополия 2. Между этими крайностямилежит множество вариантов организации рынка, которые можно объединить общимпонятием несовершенной конкуренции. Среди рынков несовершенной конкуренции, всвою очередь, выделяют два главных типа: олигополия и монополистическая конкуренция.
Совершенная конкуренция характерна для отраслей, вкоторых большое число компаний производит стандартизированный продукт. Долявыпуска каждой отдельной фирмы в общем объеме отраслевого производства крайнемала, и фирма не может влиять на рыночную цену продукции.
Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена дляотдельного производителя задана, валовой доход фирмы на таком рынке прямопропорционален росту выпускаемой продукции.
Динамика издержек фирмы при всех условиях связана сзаконом убывающей предельной производительности факторов производства. Он илежит в основе того, что, начиная с некоторого уровня производства, валовыеиздержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции и валовой доход.
Динамика валового дохода и издержек производстваопределяет движение прибыли. Уровень производства, при котором валовые издержкиравны валовому доходу, называется точкой перелома.
Деятельность фирмы экономически оправдана при тех объемахпроизводства, которые лежат между точками перелома, так как только в этомслучае она получает положительную экономическую прибыль.
В условиях совершенной конкуренции постепенноустанавливается долгосрочное равновесие фирмы. Оно подразумевает отсутствиеэкономической прибыли у фирм в отрасли и достигается тогда, когдапроизводители могут лишь покрыть свои издержки, включающие среднюю прибыль навложенный капитал.
Производители могут этого добиться лишь при такомобъеме производства, который обеспечивает им минимум затрат на единицупродукции. Если какие-то фирмы функционируют при более высоких издержках, тотерпят банкротство и покидают рынок.
Фирмы в монополизированных отраслях могут влиять нацену продукции. Валовой доход фирмы-монополиста не увеличиваетсяпропорционально росту произведенной и проданной продукции.
Валовой доход такой фирмы, получаемый при разныхценах на товар, зависит от рыночной кривой спроса на него. Общая закономерностьтакова, что с ростом объема производства доход фирмы сначала растет, а потомснижается.
Поскольку главная цель фирмы — максимизация прибыли,то фирма должна доводить объем производства только до такого предела, прикотором валовой доход растет теми же темпами, что и издержки. Этот уровеньпроизводства может быть намного ниже, чем тот, при котором достигаетсямаксимальный доход.
В условиях чистой монополии доступ новых производителейв отрасль затруднен и фирма-монополист может длительное время получатьэкономическую сверхприбыль.
В условиях равновесия рынка совершенной конкуренциицена равняется предельным издержкам. Если такое положение характерно для всехотраслей, то в экономике достигается выпуск оптимального набора товаров и идеальноераспределение ресурсов, т. е. обеспечивается оптимальная эффективность распределенияобщественных ресурсов.
В условиях монополии цена превышает предельныеиздержки, что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры сточки зрения эффективности распределения экономических ресурсов. Объемпроизводства товара занижен по сравнению с общественной потребностью в нем.
Олигополия — ситуация, когда рынок контролируетсянесколькими компаниями. При существовании формального соглашения междуфирмами, касающегося ценообразования или раздела рынка, она называется картелем,или групповой монополией. Превалируют такие формы олигополии, когда явное соглашениемежду компаниями отсутствует.
Как и в условиях чистой монополии, сверхприбылькомпаний при олигополии в течение длительного времени может поддерживаться засчет ограничения объема выпускаемой продукции.
Отрасль находится в условиях монополистической(дифференцированной) конкуренции, если в ней функционирует множество фирм, нов отличие от условий совершенной конкуренции продукция отрасли не являетсястандартизированной. Вследствие относительно легкого доступа в отрасли сдифференцированной конкуренцией, фирмы в этих отраслях не могут получатьмонопольную прибыль длительное время.
Олигополия и монополистическая конкуренция объединены общимпонятием несовершенной конкуренции .
А теперь рассмотрим приведенные выше типы рыночныхструктур более подробно.
1. Чистая (совершенная) конкуренция
Характеризуется большим числом продавцов,конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукциюмногим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельнымпроизводителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказыватьзаметного влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию на такомрынке складывается стихийно под воздействием спроса и предложения. В основе еележит общественная стоимость товаров, которая определяется не индивидуальными,а общественно необходимыми затратами труда на производство единицы продукции.При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт.Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовойконкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции,рекламе или стимулировании сбыта.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации,т.е. все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства,возможной прибыли. В свою очередь покупатели осведомлены о ценах и об ихизменении. В таком рынке новые фирмы могут свободно входить в него, а существующие- свободно покидать его. Для этого не существует ни законодательных, ни технологических,ни финансовых или других серьезных препятствий. Ограничителем здесь выступаетлишь получаемая прибыль. Каждый предприниматель будет производить товары дотой точки, в которой цена и предельные издержки не уравняются. До этой точки онбудет существовать в данной отрасли, после нее — покидает отрасль, перемещаякапитал в ту из них, которая приносит наивысшую прибыль. Это в свою очередьозначает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределяются эффективно.
Следует заметить, что совершенная конкуренция в чистомвиде — явление довольно редкое. Однако изучение этой модели рынка имеет важноеаналитическое и практическое значение и цель его:
· изучить спрос с точки зрения конкурентного продавца,
· понять, как конкурентный производительприспосабливается к рыночной цене в краткосрочном периоде,
· исследовать природу долговременных изменений и приспособленийв отрасли,
· оценить эффективность конкурентных отраслей с точкизрения общества в целом.
Ñåëüñêîåõîçÿéñòâîáëèæå âñåãîîòðàæàåòïîíÿòèå ñîâåðøåííîéêîíêóðåíöèèïî îïðåäåëåíèþ,совершенная конкуренция наблюдается в техотраслях, где многие компании производят однородный (стандартизованный)продукт. Покупатели хорошо осведомлены о том, кто пытается продать свое зернопо самой низкой цене. Подобное положение не позволяет отдельной фирме заметновлиять на цену, варьируя выпуск продукции. Фактически в таких отраслях у фирмынет выбора по какой цене продавать свой товар: она может продавать только посложившейся цене. Если фермер попытается продать зерно дороже установившейсяцены, он не найдет покупателей. Продавать дешевле ему также нет смысла, таккак он может продать все зерно по более высокой цене.
Кроме того, новым производителям достаточно легковлиться в такую отрасль, а старым — прекратить свое существование. Многиеэмпирические расчеты показывают, что это условие важнее для развитияконкуренции в отрасли, чем большое количество компаний в ней. Согласно наблюдениям,возможны ситуации, когда даже при незначительном количестве компанийвозможность быстрого прорыва новых производителей на сложившийся рынокчрезвычайно обостряет конкуренцию и не позволяет старым компаниям устанавливатьвысокие цены.
Ситуация, когда отдельная фирма не может влиять нацену, т. е. воспринимает ее как заданную, означает, что спрос, с которымсталкивается эта фирма, совершенно эластичен, так что крайне малое увеличениецены может привести к полному исчезновению спроса на продукцию фирмы, а крайнемалое падение цены — к необозримому росту спроса. Заметим, что выпуск отдельнойфирмы крайне мал в сравнении с уровнем предложения и спроса в отрасли, так чтоувеличение или уменьшение количества произведенной продукции отдельной фирмы невлияет на цену.
Поскольку отдельный производитель не может влиять нацену товара, ему остается продавать свою продукцию по установившейся рыночнойцене. Если цена тонны зерна на американском рынке составляет 5 долл. за бушель,то доход отдельной фермы равняется произведению: 5 долл. умножить на количествопроданного зерна. Это означает, что с каждой дополнительной единицей продукцииваловой доход фермера увеличивается на 5 долл. Следовательно, в условияхсовершенной конкуренции валовой доход фермера прямо пропорционален росту выпускаемойпродукции. При объеме производства, в частности, в 31,6 тыс. бушелей валовойдоход фермы составит 5 долл. х 31 600 =158 000 долл.
Издержки сельскохозяйственной фермы изменяются более»замысловато". Постоянные издержки не зависят от объема производстваВ нашем примере, на типичной американской зерновой ферме они составляют порядка60 тыс. долл. Это — постоянные издержки, которые, как отмечалось выше, включаютв себя не только издержки на покрытие амортизации зданий и оборудования, нетолько сумму процентных платежей по кредитам, но и нормальный доход насобственный капитал владельца фермы, а также затраты на оплату услугуправляющего фермой.
К постоянным издержкам добавляются переменные издержки,объем которых прямо связан с объемом производства. Они включают в себя затратына семена, удобрения, водоснабжение и оплату труда наемных рабочих. При объемепроизводства в 31,6 тыс. — бушелей валовые издержки фермы составят 140 тыс.долл.
Следует обратить внимание на то, что темпы роста валовыхиздержек не совпадают с темпами роста продукции, как было в случае валовогодохода. Сначала издержки растут медленнее, чем объем продукции, затем примерноодинаково, а в конце и вовсе обгоняют его. Особенно издержки растут, послетого, как уровень производства начинает превышать 25 тыс. бушелей зерна. В чемже здесь дело? На помощь вновь приходит маржинальный анализ.
Напомним, что предельные издержки (ПИ) равны приростуваловых издержек при увеличении объема производства на единицу. Еслипроизводство 25 тыс. бушелей зерна обходится фермеру в 115 тыс. долл, апроизводство 26 тыс. бушелей — в 120 тыс. долл, то предельные издержки 26-йтысячи равны 5 тыс. долл. Как видно из графика, предельные издержки 27-йтысячи равны уже 7 тыс. долл. (127 — 120).
Экономические исследования показали, на начальномэтапе наращивания производства предельные издержки снижаются, а затем начинаютвозрастать. В чем причина такого поведения предельных издержек? Чтобы этопонять, введем еще одно важное различие: возможности фирмы в течение короткогои длительного периодов времени.
Короткий период — отрезок времени, в течение которогофирма не может изменять (увеличивать, или уменьшать) количество всех факторов,используемых в производстве. Так, фирма не может изменять общих размеров своихсооружений, количества машин и оборудования, а в случае сельского хозяйства — и размеров земельных угодий. Это -постоянные факторы производства. Пытаясьудовлетворить растущий спрос, компания обычно нанимает больше рабочих, а такжезакупает больше сырья.
Длительный период — отрезок времени, в течение которогофирма получает возможность изменять количество всех факторов производства, т.е. все они становятся переменными.
Мы рассматриваем фирму в течение короткого отрезкавремени, когда часть факторов производства постоянна, а часть меняется. Именноэто обстоятельство приводит к тому, что предельные издержки со временем начинаютвозрастать. Допустим, что единственным переменным фактором являются затраты труда.Введем новое определение — предельный физический продукт (переменного} фактора(ПФПФ), в данном случае труда. ПФПФ равняется приросту объема выпускаемойпродукции при изменении количества применяемого труда на единицу. Если 10рабочих производят 20 пар обуви, а 11 рабочих — 23 пары, то предельныйпродукт 11-го рабочего — 3 пары (23 — 20). Легко подсчитать, что еслиподключение одного рабочего дает 3 дополнительные единицы продукции, то дляпроизводства одной дополнительной единицы необходимо привлечь лишь третьючасть тех трудозатрат (1/3), которые были использованы выше.
В общем случае дополнительный объем труда, которыйнеобходим для производства дополнительной единицы продукции, равняется I/ПФПФ. Умножив этот показатель на заработную плату, получим значение предельныхиздержек, которые, по определению, равны приросту расходов (в данном случае расходовна заработную плату, ведь труд -единственный переменный фактор), необходимыхдля производства дополнительной единицы продукции:
В нашем примере при заработной плате в 3000 руб. в часи предельном продукте — 3 пары обуви — предельные издержки производства 1 парыравны 1000 руб.
Формула ясно показывает, что причиной измененияпредельных издержек является изменение предельного физического продуктафактора, причем ПИ и ПФПФ движутся в разных направлениях. Не случайно, периодгде предельные издержки снижаются, называется периодом возрастающейпроизводительности (возрастающего ПФПФ), а тот, где предельные издержкиувеличиваются, периодом убывающей производительности (убывающего ПФПФ).
Принцип, в соответствии с которым утверждается, чтоесли часть факторов фиксирована, то со временем требуется все больше и большедругих, переменных, факторов для производства дополнительной единицы продукции, получил название закона убывающей предельной производительности. Они лежит в основе того явления, что, начиная с некоторого уровня производства,валовые издержки растут быстрее, чем объем выпускаемой продукции.
Возвращаясь к примеру с американской зернофермой, мынаблюдаем тот же самый процесс. Однако главную роль в нем играют ограниченныезапасы земли. Именно тот факт, что земельные угодья ограничены и невозможно длянаращивания выпуска зерна увеличивать посевные площади, заставляет фермера искатьдругие пути: использовать больше удобрений, воды, нанимать больше рабочих, т.е. интенсивнее использовать имеющуюся землю. В конце концов общие затратыначнут повышаться столь быстро, что станут обгонять рост выпускаемой продукции.
Как мы уже говорили, динамика валовых издержек (ВИ) идинамика валовых доходов (ВД) определяет движение прибыли (П): П = ВД — ВИ.Уровень производства,
при котором валовые издержки равны валовому доходу, называетсяточкой перелома. Деятельность фирмы экономически оправдана лишь при техобъемах производства, которые лежат в интервале между точками перелома, так кактолько в этом случае она получает положительную прибыль. Фирма достигаетмаксимума прибыли тогда, когда производит такой объем продукции, при которомваловой доход в максимальной степени превышает валовые издержки.
Из нашего примера видно, что зерновая ферма начинаетполучать положительную прибыль только после того, как объем ее производствадостигает 18 тыс. бушелей зерна. Это нижняя точка перелома для фермы. Прибыльвновь становится отрицательной после того, как производство превысит верхнююпереломную точку — 40 тыс. бушелей зерна. Оставаясь в интервале между 18 и 40тыс. бушелей, ферма получает положительную прибыль, т. е. ее валовой доходпревышает валовые издержки. Однако максимальной прибыли ферма сможет добитьсятолько если объем выпускаемой продукции достигнет 31,6 тыс. бушелей. Именно вэтой точке валовой доход (158 тыс. долл) в максимальной степени превышает валовыеиздержки (140 тыс. долл) и прибыль равняется 18 тыс. долл.
Поскольку валовые издержки включают в себя ожидаемыйнормальный доход, который фермер получил бы, вложив свои деньги в другое дело,а также оплату его услуг в качестве менеджера, 18 тыс. долл — это чистаяэкономическая прибыль данного вида бизнеса. Она отражает ту благоприятнуюэкономическую ситуацию, в которой фермеры находились в конце 70-х гг. Однакотакое положение не может продолжаться долго.
В условиях совершенной конкуренции, когда доступ новыхпроизводителей в отрасль достаточно прост, любое превышение отраслевой прибыльюнормального уровня привлекает новые фирмы. Увеличение предложения, в своюочередь, заставляет цену на продукцию снижаться 1.
Когда цена была 5 долл. за бушель фермеры получалидовесок к нормальной прибыли — экономическую прибыль. Затем предложение зернавозросло. Равновесие на рынке было достигнуто при более низкой цене 4,3долл за бушель. Данная цена позволяет фермерам лишь покрыть издержки, которые,однако, включают в себя нормальную прибыль на капитал.
При такой цене, да и то при определенном уровнепроизводства, валовой доход лишь равняется валовым издержкам фирмы. Отсутствиеэкономической прибыли не стимулирует приток новых фермеров на рынок, ипредложение стабилизируется. Такое положение называется долгосрочнымравновесием фирмы в условиях совершенной конкуренции. Оно складывается, когдапроизводители могут лишь покрыть свои издержки, включающие нормальную прибыльна вложенный капитал. Производители, в данном случае фермеры, достигают этоголишь при таком объеме производства, который обеспечивает- минимум затрат на единицувыпускаемой продукции. Если какие-то фирмы функционируют при более высоких издержках,то они терпят банкротство и покидают рынок.
Эффективность распределения ресурсов в условиях совершеннойконкуренции Экономисты всегдаотдавали предпочтение рынку совершенной конкуренции. Они даже использовалиданную структуру в качестве точки отсчета при анализе других видов рыночнойструктуры. В чем же заключается смысл модели совершенной конкуренции? В том,что она идеальна с точки зрения общественного распределения и использованияресурсов.
В долгосрочной перспективе силы конкуренции заставляютфирмы минимизировать свои средние издержки производства, посколькуустановившаяся на рынке цена столь низка, что позволяет только покрыть издержки(включающие среднюю прибыль на вложенный капитал), да и то лишь у наиболееэффективных производителей. Все фирмы в отрасли, если они хотят выжить, должныфункционировать с минимальными средними издержками при оптимальном объемепроизводства. Потребители только выиграют от этого, так как получат максимальновозможный объем товаров при наименьших издержках. Такая ситуация, когда ценаравна средним издержкам, называется эффективностью производства.
Существует также понятие эффективности распределенияресурсов («аллокационная» эффективность), когда наблюдаетсяидеальное распределение ограниченных ресурсов для производства наиболее нужныхпотребителям товаров и услуг (при определенном доходе) 1.Считается, что эффективность максимальна тогда, когда никакоеперераспределение ресурсов между различными видами деятельности не можетпринести пользу одному потребителю без нанесения ущерба другому. А это возможнолишь если все рынки находятся в состоянии долгосрочного равновесия в условияхсовершенной конкуренции.
Правило максимизации прибыли в условиях совершеннойконкуренции, устанавливающее равенство предельного дохода и предельныхиздержек, а следовательно, цены и предельных издержек, служит гарантией того,что произведен оптимальный набор товаров и достигнуто идеальное распределениересурсов.
Действительно, рыночная цена отражает оценку потребителяминеобходимости выпуска дополнительной единицы товара. Предельные издержкиотражают стоимость ресурсов для производства дополнительной единицы продукции вальтернативных видах деятельности. Если цена превышает предельные издержки,значит, потребители ценят его больше, чем альтернативный товар, и производстводанного товара нужно увеличить. Если цена меньше предельных издержек, топотребители ценят его меньше, чем другой товар, и производство нужно свернуть.Если в каждом виде деятельности цена равняется предельным издержкам, топроизводится ровно столько каждого из товаров, сколько нужно потребителям.
В условиях монополии цена превышает предельные издержки,что указывает на неэффективность данного вида рыночной структуры с точки зренияэффективности распределения ресурсов. Объем производства товара занижен посравнению с общественной потребностью в нем.
2. Несовершенная конкуренция
Под ней понимается рынок, на котором не выполняетсяхотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая частьпродукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации,сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения,оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимаягосподствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условияреализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка:производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция наих поведение должна быть своевременной.
Конкурентные отношения такого типа называются несовершеннойконкуренцией, которую принято подразделять на три основные вида:
· монополистическую конкуренцию,
· олигополию,
· чистую монополию.
Монополистическая конкуренция подразумевает такуюрыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольшихпроизводителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Например,персональные компьютеры, которые различаются мощностью аппаратуры, программногообеспечения, графического вывода информации и степени их «ориентированностина потребителя».
Для монополистической конкуренции не требуетсяприсутствие сотен и тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа:
20, 30, 50. Из наличия такого числа фирм вытекаетнесколько важных признаков монополистической конкуренции:
· каждая фирма обладает относительно небольшой долейвсего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
· тайный сговор, направленный на согласование действийфирм с целью искусственного повышения цен, почти невозможен;
· при многочисленности фирм в отрасли отсутствуетвзаимная зависимость между ними. Каждая фирма определяет свою политику, неучитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.
В противоположность чистой конкуренции одним изосновных признаков монополистической конкуренции является дифференциацияпродукта, которая может принимать ряд различных форм:
· качество продукта,
· продукты могут различаться по своим физическим иликачественным параметрам;
· услуги и условия, связанные с продажей товара. Этообходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы посервисному обслуживанию покупателей, гарантии послепродажной эксплуатациитоваров и др.;
· размещение, под которым понимается удобство идоступность для покупателей в приобретении товаров. Например, расположениебензозаправочных вблизи автомагистралей;
· стимулирование сбыта и упаковка.
Сюда включается реклама, использование торговых знакови торговых марок, форма упаковки и т.п.
Одним из важных значений дифференциации продуктаявляется то, что покупатель привязывается к определенному товару и конкретномупродавцу (например, запчасти к определенному автомобилю), а значит теряетчасть свободы. Продавец в свою очередь может в некоторой степени влиять нацены.
Таким образом, в условиях монополистическойконкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, нои на неценовых факторах.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточносвободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако посравнению со свободной конкуренцией он не настолько легок и можетограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговыезнаки и др. Часто такую ситуацию на отраслевом рынке называют монополистическойконкуренцией. Каждая фирма выпускает нечто особенное, связанное с определеннойгруппой потребителей. Хорошей иллюстрацией монополистической конкуренциислужит отрасль закусочных в развитых странах. Наличие множества сетей, такихкак «Макдональдс», «Кристал», «Венди» и др.,использующих в качестве базового товара бутерброд, называемый гамбургером, немешает их общему процветанию. Каждая фирма пытается привнести в гамбургер что-тосвое, отличающее его от конкурента, что в конечном счете и приносит успех.
Относительно легкий доступ в отрасли с дифференцированнойконкуренцией не позволяет фирмам в этих отраслях получать монопольную прибыльдлительное время. Они тратят громадные средства на рекламу, придают особое значениеупаковке, чтобы их товар отличался от продукции конкурентов. На какое-то времяэто может создать иллюзию монопольного положения. Поскольку и другие фирмы вотрасли предпринимают то же самое, прибыль со временем начинает снижаться донормального уровня и экономическая прибыль исчезает.
Под олигополией понимают рынок, на котором господствуетнесколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка 1.Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведениелюбой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытываетна себе влияние с их стороны. Поэтому каждый участник рынка должен тщательноследить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовойполитики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
Олигополистический рынок характеризуется тем, чтопроникновение в отрасль ограничивается, с одной стороны, величиной капитала,необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, а с другой стороны — контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологиейпроизводства. В силу этого фирмы могут оказывать определенное влияние на цены(особенно при тайном сговоре) и получать значительную прибыль. Например, олигополиякартельного типа «ОПЕК» (Организация стран — экспортеров нефти), состоящаяиз 13 стран, смогла повысить цены за период с 1973 по 1980 год с 2,5 дол. до 34дол. за 1 баррель и получить соответствующую прибыль.
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
* чистую,
* дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородныйстандартизированный продукт (например, алюминий, цемент). Олигополия,производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называетсядифференцированной (например, автомобили, покрышки и камеры к ним). В такойолигополии особое значение придается неценовой конкуренции.
Олигополия в значительной степени имела место вкомандной экономике бывшего СССР и сохранилась в странах СНГ до сегодняшнегодня, что отрицательно сказывается на осуществлении экономических реформ в этихстранах.
Монополия одной фирмы, крайне редкий случай, но естьмножество отраслей, в которых рынок контролируется несколькими компаниями.Согласно общепринятому критерию, в любой отрасли, где на долю четырех илименее фирм приходится половина или более отраслевого выпуска, достигнутазначительная власть ведущих компаний над рынком, т. е. они могут контролироватьцены на отраслевую продукцию. Однако олигополия может существовать и при болеенизком уровне концентрации отраслевых продаж.
Если существует некое формальное соглашение междуфирмами, касающееся ценообразования или раздела рынка, группа фирм, подписавшаяего, называется картелем. ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти) служит прекраснымпримером картеля. Подобную ситуацию на рынке называют также групповой монополией.
Олигополия в основном существует в формах, при которыхне наблюдается формального соглашения между фирмами о согласовании цен и разделерынка. Множество отраслей в развитых странах являются олигополистическими. Кним обычно относятся сталелитейная, табачная, автомобильная промышленность,производство цветных металлов. Сталелитейная и алюминиевая промышленностьпроизводят однородный продукт (по-существу, одинаковый продукт, производимыйразными фирмами), а табачная и автомобильная — дифференцированный продукт(идентичный, но не одинаковый продукт, производимый различными фирмами).
Как и в условиях чистой монополии, сверхприбыль компанийпри олигополии долгое время может поддерживаться за счет ограничения объемавыпускаемой продукции. Поскольку доступ на рынок новых производителейзатруднен, а в некоторых случаях и невозможен, предложение не возрастает,следовательно, не снижается и цена товара. Чем меньше фирм функционирует вотрасли, тем легче им добиваться максимально высоких монопольных прибылей.
В условиях группового контроля над рынком фирмамвыгодно кооперироваться друг с другом, чтобы производить тот же объемпродукции и назначать те же цены, что и при чистой монополии. Но когда нетформального соглашения между участниками рынка, и даже когда оно есть,подобная кооперация обычно не может длиться долго, так как каждая фирмастремится контролировать большую долю рынка.
Возможность ценовой войны между разными фирмами —участниками групповой монополии угрожает получаемой ими прибыли. Именно поэтомув такого рода отраслях очень часто наблюдается так называемое лидерство вценах. Оно заключается в том, -что самая могущественная фирма первойустанавливает цену. Остальные участники рынка в установлении цен следуют заней, что позволяет избежать ценовой конкуренции на рынке.
Чистая, или абсолютная, монополия существует там, гдеодна фирма является единственным производителем продукта, у которого нетблизких заменителей.
Абсолютную монополию можно рассматривать с двухсторон. Во-первых, ее можно рассматривать как тип фирмы. С этой точки зрениямонополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущееположение в определенной сфере хозяйства и использует свое господство дляполучения монопольно-высокой прибыли. Например, корпорации типа «Де Бирскомпани оф Саус Эфрика», «Дженерал моторс» и др. Во-вторых, впонятие «монополия» вкладывается тип экономического поведения фирмы.
На рынке возникают ситуации, когда покупателямпротивостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукцииопределенного вида. Это предполагает, что в отрасли имеется только одинпроизводитель, который полностью контролирует объем предложения товара, чтопозволяет ему единолично устанавливать цену на свой товар и получатьмаксимально возможную прибыль. Степень использования монопольной власти дляустановления цен зависит от наличия на рынке близких заменителей товара.Причем следует заметить, что в данной ситуации не обязательно, чтобымонополистом была крупная фирма. Им может оказаться и небольшое по размерампредприятие. Поэтому, когда речь идет об абсолютной монополии, то следует иметьв виду, что, рассматривая ее как тип фирмы, мы одновременно рассматриваеммонополию и как тип экономического поведения фирмы на рынке.
Для чистой монополии характерны следующие черты:
· господство одной фирмы,
· отсутствие близких заменителей, что вынуждаетпокупателя покупать товар только у данной фирмы, а производителю обходитьсябез широкой рекламы, не неся при этом больших издержек обращения,
· диктат цен,
· блокирование вступления в отрасль других фирм.
Последнее объясняется тем, что фирма-монополист, какправило, имеет более высокую по сравнению с другими фирмами прибыль. Этопривлекает в данную отрасль других производителей, для которых иустанавливаются соответствующие барьеры. Реальными барьерами, препятствующимивступлению в отрасль, являются:
· эффект масштаба, который требует от новых фирм, вступающихв отрасль, крупных капиталовложений для того, чтобы вести высокоэффективноехозяйство, обеспечивающее уровень производства не ниже уже действующейфирмы-монополиста;
· исключительные права.
В некоторых странах правительство предоставляет фирмамстатус единственного продавца товаров и услуг (например, газ, связь и др.), новзамен на эти привилегии оно сохраняет за собой право регулировать деятельностьтаких монополий, чтобы исключить ущерб, который они могут принестинемонополизированным отраслям и населению;
· патенты и лицензии.
Государство гарантирует патентную защиту новымпродуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителяммонопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантируетих исключительные права. Кроме того, государство может выдавать лицензии наопределенный вид деятельности и ограничивать вступление других фирм в отрасль;
· собственность на важнейшие виды сырья.
Фирма, владеющая сырьем или контролирующая его, можетпрепятствовать созданию конкурирующих фирм, лишая их доступа к сырьевымресурсам.
Кроме этих барьеров, препятствующих вступлению вотрасль, монополии могут использовать и другие, т.н. нечестные способы:
· физическое устранение конкурента,
· давление на банки с целью воспрепятствовать получениюконкурентом кредита,
· переманивание ведущих специалистов фирм-конкурентов,
· и другие способы.
Монополии, которые имеют защиту от конкуренции в видепатентов, лицензий и др., называются закрытыми. Те монополии, которые такойзащиты не имеют, называются открытыми 1.
Основным инструментом для установления своегогосподства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:
· монопольно высокие, по которым монополии продают своюпродукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли;
· монопольно низкие, по которым монополии закупаютпродукцию (как правило, сырье) у поставщиков;
· дискриминационные. Это различные цены, устанавливаемыена один и тот же товар на разных рынках. Эти рынки могут различаться погруппам потребителей, по территориям, по времени (сезонная распродажа) и т.п.
Монополия как тип экономического поведения на рынкеимеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупноепроизводство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономитьресурсы, оно меньше подвержено банкротству, а значит сдерживает ростбезработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательскихработ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования ихдеятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибоэффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции,экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можноотнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.
С другой стороны, в рыночной экономике монополияявляется препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен,повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижениюжизненного уровня населения.
Заключение
Систематическое снижение издержек — основное средствоповышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики,когда финансовая поддержка убыточных предприятий является исключением изправил, но не правилом, как это было при административно-командной системе.Исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендацийв этой области — один из краеугольных камней всей экономической теории.
Можно выделить следующие основные направления сниженияиздержек во всех сферах национальной экономики: во-первых, использованиедостижений НТП; во-вторых, совершенствование организации производства и труда;в-третьих, государственное регулирование экономических процессов.
Сама деятельность фирмы по обеспечению экономиизатрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат, труда, капитала ифинансов. Затраты на экономию издержек тогда эффективны, когда рост полезногоэффекта (в самых разнообразных формах) превышает затраты на обеспечениеэкономии. Естественно, что возможен и граничный вариант, когда уменьшениеиздержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяетснизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является несохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицуполезного эффекта или других важных для потребителя характеристик.
Использование достижений НТП заключается, с однойстороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья иматериалов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой — всоздании новых, более эффективных машин, оборудования, новых технологическихпроцессов. Наиболее характерная черта НТП во второй половине XX столетия —переход к принципиально новому технологическому способу производства. Егопреимущества перед существующим технологическим способом производства нетолько в более высокой экономической эффективности, но и в возможности производитькачественно новые материальные блага, новые услуги, которые существенноизменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.
Итак, важнейшее правило стратегии фирмы приопределении объемов производства — это равенство предельного дохода и предельныхиздержек. Возможно ли достичь этого в экономике России? Да, при условии, чтоона будет развиваться по законам рыночной экономики, а не как в прошлом. Далееопределяются объемы производства, которые обеспечивают наибольший доход. Внашей административно-командной экономике объемы производства директивноспускались предприятию. Аналитические службы не ставили себе задачу определитьнаиболее эффективные объемы производства, т. е. не осуществляли расчет эффективногоиспользования ресурсов, который необходим для развитого рынка. Поэтому проблемавыбора наилучших решений применения альтернативных ресурсов не могла стоятьперед предприятием. В результате наша экономика по сравнению с рыночной быласверхзатратной, что приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции.Чтобы преодолеть такую ситуацию, необходимо перепрофилировать производство навыпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой техникии технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом выход изнеэффективной экономики.
Списокиспользованной литературы
1. ДоланЭ. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994. – С. 448.
2. ЗубкоН.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 311.
3. СамуэльсонП. Экономика Т. 2. – М.: НПО АЛГОН МАШИНОСТРОЕНИЕ. – 1997. – С. 416.
4. БулатоваА.С. Экономика.: Учебник. – М.: Изд-во БЕК. – 1996. – С. 632.
5. ЕмцовР.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-воДИС. – 1997. – С. 320.
6. ЖуравлеваГ.П. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев. – М.: ИНФРА–М. –1997. – С. 368.
7. КамаевВ.Д. Учебник по основам экономической теории. – М.: ВЛАДОС. – 1995. – С. 384.
8. КамаевВ.Д. и колл. авт. Экономическая теория: Учебник – М.: ВЛАДОС. – 1998. – С.640.
9. ЛюбимовЛ.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М. – 1995. – С. 620.
10. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник в трех томах. Т. 1. Теориярыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. – М.: Соминтек. – 1992. – С. 168.
11. Минаева Н.В. Экономика и предпринимательство. Лекции, деловые игры иупражнения. – М.: ВЛАДОС. – 1994. – С. 256.
12. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. –Банки и биржи, ЮНИТИ. – 1996. – С. 423.