Утверждены приказом Роспатента от 17.03.2000 # 38
Настоящие Правила признания товарного знака общеизвестным вРоссийской Федерации изданы в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхож-дения товаров» (далее — Закон) от 23 сентября 1992 года № 3520-1( опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Со-вета Российской Федерации, 1992, № 42, ст. 2322) и устанавливаютпорядок и тре-бования для признания товарного знака общеизвестным в РоссийскойФедерации в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона и в силу пункта (1) статьиб Ыз Па-рижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883го-да, пересмотренной в Брюсселе 14 декабря 1900 года, в Вашингтоне 2 июня 1911года, в Гааге 6 ноября 1925 года, в Лондоне 2 июня 1934 года, в Лиссабоне 31ок-тября 1958 года и в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененной 2 октября 1990года.
1. Общие положения
1.1. Общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания(далее — товарный знак) может быть признан товарный знак, охра-няемый натерритории Российской Федерации на основании государственной регистрации,товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации без регистрации всилу международного договора Российской Федерации, а также обозначение,используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны натерритории Российской Федерации, которые в результате интенсивно гоиспользования приобрели в Российской Федерации широкую известность средисоответствующих групп населения в отношении товаров определенногоизго-товителя.
Товарный знак, признанный общеизвестным, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ипунктами 1 и 2 статьи 28 Закона Российской Федерации «О товарных знаках,знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а такжепунктом 6 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности может служитьоснованием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признаниянедействительной регистрации товарного знака иного лица или запрещения иномулицу использовать товарный знак, тождественный или сход-ный до степени смешенияс общеизвестным знаком, предназначенным для при-менения в отношении однородныхтоваров, при условии, что дата, начиная с ко-торой товарный знак сталобщеизвестным, является более ранней, чем дата при-оритета товарного знакаиного лица.
1.2. Порядок признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерацииопределяется Правилами подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения вВысшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам(далее — Правила рассмотрения заявлений в Высшей патентной палате), утвержденнымиприказом Роспатента от 21.05.98 г. № 107 (зарегистрирован в Министерствеюстиции Российской Федерации 23.07.98 г., ре-гистрационный № 1568, опубликованв Бюллетене нормативных актов федераль-ных органов исполнительной власти, № 19от 17.08.98), с изменениями и допол-нениями, утвержденными приказом Роспатентаот 04.12.98 г. № 232 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РоссийскойФедерации 03.02.99 г., ре-гистрационный № 1696, опубликован в Бюллетененормативных актов феде-ральных органов исполнительной власти, № 6 от 08.02.99),и настоящими Прави-лами.
1.3. Заявление о признании товарного знака общеизвестным (далее — заявление)может быть подано лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным (далее — заявитель), в Высшую патентную палату Российского агентства по патентам итоварным знакам (далее — Высшая патентная палата), в частности, Е случаях,когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от этогоиспользования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подачаиным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знакана имя иного лица или использование иным лицом товарно-го знака, являющегосятождественным или сходным до степени смешения со зна-ком заявителя ипредназначенным для применения в отношении однородных товаров.
Если действия, связанные с регистрацией или использованием товарного знака,признаны актом недобросовестной конкуренции, заявление может быть подано влюбой период действия регистрации этого товарного знака.
2. Дополнительные требования к заявлению
2.1 Фактические данные, подтверждающие общеизвестность товарного знака, которыедолжно содержать заявление в соответствии с пунктом 2.6 Правил рассмотрениязаявлений в Высшей патентной палате, могут быть представлены содержащимися всоответствующих документах сведениями:
об интенсивном использовании товарного знака на территории Россий-скойФедерации. При этом могут быть указаны: дата начала использования товар-ногознака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, вотношении которых осуществлялось использование товарного знака; объемреализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовоеколичество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определен-номсекторе экономики и т.п.;
о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовыефинансовые отчеты);
о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, со-держащимисяв годовых финансовых отчетах;
о результатах опроса потребителей товаров, проведенного специализиро-ваннойнезависимой организацией с учетом требований, установленных Регла-ментом опросапотребителей по вопросу общеизвестности товарного знака (приложение 1) с обязательнымотражением ответов на вопросы, содержащиеся в опросном листе потребителей(приложение 2).
Вышеперечисленные сведения не являются исчерпывающими.
2.2 В заявлении должно быть указано, с какой даты заявитель считает свойтоварный знак общеизвестным на территории Российской Федерации.
2.3. Прилагаемое к заявлению изображение товарного знака представляет-ся в пятиэкземплярах на плотной, прочной бумаге (фотография, типографский оттиск и т.д.)форматом 8х8 сантиметров; в зависимости от вида обозначения размер по ширинеего фотографии или оттиска может составлять 8-10 сантимет-ров. -. ,
Если обозначением является этикетка, то в качестве его изображения мо-жет бытьпредставлена сама этикетка.
Если изображение является объемным (трехмерным), то представляется изображениеобщего вида обозначения, а также изображения всех необходимых проекцийзаявленного обозначения, дающих о нем исчерпывающее представле-ние.
Изображение представляется в том цвете или цветовом сочетании, в кото-ромиспрашивается признание товарного знака общеизвестным.
Изображение должно иметь качественное графическое исполнение, по-зволяющеерепродуцировать его в неограниченном количестве копий.
3. Дополнительные условия рассмотрения заявления
3.1. Коллегия Высшей патентной палаты Роспатента в процессе рассмот-рениязаявления учитывает все сведения и доводы, представленные заявителем всоответствии с пунктом 2.1 настоящих Правил и в порядке, предусмотренномаб-зацами третьим и шестым пункта 2.5 Правил рассмотрения заявлений в Высшейпатентной палате.
3.2. Значимость сведений и доводов заявителя в отношении признания то-варногознака общеизвестным зависит от особенностей конкретного случая.
3.3. Товарный знак не может быть признан общеизвестным, в частности, в случае,если коллегией Высшей патентной палаты установлено, что:
представленные заявителем в соответствии с пунктом 2 настоящих Правилфактические материалы не подтверждают общеизвестность товарного знаказая-вителя с даты, указанной в заявлении;
имеется товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарнымзнаком заявителя, зарегистрированный или заявленный на имя иного лица вотношении однородных товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, скоторой заявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизве-стным.
3.4. Не допускается представление дополнительных материалов к заявле-нию, еслиони содержат ходатайство заявителя признать его товарный знак обще-известным сдаты иной, чем указанная им в заявлении.
Такие материалы могут быть оформлены в качестве самостоятельного за-явления.
4. Дополнительные требования к решению Высшей патентной палаты обудовлетворении заявления о признании товарного знака общеизвестным.
В случае удовлетворения заявления в решении Высшей патентнойпалаты Роспатента приводятся следующие сведения:
дата вынесения решения;
регистрационный номер общеизвестного товарного знака;
изображение общеизвестного товарного знака;
дата, с которой товарный знак признан общеизвестным в Российской Фе-дерации; o:
указание владельца общеизвестного товарного знака и его местонахожде-ния илиместожительства;
перечень товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признанобщеизвестным, сгруппированных по классам Международной классификации товаров иуслуг для регистрации знаков, учрежденной Ниццким соглашением о Международнойклассификации товаров и услуг для регистрации знаков, заклю-ченным 15 июня 1957г. в Ницце, с учетом последующих пересмотров и поправок.
5. Заключительные положения
5.1. Товарный знак, признанный общеизвестным, незамедлительно по-сле вступленияв силу решения Высшей патентной палаты о таком признании, вносится в Переченьобщеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (далее Перечень). ВПеречень вносятся также сведения о владельце общеизвест-ного товарного знака,дата вступления в силу решения о его признании общеиз-вестным, егорегистрационный номер, дата, с которой товарный знак признан общеизвестным вРоссийской Федерации, перечень товаров и услуг, в отношении которых он признанобщеизвестным.
5.2. Сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным,публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене незамедлительно послевнесения товарного знака в Перечень.
После публикации владелец может осуществлять исключительное право на товарныйзнак, признанный общеизвестным.
5.3. Решение Высшей патентной палаты может быть обжаловано в суд.
5.4. Правовая охрана общеизвестного товарного знака может быть призна-нанедействительной или прекращена на основании решения суда.
Сведения о признании правовой охраны общеизвестного товарного знаканедействительной или о ее прекращении вносится в Перечень и незамедлительнопубликуются Роспатентом в официальном бюллетене.
6. Переходные положения
Заявления, поданные в Высшую патентную палату Роспатента и нерас-смотренные додаты вступления в силу настоящих Правил, рассматриваются с учетом ранееустановленных требований к подаче заявлений о признании товар-ного знакаобщеизвестным и в порядке, установленном настоящими Правилами.
Приложение
РЕГЛАМЕНТ опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака
1. Опрос потребителей проводится независимой специализированной ор-ганизацией.
2. Опросом должны быть охвачены потребители не менее шести населенных пунктовРоссийской Федерации. При этом обязательным является опрос в городах: Москва,Санкт — Петербург. Остальные населенные пункты определяют-ся заявителем, исходяиз характера его производственной деятельности.
3. Примерная форма опросного листа полностью приведена в Приложе-нии 2.Количество опрошенных и, соответственно, опросных листов должно от-вечать целямрепрезентативности (объективности) проводимого опроса. В связи с этим ихмаксимальное количество не ограничивается, а минимальное, как прави-ло, недолжно быть менее 500 в Москве, Санкт-Петербурге и менее 125 в каждом другомнаселенном пункте.
4. Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для продукциипроизводственно-технического назначения, целесообразно осуществ-лять путемопроса специалистов, являющихся потребителями продукции данного вида (они могутотносится как к производственным, так и к торговым кругам).
Выявление общеизвестности товарных знаков, предназначенных для това-ровнародного потребления, целесообразно осуществлять путем опроса«средних» покупателей (по признакам возраста, пола, образования,социального и матери-ального положения, связи с товаром, обозначенным товарнымзнаком), а также специалистов соответствующих отраслей промышленности иторговли.
5. В процессе заполнения опросного листа у опрашиваемых (как специалистов, таки покупателей) должны быть получены ответы на следующие вопросы:
— известен ли им данный товарный знак;
— какое лицо из ниженазванных * является, по их мнению,владельцем данного товарного знака или изготовителем товаров, обозначенных этимтовар-ным знаком;
— что для них является источником информации о данном товарном знаке. 6. Дляпризнания знака общеизвестным число ответов в пользу общеизве-стности должносоставлять не менее 60% потребителей, указанных в абзаце 1 пункта 4 настоящегоРегламента, и не менее 30 % среди потребителей, указанных в абзаце 2 пункта 4настоящего Регламента.
……………….
……………….
……………….
· Организацией, проводящей опрос указывается нескольконаименований (имен), среди которых называется наименование (имя) лица,подавшего заявле-ние о признании товарного
Приложение 2
Примерные вопросы, которые должны быть включены в опросный лист потребителей
Образец товарного знака
1. Знаете ли Вы товарный знак (да, нет)
2. Укажите, кому из ниженазванных* лиц принадлежит данный товарный знак или ктоизготавливает товары, обозначенные этим товарным знаком:
……………….
……………….
……………….
3. Известно ли Вам, на каких товарах проставляется товарныйзнак (укажите)_____________________________________________________________'
4. Каким Образом и когда Вам стало известно о существовании товарного знака
____________________________________________________________________
5. Населенный пункт РФ, в котором проводился опрос
_____________________________________________________________________
6. Данные о заполнившем анкету
_____________________________________________________________________
7. Подпись лица, заполнившего анкету
_____________________________________________________________________