Реферат по предмету "Религия и мифология"


Онтологическая проблематика в буддизме

Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика онтологической проблематики вбуддизме
1.1 Основные категории буддизма «дхарма» и «карма»
1.2 Буддийские представления о бытии как взаимодействииэлементов
Глава 2. Особенности понимания буддизма в работахотечественных ученых
2.1 Анализ буддизма в трудах Ф.И. Щербатского
2.2 Анализ буддизма в трудах учеников и последователей Ф.И.Щербатского
2.3 Буддизм как онтоэтическое учение
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность темы
Восток… Он всегдапривлекал, манил к себе неразгаданностью, таинственностью, самобытностью.
Чаще всего Востокизучается с точки зрения взаимодействия с Западной культурой. Проблемасуществования антагонистической пары Восток-Запад, их различия и сходства,притяжения и отталкивания, их культурного взаимодействия приобретает особуюостроту и актуальность в последнее время, время военного и политическогопротивостояния.
Увлечение Запада Востокомначалось очень давно – с древних торговых связей, кажущихся уже вечными. Помнению многих исследователей именно крестовые походы положили началопревращению европейского рыцарства из шайки кровожадных псов в изысканнейшуючасть общества. До этого отношение к восточным странам строилось по модели мифаили сказки. .
Затем Восток обрел статусгеографической и культурной реальности. Он стал более близким, но все ещечудесным, экзотическим, диковинным, а интерес к восточным странам приобрелхарактер модного увлечения. Тончайшие фарфор и ткани, сказочные ширмы и веера,наряды и лаковые кабинеты, китайские дворцы и сады — Запад как большой ребенокиграл в фантастичный, театрализованный восточный мир, олицетворявший негу ироскошь. Это был первый шаг на пути к разрушению великого мифа оевропоцентричности мира.
Таким образом, культураВостока постепенно проникает в жизнь Запада: в его быт, в его искусство, иконечно же в его образ жизни. Европа перестает осознавать себя центром, осью,вокруг которой вращается весь остальной мир.
Выдающийся русскийвостоковед О.О.Розенберг говорил, что «ключ к восточной душе» — буддизм, подчеркиваятем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многихвосточных народов. Действительно, возможно ли строить взаимоотношения скаким-либо народом, будучи незнакомым, с его традициями, мировоззрениями,философией? А стремление к налаживанию международных отношений – залог успехавнешней политики любого государства.
Культура, искусствоВостока неразрывно связано с философией, народов, населяющих его. Амировоззрения того или иного народа в большинстве своем обусловлены тойрелигиозной моделью, носителями которой они являются. Со временем самойраспространенной из них становится буддизм.
Влияние буддизма накультуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтомузаслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.
Появление ираспространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил ДальнегоВостока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом,который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии иТибета»[1].Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведическойрелигии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства вКитае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизмав Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.
Прежде всего, буддизмоказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку,танец, театр.
С распространениембуддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри,величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды –многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектурапридавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которыесейчас считаются традиционными.
Под воздействием идейбуддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесносвязана с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокругсвоих монастырей целые рощи.
Развитие скульптурыпроявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных иизящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционнымидля Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыривеками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесьпроводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов,художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накопленыбесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся иумножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков,компиляторов, переписчиков.
Вместе с буддизмом вЯпонию пришла китайская «азбука».
Китайские буддийскиемонахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания.
Искусство чаепитиявпервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство длямногочасовых медитаций.
Буддизм оказал глубокоевлияние на становление принципов традиционного восточного искусства. Преждевсего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточномискусстве и философско-религиозным сознанием Востока. Благодаря буддизму наВостоке незавершенность есть универсальный принцип, пронизывающий как традиционное,так и современное искусство, причем художники исходят из принципа «природа –мера красоты» в противоположность европейскому «человек – мера красоты».
Влияние же буддизма назападные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием наукии техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развиваетсякультурный кризис.
Французский историк ЖюльМишле писал в 1864 году: «На Западе такая теснота! Греция с наперсток – дышатьнечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийскихвысот воздухом глубин Востока!»[2]
В начале XX века наукаиспытывает кризис. Проникнув в глубины бытия ученые столкнулись с явлениямимикромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновенииматерии. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими отреального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др.находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме.Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме,которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но иодухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейнназывал буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.
Буддизм оказал влияние ина становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).
Главное же влияниеБуддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеаловчеловечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие «культура».
Образ жизни человека, егоповедение регламентируются нравственными нормами являющимися частью культурытого или иного общества, а значит и сам термин «культура», подразумевает подсобой и существование носителя ее, в нашем случае человека. Будучи приверженцемтой или иной религии, которая есть составляющая культурных традиций народа,человек, согласно своей вере, позиционирует себя в этом мире, отводя своему существованиюопределенную роль. Взаимодействие Мира и человека — основа большинства религий.Мы займемся рассмотрением этой связи в буддизме.
XXI век — время ускоренной взаимнойкультурной интеграции Востока и Запада, когда установление прочныхвзаимоотношений между государствами, приобретает все большую значимость длявнешней политики каждого из них. Что касается России, то буддизм — традиционнаярелигия нескольких народов нашей страны, народов, стремящихся ныне кнационально‑культурному возрождению. В этих условиях необходимостьизучения буддизма очевидна, но осознание этой религии без понимания такоговажного момента, как взаимоотношение мира и человека в ней невозможно.
Степень научнойразработанности темы.
Степень научнойразработанности темы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей,несмотря на то, что буддология за последние сто лет проделала большой путь, обуддизме написано множество научных, популярных книг. Тем не менее объем того,что предстоит сделать в этой области гораздо больше того, что уже сделан. Помнению известного петербургского востоковеда Е.А. Торчинова проблема не в том,что до сих пор не изучены и не переведены многие базовые тексты как индийскогобуддизма, так и тибетской и дальневосточной ветвей этой религии, а в том, что«мы до сих пор лишены понимания буддизма как единого во всем своем многообразиирелигиозного и культурного феномена, а мозаика отдельных текстов и направленийзаслоняет от нас целостность буддизма, вмещающего в себя все это многообразие ине существующего вне него»[3].
Теоретическая база.
Теоретическая базакурсовой работы формировалась на основе изучения и осмысления результатовнаучной деятельности известных исследователей в области востоковедения, вчастности на работах Е.А. Торчинова, О.О. Розенберга, Ф.И. Щербатского, ВасильеваЛ.С.
Цель исследования.
Целью настоящей курсовойработы является историческая реконструкция онтологической парадигмы буддизма.Реализация поставленной цели потребовала выполнения следующих задач:
Задачи исследования.
1. выделить основныеонтологические характеристики буддизма;
2. описать основныепонятия, связанные с этими характеристиками;
3. определить смыслэтих понятий применительно к Европейской метафизике;
4. выявить основныеэтические конструкты этих понятий;
5. систематизироватьосновные положения буддизма, касающиеся взаимодействия макромира и микромира;
6. продемонстрироватьонтологическое своеобразие буддийской доктрины;
Объект исследования.
Объектом курсовогоисследования является системная парадигма взаимодействия Мира и человека вбуддизме.
Предмет исследования.
Предметом исследованияявляются основные категории буддийского учения, характеризующие формувзаимодействия мира и человека.
Структура курсовойработы.
Курсовое исследованиесостоит из:
· введения;
· двух глав;
· пяти параграфов;
· Заключения;
· спискаиспользованной литературы.
Положения, выносимые назащиту.
1. Роль буддизма вразвитии культуры Индии. Необходимость исследования буддизма в современноммире.
2. Понятия «дхарма»и «карма» в буддизме. Их место в учении.
3. Представлениябуддистов о бытии как взаимодействии элементов.
4. Буддизм в трудахотечественных ученых. Особенности подходов в изучении.
5. Буддизм –онтоэтическое учение.

Глава 1. Общаяхарактеристика онтологической проблематики в буддизме
В главе рассматриваютсяосновные категории буддизма (дхарма, карма), а так же буддийские представленияо бытии как взаимодействии элементов.
буддизм дхарма кармащербатский
1.1 Основные категориибуддизма «дхарма» и «карма»
В параграферассматриваются значения основных понятий в буддизме, а именно понятия “Dharma”и “Karma”.
Перед тем, как приступитьк раскрытию данного вопроса, необходимо отметить тот факт (на который еще в1918 г. обратил внимание классик отечественной и мировой буддологии О.О.Розенберг), что буддизма, как такового не существовало и не существует.Исторически буддизм складывался, в виде различных течений и направлений, поройнастолько отличавшихся друг от другу, что больше напоминал отдельные религии нежеликонфессии в рамках одной. Тем не менее изначально существовал определенный кругидей, характерный для всех направлений в буддизме, так называемые основы учениябуддизма. К ним относятся прежде всего Четыре Благородные Истины, учение опричинно‑зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не‑души»)и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию.Существовании неких общих основ в буддизме, обусловливает так же и наличиеосновных понятий в учении. Ими являются «Карма» и «Дхарма».
Буддизм учит – вся нашажизнь есть страдание: рождение – страдание, болезнь – страдание, смерть –страдание. Мы страдаем, когда соприкасаемся с неприятным, страдаем приразлучении с приятным, постоянно находимся в состоянии неудовлетворенности. Вэтом состоит суть Первой Благородной Истины из четырех. Вторая же раскрываетпричину страданий, которая заключается в влечении, в желании, в страсти, впривязанности к жизни, которая в свою очередь основывается на неведении,заблуждении относительно собственной природы и природы существования кактакового. Не будет влечений, не будет и страданий, а значит и самой жизни. Апока есть жизнь, она будет подчиняться и регулироваться законом. Законом Кармы.
Слово «карма» переводитсяс санскрита как «дело, действие, деяние» и в отличие от того значения, котороеоно имело в ведийские времена ( тогда под словом «карма» понималось не всякоедействие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либообряда), дающее желаемый результат, или «плод» (пхала)), в буддизме обозначаетлюбое действие обязательно имеющее следствие или результат. Совокупностьэнергий всех действий, приносит свои плоды: определяет необходимость следующегорождения, характер новой жизни и т.д. В новой жизни человек будет вновьсовершать деяния благие или не благие, продолжая формировать тем самым своюкарму. Таким образом, не только карма влияет на ту или иную жизнь, но ичеловек, как самая благоприятная ее форма (В буддийских текстах постоянноподчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна: толькочеловек занимает срединное положение меж живыми существами: он не так погруженв обманчивое блаженство, как боги, но и не настолько измучен, как обитатели ада;кроме того, человек в отличие от животных наделен также развитым интеллектом.)способен оказывать на карму свое влияние. К примеру, буддисты миряне, принимаютопределенное количество обетов с целью улучшения своей кармы:
1. Ненасилие,непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни,исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;
2. Отказ от дурнойречи (ложь, клевета и т. п.);
3. Неприсвоениетого, что принадлежит другому; отказ от воровства;
4. Правильнаясексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»);
5. Отказ отупотребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудноподдающимся контролю.
У монахов и монахиньобетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе«Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием«Пратимокша»/«Патимоккха»). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не наулучшение кармы, а на ее полное исчерпание и достижение нирваны.
Итак, переход из жизни вжизнь образует в индийских религиях не лестницу совершенствования и восхожденияк Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания кдругой. Тем более, что буддизм не теистическая религия, в нем нет места понятиюБога, и поэтому карма понимается буддистами не как некое возмездие иливоздаяние со стороны Бога или богов, а как абсолютно объективный базовый законсуществования, столь же неотвратимый, как законы природы и действующий столь жебезлично и автоматически.
Раскрывая значениепонятия «карма», мы не могли обойти и отчасти уже упомянули еще одно основноепонятие в учении, как перерождение или перевоплощение. В буддизме оно получилоназвание «сансара». «Сансара» переводится с санскрита как «прохождение,протекание». Ее главной характеристикой является страдание, источник которых –страсти и влечения, являющиеся (как уже было упомянуто выше) следствиемневежества, под влиянием которого вращающийся в круге сансары принимаетвременный и иллюзорный мир за реальность. Поэтому все религии Индии (буддизм,индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, тоесть выход из круговорота постоянных перерождений и обретение свободы отстраданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое существованиелюбое живое существо.
Не только реальностьэтого мира отрицается учением буддизма, но и существование некоего индивидуального«я» как неизменной, самообусловленной субстанции, не признается им. Эта идеяподробно изложена в одном из самых важных трактатов буддизма, названного насанскрите «анатмавада».
Но если душа, каксущность отсутствует, то что есть личность? Если «я» не существует, что жетогда перерождается и переходит из жизни в жизнь? ...
Ответ на этот вопростесно связан с понятием «дхарма». Слово образовано от санскритского корня dhr –«держать». Существует несколько значений этого термина. Часто значение слова«дхарма» дается как «универсальный закон бытия», в индийскомисторико-философском контексте термин всегда олицетворял идеи правильногоповедения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. В традиционноминдусском обществе, характерной чертой которого является наличие варн (каст),дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностяхкаждого индивида. Для буддизма же характерно понимание слова «дхарма» какрелигии (религия словно удерживает, защищает людей), а так же как неделимыйэлемент бытия, наличие которых открыл Будда. Описание дхарм изложено в третьейчасти буддийского канона, абхидхарме, а их детальной классификации посвящентруд абхидхармакоша.
Итак, под «дхармой»понимаются все элементы бытия, элементы, из которых состоит все сущее.
Учение о мгновенности(кшаникавада) тесно связано с понятием дхармы – в ней дается характеристикатермину. Учение о мгновенности утверждает, что каждая дхарма, а значит и веськомплекс дхарм, т.е. все живое существо существует лишь мгновение, затемсменяясь другой, новой дхармой, на характер которой повлияла предыдущая,согласно закону причинной обусловленности. Здесь самое время ответить на вопросо перерождении в отсутствии души (атмана), поставленный нами вначалерассмотрения термина «дхарма». Итак: «Если «я» не существует, что же тогдаперерождается и переходит из жизни в жизнь? Если душа, как сущностьотсутствует, то что есть личность? ...» Отвечая на первую часть вопроса,скажем: человек в буддизме не воплощение души на земле, как в индуизме, он естьпоток, комплекс дхарм, существующих лишь мгновение. Нет никакого перевоплощенияили перерождения, но есть чередование рождений и смертей. В дальнейшемпоследует ответ на вторую часть вопроса.
В буддийской философской(Абхидхармической) литературе содержатся различные перечни и классификациидхарм. Так, школа сарвастивадинов (вайбхашиков) содержит список из 75 дхарм, асписок йогачаринов (виджнянавадинов) включает в себя уже 100 дхарм. Далее будутперечислены основные классификации дхарм.
Известный востоковедЕвгений Алексеевич Торчинов в работе «Введение в буддологию», описываетфрагмент знаменитого буддийского философского памятника «Вопросы Милинды»: «Царьутверждает, что если буддисты считают, что души нет и что ни один из элементовпсихофизического состава человека, равно как и совокупность всех этихэлементов, не является личностью, то у буддистов получается, что никакойличности вовсе нет. Возражая царю, Нагасена указывает ему на колесницу иначинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колёса колесница? Или, можетбыть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие‑либоеще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасенаспрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова даетотрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в такомслучае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает иговорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всехперечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать,что точно так же и личность суть только имя, обозначающее определенным образомупорядоченное единство пяти групп элементов опыта». В буддийской традиции ониназываются пятью скандхами (панча скандха; слово «скандха» дословно означает«куча»).
Таким образом, простейшаяклассификация всех элементов бытия представлена путем деления на следующиегруппы: 1) чувственное; 2) ощущения; 3) представления; 4) волевые акты и другиеспособности; 5) чистое ощущение или общее понятие сознания (без содержания).
Если к группечувственного отнести все связанное с органами чувств, а группы: ощущения,представления, волевые акты и чистые ощущения заменят понятие «душа», то всепять групп можно объединить в две, представляющие изображение материи и духа,сохранившее в буддизме за собой старый, добуддийский термин «нама-рупа», где «рупа»представляет элементы чувственного, а «нама» включает четыре нечувственныхразряда.
Во время одной дискуссии,Будда выдвинул лозунг «Все существует», позже он был вынужден разъяснить то, чтоон подразумевает под этими словами — он ответил: «все существует означает,что существуют двенадцать ayatana» (ayatana в переводе с санскрита означает «вход».
Итак еще однойклассификацией дхарм является деление на 12 ayatana. Здесь элементы разделены на познавательныеспособности и соответствующие им объекты:
Шесть воспринимающихспособностей (органов – indriya):
1. Орган зрения –chakshur-indriya-ayatana.
2. Орган слуха –shrotri-indriya-ayatana.
3. Орган обоняния –ghran-indriya-ayatana.
4. Орган вкуса –jihv-indriya-ayatana.
5. Орган осязания –kay-indriya-ayatana.
6. Познавательныеспособности.
Шесть объектов (vishaya):
1. Видимое (цвет иформа) – rupa-ayatana.
2. Слышимое (звук) –shabda-ayatana
3. Обоняемое (запах)– gandha-ayatana Вкушаемое (вкус) – rasa-ayatana.
4. Осязаемое –sprashtavya-ayatana.
5. Нечувственныеобъекты — dharma-ayatana или dharmah.
Цель этой классификациидать деление всех объектов познавания на объекты чувственные и нечувственные.Первые затем разделены на 10 групп и соответствуют пяти органам чувств и ихпяти объектам, а вторые (dharma-ayatana или просто dharmah), включающие всенечувственные объекты, оставлены неразделенными. Имеется шесть пунктов,соответствующих шести познавательным способностям. Таким образом, 12 ayatana, или«баз познавания», представляют все элементы бытия, распределенные вшести субъективных и в шести соответствующих объективных статьях.
И еще один способклассификации элементов бытия, внешне очень сходный с деление на 12 ayatana, однако произведенный с иной точкизрения – здесь к шести познавательным способностям и шести объектам добавляютсятак же шесть видов сознания, начиная от сознания или ощущения видимого(chakshur-vijnana-dhatu) и кончая сознанием умственного, т.е. нечувственного(mano-vijnana-dhatu). Таким образом, в дополнение к 12 компонентам,соответствующим 12 базам познавания, мы имеем:
1. Сознание видимого(зримого) (chakshur-vijnana-dhatu).
2. Сознаниеслышимого (shrotria-vijnana-dhatu).
3. Сознаниеобоняемого (ghrana-vijnana-dhatu).
4. Сознаниевкушаемого (jihva-vijnana-dhatu).
5. Сознаниеосязаемого (kaya-vijnana-dhatu).
6. Сознаниенечувственного (mano-vijnana-dhatu).
Итак, мы изложилизначения термина «дхарма» в буддизме, и перечислили основные типы классификацийдхарм, как элементов бытия.

1.2 Буддийскиепредставления о бытии, как о взаимодействии элементов
В параграферассматривается бытие с точки зрения доктрины буддизма.
Понятие о дхарме являетсяцентральным пунктом в буддийском учении, в котором буддизм раскрывается, какметафизическая теория, развивавшаяся из принципа, что бытие, ни что иное, каквзаимодействие тонких, конечных, мимолетных, элементов материи, духа, сил. Лишьэти элементы по-настоящему реальны, все остальной суть только имя дляопределенной группы элементов. Нравственное учение, провозгласившее целью жизнистремление к освобождению от уз сансары и обретению покоя в состоянии нирваны,не является чем-то чуждым онтологическому учению, а тесно сним связана иявляется его неотъемлемой частью.
Хотя элементы бытия несвязаны друг с другом ни всепроникающим элементом бытия, ни длительностью вовремени, между ними есть определенная связь – это закон причинно‑зависимогопроисхождения. На санскрите этот закон звучит как «pratitya-samutpada». Такимобразом основная доктрина буддизма (известный буддолог Ф.И. Щербатскойобозначает ее как «понятие множественности отдельных элементов») включает всебя идею о строгой причинности, которая контролирует элементы бытия в мировомпроцессе. Выдающийся индийский философ, буддийский монах Васубандху следущимобразом охарактеризовал Теорию элементов: «если что-либо появляется, топоследует такой-то и такой-то результат» – asmin sati idam bhavati.
Подводя итогвышесказанному, обобщим характеристики элемента «дхарма». Итак:
1. Каждый элементявляется отдельной сущностью или силой;
2. Элементы не имеютдлительности – каждый новый элемент существует лишь в пределах одного момента;
3. Движущихся телнет – но есть последовательное появление элементов;
4. Появление новогоэлемента определяется предыдущим по закону причинной обусловленности;
5. Элементы непроникают друг в друга, а значит, нет субстанций отдельно от качеств, материяесть отдельные чувственные данные, душа – есть отдельные ментальные данные.
6. Конечныйрезультат мирового процесса – абсолютный покой, когда элементы, утративэнергию, перестанут возникать. Все взаимодействие угаснет и на смену ему придетнеподвижность.
Вывод:
В данной главе былирассмотрены основные категории буддизма: «дхарма» и «карма». Термин «дхарма»был рассмотрен как в значении закона, учения, так и в значении элементарных,далее неделимых элементов бытия, связанных между собой законом причиннойобусловленности. Посредством этих элементов, а точнее их взаимодействийобразуется сущее, мир, переживаемый каждым существом и регулируемый закономкармы.

Глава 2. Особенностипонимания буддизма в работах отечественных ученых
2.1 Анализ буддизма втрудах Щербатского
Щербатской Ф.И. – русскийбуддолог, историк индийской философии. В 1889 году окончилисторико-филологический факультет Санкт-петербургского университета. В 1904году, там же защитил магистерскую диссертацию по трактату Дхармакирти «Ньяябинду» («Учебник Логики»).
С 1918 годадействительный член Российской академии наук. В 1928-30 гг. возглавлял институтиндийской культуры в Ленинграде. С 1930 года возглавлял Индо-тибетский кабинетинститута востоковедения.
Крупнейшими трудамиФ.И. Щербатского являются монографии «Теория познания и логика по учениюпозднейших буддистов» (т. 1-2. СПб., 1903-1909 гг.), «The Central Conception ofBuddhism and the Meaning of the Word Dharma» («Центральная концепция буддизма изначение слова “дхарма”». Лондон, 1923 г.), «The Conception of BuddhistNirvana» («Концепция буддийской нирваны». Ленинград, 1927 г.) и «The BuddhistLogic» («Буддийская логика», т. 1-2. Ленинград, 1930-1932 г.). Кроме этогоЩербатской был автором многочисленных статей, переводов небольших буддийскихтекстов и публикаций в серии «Bibliotheca Buddhica».
Щербатской занималсяпреимущественно буддийской философией, иногда рассматривая ее вне религиознодоктриального контекста буддизма. Первая работа Федора Ипполитовича поиндийской философии была посвящена логике. Здесь он попытался найтиальтернативу классической европейской, т.е аристотелевской логике. В работеЩербатской указывал на различие в понимании «логики» в Европе и «логики» вИндии, проводя аналогии между различными их направлениями. Труд был читан назаседании восточного отделения Императорского русского археологическогообщества. В процессе своей дальнейшей работы, Щербатским отмечались частныепараллели. Вот лишь некоторые из них:
— статья «Буддийскийфилософов о единобожии» (1904) – сходства позиций найяиков в отношении созданиямира (из атомов посредством некой высшей силы) с учением западныхокказионалистов XVII – XVIII вв.
— между буддистами иведантистами с позициями Канта
— между философией Кантаи учением буддистов из школы виджнянавады.
Основываясь на широкомкруге санскритских и тибетских источников, Щербатской, фактически, сталинициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, атак же системного изучения всего наследия буддийского идеализмавиджнянавадинов, школы Дигнаги.
Влияние видного русскогокантианца А.И. Введенского (учителя Щербатского) и И.И. Лапшина (ученика А.И.Введенского) выражалось как в компаративистской направленности его работ, так ив том, что для описания буддийской философии Ф.И. Щербатской использовалтерминологию и инструментарий неокантианской философии. Как отмечает Шохин В.К.« именно Кантова философия является для него и основной точкой отсчетадостижений индийской философской мысли и критерием оценки некоторых решающих еерезультатов…». Щербатской как переводчик совершенно иным образом подходит квопросу перевода буддийских текстов, чем это было принято до него, считая, чтокорректность перевода философских текстов состоит прежде всего в необходимостифилософски адекватного перевода классических буддийских текстов. Не филологи, афилософы должны изучать буддийскую мысль, утверждал академик, «передавать ее нарусском языке так, как передал бы ее сам автор, если предположить, что емупришлось бы писать на этом языке». Наряду с положительным характером, которыйносил такой способ перевода, он так же обладал и отрицательной чертой, ведьхотя принятый Щербатским язык описания и его герменевтическая процедурапозволяли звучать русскоязычному переводу индийского текста вполне философично,при этом переводчику удавалось, прежде всего, передавать то, что было общего уиндийского философа с европейскими мыслителями, тогда как принципиально новое иинокультурное содержание буддийских памятников оставалось по-прежнему взначительной степени скрытым и неявным. В целом же работа Щербатского в этойобласти была успешной. Это можно сказать и о таком значимом труде Федора Ипполитовича,как « Центральная концепция Буддизма и значение термина «дхарма»». ЗдесьЩербатской, дает весьма конкретное определение термину «дхарма», устанавливает,что понятие «дхарма» — основа буддийской догматики, доказывает, что буддизм этоне только этическое учение (в то время буддологами рассматривалась лишьэтическая сторона буддизма), но и содержит в себе онтологию, т е. обладаетсвоей метафизической системой.
2.2 Анализ буддизма втрудах учеников Ф.И. Щербатского
Ф.И. Щербатской былне только ученым-исследователем, но и блестящим педагогом, воспитавшим целуюплеяду ученых, образовавших российскую (петербургскую, ленинградскую)буддологическую школу. Самым крупным ученым из воспитанниковФ.И. Щербатского был, Е.Е. Обермиллер.
1. Е.Е. Обермиллер.
Е.Е. Обермиллер(1901-1935 гг.) – самый яркий ученик Щербатского. Глубокое знание санскрита,тибетского и монгольского языков, большие всесторонние познания позволилиОбермиллеру стать автором ряда работ высокой научной ценности, а так же сделатьнесколько успешных переводовфундаментальных религиозно-философских трактатов.Таких как перевод «История буддизма в Индии» известного тибето-буддийскогоученого Будона Ринчендуба. Большой вклад в науке был сделан Обермиллеромблагодаря его увлечению Праджняпарамитской литературой, вчастности«Абхисамаяламакара» и «Уттаратантра» — первая работа это религиозно философскийтрактат, в котором подробно рассматриваются этапы и ступени духовного путиразвития личности, а предметом второй работы стало рассмотрение Будды, Учения иОбщины и их характеристика, а так же результат духовного пути т.е.просветление.
В статье «The Account ofthe Buddha's Nirvana and the First Council According to the Vinayaksudraka»обермиллер раскрывает трактовку важнейшего понятия буддизма – нирваны повоззрениям различных религиозно-философских школ. Работа «A study of the TwentyAspects of Sunyata based on Haribhadra's Abhisamayalamkara-aloka and thePanca-vimsatisahasrika-prajnaparamita-sutra» посвящена анализу видов шуньяты.Таким образом, Обермиллер продолжал традиции классической буддологии, принципыкоторой разработал Ф.И. Щербатской. Особое внимание Обермиллер уделялизучению текстов Майтреи-Асанги — Абхисамаяланкары и Ратнаготравибхаги.Таким образом, Обермиллер был первым европейским ученым, занявшимся этимтекстом, базовым для теории Татхагатагарбхи. Большинство опубликованных работОбермиллера написано по-английски [7]. К сожалению, егожизнь оказалась краткой: в 34 года Е.Е. Обермиллер скончался после тяжелойи изнурительной болезни. Последние годы жизни он провел в Бурятии, занимаясьбуддийской философией с учеными ламами.
2. О.О. Розенберг
Так же ученикомЩербатского принято считать О.О. Розенберга, одного из выдающихся философов иориенталистов не только России, но и всего цивилизованного мира, профессорафакультета восточных языков Петроградского университета. О.О. Розенбергсчитается учеником Ф.И. Щербатского, но в то же время его исследования былинезависимыми и самостоятельными, его подходы и выводы отличались от выводов иподходов академика.
Розенберг родился вФридрихштате в 1988 году. Окончил Петербургское училище Св.Екатерины в1905 годус золотой медалью. После он поступаетна факультет восточных языковС.-Петербургского университета, где слушал лекции проф. Иванова, проф.Щербатского, проф. Руднева. Розенберга, еще во время учебы в университете сталапривлекать область восточной философии. Будущий академик считал, что представлениео важнейших проблемах индийской философии, которые сложились в науке на тотмомент, не соответствовали истине. Раскрытию подлинного смысла буддизма онрешил посвятить свою жизнь. Изучая буддизм, Розенберг считал, что исследованиеэтого учения не должно ограничиваться исследованием лишь индийских источников (вэтом состоит одно из различий в подходах к этому вопросу между Розенбергом иЩербатским) и что необходимо, так же изучать китайские и японские источники.Работа Оттона Оттоновича не ограничивалась лишь работой кабинетной, азаключалась так же в исследовании устной традиции, до сих пор сохранившейся вбуддийских монастырях. Одной из заслуг Розенберга в области востоковедения сталосоставление словаря – свода всех философских, религиозных ирелигиозно-исторических терминов переводной литературе. Охватив языкикитайский, японский, санскритский, пали, словарь послужил фундаментом длядальнейшего научного изучения буддизма. Магистерская диссертация Розенберга«Проблемы буддийской философии», написанная им в 1918 году, в которойизлагаются принципы нового изучения философии востока, а так же основныемоменты развития буддийского учения, стала вторым трудом академика в областибуддизма и, собственно как его автор он и стал знаменит. «Проблемы буддийскойфилософии» являются второй частью единого труда под названием «Введение в изучениебуддизма по китайским и японским источникам». Розенберг планировал и третьючасть, посвященную школам китайского и японского буддизма, но написать ее емубыло не суждено. Книга ознаменовала собой переворот в буддологии. Состоял он вследующем:
1. Розенберг показалналичие нескольких уровней в буддизме и принципиальное отличие популярного,народного, буддизма от философского буддизма.
2. Он показалнеобходимость изучения буддийского учения не только по сутрам, но и посистематическим философским трактатам — шастрам. Именно тексты шастрпозволяют понять философский уровень буддизма, представленный и в сутрах, но нев систематической форме.
3. О.О. Розенбергвпервые доказал, что именно Абхидхарма является основой философии буддизма, аглавный предмет Абхидхармы — теория дхарм, рассмотренная Розенбергомдетально и всесторонне.
4. О.О. Розенбергпоказал, что никакого буддизма «вообще» нет. Буддизм исторически существовал исуществует только в виде отдельных школ и направлений.
Изучение китайских ияпонских источников выразилось в работах Щербатского еще и в интерпретациитеории дхарм, нетрадиционной для буддологии того времени. Дело в том, чтоРозенберг представлял дхарму как некоторые непознаваемые носители, лишьпроявляющие себя мгновенными вспышками. В классических же абхидхармическихтекстах, таких как «Абхидхарма» дхармы определяются как элементарные мгновенныечастицы.
2.3 Буддизм каконтоэтическое учение
Признание буддизма каконтоэтического учения означает, что данное учение не было исключительно этическимучением, как это было принято считать «полвека назад, когда наиболееавторитетной в буддологии была англо-германская школа (супруги Рис-Дэвидс,супруги Гейгер, Г.Ольденберг и др.), характерными чертами которой былоподчеркивание антиметафизической морально-этической сущности проповеди раннегобуддизма, ориентация на палийскую версию Канона, понимаемую как вполнеадекватное отражение первоначального буддизма, пренебрежение ктерминологическому аспекту буддизма и, наоборот, внимание к этимологии и апелляцияк «здравому смыслу»», но обладало своей собственной метафизическойсистемой.
1. Что означает термин«этика»?
Термин «этика» происходитот древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималосьпривычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериноелогово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначатьустойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном изфрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество.Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовалприлагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческихкачеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являютсясвойствами характера, темперамента человека, их также называют душевнымикачествами.
2. Что означает термин«онтология»?
(греч. Ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии: в классической философии– учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологиейи др.) базовым компонентом философской системы;
Термин «онтология» былвведен Р. Гоклениусом («Философский лексикон», 1613) и параллельно – И.Клаубергом, введшим его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятиюметафизика (“Metaphisika de ente, quae rectus Ontosophia”, 1656);
3. Буддизм – онтоэтическое учение.
Что касается буддизма, тоглавная его онтоэтическая идея заключается прежде всего в Четырех БлагородныхИстинах ( Чатур Арья Сатьяни), учении о причинно‑зависимом происхождениии карме, доктрины анатмавады («не‑души») и кшаникавады (учение омгновенности), а также буддийскую космологию. Все буддисты верят, что этипринципы были провозглашены самим Буддой, однако если тхеравадины(«хинаянисты») считают их полной и окончательной истиной, то для большинствамахаянистов они есть лишь некоторые условно истинные положения, провозглашенныеБуддой в пропедевтических целях, чтобы подготовить учеников к восприятию имиистин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары и нирваныили наделенности всех живых существ природой Будды.
Далее следует краткоерассмотрение каждой из истин.
Первая истина это истинао страдании (духкха). Смысл ее заключается в том, что вся наша жизнь естьстрадание: рождение – страдание, болезни – страдание, смерть – страдание,соприкосновение с неприятным — страдание, разлучение с приятным – страдание.Страдание это основная характеристика бытия. Находясь под влиянием законапричинной обусловленности страдают все, не только человек, но и животные и дажебоги.
Вторая Благородная истинараскрывает причину страдания. Причина – влечения, желания, страсти,привязанность к жизни, обусловленные неведением (авидья), относительно природымира вобщем и природы собственного «я» вчастности. Жизнь контролируется закономкармы (значение термина было рассмотрено в предыдущем параграфе, поэтомуостанавливаться подробно на понятии «карма» сейчас не имеет смысла).
Карма определяет в новомрождении то, что философы‑экзистенциалисты называют «заброшенностью»:страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая формарождения), семью рождения, пол и прочие генетические характеристики (например,врожденные болезни), основные черты характера, психологические наклонности итому подобное. Совершенные в следующей жизни поступки будут далее формироватькарму, вести к новому рождению так далее. Этот круговорот рождений и смертейназывается индийских религиях «сансара». Религии Индии ставят конечной цельюсуществования выход из круговорота сансары – освобождение. Вопрос о началесансары в буддизме не имеет ответа — в одной палийской сутре говорится«Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о началесансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают вее круговороте от рождения к рождению». Учение о карме и сансаре возникло еще вдобуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по‑видимому,не позднее VIII–VII вв. до н.э.), но именно буддизм тщательно разработалего, четко артикулировал, сделал формообразующей частью своего учения и уже взавершенном виде вновь «передал» индуизму. Необходимо обратить внимание на то,что учение о карме (в качестве базового закона существования), а так же сансаре(как основном принципе существования) представляет собой часть учения о бытии вбуддизме. Ученее о карме тесно связано с теорией о причинно-зависимомпроисхождении (пратитья самутпада). этот принцип иллюстрируется в буддийскихтекстах (его классическое описание содержится в «Махавагге» – тексте палийскойТипитаки) на примере человеческой жизни, хотя он, в соответствии с общимипринципами буддийского учения, может быть применим и к любому элементусуществования, каждое мгновение возникающему и исчезающему, равно как и кцелому космическому циклу.
Цепь причинно‑зависимогопроисхождения состоит из двенадцати звеньев:
1. Неведение(авидья) заблуждение относительно собственной природы и природы существованиявобщем обусловливает наличие –
2. Самскар(подсознательные импульсы или влечения). Они влекут умершего к новому рождению.
3. Наличие самскаробусловливает появление сознания (виджняна), неоформленного и аморфного.Наличие сознания обусловливает формирование –
4. психофизическиххарактеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структурформируются –
5. Шесть баз (шадаятана), то есть шесть органов, или способностей (индрия), чувственноговосприятия. Шестой индрией является манас («ум»), также считающийся органомвосприятия «умопостигаемого». В момент рождения шесть органов восприятияприходят в –
6. Соприкосновение(спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает –
7. Ведана (чувств):приятного, неприятного и нейтрального. Это приводит к возникновению –
8. влечения, страсти(тришна), тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение иотвращение как две стороны одного состояния образуют –
9. Привязанность(упадана). Влечения и привязанности составляют сущность –
10. Жизни,сансарического бытия (бхава). Но эта жизнь непременно должна привести к –
11. Новому рождению(джати), которое в свою очередь непременно закончится –
12. Старостью исмертью (джала‑марана).
Смысл теории о причинно‑зависимогопроисхождения заключается в том, что все этапы существования причиннообусловлены, причем эта причинность носит сугубо имманентный характер, неоставляющий места для скрытой таинственной трансцендентной причины. Натибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получает наглядноевоплощение, соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного родакартины носят название бхава‑чакра («колесо бытия»). Вот еще однодоказательство присутствия метафизики в буддизме.
Третья Благородная Истина– истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним – ниродха,прекращение), в которой сообщается о возможности спасения, прекращениистраданий – нирване. Будда ограничивался самыми общими характеристиками нирваныкак состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства(парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепцийнирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется вбуддизме навсегда. Путь к достижению нирваны получил название «БлагородныйВосьмеричный Путь» (арья аштанга марга). О нем повествует Четвертая благороднаяистина. Путь делится на три больших этапа: этап мудрости (праджня), этапнравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап сосредоточения (самадхи),то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – потри, всего восемь ступеней.
I. Этап мудрости.
1. Правильноевоззрение (осознание Четырех благородных истин и других базовых законовбуддизма.
II. Этап нравственности.
2. Правильнаярешимость. Человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий косвобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
3. Правильная речь.Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани ираспространения слухов и сплетен, питающих вражду.
4. Правильноеповедение. Миряне‑буддисты принимают минимальное количество обетов,способствующих накоплению благой кармы (ненасилие, непричинение вреда живымсуществам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и состраданияко всем живым существам»; отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см.выше); неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильнаясексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ отупотребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудноподдающимся контролю)
5. Правильный образжизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении.Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любойформой деятельности, несовместимой с правильным поведением.
III. Этап сосредоточения.
6. Правильноеусердие. Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов изаключаются в постоянных занятиях буддийской йогой.
7. Правильноепамятование. Целостный и всеохватный контроль над всеми психоментальными ипсихофизическими процессами при развитии непрерывной осознанности
8. Правильное сосредоточение,или правильный транс. Достижение собственно самадхи, предельной формысозерцания, при которой исчезают различия между созерцающим субъектом,созерцаемым объектом и процессом созерцания.
Труд Абхидхармакоша(энциклопедический трактат известного индийского философа V века Васубандху), излагающийосновные буддизма на основе элементов бытия (дхарм) так же указывает наонтоэтический характер учения.
Вывод:
В главе былипроанализированы труды отечественных ученых: Ф.И. Щербатского и его учеников О.О.Розенберга и Е.Е. Обермиллера, особенности их понимания буддизма. В параграфе«Буддизм как онтоэтическое учение» были описаны элементы учении буддизма,характеризующие его не только как исключительно этическое учение, но и учениеобладающее своей собственной метафизической системой.

Заключение
Однажды соприкоснувшись,Восток и Запад продолжают диалог, начав его с незапамятных времен и ведя по сейдень. Взаимопроникновение культур со временем только усиливается. Тем не менеебольшинство людей, считающих себя носителями западной культуры, как и преждеинтересуются лишь «декоративным Востоком», не углубляясь в особенности его философии,его миропонимания. Как уже было упомянуто выше, мировоззрения того или иногонарода в большинстве своем обусловлены той религиозной моделью, носителямикоторой они являются, и со временем буддизм стал самой распространенной из них.
Данная курсовая работаявляется результатом исследования вопроса о взаимодействия мира и человека вбуддизме. Рассмотрение в первой главе основных категорий буддизма, а именнопонятия «дхарма» и «карма», позволило понять ту концепцию бытия представленнуюв этом учении, а так же получить представления о тех основах в буддизме,которые несмотря на все многообразие его направлений и школ, общие для каждойиз них. К этим основам можно отнести: Четыре благородные истины — учение опричинно‑зависимом происхождении и карме, доктрины анатмавады («не‑души»)и кшаникавады (учение о мгновенности), а также буддийскую космологию; учение одхармах Абхидхарме (буддийской философской психологии), определяющую все сущее,как взаимодействие элементов бытия существующих мгновение и проявляющие себя моментальнымивспышками в пространстве. Появление нового элемента (дхармы) обусловленопредыдущим элементом, по закону причинной обусловленности. В абхидхармическойлитературе содержатся классификации дхарм по различным признакам.
Анализ трудовотечественных ученых: Ф.И. Щербатского, Е.Е. Обермиллера, О.О. Розенберга,позволил отметить особенности понимания буддизма каждым из них, а так жепроследить различия в подходах и методах исследования буддизма учеными.
И в заключениеисследования – изучение трудов востоковедов, в том числе тех, чьи работырассматривались во второй главе, показало, что буддизм не является только лишь этическимучением, он обладает и метафизикой, а значит, это учение можно считатьонтоэтическим.

Список использованнойлитературы.
1. Розенберг О.О.Труды по буддизму. М., 1991.
2. Щербатской Ф.И.Центральная концепция буддизма и значение слова «дхарма» // Щербатской Ф.И.Избранные труды по буддизму. М., 1988.
3. Поликарпов В.С.История религий. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
4. Васильев Л.С.История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988
5. Шохин В.К. «Ф.И.Щербатской и его компаративистская философия» М., 1998.
6. Торчинов Е.А.«Введение в буддологию: курс лекций»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет и аудит основных средств
Реферат Организация безналичных расчетов и проблемы их совершенствования
Реферат Организация управления финансами предприятия
Реферат Определение сумм акциза и НДС
Реферат Організація фінансового контролю шляхи його підвищення
Реферат Оптимизация налогообложения предприятий малого бизнеса
Реферат "Moscow News"
Реферат Рунический камень U455, Нэсбю
Реферат «Основы православной культуры»
Реферат Jane Eyre Role Of Women Essay Research
Реферат Проектирование строительства эксплуатационной скважины №11 на Северо-Прибрежной площадке Краснодарского края
Реферат Основные социологические и экономические подходы к изучению домохозяйства
Реферат Соціально-психологічні фактори суїцидільної поведінки підлітків
Реферат Loophole Or A Conspiracy Essay Research Paper
Реферат Социально-экономическое и политическое развитие Российской Империи в конце XVIII века