Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
Белорусский государственный аграрный технический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Национальная экономика РеспубликиБеларусь»
на тему «Понятие национальной экономики; предпосылкиее становления, функционирования и развития»
Выполнила студентфакультета
Предпринимательстваи управления
4 курса группы 71зэи
(зачетная книжка№ 507301)
Сергиеня ВероникаФедоровна
Минск 2010
План
1. Понятие национальной экономик
2. Предпосылки становления, функционирования и развитиянациональной экономики
3. Основные направления социально-экономического развитияРеспублики Беларусь до 2010 г.
4. Основные задачи второго пятилетия
5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулирования экономики
7. Бюджетно-налоговое регулирование
8. Денежно-кредитное и валютное регулирование
9. Инвестиционная политика
10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслейнародного хозяйства
11. Внешнеэкономическая деятельность
Используемая литература
1. Понятие национальной экономик
Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившеев июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенныеправа на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственногокомплекса (ЕНХК) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовыватьсяв национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целогов рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мировогосообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.
За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путьпостроения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, переходак рыночным отношениям в очень трудных условиях преодоления системного социально-экономическогокризиса, вызванного распадом СССР. Но все то время не прекращался процесс созданияоснов национальном экономики на «руинах» бывшего ЕНХК. И сегодня нашаруина сформировала ключевые элементы новой экономической системы, создав новые органыэкономической власти, внутренний и внешний рынки, нормы хозяйственного законодательстваи т.п.
Термин «национальная экономика» активно вошел в научныйоборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синонимпонятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народноехозяйство» (National economy — англ., Volkswirtschaft — нем., Gospodarka narodowa- польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентируетвнимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации,государства, а не только в этническом аспекте.
Следует различать национальную экономику как науку и как областьхозяйственной практики.
Как наука национальная экономика имеет свой объект, предмет,инструментарий и субъект научного исследования.
В качестве объекта национальная хозяйственная система страныисследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией,экономической историей, экономической статистикой, эконометрией, математическиммоделированием, экономической и социальной географией и др.
Предметом исследований выступают социально-экономические процессывоспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы,ее структурно-функциональных элементов, потенциалов и механизмов.
Обобщенные результаты исследований создают научные основы национальнойэкономики, которые включают совокупность ключевых теоретико-методологических, концептуальных,научно-методических, инструментально-прикладных положений, прежде всего, понятийно-категориальныйаппарат, методологические императивы и методический инструментарий.
Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексовзарекомендовал себя системный подход. В соответствии с его принципами система представляетсобой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаимодействиями и отношениямив единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и ихотношений образует структуру системы, определяющую закономерности функционирования,свойства и характеристики, которые проявляются в поведении при взаимодействии свнешней средой.
Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализаприменительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональнымподходом, основные положения которого при анализе системных функций экономики состоятв следующем:
· экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество»;
· системные функции экономики выводятся из структурно-функциональнойдифференциации общества и совокупности общественных императивов;
· функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики,реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфическихмеханизмов;
· процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированыпо функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведенык обозримому числу типов;
· экономика и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущегофункционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс,звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включаятранспортные) и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ,услуг, имущественных благ и доходов.
В рамках рассматриваемого подхода модель экономики — это системаинтегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающихосновное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологическогоразвития. Данная модель может быть представлена как система институтов, их целей,функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупностиинститутов).
Наиболее приемлемым является определение института как устойчивогокомплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующихразличные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и организующих ихв систему социальных ролей и статусов посредством определенных организационных иорганизационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления,учреждений, организаций. Институт также выполняет функцию социального контроля.
Системная модель экономики в данном контексте может трактоватьсяв двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель — это схематичноеописание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономическихявлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей.Во втором случае модель — это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы,оптимизационные процедуры, перспективы содержат, прежде всего, нормативные модели.
Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относитсяи экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтовв соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможностьи способность) развития экономики определяется, главным образом, источниками, ресурсами,движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмамиих разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспектнациональной экономики.
Содержательный аспект раскрывается в анализе национальной экономикикак области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций,параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономическойполитики, включая цели, направления и пути их достижения, методы и средства подготовкии реализации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственнойсистемы страны.
Таким образом, национальная экономика — это хозяйственнаясистема страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности,целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:
· суверенитет нации и государства;
· территориальная целостность;
· единство экономического пространства и юридической среды;
· общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
· наличие единого платежного средства — национальной денежной единицыи целостной финансовой системы;
· развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических игеополитических отношений;
· эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национальногобогатства в интересах повышения благосостояния нации.
Национальная экономика как сложная система включает в себя комплексорганизационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и другихподсистем, компонентов, характеристик (рис.1.1).
В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования:организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязейи отношений.
В структурном плане — это хозяйственные комплексы: промышленность,агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.
В функционально-ресурсном плане — это совокупность потенциалов:природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного,экологического и др.
/>
В институциональном плане — это совокупность институтов рынкаи сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка товаров и услуг,рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынкаобъектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.
По уровням функционирования и управления национальная экономикаподразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы)и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).
Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национальногорынка опосредованы:
· формами и правами собственности;
· движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующихв хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборотв виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
национальная экономика беларусь
· финансовыми потоками (денежной массы — наличных и безналичных денег),движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
· юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актамиорганов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международныхдоговоров и соглашений).
Социально-экономические процессы, протекающие в национальнойэкономике, в своей совокупности образуют единый процесс воспроизводства, которыйохватывает четыре стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Их функционированиеи конечный результат характеризуются комплексом важнейших социально-экономическихпоказателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления. Динамика воспроизводственногопроцесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом)производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы ипроцесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность(пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например,в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах ведутк падению эффективности и разрушению экономической системы.
Ключевыми макроэкономическими параметрами являются эффективностьи конкурентоспособность национальной экономики, характеризующие состояние, тенденции,закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировойэкономике.
Приведенные выше определения и качественные признаки, отражаясущностные характеристики, общее содержание понятия национальной экономики, позволяютнаучно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов,экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагатьосновные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развитиясоциально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы — белорусскойэкономической модели.2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальнойэкономики
Для успешного осуществления процессов становления и развитиянациональной экономики необходимы достаточные предпосылки и условия, созданиекоторых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристикизрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность,эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):
Предпосылка — предварительное условие, исходный пункт,отправное положение; условие — основа, требование или правило, установленноев какой-либо области деятельности. Предпосылки и условия подразделяются на общесистемные,системные и внутрисистемные.
общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий,идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемогогосударства и общества);
системные — включают единство экономического, институционно-правовогопространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействияс внешней средой;
внутрисистемные — обуславливают обеспечение эффективностии конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рациональногохозяйствования.
В общесистемных предпосылках можно выделить внешнеполитическиеи внутриполитические.
Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылкамивыступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторностьвнешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничестваи дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков.Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынужденадобиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарахи услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусскаяэкономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металлаи комплектующих из разных стран СНГ и других стран.
Внутриполитическими предпосылками являются совершенствованиеполитической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становлениядемократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественныхобъединений и повышение гражданской активности.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономическогоразвития (НСУР) Республики Беларусь до 2020г., в качестве общесистемных условийстратегического характера определены:
построение и развитие унитарного демократического социальногоправового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);
формирование современного гражданского общества;
создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.
Мировоззренческий и идеологический основой этих предпосылок являетсяновая цивилизационная стратегия и уважение социальных, социально-психологических,культурных, ценностных ориентаций народа, менталитет нации, ее нравственные устои.
К системным условиям относятся: создание единой институционально-правовойсреды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности,организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора,финансовой системы, рыночных институтов. Система таких институтов, правовых норми механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским,Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.
Внутрисистемные предпосылки обеспечивают создание условий переводаэкономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизациювоспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальнойэкономики.
Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны,они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующимитребованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политическойи социальной стабильности в стране.
Все описанные группы предпосылок и условий учитываются при разработкепрограмм и прогнозов социально-экономического развития Беларуси.3. Основные направления социально-экономического развитияРеспублики Беларусь до 2010 г.
«Основные направления социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на период до 2010 г.» (далее — Основные направления) разработаныв соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозированиии программах социально-экономического развития Республики Беларусь»,«Основными положениями организации государственного прогнозирования РеспубликиБеларусь», утвержденными
Постановлением Совмина Республики Беларусь от 20 августа 1998 г. N 1321.
В Основных направлениях проанализирована экономическая ситуацияв 1996 — 2000 гг. и выявлены тенденции социально-экономического развития, показаныместо и роль Республики Беларусь в мировом сообществе. Дана оценка совокупностивнутренних и внешних факторов, влияющих на обеспечение экономического развития(демографический, научно-производственный, ресурсный потенциалы, ожидаемых измененийво внешнеэкономической ситуации, конъюнктуре внутреннего и внешнего
рынков). Применительно к прогнозируемому периоду обоснованы приоритетыи целевые показатели, конкретизированы стратегические цели и задачи, намеченныев Национальной стратегии устойчивого развития и Концепции социально-экономическогоразвития Республики Беларусь до 2015 г. Определены перспективы развития межотраслевыхкомплексов и отраслей народного хозяйства, наращивания экспортного потенциала ирасширения внешнеэкономических связей Беларуси. Разработаны
предложения по социально-экономическому развитию регионов, государственномурегулированию экономики, повышению экономической безопасности страны, совершенствованиюсистемы управления народным хозяйством, улучшению состояния окружающей среды.
Основные направления социально-экономического развития РеспубликиБеларусь до 2010 г. были разработаны по двум сценариям (вариантам) развития.
Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивностииспользования внутренних и внешних факторов экономического развития, показателяхуровня жизни и эффективности общественного производства.
Основные направления утверждены постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 3 апреля 2000 г. N 445.
4. Основные задачи второго пятилетия
Важнейшей целью второго пятилетия (2006 — 2010 гг.) являетсядостижение устойчивого экономического роста и на этой основе обеспечение основныхпараметров оздоровления народа и повышения уровня его благосостояния.
Основные задачи второго пятилетия:
ü активизацияструктурной перестройки экономики, ускоренное развитие отраслей социально-потребительскогокомплекса, наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных, импортозамещающихи экологически чистых производств;
ü расширениерынков сбыта в странах СНГ и дальнего зарубежья путем повышения качества и конкурентоспособностибелорусских товаров, снижения издержек производства;
ü совершенствованиемеханизмов трансформации внутренних накоплений в инвестиции для приоритетных отраслейи производств, более широкое привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов;
ü улучшениефинансовых результатов работы государственных и приватизированных предприятий, позволяющихподдерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
ü развитие рыночнойинфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетныеотрасли и производства;
ü переход насистемы управления качеством продукции в соответствии с международными стандартамина большинстве предприятий.
При этом предполагается исходить из необходимости учета следующихограничений, имеющих важное значение для экономической безопасности страны:
в социальной сфере — нормализация демографических процессов;
недопущение превышения критических порогов безработицы;
стабильное повышение уровня жизни, снижение дифференциации доходовнаселения по группам и сферам деятельности, отраслям народного хозяйства;
обеспечение минимальных социальных гарантий самым бедным слоямнаселения в потреблении социальных благ и услуг;
в сфере экономики и экологии — рациональное использование основногокапитала, развитие научно-технического, производственно-технологического потенциалов,необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления независимостистраны;
сохранение ресурсов для нужд будущих поколений, восстановлениепочвенного плодородия, сохранение как растительного, так и животного мира и экологическогоравновесия.5. Социальные ориентиры и направления развития экономики
Формирование социально ориентированной рыночной экономики предполагаетосуществление эффективной социальной политики. Исходя из оценки складывающейся социально-экономическойситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальнойполитики на прогнозируемый период является обеспечение системы мер по улучшениюусловий жизни и труда всех слоев населения,
предотвращению и устранению социального неравенства и негативныхявлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения.
К числу особо важных проблем, требующих решения в рассматриваемомпериоде, относятся:
обеспечение гарантий граждан в области труда, социальной защиты,образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности жильем;
нормализация демографической ситуации, увеличение продолжительностижизни, снижение смертности;
обеспечение эффективной занятости населения, повышение качестваи конкурентоспособности рабочей силы;
создание экономических и правовых условий для повышения трудовойактивности, развития предприимчивости и деловой инициативы трудоспособного населения;
повышение жизненного уровня населения;
улучшение состояния и эффективное развитие отраслей социальнойсферы.
Для решения указанных проблем потребуется:
обеспечить рациональную занятость населения;
восстановить роль заработной платы как основного источника доходовнаселения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активностиработников;
реформировать систему оплаты труда, формируя ее уровень на принциперационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворятьнеобходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накоплениядля наращивания инвестиционного потенциала;
пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработнойплаты, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов; налогна недвижимость;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательскойдеятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социальнозначимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности,улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.;
обеспечить переход на более эффективное оказание социальной помощи,прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат;
повысить роль социального страхования как важнейшего механизмазащиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других рисков;
обеспечить рациональную занятость населения, не допуская массовойбезработицы и не препятствуя высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурнойперестройкой экономики.
Эффективная социальная политика Республики Беларусь понимаетсяпрежде всего как: предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечениядостаточного дохода через заработную плату — ключевой фактор дальнейшего роста производительноститруда (при этом государство должно поддерживать формирование «человеческогокапитала» и накопление сбережений населения); надежное
государственное регулирование прожиточного минимума при постоянномучете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулированиесверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностяхмалообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенноеразвитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями дальнейшего совершенствования оплаты труда являются кардинальноеповышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному человеку своим трудомподдерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной,стимулирующей и социальной функций заработной платы.
Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять сучетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальнойсферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственногобюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы будетосуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличениеразличий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированнымиработниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основнуюзаработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которыев большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечаетсяобеспечить за счет:
среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001- 2005 гг. на уровне 3,2 — 4,2% в год, в 2006 — 2010 гг. — 5 — 6%; реальной заработнойплаты — соответственно 4,9 — 6,8% и 6 — 7%;
повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% и в 2010 г. — 60% против 42,1% в 2000 г.
Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметьдостаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий и другихи оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.
Основная цель социальной защиты — поддержка тех групп и слоевнаселения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своимисилами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защитыпредполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальныхсоциальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленноеиспользование выделяемых обществом средств на социальную защиту.
На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено реформирование системы социальной защиты, предусматривающее разделениесистемы социального обеспечения на две организационно самостоятельные подсистемыс разными источниками финансирования: социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование призвано не только компенсировать издержкирыночной экономики, но и стимулировать ее развитие, придать ей социально ориентированныйхарактер. Социальному страхованию, как особой организационно-правовой форме социальнойзащиты, отводится роль автономного и самостоятельного механизма для аккумуляцииденежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также
выполнения ряда других функций — организации оздоровления трудящихся(медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационнойинфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новыхрабочих мест (страхование по безработице).
Совершенствование пенсионного обеспечения будет осуществлятьсяв соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения, которая предусматриваеткомплекс мер по повышению гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение, созданиюпредпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорцийв пенсионном обеспечении различных категорий граждан.
Предполагается создать комбинированную пенсионную систему, построеннуюна реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составятсоциальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которыене приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного)страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование(выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов).Третий уровень — дополнительные профессиональные пенсионные системы — будет формироватьсяна накопительных принципах.
К 2005 г. размеры минимальной пенсии достигнут прожиточного минимумапенсионера, а в дальнейшем — минимального потребительского бюджета пенсионера.
Средняя пенсия должна составить в 2010 г.50 — 60% от средней заработной платы. Важной задачей является создание эффективной системы социальнойпомощи реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам, обеспечивающей гарантированныйгосударством уровень социальной защиты. Предполагается дальнейшее совершенствованиепорядка предоставления выплат и льгот и их дифференциация в зависимости от видальгот, категории граждан, среднедушевого дохода, состава семьи.
Для достижения ориентиров и целевых показателей социальной политикипредусматривается соответствующее развитие отраслей социально-культурного комплекса.
Первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованиюсистемы здравоохранения как одному из важнейших приоритетных направлений социально-экономическогоразвития страны.
Главная цель здесь — удовлетворение потребностей населения вдоступной лечебно-медицинской и лекарственной помощи; для ее реализации необходиморешить следующие задачи:
создание эффективной системы здравоохранения, обеспечивающей
конституционное право каждого гражданина страны на качественнуюмедицинскую помощь при сохранении принципа бесплатности;
реорганизация системы оказания стационарной помощи на основераспределения количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностическогопроцесса;
создание условий для расширения потребительского выбора медицинскихуслуг;
сохранение адресной помощи при лекарственном обеспечении наиболеенуждающихся контингентов населения;
развитие внебюджетных источников финансирования, платных медицинскихуслуг и добровольного медицинского страхования;
осуществление реструктуризации коечного фонда с перераспределениемобъемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
сохранение накопленного потенциала здравоохранения и медицинскойнауки и обеспечение его эффективного использования и функционирования.
Оздоровлению и повышению уровня физического состояния населениявсецело подчинены физическая культура, спорт и туризм.
Основными задачами в прогнозируемом периоде в этой сфере являются:
формирование осознанной потребности населения в физическом совершенствовании,вовлечение его в активные занятия физической культурой, спортом и туризмом;
совершенствование системы физического воспитания детей и учащейсямолодежи;
реализация мероприятий Государственной программы развития физическойкультуры, спорта и туризма, направленных на формирование здорового образа жизнинаселения Республики Беларусь;
совершенствование научно-методического и информационного обеспечениясистемы физического воспитания населения;
обеспечение эффективной подготовки спортсменов и национальныхкоманд по видам спорта к участию в Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы идругих крупнейших международных соревнованиях;
развитие оздоровительного, спортивного и международного туризма.
Важнейшая задача — интенсивное развитие туристской инфраструктурыза счет доходов от туристической деятельности и поддержки отрасли со стороны государства.Намечается шире вовлекать историко-культурные и природные ценности страны в индустриютуристского бизнеса, реконструировать действующие и расширять строительство новыхобъектов современного гостиничного хозяйства.
Образование — одна из важнейших составляющих формирования человеческогокапитала. Главными целями его дальнейшего развития являются удовлетворение потребностейграждан в образовании, гармоничное развитие личности и творческих способностей,повышение интеллектуального и культурного потенциала страны на основе создания национальнойсистемы образования Республики Беларусь, отвечающей
задачам нового этапа развития общества.
Для достижения указанной цели образование в Республике Беларусьпредусматривается развивать на основе следующих принципов:
доступность образования;
равенство прав граждан на получение образования;
единство образовательных и воспитательных задач;
гуманизация и фундаментальность образования;
обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальныхособенностей и возможностей;
преемственность между уровнями и ступенями образования;
использование разнообразных форм образовательных учреждений.
Одна из основных целей государственной политики — возрождениеи развитие национальной культуры. Первоочередными задачами здесь являются:
сохранение действующей сети учреждений культуры и качественноеее развитие;
укрепление и обновление материально-технической базы;
обеспечение разнообразия культурной жизни и доступности услугучреждений культуры для всех слоев населения;
существенное повышение уровня культурного обслуживания, внедрениеновых моделей и типов учреждений культуры.
В рамках создания Союзного государства Беларуси и России продолжитсяработа по реализации мер, обеспечивающих равные права граждан в получении образования,медицинской помощи, предоставлении других социальных гарантий; по формированию единогообразовательного, культурного, туристского пространства; унификации нормативно-правовойбазы отраслей социальной сферы.6. Макроэкономический прогноз и направления государственного регулированияэкономики
Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывается на оценке факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач,вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.
Учитывая, что технологическое обновление производства — длительныйпроцесс, предполагается, что рост объемов производства до 2005 г. будет определяться преимущественно динамикой конечного спроса и возможностями имеющихся производственныхмощностей. Существенное влияние окажут ожидаемое увеличение экспорта в Россию благодаряулучшению экономической ситуации в этой стране, появление альтернативных рынковсбыта, а также расширение внутреннего спроса на
продукцию импортозамещения. В результате, согласно расчетам,темпы роста ВВП в 2001 — 2005 гг. могут составить 133 — 134%. Такой рост ВВП являетсяминимально необходимым для того, чтобы располагать достаточными ресурсами как дляпроведения социально — ориентированной политики, так и для технологического
обновления производства.
Необходимость технологического обновления производства предопределяетустойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6 — 20,5% в 2005 г. и 20,4 — 20,7% в 2010 г. Инвестиционная направленность экономическойполитики 2001 — 2005 гг. обеспечит необходимую базу для устойчивого роста ВВП в2006 — 2010 гг. со среднегодовыми темпами прироста 7 — 8%. Одним из целевых параметров
прогноза является улучшение платежного баланса страны. Однакосокращение отрицательного сальдо не может быть самоцелью. С одной стороны, технологическоеобновление производства требует увеличения объемов ввоза зарубежного оборудования.С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного ростаэкспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью
белорусской продукции на внешнем рынке. Это найдет отражениев сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта до 2005 г.
Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденцииизменения конечного потребления. Расчеты показывают, что хотя и прогнозируется постепенноесокращение доли конечного потребления в ВВП с 76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г. и 71,9% в 2010 г., но это будет происходить при абсолютном росте как его общихобъемов, так и в расчете на душу населения.
Улучшится отраслевая структура ВВП: удельный вес промышленностиможет составить 31,6% в 2005 г. и 30,9% в 2010 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства — соответственно 8,8 и 8,3% против 9,6%. Удельныйвес сферы услуг предусматривается довести до 37,5% в 2005 г. и 39,0% в 2010 г. против 36,4% в 2000 г.
Благодаря технологическому обновлению производства показателиэффективности приобретут положительную динамику. Рост производительности труда будетустойчиво повышаться со среднегодовыми темпами прироста за 2001 — 2005 гг.6,3 — 6,4%, за 2006 — 2010 гг.7,6 — 8,1%. Снизить материалоемкость предполагается соответственнона 4,6 и 4,9%. Энергоемкость ВВП за период 2001 — 2010 гг. уменьшится на 25 — 32%.
7. Бюджетно-налоговое регулирование
Бюджетно-налоговая политика является важнейшим инструментом реализацииосновных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны.
Поэтому, в соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода,она ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулированиеинновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достиженияфинансовой стабильности экономики.
Предусматривается продолжить реформу налоговой системы и законодательныхоснов налогообложения на основе разработки и принятия Налогового кодекса РеспубликиБеларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации, что обеспечитединое правовое поле и создаст равные условия налогообложения для субъектов хозяйствованияобеих стран.
Главной целью налоговой реформы является повышение эффективностидействующей налоговой системы с тем, чтобы, с одной стороны, добиться достаточныхи стабильных поступлений в бюджет, а с другой — по возможности снизить налоговоедавление на экономику, инвестиции и экспорт. Предполагается максимально упроститьналоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7 — 8 основным,построенным таким образом, чтобы обеспечить достаточные поступления средств в бюджет.
В области бюджетной политики предстоит обеспечить рациональноераспределение полномочий, задач и функций финансовых органов при осуществлении расходовна разных уровнях бюджетной системы.
Получит дальнейшее развитие казначейская система формированияи исполнения государственного бюджета путем создания отделений казначейства в регионах.
Политику государственных расходов предусматривается направитьна:
· обеспечение гарантий социальной защиты населения в области занятости,образования, здравоохранения и других областях социальной сферы при одновременномрасширении предоставления части услуг на платной основе;
· сокращение доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте,постепенное снижение уровня дефицита государственного бюджета;
· стабилизацию экономики, экономический рост, развитие производства,обеспечение занятости, наращивание экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение;
· избирательную поддержку агропромышленного комплекса;
· повышение эффективности финансирования жилищного строительства наоснове привлечения средств субъектов хозяйствования и населения.
Основными задачами формирования бюджетов областей и г. Минска,а также местных бюджетов городов, районов, сельских поселений являются:
· выравнивание финансового положения областей;
· повышение заинтересованности органов местного управления в увеличениипоступлений доходов как в местные, так и в республиканский бюджеты;
· сокращение дотационности местных бюджетов, увеличение доли целевыхсубсидий в общем объеме трансфертов из республиканского бюджета;
· рациональное распределение расходов между областными и местными бюджетами.
8. Денежно-кредитное и валютное регулирование
Целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2000- 2010 гг. является содействие ускорению темпов экономического роста реального сектораэкономики, введение единой валюты Беларуси и России и обеспечение ее внутреннейи внешней конвертируемости.
На первом этапе (до 2005 г.) предусматривается реализация комплекса антиинфляционных мер, стабилизация валютного рынка республики и обеспечениеустойчивости национальной валюты: сокращение объемов эмиссионного кредитования,поддержание реальных значений процентных ставок денежного рынка на положительномуровне, сокращение неплатежей и бартерных форм расчетов.
Это позволит обеспечить формирование экономических предпосылокдля объединения денежных систем, которое предполагает сближение важнейших макроэкономическихпараметров экономической политики Беларуси и России, имеющих определяющее значениедля введения единой валюты (уровней инфляции, дефицита государственного бюджетаи источников его покрытия, государственного долга, дефицита / профицита платежногобаланса во взаимной торговле товарами и услугами, принципов ценовой, налоговой итаможенной политики).
На втором этапе (до 2010 г.) будет обеспечена свободная конвертируемость единой денежной единицы на национальном и внешних валютных рынках.
Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политикидолжно осуществляться поэтапно путем постепенного расширения сферы действия рыночныхподходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.
9. Инвестиционная политика
Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки,стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается направлятьв первую очередь на обеспечение приоритетных направлений — реконструкцию производствс высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной
и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособностистроительных материалов и изделий; увеличение производства и расширение ассортиментапродуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки,переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование технологий и созданиеновых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортныхкоммуникаций и сетей связи.
Основным источником финансирования капитальных вложений (болееполовины общего объема инвестиций) будут средства предприятий и организаций, включаякредиты банков. Средства предприятий и организаций, которые формируются за счетприбыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.
Собственные средства населения прогнозируются на уровне до 15%.Кредиты банков в производственное и жилищное строительство составят около 28%. Значительносократится доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%).
Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранныхинвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего объема инвестиций.Основными задачами в области повышения инвестиционной активности субъектов хозяйствованиявсех форм собственности являются: усиление роли государственных инвестиций на основеподдержки высокоэффективных инвестиционных
проектов, и в первую очередь в сфере новых и высоких технологий;усиление роли амортизационных отчислений в инвестиционном процессе; расширение системылизинговых операций, которые позволяют решать проблемы модернизации и техническогоперевооружения производств (особенно в сфере малого предпринимательства) без значительногостартового капитала; привлечение прямых иностранных инвестиций и кредитов; развитиеинвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетомДоговора о создании Союзного государства.
В 2001 — 2005 гг. общий объем инвестиций увеличится в 1,5 раза,за 2006 — 2010 гг. — в 1,4 — 1,5 раза.10. Прогноз развития межотраслевых комплексов и отраслей народного хозяйства
Развитие промышленности в период до 2010 г. будет происходить на основе реализации мероприятий Концепции и Программы развития промышленногокомплекса Республики Беларусь на 1998 — 2015 гг.
Период 2001 — 2005 гг. должен стать для промышленности этапомкоренной реконструкции производства, замены и модернизации основного оборудованияи технологических линий, освоения современных технологических процессов, позволяющихдостичь в перспективе мировых стандартов по трудоемкости, материалов и энергоемкостипродукции, создания базы для повышения конкурентоспособности и эффективности производства.В этой связи предстоит в первую очередь: усилить инвестиционную активность; ускоритьпроцессы по развитию специализации, кооперации и концентрации производства, сертификациипромышленной продукции и росту числа предприятий, получивших сертификаты системыуправления качеством; кардинально улучшить финансовое положение предприятий.
Выходу промышленности на путь динамичного развития будут такжеспособствовать мероприятия по проведению единой структурной промышленной политикиБеларуси и России, а именно: по сохранению и углублению сложившейся специализациипромышленных производств, развитию системы кооперации, включая создание межгосударственныхфинансово-промышленных групп, разработку и реализацию совместных производственно-технологическихпрограмм.
В период до 2005 г., учитывая тяжелое финансовое положение предприятий,не исключается необходимость их государственной поддержки. В связи с тем, что впромышленности III и IV технологические уклады составляют еще значительную долюи не исчерпали своего потенциала развития, первоочередной задачей остается поддержкапредприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение,деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность)для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции.Наряду с этим более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственнуюподдержку предприятий V и VI технологических укладов (электроника, точное машиностроение,приборостроение и др.).
В 2006-2010 гг. ставится задача перехода к эффективному функционированиюпромышленного комплекса. На этом этапе целевыми ориентирами его развития определенытакие, как: производство продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов;обеспечение ежегодного прироста объемов производства конкурентоспособной продукцииглавным образом за счет роста производительности труда; снижение издержек производствапродукции и повышение рентабельности на базе внедрения новых высокоэффективных видовоборудования и технологий; создание основы для перехода к постиндустриальной экономике.
Важными направлениями структурной политики явятся концентрациясил и средств на ее эффективных направлениях, ориентация на ресурсосберегающий наукоемкийтип воспроизводства. Это прежде всего информационные технологии, микроэлектроникаи оборудование для ее производства, приборостроение, точное машиностроение, новыематериалы различного назначения, техника для быта, биологические и тонкие химическиетехнологии, продукты для медицины и сельского хозяйства, мембранные технологии какнаиболее эффективные для экологии и ресурсосбережения (очистка производственныхжидких сред и стоков, извлечение ценных компонентов, сушка).
Темпы развития топливно-энергетического комплекса определяютсяуровнем потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материальногопроизводства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание будет уделеноповышению эффективности энергетических производств и использования ТЭР (что позволитснизить напряженность энергобаланса республики и уменьшить энергоемкость валовоговнутреннего продукта в 2001 — 2010 гг. на 25 — 32%), а также обеспечению энергетическойбезопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизацииэнергосберегающей политики.
В перспективном топливно-энергетическом балансе республики предусматриваетсяувеличение доли природного газа до 65%, наращивание производства электроэнергиина базе парогазовых технологий, расширение использования газа в жилищно-коммунальномсекторе и сокращение доли использования мазута до 11%.
Производство потребительских товаров. По абсолютному большинствутоваров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленностиспрос населения может обеспечиваться за счет отечественного производства, для чегопредстоит увеличить производство и расширить ассортимент конкурентоспособных товаровкультурно-бытового и хозяйственного назначения — как простейших, так и техническисложных.
Предусматривается значительно расширить производство и обновитьассортимент товаров для детей, в частности организовать производство новых видовтканей облегченной структуры, ярких расцветок, белья для новорожденных и детей ясельноговозраста, швейных и трикотажных изделий с улучшенными гигиеническими свойствами,школьной мебели; расширить ассортимент игрушек.
Объем производства потребительских товаров в 2005 г. возрастет к уровню 2000 г. в 1,3 раза, в 2010 г. к уровню 2005 г. — в 1,3 раза.
Основными целями развития агропромышленного комплекса являютсяпреодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развитияАПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысит уровень самообеспеченияпродуктами питания, увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепит продовольственнуюбезопасность страны.
Важнейшими мероприятиями первого пятилетия (2001 — 2005 гг.),требующими первоочередной реализации, являются:
переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающиесущественное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и качества продукции,снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду;
последовательное обновление активной части основных производственныхфондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникойи современным оборудованием;
совершенствование региональной, внутриотраслевой и межотраслевойспециализации и структуры производства;
существенное повышение материальной заинтересованности
товаропроизводителей в результатах своего труда;
обеспечение экономии ресурсов, в первую очередь энергетических;
реализация приоритетных программ: «Дети Беларуси»(подпрограмма «Развитие индустрии детского питания на 1997 — 2005 годы»),«Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и морепродуктамина 1998 — 2005 годы», «Республиканская программа освоения мощностей комплексовпо выращиванию и откорму крупного рогатого скота мощностью 5 — 10 тыс. голов откормав год на 1999 — 2001 годы», «Республиканская комплексная программа поплеменному делу в животноводстве на 1997 — 2005 годы», «Республиканскаяпрограмма развития птицеводства на 1998 — 2002 годы», «Республиканскаякомплексная программа „Лен“ на 1998 — 2003 годы».
В целом стратегическая линия развития этого комплекса будет базироватьсяна реализации «Программы повышения эффективности АПК».
В последующем пятилетии (2006 — 2010 гг.) основными задачамиявляются: углубление и совершенствование процессов преобразований во всех отрасляхАПК с целью эффективного функционирования его отраслей и обеспечения населения продовольствиемпо нормам рационального потребления, главным образом за счет производства из собственныхресурсов, а также увеличения экспорта продукции.
При этом намечается улучшить не только экономическую, но и социальнуюситуацию на селе, повысить качество жизни сельского населения.
Реализация инвестиционных проектов и программ требует соответствующегонаращивания мощностей строительного комплекса. В 2001 — 2005 гг. в строительномкомплексе должны быть решены задачи создания и внедрения ресурсосберегающих экологическичистых технологий и материалов, новых архитектурно-конструктивно-планировочных системобъектов строительства, обеспечивающих снижение в 1,5 — 2,0 раза массы зданий исооружений и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств,в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для выпуска современнойстроительной техники, средств малой механизации, стеновых, теплоизоляционных, полимерныхэкологически чистых материалов и на их основе — комплексных облегченных конструкций.
В строительном производстве получат развитие современные технологиис высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе необходимо снизитьматериалоемкость строительства в 2001 — 2005 гг. не менее чем на 15 — 20%, во второмпятилетии — на 20 — 25%.
Объем подрядных работ в 2001 — 2010 гг. увеличится в 1,6 — 1,7раза.
Товарная продукция промышленности строительных материалов и конструкций(ПСМК) в 2005 г. возрастет на 30 — 40% к уровню 2000 г., в том числе выпуск цемента — на 40 — 50%, стекла полированного — в 1,9 — 2,0 раза. Это позволитне только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт продукции (стекло,стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент).
Потребность в жилище относится к числу первостепенных жизненныхпотребностей человека. Национальная жилищная программа страны предусматривает реализациюконституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечениисоциальных гарантий для малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынкажилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений.
Для достижения поставленных целей в прогнозном периоде потребуетсярешить следующие задачи: повышение качества жилья за счет улучшения архитектурно-планировочныхрешений и развития систем инженерного оборудования; обеспечение сохранности, своевременноймодернизации, рационального и эффективного использования существующего жилищногофонда; создание правовых и организационных условий для эффективного функционированияжилищного сектора; проведение прогрессивной технической политики в области строительстваи реконструкции жилья, разработка и внедрение новых конструктивных схем жилых домов;повышение уровня архитектурно-планировочных решений при застройке городов и другихнаселенных пунктов.
Особое внимание при решении проблем жилищного строительства будетуделяться вопросам привлечения внебюджетных источников его финансирования, стимулированиюдолгосрочных накоплений средств граждан в системе «стройсбережений» иобеспечению их сохранности; развитию системы облигационных жилищных займов; совершенствованиюсистем субсидирования и кредитования, в том числе ипотечного.
Предусматривается расширение строительства жилья на селе, чтообусловлено стратегическими целями развития агропромышленного комплекса и сложившейсянеблагоприятной социально-демографической ситуацией в сельской местности. В малыхи средних городах будет увеличена доля индивидуального жилищного строительства.
Главными целями развития транспорта являются формирование эффективной,надежно функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынкахтранспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населенияв перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по экспорту транспортныхуслуг, а также развитие транспортных и коммуникационных услуг.
Для достижения этих целей необходимо создание условий, обеспечивающихустойчивое, безопасное и эффективное функционирование и развитие транспорта; полноеиспользование имеющихся провозных и пропускных возможностей; технологически и экономическиобоснованное развитие транспортных коммуникаций; развитие внутреннего рынка и эффективноеучастие во внешних рынках транспортных услуг; ускоренное обновление парков подвижногосостава; реконструкция и модернизация инфраструктуры и коммуникаций транспортныхкоридоров, проходящих по территории республики; совершенствование нормативной иправовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для транспортной деятельностии экспорта транспортных услуг; совершенствование налогового и валютного регулирования,сертификации и лизинга; реализация мероприятий программ в области транспорта поэкономическому сотрудничеству Беларуси и России.
Грузооборот транспорта народного хозяйства предполагается увеличитьс 99,5 млрд. ткм в 2000 г. до 112 — 117 в 2005 г. и 141 — 153 млрд. ткм в 2010 г., пассажирооборот транспорта общего пользования — соответственнос 25 до 26 — 27 и 30 — 32 млрд. пасс. км.
В качестве приоритетных направлений развития отрасли связь в2001 — 2010 гг. выделяются: развитие и совершенствование перспективных сетей связи(цифровые сети синхронной иерархии и интеллектуальные сети связи, взаимосвязанныес сетями сопредельных государств); организация доступа к сети Интернет; дальнейшееразвитие новых современных услуг почтовой связи, таких, как «электронная почта»,международная ускоренная почта «EMS» и внутриреспубликанская «Экспресс»;
создание современной сети международной и междугородной электросвязи;расширение местной телефонной сети и создание современной системы мобильной связипрактически на всей территории республики. Емкость городских телефонных сетей должнавозрасти с 2379,7 тыс. номеров в 2000 г. до 2918 — 3000 в 2005 г. и 3227 — 3291 в 2010 г., в сельской местности — соответственно с 526,9 до 620 — 630 и827 — 843тыс. номеров в 2010 г.
Торговля и общественное питание, платные услуги.
Главными задачами развития отрасли в прогнозируемом периоде являются:стабильное обеспечение населения социально значимыми товарами, дальнейшее совершенствованиеметодов организации торговли, улучшение финансово-экономического положения предприятийторговли, способствующее наполняемости потребительского рынка товарами в широкомассортименте.
Решение этих задач предусматривается осуществлять за счет поискановых форм взаимоотношений торговли и промышленности: заключение долгосрочных соглашений,маркетинговое обслуживание предприятий промышленности организациями торговли, развитиефирменной торговли, создание торгово-промышленных и торгово-финансово-промышленныхгрупп, торговых домов, развитие франчайзинга. Получат дальнейшее развитие прямыехозяйственные связи организаций торговли с колхозами, госхозами и фермерскими хозяйствамипо поставке продуктов животноводства и растениеводства для продажи городскому населениюна взаимовыгодных условиях.
Возрастет роль оптовой торговли. Намечается восстановить оптовуюсеть, а также развивать оптовые рынки. Предусмотрено создание ярмарочных центровс сетью постоянно действующих оптовых и мелкооптовых рынков в областных городахи г. Минске, специализированных оптовых рынков, а также расширение сотрудничествасо странами СНГ по развитию оптовых продовольственных рынков.
В общественном питании предполагается восстановить и расширитьсеть предприятий при учреждениях, высших и средних учебных заведениях, промышленныхпредприятиях.
Улучшится качественная структура товарооборота. Доля продажинепродовольственных товаров повысится с 39% в 1999 г. до 45% в 2010 г. за счет ускоренных темпов роста продажи технически сложных товаров культурно-бытовогои хозяйственного назначения, мебели и изделий легкой промышленности. В структуреспроса продовольственных товаров намечается повышение доли продуктов питания и сокращениеудельного веса алкогольных напитков.
Активизация наполнения потребительского рынка товарами создастусловия для наращивания объемов розничного товарооборота. К 2005 г. он может увеличиться в 1,4 раза по сравнению с 2000 г. и в 2010 г. — в 1,3 раза по сравнению с 2005 г.
В соответствии с прогнозными расчетами объем платных услуг за2001 — 2005 гг. возрастет в 1,4 — 1,5, а за 2006 — 2010 гг. — в 1,4 раза. Наиболеебыстрыми темпами будут развиваться производственные услуги, связанные с обслуживаниемотраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи, предприятийпо товаропродвижению). Вместе с тем предусматривается значительное увеличение услугнаселению, обусловленное рационализацией его быта, организацией досуга, развитиемздравоохранения и образования.11. Внешнеэкономическая деятельность
Главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективуявляется осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономическойполитики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страныи защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктурыи иностранной конкуренции.
Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственнойподдержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкойвысокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых странересурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличениеэкспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта.
При формировании государственной политики в области международногосотрудничества предполагается руководствоваться принципами сочетания многовекторностимеждународных связей с выбором стратегических партнеров и приоритетных направлений.
Основной задачей в сфере внешнеэкономической деятельности напериод до 2005г. является закрепление белорусских предприятий-экспортеров на имеющихсясегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также их дальнейшее расширение.
Взаимоотношения со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией,останутся приоритетными во внешнеэкономической деятельности.
Со странами Таможенного союза первоочередными мерами будут: переходна единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и торговле стретьими странами, сближение таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования,проведение единой акцизной политики.
Приоритетным направлением в развитии интеграционных связей состранами дальнего зарубежья является торгово-экономическое сотрудничество с государствамиЦентральной и Восточной Европы, со странами Балтии, Польшей, что обусловлено ихгеографической близостью и сложившимися взаимовыгодными связями.
Реализации основных направлений внешнеэкономической деятельностибудет способствовать система мер разработанной Национальной программы развития экспортана 2000 — 2005 гг.
Качественно новый уровень функционирования экономики в 2006- 2010 гг. позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательногоее применения как к отдельным государствам, так и к группам стран или союзам.
Важным фактором снижения дефицита внешнеторгового баланса послужитнаращивание экспорта услуг как наименее капиталоемкого пути развития экспортногопотенциала. Исходя из географического положения Беларуси, расширение объемов транспортныхуслуг будет наиболее реальным источником валютных поступлений.
В целом реализация поставленной задачи и предусматриваемых мерпозволит к 2010 г. по сравнению с 2000 г. увеличить экспорт товаров и услуг в 1,5 — 1,6 раза, сбалансировать внешнеторговый оборот и выйти на положительноесальдо внешней торговли.
Используемая литература
1. Национальная экономика Беларуси [Текст]: учебник В.Н. Шимов. Я.М. Александрович,А.В. Богданович [и др.]: под ред. Д-раэкон. наук проф.В.Н. Шимова.2-е изд.перераб. И лом. Мн.: БГЭУ. 2006.
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2000 N 445«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА».
3. Основные положения Программы социально-экономического развития РеспубликиБеларусь на 2006-2010 годы // Советская Белоруссия. 2006.24 февраля
4. Экономика. Университетский курс: Учебное пособие \ П.С. Лемещенко, И.А. Лаврухина,Н.А. Мельникова, И.А. Руденков и др.; Под ред. П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. — Мн.:Книжный дом, 2007. — 704 с.: ил.