Реферат по предмету "Экономика"


Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине

Содержание
Введение
Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели
Раздел 2. Формы, принципы и модели приватизации
2.1 Формы приватизации
2.2 Принципы приватизации
2.3 Модели приватизации
Раздел 3. Особенности приватизации в Украине
3.1 Организация и этапы приватизации
3.2 Реприватизация
3.2.1 ХК «Лугансктепловоз»
3.2.2 ЗАО «Северодонецкое объединение „Азот“
Раздел 4. Эффективность приватизации в Украине
4.1 Плюсы и минусы приватизации
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Тема моей работы „Понятие приватизации: сущность,основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине“.
Я выбрала данную тему,потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация вУкраине в 90-е годы прошла не совсем так, какзадумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок,наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в другихразвитых странах. Поэтому правительство Украины должно изучить и проанализироватьдопущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации вдругих странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимоисправить допущенные ошибки в приватизации.
Данная курсовая работасостоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе я решиларассмотреть понятие приватизации и ее цели.
Приватизация – одно изнаправлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее вчастную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Рассмотрев цели, которыебыли поставлены перед приватизацией я хочу выяснить, достигнуты ли былипоставленные задачи.
Во второй главеговориться о формах, принципах, и моделях приватизации.
В Украине применяютсяразличные формы приватизации государственных предприятий: путем арендыгосударственной собственности и выкуп предприятия.
Основным принципомприватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – „ненавреди!“. Но также существует еще 6 принципов приватизации.
Можно выделить двеосновные модели приватизации: платная и бесплатная.
В третьей главе мноюбудут рассмотрены особенности приватизации в Украине.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации –это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой нанесколько десятилетий. Будут перечислены и описаны этапы приватизации (первыйэтап охватывал 1991 — 1992 гг. – создание и становление Фонда государственногоимущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализацияпервых приватизационных проектов, второй этап – 1992 — 1994 гг., третий этап –1995 — 1998 гг., четвертый этап начался с 2000 г.)
Интересным фактомявляются процессы реприватизации на Украине. Я рассмотрю историю реприватизации двух предприятийЛуганской области — это ХК»Лугансктепловоз" и ЗАО «Северодонецкое объединение „Азот“.
В четвертой главе моейработы говорится об эффективности приватизации в Украине. Я рассмотрю плюсы иминусы каждого этапа приватизации.
приватизацияаренда собственность выкуп

Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели
В развитии человеческойцивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарногопроизводства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность.Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческогообщества известны самые разнообразные формы собственности, из которыхнаибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ниодной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственнойдеятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономикестраны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна дляразвития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгоднапроизводителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, чтогосударство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизнивыступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированноеогосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенениюпредпринимательских структур, препятствует функционированию рыночныхмеханизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. [9,с.82]
В экономической теории ипрактике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация (от лат.privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средствапроизводства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляетсяпосредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной имуниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием наэтой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. [11]
Одним из источников инвестирования отечественной экономикиявляется приватизация государственного и отчуждения коммунального имущества впользу физических и юридических лиц, которые согласно законодательству могутбыть покупателями в процессе приватизации.
Приватизация государственного и отчуждения коммунальногоимущества является одним из условий перехода к социально ориентированнойрыночной экономике. Курс на которую был взят Украиной еще в 1990 г. Введение элементов рыночной системы хозяйствования в отечественную экономику направлен напреодоление монополизма государственной собственности, который имел место приадминистративно-управляемой экономике. Это осуществляется путемразгосударствления и приватизации, а также при легализации и поддержке другихформ собственности — коммунальной, коллективной и частной с целью обеспеченияэффективности экономики страны и поддержания в ней конкурентной среды.
Приватизацией государственного имущества признаетсяотчуждение имущества, находящегося в государственной собственности в пользуфизических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии супомянутым законом, с целью повышения социально-экономической эффективностипроизводства и привлечения средств на структурную перестройку экономикиУкраины. Приватизация коммунального имущества (то есть отчуждение имущества,находящегося в собственности территориальных громад) осуществляется органамиместного самоуправления на основании законодательства о приватизациигосударственного имущества. На начальных этапах приватизации государственногоимущества основной ее целью было создание значительной прослойки новыхсобственников за счет передачи государственного имущества физическим инегосударственным юридическим лицам. Первая государственная программа приватизации (утвержденнаяПостановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины,определяла достижение следующих главных целей: • „изменение отношенийсобственности на средства производства с целью их качественного воспроизведенияи эффективного использования; • создание прослойки негосударственныхсобственников как основы многоукладной социально ориентированнойэкономики…стабилизацию экономического положения…“. Позднееобъектами приватизации становятся большие и средние предприятия, акцентделается на обеспечение в процессе приватизации повышениесоциально-экономической эффективности производства и необходимости привлечениясредств на структурную перестройку экономики, т.е. инвестирования отечественнойэкономики за счет средств:
●полученных от покупателей в процессе приватизации;
●направленных покупателями в объекты приватизации впослеприватизационный период в соответствии с условиями соглашенийприватизации.
Средства, полученные от продажи государственного имущества,зачисляются во внебюджетный Государственный фонд приватизации и направляются нетолько на возмещение расходов, связанных с приватизацией, но и для кредитованиятехнического перевооружения приватизированных предприятий, развитиепредпринимательства и создание новых рабочих мест. Таким образом, приватизациявообще и прежде всего так называемая „большая приватизация“,направленные на обеспечение инвестирования экономики страны с целью достиженияопределенного социального результата — повышения социально-экономическойэффективности производства, структурной перестройки экономики, создание условийдля частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитииприватизированного объекта, а также для повышения заинтересованности инвесторовукраинскими предприятиями на международных рынках. [2, с.98]

Раздел 2. Формы, принципы и моделиприватизации
2.1 Формы приватизации
В Украине применяютсяразличные формы приватизации государственных предприятий:
/>
Аренда, как известно,предполагает передачу средств производства (имущества) во временные пользованиеи владение.
При арендегосударственного имущества трудовым коллективом предприятия имеет место:
1. Создание и наращиваниеколлективной одновременно с угасанием государственной собственности. Наличиеколлективной собственности требует ее дальнейшей персонификации применительно ккаждому работнику в зависимости от его трудового вклада.
2. Предоставлениеколлективу права самостоятельно распоряжаться арендованными средствамипроизводства и организовать свою деятельность соответственно с принципамисамоуправления.
3. Внедрение аренды науровне внутренних подразделений предприятия.
4. Точный учет личноговклада каждого работника в общий результат деятельности коллектива.
5. Постепенный выкуппредприятия, в том числе только за счет средств коллектива (как общих, так иличных средств работников) и результатов его экономической деятельности (дляарендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа и „народногопредприятия“), а также за счет свободной продажи акций предприятия и ихреализации через фондовую биржу.
6. Коллегиальностьуправления производством. Для арендных коллективов с акционерной собственностьюзакрытого типа и долевой собственностью высшим органом управления являетсяобщее собрание их членов. Руководство текущей деятельностью осуществляетизбранный коллективом руководитель. Для арендного коллектива с акционернойсобственностью открытого типа характерен коллегиально-акционерный принципуправления — сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров,собственников контрольного пакета акций с постепенным смещением реальныхфункций управления в пользу последних.
7. Выпуск акций дляарендных коллективов с акционерной собственностью:
● закрытого типа — акций трудового коллектива только для работников данного предприятия (включаяпенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);
● открытого типа — акций предприятия, которые могут приобрести как физические (рабочиепредприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия, холдингии т, д.). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрестичасть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общимдля обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как наакции трудового коллектива, так и на акции предприятия.
Для так называемого „народногопредприятия“ характерным является долевой принцип приватизации имущества,под которым подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного)коллектива установленной доли и определение его пая в общей собственностиколлектива. В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получаетв виде выплат часть чистого дохода на пай.
При выборе любой израссмотренных организацнонно — экономических форм приватизации путем аренды необходимоучитывать: общим для всех этих форм является тот факт, что во всех случаяхнаблюдается ограничение экономической самостоятельности арендных коллективов подоговору аренды: каждая из указанных форм (через аренду) имеет различнуюстепень эффективности. Наибольшее преимущество по объективным показателям имеетарендный коллектив с акционерной собственностью открытого типа, котораяхарактеризуется: низким уровнем коллективного владения и управления (хотятеоретически управление хозяйственной деятельностью предприятия осуществляетобщее собрание членов коллектива, фактически же права управления переходят к акционерам,имеющим контрольный пакет акций предприятия); средней степенью эффективностиинвестиций физическими лицами; средней возможностью быстрого повышенияэффективности производства; высоким уровнем экономической ответственности изаинтересованности коллектива собственников в результатах функционированияпредприятия (как его работников, так и акционеров — не работников); большойвозможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, по сравнению сдругими формами).
Для арендного коллективас акционерной собственностью закрытого типа характерны: средний уровеньколлективного владения и управления (возможен конфликт арендодателя иарендатора по поводу права распоряжения коллективной собственностью); низкаяэффективность вложений в производство (средства рабочих довольнонезначительны); низкая возможность быстрого и значительного повышенияпроизводства (в основном из-за нехватки средств); средний уровень экономическойответственности и заинтересованности коллектива собственников; более длительныесроки выкупа предприятия.
Наименьшую степеньэффективности имеет арендное предприятие с долевой собственностью (»народноепредприятие"), которому присущи, кроме высокого уровня коллективноговладения и управления (все «равны» и условием достиженияблагосостояния каждым является только личный труд): низкая эффективностьинвестиций в производство, низкая возможность быстрого повышения эффективностипроизводства, самый низкий уровень экономической ответственности изаинтересованности коллектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия.
От приватизациигосударственного предприятия через аренду его трудовым коллективом существенноотличается приватизация путем выкупа. Прежде всего это касается сроковприватизации (при выкупе — мгновенная), а также организационно-экономическихформ, которыми при выкупе являются:
1. Создание акционерногообщества (как открытого, так и закрытого типа).
2. Организацияхозяйственных обществ с определенной наперед ответственностью: ограниченной,дополнительной, полное и коммандитное общества.
3. Приобретение (покупка)предприятия физическим лицом или группой лиц (частное предприятие).
Характерными признакамиакционерного общества являются:
● наличиеакционерной собственности (собственность общества состоит из собственности егочленов, вложивших средства в приобретение акций). В акционерном обществеоткрытого типа происходит свободная реализация акций предприятия через фондовуюбиржу (до 75 % акций) по рыночному курсу (только учредители и члены трудовогоколлектива имеют возможность приобрести акции по номинальной стоимости). Взакрытом акционерном обществе реализация акций осуществляется внутрипредприятия без реализации на сторону;
● начислениедивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем больше размер чистойприбыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше заинтересованностьакционеров;
● определениерыночной стоимости акций (курса акций): для открытого общества — по курсуфондовой биржи; для закрытого — по номинальной стоимости;
● акционерный типуправления: несмотря на видимость коллегиального управления (экономическуюполитику проводит общее собрание) фактически обществом руководит собственникконтрольного пакета акций (до 51 % их общего количества). Для закрытогоакционерного общества характерно обязательное трудовое участие акционеров вдеятельности предприятия (исключение может быть сделано только для пенсионерови других бывших работников предприятия, пожелавших приобрести акции);
● применениенаемного труда (в обществе могут работать люди по контрактам, которые не желаютстановиться акционерами и покупать акции, а получают только заработок);
● существуетвозможность (угроза) смены собственника, который скупает акции общества. [10]
2.2 Принципы приватизации
Приватизация является темзвеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки дляреализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условияхизменения политической обстановки при переходе от «дирижистской»модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переходможет сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянныйхарактер приватизационного процесса как инструмента государственногорегулирования.
Основным принципомприватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «ненавреди!»
На основе опытаприватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать рядпринципов:
1. Приватизация не должнаявляться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима какдополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятийдолжен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.
2. Приватизации должныпредшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающихконкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоянаселения.
3. Изменения структурысобственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушитьустановившиеся экономические связи.
4. Обязательнымиусловиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствованиеуправления, сохранение определенного уровня занятости и социальногообеспечения, формирование и поддержка средних слоев.
5. Приватизация должнапроводится с учетом национальной безопасности.
6. Каждый шагприватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народномуконтролю. [8, с.327]
Основнымизаконодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине,являются Законы Украины «О приватизации имущества государственныхпредприятий» (от 15 июня 1993г.), «О приватизации небольшихгосударственных предприятий», «О приватизации государственного жилогофонда», «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленномкомплексе» и «О приватизационных бумагах». В этих законахопределены основные принципы, средства, субъекты и объекты процессаприватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украиныи другими законодательными актами. Ежегодно Верховная рада Украины утверждаетГосударственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрениеКабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели,приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждениякоммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи пообъемам приватизации имущества, которое находится в государственнойсобственности, и государственного имущества, которое принадлежит АвтономнойРеспублике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполненияПрограммы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.
В процессахприватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и егорегиональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.
Вместе с Фондомгосимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональныеотделения приватизации имущества, Министерство демонополизации иразгосударствления, Государственный комитет помощи малым предприятиям ипредпринимательству, Государственный приватизационный фонд.
Покупателямигосударственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане илица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территорииУкраины; юридические лица других государств.
Не имеют права бытьпокупателями органы государственной власти и управления, работники Фондагосударственного имущества Украины и его региональных отделений, а такжеюридические лица, в имуществе которых доля государственной собственностипревышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяетсягосударством.
Виды приватизационныхбумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты;жилые чеки; земельные боны.
Каждый гражданинУкраины может принимать участие в приватизации государственных предприятий,используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги. [2, с.99]
2.3 Модели приватизация
Можно выделить двеосновные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается наопределенные доводы и аргументы.
Основные доводыбесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственноймонополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надопревратить из формального в реального собственника, наделив его частьюгосударственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы кпроизводительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованиюограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех гражданприватизационными чеками – «ваучерами».
Противники бесплатноймодели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов.Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми исоответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективноиспользовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого впроцессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образомоценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, онипредлагают другую модель – платную приватизацию.
В этом случаегосударственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основнаяидея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, чтопредварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются нафондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появитсяэффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной частибюджета.
Однако противникиуказывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственнойсобственности. В целом денежная приватизация приведет к еще большему расслоениюобщества и обострению проблемы социальной справедливости. [8, с.340]

Раздел 3. Особенности приватизации в Украине
Один из серьезныхвопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна бытьбыстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущихэкономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственнойсобственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальноеее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
● Сбережения,необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности,накапливаются медленно.
● Требуется время,чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимостьпредприятий.
●Монополизированную социалистическую промышленность необходимореструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бывыставить на продажу. [12]
Сторонники быстройприватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый классчастных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном планепредлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних(особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полномобъеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с однойстороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований,а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременногохарактера.
3.1 Организация и этапыприватизации
Приватизацию можно разделить на несколько этапов. Первыйэтап охватывал 1991 — 1992 гг. – создание и становление Фонда государственногоимущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализацияпервых приватизационных проектов.
Второй этап – 1992 — 1994 гг. и характеризовалсятем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовалив виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственныхпредприятий с последующим выкупом.
Аренда оказалась адекватной первому этапу рыночныхпреобразований формой разгосударствления и приватизации и получила широкоераспространение. Это объяснялось несколькими причинами.
Во-первых, в условиях отсутствияна Украине внутренних капиталов аренда предприятия была единственным способомнакопить необходимые средства для дальнейшего выкупа той части его имущества,для которой недоставало суммарной стоимости приватизационных бумаг егоработников. Во-вторых, законодательство по аренде предлагало наиболее простой ипонятный способ приватизации. Кроме того, оно предоставляло руководствупредприятий экономическую свободу и указывало путь выхода из административнойсистемы. Аренду с выкупом особенно широко использовали для приватизации такиемобильные отрасли, как строительство и торговля, имеющие значительный обороткапитала. В результате к 1995г. путем выкупа в частный сектор перешло около 6,5тыс. предприятий.
Среди первых и наиболее удачных примеровприватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО «Оболонь»,львовскую кондитерскую фабрику «Свиточ», СП «Кофейная фабрика „Галка“»,АО «Электрон», металлургические комбинаты им. Ильича и «Азовсталь»(г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) иряд других.
Третий этап – 1995 — 1998гг. Он характеризовалсявведением в оборот наличных именных приватизационных имущественных сертификатов(ПИС), использованием как средства платежа за объекты приватизации наряду с ПИСналичных компенсационных сертификатов, выдаваемых гражданам как компенсацию заобесценение денежных сбережений в учреждениях Сбербанка и Госстраха. Но главнойособенностью была продажа акций приватизируемых предприятий физическим июридическим лицам посредством созданной системы сертификатных аукционов.
Для перехода к следующему этапу необходимы былидополнения к законодательству, поскольку принятые в начале приватизации законыуже не обеспечивали потребность в резком увеличении объемов приватизируемогоимущества. Корректировка законодательства осуществлена указами президентаУкраины.
Указы установили новый порядок приватизации среднихи крупных предприятий, который состоял в том, что такие объектыприватизировались исключительно путем преобразования в открытые акционерныеобщества и свободной продажи их акций на аукционах за приватизационныеимущественные и компенсационные сертификаты.
В малой приватизации указы предоставляли арендаторамправо в течение 6 мес. выкупить на льготных условиях вместе с имуществом ипомещение, в котором оно расположено, или приобрести патент на право арендыэтого помещения на срок не менее 10 лет. Остальные, неарендуемые объекты малойприватизации подлежали продаже способами, предусматривающими конкуренцию.
С 2000г. начался четвертый этап приватизации –преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенногосовершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительноймере решен в Государственной программе приватизации на 2000 — 2002гг., принятойВерховной радой Украины 18 мая 2000г.
Индивидуальная приватизация предусматривает, чтоцелью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятийгруппы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегическоезначение для экономики и безопасности государства) является концентрациякапитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия впослеприватизационный период. [13]
3.2 Реприватизация
РЕПРИВАТИЗАЦИЯ (от ре…и лат. privatus — частный) — приватизация ранее национализированной частнойсобственности, обратный переход к приватизированной собственности, то естьвозврат в частную собственность той государственной собственности, котораявозникла в результате национализации. [11]
Интересным фактомявляются самые громкие процессы реприватизации на Украине. Например, это: ОАО «Криворожсталь»,ЗАО «Северодонецкое объединение „Азот“, ОАО „Никопольскийзавод ферросплавов“, ХК „Лугансктепловоз“.
3.2.1 ХК „Лугансктепловоз“
В 2009г. на Украиненачалась новая кампания по реприватизации одного из крупнейших предприятий – „Лугансктепловоза“.В 2007 году Фонд госимущества Украины (ФГИ) продал 76% акций завода российскомуинвестору – Брянскому машиностроительному заводу, который входит в состав „Трансмашхолдинга“,крупнейшего в России производителя подвижного состава для железной дороги иметро. С тех пор украинские бизнесмены пытаются оспорить сделку.
Ранее инициаторомсудебных разбирательств выступило украинское АО „Днепровагонмаш“,которое, как и украинское ОАО „Марганецкий ГОК“, не было допущено кучастию в приватизационном конкурсе. Оба несостоявшихся претендента, по даннымСМИ, входят в состав днепропетровской бизнес-группы „Приват“. Двагода назад комиссия ФГИ сочла, что у этих предприятий недостаточно опыта дляорганизации эффективной работы „Лугансктепловоза“. Российскийпокупатель, напротив, не только взялся выполнять все инвестиционныеобязательства, но загрузил завод работой, обеспечив Луганскому предприятиюстабильные заказы со стороны Российских железных дорог (РЖД). Последнийконтракт на поставку тепловозов был выполнен в апреле, а в сентябре заводполучил новую заявку от РЖД на производство пяти тепловозов.
Сотрудничество россиян сукраинскими железнодорожниками вылилось в конфликт: пробный контракт напоставку четырех локомотивов был завершен успешно, однако попытка „Лугансктепловоза“повысить почти на 50% стоимость продукции вызвала резкое недовольствоукраинской стороны. Представители завода поясняют, что подорожание вызвано какобесцениванием гривны, так и сложностями с поставкой деталей, производимых вРФ.
Украинские компании,которые еще в январе добились решения Верховного хозяйственного суда Украины обизъятии пакета акций „Лугансктепловоза“ у российского инвестора, негарантируют обеспечения завода заказами. Они делают акцент на том, чтоприватизационный конкурс состоялся с нарушениями законодательства. Сейчас к нимприсоединился и Фонд госимущества Украины, который, в свою очередь, обвиняетроссийских инвесторов в невыполнении обязательств. В частности, в том, чтоБрянский машзавод не вкладывает деньги в модернизацию производства в Украине.Российская сторона заявляет о бессмысленности инвестиций во время судебныхтяжб.
На днях ФГИ отстоял вХозяйственном суде Луганской области решение, которым регистратора ценных бумагхолдинговой компании „Лугансктепловоз“ – компанию „Центр-Регистратор“обязали списать со счета управляющей компании „Брянский машиностроительныйзавод“ 76% акций „Лугансктепловоза“. Пакет по решению судадолжен быть возвращен Фонду госимущества Украины.
Председатель правления „Лугансктепловоза“Виктор Быкадоров сказал агентству Proua: „Это было решение суда по новомуиску с новой мотивацией. Иск был со стороны ФГИ под давлением сверху. Решение судатеперь прописано конкретно, оно обязывает регистратора это сделать и неспрашивать российского инвестора“. Ранее представители российскогоинвестора отказывались выполнить решение Высшего хозяйственного суда Украиныбез подтверждения вердикта в российском суде. Замгенерального директора ЗАО „Трансмашхолдинг“Анатолий Мещеряков пояснил газете „Дело“ суть процедуры: „Есливы хотите истребовать акции у российской компании, то должны, получив решение вУкраине (или в любой другой стране), обратиться в российский суд, чтобы онверифицировал его и обратился к российской компании“.
На данный моментсобственником „Лугансктепловоза“ является управляющая компания „Брянскиймашиностроительный завод“ (Россия), входящая в российский „Трансмашхолдинг“. [15]
3.2.2 ЗАО „Северодонецкоеобъединение “Азот»
ЗАО «Северодонецкоеобъединение „Азот“ было создано 24 декабря 2004 года Фондомгосимущества Украины и американской компанией Worldwide Chemical LLC, котораяпринадлежит крупному торговцу минудобрениями компании IBE Trade Corp. ФГИ внесв ЗАО основные активы Северодонецкого государственного производственногопредприятия (СГПП) „Азот“, находившегося в процессе санации, иполучил 40% акций компании, а Worldwide Chemical LLC обязалась внести $120 млн.,получив 60% акций.
Еще 17 марта 2005 года Печерскийрайонный суд Киева решил вернуть государству производственные мощности, которыебыли переданы в собственность ЗАО „Северодонецкое объединение “Азот».Это решение было принято по иску частной компании «Луганскоблэнерго»,являвшейся кредитором СГПП «Азот» и посчитавшей, что создание ЗАОущемляет ее интересы. В июне решение Печерского районного суда былоподтверждено Апелляционным судом Киева, а 9 августа2005 года премьер-министрЮлия Тимошенко поручила Министерству юстиции и Министерству промышленнойполитики выполнить его, вернув активы предприятия государству.
Однако, как сообщилапредседатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, поручение премьера не быловыполнено. «Суд не выписал процедуры возврата предприятия в госсобственность»,–сказала она. В связи с этим ФГИ обратился к Печерскому районному суду Киева спросьбой разъяснить, каким образом должно быть реализовано судебное решение.
По словам ВалентиныСеменюк, обращение в суд связано с планами приватизации СГПП «Азот».Согласно распоряжению Кабмина, в течение трех дней после возврата имущества всобственность СГПП «Азот» ФГИ должен принять решение о приватизацииэтого предприятия и немедленно начать подготовку к его продаже. Госпожа Семенюксообщила, что ряд компаний уже проявили интерес к покупке «Азота». «Многоструктур ведут переговоры о возможном приобретении северодонецкого „Азота“,в частности те, которые контролируют „Ривнеазот“, а также компании,которые интересуются Одесским припортовым заводом»,– сказала председательФГИ, однако от дальнейших комментариев отказалась.
Следует отметить, чтоодновременно с попытками Фонда госимущества добиться реприватизации активов ЗАО«Северодонецкое объединение „Азот“ ряд членов Кабмина настаиваютна заключении мирового соглашения с американской компанией. Сторонникомзаключения мирового соглашения по „Азоту“ является Анатолий Кинах.Официально стороны не комментировали ход переговоров, но, по неофициальнойинформации, в качестве условий мирового соглашения сначала рассматривался вариантуменьшения доли IBE Trade Corp. в ЗАО „Северодонецкое объединение “Азот»с 60% акций до 49% акций, а затем – вариант внесения компанией доплаты присохранении существующего распределения акций. Однако сейчас переговорыфактически приостановлены. «Мы не удовлетворены ситуацией, котораясложилась. Мы готовы к диалогу с государством, однако на сегодняшний деньпроцесс буксует. К сожалению, среди представителей правительства нет консенсусапо этому вопросу»,– сказал пресс-секретарь IBE Trade Corp. Евгений Степанов.
Впрочем, экспертысомневаются, что попытка ФГИ добиться возврата активов ЗАО «Северодонецкоеобъединение „Азот“ в госсобственность будет успешной. „Управительства нет единой позиции по поводу того, что делать с северодонецким “Азотом».Поэтому в течение нескольких месяцев сохранится ситуация неопределенности, вкоторой государство имеет судебную победу на своей стороне, но не имеетвозможности воспользоваться плодами этой победы",– считает руководительМеждународного института приватизации, управления собственностью и инвестицийАлександр Рябченко.
По состоянию на ноябрь2010 гда ЗАО «Северодонецкое объединение „Азот“ принадлежит американскойкомпанией Worldwide Chemical LLC (60% акций). [14]

Раздел 4. Эффективность приватизации в Украине
В течение многих лет в Украине нарастаетразочарование результатами приватизации.
Общественные настроения очевидны. По результатамодного из репрезентативных обследований (ноябрь 2000 года, GfK-USM, Украинскиеопросы и исследования рынка) около 40% опрошенных считают, что приватизацияухудшила экономическую ситуацию, свыше 20% — не повлияла на нее и менее 20% —оказала позитивное воздействие.
Среди оценок результатов приватизации со стороныполитиков и исследователей, придерживающихся зачастую противоположных идеологическихвзглядов, преобладают негативные, а именно:
● Отсутствие заметного позитивного влияния наэкономическую эффективность и негативное влияние на объемы производства иинвестиций.
● „Распыление“ собственности врезультате сертификатной приватизации; формирование неэффективной такназываемой „инсайдерской собственности“ (собственности бывшихменеджеров и работников предприятий) и фиктивной акционерной собственности какосновы для теневой, коррумпированной, нецивилизованной, псевдорыночнойэкономики.
Те, кто считает приватизацию неудачной, средиглавных причин происшедшего называют:
● Выбор ошибочной приватизационной модели,игнорирующей мировой опыт (особой критике подвергается сертификатнаясоставляющая процесса).
● Приватизация началась тогда, когда для неене были созданы необходимые условия и предпосылки: инфраструктурные (отсутствиефондового рынка, достаточной правовой базы охраны прав собственности,механизмов ее прозрачного и эффективного перераспределения и т.д.). Макроэкономические(проведение не в полном объеме либерализации и стабилизации экономики).
Критики акцентируют внимание на „разрушениипроизводства“ и социальных последствиях приватизации: грабительская „прихватизация“общенародной собственности в обмен на ничего не стоящие „бумажки“,фиктивность собственности миллионов мелких акционеров, которые так и недождались обещанных дивидендов и т.п.
Многое из выше перечисленного кажется совершенноочевидным и неопровержимым. Тем интереснее изложение позиции техисследователей, которые не только не считают украинскую приватизацию полнойнеудачей, провалом, но и рассматривают ее как сравнительно успешный идостаточно динамично реализуемый блок рыночных реформ на уровне микроэкономики,как реальную основу серьезных позитивных изменений и в экономике, и вобщественном сознании. [17]
4.1 Плюсы и минусыприватизации
Второй этап: 3 сентября 1992 года Украина сталачленом Международного Валютного Фонда (МВФ). А уже в начале 1993 годаукраинское правительство было вынуждено принять программу действий (Меморандумпо вопросам экономической политики и стратегии), подготовленную МВФ, приусловии реализации которой было обещано выделение кредита в 400 млн долл.
Меморандум предусматривал полную либерализацию цен иотмену ограничений рентабельности продукции и прибыли для предприятий всех формсобственности, отказ от государственных заказов, отмена дотацийжилищно-коммунальному хозяйству, переход к тарифам для населения, которые быполностью покрывали расходы на коммунальные услуги, квартплату, общественный транспорт,отмена дотаций сельскому хозяйству, проведение массовой приватизации и закрытиеобанкротившихся предприятий.
● „Жесткость задач“ и сроковпреобразований не учитывали внутреннего положения, в котором находиласьУкраина. Политика „шоковой терапии“ вызвала тотальный спадпроизводства, обнищание основной массы населения и как результат — инфляционныйвзрыв. Полная либерализация цен в условиях сохранения в украинской экономикесверхмонопольных структур (так, в машиностроении 70% производителей были монополистами)привела к установлению монопольно высоких цен, затовариванию производства,кризису платежей.
● Повышение тарифов на услугижилищно-коммунального хозяйства для населения без соответствующего ростадоходов привело к увеличению неплательщиков.
● Массовая приватизация „за любую цену“привела к нарушениям и злоупотреблениям в этой сфере. Массовая безработицасоставила 30%.
Третий этап: Положительные итоги приватизации:
● Ликвидирована государственная монополия вомногих отраслях народного хозяйства, созданы основы конкурентной рыночнойэкономики.
● Распределена и закреплена значительная частьгосударственной собственности среди частных лиц (как юридических, так ифизических) без серьезных социальных конфликтов.
● Созданы условия для перераспределения иконцентрации собственности в руках более успешных собственников.
● Заложены основы корпоративного сектораэкономики и финансового рынка.
● Миллионы граждан Украины превратились вакционеров и начали приобретать опыт владения корпоративными правами.
Недостатки приватизации:
● Специфической чертой приватизации крупных исредних предприятий было значительное (в 2,5 раза) преобладание некоммерческихконкурсов над коммерческими. В ходе некоммерческих конкурсов победителемпризнавалось лицо, предложившее максимальную величину инвестиций вприватизируемое предприятие. Часто покупатель, чтобы добиться победы наконкурсе, декларировал завышенные инвестиционные обязательства, не выполняя ихв дальнейшем.
● Основным негативным социальным результатомэтапа массовой сертификатной приватизации следует признать разочарованиеграждан Украины в ее справедливости и эффективности. Это было вызвано рядомфакторов.
Во-первых, за приватизационныеимущественные сертификаты, по оценкам международных экспертов, продано менее 4%имущества государственных предприятий, подлежащих приватизации, что в 15 разменьше, чем было определено планом. Во-вторых, на сертификатные аукционывыставлялись акции преимущественно малопривлекательных предприятий. В-третьих,порядок определения цены акции был такой, что в случае большого количествазаявок на акции какого-либо предприятия ее цена по итогам аукциона иногдапревышала не только пределы экономической обоснованности, но и здравого смысла.А гражданин не имел возможности отказаться от ее покупки по этой цене. Крометого, по итогам сертификатного аукциона граждане не получали на руки ни акций,ни их сертификатов, а только выписку из протокола о его результатах, гдеуказывалось количество акций, приобретенных на приватизационный сертификат.Далее необходимо было связываться с акционерным обществом, акционером которогогражданин стал, и требовать выдачи ценных бумаг.
Четвертый этап: Неудачи в приватизации предприятийэлектроэнергетики:
● Первые продажи пакетов акцийраспределительных компаний проведены в 1998г. Фонд госимущества объявил сразусемь конкурсов по продаже акций облэнерго в течение одного месяца. Такаяпоспешность привела к тому, что из известных международных компаний, которыезнакомились с состоянием дел в выставленных на конкурсы распределительныхкомпаниях и в энергетике в целом, только французская EDF подала заявку наприобретение пакета акций „Oдессаоблэнерго“. Победителями конкурсовпо остальным пяти компаниям стали финансовые посредники, не имеющие никакогоотношения к электроэнергетической отрасли.
● В результате совместных усилий Кабинетаминистров и Фонда госимущества Украины контрольные пакеты акций шестиэнергоснабжающих компаний проданы иностранным компаниям за 865,7 млн. гривенпри общей стартовой цене 603,5 млн. гривен. Ни один отечественный покупатель несмог выполнить условия конкурса. Приватизация облэнерго показала, чтоконкуренции между национальным и иностранным капиталом на приватизационномрынке Украины не существует.
Важным стратегическим успехом данного этапа необходимопризнать приход на некоторые проданные предприятия иностранных инвесторов. Так,приобретение 78% пакета акций Николаевского судостроительного завода „Oкеан“голландской компанией Damien Shipyards Group за 26,3 млн. гривен наряду сбюджетными поступлениями обеспечило солидные инвестиции в предприятие и расширениерынков сбыта. [13]
Еще один достаточно показательный факт: в 1999—2000годах практически весь объем прироста просроченной бюджетной кредиторскойзадолженности приходился на госсектор. Основная масса негосударственныхпредприятий, в отличие от государственных, перестала быть бюджетными „нахлебниками“.[3, с.121]

Заключение
Вся история украинскойприватизации есть история пересмотра, деформации первоначальной концепции имодели. Концепция приватизации, принятая в конце 1991 года, предусматривалапроведение малой приватизации за год—полтора, большой — за четыре—пять лет.Фактически же старт малой приватизации был задержан на два года (за этот периодиз намеченных к приватизации 60 тыс. объектов было приватизировано менее 2тыс.). Массовая же сертификатная приватизация началась лишь в середине 90-х.
Оценивая результаты приватизации на Украине за весьпериод ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболеединамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия истал основой экономических реформ в стране.
Процессы реформирования собственности на Украинеосуществляются более быстрыми темпами по сравнению с другими составляющимиэкономических рыночных преобразований (создание стабильного рыночногоналогового законодательства, обеспечивающего условия для эффективногофункционирования отечественных товаропроизводителей; развитие институтовфондового рынка; деполитизация экономических решений и т.п.). Поэтому безрешения этих важных проблем средствами одной только приватизации невозможнодостичь существенных структурных изменений в экономике государства и повышенииэффективности ее функционирования.
По данным Фонда государственного имущества Украины внашей стране приватизировано 85% основных фондов предприятий. Это один изнаиболее высоких показателей среди стран СНГ. Например, в промышленности только10% предприятий осталось в государственной собственности. Сегоднянегосударственный сектор преобладает во всех сферах экономической деятельности.Доля частного сектора представляет 98-99% в химической и легкой промышленности.В то же время, итоги приватизации как и сам процесс оцениваются неоднозначно. Содной стороны, выполненные главные задачи массовой приватизации, которые ставилоперед собой политическое руководство страны — простимулировано ускоренноеразвитие негосударственного сектора экономики; сформирован класс частныхсобственников. С другой стороны, отмечаются и недостатки и отрицательныепоследствия процесса приватизации.
Самой приватизации на Украине необходимо вернуть ееэкономическую сущность. Наполнение бюджета средствами от продажи акций не можетбыть основной задачей приватизации. Главной ее целью должно стать повышениеэкономической эффективности приватизированных предприятий вследствие приходаинвестора. Деньги в бюджет должны поступать не от продажи акций, а от уплатыналогов плодотворно работающими предприятиями.
Процесс приватизации в Украинепринципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночнойэкономикой. Это, прежде всего связанное с очень сжатыми сроками переходасобственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, чтопреобладающая часть населения в Украине практически не имела в начале 1990-хгг. средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этогообстоятельства особенно усилилось после либерализации цен, в результате которойбольшая часть населения потеряла свои трудовые сбережения.
Экономика Украины быладовольно централизованная и монополизированная, что делало простую передачупромышленных гигантов из государственных рук в частные неэффективной и дажеопасной. Это создало условие для формирования в Украине в конце 1990-х гг.олигархического капитализма, который продолжает существовать и сегодня.
Вместо реализации модели „экспортно-ориентированноймодернизации“ национального хозяйства политическая элита Украины пошла попути форсированной приватизации, рассматривая ее в качестве единственновозможного пути реформирования экономики. Это привело к возникновениюэкономического кризиса, который затянулся в нашей стране на 10 лет. При этомигнорировался принцип неравномерности развития капитализма, который означает,что странам, которые вошли в капиталистические отношения и глобальный рынок, невозможно стать равноправными и успешными игроками среди рыночных развитыхэкономик.
Новейший этапприватизации характеризуется концентраций повышенных рисков для социальнойсферы и благосостояния народа. Погоня за конкурентоспособностью, углублениеприватизационных процессов в секторе социально значимых услуг для населения(коммуналка, образование, медицина, почта и пр.) приводит к усилениюимущественной дифференциации в обществе, отрыву политикума как такового отпотребностей основной массы населения.

Список использованнойлитературы
1. Бєляєв О. О., Бебело А. С. Політична економія: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 2001. — 328 с.
2. Вінник О. М. Інвестиційне право.Навчальний посібник. — К.: Атіка, 2000. — 252 с.
3. Головаха Є. І., Дубровський В. І., Кошик О. М.,Білоцерківець О. Г. Українська приватизація: плюси і мінуси. — К.: Альтерпрес,2001. — 208 с.
4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок имикроэкономический анализ. – М.: ИНФРА-М, 1997. — 512с.
5. Кириленко В.В. ЕКОНОМІКА: Навчальний посібник для студентіввищих навчальних закладів. – Тернопіль: Економічна думка, 2002. – 193с.
6. Кривенко К.Т. Політична економія: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисципліни / За ред. д-ра екон. наук, проф. К.Т. Кривенка. — К.: КНЕУ, 2003. — 354 с.
7. Кривенко К.Т., Савчук В.С., Бєляєв О.О. та ін. Політична економія: Навч. посібник /; За ред. д-ра екон. наук, проф. К.Т. Кривенка. — К.: КНЕУ, 2001. — 508 с.
8. Ларцев В.С., Ключиков Г.М. Українська приватизація у спогадах тароздумах. – К.:Поліграф-Інформ, 2001. – 479 с.
9. Ларцев В.С., Ключиков Г.Н. Краткий очерк историиприватизации в Украине. – К., 2001. – 352 с.
10.Логвиненко В. „Организационно-экономические формы приватизации“ // „ЭкономикаУкраины“, 1993 №10.
11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., СтародубцеваЕ.Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с.
12. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы ивозможности. Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995.
13. www.business.ua (Международный журнал „Проблемытеории и практики управления“ №4/02, 16.08.2009).
14. www.kommersant.ua/doc.html?DocID=603673&IssueId=29726 (»Комерсантъ" УКРАИНА№ 28 от 25.08.2006, ЧТ).
15. www.ng.ru/cis/2009-10-13/6_reprivatisation.html («Независимаягазета» от 13.10.2009г.).
16. www.politika.org.ua/?p=259 («Политика +» от 16июня 2009г.).
17. www.zn.ua/2000/ («Зеркало недели» № 32 (356) 23 августа — 1сентября 2008)/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.