Курсовая работа
по дисциплине «Экономика организаций»
на тему: «Понятие и назначение предприятия в рыночном механизме,цели и философия предприятия»
Казань, 2009 г.
Содержание
Введение
Сущность, роль и особенности условий работы предприятий дои после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Предприятие как субъект рыночной экономики
Основные цели и функции предприятия в условиях рынка
Внешняя и внутренняя среда предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложный механизмвзаимодействия спроса и предложения, а, конечном счете производителей и покупателей.Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческихи информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране правовогозаконодательства.
Рыночная экономика находится под влиянием рыночных сил или«невидимой руки» (по выражении Адама Смита), а также государственногорегулирования в той или иной стране.
Сердцевину любой экономики составляет производство, созданиеэкономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно толькопроедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работуи услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
От того, насколько эффективно работает предприятия, каково ихфинансовое состояние, зависит здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в видепирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное,ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящимна уровне предприятия, только как надстроечные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного управления бессмысленные,если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Предприятие — самостоятельный хозяйственный субъект, производящийпродукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественныхпотребностей и получение прибыли.
Сущность, роль и особенности условий работы предприятийдо и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, созданиеэкономического продукта. Без производства не может быть потребления, можно толькопроедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работыи услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупностьвсевозможных предприятий, находящихся в тесной производственной, кооперированной,коммерческой и другой взаимосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково ихфинансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства.Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в видепирамиды, то ее основанием являются предприятия. Государственное, региональное,ведомственное управление может рассматриваться по отношению к процессам, происходящимна уровне предприятия, только как надстроечные и вторичные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными,если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
Предприятия — самостоятельный хозяйственный субъект, производящийуслуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятии как юридическое лицо — это предприятие (организация,фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательствомстраны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имущества;самостоятельная имущественная ответственность; право приобретать, пользоваться ираспоряжаться собственностью, а так же осуществлять от своего имени иные дозволенныезаконом действия; право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже,иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую рольв экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основойдля:
Ø увеличениянационального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
Ø возможностисуществования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем,что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборовпредприятий;
Ø обеспеченияобороноспособности государства;
Ø простого ирасширенного воспроизводства;
Ø развитие национальнойнауки и ускорения НТП;
Ø повышенияматериального благосостояния всех слоев граждан страны;
Ø развития медицины,образования и культуры;
Ø решения проблемызанятости;
Ø решения многихдругих социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае,если они эффективно функционируют.
Вся история развития общественного производства свидетельствуети доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованногорынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция,демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночнойинфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другиенеобходимые атрибуты.
Плановая и административно-командная экономика, как показываетисторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее время опыт Северной Кореии Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятийпрежде всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательскойдеятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерноговмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.
В условиях плановой экономики основная цель предприятия заключалосьв выпуске продукции определенной номенклатуры и ассортимента исходя из годовогоплана, который, в свою очередь, вытекал из пятилетнего плана.
Под этот план предприятию доводилось необходимые ресурсы и конкретныепоставщики, а так же указывались и потребители продукции, т.е. предприятия заранеезнали, какими ресурсами они распологали на год, от каких предприятий их получати в какой срок. Заранее они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.
Если рассматривать условия работы предприятий с этой позиции,то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не нужно было беспокоиться,где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, — все решалось государством в лице Госпланаи Госснаба.
Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:
/>
При этой схеме основной являются ресурсы: именно они являлисьограничителем объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции напредприятиях в условиях плановой экономики в основном зависел от возможностей государстваобеспечить предприятие необходимыми ресурсами.
Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не выполнялись,предприятия всегда испытывали острую нужду в ресурсах. Поэтому основной заботойпервых руководителей предприятия при плановой экономике было любой ценой выбить(получить) ресурсы у государства.
В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованыв выпуске высококачественной продукции, так как практически отсутствовала конкуренция,и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован.
У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-поставщиков- все планировалось Госпланом и Госснабом.
Предприятия не стремились снижать издержки на производство, таккак цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной прибыли. Крометого, над предприятием никогда не висел дамоклов меч стать банкротом.
Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заинтересованыв повышении эффективности производства и всегда оставляли существенный резерв длявыполнения плана, чтобы его всегда можно было выполнить без особых усилий.
Выполнение плана при административно-командной системе являлосьсамым важным критерием при оценке работы предприятия. По этому критерию оцениваласьи деятельность руководителя предприятия. Система премирования работников предприятиятакже была тесно увязана с выполнением плана. При плановой экономике всегда имелместо дефицит, особенно товаров народного потребления, а также преимущество производителянад потребителем. В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшатькачество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.
С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуацияв корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме:
/>
В этой схеме основной является спрос покупателей, т.е. возможностьсбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей,емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы,характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия на начальномэтапе не были готовы работать по этой схеме по различным причинам, основные из них:
— многиеруководители предприятий не были способны работать по этой схеме, а некоторые изних не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращенияк плановой экономике — там они чувствовали себя как рыба в воде;
— распадСССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;
— неконкурентоспособностьпродукции многих отечественных предприятия;
— переходна рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавалоблагоприятных условий для работы предприятий, особенно обеспечивая предприятия оборотнымисредствами;
— многиепредприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;
— насыщениероссийского рынка импортными товарами;
— государствона переходном этапе не создало необходимых условий для функционирования цивилизованногорынка в России. Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным образомне демонополизирована, не работает система банкротства, не создана и надлежащаярыночная инфраструктура.
Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудшениюфинансового положение многих предприятию и к затяжному экономическому кризису встране. Переходный период в России от плановой экономики к рыночной затянулась.
Этот затяжной переходный период обусловлен также политическойи социальной напряженностью в стране. Многие граждане страны, особенно среднегои пожилого возраста, в психологическом плане не были готовы к переходу на рыночныеотношения, за этот период они многое потеряли как в материальном (обесценение кладовнаселения), так и в социальном плане. Естественно, многие из них были против переходана рыночные отношения. Имеются в России и довольно существенные политические силы,которые против рынка и за возвращение к социализму.
Переходный период в России характеризовался не только негативнымипоследствиями, но и некоторыми положительными моментами.
К положительным моментам следует, прежде всего, отнести:
· все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать тупродукцию, которая действительно устраивает покупателя. Адаптация хозяйственнойдеятельности предприятий к рыночным условиям становиться ключевой проблемой российскойэкономики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные перспективы социально-экономическогоразвития страны;
· государственные и исполнительные органы власти в большей мере сталипонимать роль государства в условиях рыночных отношений для стабилизации и повышениянациональной экономики;
· создается необходимая инфраструктура для нормального функционированиякоммерческих организаций в условиях рынка;
· в определенной мере преодолен экономический кризис, достигнута стабилизацияи созданы основы для подъема национальной экономики;
· рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сферах экономикиздоровая конкуренция;
· увеличение числа специалистов самых различных направлений, которыеспособны эффективно управлять предприятием в условиях рынка, и др.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созданыопределенные условия для функционирования рыночной экономики. Чем быстрее осуществитсяее становление, тем лучше для экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.
Предприятие как субъект рыночной экономики
Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономикеявляются домашнее хозяйства, предприятия и государственные учреждения.
Домашнее хозяйство (домохозяйство) как экономический образсредней семьи представляют собой условную единицу потребительской сферы с однойстороны, а с другой — владельцев экономических ресурсов.
Предприятия и государственные учреждения являются структурнымисоставляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики- сферы деловой активности людей.
Взаимодействуя между собой, основные субъекты хозяйственной деятельностисовершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов и доходов. Следуя Р. Макконелуи Л. Брю, изобразим этот кругооборот схематично.
/>
Как видно из рис.1 предприятия, заплатив устанавливаемую ценуза факторы производства на ресурсном рынке, производят товары и услуги. Это основнаяфункция предприятий. Масса товаров и услуг поступают далее домашним хозяйствам игосударственным учреждениям для удовлетворения всей гаммы индивидуальных и общественныхпотребностей общества. Платежи, которые производят предприятия за экономическиересурсы (труд, капитал, предпринимательские способности), представляют собой себестоимостьпроизводимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи представляютсобой потоки заработной платы, процента и прибыли в домохозяйстве, поставляющиеэти ресурсы.
В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражаютсвой спрос на необходимые им товары и услуги.
Взаимное воздействие этого спроса и предложения предприятий определяютцены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, поток потребительских расходовна товары и услуги образуют поток доходов от реализации ими этих товаров и услуг.
Следует обратить внимание на то, что домохозяйства и предприятиявыступают на обоих рынках: на ресурсном и рынке продуктов. Но их роли оказываютсяв каждом случае противоположными. На ресурсном рынке предприятия выступают на сторонеспроса, то есть как покупатели, а домохозяйства оказываются на стороне спроса, апредприятия — на стороне предложения.
Как видно из рис.1 все типы хозяйственных субъектов действуютна одном рынке. Однако характер взаимосвязей «предприятия — домашнее хозяйства»и «предприятия — государственные учреждения» различен.
На потребительском рынке между предложением предприятий и спросомдомохозяйств на определенные товары и услуги осуществляется взаимодействие классическоготипа: цены на них формируются после производства товаров. При этом предприятие взначительной степени подвержено риску недополучить прогнозируемый доход, даже заинтересовавпокупателя более низкими ценами или льготами или через интенсивную рекламу.
В отличие от ситуации на потребительском рынке, основная массапокупок государства осуществляется через систему «государственного заказа».Тогда цена на продукте и услуги может быть установлена до их производства. В этомслучае риск для предприятий минимален, так как можно заранее оговорить цены, количествои условия поставок. Вместе с тем госучреждения могут производить покупки товаровкак на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. Например, это могут быть канцелярскиетовары, компьютеры, продовольственные и промышленные товары для армии, войск МВДи др.
Термин «государственное регулирование» значительношире в современной социально-ориентированной рыночной экономике термина «государственныйзаказ». В первую очередь через правительственные организации государство:
· осуществляет борьбу с монополизмом и инфляцией, а также за чистотуокружающей среды;
· защищает права всех форм собственности;
· изменяет распределение дохода и регулирует экономическую активность;
· осуществляет макроэкономическую политику стабилизации и экономическогороста;
· формирует рыночные институты и инфраструктуры экономики.
Возникновение и функционирование рынка, в рамках которого осуществляетсякругооборот ресурсов, дохода и продуктов, возможны при наличии ряда условий. Важнейшиеиз них:
ü общественноеразделение труда, которое неизбежно приводить к обмену продуктами и услугами;
ü экономическаяобособленность производителей, как непременное условие эквивалентного обмена;
ü свобода предпринимательскойдеятельности.
Все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляютединое целое экономического механизма общества. Однако можно отметить большую рольв нем такой составляющей, как «предприятия», поскольку эквивалентный рыночныйобмен возможен лишь при наличии производственных продуктов и услуг. Отсюда появляетсянеобходимость более детального изложения особенностей образования и функционированияпредприятий.
Предприятия могут существовать как в условиях рыночной экономики,так в условиях централизованно-управляемой. Поэтому можно выделить признаки, определяющиепредприятия, не зависящие от экономической системы и зависящие от таковой (табл.1).Признаки, определяющие предприятие
Не зависящие
от экономической системы Зависящие от экономической системы
Рыночная экономика
Централизованно-
Управляемая экономика
Использование
производственных факторов Автономность Подчиненность центральному органу
Экономичность Прибыльность по фактическому результату Выполнение плана любой ценой Частная собственность Общественная собственность
Финансовое равновесие Рыночная цена Государственная цена
На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческийтруд) должны комбинироваться друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции.
При этом в любом случае предприятие функционирует в условияхограниченных производственных ресурсов. Поэтому в соответствии экономическим признакомпредприятие может:
1. максимизировать свой результат: при заданном объеме производственных ресурсовдолжен быть достигнут наибольший выпуск продукции;
2. минимизировать свой результат: определенный объем выпуска продукции долженбыть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;
3. оптимизировать свой результат: затраты и результаты находятся в определенномоптимальном сочетании.
Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия:своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работникамии поставщиками материальных ресурсов.
В таблице 1 показаны факторы, определяющие предприятие в условияхцентрализованно-плановой экономики: подчиненность центральному органу, обязательноевыполнение плана любой ценой, установление государственной цены, по которой готовыйпродукт будет реализован. Безусловно, это возможное лишь при основополагающей ролиобщественной собственности.
Подчеркивая производственную функцию предприятия, направленнуюна полученные прибыли, необходимо представить его как организацию, в рамках которойфункционирует отдельные частные лица со своими индивидуальными интересами. В этомплане предприятие является социальной системой, в которой необходимо согласовыватьинтересы различных лиц и групп на основе приемлемого для всех сторон компромисса.
Основные цели и функции предприятия в условиях рынка
Во многих учебниках указывается, что основной целью предприятияв условиях рынка является получение прибыли. Не менее важной целью любого предприятияв условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе.Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получениеприбыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто.
Предприятия могут достигать этой цели в том случае, если в своейработе будут придерживаться определенных принципов и выполнить необходимые функции.
Видный немецкий экономист Г. Шмален выделяет следующее«краеугольные камни» управления предприятием: экономичность, финансоваяустойчивость, прибыль.
Принцип экономичности требует, чтобы достигалось:
· Определенный результат при наименьших затрат — принцип минимизации;
· При заданном объеме затрат наибольший результат — принцип максимизации.
Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляетсвойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование — не тратить даромпроизводственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».
Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия,при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственнымисредствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.
Высшей целью предпринимательской деятельности является превышениерезультатов над затратами, т.е. достижение как можно большей прибыли или как можноболее высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получениемаксимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.
Для достижения поставленной цели предприятия должны:
— Выпускатьвысококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствиисо спросом и имеющимися производственными возможностями;
— Рациональноиспользовать производственные ресурсы с учетом из взаимозаменяемости;
— Разрабатыватьстратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимисяобстоятельствами;
— Систематическивнедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управлении;
— Заботитьсяо своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышенииих жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климатав трудовом коллективе;
— Обеспечиватьконкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
— Проводитьгибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.
Но при этом очень важно, чтобы вся функции предприятия были направленына реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.
Выработка успешной стратегии начинается с определения «миссии»фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться.Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия наопределенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка.В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план,но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученнуюприбыль.
В современных условиях перед многими отечественными предприятиямистоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не напервом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачейна этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платыработникам предприятия и быть «на плаву».
Внешняя и внутренняя среда предприятия
Любое предприятие функционирует как открытая система, постояннонаходящийся во взаимоотношении с другими субъектами экономической системы. Внешняясреда предприятия включает в себя факторы прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на принятиерешений предприятием в сфере хозяйственной деятельности.
Факторы среды косвенного воздействия — состояние экономики, технические,социальные, политические и другие факторы.
В целом внешняя среда предприятия включает в себя определенныесоставляющие:
1. Экономическое состояние общества оказывает влияние на степень доступностиденежных ресурсов, на величину процентов, которые можно получить на вложенный капитал.Оно также определяет цены на сырье, материалы и другие элементы производства.
2. Политическая ситуация оказывает существенное воздействие на предприятие черезэкономическую обстановку, поскольку, как правило, правительство проводит свои политическиецели и задачи при помощи экономических мероприятий.
3. Социально-культурная среда определяет вид и цену товаров, потребляемых обществоми отдельными группами покупателей. Элементы этой среды — образование, культура,нравственные нормы и религиозные традиции — оказывает непосредственное влияние наспрос, а также на отношение отдельных работников к своим трудовым обязанностям.
4. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития и воздействуетна коммерческие фирмы в двух направлениях. Так, повышение автоматизации производства,контроля и управления, внедрения информационных технологий, с одной стороны, приводитк повышению качества и уменьшению сроков изготовления продукции; но, с другой — уменьшает количественную потребность в рабочей силе и ориентирует общества на качественноеизменение профессионального мастерства.
5. Физическая или географическая среда, характеризующая возможности коммерческойфирмы, функционирующий в конкретном регионе, определяет, какое сырье, какие энергоресурсыи какой вид транспорта выгоднее использовать; а также в каких условиях хранить иперерабатывать сырье, где и как набирать рабочую силу, как ее доставлять к меступроизводства, с какими поставщиками иметь дело.
6. Партнерская финансово-кредитная сфера определяет финансовые, оперативныеи деловые возможности предприятий. Ее формирует предприятия-поставщики и предприятия-покупатели;коммерческие банки; финансовые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховыекомпании; аудиторские и нотариальные конторы; транспортные фирмы и другие контрагентыфирмы.
Особенности внешней среды предприятий:
· Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение одного фактораможет обусловить изменение других.
· Сложность внешней среды. Предприятие вынуждено ориентироваться нагосударственные постановления, на многочисленных конкурентов, ускоренные технологическиеизменения, многообразие ресурсов.
· Неопределенность внешней среды. Большое влияние на конечные результатыдеятельности предприятия оказывает неопределенность экономической конъюнктуры, котораявытекает из непостоянства спроса и предложения на товары, деньги, факторы производства,из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительностиинвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерциии многих других обстоятельств.
Факторы внутренней среды предприятия — совокупность взаимосвязанныхвнутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри предприятия.
Классификация факторов внутренней среды предприятия:
1. Производственно-технологические факторы, определяющие соответствие технологиии оборудования предприятия современному уровню: неритмичность производства, большойуровень брака, низкая производительность труда, простои оборудования, сбои в снабжениисырьем, материалом.
2. Организационные факторы, проявляющиеся в нерационально структуре предприятияпо составу (очень высокий вес постоянных затрат) взаимных связей подсистем и элементовпредприятия, в распределении персонала во времени работ;
3. Экономические факторы, состоящие в нерациональном выборе ассортимента продукцииобъема выпуска, в несоответствии постоянных и переменных затрат, деформации ценили спроса на выпускаемую продукцию (кратко эти причины можно назвать несоответствиемиспользуемых ресурсов получаемому эффекту);
4. Информационно-управленческие факторы, состоящие в недостаточном соответствиитехнологии управления производственно-технологическим процессом данному типу производства,в составе используемой долей управления информации, ее получении, прохождении, обработкеи анализе, подготовке и принятии управленческих решений, их обоснованности и своевременности.
Значение анализа внутренней среды предприятия:
· Информация о внутренней среде предприятия необходима для определениявнутренних возможностей, потенциала, на которые предприятие может рассчитывать вконкурентной борьбе для достижения поставленных целей.
· Анализ внутренней среды предприятия указывает на то, что, помимо производствапродукции, оказание услуг, предприятие обеспечивает возможность существования своимработникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
Заключение
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект являющийсяпроизводителем товаров и услуг, основным рыночным агентом, вступающим в различныехозяйственные отношения с другими субъектами.
Особой целью предприятия в условиях рынка является получениеприбыли. Но не менее важной целью рынка является получение прибыли. Но не менееважной целью рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в егоработе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не толькополучение прибыли, но и устойчивое ее получение. Высшей целью предпринимательскойдеятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение какможно более высокой рентабельности.
Философия предприятия предельно проста: производитель долженвыпускать такую продукцию, которой заранее обеспечены сбыт и получение предприятиемнамеченного уровня рентабельности и массы прибыли.
В современных условиях перед многими отечественными предприятиямистоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не напервом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачейна этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платыработникам предприятия и быть «на плаву».
Эффективность предприятия зависит от того, насколько глубокои правильно используются прогрессивные общественные формы организации производства,такие как концентрация, специализация, кооперативные и комбинированные производства.
в современных условиях именно от государства в значительной мерезависит эффективность деятельности российских предприятий, прежде всего созданиецивилизованного рынка и правил игры на этом рынке, т.е. создание правовой основы,обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизацииэкономики, обеспечение социальной безопасности, стабилизации экономики, обеспечениесоциальной защиты и социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятыеи организация выполнения хозяйственного законодательства.
Остается надеяться, что тяжелый период в экономики скоро пройдет,предприятия начнут нормально работать, решать задачи, достигать цели, свойственныерыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивныхобщественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперированиекомбинирование производства.
Список использованной литературы
1. Бородина Н., Полева Н. Сборник задач. Учеб. пособие. Кострома, 2000.
2. Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий), Москва, 2006.
3. Горринкель В.Я. Экономика предприятия: учеб. для вузов / под ред. проф.В.Я.Горринкеля. М.: Банки и биржи; БНТИ, 2000.
4. Загородников С.В. Экономика предприятия: 4-е изд., стереотип. — М.: Издательство«Экзамен», 2007.
5. Макконел Э. Экономика: принципы, проблемы и политика: в 2т. / пер. с англ.11-еизд. Т.1. М.: Республика, 2001.
6. Самуэльсон Пол Э., Норхаус Вильям Д. Экономика / пер. с англ.16-е изд. М.:Издательский дом «Вильямс», 2001.
7. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия) учебник для учрежденийсреднего спец. Образования, М.: Экономистъ, 2006.
8. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие.2-е изд., перераб. и доп.М.: Финансы и статистика, 2002.
9. Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
10. Экономика / Под ред. А. Булатова. М.: Юристъ, 2002.
11. 11. Экономика и статистика фирм / Под ред. С. Ильенковой. М.: Финансы и статистика,2001.
12. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Горфинкеля, Е. Куприянова. М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
13. Экономическая теория: Элементарный курс / Под ред. С.А. Бартенева. М.: Юристъ,2002.