Реферат по предмету "Экономика"


Поддержка малого бизнеса

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.  ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГОБИЗНЕСА
1.1 Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в РФ
2.  КРЕДИТОВАНИЕСУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ»)
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»
2.2 Виды кредитов и основные условия их предоставления
2.3 Анализ практики кредитования малого бизнеса
2.4 методика оценкикредитоспособности заемщика на примере ООО «РостовЮГ»
3.  ОСНОВНЫЕПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВМАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Проблемы банковского кредитования малого бизнеса
3.2 Направления совершенствования кредитования малого бизнеса
3.2.1Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки
3.2.2Становление системы кредитных бюро
3.2.3Изменение нормативно-правовой базы Центробанка
3.2.4Развитие системы кредитования стартового бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СONCLUSION
ПЕРЕЧЕНЬСОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А –БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б –ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»
ПРИЛОЖЕНИЕ В –БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ООО «РостовЮГ»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г –ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ООО «РостовЮГ
ПРИЛОЖЕНИЕ В –РЕЙТИНГ БАНКОВ ПО ОБЪЁМУ КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМ С ОБЪЁМОМ ГОДОВОЙВЫРУЧКИ ДО 5 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ ЗА 2005 ГОД
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой иобсуждаемой сегодня в нашем обществе, является становление бизнеса, рассматриваемоево всей своей многогранности и неоднозначности.
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малыхпредприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителябанковских услуг. Малое предпринимательство – не только существеннаясоставляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимальногибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсынаселения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалыйинтерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребительразличных розничных услуг коммерческого банка /9/.
На Западе работа с небольшими компаниями считается обычнойбанковской практикой, поскольку именно малые и средние предприятия составляютсоциально-экономическую основу роста экономики этих стран /22/.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полноеудовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяютсяэффективностью работы небольших предприятий /28/. Высокие темпы внедрениянововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений,быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция,ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребительполучает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государстваполучать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляетвклад малых предприятий в экономику страны.
Значимость изучения проблемымалого предпринимательства усиливается тем, что именноему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему /34, 41, 47/, менее всего повезло в отношении государственной и инойподдержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура,обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических исоциальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут бытьрасценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублениемкризиса российской экономики в целом.
Надо также отметить, что в части географии, отношение к маломубизнесу в стране неоднородно. В различных регионах суммы кредитов,предоставляемых фондами поддержки предпринимательства, различны, как и выделяемыеминистерством финансов квоты. С другой стороны, сам бизнес и финансовыеорганизации также распределены по территории России весьма неоднородно /18/.
Стоит отметить, что в Ростовской области и других аналогичныхобластях, где действуют 25 тысяч малых предприятий, чьи темпы роста выше, чем уих более крупных и внушительных собратьев – доля малого бизнеса в общем объеме производстваздесь достигает 22%. Растут объемы кредитов, выдаваемых малому бизнесу.Конечно, они по-прежнему небольшие и имеют некоторые недостатки – выдаваемыекредиты носят в основном краткосрочный характер. А вот доля долгосрочныхкредитов недопустимо мала: препятствуют низкая прозрачность бизнеса,недостаточность залога. Но проблема все же решается. За счет средств областногобюджета Ростовский региональный фонд поддержки малого предпринимательствавыделил 31 заем на сумму 5 миллионов рублей.
Очень неплохо на общероссийском фоне смотрится московский регион.Налоги, уплачиваемые малым и средним бизнесом в столице, достигают 50% всехналоговых поступлений в бюджет города. В Московской области с успехом действуетцелевая программа развития и поддержки малого предпринимательства. Ныне онаразработана на 2004-2007 годы. Результаты внедрения ее предшественницы в2001-2002 годах обеспечили рост объема продукции, произведенной малымипредприятиями в 1,9 раза /37/.
В остальной части России показатели далеко не так впечатляют: вСанкт-Петербурге доля поступлений от малого бизнеса равна всего 30 %, а всреднем по стране – и вовсе 12%.
Причем, нынешний подход к формированию и модификации системызаконодательства фактически не стимулирует развитие малого бизнеса и малоучитывает его потребности.
Проблемаразвития малого бизнеса, по мнению российскихпредпринимателей, кроется в двух основных причинах, во-первых, эточрезмерное госрегулирование (бюрократизм). Вторая не менее важная проблема,которую необходимо решить для россиян – финансы: нехватка оборотных средств,долгосрочного финансирования и высокая стоимость кредитов /47/. Российскиебанки по-прежнему очень неохотно идут на кредитование малого бизнеса, считаяего очень рискованным. Те программы финансирования, которые все же сталипоявляться в последнее время, не предполагают вкладывать средства на старте.Предприятие должно проработать, как минимум, полгода и представить убедительныедоказательства своей надежности. Естественно, это существенно ограничиваетвозможности развития малого бизнеса /22/.
Вместе с тем конкуренция на рынке микро и малых кредитов несомненноприсутствует в виде частных займов. Данный вид кредитования несет в себезначительные риски, как для кредитора, так и для заемщика, однако процентныеставки ненамного превышают банковские (2-3% в месяц для московского рынка), аглавными преимуществами являются оперативность, отсутствие бумажной волокиты изалога. Инвестиционный потенциал частных лиц в нашей стране оценивается науровне 30 миллиардов долларов США, что вполне соответствует уровню потребностималого бизнеса. При грамотной организации дела, в части тех же венчурныхкомпаний, столь серьезный капитал вполне может потеснить на рынке банковскийсектор. Суммарные ежегодные объемы кредитования измеряются единицами миллиардоврублей, в то время как общая потребность в кредитовании указанного сегмента вРоссии составляет по различным оценкам 30-40 миллиардов долларов США, то есть всреднем около 6,5 тысячи долларов США на каждое предприятие или предпринимателя/35/.
Объемы выдаваемых банками кредитов малому бизнесу практическиудвоились за последние несколько лет, однако банкам по-прежнему приходитсятратить значительные средства на рекламу, чтобы привлечь заемщиков, несмотря нато, что, как уже отмечалось, потребности в кредитовании весьма высоки. Этопроисходит потому, что помимо нежелания банков работать со стартовым бизнесом,является то, что банки в принципе готовы кредитовать исключительно крепкостоящих на ногах клиентов под обеспечение твердым залогом с условием егострахования в пользу банка, что также повышает расходы клиента. Имеются такжетребования к структуре залога – банки не любят получать в залог товар в оборотена 100%. При этом бизнес заемщика оценивается с применением классическихфинансовых коэффициентов с установкой отсекающих параметров на уровне,рекомендуемом классической теорией кредитования, то есть зачастую неприменяется ни отраслевая, ни сегментная дифференциация. Снижение такихпараметров до интуитивных уровней может крайне негативно сказаться на качествепортфеля кредитов, поэтому банки выбирают заведомо консервативный подход,который практически гарантирует портфель с низкой просрочкой, но влечет засобой отсечение потенциально перспективных и качественных заемщиков /37/.
В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки дляроста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов все жесформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практикаработы с небольшим числом крупных заемщиков (как правило, своих акционеров)подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации своих кредитныхпортфелей.
В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложитьконцепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающуюспецифику его становления в нашей стране.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующиезадачи:
- выявить состояниеи проблемы государственной финансово-кредитной поддержки малого бизнеса вРоссии;
- определитьособенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства;
- исследоватьметоды анализа кредитоспособности малого предприятия;
- выявить проблемывзаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендацииих преодоления.
1. Особенности развития и современное состояние системы поддержки икредитования субъектов малого бизнеса1.1 Государственная финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческиеорганизации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, всельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек, в оптовой торговле – 50человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек/7/.
С 1991 года сложилась ситуация, при которой в сферах торговли,общественного питания и некоторых иных видах деятельности предпринимательстворазвивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственнойподдержке. А в других сферах (производство, инновационная деятельность и других),предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условиицеленаправленного содействия со стороны государственных структур.
Исходя из мирового опыта государственная поддержка малого бизнесалишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставленияявлялись конкретные цели и результаты, к которым стремились и приходили малыепредприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектовсама по себе. Например, отличительной чертой системы государственной поддержки малогопредпринимательства в Японии является временный характер мер по развитиюприоритетных направлений в бизнесе /46/.
 Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствииизменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного секторана „точках роста“ в экономике и быстрыми темпами достичь ощутимыхрезультатов.
В России же в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов дляместной администрации крайне важно оценить, какие направления развития малогобизнеса действительно нуждаются в поддержке и льготах, а каким придетсярассчитывать только на свои силы.
Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетноефинансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическимсостоянием. По мере его улучшения доля фирм претендующих на помощь государства,падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетнойподдержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошееили удовлетворительное шестая часть малых предприятий.
Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждойэкономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства.Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятиям – „аутсайдеры“действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями.Поддерживая их „на плаву“, государство в большей мере способствуетсохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделовдля расширения сферы предпринимательства/34/.
В целом в поддержке нуждаются как „слабые“, так и „сильные“малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять рядыбезработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку набюджет, во-вторых – чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая „точкироста“. Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решатьисходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств,выделенных на поддержку малых предприятий.
Само понятие „помощь“ подразумевает поддержку активныхдействий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощьсама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок долженопределить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, докоторой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которойвредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание „тепличных“условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашейстране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольшихнеэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов /32/.
Интересен тот факт, что количество малых предприятий резко выросло в1991-1994 годах более чем в три раза, причем тогда какая бы то ни было системаподдержки малого предпринимательства, она практически отсутствовала.Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощигосударства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственнойподдержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью/16/.
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системыгосударственной поддержки малого бизнеса в России. К формам государственнойподдержки малого предпринимательства относятся/30/:
-  организационно-инфраструктурная;
-   налогово-управленческая;
-   имущественная;
-   финансово-кредитная.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременносамой привлекательной и труднодоступной для малого бизнеса являетсяфинансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставлениегарантий (поручительства) под кредиты коммерческих банков (рисунок 1.1).
/>
Рисунок 1.1 – Господдержка необходимаямалому бизнесу /17/
Сведение государственной поддержки только к прямой финансовойподдержке или налоговому стимулированию не столько развиваетпредпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческихнастроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малымпредприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобыподдержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономическойбазы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать,создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка. /30/
Первоначально обязанность специального государственного органа,призванного осуществлять поддержку малого бизнеса взял на себя Государственныйкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.Однако этот комитет не был в достаточной мере специализированным органомуправления, четко ориентированным на содействие развитию малогопредпринимательства.
В марте 1992 года была предпринята попытка создать самостоятельныйгосударственный орган – Комитет поддержки малых предприятий ипредпринимательства при Государственном комитете имущества Российской Федерациипо управлению государственным имуществом. Не успев как следует развернуть своюработу, он оказался упраздненным и ходе очередной реорганизации структурыфедеральных органов исполнительной власти. При этом функции поддержкипредпринимательства были переданы Государственному Комитету РоссийскойФедерации по промышленной политике, созданному на базе ликвидированногоМинистерства промышленности. В результате задача содействия развитию малыхпредприятий опять перешла в ранг второразрядных. Практически была утраченафункция координации деятельности органов государственного управления поподдержке малого бизнеса, формированию государственной политики в этой области.Судя даже по названию комитета, ему вменялась в обязанность поддержка не толькомалого, но и среднего, и даже крупного бизнеса. Нетрудно заметить, что такаязадача неразрешима в рамках компетенции одного комитета /37/.
В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующей усилияпо поддержке малого бизнеса России – Государственный комитет РФ по поддержке иразвитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки малогобизнеса занимались: в составе палат Федерального Собрании – Комитет Совета Федерациипо вопросам экономической реформы, собственности, имущественными отношениям,Комитет по экономической политике; в системе федеральных органов исполнительнойвласти – Министерство экономики России, Министерство финансов России, Государственныйкомитет имущества России. Кроме того, в определенной мере были связаны спроблемами поддержки и развития малого предпринимательства такие федеральныеорганы исполнительной власти, как Министерство труда России, Министерствовнешних экономических связей и торговли РФ, Министерство науки России и другие.Такое обилие структур управления государственной поддержкой малого бизнесапорождало на практике параллелизм и дублирование при исполнении тех или иныхфункций.
В ходе очередной реорганизации Правительства РФ, произошедшей вначале 1999 году, Государственный комитет по поддержке и развитию малогопредпринимательства был упразднен, а его функции возвращены Министерству поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства /3/.
На первый взгляд, такая мера, могла показаться эффективной,поскольку существует тесная взаимосвязь между антимонопольной политикой,усилением конкурентных начал в экономике и развитием предпринимательства.Однако с точки зрения узко специфических интересов малого бизнеса данная мераоказалась малополезной, поскольку подменялись специфические механизмы и мерыподдержки малого бизнеса методами антимонопольного регулирования, а эти двакомплекса методов государственного регулирования далеко нетождественны.
Непосредственное исполнение государственной политики поддержки малогопредпринимательства возлагалось на территориальные управления Министерства поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства /4/, которыеосуществляли также множество иных функций: борьба с монополистической деятельностьюи недобросовестной конкуренцией, обеспечение контроля за соблюдениемзаконодательства о защите прав потребителей, регулирование деятельностисубъектов естественных монополий в области связи и на транспорте и так далее.
Очевидно, что столь разные и сложные функции территориальнымуправлениям Министерства по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства выполнить было чрезвычайно сложно. В такой ситуации многоеоставалось на усмотрение руководителей этих управлений, которые сами решали, чтоже из общего объема функций выполнять необходимо, а что можно и не выполнять.Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса, в том численефинансовая, на практике оставалась слабой.
В 2004 году Министерство по антимонопольной политике и поддержкепредпринимательства было упразднено /6/. Его функции переданы Федеральнойантимонопольной службе, за исключением функций в сфере защиты прав потребителейи поддержки малого бизнеса. В указе ничего не сказано о том, какому органупередается функции поддержки малого бизнеса.
К поддержке со стороны государства у представителей малого бизнесадалеко не однородное отношение (рисунок 1.2).
/>
Рисунок 1.2 – Отношение предпринимателей к господдержке /43/
Как видно из представленного выше рисунка малому бизнесу сегоднянадо помогать – так заявили 54% опрошенных, ему „не надо мешать“,уверены 27%, хотя „все зависит от ситуации“ считают 19% респондентов.
В этой связи, интересно посмотреть, на какой из уровней власти малыйбизнес возлагает наибольшие надежды (рисунок 1.3).
Таковыми оказались как раз муниципальные (местные власти): по мнению43,10% субъектов малого бизнеса, именно власти муниципалитетов должны большедругих уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса. Этообъясняет низкую оценку деятельности местных властей: от них ждут большего, нопока немного получают. На втором месте (28,70%), с небольшим отрывом оттретьего власти региона. Затем идут федеральные власти (22,80%).
Эти результаты связаны с тем, что в своей повседневной деятельности,естественно, бизнес контактирует с чиновниками на местах, а не членамифедерального правительства. При этом, даже если предпринимателивзаимодействуют, например, с пожарной инспекцией или налоговыми органами (которые,вообще-то, относятся к федеральным службам), они во многих случаях воспринимаютих как „местные“, то есть, „не центральные“.
/>
Рисунок 1.3 – Предпочтения субъектов малого бизнеса в поддержке различныхуровней власти /44/
Среди прочих органов, вложившего свою лепту в поддержку развития малогопредпринимательства относится „Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства“, который действует в соответствии с уставом, утвержденнымПостановлением Правительства РФ № 424 от 12.04.1996.
Этот фонд может использовать для кредитования предпринимательскихпроектов не только предусмотренных в бюджете средств, но и средств любыхфинансовых институтов, и в том числе частногокапитала.
Помимо федерального фонда поддержки малогопредпринимательства в стране создавалась и действует широкая сеть региональных(около 70) и муниципальных (около 120) фондов поддержки малогопредпринимательства /42 /. Правовой статус фондов регулируется статьей 8 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ: „Фондом поддержки малого предпринимательстваявляется некоммерческая организация, создаваемая в целях финансированияпрограмм, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства,путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственнойдеятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числеиностранных, доходов от выпускам размещения ценных бумаг, а также доходов,получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основесубъектам малого предпринимательства“.
Фонды имеют право предоставлять субъектам малого бизнесаразнообразные финансовые услуги: льготные кредиты, беспроцентные ссуды,краткосрочные займы, гарантии, финансовую помощь на безвозмездной основе /5/.Следовательно, фонды являются финансовыми посредниками не только междугосударством и малым бизнесом, но и между малым бизнесом и кредитными организациями.
Денежные ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счетвложений региональных и муниципальных органов исполнительной власти (вчастности, средства соответствующих бюджетов и выручка от приватизациигосударственного имущества), доходов от собственной деятельности, добровольныхвзносов физических и юридических лиц и других поступлений. Доходы отсобственной деятельности фонда не подлежат налогообложению и могутформироваться в результате следующих операций: выпуска и размещения ценныхбумаг фондов; проведения конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; полученияпроцентов от льготных кредитов, выданных субъектам малого бизнеса; иныхпоступлений /30/.
Анализируя законодательство о фондах поддержки малогопредпринимательства с точки зрения формирования активов и пассивов, а такжеспособов получения доходов, они несут на себе отпечаток интересного сочетания,с одной стороны, банков и эмиссионных компаний, поскольку занимаются кредитованиеми получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг,проведением аукционов, лотерей, а с другой стороны благотворительных ибюджетных организаций (бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмезднойоснове). Такого рода сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразныхисточников и направлять их в разных формах на поддержку малого бизнеса.
Деятельность непосредственно самих фондов осуществляется безполучения лицензии на банковскую деятельность /7/. В этом – преимуществофондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, тоне имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции поподдержке малого бизнеса (например, использование пожертвований и безвозмездноефинансирование). Недостатком является ограничение их правоспособности: фонды ненаделены правами, которые имеют банки в части привлечения для финансированиямалых предприятий средств населения, предприятий и банков в виде депозитов,межбанковских кредитов и остатков на расчетных счетах.
В структуре средств фондов в разное время преобладали различныеисточники. В период активной приватизации государственного имущества преобладающуючасть средств фонда составляли средства от приватизации предприятий, а такжесредства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Так, в периодприватизации возникло предложение об обязательном направлении в фонд не менее30% доходов от приватизации. Также считалось целесообразным часть средств изэтих двух источников (около 30%) оставлять в регионах, чтобы региональныецентры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. Ноопределенные механизмы контроля и поступления этих средств Наблюдательнымсоветом федерального фонда финансовой поддержки малого предпринимательстваразработаны не были.
Но среди источников фонда средства, поступающие от приватизациигосударственного и муниципального имущества, поставлены на второе место, послебюджетных средств и перед доходами от собственной деятельности /7/. Этонеудивительно, поскольку сам закон принимался в 1995 году, в разгар процессаприватизации. В настоящее время совершенно очевидно, что значительных средствиз этого источника получить нельзя. Сейчас этот процесс находится на спаде, а внекоторых отраслях уже канул в лету. В связи с этим в предстоящий период неследует особо рассчитывать на определение объемов финансирования фондов ипрограмм поддержки малого бизнеса за счет доходов от приватизации. В то жевремя нецелесообразно полностью отказываться от этого источника, поскольку даженебольшие средства помогли бы фондам.
Необходимо обратить внимание на то, что в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ дан закрытый переченьисточников фондов и основных направлений их деятельности. Есть мнение, чтовнебюджетные источники формирования средств фондов должны быть ограниченопределенным кругом операций, главный критерий которых – минимальный риск.Объясняется это тем, что попытка расширить круг таких источников может привестик ряду нежелательных последствий. Прежде всего, повышается риск отвлечениясредств от целевого предназначения, поскольку на практике трудно определить,действительно ли временно свободные средства направлены в доходные операции илиотсутствие достойных предложений по кредитам только предлог для дополнительных „заработков“.Если главным становится извлечение собственной прибыли, то фонд превращается вобычную кредитную организацию и весь смысл его создания сводится к нулю /30/.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита являетсяпроведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетногокредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом.
При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываютсяцели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядокпредоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределахгода и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения посубъектам использования бюджетных кредитов. При заключении кредитного договораприменяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о федеральномбюджете на соответствующий год.
Нормы о кредитовании малого бизнеса содержатся и в Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ.Однако там речь идет о льготном кредитовании. Согласно статье выше указанногозакона кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется нальготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациямза счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Но и в этом случаеисточником финансирования являются бюджетные средства, которые должны бытьнаправлены на поддержку определенных проектов, критерии отбора которыхнеобходимо четко определить и обосновать. В каждом субъекте РФ и муниципальномобразовании могут быть свои приоритеты /30/.
Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договороммежду кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малогопредпринимательства /7/. Этот механизм реализуется на уровне субъектов РФ иместного самоуправления. Однако на федеральном уровне в настоящее времяотсутствует единая методология компенсирования.
Недостатком системы предоставления кредитов через фонды является еегромоздкость. Фонды применяют достаточно сложные процедуры отбора, экспертизы икредитования проектов, предъявляют традиционные для коммерческих банковтребования к условиям и срокам возврата кредитов, их обеспечению и гарантиям.Создаются такие условия, что льготный кредит получить практически невозможно(требуются всевозможные справки, растягиваются сроки оформления кредита ит.д.). Вследствие этого лишь незначительное количество малых предприятий(15,20%) получает такую помощь. Свыше 85% опрошенных знают о существовании Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ „Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.Более того, 33% – ответили, что знакомы с его содержанием. Почти 40%респондентов знают о существовании федеральных и региональных программподдержки малого бизнеса. Вместе с тем, 66,10% опрошенных никогда не обращалисьза помощью в существующие структуры его поддержки (рисунок 1.4).
/>
Рисунок 1.4 – Результатыобращения малого бизнеса за поддержкой /44/
Несмотря на имеющиеся издержки, все же финансирование через фондыдля малых предприятий более выгодно по сравнению с другими кредитнымиучреждениями. Это выражается в более продолжительном сроке кредитования,пониженном проценте ставок по кредитам, предоставлении бесплатногоконсультирования конечным заемщикам и др. Таким образом, трудности получениякредитов от фондов компенсируется их дешевизной /40/.
Необходимо иметь в виду, что задача фонда шире, чем просто доведениесредств до конкретных предпринимательских программ и проектов. Нельзя забывать,что речь идет здесь отнюдь не о субсидиях, а о кредите: выданные средствадолжны им вернуться в фонд, причем в несколько большей сумме. Фонд принимаетдолевое участие в финансировании, не более того. Хотя фонд и являетсяструктурой некоммерческой, кредиты выдает под проценты, которые, правда, анекоторых случаях являются символическими. Такой вид государственногокредитования фактически бесплатен, что, как правило, не стимулирует кэффективной работе. Поэтому данную форму поддержки малого бизнеса следуетприменять лишь в отдельных случаях с инвестиционными проектами, связанными свысокими технологиями и интересами всего государства либо особенностямиконкретных регионов и муниципальных образований. Средства на указанные проектыдолжны предоставляться из бюджета развития РФ в бюджеты различных уровней наконкурсной основе, с учетом установленных на каждом уровне приоритетов. Такимиприоритетами, например, на региональном уровне могут быть агропереработка,пищевая промышленность и другие, на уровне местного самоуправления – сферауслуг и бытового обслуживания и так далее /31/.
Таким образом, законодательство хотя и предусматривает получениесубъектами малого бизнеса бюджетных кредитов, займов и ссуд, но на практикеуказанные нормы не всегда реализуются должным образом.
Рассмотрим другую форму бюджетного финансирования малого бизнеса –государственные и муниципальные гарантии /30/.
Главный недостаток государственного финансирования малого бизнесасостоит в том, что бюджетные финансовые ресурсы зачастую не доходят до реальнофункционирующих малых предприятий. Сложившаяся система контроля не обеспечиваетцелевого использования бюджетных ресурсов. Практика свидетельствует о том, чтовыборочное предоставление прямых льготных кредитов и субсидий оказывает меньшеестимулирующее воздействие на формирование финансов малых предприятий, чем осуществлениегосударственной поддержки в форме гарантированного кредита.
Выдача льготных займов для субъектов малого бизнеса, так же, как исубсидирование процентной ставки по кредитам, требует привлечения большихсредств и является достаточно рискованным проектом для организаций,предоставляющих кредиты. Поэтому данный механизм будет работать эффективнотолько при условии создания действенной системы государственных гарантий.
Использование государственных и муниципальных гарантий по кредитамкоммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий имеетнесомненные преимущества /9/.
Государственной или муниципальной гарантией признается способобеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственноРоссийская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование гарант – даетписьменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому даетсягосударственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицамиполностью или частично /1/.
Предоставление субъектам малого предпринимательства государственныхгарантий предусмотрено постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 147 „Обутверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурснойоснове за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и положения обоценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурснойоснове централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РоссийскойФедерации“. В данном постановлении предусмотрены льготы для субъектов малогобизнеса, участвующих в конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсовбюджета РФ. Субъекты малого бизнеса в объем собственных средств, направляемыхна финансирование инвестиционного проекта, по которому выдается государственнаягарантия, кроме источников, предусмотренных для всех остальных субъектовпредпринимательства, дополнительно включают прибыль и амортизационныеотчисления.
Предоставление государственных гарантий субъектам малогопредпринимательства было предусмотрено ранее /7/. В Федеральном законе от 14.06.1995 № 88-ФЗ содержались положения,посвященные гарантийным функциям фондов поддержки малого предпринимательства. Согласноэтому закону федеральный фонд поддержки малого предпринимательства можетвыступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым РоссийскойФедерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционнымкредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерациисубъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретныхпрограмм и проектов в области малого предпринимательства. Порядок выделениясредств из государственных и муниципальных фондов поддержки малогопредпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектаммалого предпринимательства устанавливается указанными фондами при наличиитехнико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в областималого предпринимательства.
В отличие от Федерального закона от14.06.1995 № 88-ФЗ в пункте 4 статье 116 Бюджетного кодекса РФ сказано,что государственные гарантии РФ предоставляются только Правительством РФ.Данное противоречие уже устранено, ибо с 1 января 2005 года, как известно, статья8 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗутратила свою силу. Что касается региональных и муниципальных фондов поддержки малогопредпринимательства, исходя из смысла статьи 117 Бюджетного кодекса РФ можноутверждать, что они вправе предоставлять гарантии субъектам малого бизнеса. Врегионах уже начали осуществляться схемы гарантирования кредитов для малыхпредприятий.
В рамках региональных программ финансовой поддержки малого бизнесареализуются различные схемы субсидирования процентной ставки по кредитам,предоставляемым малому бизнесу. Как правило, на уровне местных администрацийопределяются основные отрасли или предприятия, нуждающиеся в финансовойподдержке.
В российских регионах существуют разные подходы к решению даннойпроблемы. Так, в Краснодарском крае процентная ставка компенсируется на дветрети, в Ставропольском – на три четверти. В Москве на цели субсидированияпроцентных ставок по кредитам малому бизнесу было выделено в 2005 году 3миллиона долларов /10/.
Выделение средства на субсидирование ставок, региональные властистимулируют развитие малого предпринимательства и как следствие добиваютсяроста налоговых платежей. Вместе с тем общей проблемой для регионов являетсянедостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на поддержкумалого предпринимательства.
Важным направлением поддержки малого бизнеса в 2005 году стало развитиеинфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий, подразумевающеепредоставление субсидий бюджетам субъектов РФ в целях создания закрытых паевыхинвестиционных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационныекомпании, что, в свою очередь, должно привести к увеличению объема частныхинвестиций в малые инновационные компании /22/.
Для формирования этой категории субъектов малого бизнеса необходимопоявление институтов венчурного финансирования малых и средних предприятий, в которыхгосударство возьмет на себя роль основного агента поддержки инноваций черезсистемы бизнес-инкубаторов, предоставление бюджетных грантов на конкурснойоснове, венчурное финансирование, облегчение доступа предприятий малого исреднего бизнеса к фондовому рынку. Предполагается также создать региональныефонды соинвестирования.
В мировой практике гарантии, предоставляемые аналогичнымиорганизациями, как правило, варьируют в пределах 75-90%. Неполное покрытиесуммы кредита повышает ответственность банка, а также самою субъекта малогопредпринимательства, „дополняющего“ сумму гарантий своим имуществом.Выдача стопроцентных гарантий сделала бы нерациональным поведение кредитора,поскольку в этом случае выбирались бы проекты без тщательного учета рисков и уровняих окупаемости /26/.
Как показывает опыт развитых стран, распределение кредитных рисковмежду банками и государством является наиболее действенным механизмомобеспечения доступа предпринимателей кредитными ресурсами.
1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса в РФ
На 1 января 2006 года зарегистрировано 9,8 миллионов юридических лиц– субъектов малого предпринимательства. Из 2,2 миллионов зарегистрированныхюридических лиц малые предприятия составляют 44%, что в два раза меньше показателейразвитых стран. С 1999 по 2005 год количество малых предприятий увеличилось на100 тысяч, или на 11,2%. С 1999 по 2001 год наблюдалась отрицательная динамика:количество малых предприятий ежегодно сокращалось на 3%. Рост наметился лишь к2002 году, и только в 2003 году удалось вернуться к количеству предприятий,зафиксированному в 1999 году. В 2005 году численность занятых на малыхпредприятиях составила 8,9 миллионов человек и в целом по РФ выросла всравнении с 2004 годом на 3,07%. Сейчас доля занятых в малом бизнесе в РФ –16,7 миллионов человек, или 24,7% от общего числа работающих /14/.
К субъектом малого предпринимательства помимо юридических лицотносятся также и физические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица (индивидуальныепредприниматели) и крестьянские (фермерские) хозяйства. Помимо лиц, занятых напредприятиях малого бизнеса, численность индивидуальных предпринимателей,состоявших на учете в налоговых органах (включая глав крестьянских хозяйств),по данным Федеральной налоговой службы на начало 2004 года, находилась науровне 4,7 миллионов человек, причем из общего числа рабочих месте сфереиндивидуального предпринимательства 42,8% приходилось на основную работу понайму. Численность зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйствсоставила в 2003 году 263,9 тысяч /39/.
На сегодняшний день вклад малого бизнеса в ВВП России достигает10-12%, в то время как в странах с развитыми рыночными экономиками малоепредпринимательство обеспечивает более половины национального ВВП /47/.
Согласно нормам, принятым в Европейском Союзе, малым считаетсяпредприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним – от 100 до 250 человек,крупным – более 250 человек. В Европе малые предприятия производят 63-67% валовогонационального продукта (во Франции, например, к крупным предприятиям относитсявсего 0,2% предприятий). Вклад малого и среднего бизнеса в формирование ВВПстран Западной Европы, США и Японии отражен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Вклад малыхи средних предприятий в ВВП по странам /19/ В процентахСтрана Доля в ВВП Великобритания 50-53 Германия 50-52 Италия 57-60 Франция 55-62 США 50-52 Япония 52-55 Россия 10-12
Структура малого бизнеса сама по себе не однородна по данным рисунка1.5 из общего числа зарегистрированных субъектов малого бизнеса индивидуальныхпредпринимателей 57%, малых предприятий 40% и крестьянских фермерских хозяйств– 3%.
/>
Рисунок 1.5 – Структура сектора малого бизнеса на 1 января 2006 года

Далее рассмотрим кредитование малого бизнеса в отраслевом разрезе поданным, представленным на рисунке 1.6.
/>
Рисунок 1.6 – Объем кредитов, выданных в 2005 году малым предприятиям поотраслям /19/
В отраслевом разрезе ситуация такова, что наиболее активнокредитуются предприятия торговли и общественного питания, которые зачастуюоказываются просто вынуждены брать кредиты даже под высокие проценты. На долюэтих предприятий в 2005 году пришлось более 60% кредитов. На обрабатывающиепроизводства пришлось всего чуть более 10%. При этом более четверти компаний изданной сферы – это производители пищевых продуктов, около 20% занимаютсяпроизводством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занятав прочем производстве – это производство мебели, ювелирных изделий, спортивныхтоваров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов идр. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно будет увеличиваться доля кредитов,выданных обрабатывающим и строительным предприятиям. Это коснется как крупныхмосковских, так и мелких региональных банков. Наиболее перспективными и активно осваиваемыми как московскими,так и региональными банками представляются Центральный, Приволжский, Южныйрегионы и Урал, где на сегодняшний день уже работает достаточное число малыхпредприятий и есть все предпосылки для стабильного увеличения их количества (рисунок1.7).

/>
Рисунок 1.7 – Объемкредитов выданных малому бизнесу в 2005 году по регионам России /33/
Региональное развитие кредитования малого бизнеса будет идти по 2направлениям – московские банки еще достаточно долго будут осваивать крупныерегиональные центры, а местные банки будут идти дальше и развивать кредитованиенепосредственно в небольших областных и районных центрах. Таким образом, вболее перспективных регионах кредитование будет развиваться быстрее, чем вменее перспективных, за счет большей полноты охвата. Поэтому в среднесрочнойперспективе неравномерность развития кредитования малого бизнеса в региональномразрезе будет только усиливаться.
Более чемполовине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый,не хватает средств для развития. Такие данные проводит „ОПОРА России“по итогам исследования малого бизнеса, которое проводилось в этом годусовместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения – 50%участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятиявыступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средствасобственника предприятия – 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%).Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано скредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы (рисунок 1.8).

/>
Рисунок 1.8 – Источникифинансирования малого бизнеса в России /44/
Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положениемроссийского банковского сектора. В настоящее время банки активно наращиваюткредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группызаемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднегобизнеса.
Характерно, что кредитование нефинансовых организаций осуществляют восновном российские банки, тогда как доля банков с иностранным участием вкапитале, кредитующих российские предприятия, весьма незначительна.
В настоящее время динамичное наращивание кредитного портфеляроссийскими банками сопровождается как качественными изменениями в структурепредлагаемых кредитных продуктов, так и перестройкой бизнес-процессов в самихкредитных организациях и внедрением новых технологий оценки заемщиков.Рассмотрим более подробно современные тенденции кредитования малого бизнеса.
Для начала рассмотрим двухуровневую систему кредитования субъектовмалого предпринимательства /19/.Данная система предполагает выделение ресурсов на реализацию программ поддержкималого бизнеса крупнейшими финансовыми институтами. Поиск и оценка проектов, атакже выдача кредитов осуществляются через систему уполномоченных банков, скоторыми заключены агентские соглашения. Основными игроками в этом сегментеостаются банки, использующие ресурсы международных финансовых институтов, атакже российские банки с государственным участием: Российский банк развития(РосБР) и Внешторгбанк (ВТБ). Полностью за счет западных денегподдержкой предпринимателей занимается Банк Кредитования Малого Бизнеса(КМБ-Банк). Для этого он использует средства ЕБРР и Международной финансовойкорпорации /35/. Объем кредитования малого бизнеса различных банков представленв приложении Д.
У Сбербанка существует две программы кредитования малогобизнеса – за счет собственных средств и из средств ЕБРР. По такой же схемепредоставляют ресурсы „УралСиб“, Росбанк и Нижегородский банкирскийдом (НБД-Банк), Челиндбанк, Дальневосточный банк, Уралтрансбанк и Сибакадембанк.
ДельтаБанк, Пробизнесбанк, „Первое ОВК“ являются банками-агентамиинвестиционного фонда „США-Россия“. „Центр-Инвест“,Пробизнесбанк, Московский Кредитный Банк – Международной финансовой корпорации.»Русский Банкирский дом" сотрудничает с американским агентством USAIDпо поддержке малого предпринимательства. Агентство принимает на себя половинурисков по невозвратам кредитов, что позволяет банку снизить проценткредитования. С USAID также работают СДМ-Банк, «Центр-Инвест» /17/.
Все упомянутые иностранные организации выделяют дешевые пороссийским меркам долгосрочные ресурсы для финансирования российского малогобизнеса. Рейтинг банков кредитующих малый бизнес с выручкой до 5 миллионовдолларов представлен в приложении Д.
Открывая доступ малого бизнеса к относительно дешевым финансовымресурсам, двухуровневая система кредитования позволяет российским банкам-агентамрешать две основные проблемы кредитования в этой сфере – снижать ставки покредиту, делая его более дешевым для конечного заемщика, и увеличивать срокикредитования, в чем остро нуждаются малые предприятия.
Остановимся более подробно на особенностях становления двухуровневойсистемы кредитования малого бизнеса на примере банков – лидеров данногосегмента рынка.
Сбербанк /28/, как уже было сказано выше,кредитует малый бизнес по двум основным программам: у него есть собственныелинии кредитования, а также целевые транши ЕБРР.
В первом случае Сбербанк выступает как донор финансовых ресурсов,которые доводятся до конечного заемщика региональными банками-партнерами,выступающими в качестве агентов банка. До последнего времени агентами выступалии региональные фонды поддержки малого предпринимательства. На начало 2005 годау Сбербанка действовало 15 соглашений с субъектами РФ по кредитованию малогопредпринимательства посредством региональных фондов. В прошлом году через этифонды Сбербанк распределял микрокредиты (менее 2000 долларов), заниматьсяполным обслуживанием которых самому банку было нерентабельно. Ужесточениеправил деятельности региональных фондов поддержки малого бизнеса, запрещающих имвыдавать кредиты и займы без лицензии на ведение банковской деятельности,существенно ухудшит положение субъектов малого предпринимательства.
В 1995 году Сбербанк начал сотрудничать с ЕБРР в сфере кредитованиямалого бизнеса. В этом случае донором ресурсов выступал ЕБРР, передавал банку-агентунаряду с финансами технологии организации кредитной работы, процедуры анализазаемщиков и методики оценки рисков. К настоящему времени список российскихагентов и партнеров ЕБРР в области кредитования малого предпринимательстварасширился. В рамках двухуровневой системы доведения финансовых ресурсов ЕБРРдо российских малых предприятий работают банки «УралСиб», Росбанк иНижегородский банкирский дом.
В целом на 1 января 2005 года задолженность субъектов малого бизнесаперед Сбербанком составила 146 миллиардов рублей. При этом около четверти всехвыданных малому бизнесу кредитов приходится на долю индивидуальныхпредпринимателей (35 миллиардов рублей на 01.01.2005). В отраслевом разрезе вобщей структуре задолженности лидируют торговля и общественное питание (остатокзадолженности составляет 70% всей суммы задолженности субъектов малого бизнеса),далее следуют промышленность и строительство, сельское хозяйство.
Корректно оценить долю Сбербанка на рынке кредитования малогобизнеса России довольно сложно, так как значительное количество малыхпредприятий пользуется альтернативными финансовыми источниками (займами уродственников, знакомых, нефинансовых структур). Вместе с тем по отдельнымрегионам такие оценки существуют. В частности, по данным Ассоциации банковСеверо-Запада, доля Сбербанка на рынке кредитования малого бизнеса в Санкт-Петербурге достигает 80%.
КМБ-Банк /41/ со времени своего создания в 1998 году КМБ-Банкявлялся агентом для распределения целевых средств ЕБРР и Международнойфинансовой корпорации (IFC), предназначенных дляподдержки развития малого предпринимательства. Его конкурентным преимуществомявляются не только дешевые ресурсы, но и технологии выдачи кредитов субъектаммалого бизнеса. Анализ оценки кредитоспособности заемщика строится наевропейской технологии оценки бизнеса с учетом российской специфики. Так,например, эксперты банка оценивают реальное состояние заемщика с обязательнымвыездом на место. Принятые в банке стандартные процедуры оценки позволяютзначительно снизить долю невозвращенных кредитов в общем кредитном портфеле.
Внешторгбанк /12/ в отличие от КМБ-Банка кредитует малыйбизнес за счет собственных средств. В 2004 годуВнешторгбанк выделил направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк –ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги» (ВТБ-24), специализирующийся на обслуживаниичастных клиентов и предприятий малого бизнеса. Внешторгбанк-24 очень быстронаращивает портфель кредитов, выданных малому бизнесу, и к концу 2006 годапланирует увеличить его до 14 миллиардов рублей.
Так же как и у Сбербанка, у ВТБ агентами при распределениифинансовых ресурсов выступают его филиалы.
Кроме филиалов банка, в качестве агентов выступают администрациисубъектов РФ и региональные фонды поддержки малого предпринимательства, которыеосуществляют работу по отбору заемщиков и предоставлению кредитов субъектаммалого предпринимательства. Уже заключены соглашения о сотрудничестве садминистрациями 32 субъектов РФ, а еще около 40 проектов подобных соглашений подготовленыи переданы местным властям. В планах – разработка программы сотрудничествамежду администрациями субъектов Федерации и региональными отделениями банка.
По мнению руководства Внешторгбанка, сотрудничество с региональнымифондами поддержки малого предпринимательства позволяет банку снижатьоперационные расходы при кредитовании данной категории заемщиков. Такая схемадает возможность банку доводить кредитные ресурсы до предпринимателей техрегионов, где отсутствуют его филиалы. В частности, положительные результатыдал опыт по финансированию Внешторгбанком Фонда поддержки малогопредпринимательства Белгородской области (под гарантии местного бюджета),который, в свою очередь, кредитует предпринимателей.
Российский банк развития /15/, активно кредитует по двухуровневойсистеме которая предусматривает следующий порядок предоставления финансовыхресурсов: РосБР привлекает на внутреннем финансовом рынке под государственныегарантии денежные средства под 8-9% годовых и кредитует уполномоченныерегиональные банки под 12% годовых. При этом уполномоченные банки выбираютсяРоссийским банком развития с учетом их финансового состояния и опыта работы смалым бизнесом и согласовываются с Министерством финансов. За счет ресурсов,предоставленных РосБР, эти банки предоставляют целевые займы малому бизнесу смаржой не более 5%.
Поскольку программа нацелена как на расширение доступа субъектовмалого предпринимательства к финансовым ресурсам, так и на снижение стоимостикредита для конечного заемщика, в рамках данной программы предполагаетсяучастие муниципальных и региональных администраций. Именно за счетсубсидирования ими части процентной ставки намечалось снизить проценты покредиту до 12-15% годовых.
Программа имеет ряд недостатков, на которые обращают внимание и эксперты,и чиновники. По мнению заместителя руководителя Департамента регулированияпредпринимательской деятельности Министерства экономического развития РоссииИрины Аникиной, выбор уполномоченных региональных банков должен осуществлятьсяна конкурсной основе по параметрам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ. Министерствоэкономического развития России предлагает изменить и саму схему распределениябюджетных сумм: основную часть средств из 1,5 миллиардов рублей выделить насоздание Гарантийного фонда для поддержки малого предпринимательства.
Существенным является заложенное в Программу ограничение кругапотенциальных заемщиков. Потенциальные заемщики должны отвечать определениюмалого предприятия закрепленному в Федеральномзаконе от 14.06.1995 № 88-ФЗ. Критерием выдачи кредитов являетсястабильная работа на рынке не менее полугода, положительные финансовыерезультаты, отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет ивнебюджетные фонды. Сюда же входит и требование самостоятельно финансироватькредитуемый проект не менее чем на 20%. Четко обозначено наличие залоговогообеспечения. Кроме того, претендентам необходимо предоставить бизнес-план, вкотором обоснована эффективность бизнеса и возможность получения прибыли.Перечисленные требования по усмотрению уполномоченных региональных банков могутбыть дополнены и другими.
Отметим, что данная программа не была реализована в том виде, какпредполагалось изначально. Несмотря на то, что выделение 3 миллиардов рублейпод государственные гарантии было заложено в бюджете 2004 года, до конца года Министерствофинансов России не предоставил документы по реализации госгарантий.
Тем не менее, РосБР осуществляет кредитование малого бизнеса изсобственных средств. На начало 2005 года банк выдал через систему уполномоченныхрегиональных банков кредиты на сумму 971,6 миллионов рублей. Всего по даннойпрограмме финансовые ресурсы могли получить малые предприятия в 24 российскихрегионах.
В частности, для предоставления ссуд малому бизнесу вСеверо-Западном регионе РосБР открыл кредитную линию Балтинвестбанку. В среднемставка по рубленым кредитам составляет 18-19% годовых, а маржа РосБР покредитам уполномоченным банкам не превышает 2%. Для расширения объемакредитования субъектов малого предпринимательства РосБР собирается заключитьаналогичные договоры еще с 16 банками Санкт-Петербурге. В рамках этой программыбанки-агенты получают возможность расширить клиентскую базу, привлечьсреднесрочные финансовые ресурсы (на срок до 2 лет).
На начало 2006 года РосБР при участии 72 региональных банков выдалсубъектам малого предпринимательства 2,4 тысяч кредитов на сумму 6,1 миллиардоврублей. Уже сейчас можно констатировать, что программа востребована какрегиональными банками и малыми предпринимателями, так и региональными властями.Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что РосБР подписал соглашения осотрудничестве с 50 субъектами РФ.
2. Кредитование субъектов малого бизнеса (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВнешторгбанкРозничные услуги»)2.1 Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услу2.2 ги»
Ажиотаж, разгорающийся на рынке банковской розницы, не оставилравнодушными крупнейших игроков – банки, традиционно далекие от работы сфизическими лицами. О своих амбициозных планах в розничном банковском бизнесезаявил Внешторгбанк.
Розничный бизнес – дорогой бизнес, и с этим надо считаться.Российские банки, лидеры розничного рынка, в настоящее время активно расширяютканалы продаж своих услуг, совершенствуют информационные технологии, тратятмного усилий на маркетинговые мероприятия, включая рекламу. Здесь очень важното, что вложенные средства работают не только на розничный бизнес банка, но ина развитие всех его услуг в комплексе, на его имидж. Банки такого уровня, как ЗАО«Внешторгбанк Розничные услуги», тратят на развитие розничногобизнеса несколько десятков миллионов долларов в год, и это объективнообоснованные затраты.
Темпы роста привлеченных средств физических лиц у Внешторгбанказначительно выше, чем в среднем по банковской системе. За три последних годаостатки на счетах вкладов Внешторгбанка увеличились в 9 раз. За счет этогоВнешторгбанк в 2 раза увеличил свое присутствие на рынке частных вкладов. Внастоящее время ВТБ уверенно занимает 3 позицию в рейтинге российских банков поабсолютному объему привлеченных средств. В условиях быстрорастущего рынкаВнешторгбанк ставит перед собой достаточно амбициозные планы по вхождению втройку лидеров по объемам предоставляемых розничных услуг. Позиционируя себякак универсальный банк, обладающий высокими технологиями, Внешторгбанк нацеленна занятие 10% рынка розничных услуг к 2009 году.
С 1 октября 2006 в рамках группы ВТБ в городе Ростове-на-Дону началработу специализированный розничный банк, обслуживающий население и предприятиямалого бизнеса с годовой выручкой до 3 миллионов долларов.
Решение о егосоздании вызвано стремлением уделить как можно больше внимания потребностям иинтересам частных лиц и малого бизнеса. Концентрация усилий на работе срозничными клиентами позволит создать структуру, максимальноотвечающую их требованиям. Как видно из рисунка 2.1 есть основания полагать,что в 2006 году сектор кредитования окажется рекордсменом по темпам прироста.По прогнозам, скорость роста сектора возрастет до 70-80% в следующем году. Фазабурного роста продолжится в течение 5-7 лет, после чего сложится болеестабильная структура рынка и выделятся постоянные лидеры, а темпы приростаснизятся до 30-35%.
 
/>
Рисунок 2.1– Прогнозируемый темп прироста на рынке кредитов в 2006году
Внешторгбанк 24 является участником системы страхования вкладов иимеет все необходимые лицензии на осуществление банковской деятельности:генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществлениебанковских операций, лицензию на осуществление операций с драгоценнымиметаллами, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг и т. д.
Клиентам из числа предприятий малого бизнеса и физических лицВнешторгбанк 24 предлагает полный спектр банковских услуг на уровне высочайшихмеждународных стандартов. В их числе – расчетно-кассовое обслуживание икредитование предприятий малого бизнеса, привлечение средств населения вовклады, все виды кредитования, включая ипотечное, выпуск банковских карт,система дистанционного обслуживания Интернет-банк и многие другие.
Считается, что на сегодняшний день спрос на кредиты, предоставляемыемалому бизнесу, значительно превышает предложение на данном сегментебанковского рынка. Большинство аналитиков считают, что риск на рынке кредитованиямалого бизнеса несколько завышен. Накопленные в России статистические данныенебольших банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу,говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%.Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая припредоставлении кредитов субъектам малого бизнеса – это и есть снижение риска.Развивая данное направление, ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»способствует развитию экономики РФ за счет финансирования малого бизнеса какодного из ключевых элементов развития экономики страны в целом. По оценкамэкспертов, увеличение объемов финансирования малых предприятий в 2-2,5 разапозволит повысить темпы роста валового внутреннего продукта на 0,8-1% в год.Причем в планы ЗАО «Внешторгбанка Розничные услуги» входит завоеваниелидирующих позиций розничного банка, в том числе за счет привлечениядополнительной клиентуры в секторе предприятий малого бизнеса.
В рамках программы кредитования малого бизнеса применяется специальноразработанная технология, в основу которой положена международная практикапредоставления услуг в сфере малого бизнеса. Один из ключевых аспектов даннойтехнологии – финансовый анализ, проводимый на основе данных о реальномсостоянии бизнеса заемщика. Стандартная кредитная процедура позволяет проводитьоценку кредитоспособности и принимать решение о предоставлении кредита в сжатыесроки. Программа кредитования малого бизнеса действует в семи дополнительныхофисах ЗАО «Внешторгбанке Розничные услуги» в Москве, а также в 22филиалах банка в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре,Белгороде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Томске,Хабаровске, Старом Осколе, Астрахани, Владимире, Краснодаре, Ижевске, Пензе,Перми, Казани, Тюмени, Чебоксарах и Иркутске.2.3 Виды кредитов и основные условия их предоставления
Под кредитоспособностью клиентов следует понимать такоефинансово-хозяйственное состояние хозяйствующего субъекта, которое даетуверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовностьзаемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучениеразнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов,или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержаниебанковского анализа кредитоспособности.
В целях унификации характеристик, все кредиты в ЗАО «ВнешторгбанкеРозничные услуги» субъектам малого бизнеса делятся на 2 категории, взависимости от суммы предоставляемого кредита:
1 Микро-кредиты в размере до 850 тысяч рублей (или эквивалентв долларах США/евро), предоставляется на срок до 24 месяцев.
Процентная ставка фиксированная. В соответствии с действующимиставками и комиссиями по кредитам субъектам малого бизнеса.
Заемщиком может выступать как индивидуальный предприниматель, так июридическое лицо.
Кредит выдаётся в целях:
- пополненияоборотных средств;
- приобретенияимущества (покупка автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включаяремонт помещений и т.п.);
- покупки векселей банка.
Поручителямимогут выступать акционеры/участники, владеющие не менее 5% акций/долей вуставном капитале клиента, иные юридические и физические лица.
Кредит предоставляется следующими способами:
- разовый кредит;
- овердрафт;
- гарантия.
Кредит погашается в формебезакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:
- аннуитетныхплатежей – два раза в месяц или ежемесячно;
- в соответствии синдивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графикомнеобходимо весомое обоснование).
2Кредиты на развитие бизнеса в размере от 850000 рублей (илиэквивалент в долларах США/евро) до 143000000 рублей (или эквивалент в долларахСША/евро), выдается на срок до 60 месяцев.
Процентная ставка можетбыть:
- фиксированной. В соответствии с действующими ставками и комиссиями покредитам субъектам малого бизнеса;
- плавающей. В соответствии с действующими ставками и комиссиями покредитам субъектам малого бизнеса. Она устанавливается, в зависимости отвеличины кредитного риска, принимаемого банком, исходя из категории заемщика.
Заемщиком может выступать как индивидуальныйпредприниматель, так и юридическое лицо.
Кредит выдаётся в целях:
- пополненияоборотных средств;
- приобретенияимущества (покупки автотранспорта, оборудования, недвижимого имущества, включаяремонт помещений и т.п.);
- покупки векселей банка.
Поручителями могутвыступать:
- акционеры/участники,владеющие не менее 5% акций/долей в уставном капитале клиента;
- залогодатели –юридические лица/физические лица;
- взаимосвязанныекомпании.
Кредит предоставляетсяследующими способами:
- разовый кредит;
- кредитная линия;
- овердрафт;
- гарантия;
- иная форма.
Кредит погашается в формебезакцептного списания средств со счетов клиента в банке в порядке:
- аннуитетныхплатежей – два раза в месяц или ежемесячно;
- в соответствии синдивидуальным графиком (для предоставления кредита с индивидуальным графикомнеобходимо весомое обоснование).
Услугами банка успешно пользуются клиенты различных отраслевыхсегментов, малые предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Ведетсяактивная работа по расширению перечня предоставляемых услуг, повышению ихкачества и объемов.
Стратегия развития банка предусматривает работу с предприятиямималого бизнеса и индивидуальными предпринимателями в качестве одного изприоритетных направлений своей деятельности.
Основными требованиями,предъявляемыми банком к потенциальным заемщикам, являются:
- срок деятельностиклиента и/или связанной компании должен быть не менее 6 месяцев;
- деятельность клиентане должна быть убыточной по результатам проведенного финансового анализа;
- величинасобственного капитала в структуре баланса должна составлять не менее 25% отвалюты баланса;
- долянеурегулированной просроченной (более 60 дней) дебиторской/кредиторскойзадолженности клиента не должна превышать 15% от совокупной величинысоответствующей задолженности;
- у клиента недолжно быть просроченной задолженности по обязательствам, связанным с уплатойосновного долга, процентов по нему, комиссий и прочих обязательств перед банкомили другими лицами по привлеченным кредитам и займам, полученнымгарантиям/контргарантиям, открытым аккредитивам или выданным поручительствам;
- клиент обязанпредоставить достоверную информацию, так как иная может оказывающей существенноевлияние на адекватность его оценки банком при проведении его анализа;
- отсутствиекомпрометирующей информации в отношении клиента, его акционеров/участников;
- среднемесячнаяприбыль клиента должно быть достаточно для погашения ежемесячного аннуитетногоплатежа, в части погашения основного долга, без учета суммы процентов по кредиту.2.4 Анализ практики кредитования малого бизнеса
Анализ практики кредитования малых предприятий в банке целесообразнопровести на основании исследования структуры кредитного портфеля, по следующимнаправлениям: будет определен удельный вес кредитов, предоставленных субъектаммалого предпринимательства, в совокупном кредитном портфеле банка и рассмотренаего структура в разрезе: категории заёмщиков, сроков предоставления, способам иотраслям кредитования.
Рассмотрим структуру совокупногокредитного портфеля, которая приведена на нижеследующем рисунке 2.2 из котороговидно, что кредитный портфель банка состоит из кредитов на развитиемалого бизнеса, потребительских кредитов, кредитов на покупку автомобиля, атакже кредитов предоставленных в форме овердрафта по пластиковым картам. Причемудельный вес кредитов по малому бизнесу, в общей совокупности кредитногопортфеля составляет 65,69%, что совпадает с основной стратегией развития ЗАО «ВнешторгбанкаРозничные услуги» направленной на работу с субъектами малого бизнеса какодного из самых приоритетных направлений своей деятельности в будущем.
/>
Рисунок 2.2 – Структура кредитногопортфеля ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги»
Далее при анализе практикикредитования банком малых предприятий рассмотрим категории заемщиков.
Прежде всего, субъектовмалого предпринимательства, заемщиков банка, можно рассмотреть с позиций,является ли клиент юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Таблица 2.1 – Количествокредитов, предоставленных различным категориям субъектов малогопредпринимательства
В единицахКатегории заемщиков Количество предоставленных кредитов Изменение 1.10.2005-31.12.2005 1.01.2006-30.03.2006 в абсолютных единицах в долях, проценты Юридические лица 9 14 5 155,56 Индивидуальные предприниматели 15 16 1 106,67 Всего 24 30 6 125,00
В соответствии с данными,представленными в таблице 2.1 видно, что наиболее активными заёмщиками являютсяиндивидуальные предприниматели, за исследуемый период эта группа увеличилась на6,67%, прирост среди юридических лиц составил 55,56%, в целом всего по заёмщикампроизошло увеличение на 25,00%.
Далее рассмотрим структуру кредитов поспособу предоставления в таблице 2.2, из которой видно, что наибольший удельныйвес занимают разовые кредиты: в четвертом квартале 2005 года было выдано 18 кредитов(75,00%) на сумму 40800000 рублей или 68,23% от общей суммы, а в первомквартале 2006 года – 21 кредит (70,00%) на сумму 52500000 рублей (31,77%), потраншевым линиям в четвертом квартале 2005 года было предоставлено 6 кредитов(25,00%) на сумму 19000000 рублей (31,77%), а в первом квартале 2006 года – 9 кредитов(30,00%) на сумму 22000000 рублей (29,53%). За исследуемый период кредиты вформе овердрафта и гарантии не предоставлялись.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кредит как ворма движения ссудных капиталов
Реферат Кредитная система в восстановительный период 1926-1930 гг
Реферат Кредитная система республики Казахстан 2
Реферат Пейзаж и его роль в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Реферат Кредит как экономическая категория 3
Реферат Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. М.Горький. Мать.
Реферат Кредитно-денежная политика цели и инструменты 2
Реферат Эксперимент как метод преподавания биологии
Реферат Лизинг 2
Реферат Лизинговая деятельность компании Интерлизинг
Реферат Кредит и кредитная система 5
Реферат Курс лекций по Анализу коммерческой деятельности
Реферат "Дивный новый мир" российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты
Реферат Лизинг как капиталосберегающие формы финансирования на предприятии
Реферат Killer Angels 3 Essay Research Paper This