Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Тульский государственный университет
Факультет экономики и права
Кафедра мировой экономики
Курсовая работа на тему:
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА И ПРОЖИТОЧНЫЙМИНИМУМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ.
Выполнил:
Руководитель:
Допущена к защите: м
(( (дата, подпись руководителя)
Защищена с оценкой: м
Председатель комиссии: м
Члены комиссии: м
Дата: п
Тула, 2008
Содержание
Введение 3
Глава1. Уровень жизни и потребительская корзина 5
1.1.Определение уровня жизни населения в России 5
1.2.Прожиточный минимум 7
1.3.Величина прожиточного минимума 9
Глава2. Потребительская корзина в различных странах 14
2.1Российский и европейский подход к формированию 14
потребительскойкорзины
2.2.Набор российской и европейской потребительских корзин 17
2.3.Потребительские привычки немцев 20
Глава3. Проблематика российской потребительской корзины 23
3.1.К истории вопроса 23
3.2.Насущные приоритеты 24
Заключение 28
Списокиспользованной литературы 29
Приложение 30
Введение.
Напротяжении всей человеческой истории от древних империй и зарожденияэкономических и политических институтов до новейшего времени данные о положениинаселения носили исключительно важную роль, являясь своеобразным “зеркалом”развития государства. На ранних стадиях развития качество жизни во многом являлосьотражением культурного, но не технологического превосходства, однако сразвитием производительных сил картина всё больше видоизменялась. С развитиемобщества и возникновением современных социально- экономических институтовэволюционировала и система статистических оценок уровня жизни, всё дальше уходяот чисто физиологических нужд в область удовлетворения широкого спектра новыхпотребностей населения. Качественный скачок в повышении численности населения, изменениесоциально- демографического профиля планеты в купе с резким увеличениемпроизводительности труда и образованностью людей привело к возникновению вконце XIХ – начале XX совершенно новых потребностей в оценке социально-бытовыхусловий жизни. Наступало другое время – время технологического прорыва ичудовищных воин, где оценка социального положения в государстве играла всёбольшую политическую и экономическую роль. Появление новых методов вматематике, социологии, статистике, экономике позволили вывести термин “уровеньжизни” на новую ступень.
Сегодняк основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата ипособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице длятрудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых инетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярныеили разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группамнаселения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальныхсоциальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам:минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособийпо социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности иродам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальныйнабор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения икультуры.
Стержень социальной политики – прожиточный минимум, ис ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
ГЛАВА 1. Уровень жизни и потребительскаякорзина.
1.1. Определение уровня жизни населения в России.
Весьмасущественным обстоятельством в развитии системы представлений об уровне жизниявился постепенный переход от «среднестатистического гражданина» к семье и кдомашнему хозяйству как к центральным и наиболее представительным объектамисследования при оценке уровня жизни. Этому процессу значительно способствовалопринятие в 1992 году методологии системы национальных счетов, где населениебыло впервые представлено в макроэкономических построениях в качествеполноправного субъекта.
Обоснованносудить об уровне жизни населения в конечном счёте можно лишь, установив уровеньжизни различных доходно-имущественных и социально-демографических категорийдомохозяйств и определив количественные соотношения между этими категориями.
Всегодняшних условиях повысились как внимание, так и требования к оценкам уровняжизни. Изменились и акценты в использовании системы показателей уровня жизни –они несколько сместились от измерительно-оценочной в сторону еёоценочно-сопоставительной функции. Весьма важным направлением представляетсяиспользование показателей уровня жизни для проведения на объективной расчётнойоснове сопоставлений: во временном разрезе – для оценки влияния проводимыхсоциально-экономических преобразований на жизнь населения, по отдельнымдоходно-имущественным группам населения – для определения степени экономическойдифференциации общества, а также по различным регионам страны – для оценки иучёта расхождений в уровне и условиях жизни населения в них.
Уровеньжизни населения, по экономическому словарю под редакцией Куракова, — это совокупностьусловий жизни людей и их труда, соответствующих достигнутому уровню общественногопроизводства и обусловленных господствующим строем.
Уровеньжизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных икультурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как отуровня потребностей населения в благах, так и от количества и качествапредоставленных населению благ и услуг.
Анализуровня жизни населения производится в целом по муниципальному образованию вразрезе территориально-административных единиц, основных социальных группнаселения с учетом принятых в обществе стандартов качества жизни в направленияхоценки доходов, потребления и расходов населения, денежных сбережений,накопленного имущества, обеспеченности населения объектами торговли,просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта,связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты социально уязвимых группнаселения, уровня потребления непродовольственных товаров и т.п.[1]
Системапоказателей подраздела «Уровень жизни» введена в действиеГоскомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:
1. Средняяоплата труда работников.
2. Покупательнаяспособность населения со средними заработной платой и пенсией.
3. Минимальныйпотребительский бюджет по основным социально- демографическим группамнаселения.
4. Прожиточныйминимум по основным социально-демографическим группам населения.
5. Численностьи доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимальногопотребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
6. Потреблениепродуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевогодохода.
7. Денежныедоходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
8. Показателидифференциации населения.
9. Соотношениесреднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченногонаселения. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
10. Структурапотребительских расходов социально-демографических групп населения.
11. Распределениенаселения по размеру среднедушевого дохода.
1.2. Прожиточный минимум.
Однимиз важнейших индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум.
В«Методических положениях по статистике» даются следующие толкования понятийкатегории прожиточного минимума.
Прожиточныйминимум определяет уровень потребления товаров и услуг, являющийся минимальными достаточным для обеспечения жизнедеятельности человека, и определяется наоснове научно-обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальныефизиологические потребности человека в продовольственных и непродовольственныхтоварах и услугах.
Бюджетпрожиточного минимума, или кратко, прожиточный минимум – одно из центральныхпонятий системы минимальных социальных гарантий, предоставляемых государствомнаселению.
Сфераиспользования прожиточного минимума весьма широка: это и элемент системыминимальных социальных гарантий, и основа для определения порога бедности, ибаза для расчётов и дифференциации заработной платы, пенсий и различныхпособий. Он применяется во многих расчётах, связанных с обеспечением пенсий,различных дотаций и льгот различным категориям нуждающихся.
Приопределении прожиточного минимума обычно исходят из рационального иминимального потребительских бюджетов.
Рациональныйбюджет формируется на основе научно обоснованных нормах потребления продуктовпитания, обеспеченности семей одеждой и обувью, домашним имуществом,медикаментами, предметами культурно-бытового и хозяйственного обихода, услугамикультурно-бытового и другого назначения.
Минимальныйпотребительский бюджет – это тот уровень доходов, который даёт возможностьудовлетворить потребности человека в питании на уровне физиологических нормпотребления, покрывающих энергетические затраты организма для жизнедеятельностивзрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, атакже покрытие расходов на удовлетворение других самых необходимыхпотребностей.
Минимальныйпотребительский бюджет оценивается в зависимости от пола, возраста и зоныпроживания. Величина минимального потребительского бюджета периодическипересматривается с учётом динамики цен и стоимости потребительской корзины.
Наборпродуктов питания, так называемая минимальная продовольственная корзина,входящая в состав прожиточного минимума, обеспечивает содержание по химическомусоставу продуктов и их калорийность в следующих пропорциях (в Сутки):
Табл.1.
Содержаниепитательных веществ в минимальной продовольственной корзине. В среднем на душу населения
Мужчины
16-59 лет
Женщины
16-54 лет
Пенсио-
неры Дети 0-6 лет 7-15 лет Белки, г 73,6 88,7 70,3 66,3 49,4 74,5
В том числе
Животного
происхождения 28,9 31,5 27,3 25,6 25,1 33,1 Жиры, г 56,8 64,1 54,3 48,3 51,6 73,9 Углеводы, г 353,3 441,2 337,6 316,9 228,1 351,7 Энергетическая ценность, ккал 2236,7 2720,4 2138,4 1979,6 1581,1 2385,6
Наборпродуктов питания рассчитывается на основе минимальных размеров потребленияИнститутом питания Академии медицинских наук РФ, ИСЭПН РАН и Минтруда РФ приучастии Всемирной организации здравоохранения.
Минимальнаяпродовольственная корзина дифференцируется по восьми природно-климатическимзонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценкифакторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и ихтерриториальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизнинаселения.
Нормативына непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются подоле затрат на эти цели в бюджете низкодоходных семей. Информационной базой дляих обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств оструктуре расходов 10% наименее обеспеченного населения.
1.3.Величина прожиточного минимума.
Величинапрожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального наборапродуктов питания, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека, атакже расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательныеплатежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения.
Величинапрожиточного минимума рассчитана на основе методических рекомендаций,утверждённых Министерством труда Российской Федерации.
Величинапрожиточного минимума рассчитывается по следующей формуле:
Cmini=Cfi+Cgi +Csi +Cti ,
гдеCmini – величинапрожиточного минимума i-тойполовозрастной группы населения;
Cfi– стоимостная оценка продуктового набора i-йполовозрастной группы населения;
Cfi=/> ,
гдеQji – норматив потребленияj-ого продукта питания i-йполовозрастной группы населения;
Pj– средняя цена j-го продуктапитания;
Сgi– стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-тойполовозрастной группы населения;
Сsi– стоимостная оценка расходов на платные услуги i-тойполовозрастной группы населения;
Сti– расходы на налоги i-той группынаселения;
Сgisi ti = Cfi (Kgi si ti =Ksi) ,
гдеKgisiti – показателиструктуры прожиточного минимума i-йполовозрастной группы населения;
i– принимает значения от 1 до 5;
j– принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются длярасчёта прожиточного минимума.
Расчётвеличины прожиточного минимума в ценах отчётного периода производится вследующем порядке: стоимостная цена минимальной продовольственной корзины (Сfi)определяется по средним ценам продажи товаров предприятиями торговли всех видовсобственности на основе регистрации цен на конкретные товары-представители. Прирасчётах используется минимальный норматив потребления продуктов питания (всреднем на душу, на год в кг)[2].
Длярасчёта прожиточного минимума рассчитывается набор из следующих 11 групппродуктов питания (см. приложение 2).
Этотнабор продуктов разрабатывается на основе норм, соответствующих минимальнымразмерам потребления.
Структуравеличины прожиточного минимума представлена на рис.1[3]:
Рис.1
Структуравеличины прожиточного минимума России
/>
____________________
1) Сбережения включают прирост (уменьшение) вкладов, приобретение ценных бумаг, изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости.
Следуетотметить, что предложенный в последние годы учёт располагаемых ресурсовстоимости натуральных поступлений продуктов питания позволяет более реальнооценить размер доли расходов населения на питание. В действующей до настоящеговремени минимальной потребительской корзине 1992 г. доля расходов на питаниесоставляет 68,3%, что соответствует структуре расходов на потребление бедныхстран. При этом низкодоходные семьи вынуждены соблюдать режим жёсткой экономиина питании, чтобы оплатить лекарства, жильё и коммунальные платежи, стоимостькоторых в последние годы росла быстрее, чем цены на продукты. В результате доляпотребительских расходов, направляемых на покупку непродовольственных расходови оплату услуг, оказывается значительно выше уровня нормативных расходовофициальной минимальной потребительской корзины.
Вминимальную потребительскую корзину на одного человека «укладывается»следующий набор услуг: 18 квадратных метров жилой площади, центральноеотопление — 6,7 гигакалории в год, вода — 285 литров в сутки, газ — 10 кубометров в месяц, электроэнергия — 50 киловатт-часов в месяц. Крометого, обсчитываются расходы на общественный транспорт: для мужчинытрудоспособного возраста — на 602 поездки, для женщины — на 638 и для детей ввозрасте 7-15 лет — 600 поездок в год. Транспортные услуги для пенсионеров идетей в возрасте до шести лет в минимальный набор услуг не включаются.
Теперь,когда известно содержимое потребительской корзины, несложно вычислить еестоимость. Для этого берутся данные Государственного комитета по статистике обуровне потребительских цен и тарифов на продукты питания, непродовольственныетовары и услуги. При этом учитывается, что в трудоспособном населении мужчинысоставляют 52, а женщины — 48 процентов. Среди пенсионеров мужчин и женщинсоответственно 28 и 72 процента. Доля детей в возрасте до 6 лет – 34%, а от 7до 15 лет – 66%.
Динамикавеличины прожиточного минимума в расчёте на душу населения в период 2000-2006гг. показана в табл.2[4]
Табл.2.
Величинапрожиточного минимума в расчёте на душу населения (руб. в месяц)
Все
население
в том числе по социально-демографическим
группам населения
Соотношение
среднедушевых
денежных доходов
населения
с величиной прожиточного
минимума, %
трудоспособное
население пенсионеры дети 2000 1210 1320 909 1208 188,5 2001 1500 1629 1144 1499 204,1 2002 1808 1968 1379 1799 218,3 2003 2112 2304 1605 2090 244,8 2004 2376 2602 1801 2326 269,8 2005 3018 3255 2418 2896 268,8 2006 3422 3695 2731 3279 297,6
ГЛАВА 2. Потребительская корзина вразличных странах.
2.1. Российский и европейский подход кформированию потребительской корзины.
Основойдля расчета прожиточного минимума служит так называемая потребительскаякорзина. Большинство россиян даже не задумывалось о том, что вплоть до весны2006 года наши самые необходимые потребности рассчитывались на основепотребительской корзины образца 1999 года. Нет смысла описывать, насколько онаустарела. Но еще более устарела методика расчетов — она была разработана аж в1992 году.
Вмарте 2006 года был принят закон о новой потребительской корзине РФ, котораябудет пересматриваться каждые 5 лет. Именно на ее основе будут рассчитыватьсясубсидии и минимальная зарплата. Повышение цен на базовые продукты и услуги,входящие в корзину, является одним из немаловажных факторов при подсчетеинфляции. Поскольку нам еще 5 лет предстоит жить с этой корзиной, то любопытносравнить, как она соотносится с потребительскими корзинами развитых стран.
Сразузаметим, что расчеты прожиточного минимума в разных государствах не совпадают,понятие «потребительская корзина» и цель ее формирования также имеютпринципиальные отличия.
Итак,российский метод определения малоимущих: сами утверждаем состав и ценупотребительской корзины, после чего, ориентируясь на нее, устанавливаем размерминимальной зарплаты, пособий и черту бедности.
Сравнимнаш подход с французским. Во Франции ежегодно устанавливаемый размерминимальной зарплаты корректируется в зависимости от индекса цен, которыйрассчитывается на основе обширной потребительской корзины, включающей в себягруппы из 507 цен и тарифов. А теперь самое интересное: прожиточным минимумомво Франции считается доход, составляющий менее 50% от медианы зарплаты постране. Исследуются ценовые реалии страны, на их основе повышается минимальнаязаработная плата, а за ней — все другие выплаты, и только потом определяется,кто может считаться бедным. То есть в России и во Франции, как и в большинстведругих стран ЕС, используются прямо противоположные подходы при определениималоимущих.
Теперьсравним бедняков. На 2004 год российская потребительская корзина в среднемсоставляла 2653 рубля, прожиточный минимум — 2398 рублей (по Москве — 3396рублей). Французский минимум для определения малоимущих на 2004 годопределяется цифрой в 650 евро! Добавим к этому цифры минимально установленнойзарплаты, которая рассчитывается в РФ в том числе на основе потребительскойкорзины: Россия — 1100 рублей в месяц, Франция — 1254,28 евро с налогами, 980евро — чистая (2004г.). При этом во Франции официально насчитывается 6%бедняков, а в России под эту категорию по разным подсчетам попадают от 12% до20% (данные по 2004 году).
Асколько россиян живет за французским порогом бедности? Похоже, процентоввосемьдесят.
Возникаетнаивный вопрос: а почему развитые страны могут позволить себе законодательноустанавливать такую высокую минимальную зарплату? Почему их экономика при этомне разваливается? Одним из ответов является ориентация на повышение внутреннегоплатежеспособного спроса. Считается, что лучше платить населению более высокуюзарплату, которую оно потратит на покупку товаров и услуг, чем доводить людейдо нищего состояния, а потом не знать, кому продать все произведенноеотечественным производителем.
Ситуациюдаже не меняет тот факт, что многие бытовые товары производятся теперь в Азии,— поскольку продаются они через местные дистрибьюторские фирмы. Получаетсясамоподдерживающаяся система: населению платят нормальные деньги, оно ихоставляет внутри страны, за счет этого развиваются производство, торговля исектор услуг. Факты говорят сами за себя. Например, в Японии главным факторомпрошлогоднего экономического роста официально признается увеличение внутреннегоплатежеспособного спроса, а не экспорт, как это было раньше.
Нашже собственный метод, наоборот, консервирует класс малоимущих, определяя наоснове удивительных убогих подсчетов, например, сколько квашеной капусты долженсъедать человек за год. Или, в частности, в новой потребительской корзинеоставлена прежняя норма, перешедшая из прошлой корзины: что на семь летполагается только три разных наименования одежды из «пальтовой группы». Условноговоря, плащ, осеннее и зимнее пальто должны служить семь лет (см. приложение2).
Заглянемза другую сторону зеркала. Если бы всем россиянам платили нормальные зарплаты,и они могли бы себе позволять больше покупок, то, возможно, наша легкаяпромышленность также бы стала одной из наиболее прибыльных отраслей.
Здесьмы подходим к очень интересному моменту. Наша законодательно утверждаемаяпотребительская корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная посоставу, выражается в конкретной сумме и служит основой для определения МРОТ ипособий. Наполнение французской или английской потребительских корзин считаетсяне в абсолютных, а в относительных показателях, то есть является индексом. Азатем на основе изменения индекса потребительских цен автоматическикорректируется минимальная заработная плата.
То,что как-то соотносится по своим функциям с европейской потребительскойкорзиной, это перечень Росстата, по которому рассчитывается индекспотребительских цен, а соответственно, и инфляция. Заметим, что из 406показателей Росстата только 106 записаны в нашей утвержденной потребительскойкорзине. Не случайно независимые аналитики постоянно обвиняют Росстат в том,что он при подсчетах инфляции попросту не учитывает самых бедных и самыхбогатых, да и кроме того, «вес» товаров и услуг является статистическимсекретом.
Получается,что наша бедность считается на основе базовых потребностей из 106 видов товарови услуг, а западная — не менее 500. Вернее же сказать так: Запад неподсчитывает бедность как таковую, он рассчитывает нормальный уровень жизни, ато, что в него не вписывается, уже относится к бедности. Нормальный же уровеньжизни имеет свойство меняться. Еще недавно мобильные телефоны были предметомроскоши, а сегодня без них не обходится ни одна нормальная потребительскаякорзина (европейская, разумеется, не наша), равно как и без цифровых фото ивидеокамер. Почему мы в России законодательно консервируем нищету своейпотребительской корзины? На этот вопрос есть множество политических ответов.
2.2. Набор российской и европейскойпотребительских корзин.
Разуж мы сами так сузили свои базовые потребности, то стоит хотя бы посмотреть,каковы они у других. Так, в частности, российские информационные агентства в своевремя гордо сообщили, что в новую британскую потребительскую корзину вошлакотлета по-киевски. Добавим, что не только она была сочтена достойной пополнитьсписок, в котором появились еще тридцать новых наименований. Скажем, шампанскоевытеснило обычное вино, отдельно стали считаться затраты на выпивку в барах иночных клубах, а в раздел, посвященный тратам на технику, вошлиmp3-проигрыватели и телевизоры с плоским экраном.
Здесьмы подходим к главному отличию потребительских корзин развитых стран от нашеголукошка. Если по основным продовольственным товарам мы разнимся не так чтобы ужкардинально, то многих групп товаров и услуг в российском подсчете просто нет.Например, только с 2006 года в нем появились затраты на культурные мероприятия,которым отводится 5% всех затрат на услуги. Бесполезно пытаться разыскать, чтоименно включают авторы в эти проценты, кроме обобщенного «посещение театров,кино и других зрелищных мероприятий». Так же бесполезно, как и пытаться найтиразвернутый перечень нашей потребительской корзины в свободном доступе. Дажебольшинство депутатов Госдумы, которые, собственно, и утверждали ее параметры,имели перед глазами только общую сводную таблицу, включающую в себя лишь 29обобщенных пунктов типа «мясопродукты; верхняя костюмно-платьевая группа;товары культурно-бытового и хозяйственного назначения» и т.д.
Посколькупотребительские корзины развитых стран со всеми своими сотнями наименованийлегко и просто разыскиваются на специализированных сайтах, то не откажем себе вудовольствии просто перечислить некоторые базовые потребности, абстрагируясь отособенностей статистики в разных странах. В частности, затраты на те же«культуру и отдых», помимо билетов в театр, затрат на книги и периодику,включают в себя отдельными строками посещение футбольных матчей, абонементы вбассейны и на теннис. Причем отдельно считаются затраты в зимний и летнийпериоды. Англичане добавили себе также гольф и сквош. Не забыли составители ипроявку фотопленки, прокат DVD, подписку на кабельные сети телевидения, затратына подключение Интернета и изготовление визитных карточек, а также покупкукомпьютерных игр и столов для пинг-понга!
Еслиангличане стали считать средние затраты на рестораны только недавно, то уфранцузов этот перечень традиционно занимает немалое место, где отмечаетсядинамика цен на напитки, пиццу, салат, гамбургеры и другие общеупотребляемыекомпоненты ресторанных меню. Зато англичане постоянно записывают в своюпотребительскую корзину акустическую гитару и немалый перечень того, что служитдля ремонта дома, включая дверные ручки.
Но,пожалуй, никто не заботится о себе любимых так, как французы. Во французскуюпотребительскую корзину попали немалые затраты на посещение парикмахерской,покупка лаков для волос, гелей для душа и многочисленных косметических средств,а также целых четырнадцать наименований цветов, без которых, оказывается,нормальная жизнь даже малообеспеченного человека не представляется возможной.Презервативы записали в потребительскую корзину все европейские страны.
Крометого, элементарными базовыми потребностями, нашедшими свое отражение вофранцузской потребительской корзине, посчитали, среди прочего, затраты наприглашение няни, аппараты для исправления зубов, аренду автомашин, такси,использование мобильного телефона, а также еду для кошек и собак. Англичане жезаписали в свою потребительскую корзину затраты на садовника. Практичныебританцы учитывают также затраты на частные школы и университеты, четыре видастраховок, финансовые услуги. Причем в финансовых услугах отражается изменениестоимости пересылки денег и комиссия биржевых брокеров.
Ещераз напомним: Франция и Англия считают по своей потребительской корзине индекспотребительских цен и инфляцию, а у нас такой индекс считается не по нашей,законодательно утвержденной корзине, а на основе перечня Росстата, которыйгораздо более обширен. Получается, что бедность у нас считается на основеодного списка, а инфляция — на основе другого!
Приведемофициальные цифры инфляции, не забывая о том, насколько разная базаиспользуется при подсчетах у нас и в действительно развитых странах. У насофициально 10,9%, во Франции — 2,2%. А может быть, и наши показатели инфляциибыли бы ниже, если бы и нам вписали телевизоры с плоским экраном, цены накоторые снижаются? При условии, конечно, что наши доходы вырастут так, чтобыбольшинство населения смогло их покупать.
Набитаяпод завязку потребительская корзина стран—членов бывшей «Семерки», как и наша,содержит оплату за коммунальные услуги, однако учитывает иногда, к примеру, воФранции, и изменение стоимости аренды жилья. Покупка недвижимости в нее невходит, но при этом в большинстве развитых стран существуют обширные программыстроительства жилья для малообеспеченных семей. Считается, что люди, платягодами арендную плату, в конечном счёте компенсируют государству эти вложения,а социальный мир стоит того, чтобы на него тратиться.
Чтослучится с нашей великой страной, если будет расширена потребительская корзинаи повышена минимальная заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполневозможно, что произойдет просто перераспределение национального богатства,выравняется уровень жизни, возрастет внутренний платежеспособный спрос, чтобудет способствовать созданию новых рабочих мест[5].
2.3.Потребительские привычки немцев
Заказ пиццы на дом, услуги фитнес-клубов и соляриев,замороженные готовые продукты, булочки, выпекаемые в домашних условиях – всеэти товары и услуги входят в немецкую потребительскую корзину сегодня.
Статистическая служба ФРГ обновила содержимоенемецкой потребительской корзины. И для того, чтобы понять, как и чем живетсегодня среднестатистический немец, достаточно просто заглянуть в эту самуюкорзину. Надо сказать, что ее содержимое определяется в соответствии сизменениями вкусов потребителя.
За «весом» потребительской корзины вГермании внимательно следит Федеральное статистическое ведомство, котороерегулярно обновляет данные по набору в ней товаров и услуг. Его специалистыизучают, на что и сколько денег тратят немцы. Причем исследуются различныесоциальные группы: большие семьи с детьми, матери-одиночки, пенсионеры и т.д.
Как подчеркивает начальник отдела статистики цен ЮргенКлумский, на основе этих наблюдений определяется список товаров и услуг,которые входят в потребительскую корзину в современной Германии:
«Совокупность всех этих благ мы и называем»потребительской корзиной". По сути дела, сами потребители решают,что будет входить в эту корзину. В Германии это происходит следующим образом:каждые пять лет в рамках статистического исследования опрашиваются 60.000семей. Мы выясняем размеры и структуры их расходов. Все эти люди ведутспециальный дневник. В нем они детально описывают, на что конкретно тратятденьги. Кроме того, ежегодно мы проводим небольшой опрос, в котором принимаютучастие только 6.000 респондентов. Именно эти исследования являются базисом длянашей работы".
Итак, раз в пять лет содержимое потребительскойкорзины пересматривается. Этот срок выбран не случайно. На рынке все времяпроисходят изменения: появляются новые продукты, другие, напротив, выходят изупотребления. В конце февраля этого года Федеральное статистическое ведомствоопубликовало новые данные о том, как же выглядит сегодня потребительскаякорзина в Германии:
«Потребительская корзина включает в себя около750 товаров и услуг из различных сфер нашей жизни. Это продукты питания,алкогольные напитки, табачные изделия, одежда, плата за квартиру и т.д.Опираясь на полученные в результате опросов данные, какие-то блага мы добавили,а какие-то изъяли. Например, сейчас в Германии наблюдается интересный феномен:продукты в стеклянной посуде и консервы пользуются все меньшим спросом унаселения. А вот замороженные готовые продукты и полуфабрикаты, такие какбулочки, выпекаемые в домашних условиях, или пицца, покупатели, напротив, берутнамного охотнее».
Юрген Клумский отмечает, что на содержимоепотребительской корзины влияют достижения научно-технического прогресса.Электрическая пишущая машинка нынче не в моде. Ее в домашнем хозяйстве вытеснилкомпьютер. Соответственно, бумагу для пишущих машинок заменили на бумагу дляпринтеров. За последние пять лет заметно выросло и число пользователейинтернетом, так что значительно увеличились расходы на оплатутелекоммуникационных услуг:
«Мы несколько расширили список товаров, и теперьон отражает
развитие современных технологий. Еще пять лет назадмало кто пользовался дома такими приборами, как цифровой фотоаппарат иливидеокамера, сканер или лазерный принтер. Сейчас же мы добавили в нашу корзинуэти предметы. Мы внимательно следим и за техническими новинками в областимедицины. И как результат — в список был включен прибор для измерения кровяногодавления на запястье».
По статистике, современный потребитель в Германиибольше денег тратит не столько на приобретение товаров, сколько на сервис:
«Мы включили в список новые услуги, которыестали в последнее время очень популярны в Германии. Стало в каком-то смыслемодно привлекать к ведению хозяйства, так сказать, третье лицо. Поэтомупотребители охотно заказывают горячую пиццу на дом. Кроме того, все большежителей Германии пользуются услугами соляриев, фитнес-клубов, и велосипедныхмастерских».
Начальник отдела статистики цен Юрген Клумский такжеподчеркнул, что новая потребительская корзина пополнилась услугами социальнойсферы, как того требуют общеевропейские стандарты. К ним относится иежемесячная стоимость детских ясель, и амбулаторный уход за больными, исодержание в домах престарелых и инвалидов, а также доставка продуктов питанияна дом, так называемые «горячие обеды на колесах».
Одним словом, новая немецкая потребительская корзинакак нельзя лучше отражает веяния времени[6].
ГЛАВА 3. Проблематика российскойпотребительской корзины.
3.1. К истории вопроса.
Впервыепонятие потребительской корзины (в качестве обозначения минимального наборапродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые считаютсянеобходимыми для сохранения здоровья человека и обеспечения егожизнедеятельности) было введено указом президента в 1992 году, считалось, чтоэто временная мера на короткий срок кризиса. При этом исходили из того, что улюдей есть какие-то запасы продовольствия, подсобное хозяйство и т.п. Последнийраз Федеральный закон “О потребительской корзине в целом по РФ” был принят вмарте 2006 года, в нем она претерпела незначительные изменения в сторонуувеличения мясопродуктов, рыбопродуктов, молока и молочных продуктов, яиц,фруктов и сахара при уменьшении норм потребления хлебопродуктов и картофеля.
«Продовольственная корзина ни в коем случае не предназначена для того, чтобыкто-то так питался, — рассказал доктор медицинских наук, профессор НИИ питания РАМНАлександр Батурин. — Это всего лишь экономический стандарт, который показывает,что на относительно небольшие деньги можно построить достаточно приличный — помедицинским показателям — рацион, в рамках которого можно обеспечить здоровье».
СпециалистыИнститута питания рассчитали “корзинные” нормы, исходя из результатовпроведенных исследований. Так, Росстат обследовал бюджеты семей с низкимидоходами, собирая информацию обо всех видах расходов и доходов за определенныйпромежуток времени. При этом количество и структура потребления продовольствияподправляется до приемлемости с медицинских позиций, выстраивается рацион,удовлетворяющий потребности человека в основных пищевых веществах и энергии.Так получился состав корзины, закрепленный в федеральном законе.
3.2. Насущные приоритеты.
Какпоказывают результаты экспертизы, практика формирования проектовпотребительской корзины в субъектах Российской Федерации выявила ряд вопросов,требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительскойкорзины в целом по Российской Федерации, в частности, должна предусматривать:
1.уточнение наборов продуктов питания потребительской корзины на основекорректировки отдельных позиций минимального набора при неизменности егохимического состава и энергетической ценности для основных групп населения.Опыт подготовки региональных потребительских корзин выявил необходимостьпроведения научных исследований по уточнению территорий ряда субъектовРоссийской Федерации с учетом факторов, влияющих на потребление продуктовпитания;
2.разработку вопросов формирования наборов непродовольственных товаров для детейразличных возрастных категорий, учитывая дифференциацию гардероба детей взависимости от пола, особенно в старшей детской возрастной группе. Требуетрасширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортименттеплого белья в регионах с холодным и резко континентальным климатом;
3.уточнение действующего порядка расчета минимального набора непродовольственныхтоваров общесемейного пользования в целом по России и в отдельных регионах;
4.совершенствование подходов к распределению территории Российской Федерации пофакторам, влияющим на пользование жилищно-коммунальными услугами исходя изклиматических условий и особенностей структуры потребления конкретного субъектаРоссийской Федерации с учетом действующих нормативов потребления услугжилищно-коммунального хозяйства;
5.определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров идетей в условиях отмены льгот и развития в регионах коммерческих видовтранспорта.
Разработкавопросов совершенствования потребительской корзины и методических рекомендацийпо ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах РоссийскойФедерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ последующим направлениям:
— совершенствование методологического подхода и порядка формирования минимальногонабора продуктов питания на основе обследований фактического объема потребленияв малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемыхприродно-климатическими условиями и национальными традициями;
— проведение обследований с целью уточнения порядка формирования минимальногонабора непродовольственных товаров для основных социально-демографических группнаселения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемостинепродовольственными товарами малоимущих семей;
— изучение вопросов формирования минимального набора услуг с увязкой с основныминаправлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведениеисследований, связанных с формированием объема транспортных услуг,обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.
Характерныйпример прямого действия прожиточного минимума — пособие по безработице, пенсии.Также, согласно Трудовому кодексу РФ (статья 133)«минимальный размер оплаты труда… не может быть ниже размерапрожиточного минимума трудоспособного человека».
Виюне 2007 г. прошло очередное рассмотрение проблемы расчетов федеральногопрожиточного минимума на заседании Российской трехсторонней комиссии. Дело втом, что сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на действующие федеральныезаконы “О прожиточном минимуме в РФ” и “О потребительской корзине в целом поРФ”, официально утвержденного прожиточного минимума не существует.Постановление Правительства РФ, утверждающее методику расчетов прожиточногоминимума, до сих пор не подписано.
Этосвязано с несогласием между Минфином, Минздравом и Минэкономразвития,касающимся методических рекомендаций по определению потребительской корзины дляосновных социально-демографических групп населения. У каждого из трехминистерств есть свои, разные оценки стоимостного выражения потребительскойкорзины. На первый взгляд, они не слишком расходятся между собой: так, попрогнозу Минфина, с 1 декабря 2007 года прожиточный минимум должен быть равен4300 рублям, в то время как по расчетам МЭРТ, которые представлены в проектефедерального бюджета, эта цифра вырастает до 4441 рубля, но в масштабах всейстраны получившаяся сумма уже не выглядит мелочью. В тоже время все троепонимают, что у нас получается убогий прожиточный минимум, исходящий из убогойпотребительской корзины.
Позиция профсоюзов по данному вопросу заключается в том, чтобы утвердить иопубликовать федеральный прожиточный минимум в максимально короткие сроки. Приэтом состав корзины должен быть пересмотрен, так как действующий не отражаетреальную структуру потребления. Ведь давно стали реально платными издравоохранение, и образование. Многие платные социальные услуги не учтены вкорзине. Реально выжить, пользуясь только этой суммой, просто невозможно.
Врегионах дело обстоит несколько проще. Так, председатель Тульской федерациипрофсоюзов Игорь Каенков рассказал, что проект закона о потребительской корзинерассматривался на заседании трехсторонней комиссии. Профсоюзы выступали за то,чтобы учитывать в ней расходы на образование детей, на санаторно-курортноелечение, полностью расходы на ЖКХ. К сожалению, действующее законодательство непозволяет этого сделать, поэтому в местном законе были записаны положения ФЗ.Единственное, что удалось сделать, — незначительно повысить цены на продукты,учитываемые при расчетах, так как методика выборки цен нигде четко непрописана.
Сейчаспервая, наиглавнейшая задача — поднять минимальную заработную плату и размерпенсий хотя бы на уровень существующей потребительской корзины, и за это ещепридется побороться. По крайней мере, в регионах...
Заключение.
Повышениеуровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества.Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной,здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост исоциальную стабильность в обществе.
Стоитли говорить, что зарубежные нормативы уровня жизни от российских отличаются вразы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что в развитых странахеда в стоимостном отношении занимает меньше половины всей потребительской корзины.Например, в США (как и во многих других странах) на первой строке обязательныхрасходов – плата за жилье и коммунальные услуги, которая составляет 42% отстоимости всей корзины. На еду тем временем полагается лишь 18%. Россиянам же,при скудном пайке, приходится довольствоваться еще меньшим набором товаров,услуг и развлечений.
Нашазаконодательно утверждаемая потребительская корзина вообще не имеет ничегообщего с западной. Она разная по составу, выражается в конкретной сумме ислужит основой для определения МРОТ и пособий. Наполнение французской илианглийской потребительских корзин считается не в абсолютных, а в относительныхпоказателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индексапотребительских цен автоматически корректируется минимальная заработная плата.
Чтослучится с нашей великой страной, если будет расширена потребительская корзинаи повышена минимальная заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Затовполне возможно, что произойдет просто перераспределение национальногобогатства, выравняется уровень жизни, возрастет внутренний платежеспособныйспрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест.
Список используемой литературы.
1. Бобков В. Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. – М., 2004.
2. Волгина. Н.А. Социальная политика:Учебник/ под общ. ред. Н.А.Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2005г.
3. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизнинаселения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С10-13
4. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: нашидоходы. //Вопросы статистики. – 2007. — №3. – С34-39.
5. Уровень жизни населения// Российский статистическийежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2007.
6. Уровень жизни населения// Российскийстатистический ежегодник: стат. сб. /Госкомстат России. – М., 2006.
7. Журнал Профиль. – 2006. – /Русская версияInvision Power Board: www.invisionboard.com
8. Информационный сайт о Германии DeutscheWelle. – 2008. — // www.dw-world.de
9. Официальный сайт Госкомстата — // www.gks.ru
10. Первое независимое рейтинговое агенство –//http//russia.fira/ru
Приложение.
Приложение1. Минимальный набор продуктов питания, используемый для расчета ВПМ в целом поРоссии (килограммовв год)Наименование продуктов Трудоспособное население пенсионеры дети мужчины женщины 0 — 6 лет 7-15 лет 1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) — всего 177 124,9 119 64,4 112,3 в том числе: Бобовые 7,3 5,5 3,7 - 2 мука пшеничная 20 17 25 17 18 Рис 5 2,9 2,9 3 4 другие крупы (кроме риса) 6 5 4 5 6 хлеб пшеничный 75 65 55 30 70 хлеб ржаной 115 62 55 20 40 макаронные изделия 6 5 6 4 4 2. Картофель 150 95 90 85 135 3. Овощи и бахчевые – всего 91,8 86,8 96,8 85 120 в том числе: капуста свежая и квашеная 35 30 25 30 35 огурцы и помидоры свежие и соленые 1,8 1,8 1,8 5 5 столовые корнеплоды 35 35 40 30 40 прочие овощи 20 20 30 20 40 4. Фрукты свежие 18,6 14,6 13,6 34,4 44,4 5. Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) — всего 20,8 19,8 18,8 19,7 26,1 в том числе: сахар 20 19 18 18 24 Конфеты 0,7 0,7 0,7 1 1 Печенье 0,7 0,7 0,7 2 3 6. Мясопродукты — всего 34,8 28 22,7 18,7 33,5 в том числе: Говядина 15 12 10 8,7 15 Баранина 1,8 1 0,7 - - Свинина 4 3 2 - 2,5 мясо птицы 14 12 10 10 16 7. Рыбопродукты — всего 14,7 12,7 14,7 8,7 12,5 в том числе: рыба свежая 14 12 14 8 11 Сельдь 0,7 0,7 0,7 0,7 1,5 8. Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) – всего 217,3 203,5 199,5 279 304,2 в том числе: молоко, кефир 110 100 100 130 114 Сметана 1,8 1,8 1,8 1,8 2,6 масло животное 1,8 1,8 1,8 4 5 Творог 10 10 9 10 12 Сыр 2,5 2 2 2 3 9. Яйца (штук) 180 150 90 150 180 10. Масло растительное, маргарин и другие жиры – всего 13 11 10,2 7 12 в том числе: маргарин и другие жиры 6 5 4 2 3 масло растительное 7 6 6,2 5 9 11. Прочие продукты – всего 4,88 4,88 4,15 2,925 4,015 в том числе: Соль 3,65 3,65 2,92 1,83 2,92 чай 0,5 0,5 0,5 0,365 0,365 специи 0,73 0,73 0,73 0,73 0,73
Приложение2.Набор индивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчета ВПМмужчин и женщин в целом по России.Наименование товаров Мужчины: возраст Женщины: возраст трудоспособн. пенсионный трудоспособн. пенсионный к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) 1. Верхняя пальтовая группа: куртка с меховой подстежкой 1 8 1 10 куртка 1 9 1 10 пальто (плащ) 1 7 1 8 1 7 1 8 пальто зимнее 1 8 1 10 пальто демисезонное 1 7 1 8 2. Верхняя костюмно-платьевая группа: костюм-двойка 1 5 1 6 сорочка из хлопчатобумажной или смесовой ткани (блузка) 3 4 2 5 2 5 1 5 брюки из полушерстяной ткани 1 4 1 5 брюки из джинсовой ткани 1 4 1 3 джемпер (свитер) 1 5 1 6 1 5 1 5 спортивный костюм 1 4 1 4 1 3 1 4 платье из полушерстяной ткани 1 5 1 6 платье из х/б ткани 2 5 1 5 халат 1 5 2 5 юбка 1 5 1 5 3. Белье: трусы 5 2 4 2 5 2,4 5 3 майка 3 3 3 2,5 бюстгальтер 2 3 2 3,5 сорочка ночная 2 3 2 3 комбинация 2 4 2 3,5 4. Чулочно-носочные изделия: носки 7 1 5 2 колготки 6 2 4 2 5. Головные уборы и галантерейные изделия: меховой головной убор 1 7 1 9 1 8 1 9 шапочка из полушерстяной пряжи 2 7 1 7 1 4 1 5 шарф 1 6 1 6 1 6 1 6 перчатки трикотажные 1 3,5 1 4 2 3,5 1 4 6. Обувь сапоги на утепленной подкладке 1 5 1 6 сапоги зимние 1 5 1 6 сапоги осенние 1 3 1 5 полуботинки 2 5 1 5 туфли закрытые 1 1,5 1 2,5 туфли летние 1 1,5 1 2,5 кроссовки 1 3 1 3 обувь домашняя 1 3 1 3 1 3 1 2 обувь резиновая 1 7 1 5 1 5 1 4 7. Школьно-письменные товары: тетрадь (12 листов) 1 1 1 1 1 1 1 1 авторучка 2 1 2 1 2 1 2 1
Набориндивидуальных непродовольственных товаров, используемый для расчета ВПМ детейв целом по РоссииНаименование товаров Возраст (лет) 0 — 6 лет 7 — 17 к-во (штук) износ (лет) к-во (штук) износ (лет) 1. Верхняя пальтовая группа: куртка с меховой подстежкой 1 2 куртка 1 2 1 3 комбинезон 1 2 пальто зимнее (куртка) 1 3 пальто демисезонное 1 3 2. Верхняя костюмно-платьевая группа: платье для девочек п/ш 1 2 1 3 платье для девочек х/б 1 1,5 1 2 сорочка для мальчиков из хлопчатобумажной или смесовой ткани 2 1,5 4 3 блузка 1 3 юбка 1 4 брюки для мальчиков п/ш 1 2 1 3 брюки для мальчиков джинсовые 1 1,5 1 2 джемпер (свитер) 1 2 1 3 спортивный костюм 1 2 1 2 пеленки 12 1 ползунки 6 1 распашонки (рубашечки) 8 1 3. Белье: трусы 5 1,5 5 2 майка 3 1 5 2 пижама (сорочка) 1 2 2 3 4. Чулочно-носочные изделия: носки 4 0,9 3 1,9 колготки 3 0,9 3 1,9 5. Головные уборы и галантерейные изделия: меховой головной убор 1 2,5 1 3,3 шапочка из полушерстяной пряжи 1 2,5 1 3 шарф 1 3 1 3 варежки (перчатки трикотажные) 2 3 1 3,3 6. Обувь сапоги зимние (валенки) 2 3 1 2 ботинки (полуботинки) 2 3 1 2 туфли летние 1 1 1 2 кроссовки 1 1 1 2 обувь домашняя 1 1 1 2 обувь резиновая 1 1 1 2 7. Школьно-письменные товары: сумка (рюкзак ученический) 1 2 тетрадь (12 листов) 30 1 авторучка 10 1
Минимальныйнабор непродовольственных товаров общесемейного пользованияНаименование товаров Количество (штук) Срок износа (лет) Постельное белье 1. Одеяло 3 20 2. Подушка 3 15 3. Пододеяльник 6 9 4. Простыня 9 6 5. Наволочка 6 6 6. Полотенце личное 6 7 7. Полотенце банное 3 8 8. Полотенце кухонное 6 5 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения 1. Посуда: тарелка 2 12 кастрюля, сковорода 6 9 чайник 1 8 стакан, чашка 6 6 столовый прибор (ложка, вилка, нож) 10 7 2. Бытовые приборы: холодильник 1 20 телевизор 1 15 стиральная машина 1 20 электроутюг 1 9 швейная машина 1 40 светильник бытовой 4 25 часы всех видов 2 12 3. Мебель: шкаф для одежды 1 25 шкаф навесной 2 20 шкаф-вешалка 1 20 зеркало 1 20 кровать (диван) 3 22 стол обеденный 1 25 стол рабочий 1 25 стул 3 15 табурет 3 9 Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства 10 процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц