Реферат по предмету "Экономика"


Потребительская кооперация

Содержание
 
Введение
Экономические проблемыразвития потребительской кооперации в условиях перехода к рынку
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
Кооперация имеет глубокие исторические корни. Однако заблуждаютсяте, кто определяет понятие «кооперация» только (посредством буквальногоперевода этого латинского слова как «сотрудничество» и пытается усмотретьистоки современного кооперативного движения в примерах совместного трудаохотников первобытного общества или рабов Древнего Египта, построившихзнаменитые пирамиды. Здесь происходит, как отмечалось выше, смешение различныхпонятий, обозначаемых одним и тем же словом «кооперация».
Кооперация труда действительно существует с древнейших времен. Онаприсутствовала и сейчас присутствует во всех отраслях и сферах деятельности,где люди трудятся совместно. Кооперация же как совокупность объединения людей сопределенными хозяйственными целями возникает только при наличиисоответствующих экономических, социальных и правовых предпосылок, которыеначинают вызревать в наиболее развитых странах Европы лишь с конца XVIII столетия.
Каковы эти предпосылки? Во-первых, на этом историческом отрезкеусиливается промышленная эксплуатация наемных рабочих и служащих, ускоренноразвивается процесс разорения крестьян и ремесленников, частные торговцынепомерно вздувают цены на товары народного потребления. Все это побуждаетлюдей труда искать пути выживания, в том числе посредством объединения вкооперативы для совместной работы на себя, а не на хозяев капитала. Во-вторых,формально-юридическое обретение гражданами личной свободы дает им правоорганизовывать добровольные объединения, в том числе кооперативы, для решениясамых различных задач. В-третьих, деятельность кооперативов становитсявозможной с развитием кредитно-банковской системы, акционерных обществ и другихдостаточно зрелых форм капиталистической экономики.
С самого начала кооперативное движение стало притягательным дляпредставителей малоимущих и части средних социальных классов. По свидетельствуодного из признанных научных авторитетов в области кооперации шведскогопрофессора Свена Оке Бека таковым оно продолжает оставаться и в наши дни.
Появлению и становлению первых жизнеспособных кооперативовпредшествовал исторически важный период выработки и распространения идей итеорий кооперации. Особенно большое влияние на их развитие оказало учениеутопического социализма. Англичанин Роберт Оуэн по праву считается одним изосновоположников кооперативной теории и практики. Большой вклад в разработку иреализацию идей кооперативного движения внесли многочисленные последователи Р.Оуэна в Англии, а также ученые и кооператоры — практики социалистической инесоциалистической ориентации во Франции, Германии, Италии и некоторых другихстранах.
Первые потребительские кооперативы стали возникать еще в XVIII веке на территорииВеликобритании, ранее других стран вступившей на путь капиталистическогоразвития, Однако все они оказались поначалу нежизнеспособными и недолговечными.
Отсчет истории современной кооперации принято вести со временивозникновения в Англии в 1844 году Рочдельского потребительского общества. Егосоздали рабочие-ткачи небольшого городка Рочдель, назвав «Обществомсправедливых пионеров». Устав общества был зарегистрирован 24 октября 1844 г.,а первая лавка открыта 21 декабря того же года. Рочдельское общество существуети в настоящее время.
Этот и последовавшие его примеру кооперативы положили началомассовому кооперативному движению потому, что их практическая деятельностьстроилась на хорошо разработанной, с учетом опыта предшественников,жизнеспособной идеологической основе, представлявшей собой системувзаимосвязанных кооперативных принципов.
Тщательно продуманные и сбалансированные в своей совокупностирочдельские принципы приспособили деятельность кооператива к сложившимся«правилам игры» во внешней экономической среде, обеспечив в то же время условиядля достижения специфических кооперативных целей.
К началу 60-х годов XIX столетия в Англии действовало около 460потребительских обществ, взявших на вооружение принципы работы рочдельскихпионеров. В этих обществах насчитывалось свыше 100 тысяч членов-пайщиков.
Начиная с серединыXIX столетия потребительскаякооперация стала активно развиваться во Франции, Италии, Германии,скандинавских и других странах. В России первый рабочий кооператив появился в1864 году, а на территории Белоруссии первые кооперативы были зарегистрированыв 90-х годах прошлого века.
Процесссоздания и развития кооперативов в мире длиться более 150 лет и сегодня во всехстранах, в том числе с развитой рыночной экономикой, образуются новыекооперативы различных видов. Поэтому нужно четко представлять весь комплексобщих исторически сложившихся еще в середине XIX века экономических,социальных, политических, финансовых, правовых и идеологических предпосылок, атакже конкретных экономических причин, побудивших рабочих, крестьян,ремесленников, мелких торговцев, чиновников и других представителей среднихгородских слоев объединиться для кооперативного предпринимательства.
В настоящеевремя в мире действует более 120 видов и разновидностей кооперативов. Их числопревышает 700 тыс., а число их членов более 800 млн.В кооперативном сектореэкономики трудится более 100 млн. рабочих и служащих. С учетом членов семейкооператоров около половины населения Земли пользуется услугами кооперативныхпредприятий в сферах торговли, массового питания, производства, сбыта и заготовоксельхозпродукции, в строительстве, эксплуатации и аренде жилья,кредитно-банковском деле, страховании, транспорте, образовании, средствахмассовой информации, науке и т.д.

Экономическиепроблемы потребительской кооперации в условиях перехода к рынку
Как и во всех странах мира, потребительская кооперация Беларуси неотносится ни к государственному, ни к частнопредпринимательскому секторамэкономики. Она функционирует и развивается как самостоятельная, автономнаяобщественно-хозяйственная структура в соответствии с общепризнанными мировымсообществом кооперативными принципами и ценностями. Кооперативная собственностьявляется разновидностью частной.
Вместе с тем независимость и автономия кооперации носятотносительный характер. Кооперация как хозяйственная организация являетсяорганической частью экономической системы той или иной страны, а кооперация какобщественная организация — столь же неотъемлемая составляющаяобщественно-политической системы конкретного государства. Поэтому в зависимостиот политических, экономических, социальных и культурных условий, историческогоопыта и национальных традиций каждой страны их кооперативные организации имеютсвои особенности. Кооперативные организации действуют в рамках законодательствастраны, в том числе законов о кооперации. Они занимают свою, историческисформировавшуюся нишу в общественно-экономической системе, выполняя важнуюсоциальную функцию.
Известно, что в дореформенный период государство, осуществляяруководство обществом, управляло посредством применения (приоритетно)императивных методов воздействия на различные общественные структуры, в томчисле и на систему потребительской кооперации.
В условиях проводящихся ныне реформ на смену государственномууправлению пришло государственное регулирование. Для решения принципиальныхвопросов, выработки концептуальной модели взаимоотношений государства ипотребительской кооперации необходимо дифференцировать эти два понятия,раскрыть их сущностное содержание. Если государственное управлениепотребительской кооперацией ранее всегда исходило из необходимости постоянногои непосредственного (прямого) вмешательства государственного аппарата вфункционирование кооперативных организаций, то в условиях рынка главныеориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью(автономностью) этих организаций. В то же время между государственнымуправлением и государственным регулированием нет принципиальных различий поцелевому назначению, так как регулирование — непременный элементгосударственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя,государство регулирует, а регулируя — управляет. С определенной долейусловности можно утверждать, что государственное управление традиционносвязывается с наличием у его субъектов подчиненных объектов, а государственноерегулирование — с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты.
Характерным для рыночного самоуправления является то, что онодополняется государственным регулированием рыночной экономики. Это означает,что государство вмешивается в экономику лишь тогда, когда не срабатываетмеханизм рыночного самоуправления. Необходимость государственного регулированиясвязана с тем, что рыночное самоуправление не решает всех проблем. Оносодействует соблюдению интересов обособленных субъектов рыночной экономики, ноне обеспечивает решения задач развития экономики как народнохозяйственнойсистемы. Кроме того, рыночное самоуправление само по себе не в состояниигарантировать социальную защищенность нетрудоспособных и социально слабых слоевнаселения.
Между потребительской кооперацией и иными экономическими системамисуществуют реальные взаимоотношения, которые включают как совпадение целей,интересов и действий, так и конфликты и индифферентные отношения. Хозяйственныесистемы могут эффективно реализовать цели и задачи, обусловленные их социальнымназначением, если будет достигаться правильное соотношение их связей иавтономности. Безусловно, определить данное соотношение весьма трудно, поэтомуособая роль при этом должна отводиться государственному регулированию. Именно сэтих позиций правомерно требовать государственной поддержки предпринимательскойдеятельности потребительских обществ и их союзов.
Государственноерегулирование выражает общегосударственные интересы и обеспечивает единство ицелостность экономики и ее системы управления. Это достигается путем разработкиобязательного для всех субъектов рыночной экономики законодательства.
Государство осуществляет в отношении деятельности кооперациипредусмотренные законодательством меры регулирования и контроля. Характерно вэтом отношении содержание соответствующей статьи Конституции Италии:«Республика признает социальную функцию кооперации, имеющей характервзаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон способствует ееросту наиболее подходящими средствами и обеспечивает контроль за ее характероми целями». В Конституции Республики Беларусь (статья 13) подобное положениесформулировано следующим образом: «Государство осуществляет регулированиеэкономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечиваетнаправление и координацию государственной и частной экономической деятельностив социальных целях».
В отечественной истории не раз возникали идеи объединениягосударственного и кооперативного секторов экономики под видом ликвидации такназываемого параллелизма в работе, высказывались суждения о кооперации как оякобы недостаточно прогрессивной форме хозяйствования и т.п. Однако известенлишь один непродолжительный период — годы «военного коммунизма», когда системапотребительской кооперации (Центросоюз) была лишена самостоятельности инаходилась в непосредственном подчинении государственного органа — Наркомпрода.С 1921 г. потребкооперация была высвобождена из-под этой опеки.
В мировой практике также имеются прецеденты радикального преобразованиякооперации. В 1980 годах был упразднен Союз потребительских обществ Польши.Этот шаг повлек за собой растаскивание кооперативного имущества и резкоеухудшение обслуживания населения. Спустя некоторое время Польский национальныйкооперативный союз был с помощью МКА создан заново. Вот как прокомментировалданный факт президент МКА Ларс Маркус в своем послании от 23 сентября 1991года: «Реформаторы, обладающие властью, но не понимающие характеракооперативного движения, в нескольких случаях нанесли тяжелый уронпотребительским кооперативам. Я уже получил выражения крайнего сожаления ипросьбы о содействии в возрождении кооперации от государственного министраПольши».
В последние годы повышенное внимание кооперативному секторуэкономики уделяется со стороны Организации Объединенных Наций. Генеральнаяассамблея ООН приняла ряд специальных резолюций, в которых выражается поддержкасамостоятельного развития кооперации, содержится обращение к правительствамстран мира с просьбой рассмотреть с участием кооперативных союзовсоответствующих стран вопросы необходимых изменений и дополнений взаконодательные акты с целью обеспечения более благоприятных условий дляразвития кооперации
В условиях «шокового» перехода к рынку в начале 90-х годовхозяйственная практика достаточно стремительно и болезненно столкнулась смассой проблем, и в частности с проблемой кардинального преобразованияправового механизма осуществления регулирующего воздействия общества напротекание экономических процессов. Быстрое разрушение существовавшиххозяйственных и правовых основ и объяснимое в этих условиях отсутствие новыхпородили иллюзию, базирующуюся на идеях господствовавшего тогда «экономическогоромантизма» об исключительно созидательных возможностях саморегулирующегосярынка. В теоретико-правовых построениях это проявилось в чрезмерной переоценкероли частного права в осуществлении регулирующего воздействия на хозяйственнуюпрактику. Здесь нет противоречия с высказанными нами соображениями онеобходимости приоритета частноправовых методов регулирования надпублично-правовыми в системе потребительской кооперации. Вопрос заключаетсялишь в их пропорциональном соотношении.
Нам представляется, что попытка осуществить правовое регулированиепосредством лишь норм диспозитивного характера в условиях непрекращающейсядестабилизации общественной жизни является малоэффективной. Регулированиеэкономики преимущественно средствами частного права ведет к минимизациииспользования публично-правовых средств и создает предпосылки для роста криминальныхтенденций, злоупотреблений в кредитной, налоговой, валютной и других сфераххозяйствования. К наиболее пагубным последствиям эта попытка может привести впереходный период, когда во многих секторах экономики существует своеобразныйправовой вакуум — отсутствуют соответствующие материальные и процессуальныеинструменты, их реализация.
Аргументом в пользу необходимости активного использованиягосударственного регулирующего воздействия на экономику в переходный периодслужит обобщенный опыт выхода экономики многих стран из кризиса. Общество, каки человек, должно в сложной ситуации мобилизовать и сконцентрировать свои силыи рационально их использовать. Единственным мобилизующим и объединяющим органомможет быть здесь только государство, что вытекает из его природы. Оно выступает«публичной организацией, представляющей общий интерес и осуществляющейуправление делами общества от его имени и в его интересах». Так, правительствоСША, возглавляемое Ф. Рузвельтом, использовало силу государства для реализацииполитики «нового курса», которая позволила выйти из трудностей, возникших впериод «великой депрессии» (1929-1933 гг.) и в годы второй мировой войны.
Благодаря активному государственному участию в экономическойдеятельности общества была быстро восстановлена разрушенная войной экономикаЕвропы, достигнуто «экономическое чудо» в Японии и Южной Корее.
Применительно к условиям хозяйствования, сложившимся в России,насущной задачей является осуществление перехода от преимущественнопублично-правовых методов управления к гармоничному сочетанию частно-правовых ипублично-правовых. При этом важно, способствуя развитию саморегулирующихсяначал рынка, сохранить регулирующую роль государства в ключевых отрасляхэкономики, в том числе и в секторе потребительской кооперации.
Кооперативные ценности и принципы — это совокупность идей,определяющих характер деятельности кооперации, ее цели, задачи, основные пути исредства их решения.
Наиболее общие из этих идей представляют собой общепризнанныепостулаты социально-нравственного характера, такие как взаимопомощь,демократия, равенство, солидарность, справедливость, честность и др. Их принятоназывать кооперативными ценностями. По существу, это общечеловеческие ценности,сознательно отобранные и положенные в основу деятельности кооперативов.
Однако для реализации этих общих идей необходимы более конкретныеориентиры, обобщенные и выверенные кооперативной практикой. В качестве таковыхвыступают кооперативные принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению содержаниякаждого из кооперативных принципов, следует отметить наиболее важные общие ихчерты и закономерности проявления.
Первое. Некоторые теоретики кооперативного движения трактуюткооперативные принципы как составную часть кооперативных ценностей, занимающуюболее конкретный уровень в совокупности идей, определяющих кооперативнуюидеологию. Как представляется, такая трактовка вполне правомерна.
Второе. Кооперативные принципы охватывают все стороныкооперативной деятельности и образуют систему. Они внутренне взаимосвязаны.Каждый принцип дополняет и ограничивает другой.
Третье. Система кооперативных принципов является узловым звеном,выражающим и определяющим социально-экономическую сущность кооперации, главныминструментарием теории и практики кооперативного движения.
Четвертое. Кооперативныепринципы проявляются в деятельности кооперативов во всей своей совокупности,т.е. специфическая природа кооператива идентифицируется посредствомкооперативных принципов. Однако интенсивность, формы и методы проявления,степень приоритетности того или иного из них зависят от конкретныхэкономических, социальных и политических условий, исторических и национальныхтрадиций.
Потребительская кооперация является старейшей ветвьюкооперативного движения. Она возникла и получила широкое развитие на основеопыта Рочдельского потребительского общества, семена идеологии которого даливсходы и на белорусской земле.
В начальный период немногочисленные и экономически слабыекооперативы Белоруссии работали разобщенно. Их организационно-хозяйственныесвязи носили спорадический характер. Кооперативное движение активизировалось сначалом первой мировой войны. Рост цен, инфляция, развал народного хозяйства и,другие вызванные войной бедствия стали в экстремальных условиях дополнительнымстимулом роста численности потребительских кооперативов как, средствавыживания. Если в 1906 г. в Беларуси насчитывалось 41 потребительское общество,в 1912 — м — 137, то в 1917 г. их стало 359. Созрели объективные предпосылкиобъединения потребобществ для более эффективного решения своих задач. Этомублагоприятствовал и изданный Временным правительством России в марте 1917 г.закон «О кооперативных  товариществах и их союзах».
На состоявшемся 20-22 июня 1917 г. в г. Минске съездепредставителей кооперативных обществ рыло принято решение об образовании Союзапотребительских обществ Минского района. Район в ту пору охватывал всю Минскуюи часть Виленской губерний, Полоцкий уезд Витебской и часть Могилевскойгуберний. Союз потребительских обществ Минского района, который в 1918 г. был переименовани решением Минского окружного суда зарегистрирован под названием «Центральныйсоюз потребительских обществ Белорусского края», положил началообще-белорусскому союзу потребительских обществ. Дата 22 июня 1917 г. являетсяднем основания Белкоопсоюза, который в дальнейшем развивался как единаякооперативная система, объединяющая все потребительские общества на территорииреспублики.
Белорусский союз потребительских обществ прошел сложный путьразвития. В период 1918 — первой половины 1930-х годов он, как и веськооперативный сектор экономики России, затем СССР, претерпел ряд радикальныхпреобразований и реорганизаций. К концу этого периода определилась главнаясфера деятельности потребкооперации — обслуживание сельского населения страны.Вплоть до середины 1980-х годов интенсивно создавалась и модернизироваласьматериально-техническая база кооперации. Одновременно шел процесссовершенствования управления кооперативным хозяйством.
До 1920-х годов включительно почти повсеместно существовалиоднолавочные кооперативы. В период коллективизации сельского хозяйства решаласьзадача; каждому колхозу, совхозу — свой кооператив. В 1930-х годах началсяпроцесс укрупнения потребительских обществ, которые, как правило, сталифункционировать в границах сельсоветов. Процесс укрупнения первичныхкооперативов в наши дни завершился созданием районных потребительских обществ(райпо).
Сегодня Белорусский союз потребительских обществ представляетсобой, с одной стороны, крупную общественно-массовую организацию, объединяющую 1,8млн. членов-пайщиков, а с другой — многоотраслевой хозяйственный комплекс,располагающий разветвленной сетью предприятий торговли, общественного питания,хлебопечения, заготовок и промышленной переработки сельскохозяйственнойпродукции и сырья, имеющий собственные строительные и транспортные организации,другие предприятия инфраструктуры, учебные заведения. В систему Белкоопсоюзавходят в общей сложности более 1150 юридических лиц. Сбалансированное, восновном трехзвенное управление, сочетающее его территориальную и отраслевуюформы, позволяет обеспечивать эффективное функционирование всей системы.
Этапы развития кооперативного сектора экономики получилидостаточно широкое отражение в специализированных изданиях, в том числе вупоминавшейся выше книге «Потребительская кооперация Белорусской ССР», а такжев документах Правления Бвлкоопсоюза информационного характера. Здесь же, вконтексте ведущей темы, представляется  важным отметить следующее.
Известно, что развитие общественного производства на путях прогрессаэкономической эффективности сопровождается наряду с увеличением численностипредприятий, процессом его концентрации. Это одна из важнейшихполитико-экономических закономерностей развития. В зависимости отконкретно-исторических условий концентрация осуществляется в различных формах:укрупнения предприятий, комбинирования, централизации производства и капитала ит.д. Новейшей формой концентрации, в полный голос заявившей о себе вэкономически развитых странах мира в 1950-х годах, выступает диверсификация.Диверсификация — это процесс объединения в рамках единой системы (корпорации)различных, технологически не связанных между собой, разноотраслевыхпредприятий, фирм, экономических учреждений, видов деятельности и услуг. С еепомощью достигается повышенная финансовая устойчивость и прибыльность субъектоврынка, их способность к дальнейшему росту. Диверсификация признана важнымфактором развития современного рынка. Она формирует его структуру.
Если проанализировать характер развития потребительской кооперацииБеларуси с позиций отмеченной закономерности то вполне логично представляется,что последовательное укрупнение потребительских обществ, объединение их в союзыи централизация управления, наращивание производственного потенциала как засчет развития отдельных предприятий, комбинирования, так и посредствомдиверсификации отвечает основным тенденциям развития мирового хозяйства. Отсюдаследует важный вывод о том, что кооперативный сектор экономики — это не некаявторостепенная, вспомогательная или ершенная хозяйственная структура, какиногда можно еще  услышать, а естественный неотъемлемый  элемент и полноправныйсубъект современной рыночной экономики.
Вместе с тем и в этом вопросе проявляетсякооперативная специфика обусловленная социально-экономической природойкооперации, что подтверждается и на примере развития тех же процессовдиверсификации, В экономике стран Запада диверсификация явилась следствиемпрежде всего стремления крупного капитала, господствовавшего до этого втрадиционных отраслях экономике, сохранить положение посредством проникновенияв новейшие и наиболее прибыльные отрасли. Побудительным же мотивом кдиверсификации для потребительской кооперации всегда являлась необходимостьоказывать членам-пайщикам и населению услуги, в которых они остро нуждаются,причем, что, пожалуй, является главным, по приемлемым ценам.
Современное многоотраслевое хозяйство потребительской кооперацииБеларуси по своим масштабам и техническому уровню, конечно, несравнимо с тем,что оно представляло собой в 1920-х годах. Однако и сейчас по характерудеятельности, по «набору» отраслей первостепенная его цель — обслужитьнаселение. Это вытекает из главной функции кооперации — социальной.
Сегодня Белкоопсоюз является крупной диверсифицированнойхозяйственной системой. Это придавшего деятельности универсальный характер,способствует повышению финансовой устойчивости, позволяет содержать убыточнуюсеть сельских магазинов и автолавок, обеспечивать спрос обслуживаемогонаселения на разнообразные товары и услуги.
В свете вышеизложенного представляются некорректными и весьмаповерхностными суждения о том, что Белкоопсоюз якобы является монополией.Современная социально-экономическая реальность такова, что потребительскиекооперативы большинства стран мира с высокоразвитой рыночной экономикойобъединены в общенациональные союзы, которые отнюдь не квалифицируются какнекая монополия. Кооперативный союз Швеции, к примеру, объединяет 2,3 млн.членов-пайщиков (население страны — 8,5 млн. человек). Его отличает высокаястепень централизации управления хозяйственной деятельностью, 65 процентовпотребительских обществ полностью передали свои хозяйственные функцииКооперативному союзу страны.
Специфика кооперативного капитала обусловлена двойственнойприродой кооперации. Наиболее рельефно это проявляется в деятельностипотребительских кооперативов.
Кооператив представляет собой, с одной стороны, социальноеобъединение людей, главной целью которого является удовлетворение экономическихи иных потребностей своих членов, применительно к потребкооперации республики —удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Этим потребительские обществаотличаются от акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью идругих хозяйственных объединений, главная цель которых — максимизация дохода(прибыли).
С другой стороны, экономическим инструментом достижения указаннойвыше главной цели потребительского общества являются создаваемыепотребобществом предприятия: магазины, столовые, хлебозаводы,заготовительно-перерабатывающие предприятия и т.д. и т.п. Кооперативныепредприятия, как и предприятия всех иных форм собственности, находятся в единойсистеме рыночных отношений, под воздействием общих для всех объективныхэкономических закономерностей и базовых хозяйственно-правовых норм. В силуэтого они могут успешно функционировать лишь при условии экономическиэффективной работы на принципах хозяйственного расчета.
Хотя прибыль не является главной целью деятельностипотребительской кооперации, однако как важнейший показатель экономическойэффективности она является непременным условием нормального функционированиякооперативного предприятия (капитала), а следовательно, и достижения главнойцели кооператива: обслуживания своих членов. Профессор А. Чаянов выразил этоположение следующей афористичной формулой: «В кооперации капитал — слуга, а нехозяин».
Это основноеотличительное свойство кооперативного капитала проявляется в различных аспектахпрактической деятельности кооперации.
Возьмем такой важный элемент хозяйствования, как распределениеприбыли. Согласно одному из семи основополагающих кооперативных принципов,установленных Декларацией МКА о кооперативном соответствии, при распределенииостающейся в распоряжении кооперативов прибыли приоритет отдается целямразвития кооперативов. Члены кооперативов, как правило, могут получать лишьограниченную компенсацию на свой паевой капитал. Весьма примечательно, что всоциальных, в том числе нормативных, документах Международного кооперативногоальянса отсутствует понятие «дивиденды». В модельном Законе «О кооперативах иих объединениях (союзах)», принятом Межпарламентской ассамблеей государств —участников СНГ, часть доходов кооперативов, которая может распределяться междуих членами, называется «кооперативными выплатами». Это не случайно.Экономическая категория «дивиденды» — определяющая функция предпринимательскогокапитала, имеющего своей главной целью получение максимальной прибыли, ииспользование ее в кооперативной практике неправомерно.
Одной из существенных форм проявления специфичности кооперативногокапитала является также создание в кооперации неделимых фондов, представляющихсобой часть имущества потребительских обществ и их союзов, которая не подлежитраспределению между пайщиками. В кооперативном законодательстве и в уставахкооперативных организаций большинства стран мира предусматривается, что вслучае ликвидации потребительского общества имущество его неделимого фондаразделу между пайщиками не подлежит, а передается другим потребительскимобществам или союзам.
Неделимый фонд выступает в качестве коллективного капитала,которого нет и не может быть в акционерных обществах и других хозяйственныхобъединениях, не говоря уже о частнопредпринимательских структурах. По своейсоциально-экономической сущности он призван обеспечить устойчивость деятельностикооперации как социального достояния многих поколений членов-пайщиков,способствовать тем самым достижению долговременной цели получения экономическихи социальных услуг, ради чего, собственно, и создаются кооперативы.
В исторических условиях нашей страны одним из важнейших проявленийсоциальной функции потребительской кооперации стало обслуживание пайщиков —жителей малых и отдаленных деревень. Примерно половина расположенных в сельскойместности магазинов, в том числе автомагазины, лавки на дому, — экономическиубыточны. И в целом уровень рентабельности кооперативной торговли не превышаетодного процента. Поэтому содержать убыточные предприятия приходится за счетобщих результатов деятельности кооперации. Это также специфическая особенностьфункционирования кооперативного капитала.
Если учесть, что для нормальной жизнедеятельности потребительскойкооперации необходимо планомерно развивать и обновлять материально-техническуюбазу кооперативного хозяйства, в том числе и убыточных предприятий, а с другойстороны, экономическая эффективность даже самых рентабельных кооперативныхотраслей и производств имеет весьма ограниченные объективные пределы, легкопредставить, в каких непростых условиях ведут работу предприятия и организациипотребительской кооперации. Именно по этой причине выплаты пайщикам на ихпаевые взносы носят сугубо символический характер.
В свете вышеизложенного следует рассматривать сущностьгосударственной поддержки, которая оказывается потребительской кооперации. Этоне некая благотворительная акция по отношению к кооперации, а объективнонеобходимая мера для сохранения и стимулирования исторически сложившейсясистемы социально полезной деятельности. Не будь такой поддержки, государствупришлось бы дополнительно взять непосредственно на себя решение многихсоциальных задач со значительно большими, как правило, совокупными затратами.Данное положение нашло свое отражение в документах Организации ОбъединенныхНаций, в частности в докладе генерального секретаря ООН на 49-й сессииГенеральной ассамблеи ООН «Место и роль кооперативов с учетом новыхсоциально-экономических тенденций».
Деятельность кооперативных организаций основывается на нормахдемократии, которые органически вытекают из сущности кооперативов,представляющих собой объединения людей, а не капиталов, Это четко зафиксированоуже в самом определении кооператива как организации лиц, ставящих цельюудовлетворение своих потребностей с помощью совместно владеемых идемократически управляемых предприятий.
Ключевые понятия, черты и признаки кооперативной демократии,ставшие общепризнанными в мировом кооперативном движении, выработаныколлективной мыслью и выверены многолетней практикой. Основные из нихследующие: добровольность вступления в организацию и выхода из нее; равенствобез дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической ирелигиозной принадлежности; выборность органов управления и контроля, которыеявляются подотчетными членам кооператива (союза кооперативов); равноправие приголосовании (один член — один голос).
Демократическое управление деятельностью кооперативных организацийи демократический контроль за этой деятельностью означают кооперативноесамоуправление и являются сердцевиной системы отношений в кооперации, ееродовым признаком как общественно-хозяйственной организации.
Сущность и основополагающие нормы кооперативной демократиисформулированы в Декларации о кооперативном соответствии (идентичности).Вопросы демократических основ деятельности потребительской кооперации, в томчисле кооперативного самоуправления, постановки организационно-кооперативнойработы, детально разрабатываются в уставах потребительских обществ ипотребсоюзов, в специальных инструкциях, положениях, рекомендациях и другихвнутрикооперативных нормативных актах. Они также широко отражены в литературепо кооперативной тематике, являются предметом изучения в кооперативных учебныхзаведениях в рамках курса «Основы кооперативного строительства».
Учитывая все это, представляется необходимым рассмотреть вопросыкооперативной демократии проблемного характера, особенности их разрешения всовременных условиях.
На первое и главное место здесь следует, пожалуй, поставитьпроблему участия пайщиков в демократическом процессе управления деламикооперации. Забота об укреплении членской базы, о повышении роли и активностичленов-пайщиков, как явствует из документов МКА, является одной изпервостепенных задач в деятельности кооперативных организаций всех безисключения стран. Пайщик — определяющая фигура в кооперации. Без пайщиков нет икооперации.
Однако в нашей практической деятельности и документах, отражающихэту важную проблему, возможность ее успешного решения зачастую ассоциируется восновном с формами работы, преобладавшими на первоначальных этапах развитиякооперации, со сферой так называемой непосредственной, или прямой, демократии.Между тем уже простое количественное увеличение пайщиков потребобществапорождает условия, ставящие объективные пределы участию каждого из них впроцессе непосредственного управления кооперативом. Эти пределы становятся ещеболее жесткими и очевидными в условиях деятельности крупных многоотраслевыхкооперативных союзов в современной рыночной среде, роста централизацииуправления, предельно усложнившихся хозяйственно-финансовых и иных отношений.Поэтому нельзя не согласиться с теми представителями кооперативной мысли, в томчисле упоминавшимся выше Гансом — Г. Мюнкнером, которые прямо указывают, чтосегодня в организациях с относительно большим членством неэффективно, да инереально позволять каждому отдельному члену общества непосредственноучаствовать в управлении и принятии решений. Они могут реализовывать свое правоопосредованно, путем выражения своего мнения и голосования.
В этой связи чрезвычайно важное значение вреализации принципов кооперативной демократии в современных условияхприобретает практика делегирования полномочий, как правило, многоступенчатая, атакже система взаимоотношений и взаимодействия представительных иисполнительных органов управления, действующая ныне система в целомобеспечивает необходимый уровень функционирования потребительской кооперацииреспублики. Вместе с тем требуется и известная ее корректировка, которую можнобудет произвести после принятия закона о потребительской кооперации.
Но уже сейчас ясно, что в системе кооперативного самоуправления значительновозрастает роль уполномоченных потребительских обществ, которые становятсяглавным связующим звеном между пайщиками и всеми уровнями управленияпотребкооперации. Следовательно, одной из важнейших задач является созданиепайщикам необходимых условий для избрания своими представителями наиболееавторитетных, пользующихся доверием, подготовленных и социально активных членовкооператива.
Другой, не менее важной задачей в деле поддержаниянадлежащего уровня кооперативной демократии было и остается предоставление всемчленам кооператива возможности свободного выражения своего мнения и предложенийпо вопросам улучшения кооперативной деятельности. После соответствующегоанализа и учета реальных возможностей данные предложения, оформленные в виденаказов пайщиков, подлежат исполнению.
Эффективной остается и такая форма участия пайщиков вкооперативном самоуправлении, как общественные комиссии по контролю задеятельностью кооперативных предприятий. Их работу необходимо совершенствовать.
Следует также иметь в виду, что в связи спреобразованием райпотребсоюзов в райпо намного возросла роль кооперативныхучастков, повысилось значение работы с пайщиками и населением.
Отмеченные формы и методы работы, разумеется, при должном уровнеее постановки, в своей совокупности вполне достаточны для обеспеченияэффективного участия пайщиков в управлении делами кооперации. При этом неследует каждого пайщика, что называется, «притягивать за уши» к рулюсамоуправления, тем более против его желания. Ведь главная и достаточная длябольшинства пайщиков форма участия в деятельности потребительского общества,помимо свободного права голоса, — приобретение товаров в кооперативныхпредприятиях и пользование другими услугами, а следовательно, показатель такогоучастия — количество и. качество данных услуг, уровень обслуживания.
Сложность управления кооперативными организациямив современных условиях породила еще один вопрос кооперативной демократиипроблемного характера, заслуживающий повышенного внимания. Дело в том, чтоподдержание должного уровня управления и обеспечение высокой экономическойэффективности требуют, чтобы во главе кооперативных организаций находилисьуправленцы-профессионалы высокого класса. Из-за отсутствия в достаточномколичестве таких работников в среде кооператоров в ряде кооперативныхорганизаций стран Запада пошли на обособление и сосредоточение функцийменеджмента в руках наемных управляющих кооперативами и их союзами, которыепришли со стороны и не знакомы с культурой кооперативного движения. Выборные жеорганы этих кооперативов и их союзов оставили в своих руках лишь общие властныеи контрольные функции. Все это порождает немало проблем.
Думается, что с учетом наших исторических,культурных и иных традиций нам не следует ни сейчас, ни в обозримом будущемидти на подобного рода обособление функций управления. У нас имеется широкая идинамичная база для воспитания управленцев высокой квалификации из числачленов-пайщиков. Подтверждением тому является кадровый состав нашихруководителей и специалистов, сложившаяся современная система кооперативногообразования. Так, более 95 процентов председателей и членов правлений районныхпотребительских обществ, областных и республиканского потребсоюзов родились вдеревнях или райцентрах, они не только сами смолоду стали пайщиками, но и ихродители, как правило, были пайщиками. Эти люди хорошо знают социальную среду,в которой работает потребительская кооперация, более 80 процентов из них прошлиподготовку в кооперативных учебных заведениях.

Заключение
В заключение выбранной темы правомерно сделать вывод о том, чтопотребительская кооперация Республики Беларусь на всех этапах становления ироста представляла собой социально ориентированный, динамично развивающийсясектор экономики и в этом качестве сыграла выдающуюся роль в преодолениивызванной войнами и революциями хозяйственной разрухи, стала одним изнеобходимых элементов системы жизнеобеспечения населения страны.
Однако роль изначение потребительской кооперации республики не ограничиваются толькоэкономикой, хотя она была и остается главной сферой кооперативной деятельности.Потребкооперацией немало также сделано в культурно-просветительной области.Получившие широкое распространение в 1920—1930 гг. кооперативные избы-читальни,красные уголки, уголки матери и ребенка, выпуск периодических изданий, таких,как журнал «Кооперативная жизнь», газеты «Белорусский кооператор»,«Кооперативный листок» и других, организация на селе киноустановок, курсовликбеза и т.д. имели большое значение в деле подъема общеобразовательного икультурного уровня населения. По мере успешного разрешения этой проблемы нагосударственном уровне культурно-просветительная работа потребкооперациитрансформировалась в современную систему кооперативного образования.
Потребительская кооперация внесла свой вклад в решение в нашейстране и такой острой социальной проблемы, как ликвидация дискриминации вотношении женщин. Сейчас в потребкооперации республики более половинычленов-пайщиков и 70 процентов ее работников составляют женщины. Они пользуютсяравными правами с мужчинами, получают одинаковую оплату за одинаковый труд,имеют равные возможности по подготовке и обучению. 77 процентов работниковсистемы Белкоопсоюза с высшим и средним специальным образованием — женщины. Этии другие вопросы, характеризующие равноправное положение женщин, во многихстранах мира до сих пор не решены и остаются предметом особого внимания состороны ООН и МКА.
Беспристрастный анализ деятельности потребительской кооперацииБеларуси на всем историческом пути ее развития свидетельствует онесостоятельности все еще расхожих суждений о том, что «цивилизованная»кооперация в нашей стране после 1917 года якобы была только в период НЭПа и чтоона нуждается в некоем «возрождении», подобные возрожденческие идеи являютсяследствием некритического, субъективного восприятия политизированного мифа оНЭПе, идеализации кустарных форм экономики периода глубочайшей хозяйственнойразрухи в стране, что вряд ли плодотворно в эпоху компьютерной техники ивысоких технологий.
Потребительская кооперация Беларуси, будучи органическойчастью хозяйственной и общественно-политической системы страны, всегда жила иживет интересами народа, активно взаимодействует с избранными и пользующимисядоверием народа государственными органами власти. Однако она сохраняет при этомсвою кооперативную самостоятельность, избегает вовлечения в несвойственное ееприроде политиканство, преследующее узкоэгоистические, групповые интересы. Апопытки такого вовлечения появляются, как правило, в периоды социальной иполитической нестабильности.
В октябре 1918 г. рада ВНР, например, стремясь получить поддержкусреди кооператоров, предложила делегировать в свои состав 6 представителейкооперативного союза. Совет Центрального союза потребительских обществБелорусского края принял в связи с этим следующее решение: «Считая раду БНРучреждением временным и чисто политическим и в настоящем своем составе неявляющимся представительницей широких слоев населения от посылки делегатов враду БНР воздержаться».
В 1990-1995 гг. лидеры Объединенной аграрно-демократической партиинастойчиво старались приобщить к членству в партии наиболее авторитетныхработников потребительской кооперации, прежде всего руководителей Белкоопсоюза.Их попытки не увенчались успехом.
Потребительскаякооперация Беларуси проявила высокую степень адаптации к меняющимсясоциально-экономическим и политическим условиям. На различных этапахисторического развития ее деятельность несет отпечаток своего времени, однакосохраняется кооперативная сущность. Коопераций всегда оставалась кооперацией.Свойственные ее природе ориентация на человека и социальная ответственность —залог востребованности и в будущем.

Список использованных источников
 
1. История и теориякооперативного движения: Д.Б. Сахарова, И.С. Котов. Мн.: Новое знание, 2005. – 248с.
2. Кизилевич А.В.Кооператив – особая форма предпринимательства: Текст лекций для студентов всехспециальностей \ А.В. Кизилевич, Д.Б.Сахарова. Гомель: ГКИ,1997.
3. Котов И.С.История потребительской кооперации Беларуси: Текст лекций. Гомель: ГКИ, 1997.
4. Лаппо Л.Л. Основыкооперативного движения: Учебное пособие для учащихся ССУЗов системыпотребительской кооперации Лаппо Л.Л., Савинский А.И… Мн.: Дизайн ПРО, 2004.
5. Макаренко А.П.Теория и история развития коопративного движения: Учеб. Пособие для вузов иССУЗов. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.