Последствия инфляции и антиинфляционная политика в России
Содержание
Введение
1.Социально-экономические последствия инфляции
2.Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
3. Особенностиантиинфляционной политики в России
4. Практикум
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Во второй половине XX в.обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства иусилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт,что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночногомеханизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночныймеханизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечиваявысокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможнорегулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинствоэкономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязанадополняться «видимой рукой государства».
Недооценка экономической роли государства,отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опытпервых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативныепоследствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективнойрыночной экономики без активной регулирующий роли государства, которая состоитв поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, впринятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики.Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельностивсех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основыи социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночнойэкономики.
Центральный вопрос государства — проблема разработкистратегии социально-экономического развития страны с четким определениемконечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такойстратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менееважной функцией является стабилизация экономики и стимулированиесбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в областибюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государствопытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладитьциклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящихк резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию,обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оностимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость,регулирует банковский процент и налоговые ставки.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цельданной работы – проанализировать основные направления антиинфляционнойгосударственной политики. Исходя из поставленной цели были сформулированызадачи работы:
— рассмотреть социально-экономические последствияинфляции;
— проанализировать монетаристские и кейнсианскиеметоды антиинфляционной политики;
— выявить особенности антиинфляционной политики вРоссии.
Методологической основой структуры работы и логической связи в нейвопросов реализации антиинфляционной политики государства в современныхусловиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в областиэкономической теории. При написании работы использовались учебные пособия иучебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
1. Социально-экономические последствия инфляции
До начала 80-х годов XX в.самым большим экономическим врагом в большинстве стран была инфляция. В 80-90-егоды наблюдался спад инфляции. Снижение темпов роста цен получило названиедисинфляции.
На рубеже XX—XXI вв. трактовка инфляции изменилась. Традиционно инфляциюхарактеризовали как рост потребительских цен. Практика же показала, что другойне менее опасной ее формой является рост цен финансовых активов. В 1989 г. в Японии повышение курсов акций и цен на землю привело к финансовому кризису. В 2000—2001 гг.финансовый кризис поразил США и Западную Европу. Центральные банки развитых страноказались в сложном положении. Борьба с традиционной инфляцией осуществляласьпутем повышения ставки процента. Это приводило к снижению курсов ценных бумагна фондовых рыках и финансовому кризису. Чтобы стабилизировать положение нарынке ценных бумаг, необходимо понижать ставку процента, а это угрожает новымвитком инфляции.
Во второй половине 90-х годов XXв. — начале XXI в. реальной стала угроза дефляции,представляющей собой процесс, противоположный инфляции. Дефляция означаетпадение общего уровня цен на товары и услуги.
Дефляция не опасна, если цены снижаются в результатетехнического прогресса или дерегулирования. Это даже позитивный процесс. Ноесли дефляция порождается падением совокупного спроса, наличием избыточныхпроизводственных мощностей и уменьшающимся предложением денег, она ужепредставляет серьезную угрозу.
В 1930-е годы падающие цены породили спираль падения,в которой уменьшающийся спрос, углубляющийся пессимизм, финансовое напряжение иочевидная неспособность правительств справиться с проблемами привели кэкономической катастрофе. В течение пяти лет (1929—1933) американскиепотребительские цены упали на 25%, а ВВП — на 30%.
Ожидание, что цены завтра будут ниже, может поощритьпотребителей отложить покупки, уменьшить спрос и заставить фирмы понизить ценыеще больше. Падающие цены увеличивают реальную тяжесть долга, вызываябанкротства и крахи банков. Дефляция особенно опасна для стран с большимикорпоративными долгами (Япония). Она делает монетарную политику неэффективной.Номинальная ставка процента не может быть отрицательной, так что реальнаяставка должна поддерживаться высокой.
С 2004 г. угроза дефляции для развитых стран ослабла.В дальнейшем в связи с ростом цен на нефть будет происходить повышение общегоуровня цен. Центральные банки один за другим повышают ставки процента дляпротиводействия инфляционному процессу.
Инфляция оказывает противоречивое воздействие наэкономику. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, так какзаработная плата, как правило, отстает от роста цен. Производители ипотребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но болеевесомы ее негативные последствия.
Возникнув, инфляция воспроизводит себя во всеувеличивающихся масштабах. Этому способствует спираль цены—заработная плата.Рост цен ведет к росту заработной платы. В свою очередь, увеличение заработнойплаты выступает причиной дальнейшего роста цен.
Инфляция обесценивает амортизационные фонды иугрожает самому существованию производства. Кредиты обесцениваются. Назначаютсятакие ставки процента, что выгоднее не развивать производство, а заниматьсяспекуляцией.
Нормальные экономические отношения разрушаются.Деньги теряют покупательную способность. Становится неясным, на какие цены иставки процента ориентироваться. Долгосрочные инвестиции оказываютсяневыгодными.
Особенно опасна гиперинфляция, при которой происходитбегство от денег. Бартерные отношения (обмен товара на товар) обрекают нагибель те предприятия, регионы и города, которые по характеру производимыхпродуктов не могут обменять их на продукты потребления.
Инфляция представляет одну из форм перераспределениянационального дохода. От нее больше всего страдают лица с фиксированнымидоходами (служащие, пенсионеры). Инфляция неблагоприятна для кредиторов.
Большую роль в развитии инфляции играют так называемые инфляционныеожидания. Инфляцию питают не только экономические причины, но ипсихологические. Ожидания роста цен заставляют потребителей закупать товарывпрок с целью освободиться от обесценивающихся денег. Крайней формой такогоповедения является ажиотажный спрос. Подавление инфляционных ожиданийпредставляет важное направление в борьбе с инфляцией. Преодоление инфляционныхожиданий зависит от последовательности государства в проведении антиинфляционнойполитики.
Оценка инфляции приобретает в современных условияхнемалое значение в силу того, что последняя стала, перманентным фактором вэкономике России. Такая оценка нужна для учета влияния инфляции напроизводство, финансовые учет, отчетность и пр. С другой стороны, она нужна дляудержания инфляции на уровне, безопасном для функционирования экономики. Какизвестно, различают умеренную инфляцию (до 5% в год), галопирующую (30-100%) игиперинфляцию.
Учет инфляции осуществляется с использованием:
— общего индекса внутренней рублевой инфляции,определяемого с учетом систематически корректируемого рабочего прогноза ходаинфляции;
— прогнозов валютного курса рубля;
— прогнозов внешней инфляции;
— прогнозов изменения во времени цен на продукцию и ресурсы(в т.ч. газ, нефть, энергоресурсы, оборудование, строительно-монтажные работы,сырье, отдельные виды материальных ресурсов), а также прогнозов измененияуровня средней заработной платы и других укрупненных показателей наперспективу;
— прогноза ставок налогов, пошлин, ставокрефинансирования ЦБ РФ и других финансовых нормативов государственногорегулирования.
Не менее, если не более часто для измерения инфляциииспользуют индексы цен, т.е. относительные показатели, характеризующие темпыроста цен. Существует множество видов как формул для расчета индексов цен, таки самих этих индексов. Однако, как показывает практика, чаще всего как наиболееуниверсальный показатель используется индекс потребительских цен (ИПЦ),определяемый как средневзвешенный индекс цен по корзине потребительских товарови услуг, взвешенных по структуре приобретения этих товаров и услуг типичнымпотребителем данной страны.
Наряду с этим достаточно широко используются также:
— индекс отпускных цен производителей;
— дефлятор валового национального продукта (ВНП),т.е. индекс изменения цен в среднем по всей экономике в целом.
Оценка инфляции осуществляется путем определения индексовинфляции, которые представляют собой показатели изменения рыночных цен за некийпромежуток времени. Различают индивидуальные и общие индексы цен. Оценкуинфляции осуществляют государственные органы, профессиональные союзы,аналитические службы, хозяйствующие субъекты и другие лица. Финансово-кредитныеучреждения при предоставлении кредитов приплюсовывают ее ожидаемый уровень кпроцентным ставкам за кредит. При индексации пенсий и заработной платы еефактический уровень прибавляется к соответствующим доходам. При низких темпахинфляции, не влияющих на конечные показатели деятельности хозяйствующихсубъектов, оценка инфляции может быть проигнорирована. При высоких темпах онатакже необходима, как и меры, устраняющие ее влияние (например, переоценкастоимости активов).
2. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличениеммассового спроса, называют инфляцией спроса. Стало быть, адаптивныеинфляционные ожидания или инфляция спроса — это дополнительный «маховик»,который еще сильнее раскручивает рост цен. Однако современные «сдвиги» вэкономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишьследствием действия тех факторов, которые порождают инфляцию. Что же это за факторынестабильности денежного обращения?
Их можно четко представить, если обратиться к формулетоварно-денежного обращения И.Фишера. В левой стороне формулы указанопредложение денег (Д х О), а в правой — спрос на них (Ц х Т). Где же искатьпричины (и виновников) инфляции — на стороне предложения или на стороне спросаденег? Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешаяданную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространеннойна Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующиеаргументы:
а) цены товаров зависят только от количества(предложения) денег («монет» в эпоху золотого стандарта) в обращении — в этомсущество так называемой количественной теории денег;
б) инфляция порождается избытком количества денег (ихпредложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается нагосударство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристскиевзгляды являются ассиметричными. Они усматривают все изменения в обращениитолько в левой части формулы И.Фишера. Однако левая часть должна бытьсбалансирована и уравнена с правой частью формулы. Чему же должно быть равнообщее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теориииздержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости (илииздержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимоститовара;
в) само количество денег в обращении зависит толькоот суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже ассиметричны, поскольку учитываюттолько правую часть формулы И. Фишера, При этом не усматривается определеннаязависимость суммы цен произведенных товаров (правой части) от количества денег(от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти кзаключению:
— нельзя, по-видимому, полностью отрицать известнуюправомерность двух рассмотренных позиций;
— каждая теоретическая позиция не отражает всейистины;
— для полного рассмотрения причин инфляции важноучесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег ина стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложенияденег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает свои расходынад доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицитаправительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускаетгосударственные ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходитсярасплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссиюденег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию (даюткредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (беретвзаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют нанациональную валюту (это предполагает дополнительный выпуск национальнойвалюты).
Таким образом, главным виновником инфляции является государствои подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мыих также подразделяем на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров,заинтересованы в повышении цен на свои, товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушаютнормальное соотношение между спросом денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных капитальныхвложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи отзатраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынкевызывает увеличение цен внутри страны, импортирующей вещественные условияэкономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанныес уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства всехстран;
в) войны между государствами вызывают огромнуюпотребностью в деньгах.
Одним из факторов, который также может влиять на инфляцию, являетсябезработица.
В государственной антиинфляционной политикеиспользуются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционнойполитики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то,чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучшийрезультат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующегоповышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующегоувеличения предложения.
Наращиванию предложения может способствоватьгосударственная поддержка повышения товарности народного хозяйства. Черезльготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий ибанков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. Вразвитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно втех секторах экономики, где формируются новые рынки. Примером могут служить информационныеуслуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционнымидостоинствами. Ее получение только сначала связано со значительными затратами,а затем идет с минимальными издержками. Кроме того, в течение своего жизненногоцикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращаетсяоттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектомкупли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения безсоответствующего роста спроса.
Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошоорганизованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет кувеличению государственных Доходов и снижению напряженности в расходной частибюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появлениена рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционногоспроса. Действенным средством увеличения предложения выступает ипотребительский импорт.
Государственная политика снижения текущего спросанаправлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежныхдоходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента повкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь естьсвои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, чтоможет сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно ивысоким процентом по государственным облигациям, широким распространениемакционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков идругих ценностей.
Если от краткосрочных антиинфляционныхгосударственных мер можно ожидать результатов в пределах небольшого периодавремени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашениеинфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционнаяпрограмма по укреплению механизмов рыночной системы, так как только эффективноработающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить ихрост.
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционнойпрограммы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть —введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показательскладывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренногороста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежноймассы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояниябюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуетсяподстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличениеколичества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должновыходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образомцентральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяетуказанный лимит.
Другим элементом долгосрочного антиинфляционногорегулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полнойликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путемсокращения расходов государства. Рост налоговых поступлений в долгосрочном планеоборачивается подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлениемэкономического развития и, как следствие, сокращением поступлений вгосударственный бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки являютсяинфляционными факторами. Поэтому в ликвидации бюджетного дефицита основнаянагрузка лежит на сокращении государственных расходов. Сокращение бюджетныхассигнований представляет сложный и длительный процесс. Основной принцип этихмероприятий — сокращать финансирование тех видов деятельности государства, скоторыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательствагосударства в инвестиционные процессы, снижение государственныхкапиталовложений, дотаций и субсидий).
В антиинфляционной стратегии борьба с дефицитом идетпараллельно структурной перестройке экономики, государственному стимулированиюнаучно-технического прогресса. В результате проблема инфляции решается и состороны спроса (денежная политика), и со стороны предложения (структурнаяперестройка).
Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и отреакции государства на внешнеэкономические антиинфляционные импульсы, которыевыражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняетзапас денег в экономике. В этих условиях центральный банк расширяет объемпродаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную массу.Может использоваться и такое средство, как повышение курса валюты. Оно вызываетпадение цен на импортируемые товары и услуги и тем самым способствует снижениюобщего уровня цен в экономике.
Результаты долгосрочной антиинфляционной политикигосударства экономика чувствует, как правило, лишь по истечениипродолжительного времени.
3. Особенности антиинфляционной политики в России
К 2004 г. в России наметилось значительное снижениетемпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежнойполитике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет впоследние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сборомналогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщаетсяденьгами хозяйственный оборот.
На развитие инфляционных процессов значительноевоздействие оказывает накопление валютных резервов. Рост цен на нефть увеличилпоступление иностранной валюты в экономику страны. Когда Банк России скупаетиностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобыизлишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения. Такаяоперация называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банкипродают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, какотмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие денег изобращения. Чтобы ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил нормуобязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки,полученной экспортерами товаров и услуг.
Кредитно-денежная политика российского государства вцелом носит антиинфляционный характер, а ее главным инструментом являетсяснижение эмиссии денег. Такой подход автоматически ведет к сужению объектамакроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристскоерегулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег — увеличениепредложения денег на рынке обращения капитала — рост спроса на иностраннуювалюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контураограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен»(введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики сталосокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотомденег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая частьоборота денежной массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежныхресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы сталснижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежныхсредств и свертывание производственной деятельности в реальном сектореэкономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы былозадействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятийэтой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытияпросроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатомпроводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферуобращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общеерезкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы; в-третьих,соответствующее увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты. Этипоследствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграциюроссийской экономики на две почти не связанные между собой сферы —производственную и обращения капитала. В этих условиях свертываетсяматериальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многиепредприятия разоряются.
После кризиса денежно-кредитная политика в Россиинацелена на создание благоприятных условий для долгосрочного экономическогоразвития страны. Низкий уровень инфляции и стабильность национальной валютыявляются основой для принятия эффективных решений в области осуществлениясбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивогоэкономического роста.
По мере создания стабилизационного фонда Банк Россиибудет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуяпостепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Этопозволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения иинфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующейстимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста вперерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политикаРоссии осуществляется посредством комбинированного использования трех основныхинструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограниченияс помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установлениякраткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.
Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитойбанковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование сиспользованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характеркопирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитногорегулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использованияадекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитнойполитики.
4. Практикум
Как Центральный Банк страны должен изменить предложение денег в экономикев соответствии с количественной теорией денег, чтобы в целях борьбы с инфляциейпри предполагаемом увеличении реального дохода в 1,1 раза инфляция увеличиласьвсего на 2% в год при стабильной скорости обращения денег? Назовите и опишитевозможные методы и инструменты антиинфляционной политики, которые будутзадействованы ЦБ для достижения этого результата.
Решенеие:
Монетаристское регулирование фактически сводится к схеме эмиссия денег –увеличение предложения денег на рынке обращения капитала – рост спроса наиностранную валюту – снижение обменного курса рубля – рост цен. Рамками этогоконтура ограничиваются и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег –повышение цен» (введение валютного коридора, эмиссия ГКО).
Учитывая стабильную скорость обращения денег Центральный Банк страныдолжен был провести эмиссию денег в размере 110/102 = 1,08 или 8% от всейимеющейся денежной массы страны.
К возможным методам антиинфляционной политики, которые будутзадействованы ЦБ можно отнести:
— ставка рефинансирования (является индикатором процентных ставок нафинансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель поскольку его задаетЦентробанк);
— операции на открытом рынке (осуществляются Центробанком как эмитентом икак органом, осуществляющим регулирование денежной массы с помощью операций сэтими же облигациями);
— норма обязательных резервов (требования к уровню обязательныхбанковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этотинструмент для оперативного управления).
Заключение
Государственное регулирование экономки решаетразличные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остротыпроблем, возникающих в хозяйстве и в социальной сфере. Именно остротаэкономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознаннаягосударственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции состороны государственных органов. Государственное регулирование ставит своейцелью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выборнаиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.
Государство в рыночной экономике не может полностьюискоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночныммеханизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому цельюгосударственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управлениеинфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государствав рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политикегосударства (например, социальной или научно-технической). Разработанный ипроверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционногорегулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательногоизучения и умелого использования в условиях России.
Список используемой литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512с.;
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.:Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. –478 с.
3. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник. – М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС»,2001. – 416 с.;
4. Клавдиенко Е. Государственное регулирование в экономике// Проблемытеории и практики управления. 2005, №6, с. 29-37;
5. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество иэкономика. 2004, №5, с. 17-53;
6. Макаревич Л. Государство в России должно научиться управлять рыночными реформами//Общество и экономика. 2003, №9, с. 5-76;
7. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
8. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф.И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
9. Раквиашвили А. Либеральная экономика как основа процветающего общества//Вестник Московского университета «Экономика». 2006, №2, с. 121-136;
10. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544с.;
11. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.;