Федеральное агентство пообразованию
БайкальскийГосударственный Университет Экономики и Права
Кафедра экономическойтеории
Реферат
Тема:
«Последствиявступления России в ВТО в сфере предпринимательства на уровне региона»
Иркутск 2007
Введение
ПрисоединениеРоссии к ВТО – это вопрос стратегического развития страны в целом. Значительнаячасть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России врамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем,что большая их часть всё ещё не готова работать в конкурентной среде, опираясьв своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственнойподдержки и дотаций. Серьёзные проблемы могут возникнуть в регионах напредприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась ив советский период. С учётом этой ситуации хотелось бы проанализироватьвозможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях ивысказать ряд соображений относительно тактики и стратегии присоединения.
Предстоящеевступление России в ВТО вызвало волну полемики в научных и деловых кругах.Официальная позиция Министерства экономического развития и торговли РФ состоитв том, что членство в ВТО даёт стране множество экономических преимуществ, чтои рассматривается как цель вступления в эту организацию. По мнениюпредставителей Минэкономразвития, членство в ВТО обеспечит России лучшие всравнении с существующими и недискриминационные условия доступа российскихтоваров на мировые рынки, позволит получить доступ к международному механизмуразрешения торговых споров, создать более благоприятный климат для иностранных инвестицийравно как и активизировать деятельность российских инвесторов за рубежом, будетспособствовать повышению качества и конкурентоспособности продукции в результатеконкуренции с возросшим потоком иностранных товаров, услуг и инвестиций наотечественном рынке, даст возможность участвовать в выработке правилмеждународной торговли с учётом своих национальных интересов и улучшить свойимидж в качестве полноправного участника международной торговли.
Перечисленныепреимущества не содержат какой-либо информации для количественной оценкиожидаемых выгод. В частности, неясно, в чём будет заключаться улучшение условийдоступа российских товаров на зарубежные рынки и каких именно товаров. Вряд лироссийское топливо, сырьё и металлы будут покупать по более высоким ценам или вбольшем количестве. Что касается обрабатывающей промышленности, то задачапродвижения её продукции на внешний рынок сложнее более скромной задачиувеличения доли продаж на внутреннем рынке, т.е. успешной конкуренции симпортом. Более того, именно наличие обширного и активного внутреннего рынкасчитается необходимым условием для того, чтобы фирма успешно вышла на внешнийрынок. В этом случае производитель может достичь необходимых объёмовпроизводства для снижения своих издержек до уровня издержек у конкурентов. Но итогда экспортные рынки будут находиться не в развитых европейских странах, а встранах, сопоставимых с Россией по технологическому развитию и уровню доходов.
Безусловно,важными следует считать преимущества, связанные с возможностью юридическогоразрешения торговых конфликтов, но они носят вероятностный и потенциальныйхарактер. Приведение законодательной системы в соответствие с нормами ВТО – этофактор, который обязательно будет учтён инвестором при принятии решения онаправлении вложений в российскую экономику. Но наши наблюдения за последние 10лет позволяют предположить, что объём иностранных инвестиций в экономику Россиигораздо сильнее связан с нормой прибыли, чем с мерами по созданиюблагоприятного инвестиционного климата. В этот период первоначально либеральноеинвестиционное законодательство менялось в сторону сужения льгот дляиностранных инвесторов. Но многие транснациональные корпорации перешли отторговых стратегий к инвестиционным только под воздействием финансового кризиса1998 года, хотя поспешили обозначить своё присутствие на российском рынке уже впервые годы реформ. Что касается расширения возможностей для деятельностироссийских инвесторов за рубежом, то размер оттока капитала никогда не зависелот участия России в многосторонних договорённостях и этот отток не нуждается вдополнительном стимулировании.
Тезис осоздании условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукциивследствие ещё большего увеличения потока иностранных товаров представляетсяпросто ложным по отношению к товаропроизводителям, конкурирующим с импортёрами.
В случаеуспешного исхода переговоров правительство России надеется добиться «наиболеевыгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижениятарифов и открытия внутренних рынков». При этом неявно предполагается, что дляРоссии в целом сумма плюсов окажется больше суммы минусов. Но страна состоит изотдельных регионов, в её экономике функционируют разные отрасли, её населениевключает в себя разные группы, и чьи-то интересы могут быть серьёзно задеты.
1. ВТО иРоссия: «правила игры» и условия вступления
Изменения,которые происходят в мире в последние десятилетия, характеризуются высокимдинамизмом. Меняются место и роль отдельных стран в мировой экономике,усиливаются интеграционные процессы, растет взаимозависимость государств,регионов; обостряется конкуренция за мировые рынки, за формы организациимирового порядка и пути будущего развития. Изменяется и состав игроков.Значимым фактором развития становятся наднационные организации – ООН, МВФ, ВТО ит.д. Растет число различных региональных союзов, которые также выступают вкачестве самостоятельных субъектов международных отношений. Серьезное влияниена ход экономически процессов оказывают международные монополии, деятельностькоторых практически не регулируется международным правом.
Все этиизменения необходимо учитывать для того, чтобы отстаивать национальные интересыстраны, используя как внешние, так и внутренние факторы развития. В этихусловиях место и роль страны в международном разделении труда, ее экономическийи политический вес становятся важными составляющими е дальнейшего развития иуспешного взаимодействия с другими странами.
2. Всемирнаяторговая организация: функции, проблемы, перспективы
Функции исферы деятельности:
ВТО –организация, деятельность которой направлена на регулирование внешнеторговыхаспектов мирового хозяйства. ВТО обеспечивает организационно-правовую основусистемы международной торговли и контроля за ее реализацией. Она представляетсобой крупнейший международный форум, на котором мировым сообществомвырабатываются новые правила игры, находятся решения сложных проблем. Посуществу, ВТО регулирует не только внешнеторговые связи, но и оказываетсерьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития.Сфера ее деятельности постоянно расширяется, растет и число членов (в 1947 г.– 23 страны, в 2005 г. – 150). В настоящее время ВТО регулирует примерно 97%мировой торговли.
Обострениепротиворечий и их причины:
В последниегоды в ВТО резко обострились противоречия, как между развитыми, так и особенномежду развитыми и развивающимися странами. Основные причины роста напряженности:
· Разныеточки зрения на современное мироустройство. Если США выступают за однополярныймир, ЕВРОПА – за двуполярный мир, то Индия, Китай, Бразилия все более активнопротивопоставляют им позицию многополярного мира.
· Изменениесоотношения сил между странами в мировой экономике. Сегодня ВП в текущих ценахтаких развивающихся стран, как Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, МексикаРоссия, Турция («Е7»), составляет около 20% от ВВП «большой семерки»:Великобритании, германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии («G7»). И их удельный весбудет возрастать. Если нынешние темпы роста сохранятся, то по прогнозуэкономика стран «Е7» к 2050 г. Превысит ВВП стран «большой семерки» на 25%.
· Двойныестандарты. Развитые страны требуют для себя открытия рынков и одновременнопроводят жесткую протекционистскую политику в отношении товаров, в вывозекоторых заинтересованы развивающиеся страны (сельскохозяйственная продукция,текстиль, и изделия из него, обувь и т.д.). Запад настаивает также наприменении во всех странах действующих в развитых странах экологических итрудовых стандартов, что приведет в развивающихся странах к повышению стоимоститруда, росту безработицы, падению конкурентоспособности и обострению другихсоциальных проблем.
3. Интересыучастников переговоров и их противоречия
Вопрос –вступать или не вступать России в ВТО – по существу уже не стоит.Заинтересованность в его положительном решении – двусторонняя, за исключениемвозможно США, заявления которых о поддержке скорейшего нашего присоединениярасходятся с их фактической позицией – выдвижением неприемлемых для нас условий.
ИнтересыЗапада:
Россияглубоко вплетена в систему мирохозяйственных связей. Одна треть ВВП и 40%бюджета страны образуется во внешнеэкономической сфере. И хотя объемы ее экспорта,импорта товаров и слуг, накопленных объемов прямых иностранных инвестицийневелики, влияние страны на мирохозяйственные связи не ограничивается ееудельным весов в мировой торговле. В силу своего исторического опыта иевроазиатского положения наша страна принимает активное участие (которое впоследнее время возрастает) в решении сложных международных проблем.
Россиязанимает 1/7 часть земного шара, обладает до 30% от мировых запасов природныхресурсов, является одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов. Ее влияние вэтой области, по-видимому, будет возрастать, поскольку спрос на них на мировомрынке увеличивается в результате роста промышленного производства развивающихсястран (Китай, Индия и др.) Кроме того, запад оценивает отношения со странамиБлижнего Востока как ненадежные, что усиливает его интерес к нашим рынкам.Россия оказывает также существенное влияние на мировой рынок металлопродукции,обеспечивая ЕС 100% поставок никеля, марганца, кобальта, титана, вольфрама,молибдена, 50% поставок алюминия, олова и др.
Странапривлекательна для Запада не только своими ресурсами, но и огромнымипотенциальными рынками товаров, услуг и инвестиций. На западе рынкиперенасыщены, в России по многим позициям – не насыщены, а некоторые толькоформируются (фондовый рынок, страховой), хотя и развиваются высокими темпами.Не развит рынок труда.
В России ещене до конца разрушена индивидуальная база и относительно низкая стоимостьрабочей силы при сохраняющемся высоком ее качестве.
Кроме того,Запад надеется, что после вступления России в ВТо наша страна станет болеепредсказуемой, а ее экономика – более прозрачной, что облегчит процессывзаимодействия, а условия для бизнеса сделает менее рискованными.
ИнтересыРоссии:
Став членомВТО, Россия сможет улучшить свои возможности доступа товаров и капитала намировые рынки, в том числе и добиваться устранения дискриминационных мер поотношению к нашим товарам, прямой ущерб от которых оценивается в 2,5-4 млрд.дол. Страна также получит доступ к квазисудебной системе разрешения споров, атакже возможность иметь в ней своего полномочного представителя. В качествеполноправного члена Россия сможет принимать участие в выработке новых икорректировке старых «правил игры», которые как уже отмечалось, постояннорасширяются применительно к новым требованиям мирохозяйственных связей.
Возможностьвоспользоваться достаточно отлаженной системой норм и правил развития страны вусловиях рыночных отношений (собственная практика в этой области, у России, посуществу, отсутствовала) уже способствовала становлению законодательнойсистемы, которая строилась с учетом требований ВТО. Ну и очевидно, что жит внеправил, по которым живет практически весь мир, по крайней мере, неразумно, иочень важно ими владеть. Руководство страны рассматривает вступление в ВТо, втом числе, и как инструмент, который будет способствовать продвижению реформ встране.
Матрицакраткосрочных эффектов от вступления в ВТО для различных субъектовэкономической деятельностиВид товаров Пользуются ли субсидиями Производители Потребители Промежуточных продуктов Конечных продуктов Экспортируемые Да +, – –, – –, – Нет +, 0 –, 0 –, 0 Импортоконкурирующие Да –, – +, – +, – Нет –, 0 +, 0 +, 0 Не конкурирующие с импортом Да 0, – 0, – 0,– Нет
В таблицесистематизируются некоторые из возможных краткосрочных последствий длясубъектов региональной экономики от введения правил ВТО. Здесь необходимо датьпояснения.
Для случаяэкспортируемых товаров: «+, –» означает, что если производитель экспортируемоготовара ранее пользовался экспортными субсидиями, не допускаемыми в рамках ВТО,то после ослабления внешнеторговых ограничений он выигрывает в результатерасширения доступа на внешний рынок, но проигрывает из-за отмены субсидий; «–,–» означает, что если потребители экспортируемой продукции (промежуточной иконечной) ранее получали государственную поддержку, то они проигрывают дважды:во-первых, закупая товары по возросшим в результате расширения экспорта ценамвнутреннего рынка и, во-вторых, теряя производственные субсидии и социальныетрансферты; «+, 0», «–, 0» означает, что если производители и потребителиэкспортируемой продукции ранее не пользовались государственной поддержкой, тоони безразличны к её отмене и эффект становится однозначным.
Для случаяимпортоконкурирующих товаров: снижение торговых барьеров приводит к снижениюцен на импортируемые продукты и ужесточению конкуренции на внутреннем рынке,поэтому проигрывают производители, а выигрывают потребителиимпортоконкурирующей продукции. Но если они теряют субсидии, то оценка эффектаусложняется.
Для случаятоваров, не конкурирующих с импортом: «0, –» означает, что если продукт неконкурирует с импортом, то вступление в ВТО не оказывает прямого воздействия наусловие спроса и предложения на рынке данного продукта, хотя потеря субсидийдаёт негативный характер.
4. ПодготовкаПриангарья к вступлению в ВТО
2007 годроссийские производители ожидали с беспокойством, так как предполагалось, чтоименно в этом году наша страна войдет во Всемирную торговую организацию.Однако, как было заявлено в декабре на межрегиональной конференции «Оподготовке экономики Сибири к работе в условиях членства России в ВТО»,вступление откладывается до 2008 года. Этот срок определен при оптимальном ходепереговоров между нашей страной и членами ВТО. Так что у местных производителейеще есть время для подготовки к интеграции России в глобальную экономику.
Перспективыдля производителей
Привступлении в ВТО Россия станет открытой для зарубежного бизнеса, которыйнезамедлительно атакует российские рынки. Для многих местных производителей этогрозит банкротством – не всякий выдержит жесткую конкуренцию с крупными китамизападного бизнеса. Хотя в комитете экономического анализа и прогнозированияадминистрации Иркутской области рассказали, что до сих пор нет комплекснойоценки последствий вступления России в ВТО для экономики страны, а особенно длярегионов. Дело в том, что еще не ясны все условия вхождения в торговуюорганизацию. Однако уже сегодня можно сделать кое-какие прогнозы. Например, специалистыкомитета предполагают, что вступление России в ВТО не окажет ощутимого влиянияна условия работы экспортоориентированных предприятий области. Это связанопрежде всего с тем, что Всемирная торговая организация регулирует торговлюготовыми изделиями и наукоемкой продукцией. А основу регионального экспортасоставляют пока сырье и полупродукты, которые и сегодня допускаются на внешниерынки практически без ограничений.
– К тому жепредприятия, экспортирующие свою продукцию, уже давно работают по международнымстандартам, – добавил вице-президент Торгово-промышленной палаты ВосточнойСибири Анатолий Стерхов. – Для них вступление России в ВТО сыграет только наруку. Предприятия смогут дешевле модернизировать производство, поскольку зарубежноеоборудование будет стоить гораздо меньше из-за снижения таможенных пошлин.
Кроме того,после фактического вхождения в ВТО экспортная продукция промышленныхпредприятий области будет защищена от антидемпинговых ограничений на мировыхрынках сбыта. Такие преимущества получат, прежде всего, химическая,металлургическая и горнодобывающая промышленность. В долгосрочной перспективевступление в ВТО положительно скажется на предприятиях, которые заранеенаправили инвестиции на обновление основных фондов, новые технологии, а такжена снижение ресурсоемкости и затратности производства. К их числу можно отнестивсе вертикально-интегрированные компании. В нашей области это весомая частьпредприятий. Их доля в валовом региональном продукте составляет 41%. Однако дляряда отраслей экономики специалисты прогнозируют негативные последствия.
– Вступлениев ВТО отрицательно скажется на предприятиях, которые ориентированы напроизводственные циклы малой степени переработки, – подчеркнул председателькомитета экономического анализа и прогнозирования обладминистрации АлександрАнчугин. – К ним относятся компании, рассчитывающие на кратковременноеполучение выгоды, занимающиеся сбытом сырьевых ресурсов без ориентации бизнесана выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Особенно многотаких предприятий в лесной отрасли.
Прогнозируетсятакже спад производства и сокращение рабочих мест в автомобильной, авиационной(гражданского назначения), химико-фармацевтической, легкой и микробиологическойпромышленности. Виной тому будет масштабная интервенция транс – национальных имеждународных корпораций с продукцией высокого качества и низкими ценами.Сильно пострадает сельское хозяйство, а также пищеперерабатывающая промышленность.У местных производителей достаточно мало преимуществ перед иностраннымипредприятиями. С одной стороны, они знают специфику регионального рынка, егопроблемы, имеют высокий уровень взаимодействия с государственными имуниципальными органами власти. Но наши компании уступают в управленческомопыте, финансовых возможностях и уровне производственных технологий.
Впищеперерабатывающей промышленности области участие России в ВТО негативноскажется на отраслях, перерабатывающих животноводческую продукцию (мясо,молоко). Себестоимость их продукции на порядок выше импортной из-заклиматических и экономических условий, что приведет к снижению спроса наместную продукцию на региональном рынке.
– Предприятияобласти, возможно, будут вынуждены объединяться либо работать под зарубежнымбрендом, – предположил Александр Анчугин. – Без государственной поддержки ипривлечения значительных инвестиционных ресурсов развитие пищевой индустриибудет проблематичным. Анатолий Стерхов отметил, что большинство предприятийсегодня не готовы к открытию российского рынка для иностранных компаний. Хотямногие уже начали принимать меры для выживания – модернизируют оборудование,внедряют современные стандарты качества, проводят диверсификацию производства.Например, ОАО «Иркутский масложиркомбинат» стал выпускать новые видыпродукции и выходить на новые рынки, ЗАО «Иркутский хлебокомбинат» развиваетсобственные транспортные цеха, налаживает систему фирменной торговли.
Директор ЗАО«Ангарская птицефабрика» Юрий Баймашев заявил, что среди местных производителейособой паники нет. Все ищут пути выживания. Например, птицефабрика перейдет напроизводство незамороженной продукции и полуфабрикатов. По его мнению, эта нишабудет открыта на региональном рынке. Предприятие также начинает работу поснижению себестоимости своей продукции.
Перспективыдля потребителей
С вступлениемРоссии в ВТО многое изменится и для потребителей региона. Жители областивыиграют от снижения цен на товары и продукты, расширения ассортимента,повышения уровня обслуживания, вызванного обострением конкурентной борьбы. Но вкомитете экономического анализа и прогнозирования обл. администрации опасаютсязначительного притока импортных товаров, качество которых может и несоответствовать желаемому уровню. Такого же мнения придерживается и АнатолийСтерхов.
Два годаназад в стране отменили обязательную сертификацию товаров и продуктов, –говорит он. – Но взамен не приняли никаких нормативных актов, которые бырегулировали качество продукции. По сути, оно должно регулироваться рыночнымиусловиями. Но рынок в России еще только формируется. Нужен переходный период, втечение которого государство бы регулировало качество законодательными нормами.Пока этого нет. В результате на рынок хлынула продукция низкого качества, в томчисле и из западных стран. Поэтому я считаю, при вступлении в ВТО государствунеобходимо принять ряд нормативных документов, регулирующих качество продукции.
Некоторыеспециалисты опасаются роста цен на ГСМ и энергоресурсы, что может привести кповышению стоимости услуг в сфере ЖКХ и транспорта. Однако, по информациикомитета экономического анализа и прогнозирования, в результате переговоровмежду Россией и членами ВТО достигнуты договоренности, согласно которымстоимость газа, электроэнергии и нефтепродуктов не будет приводиться всоответствие с мировыми ценами.
Почему же Россиятак спешит в ВТО? Ведь не все местные производители готовы, многие вопросы ещене отрегулированы, не разработана соответствующая нормативная база. По мнениюАнатолия Стерхова, главная причина в том, что с каждым годом правила и условиявступления в ВТО ужесточаются. А сейчас возник наиболее благоприятный моментдля России, который она должна использовать в своих интересах.
Россия, какстрана с рыночной экономикой, уже признана на международном рынке. Она являетсялакомым куском для всего мира. И прежде всего для высокоразвитых государств,потому что мы потребляем те ресурсы и товары, которые могли бы сами производитьи экспортировать. Например, продукцию сельского хозяйства, пищевойпромышленности, товары с высокой добавленной стоимостью. В данных отрасляхРоссия не конкурентоспособна, потому что очень сложно было перейти от гонкивооружений советского периода к развитию других секторов экономики. Но, неявляясь членом всемирной организации, наша страна теряет до 4 млрд. долларов вгод в результате различных претензий зарубежных компаний российским. К тому жеинтеграция России в глобальную экономику будет стимулировать местныхпроизводителей к интенсивному развитию.
Помимо этого,со вступлением России в ВТО изменится роль регионов. Они получат больше возможностейв международном сотрудничестве. Но только при грамотной политике руководствасубъектов РФ. В регионы также активно потекут инвестиции. Но и здесь необходимограмотное поведение предприятий и властей. Сегодня российские корпорациинабрали столько инвестиций, что они превышают общий внешний долг страны. А этоведь внешние корпоративные долги, которые могут быть приписаны к общейнациональной экономике. При бездарном и бездумном получении инвестиций мы можемполучить дефолт 1998 года.
Положительныйэффект от вступления России в ВТО будет зависеть от многих факторов – отправильного ведения бизнеса, от организации высокоэффективного управления, оттого, как быстро мы подготовим грамотных и толковых юристов, которые смогли быотстаивать наши интересы на международном рынке. Не нужно ждать, что в страневсе развалится со вступлением в ВТО. Сегодня и так много разрушено из-за того,что мы неконкурентоспособны. Не нужно ждать кризиса. Страна имеет достаточныезолотовалютные резервы, прекрасный стабилизационный фонд, чтобы не допуститьего. Я думаю, что ВТО начнет приносить дивиденды России начиная с 2007 года.Нам нужно научиться работать и жить лучше.
Послевступления России в ВТО в середине 2007 года начнётся активное освоениеотечественного рынка иностранными компаниями. К нам придут международныекорпорации высокой капитализации, конкуренция усилится почти во всех отрасляхэкономики. И далеко не факт, что наши компании не выдержат. В особенности этокасается пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, атакже лёгкой промышленности. Серьёзно могут пострадать страховой и банковскийсектора, а также малый бизнес. Для тех субъектов малого бизнеса, которые ужесейчас работают с иностранными компаниями, являясь их дистрибьюторами,вступление в ВТО будет менее болезненно. А вот другие малые предприятия могутне выдержать конкуренции. Трудно придётся и тем, кто не сертифицирован помеждународным стандартам качества. Впрочем, от вступления в ВТО малый бизнесскорее выиграет, чем проиграет, но только если на наши рынки будут допущеныиностранные инвестиционные компании. В этом случае у предпринимателей резкорасширятся возможности для получения доступных кредитных ресурсов. Дело в том,что сейчас в отечественных банках проценты по кредитам для малого бизнеса достаточновысоки. В случае же прихода иностранных компаний стоимость будет снижена.Относительно конкуренции – в течение ближайших 2–3 лет не ожидается приходазарубежных конкурентов, поскольку более 50% в секторе малого бизнеса приходитсяна торговлю, сферу общественного питания и бытовых услуг. Вряд ли этот секторбудет интересен иностранцам. Что относительно страхового рынка – если собратьвсе активы наших банков, то мы получим капитализацию одного-единственногокрупного банка США. В этом мы серьёзно проигрываем. Ведь чем выше капитализациябанка или страховой компании, тем он надёжнее, устойчивей, а значит ипривлекательней для клиентов. Страховой рынок будет открыт для иностранныхкомпаний, но не ясно, что им будет разрешено. Есть сведения, что будутоткрываться прямые филиалы иностранных компаний, а это значит, что все налогибудут платиться по месту регистрации и пойдут мимо российского бюджета. Второйминус – иностранцы не будут подлежать российскому страховому надзору. Естьриск, что начнётся экспансия этого сектора экономики, ведь наши страховыеорганизации по части капиталоёмкости проигрывают зарубежным. В связи с этимпредпринимаются определённые шаги для укрепления отечественных страховыхкомпаний: к 1 июля 2007 года по закону они должны существенно увеличить размерсвоего уставного капитала. Ещё одна угроза – сокращение числа страховыхорганизаций. С одной стороны это минус, а с другой – всё правильно: на рынкедолжны работать устойчивые, надёжные компании. Поэтому идёт укрупнение и реорганизация.Если на начало этого года в России действовало более 1 тысячи страховыхорганизаций, то сейчас их число сократилось примерно до 950. В Иркутскойобласти действует около 80 страховых организаций, но в результате вхождения вВТО их численность может существенно сократиться. Тем не менее, есть в этойситуации и существенный плюс: иностранцы смогут предложить большой ассортиментстраховых услуг, а это выгодно и удобно для населения, пока ещё без энтузиазмасмотрящего на страхование. Зато вступление в ВТО, безусловно, выгодно экспортно-ориентированнымпредприятиям. Доля их в экономике Иркутской области велика и превосходитзначимость остальных секторов. Многие наши экспортёры уже перешли намеждународные стандарты качества, и они выдержат конкуренцию, особенно еслиучесть, что идёт укрупнение, повышение их капитализации. Наши аллюминщики ужесейчас занимают лидирующие позиции в мире.
5. Факторы,влияющие на изменения хозяйственного механизма России и её экономическое развитие
Основнойнакал дискуссий в настоящее время сводится к вопросу: что ждет страну послевступления?
Присоединение России к ВТО предполагает существенные изменения в экономическихмеханизмах деятельности как хозяйственных субъектов, так и администраций всехуровней властей. Эти изменения определяются двумя группами факторов. Одна лежитна стороне ВТО, другая – на стороне страны, в данном случае России.
К первойгруппе можно отнести: механизм функционирования самой организации, правилаигры, принятые для членов ВТо, и их практическую реализацию. Правилаопределяют:
· Обязательствапо открытию рынка; по снижению торговых барьеров; по ограничению правительствавмешиваться в рыночную экономику, необходимость обеспечения прозрачности ипредсказуемости торгового режима, запрет на использование ряда субсидий
· Исключениемер по защите национального рынка и стимулирования экономического развития,возможность создания интеграционных объединений, регулирование таможенных пошлини тарифов и т.д.
Вторая группафакторов, зависящих в значительной степени от России
· Условияприсоединения
· Состояниеэкономики, уровень конкурентоспособности предприятий конкретных отраслей ирегионов
· Эффективностьуправления на государственном и частнопредпринимательском уровне.
· Качествокадрового потенциала
· Наличиеобоснованной национальной и региональной политики
· Способностьнаселения адаптироваться к новым ценностям
Ограничения,которые возникнут после присоединения России к ВТО:
Краткоостановимся на двух уровнях этой проблемы: региональном, отдельных предприятий.
Отметимнекоторые соглашения, на которые надо обратить внимание региональным органамвласти.
· Соглашениепо субсидиям и компенсационным мерам должно учитываться при проведении мерподдержки местных производителей. Особые условия торговли сельскохозяйственнымитоварами определяются Соглашением по сельскому хозяйству.
· Соглашения,которые касаются:
· Охраныокружающей среды
· Антимонопольноерегулирование
· Условийрегистрации предприятий и организаций на территории на территории регионов
· Стандартови прочих технических барьеров
· Соглашениео государственных закупках товаров и услуг.
Несоответствиерегионального и федерального уровней законодательства после вступления в ВТОможет стать причиной претензий и протестов со стороны других членов этой организации,а также вызвать трения в отношениях между федеральными и региональными органамивласти.
Дляподготовки к вступлению на региональном уровне полезно было бы иметьконкретную, пусть пока предварительную информацию об условиях присоединения, аименно проекты обязательств:
ü Подоступу на рынки товаров и по сельскому хозяйству
ü Подоступу на рынок услуг, включая Перечень специфических обязательств и Списокизъятий из режима наибольшего благоприятствования, если он существует
Знакомы ли врегионах с проектами этих обязательств? Информация, которая появляется впечати, в частности, по тарифам, дается в виде средних показателей и не можетбыть использована для оценки последствий.
Дляпредпринимательского сектора главный вопрос – конкурентоспособность. Предполагается,что присоединение к ВТо будет способствовать привлечению иностранного капитала,новейших технологий организации и управления производством, т.е. приведет кросту производительности труда, структурным сдвигам в экономике и, в конечномсчете, к росту благосостояния населения. Однако многое будет зависеть, особеннов первоначальный период, от государственных мер защиты внутреннего рынка,наличия у властных структур представления о том, что надо защищать, а что можнопредоставить действию стихийного механизма, конкуренции.
Особоевнимание предпринимательскому сектору следует обратить на современныеуправленческие системы; изучение рынков (международного внутреннего);обновление национальных стандартов регулирования правоотношений продавца ипокупателя; внедрение международных стандартов финансовой отчетности иоткрытости; знание и внедрение международных правил стандартизации исертификации продукции трудовых, экологических и др. стандартов
За рубежомшироко распространено внедрение международных систем предварительнойквалификации и предприятий – производителей, которые создаются группами крупныхкомпаний – заказчиков для защиты от недобросовестных поставщиков. Эти системышироко распространены во многих секторах мирового рынка, в частности, нефтегазовомкомплексе, в машиностроении, в строительстве, на транспорте и т.д. Российскиепроизводители пока не готовы участвовать в международных систем ахквалификации, чем существенно ослабляют свои позиции на международном рынке.
Еще однослабое место – недостаточное развитие предпринимательских союзов. За рубежом вслучаях недобросовестной конкуренции (использования демпинговых цен, скупкидолгов предприятий для их по следующего банкротства или ликвидации)антидемпинговые расследования инициируют союзы производителей.
Что мы несможем сделать после присоединения к ВТО:
o Автономноповышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО.Повышение возможно только после консультаций, или в случае дефицит платежногобаланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
o Дискриминироватьимпортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включаядискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу,применение технических барьеров, стандартов и пр.
o Применятьколичественные ограничения, за исключением случаев применения специальныхзащитных мер.
o Применятьмаксимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
o Ограничиватьтранзит и доступ к транзитным сетям.
o Увязыватьимпорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
o Включатьв инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товарына внутреннем рынке (энергетический сектор)
o Применятьэкспортные субсидии в любых формах (ЕС)
o Применятьмеры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
o Предоставлятьпривилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю(энергетические товары)
o Ограничиватьсекущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
o Дискриминироватьтовары и услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами иуслугами и их поставщиками их других стран по любым признакам (за исключениемтоваров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенномсоюзе).
o Ухудшатьусловия доступа на рынок, и деятельности на рынке по сравнению с параметрами,установленными соглашениям.
o Лицензироватьили иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, выходя за рамкицели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
o Дискриминироватьпоставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком илиуслугой если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.
6. Анализ последствий вступления для Республики Бурятия
Правительство РБ провело оценку последствий для Бурятии вступления страны в ВТО. По оценке Министерства экономического развития, самые большие проблемы возникнут у машиностроителей. Пострадает также электро- и приборостроение, радиоэлектронная промышленность и судостроение.
В ВТО постоянно вступают новые страны. На сегодня их уже около ста пятидесяти. В конце прошлого года в Минэкономразвития РФ заявили, что Россия может закончить переговоры о присоединении к ВТО в первой половине 2007 г. Вместе со всей страной попадет туда и Бурятия. Целый ряд предприятий республики хрустнут под напором транснациональных корпораций.
«Сегодня предприятия этой отрасли республики, в основном из-за низкой конкурентоспособности своей продукции (высокие транспортные расходы и затраты, связанные с экологией оз. Байкал) как на внутреннем, и тем более на внешних рынках, находятся в кризисном состоянии», – к такому выводу пришли в министерстве.
После открытия рынков и лишения господдержки эти предприятия, не располагающие современными технологиями, основными фондами и необходимым опытом конкурентной борьбы, могут быть сметены экспансией иностранных товаров и капиталов.
Как отмечается на ведомственном сайте, Улан-Удэнское авиационное производственное объединение выживает сегодня, при отсутствии госзаказов, в основном за счет производства и продажи авиатехники на рынке развивающихся стран. Проблемой этой отрасли является отсутствие заказов на внутреннем рынке России. В ОАО «Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение» считают, что наиболее чувствительной к иностранной конкуренции является продукция авиастроения, которую производит предприятие, и вступление России в ВТО звучит как приговор. Произойдет значительное падение объемов производства, сокращение рабочих мест. Востребованными окажутся только приборы, необходимые для производства ракет и ремонта военной техники.
По прогнозамэкономистов Бурятии, пищевая и перерабатывающая промышленность республики приприсоединении России к ВТО также окажутся в тяжелом положении. Сегодня расходына господдержку АПК республики по сравнению с развитыми странами малы. Региону,расположенному в зоне рискованного земледелия, будет крайне трудноконкурировать не только с другими странами, но даже регионами России.
Приходиностранных инвесторов в сферу услуг нарушит монопольное положение, в которомсегодня находится эта сфера и в первую очередь банки, страховые компании ипенсионные фонды, что само по себе положительно для развития экономикиреспублики.
7. Последствияприсоединения России к ВТО
По этомувопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как ужеотмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому членудополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладываетсущественные ограничения на способы и механизм государственного регулированиянациональной экономики и внешнеэкономической деятельности. К сожалению, всеплюсы как правило содержат минусы. Чего будет больше – зависит от конкретныхусловий. Россия – очень большая и очень диверсифицированная страна.Представляется боле правомерным анализ последствий начинать с регионов и отэтих результатов переходить к обобщению на страну в целом, а не наоборот.
В общем видеможно отметить следующие плюсы:
Вступлениедолжно способствовать расширению товарооборота – росту импорта и увеличениюэкспорта. Следует помнить, однако, что главным условием продвижения нашихтоваров является их конкурентоспособность, а не членство в ВТо. Вероятноерасширение потоков импорта требует серьезного анализа как на национальном, таки на региональном уровнях. Оно может привести не только к снижению цен врезультате роста конкуренции и насыщения рынка товарами и услугами, но и ксерьезным отрицательным последствиям: крушению местного производства, снижениюналоговых поступлений в бюджет. Росту безработицы, обострению социальныхпроблем и др. В условиях огромной дифференциации структуры производства иуровней экономического развития регионов эта проблема требует особого внимания.
Возрастаютвозможности производственной кооперации и использования других форммеждународного взаимодействия, что должно способствовать росту концентрации,повышению технического уровня производства, использованию современных методоворганизации и управления. Такого рода процессы, как правило. Приводят к ростубезработицы, если не будет соответствующего расширения производства. О чем, по-видимому,следует позаботиться заранее. Нелишне вспомнить и опыт структурной перестройкиведущих капиталистических стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабныекризисы, которые ее сопровождали.
Увеличениепритока иностранного капитала на наши рынки, а к нам придут, как правило,мощные международные корпорации, должно способствовать процессу укрупнения имодернизации отечественных предприятий – тех из них, которые выдержатконкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранныйкапитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции иливыведены за рубеж, для того, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример –Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития втой стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своейчасти ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.
Росси получитдоступ к квазисудебной системе ВТО и своего представителя в ее структурах, т.е.возможность отстаивать на равных с торговыми партнерами свои права в случаяхнарушения правил эффективной и недискриминационной торговли. Это не означаетавтоматического устранения действующих в настоящее время санкций против нашейстраны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать вбудущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В случаенарушения наших прав. В свою очередь, можно требовать устранения дискриминационныхусловий, вплоть до применения соответствующих санкций.
Упор надоделать на регионы. Люди живут и работают не в среднем по стране, а в конкретныхклиматических, природных и социально – экономических условиях, и реакция наизменения условий хозяйствования будет разной, так же как и мероприятия,необходимые для их корректировки. Особое внимание в регионах надо обратить наподготовку кадров, владеющих международной тематикой; мониторинг мировыхтоварных рынков; оценку конкурентоспособности экспортных и импортозамещающихпредприятий.
8. ВТО и Сибирь
Периодадаптации экономики к ВТО после подписания всех документов – пятьлет. Это будет время переговоров и взаимных уступок, а затем давлениена российскую экономику пойдет по нарастающей. «Период адаптации можнорастягивать довольно долго, но это не снимает всей остротыпроблем, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономикии организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск)Владимир Клисторин. – Сибирь по структуре ее производстване должна так сильно проиграть, как многие другие регионы России.За исключением, пожалуй, машиностроения, но оно и так находитсяв тяжелом положении. Эта отрасль в значительной степени была ориентированана оборону, а ВТО не даст ей заказов по определению».
Такимобразом, необходим анализ влияния Всемирной торговой организациина экономику регионов и отраслей экономики, особенно на среднесрочнуюперспективу – 10–20 лет. Априори можно предположить, что регионы, имеющиеимпортозамещающую промышленность и не обладающие сырьевой базой,а как следствие и экспортными потоками, пострадают больше всего.
По нашимданным, во всей Сибири анализ влияния ВТО провели лишь несколько регионов,в частности Томская область и Республика Бурятия. Скрупулезногоисследования по Сибирскому федеральному округу нет, хотя, согласно даннымРоссийской академии наук, на половину его регионов вступление в ВТОокажет существенное воздействие. Например, для экспортно-ориентированнойэкономики Иркутской области должно быть максимально использовано временноеповышение тарифов при вступлении в ВТО для повышения конкурентоспособностиобрабатывающей промышленности.
Не менееважен вопрос изменения структуры управления всей экономикой. В первуюочередь это касается энергополитики и систем двойного ценообразованияна энергоносители. Уже отмечалось, что резкое повышение цен на газприведет к шоковым последствиям для населения, а разделение «Газпрома»,за которое ратует Евросоюз, принесет потери до 5 млрд. долларов ежегодно,которые не компенсируются 4 млрд. долларов дискриминационных выплатот ВТО.
Очевидно,что именно в регионах будут формироваться новые уровни экономики длязащиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и дляповышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Открытие рынковприведет к потоку импорта, который может смести целые отрасли промышленности.Из тенденций переговоров и требований стран-участников ВТО можнопонять, что ощутимый удар в Сибири будет нанесен по машиностроению(авиационному, технологического оборудования, приборостроению), металлургии(как черной, так и цветной), химической промышленности (фармацевтике),пищепрому (в частности, алкогольной и мясомолочной отраслям),а также по экспорту алмазов и металлов платиносодержащей группы.Последует остановка множества смежных производств.
ВТОне дает никаких гарантий, что внешние рынки принесут компаниям новыеперспективы – им нужно самим завоевывать рынки. Шансы для расширенияесть, но чтобы ими воспользоваться, нужно действовать. Необходимнормальный диалог между властью и бизнесом, для которого, по сути,это все и делается. Хотя представители федеральных министерстви ведомств и заявляют о большой кампании по взаимодействиюс деловыми кругами (с 2000 года проведено более 600 встречи конференций различного уровня, в том числе в регионах), многиепредприятия Сибири, в отличие от центральных, не представляютсебе всех последствий вступления в ВТО. В лучшем случае оцениваетсялишь собственное производство. Не учитывается, что вступление в ВТОзатронет многие отрасли через цепочку межотраслевых связей,не анализируется, к каким изменениями это приведет во всейпроизводственной структуре.
Общеизвестно,что, например, в российском сельском хозяйстве производительность трудав 10 раз ниже, чем на Западе, а это означает его слабую конкурентоспособность.Поэтому переговоры по этому вопросу наиболее сложны. Впрочем, по-видимому,проблем с механизмами поддержки сельского хозяйства (товарные интервенции,товарные кредиты, продовольственные корпорации) не будет. Хотя ВТОих и не признает, считая непрозрачными, а потому не учитываемыми,но наше субсидирование устроено так, что проводится в рамках бюджетногопроцесса.
Последнийраунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня2005 года в Женеве. Позиция России по разрешенным объемамгосподдержки осталась неизменной: за точку отсчета взят репрезентативныйпериод 1993−1995 годов с объемом поддержки в 9,5 млрд.долларов. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшаетсяни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров,а по ряду из них Россия имеет право увеличить ставки таможенныхпошлин на переходный период. По словам руководителя российскойделегации по переговорам о вступлении России в ВТО МаксимаМедведкова, «мы должны получить возможность тратить на сельское хозяйствосущественно больше, чем сейчас, но переговоры по этому вопросу ещене завершены».
Похоже,федеральный центр, его основные ведомства и крупнейшие российскиекорпорации достигли консенсуса в отношении Сибири, которая остаетсясырьевой базой страны. При этом Сибирский федеральный округ в целомнаходится на этапе стабильного экономического роста и может сильнопострадать от неготовности принять новые правила игры. Это в равнойстепени коснется и внешнего, и внутреннего рынков. Выход – четкопродуманная и взвешенная политика государства в отношенииотечественных компаний. Проиграют от вступления в ВТОи те компании, которые производят товары на экспорт.В особой группе – продукция нефтегазовой промышленности: затрудненийс ее поставкой за рубеж не возникает. В обозримомбудущем проблемы компаний этой отрасли будут сведены лишь к созданиюинфраструктуры, позволяющей без затруднений экспортировать произведенное(добытое).
У другихотраслей, таких как черная и цветная металлургия, лесная и угольнаяпромышленность, машиностроение, могут возникнуть проблемы с экспортоми усилится конкуренция с импортной продукцией на внутреннемрынке. Для них вступление в ВТО – важный вопрос, поскольку они вполнемогут попасть под экономические санкции за недобросовестную конкуренциюи демпинг. Уже сейчас ежегодно штрафы накладываются более чемна 100 российских предприятий реального сектора экономики.
Выиграютмногие российские импортеры, поставляющие продукцию иностранных фирмв регионы. Для них вступление в ВТО – безусловное благо.Снизятся таможенные пошлины на ввозимую ими продукцию, финансовое обслуживаниеконтрактов с контрагентами существенно облегчится. Кроме того, выиграюти потребители: из-за наплыва импорта резко усилится конкуренцияи цены понизятся.
Скореевсего, открытие границ для внешней торговли приведет к определеннойдемонополизации рынка. Особенно это коснется финансовых услуг: на рынокпридут иностранные компании страхового и банковского сектора.От этого выиграют отдельные регионы и некоторые участники рынка. Сырьевыеотрасли Сибири получат хорошие шансы пробиться на новые рынки,и сделать это им будет легче, чем другим. Но и здесьвозникнут проблемы, связанные со слаборазвитой инфраструктуройтранспортировки, складирования, дефицитом вагонного парка. Сибирь можетполучить преимущества от того, что здесь ослабнет монополизм такихфинансовых государственных структур, как Сбербанк РФ или Внешторгбанк.Кроме того, легальные экспортно-импортные сделки должны сопровождатьсяфинансированием и страхованием, а это открытие новых видов услуг дляместных компаний.
Длянесырьевого бизнеса, производящего потребительские товары и продукциювысокого передела, в борьбе с импортом необходимы лучшие условияпо налогам. Только тогда они смогут воспользоваться своими главнымикозырями – близостью к рынкам (экономия на транспортныхрасходах) и знанием местного потребителя. Хотят того власти или нет,но нужно сокращать налоги на малый и средний бизнес. Длясравнения: в валовом внутреннем продукте Китая доля консолидированного бюджета(формируемого за счет налогов) составляет 20%, а России – 35%,то есть налоговая нагрузка у нас сильнее.
Основныедоходы в федеральный бюджет приносит внешнеэкономическая деятельность(ввозные и вывозные таможенные пошлины). В 2005 годуее доля составила 27,6% от всей доходной части бюджета. Доля налогана добавленную стоимость (НДС) падает: в 2003 годуон формировал 50% бюджета страны, в 2004-м – 47%,а в 2005-м – 33,8%. Его становится все сложнее собирать. СейчасНДС давит на отечественные перерабатывающие отрасли. Если мы хотимиметь налоговую систему, близкую к существующей за рубежом,то нагрузка на бизнес должна снижаться, а налогина население – расти.
Впрочем,существующая российская налоговая система не является предметом торга привступлении в ВТО. «Ключевой налог для международной торговли – на добавленнуюстоимость – соответствует всем международным соглашениям, конвенциямпо его взиманию, – говорит начальник информационно-аналитического отделаМежрегиональной инспекции МНС России по СФО Дмитрий Куницын. – Всеизменения, которые будут осуществляться с января 2006 года,в значительной степени соответствуют параметрам по вступлениюв ВТО, и «подстройки» внутреннего законодательства не будет.В России, по сравнению с теми же странами Европы, невысокоеналогообложение. Для торговли ключевой вопрос – НДС. В будущемвремени планируется перейти от разрешительного порядка его возвратак заявительному, а авансы по экспорту не будут облагаться.Мы идем в русле всего мирового сообщества, и каких-либо глобальныхизменений не произойдет. В то же времяс 2006 года (согласно Федеральному Закону №119 от 22 июля2005 года) предприятия станут заявлять экспортный НДСне в отдельной налоговой декларации, а в единой,то есть будет подтверждаться нулевая ставка, а налоговые вычеты –предоставляться в общем режиме. Это даст возможность сократить реальныесроки возврата НДС с экспортных поставок».
Взвешенный подход
Можноконстатировать: вопрос, вступать в ВТО или нет, сейчас уже не стоитстоль остро. Это подтвердил и Президент РФ Владимир Путин: «ВТО –не абсолютное зло и не абсолютное добро, а инструмент,и им надо уметь пользоваться». Присоединяться к ВТО нужно –на нее приходится более 90% мирового товарооборота. Но входитьне с крейсерской скоростью. «Большая часть проблем защитыэкономических интересов отраслей и предприятий Россиис использованием инструментов, которые предлагаются правилами ВТО, связанас тем, что значительная часть компаний все еще не готова работатьв конкурентной среде, – считает ответственный секретарь рабочей группыРоссийского союза промышленников и предпринимателей по вступлению Россиив ВТО и реформе таможенной политики Борис Вишневский. – Мы вправетребовать от правительства поддержки, но только тогда, когда позициябизнеса консолидирована, понятна и не выходит за правовые рамкиВТО».
В мировоммасштабе идеологию Всемирной торговой организации можно представить так – политикапротекционизма стран в отношении собственных производителей еслине сводится к нулю, то, по крайней мере, ставится под жесткийконтроль. В результате происходит резкое усиление товарной специализациирегионов и стран на те виды продукции, по которым они имеютявные конкурентные преимущества. Для Сибири это по-прежнему означает специализациюна поставках природных ресурсов. Причем за счет резкого сокращенияпроизводства в перерабатывающих отраслях. Если для них не будетналоговых преференций от государства, то негативные последствия дляэкономики Сибири будут много большими, чем выигрыш России от вступленияв ВТО.
Выбор стратегии предпринимателей
Высказывания предпринимателей, работающих на внутреннем потребительском рынке, по поводу вступления России в ВТО пока сдержанны и осторожны – все ждут, когда будут известны полные и точные условия. Негативные или позитивные оценки этого процесса зависят от того, насколько уверенно компания себя чувствует на рынке, насколько она прозрачна, насколько эффективен ее менеджмент. Кроме того, оценки предпринимателей зависят от наличия в компании иностранных акционеров, прибыльности бизнеса, его капитализации, рентабельности отрасли в целом.
В целом же чем эффективнее компания, тем более лояльны высказывания ее руководства относительно вступления в ВТО. Предприниматели сходятся во мнении, что отечественные предприятия, которые сегодня прочно стоят на ногах, выпускают качественный продукт, имеют бренд, эффективный сбыт, внедрили западные стандарты качества, наладили аудит и т.д., – будут успешно развиваться и дальше, они готовы к ужесточению конкуренции. А мелкие или неэффективные компании либо уйдут с рынка, либо будут консолидированы.
Правда, подобная участь грозит более 80% средних российских компаний. Еще в начале года журнал «Эксперт» провел исследование основных показателей деятельности 5727 компаний российского среднего бизнеса (с годовым оборотом в 2005 году от 80 до 230 млн. рублей) за период с 2000 по 2005 год. В результате выяснилось, что только 1884 из них (32,9% выборки) продемонстрировали за этот период значительный рост стоимости основных средств (ОС), связанный с модернизацией производства.
Но выяснились и другие важные вещи. Например, подавляющее большинство средних предприятий растет сегодня за счет общего расширения рынка. Очевидно, что вступление в ВТО существенно ограничит возможности такого экстенсивного развития. Между тем отраслей, в которых рост ОС происходит без существенного роста рынка, то есть за счет отвоевания долей у конкурентов, очень немного: кроме сырьевого и околосырьевого сектора это электронная и подшипниковая промышленность, а также сельское хозяйство.
Гармонично развивающихся компаний, демонстрирующих одновременно рост основных средств, выручки и прибыли выше среднего уровня, выявлено 533 – лишь 9,3% всего среднего бизнеса. Это компании либо сверхуспешные в успешных отраслях, либо успешные в отраслях неуспешных. Важно, что у этих компаний рост основных средств отстает от роста стоимости внеоборотных активов, потому что они выстраивают успешные системы распространения продукции, не отдавая прибыль посредникам. Аналогично, правда менее интенсивно, ведут себя компании, показывающие одновременно рост и ОС, и прибыли. В выборке оказалось 510 таких предприятий, или 8,9% обследованных.
А вот компании, демонстрирующие рост ОС и выручки (729 предприятий, 12,7% выборки), не смогли выстроить свои системы сбыта и, несмотря на рост выручки, не могут добиться прибыли – она оседает у посредников. Компании же, имеющие только рост основных средств (1039 предприятий, 18,1% от участвующих в выборке), заботятся лишь о производстве – у них нет ни роста выручки, ни прибыли. Понятно, что такая стратегия рано или поздно привела бы эти компании к краху и без всякого ВТО. Так что вступление России в эту организацию лишь существенно ускорит естественные процессы «отбраковки» и сократит время, отпущенное нашим предпринимателям на исправление ошибок в стратегии. Если же времени не хватит, сегмент средних российских компаний сократится на четыре пятых – выживут лишь «гармоничные» предприятия и предприятия, наращивающие одновременно ОС и прибыль, – вместе их менее 20%.
Заключение
Главный положительный момент, на который указывают предприниматели, – это то, что все отечественные производители теперь всерьез возьмутся за улучшение эффективности бизнеса, прежде всего за снижение издержек и увеличение производительности труда. Известно, что отечественный товар сегодня очень дорогой и по соотношению цены и качества уступает импортному продукту. Приведение отечественного продукта к адекватному соотношению цены и качества, безусловно, будет выгодно и потребителю, и рынку в целом. Кроме того, ВТО будет стимулировать наших производителей более эффективно развивать экспорт. И об этом сегодня говорят производители мебели, фармацевтики, текстиля.
Многие отечественные производители считают, что вступление России в ВТО приведет к оздоровлению экономики в целом. Так, многие рынки сегодня устроены самостийно, при наличии же ВТО отраслевые связи и правила будут едиными и прозрачными. Возрастут и требования к государственному регулированию экономики, и ответственность чиновников за устанавливаемые правила игры.
И, наконец, по мнению предпринимателей, после вступления в ВТО не следует ждать большого наплыва товаров в нашу страну. Такой рынок, как российский, – объект внимания в основном транснациональных компаний, которые уже и так здесь присутствуют. Для большинства же остальных иностранных производителей российский рынок все еще остается весьма рискованным.
В целом можно сделать вывод, что нашим предпринимателям немного не хватило времени, чтобы подготовиться к вступлению страны в ВТО. По оценкам, лет через пять ситуация на рынке была бы совершенно иная: у них были бы более прочные позиции.
Вступлениев ВТО – это не одномоментное дело, а довольно продолжительная процедура, прикоторой отдельные договоры заключаются с каждым из членов ВТО. При этом всоглашениях прописывается, какие сектора и по каким позициям будут открыты дляиностранного доступа. Сейчас же идёт торг со странами-участницами ВТО имеждународными организациями, поскольку каждая сторона блюдёт свои интересы, иРоссия в том числе.
Списокиспользованной литературы
1. «Бюллетеньотечественного товаропроизводителя», №1 (7).
2. «Ведомости»,№39 (602) 11 марта 2002.
3. ВестникИНЖЭКОНА, 2006, №4 (13)
4. А. Водянов,В. Лапенин, Г. Исаев. Российский экономический журнал. 2002, №7. С. 44– 46.
5. «Всемирнаяторговая организация и Россия». М., 2006. С. 8.
6. Всемирнаяторговая организация. История создания, принципы деятельности РСПП, Москва,2006. С. 12.
7. Горбань Т.Н. Гуриев Ф.В. Юдаева Д.И. Россияв ВТО: мифы и реальность. Вопросы экономики. 2002, №2. С. 61 – 82, 89 –101.
8. Деловаяхроника, №3 (5).
9. Информационно-аналитическийжурнал «Торгпред», спецвыпуск.
10. Кузнецова И.П. ВТО иРоссия: «Правила игры». ЭКО. 2006, №8. С. 2 – 32.
11. Ю. Петров.Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии.Российский экономический журнал. 2002, №11 – 12. С. 46.
12. Регион: экономика исоциология, 2002, №4.
13. «Российская газета», 2февраля 2002 г., No21 (2889).
14. Сильвестров С.Н. Овчинников Ю.А.В ВТО вступать надо. ЭКО. 2002, №3. С. 39 – 45.
15. «Эксперт», №41 (301) от 5ноября 2001.