Курсоваяработа
по дисциплине«Экономическая теория»
на тему«Политика доходов и социальная защита населения»
Екатеринбург2009
Содержание:
Введение
1. Доходы и их измерение. Проблемадифференциации доходов
1.1. Определение дохода
1.2. Виды доходов
1.3. Дифференциация доходов
2. Государственная политика доходов
2.1. Регулирование доходов
2.2. Поддержка бедных слоев населения
3. Социальная защита граждан. Системасоциальных гарантий
3.1. Понятие социальной защиты и ееосновные направления в сфере труда.
3.2. Социальные институты и механизмсоциальной защиты работника
3.3. Социальные гарантии
3.4. Федеральные целевые программы
4. Итоги реализации политики доходовза годы реформ
4.1. Макроэкономические итоги реформ
4.2. Снижение доходов населения –итог реформ
4.3. Психологические итоги реформ
4.4. Причины, не позволившиереализовать политику доходов
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Российское государство вначале 90-х годов вступило в сложный переходный период от плановой экономики крыночной, от авторитарного государства к демократическому, отидеологизированного сознания к плюрализму. Поскольку этот переход осуществлялсяв сложных условиях распада СССР и сопровождался ошибками в выборе способовреформирования, страна оказалась в глубоком и продолжительном системномкризисе, охватившем почти все сферы государственного организма на протяжениипоследнего десятилетия ХХ века.
Любое реформирование,будь оно экономическим или политическим преобразованием, должно завершитьсяулучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционируется имиисходя из надежд на будущее.
В данной курсовой работерассмотрены следующие проблемы: теоретические основы, экономические иполитические стратегические цели политики доходов; аспекты формирования ииндикаторы социальной политики доходов; направления анализа и оценкиэффективности проводимой государством социальной политики регулирования уровнядоходов и уровня жизни в стране и регионе; раскрывается значение политикисоциального партнерства для достижения равновесного рынка спроса и предложения,повышения уровня жизни населения и снижения социальной напряженности.
Содержанием политикидоходов является изменение уровня жизни населения за счет проведения направленнойсоциальной политики, основными компонентами которой являются: уровень доходов ирасходов населения, качество жилищ и домашнего имущества, доступность платныхуслуг. Уровень образования и культуры населения, условия труда и отдыха,уровень социального обеспечения, здоровье и питание членов общества. Изменениеэтих показателей через политику регулирования, контроль за ними с помощьюобъективных индикаторов, разработка стратегических направлений государственнойполитики доходов являются содержанием науки – политика доходов и социальнаязащита населения.
Стратегическими целямиполитики доходов и социальной защиты населения являются:
достижение ощутимогоулучшения положения и условий жизни населения;
гарантия конституционныхправ граждан в области труда (непосредственно), социальной защиты населения,образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем (опосредованно);
обеспечение эффективнойзанятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
восстановление функцийзаработной платы и обеспечение своевременной ее выплаты и защиты от инфляции.
Основной проблемойрассмотрения политики доходов и социальной защиты населения являютсятеоретические основы формирования принципов регулирования доходов и разработкастратегических основ поддержания экономического равновесия общественногопроизводства, а в переходный период – определение целей и основных этаповвнедрения этих принципов в ходе экономических реформ.
Проблема состоит не втом, чтобы богатые делились доходом или платили за гражданский мир, засоциальное партнерство, а в том, чтобы была создана такая экономическая модельобщественного развития, при которой перераспределение доходов было быимманентно присуще системе, давало бы дополнительный импульс развития самойсистеме, регулировало бы, например, спрос и предложение или другие параметры,лежащие в основе рыночной экономики. Перераспределение доходов на всех уровняхдиктуется личными, корпоративными и общественными интересами и подкрепляетсястремлением всех социальных слоев и структур общества создать гуманные игармоничные социальные отношения в обществе.
1. Доходы и ихизмерение. Проблема дифференциации доходов
1.1 Определение дохода
Под доходами населенияпонимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных илипроизведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Рольдоходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит отуровня доходов.
Денежные доходы населениявключают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов отпредпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходовот собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценнымбумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий,доходов от оказанных на сторону различных услуг, а страховые возмещения, ссуды,доходы от продажи иностранной валюты и др. Натуральные доходы включают преждевсего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственногопотребления.
1.2 Виды доходов
Существует нескольковидов доходов: доходы от трудовой деятельности, доходы от собственности, доходыот предпринимательской деятельности, заемные, передаваемые, донорские доходы,трансфертные платежи. [ 1 ].
Доходы от трудовойдеятельности (вид функционального дохода) представляют собой доходы, получаемые наемными работниками в видезаработной платы. Заработная плата, в свою очередь, является частьюнационального дохода (в виде суммы денежных средств), которая поступает виндивидуальное потребление наемным работникам за выполнение работы в течениеопределенного периода времени. Номинальная заработная плата – заработная плата в денежном выражении (в номиналах денежных знаков), отражает размер заработнойплаты без относительно к ценам на товары и услуги. Реальная заработная плата –то количество товаров и услуг, которое можно на нее приобрести.
Доходы отсобственности (видфункционального дохода) представляет собой арендную плату. Арендная плата – этоплата за срочное и возмездное пользование имуществом, по договору аренды(имущественного найма). В Российской Федерации аренда допускается во всехотраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всехформ и видов собственности. В аренду могут передаваться земля и другие природныересурсы, имущество предприятий, объединений, имущественные комплексы, любодругое имущество, необходимое арендатору для самостоятельного осуществленияхозяйственной или иной деятельности.
Доход отпредпринимательской деятельности (вид функционального дохода) представляет собойпредпринимательский доход, составляющий часть прибыли, остающейся упредпринимателя после выплаты процента за банковскую ссуду. Предпринимательствои предпринимательская деятельность в Российской Федерации – инициативное,самостоятельное занятие граждан с образованием и без образования юридическоголица, направленное на получение прибыли или личного дохода, осуществляемое отсвоего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или отчьего-то имени и под чью-то имущественную ответственность. Предпринимательможет осуществить любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещенызаконом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя. Вкладывая свой или заемный капитал, предприниматель создаетсвое дело с целью извлечения дохода на вложенный капитал.
Заемные, передаваемые,донорские доходы (разновидностьфункционального дохода) выступают как ссудный процент, получаемый кредитором отзаемщика за пользование денежной ссудой, или выступают в виде процентнойставки, размер которой устанавливается банками по краткосрочным и долгосрочнымссудам, срочным вкладам до востребования. К этому виду дохода относятся выплатыпо дивидендам – периодически (обычно ежегодно) выплачиваемые акционерам накаждую акцию из прибыли акционерного общества. К этому виду доходов относятсятакже проценты по вкладам (депозитам), денежным средствам предприятий,организаций и населения, хранящиеся в банках на определенных условиях;проценты, получаемые рантье, лицами, живущими на процент с отдаваемого в ссудукапитала или ценных бумаг и, наконец, процент на государственные внутренниезаймы, страховые проценты и т.д.
Трансфертные платежи – экономические ценности (видвертикальных доходов), передаваемые одним участником экономических отношенийдругому в одностороннем порядке.
Трансферты – это платежи, осуществляющиеся избюджета государства и несущие функцию социальной защиты определенной частинаселения, идущие на выплату пенсий и пособий, стипендий. Социальные платежи могутбыть в натуральной форме и состоять из товаров и нерыночных услуг,предоставляемых бесплатно.
Неучитываемые доходы. Неучитываемые доходы подразделяютсяна две группы: на легальные и нелегальные, т.е. нетрудовые доходы. К легальнымдоходам относятся все виды доходов, получаемые за любые виды хозяйственнойдеятельности, не противоречащие законодательству и прошедшие регистрацию вгосударственных органах. Например, к легальным, но неучитываемым доходам, всевиды мелких доходов, учесть которые не представляется возможным, которые чащевсего представляют собой небольшие суммы поощрения за выполненную по-соседскиработу или услуги. Поскольку эти доходы неучитываемые, то с них не взимаютсяналоги.
К нелегальным видамдоходов относятсядоходы, получаемые за незаконную, скрытую от общества экономическуюдеятельность. Нелегальная, «теневая» деятельность, как правило, бываеткриминальной и поэтому чаще всего не трудовой.
Масштабы и значимостьнелегальных (неформальных) видов дохода в годы реформ возросли многократно исегодня оцениваются почти в половину ВВП. Расширение нелегальной, теневойэкономики происходит за счет незарегистрированных видов деятельности, которыедействующими законами не запрещены, но представители которых уклоняются отучета, уплаты налогов и избегают контроля над своей работой. К «теневой»экономике относятся, помимо незарегистрированных предприятий, мелкие, крупные исредние, которые в целях избежания налогов скрывают доходы и частьосуществляемого ими экономического оборота.
«Теневая экономика» вотличие от легальной экономики, развивалась в годы реформ чрезвычайнодинамично. Ее доля составляла уже в 1995 г., по оценкам экспертов, около 45% ВВП, при этом опережающими темпами увеличивался ее оборот в области финансово-кредитныхопераций. В фактических ценах на конечное потребление в 1995 г. пошло около 600 трлн. руб., полученных в «теневой экономике». Большая часть доходов,получаемых в «теневой экономике», концентрируется среди небольшого числа людей,материальное благополучие которых быстро возрастает. Рост «теневых» доходовбогатой прослойки общества приводит к моральной деградации общества и, какпоказал август 1998 г., ведет к развалу легальной экономики. [1].
Доходы, идущие насбережения. Одним извидов расходов реально располагаемой части доходов являются сбережения вовкладах, ценных бумагах, покупка валюты и т.п.; они носят, как правило,остаточный характер. Сбережения представляют собой отложенный спрос на товары иуслуги. Различают три вида сбережений по целям: сбережения защитные (вклады сцелью защиты от инфляции), страховые (на непредвиденный случай) и спекулятивные(вложения с целью получения прибыли, выигрыша).
Для России характерныследующие примерные пропорции доходов населения, расходуемые на сбережения вбанках на покупку ценных бумаг – 6,5%, на покупку валюты – 19,4% и сбереженияна дому – 0,5%.
Безденежные доходы включают широкий круг источниковдоходов из фондов коллективного потребления, за счет которого содержатсягосударственные учреждения, обслуживающие население: больницы, поликлиники,школы, техникумы, вузы и другие учебные заведения по подготовке ипереподготовке кадров, детские сады и ясли. Потребление этих услуг обеспечиваетболее высокий уровень доходов населения. Эти источники безденежных доходовостаются объектами общенародной собственности. О масштабах безденежных доходов,получаемых из Фонда коллективного потребления, можно судить по расходамгосударства на содержание перечисленных выше объектов социальнойинфраструктуры. К коллективным формам безденежных доходов относят всевозможныеработы по благоустройству, субсидированию различных общественных программ,льготы (например, бесплатный проезд на общественном транспорте) и другие.Коллективные формы безденежных доходов существуют на предприятиях, которыеорганизуют отдых детей, выдают бесплатные талоны на питание, проезд вобщественном транспорте.
Безденежные доходыформируются за счет работы на приусадебных и садово0огородных участках.Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства занимают лишь 3% земельныхугодий, на них производится около 38% валовой продукции сельского хозяйства.Произведенная продукция минует сферу торговли, идет в основном на личноепотребление и приносит значительный безденежный доход, который можно отнести кнепосредственному потреблению и самообеспечению домохозяйств.
К безденежным доходамотносят самозаготовки даров природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод,грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).
К безденежным видамдоходов относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашнеймебели и обуви, изготовление предметов домашнего обихода). Та часть продуктов,которая реализуется на рынке, не может быть признана безденежной формой дохода.Безденежные виды доходов могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости исущественно повышают доходность населения и уровень потребления.
Номинальный денежныйдоход – включаетдоходы, получаемые денежной форме: заработную плату, пенсии, пособия,стипендии и другие социальные трансфертные выплаты, доходы от собственности ввиде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы отпредпринимательской деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностраннойвалюты и т.д.
Располагаемый доход домашнего хозяйства определяется какразница совокупного номинального дохода домохозяйства, прямых налогов иобязательных платежей. Располагаемый доход используется по двум направлениям:на текущее потребление и на сбережение, величина которого определяетсявеличиной остатка.
Для определения истиннойпокупательной способности населения его располагаемый доход рассматривается сучетом величины инфляции и индекса роста цен за определенный период, аполученная качественно новая величина – реальный располагаемый доход –отображает реальное количество товаров и услуг, которые можно приобрести нанего.
Расчет реальногорасполагаемого дохода вытекает из необходимости определения реальнойпокупательной способности населения.
Большая частьрасполагаемого (чистого) дохода используется на личное потребление, чтостимулирует производство, поскольку личные доходы возвращаются в реальнуюэкономику. Объем производства, следовательно, зависит от объема потребляемойчасти совокупного дохода.
Реальные располагаемые денежныедоходы населения в ноябре 1998 г. составили 74,9% их величины в ноябре 1997 г., в то время как в докризисном июле 1998 г. – 91,8% по отношению к 1997 г. [ 1 ].
Изменение структурыдоходов. Переход крыночной экономике сопровождается изменением структуры доходов. Растет долядоходов, получаемых от собственности, предпринимательства и других сфер,связанных с существованием рынка. Происходят кардинальные изменения вперераспределении доходов и национального богатства страны между различнымислоями и группами населения. Если до начала реформ оно было сравнительноравномерным, то с 1992 г. началась стремительная дифференциация доходов. Сталавозрастать в общей сумме доля доходов от предпринимательской деятельности и отсобственности при одновременном снижении реальных доходов от заработной платы.[ 1].
Вывод. Непоследовательность рыночных реформобнаруживается в том, что дифференциация доходов населения не привела кформированию структуры населения, характерной для рыночной экономики. Так, вРоссии не сложился средний класс, являющийся экономической и политическойосновой стабильности общества. Ассиметричный характер формирования ираспределения доходов обнаруживается и в недопустимом увеличении числадомохозяйств, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Как считают эксперты,несмотря на неоднократные заверения президентских и правительственных структурв любви к среднему классу государство не способствовало, а, скорее,препятствовало его нормальному развитию.
1.3 Дифференциациядоходов
Различия в уровне доходовна душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов.Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрывв уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чемв эпоху капитализма свободно конкуренции. Затем при переходе к современнойрыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются.При переходе от административно-командной к рыночной системе ростдифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить вусловиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественныйслой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все болеешироких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.
Для переходной экономикиРоссии первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциациидоходов ( таблица 1).
Дифференциация доходовпо регионам
Уровни доходовзначительно различаются по регионам, что неудивительно для огромных территорийРоссии, с разнообразием климатических поясов и экономических зон. Региональныеразличия в уровне жизни практически полностью связаны с отраслевой спецификой.В сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции – газо- инефтедобывающие районы Тюменской обл., Кемеровская, Мурманская, Камчатская,Читинская области, Татарстан и Коми – уровень средних доходов сравнительновысок.
В стране обозначились тригруппы регионов: относительно благополучные, которые в основном адаптировалиськ условиям рынка, средние, депрессивные.
Это деление обусловлено:природными особенностями, территориальным расположением, обеспеченностьюсырьевыми ресурсами и социально-экономическими причинами (наличием трудовыхресурсов, специализацией производства, соотношением добывающих и обрабатывающихотраслей, долей сельского хозяйства, разной степенью подготовленности населенияи руководителей к работе в условиях рынка). К 1998 г. выделилась группа регионов, где спад производства прекратился, наметился некоторый его рост.Однако после августа 1998 г. количество таких районов уменьшилось. К январю 1999 г. увеличился спрос на продукцию отечественного производства, наметилось некоторое оживление впромышленном производстве. В одной четверти регионов (23%) выпуск промышленнойпродукции сократился до 10%, среди них Свердловская, Челябинская, Белгородская,Волгоградская области, Ставропольский край. Еще в 39 регионах производствоснизилось до 20%, к ним относятся Московская, Ульяновская, Архангельская,Владимирская, Курганская, Калужская области, Республика Карелия и др.
К регионам,адаптированным к рынку, относятся города, в которых финансовые и посредническиеорганизации сосредоточено значительная часть доходов России – к ним относятсяМосква и Санкт-Петербург. Наиболее богатый слой (2-3% населения) представлен вобеих столицах в основном предпринимателями, участвующими впосредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминальнойсфере. В регионах с высокими доходами существует и высокая дифференциация вдоходах населения, выше цены потребительского рынка и стоимости услуг и вышеразличия в уровне жизни различных слоев населения.
В России существуетзначительное число депрессивных районов и городов. Так, например, существуютмалые города, с одним или двумя градообразующими предприятиями, отэкономической деятельности которых в прошлом зависела вся их жизнь. К их числумогут быть отнесены атомграды и наукограды. В ходе реформ предприятияпрекратили работу, их продукция оказалась невостребованной.
Работники этихпредприятий большей частью уволены, оставшиеся подолгу не получают дажемизерную заработную плату. Население этих городов, в том числе и светилаотечественной и мировой науки, вынуждены перебиваться случайными заработками инесвойственными им промыслами. Таким городам и регионам, при крайне низкойзанятости населения, сопутствуют низкие доходы, низкий уровень жизни населения,и им не обойтись без радикального изменения экономической ситуации ицентрализованной финансовой помощи в виде государственных заказов. Происходитусиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни. Наибольшаяконцентрация бедных наблюдается в Северокавказском, Восточносибирском иУральском регионах, а наименьшая – в Центральном, Северном и Северо-западномрегионах.
Территориальные различияв уровне доходов постоянно увеличиваются и правительство пока не принимаетсколько-нибудь действительных мер для того, чтобы остановить этот процесс.
Политика регулированиядоходов и заработной платы в региональном масштабе может идти в следующихнаправлениях:
учитывая региональныефакторы при проведении экономических и социальных реформ в России. Для этогонеобходима регионализация параметров социально-экономического реформирования;
сбалансировать условияжилищно-коммунальной реформы с региональной дифференциацией душевых денежныхдоходов населения;
использовать региональныенедифференцированные шкалы и ставки подоходного налогообложения. В настоящеевремя они ориентированы на среднереспубликанские условия, а в экстремальныхслучаях коэффициенты корректировки для 1998 г. составили бы, в частности, 0,64 для республики Марий Эл и 2,31 для Ямало-Ненецкого АО. Ставки должныустанавливаться не для конкретного региона, а для групп регионов со сходнымиусловиями жизни;
учитывать региональныепоследствия пенсионной реформы (например, расчеты показывают, что в случаеповышения пенсионных возрастов на 1 год возможный предельный рост уровнярегистрируемой безработицы в 1998 г. имела разрыв от 45% в республике Ингушетиядо 12,1 раза в Москве);
учитывать при определениидоли налоговых платежей в консолидированный бюджет рентную плату наразработанные ранее недра, ископаемые и природные условия; исключить из числадотационных все южные регионы. [ 10 ].
Дифференциация заработнойплаты наблюдается также по отраслям экономики и промышленности, а внутри них – по профессиональным иквалификационным группам работников, и это различие увеличивается. Высокиедоходы имеет население в регионах топливно-энергетического комплекса. Значительнониже доходы и заработная плата в обрабатывающих отраслях. На порядок нижедоходы в регионах, где сосредоточены предприятия легкой и пищевойпромышленности или с сельскохозяйственной специализацией. Низкими остаютсядоходы работников образования, здравоохранения, культуры и предприятийбюджетной сферы.
Правительство, не решаяпроблемы бюджетного федерализма, от части само поощряет региональноеиждивенчество, несправедливо перераспределяя трансферты и субсидии. Отсюда вочередь за льготами, субсидиями и дотациями выстраиваются не столько регионыКрайнего Севера, сколько регионы, тяготеющие к субтропикам. Причем одни регионынесут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главнымипотребителями этого дохода.
Вывод.Величина доходов и заработной оплаты дифференцированапо отраслям, по регионам и зависит от местонахождения регионов, от богатстваразведанных полезных ископаемых, от климатических условий. Задачаперераспределения доходов с учетом этой дифференциации региональных доходов осуществляетсянеполно.
Дифференциация доходовпривела к расслоению общества. Так, наиболее богатыми являются лица (примерно2-3% населения), принадлежащие в основном к предпринимателям или участвующие впосредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминальнойсфере.
Другая группа, которую подоходам модно с большой натяжкой отнести к среднему слою, представленанебольшой группой творческих работников, специалистов в финансово-кредитнойсфере, в средствах массовой информации, оказывающих первой группенаучно-консультационные и организационно-управленческие услуги.
Происшедшиереформаторские преобразования 90-х гг. и реализуемая политика регулированиядоходов привели к тому, что:
за «чертой бедности»оказались: работающие «бедняки», безработные, пенсионеры, многодетные семьи,инвалиды, что не является признаком социально-ориентированного общества;
произошло изменениеморально-психологического климата в стране, поляризация общественного сознания,раздел общества на противостоящие группы населения;
обозначились противоречияи социальная напряженность между отдельными социальными группами внутрипроизводственных коллективов;
возникла и укрепляетсяпротиводвижение рыночным реформам;
высокая дифференциациязаработной платы несет и высокий разрушительный потенциал.
Причинами такого ходасобытий стало то, что:
государство устранилосьот регулирования доходов, заработной платы;
осуществляласьнепрофессиональное управление макроэкономическими процессами в стране,проводилась чрезмерная централизация экономики, не внедрялись необходимыерыночные реформы, сохранялись высокие налоги, тарифы, акцизы, не развивалсярынок труда и рынок жилья;
изначально были намеченыложные цели приватизации, из-за этого большая часть национальных богатствоказалась в руках 2-3% населения, причем приватизированные доходы «бежали» изстраны, а приватизированные предприятия были разорены новыми хозяевами;
весь период реформгосударством игнорировалась проблема увеличения численности бедных слоевнаселения;
была преждевременно разрушенагосударственная банковская система.[14 ]
2. Государственнаяполитика доходов
Государственная политикадоходов является составной частью социальной политики и направлена на решениедвух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населениячерез систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционногообесценивания доходов и сбережений населения.
Государственная политикадоходов заключается в перераспределении их через госбюджет путемдифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода исоциальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит отслоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне всеразвитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальные трансферты – это система денежных илинатуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственнойдеятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертовявляется гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, атакже поддержание внутреннего спроса.
Государство, организуячерез бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходовмалоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводстварабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степеньвоздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измеритьобъемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местногобюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможности государства вперераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями.Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращениюих в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальныхрасходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерномуросту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизм социальныхтрансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- ивысокодоходных слоев населения и выплату пособий нуждающимся и инвалидам, атакже пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путемизменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам ивведением минимальных ставок заработной платы.
Главный аргумент в пользуравного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо длямаксимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности.Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достиженияэтой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходоввысокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшаетсястремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результатеподрываются стимулы к производительному труду, а, следовательно, снизитсяэффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях)рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х –первой половине 80-х гг.)
Перераспределение доходовот богатых к бедным американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром»,т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы«утечки из «ведра Оукена» определяются тем, в какой мере повышение налогов ирост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае еслиэластичность предложения труда по заработной высока, повышение налогов с цельюувеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращениюпредложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневойсектор (где оплата труда не облагается государственными налогами). [ 9].
2.1 Регулированиедоходов
Государствонепосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов инередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.Экономическое значение государственного регулирования заработной платыопределяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос ииздержки производства. Политика доходов используется государством длясдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства,повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощренияинвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционнуюполитику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочныйпредел роста заработной платы с учетом общим потребностей экономического исоциального развития.
Методы осуществленияполитики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут бытьразличными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласияработодателей и работников при участии правительства, что не исключаетприменения административных мер государственного контроля за увязкой повышениязаработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран ЗападнойЕвропы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения,зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
Наиболее эффективнымсредством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночнойэкономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именноисходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры междуруководителями компаний и профсоюзами и заключении коллективных договоров наразличных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документахтакже оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платыпо отраслям, в зависимости от уровня классификации.
В России с 1991 г.Действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показательутратил связь с прожиточным минимумом.
В 1994-1999 гг. МРОТколебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшойстепени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.
Значительное влияние науровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним изважнейших условий рационального государственного регулирования доходов являетсяучет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).
Особое значение имеетпроблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) отинфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государствоммеханизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично илиполностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексациядоходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социальноуязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов,неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексация осуществляетсякак на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий черезколлективный договор. Она предусматривает дифференцированный доход взависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкойк нулю компенсации самых высоких.
В России индексацияденежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяетсяна заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии ипособия.
Индексация доходов имеети существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлениик более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционныхмер. [ 9 ].
2.2 Поддержка бедныхслоев населения
Важным направлением всоциальной политике при решении вопросов защиты личных доходов являетсяподдержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать какэкономическое состояние части общества, при котором определенные слои населенияне имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов,которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временнойэкономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение всоциальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных инатуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночнойэкономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многиенегативные последствия ее развития.
Для отнесенияопределенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальнойпомощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная чертабедности – этоминимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностейчеловека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины)товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека.В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум представляет собой натуральный наборпродуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, атакже расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательныеплатежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходныхсемей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточногоминимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам(мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет).Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьмиприродно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктовпитания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственныхтоваров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
Относительная чертабедности показывает,сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительносреднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительнойчертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднегодохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – менее 50% средних суммарныхрасходов домашних хозяйств по стране.
Глубина бедности – это среднее отклонение доходовсемей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедногоэто отклонение составляет более 40% (в Эстонии – 25%, в Польше и Венгрии –20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странахЦентральной и Восточной Европы.
Дефицит дохода оценивается как величина дополнительныхсредств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровняпрожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержкубедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедностинаходятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов поотношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению к ВВПсоставлял в 2007 г.: в России – 3%; Эстонии – 2,7%; Польше – 0,6% и Венгрии –0,2%.
Для количественной оценкибедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкиепо набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального ирационального потребительского бюджета.
Минимальныйпотребительский бюджет – представляет собой социальный минимум товаров и услуг, в объеме,необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В Россииэтот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание– 45,1; непродовольственные товары – 39,0; услуги – 13,2; налоги и сборы – 2,7.
Рациональныйпотребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии снаучно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека.Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структурезатрат – в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Егосоставляющие таковы, %: продукты питания – 30; непродовольственные товары – 47(из них ткани, одежда, обувь – 20, мебель, предметы культуры и быта – 18,прочие товары – 9%); все услуги – 23. [ 14 ].
Дифференциация населенияпо уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимальногопотребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнемматериальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи,душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
2) «малообеспеченные»семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточнымминимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3) «обеспеченные»семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальнымпотребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4) «богатые» семьи,уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.
В России в 1999 — 2005гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные – 35-40,обеспеченные – 20-25, состоятельные и богатые – 6-6,5%.( таблица 2).
3. Социальная защитаграждан. Система социальных гарантий
3.1 Понятие социальнойзащиты и ее основные направления в сфере труда
Рыночная системахозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством,но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственноймотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсемгладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостьюпроведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов инедостаточным запасом прочности социальной защиты людей.
Социальная защита –необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства.Концепция социальной защиты возникла в конце XIX- начале XX в. И в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервыепоявился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии дляобозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальнойущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-заболезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания,инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.
В имеющихся отечественныхпубликациях встречается множество трактовок понятия социальной защиты иобозначаемой им реальности. Сама система социальной защиты и обозначаемой имреальности. Сама система социальной защиты в широком смысле – это системаправовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющихусловия для обеспечения средств существования:
· Трудоспособнымгражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности ипредпринимательства;
· Социальноуязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного закономпрожиточного минимума.
В этой и другихтрактовках есть элементы, которые отражают разные стороны сущности социальнойзащиты и опираясь на которые можно в полной мере раскрыть содержание понятия вузком смысле. Социальная защита – это система законодательных,социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер,благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующиенеблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное исоциально приемлемое качество их жизни.
Социальная защитапредставляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. системунаправлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную,т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы идругие общественные организации).
В полном своем проявлениисоциальная защита должна охватывать следующие направления:
· Обеспечениечленам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, комув силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающихжизненный уровень;
· Создание условий,позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизнилюбыми не противоречащими закону способами;
· Создание условий,обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественныхвозможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностейграждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
· Обеспечениеблагоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействийиндустриального производства;
· Обеспечениеэкологической безопасности членов общества;
· Защита граждан отпреступных посягательств;
· Защитагражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового,демократического государства;
· Создание условий,исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;
· Защита отполитического преследования и административного произвола;
· Обеспечениесвободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
· Создание благоприятногопсихологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурныхобразованиях, защита от психологического прессинга;
· Обеспечениемаксимально возможной стабильности общественной жизни.
В ХХ в., когдатрадиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новуюсоциально-экономическую систему – социально ориентированное рыночное хозяйство,сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом,так и структурные образования хозяйственного организма: предприятия, фирмы,акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. К настоящемувремени на Западе имеется несколько моделей систем социальной защиты граждан:американская, европейская, японская, в рамках которых имеются свои разновидности.Им присущи некоторые общие черты и наряду с этим специфические, национальные.
Идущие в России глубокиесоциально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночнойэкономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты гражданвообще и работников предприятий, в частности, чрезвычайно актуальной. С однойстороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой,требуется предпринимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторыхважных сторонах жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции,материальной необеспеченности значительной части граждан и т.п.
Цельсоциально-политических преобразований в России – утвердить настоящеегражданское общество. В последнее время в литературе этому уделяется многовнимания, делаются попытки, и не безуспешные, выявить характеристики этоймногогранной системы. К сожалению, пока в России эта цель не находит должнойреализации. Объективная потребность порождает необходимость усиления социальнойзащиты по широкому спектру направлений. Но главным остается защита от сниженияжизненного уровня трудящихся и от безработицы, а на конкретном предприятии –это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты трудаработников. Многие важные функции по социальной защите работающего населенияосуществляются именно на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязанацелая система социальных институтов.
3.2 Социальныеинституты и механизм социальной защиты работника
В любом государстве имеетсяцелая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальныйинститут – это устойчивая форма организации совместной деятельности людей ввиде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированногопорядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусовлюдей, охватываемых деятельностью соответствующего института. Первые, изназванных видов (классов) социальных институтов именуются некоторымисоциологами социально-организационными институтами, вторые –социально-нормативными.
Важнейшим и наиболеемощным социально-организационным институтом является государство,которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит изразличных институтов. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играюттакие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды,благотворительные организации, которые осуществляют социальную защитупредставляемых ими социальных групп и слоев.
Институтами, призваннымизащищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. Внастоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенноеобновление, появились новые рабочие организации, «независимые» профсоюзы.Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционныепрофсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать вкачестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву сталиименоваться независимыми, так как они выступают представителями работниковнаемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят отгосударственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так инезависимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешлав русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересовтрудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошоразработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительнойстороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведениипереговоров с представителями работодателей и государства, нахождениякомпромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.
Принципы социальногопартнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональноевоплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровнетрехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступеняхиерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общейинституциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся,могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтамисоциального согласия.
Наряду ссоциально-организованными в обществе имеется множество социально-нормативныхинститутов, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют ифункционируют сами по себе, играя определенную роль в социальной защите. Каждаяотрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов(трудовое право, трудовое законодательство). Важным социально-нормативныминститутом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящеевремя тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.
Распространяясь на болеенизкие уровни иерархической организации общества, институциональная системасоциальной защиты достигает такой структуры как предприятии. Предприятия,учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являютсясоциальными институтами и играют важную роль в обществе. А если ихрассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельностьоказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющие дать имоднозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себене предусматривает социальную защиту прав и интересов работников. Стремление кдостижению основных целей (повысить эффективность производства, снизитьсебестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) моет привести кнарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институтысоциальной защиты работников на предприятии.
Главным институтомсоциальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятияи располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзнаяорганизация. Повышение защитной роли этой организации особенно необходимо вусловиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случаебанкротства предприятия, его закрытие или перепрофилирования. Да и принормальном функционирования предприятия в условиях рынка требуется резкое усилениесоциально-защитной функции профсоюзных организаций.
Конкретным инструментомили институтом социальной защиты работником на предприятии является коллективныйдоговор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время,потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальнойзащищенности.
Другим важнымсоциально-нормативным институтом, который все шире входит в практику нашихпредприятий и различных организаций и которые при определенных условиях можетвыступать средством социальной защиты, является трудовой контракт. Егонельзя однозначно и безусловно оценить именно как институт социальной защиты,но он может быть им, если контрактная система на предприятии (трудовойорганизации) отрегулирована таким образом, что предусматривает специальносистему обеспечения прав работника, если в нем четко оговариваетсяответственность работодателя за несоблюдение обозначенных в контрактесоциально-экономических гарантий.
Все вышеперечисленныесоциальные институты в той или иной степени включены в механизм социальнойзащиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идетнепрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах:институционально, использующем весь перечень существующих институтов социальнойзащиты; инструментально, включающем используемые средства для решения задачсоциальной защиты; деятельном, когда применяются различные формы деятельностиинститутов по выполнению функций социальной защиты – нормотворческая,организационная, переговоры социальных субъектов и т.д. Как функционирует этотмеханизм в России, выясняют обычно с помощью социологических исследований.
В заключение рассмотримосновные принципы механизма социальной защиты, которая:
· должна бытьвстроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном трудеработающих;
· не может бытьограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;
· должна опиратьсяна рациональные и культурные традиции народов, учитывая их. В России все этоделается, да наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы,законодательные акты, указы и т.д.;
· должнабазироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должныстремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенныхполитических решений по данному вопросу;
· активно развиваети формирует у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно незащитит работника, как он себя сам. Работник, на равне ссубъектом-государством, должен нести ответственность за себя.
3.3 Социальныегарантии
Любая социальная защитастроится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определеннуюсистему. Гарантии должны:
· регулироватьрынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом ипредложениями;
· содействоватьполной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен противсвоей воли оставаться без работы);
· рассчитываться навсе категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.
Система гарантий должнаучитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовомупотенциалу может быть разделена на следующие группы:
· пригодных дляработы в современных условиях;
· тех, кто можетбыть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;
· кто можетработать, но при создании подходящих условий труда;
· кто вообще неможет работать;
· кто не стремитсяработать.
Для полной ясности осоциальных гарантиях приведем некоторые выписки из законодательства по этомувопросу.
1. Гарантии в реализации права на труд:
свобода выбора занятий иработы;
государство признаетоплачиваемую занятость как основу образа жизни;
государство бесплатносодействует в подборе подходящей работы;
безработных государствобесплатно обучает новым профессиям и т.д.
2. Дополнительные гарантии некоторымкатегориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям,воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детейдошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из местзаключения; беженцам и т.д.
3. Профсоюзы активно содействуютзанятости трудоспособного населения.
4. Создаются все необходимые условия игарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
5. Для привлечения безработных ктрудовой деятельности организуются общественные работы.
6. Работодатели обязаны социальногарантировать занятость населения.
7. В условиях социально-экономическогореформирования общество государство гарантирует материальную и социальнуюподдержку населения.
8. Закон строго определяет размерпособий по безработице.
9. Закон определяет также условия исроки выплаты пособия по безработице и т.д.
В условиях формированиярыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостьюпроведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочностисоциальной защиты людей, которая становится необходимым элементомфункционирования цивилизованного общества.
Изучение данной проблемыпозволяет определить социальную защиту как систему законодательных,социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающихдостойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтамисоциальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы идругие общественные объединения. В то же время социальная защита строится насоциальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.
3.4 Федеральныецелевые программы
ПостановлениеПравительства РФ от 18.12.97 № 1565 «О плане действий по улучшению положениядетей в Российском Федерации на 2007-2010 гг.» утвердило 15 целевых программ.Все эти программы вошли в президентскую программу «Дети России» на период до 2010 г. Создание новых программ направлено на повышение жизненного уровня и улучшение условийвоспитания детей в семьях. Программы предусматривают меры по усилениюсоциально-реабилитационной работы с подростками. Финансирование программосуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Недостаткомреализации этих программ является хроническое их недофинансирование. В бюджетена 2007 г. предусмотрено неполное их финансирование.
Федеральная целеваяпрограмма «Дети Севера». Ее объектом являются дети, проживающие в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях, как наиболее социально незащищенная группадетей, находящаяся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. В настоящее времяв районах Крайнего Севера проживает 12,5 млн. чел., в том числе 3 млн. детей.Экстремальные природные условия оказывают негативное влияние на условия жизнедеятельностии здоровье детей, и они не компенсируются развитием социальной сферы. Дети наСевере болеют в 2,5 раза чаще, чем в других регионах страны. В северных районахдетская заболеваемость и смертность выше, чем среди взрослого населения. Цельюи задачами программы являются: обеспечение материнства и здоровья детей,улучшение профилактики заболеваемости, содержания и питания людей, улучшениеобучения, содействие развитию творчества и спорта, обеспечение ввода социальнозначимых объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Федеральная целеваяпрограмма «Развитие индустрии детского питания» нацелена на решение проблемырационального вскармливания и питания детей как индустрии детского питания издоровья. В настоящее время в искусственном вскармливании полностью и частичнонуждается более 60% детей. Целью программы является обеспечение физиологическойпотребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания.
Федеральная программа«Дети-инвалиды». ВРоссии в последние годы наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин,способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяется ухудшениеэкологии, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствиенормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровеньзаболеваемости родителей, особенно матерей. Программа направлена наформирование основ комплексного лечения детей с отклонениями в развитии, ихродителей, на создание условий для независимой жизни этой части населения.Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику детскойинвалидности, оснащение средствами реабилитационных учреждений для детей сумственными и физическими ограничениями, детских домов-интернатов.
Федеральная программа«Дети Чернобыля». Аварияна Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению 15административных территорий России, где проживает 475 тыс. детей. Продолжаетсянеблагоприятное влияние на здоровье детей и беременных женщин. Целью программыявляется снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской аварии наздоровье детей, подростков и беременных женщин.
Федеральная программа«Дети-сироты». ВРоссии растет численность детей-сирот, что является следствием неблагоприятнойсоциальной, экономической и демографической обстановки, ухудшения материальногоположения семей, имеющих детей. Целью программы является дальнейшееформирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий длягражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Программа включает комплекс мер по оказаниюпомощи детям из неблагополучных семей, организацию работы с такими семьями, атакже разработку новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.
Федеральная программа«Планирование семьи». В России остается высоким уровень абортов, осложнений и материнскойсмертности после них. В последние годы отмечается тенденция к ухудшениюсостояния здоровья школьников и молодежи, особенно девочек и девушек. Программаставит целью изменение безответственного, легкого отношения молодежи к абортам.Программа предполагает организацию службы планирования семьи, подготовку иповышение квалификации кадров, внедрение современных систем полового воспитанияподростков. Ставится задача широкого информирования и образования населения вобласти планирования семьи и сексуальной культуры.
Федеральная программа«Одаренные дети». Нарубеже столетий накоплен положительный опыт работы с одаренной молодежью. Втечение нескольких лет одаренные дети участвуют в олимпиадах, турнирах, научныхобществах учащихся, конференциях, выставках и т.д. Дифференцированное обучениешироко используется в школах с углубленным изучением предметов, лицеях игимназиях. Программа предусматривает создание оптимальных условий дляреализации потенциальных способностей одаренных детей, созданиеэкспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, развитиеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми и проведение нафедеральном уровне мероприятий по работе с ними.
Федеральная программа«Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». В настоящее время на территорииРоссийской Федерации официально зарегистрировано свыше 330 тыс. детей ввозрасте до 16 лет из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Критическимможно назвать положение детей, прибывших без родителей из зон военных имежнациональных конфликтов. Целью программы стала реализация государственнойполитики в области создания условий для гармоничного и гармоничногофизического, психологического, образовательного и культурного развития детей изсемей беженцев и вынужденных переселенцев.
Федеральная программа«Развитие социального обслуживания семьи и детей». Осуществление радикальныхэкономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовалиприменения новых социальных технологий, в том числе создания системысоциального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектрсоциально-экономических, бытовых и иных социальных услуг семьям и детям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Целью федеральной целевой программыявляется создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьии детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.
Федеральная программа«Безопасное материнство». Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется падениемрождаемости. Ухудшение показателей воспроизводства населения России происходитна фоне снижения здоровья беременных женщин. Важнейшим фактором, влияющим наздоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитетаРоссийской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6млн. женщин, причем 285 тыс. из них трудятся в особо тяжелых условиях.
Программой планируетсяосуществить переход на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов суглубленной клинической подготовкой в последипломном периоде; создать сериюучебных видеофильмов по подготовке беременных к родам и т.д.
Реализация программыпозволит: Усовершенствовать нормативную и правовую базу охраны материнства и детства;внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающихв учреждениях родовспоможения; обеспечить современный уровень медицинскойтехнологии, особенно для беременных высокого риска; внедрить стандарты помощипри основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери.
Федеральная программа «Профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Программа направлена на социальнуюреабилитацию, на правовую поддержку несовершеннолетних с девиантным поведением.Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации необходимыммедицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой, сцелью создания необходимым условий для воспитания детей и подростков.Предполагается подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с этойкатегорией детей.
Реализация программыпозволит уменьшить число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,повысит эффективность социальной и реабилитационной работы с дезадаптированнымидетьми и подростками, поможет совершенствовать систему профилактикиправонарушений. Несмотря на то, что принятые федеральные целевые программынаправлены на обеспечение надежной социальной защиты материнства и детства, ихреализация оставляет желать лучшего.
Самый существенныйнедостаток этих программ в неполном их финансировании, что обнаруживаетсяневозможностью обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению вобъеме, предусмотренном федеральным законодательством, и следовательно, требуетреформирования существующей системы социальной защиты. Прежде всего,обнаруживается отсутствие четких социальных приоритетов при формированиифедерального и регионального бюджетов.
4. Итоги реализации политикидоходов за годы реформ
4.1 Макроэкономическиеитоги реформ
Результаты политикидоходов и заработной платы оцениваются через призму таких показателей, как:реальные результаты, социальная и экономическая цена, которой оплачены достижения в области этой политики, и политические издержки реформы.
Рассматривая последствияразрушительной деятельности тайфуна реформ с точки зрения проведения политикидоходов, можно отметить, что их реализация осуществлялась на фоне политическихпреобразований, а ее последствия оказались более разрушительными длясоциального обустройства общества, чем можно было предположить.
В ходе экономическихреформ получены определенные успехи в построении рыночного экономическогомеханизма. С помощью сомнительной, с точки зрения нравственности и с точкизрения рациональности, была проведена приватизация, которая расцениваетсясегодня как присвоение государственной собственности. Тем не менее, достигнутаее главная цель – разгосударствление отраслей народного хозяйства. Вторая цель– получение средств на преодоление структурного кризиса и социальной поддержкиматериально необеспеченной части населения – осталось за кадром.
Макроэкономические итогиреформы видны из проведенного независимыми международными экспертамисравнительного анализа конкурентоспособности экономик 53 различных стран.Россия по всем показателям находится на последних местах, уступая Вьетнаму,Китаю, Чили, Египту, Турции, Польше, Индии, Колумбии.
Деятельностьправительства России занимает 51-ое место, по структуре правительственныхрасходов, эффективности налоговой системы, по уклонению от уплаты налогов,условиям для начала бизнеса, и другим категориям, позиции России оценены как49-52.
По основным финансовымкритериям позиции России оценены: финансовые регламентации – 48, активыбанковского сектора – 52, общие внутренние инвестиции – 53, кредитный рейтинг –52, качество телефонных линий – 42, развитие беспроводной связи – 52,отсутствие крупных инвестиций – 51, состояние складской системы – 49, ценнаяэнергия (высокие) – 50.
По фактору «технология»:научные достижения – 12, научно-технический персонал – 15, коммерческоеиспользование научных достижений – 48, восприятие новых технологий – 49,покупка иностранных технологий – 52, продажа своих – 53.
Институциональные факторы:наличие общественного согласия – 51, конкуренция – 50, правительственнаяобязательность – 52, уровень международных отношений – 49, отношения сближайшими соседями – 50, организованная преступность — 50, эффективностьмилиции – 49. [ 15 ].
Приведенные крупнымпланом «достижения» российской демократии и экономического либерализма вобласти макроэкономики не могут в полной мере характеризовать состояниеэкономики и общества. Эксперты всемирного экономического форума считают, чтовсе проблемы нашей страны носят, прежде всего, политический характер.
В начало 1994 годавнешний долг составлял 80 млрд. долл., в 1999 г. он составил 180 млрд. долл.,при бюджете страны в 20 млрд. долл.
Финансирование социальныхпрограмм в годы реформ осуществлялось неравномерно. На первом этапе социальныерасходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов увеличились в1992-1994 гг. более чем на 5 процентных пунктов ВВП – почти до 18% ВВП. Еслиучесть, что все совокупные государственные расходы в процентах к ВВП в течение1992-1994 гг. оставались приблизительно на одном уровне, то становитсяпонятным, почему доля расходов на социальные нужды в общем объемегосударственных расходов в течение этих трех лет возросла в 1,5 раза.
Сравнение реальныхрасходов на социальные цели в предреформенный период и в годы экономических реформв процентах к ВВП (таблица 3).
В эти годы повсеместносворачивались социальные программы предприятий, из-за желания снизить расходы вусловиях резкого спада объемов производства, что привело к сокращениюсоциальных расходов. Наиболее существенно сократились субсидиижилищно-коммунальным хозяйствам и расходы на содержание детских дошкольныхучреждений. При этом социальные выплаты – пенсии и пособия – претерпелинаименьшее сокращение. Наблюдался ост доли прямых денежных социальныхтрансфертов в государственных социальных расходах.
Законодательно оформилисьосновные экономические отношения, был создан рынок ценных бумаг, возникла сетьбанков и появилась и начала функционировать система банковского механизма,происходил поиск механизмов регулирования доходов и заработной платы.
Например, в некоторыхрегионах широко использовалось регулирование цен, осуществляемое косвенно(через дотации, ограничение торговой наценки, ограничение рентабельностипредприятий) и прямое – через установление фиксированных или предельных цен.
Проводимая экономическаяреформа не приносила ожидаемого всеми экономического эффекта и благоденствия, иболее того, стали отчетливо вырисовываться отрицательные последствия проводимыхреформ:
структурный кризиспериодически дополнялся финансовыми кризисами;
оказалось расстроеннымтечение основных экономических законов, нормами экономического права сталиволюнтаризм и запретительство;
год за годом разрушалосьнациональное производство, оказалась дестабилизированной жизнедеятельностьобщества (производство упало на 80%);
нарушилось равновесиеспроса и предложения, разбалансировался механизм ценообразования;
нарушиласьэквивалентность система денежного обращения, изменилась и расстроилась системадвижения продуктов;
неплатежи парализовалиэкономку, принесли половине граждан страдания от задержек выплаты заработнойплаты и пенсий;
государственный аппаратоказался разъединен коррупцией, которая по объему выросла до 15 млрд. долл. вгод;
обозначиласьнеспособность власти обеспечить выполнение Федеральных Законов, УказовПрезидента РФ, Постановлений РФ;
вопреки здравому смыслузавышались цены в сырьевых, экспортных отраслях и, как следствие, снизилисьвозможности формирования доходов в перерабатывающих и наукоемких отраслях.
4.2 Снижение доходовнаселения – итог реформ
Динамика доходовнаселения в России показывает, что с момента начала реформ они неуклонноснижались. После многолетнего снижения реальные денежные доходы населения лишьв 1997 г. несколько выросли и оказались на 2,9% выше, чем в предыдущем году. В 1997 г. по доходам и расходам наметилась тенденция осторожной стабилизации. Потребительские расходывозросли на 1,8% по сравнению с уровнем 1996 г. Реальная средняя заработная плата повысилась на 4,5% — не столь значительно, как в предыдущем году, однако тогдарост зарплаты на 12,9% последовал за ее снижением в течение двух лет подряд –на 9% в 1994 г. и на 26% в 1995 г.
После августа 1998 г.реальные денежные доходы населения снизились в три раза в долларовом выражении.Доходы населения «достигли» уровня 1995 г., прожиточный минимум – 924 руб. при среднейзаработной плате в 54 долл.
Стоимость необходимогосоциального набора, включающего фиксированную «корзину» традиционных длянаселения РФ основных потребительских товаров и услуг, в 1997 г. возросла на 11,2%. Затраты на приобретение необходимого социального набора в среднемсоставили 34,3% денежных доходов и 32,6% средней зарплаты. [ 1 ].
4.3 Психологическиеитоги реформ
Отрицательными сторонамиреформ рыночных преобразований стала непомерная для страны цена реформ – онаобанкротилась и оказалась ввергнутой в долги; социальная цена привела кобнищанию населения и вымиранию. После семи лет реформ страна оказаласьотброшенной назад, без надежд выбраться из безысходности. Сегодня странанаходится у истоков 1992 г., только уже страной нищей, беззащитной, свымирающим народом.
Политическими издержкамиреформы стала реальная угроза распада страны. Возникли «административные» и«продовольственные» границы регионов, отсутствует вертикальная структуравласти. Эти политические результаты стали для России платой за рыночныйволюнтаризм непредсказуемость экономических трансформаций
Политики, меряясь силой,сделали рыночную реформу в России социально нерентабельной и даже после семилет реформ «готовность населения поддержать рыночные реформы вступила в остроепротиворечие со страхом быть ими раздавленной».
Положительными сторонамиреформ стало то, что сформировались отношения наемных работников иработодателей, возникли независимые от государства профессиональные союзынаемных работников и союзы работодателей, оформились новые функции государства.Все это привело к кардинальному изменению практики решения социальных проблем,к изменению роли государственной политики регулирования доходов и заработнойплаты в целях реализации гуманистических начал социальной политики. Однакотакая корректировка не может быть сделана без учетов позитивных результатовреформ 1992-1998 гг.
Тот факт, что свыше 60%россиян не рассчитывают на помощь стороны государства и ориентируются насобственные силы, свидетельствуют о том, что адаптационные возможностинаселения России в настоящее время достаточно высоки, и не учитывать этообстоятельство при выработке стратегии политики регулирования доходов нельзя.
В результате реформ встране сформировался принципиально новый для России тип работника – активный,самостоятельный, относящийся к российскому государству не как к «священнойкорове», а как к партнеру. Речь идет о многих российских предпринимателях, чьимтрудом и инициативой поддерживается экономика России.
Реформа далеко от своегозавершения, поэтому неслучайно, на исходе седьмого года реформ, большинствоизвестных экономистов признает, мягко говоря, неочевидность успеховэкономической реформы. Реальный эффект от реформ оказался ниже ожидаемого.
4.4 Причины, непозволившие реализовать политику доходов
В ходе реформобнаружились отсутствие конструктивных идей, поспешность, непрофессионализм инедостаток политической воли. Причем поспешность на всех этапах: приватизации,создания банковской системы, акционирования, создания законодательной базы,постройки президентской республики и всех ее ветвей власти. Это привело кполитической нестабильности общества, несовершенству реформы, незавершенностиобщей стратегии преобразований. Причинами всех этих «не» послужили непоследовательность,некомпетентность, политическая ангажированность, корыстность (получить все исразу), а отсюда субъективная направленность принимаемых решений.
Заключение
В данной работе былирассмотрены такие немаловажные вопросы политики доходов и социальной защитынаселения как распределение доходов, регулирование доходов, поддержка бедныхслоев населения, вопрос о социальной защите и социальных гарантиях. Годы реформпоказали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное государственноерегулирование, потому что часто государство является первопричиной измененийэкономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемыхправительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Однако на делероль эта была минимальной, а экономика – чересчур либеральной. Последесятилетий тотального диктата государства в экономике была осуществлена модельполного отказа от государственного вмешательства в экономику. Правительственнаяполитика доходов и заработной платы достигает цели, когда она поощряет, а недиктует, когда создает благоприятные условия предпринимателям с тем, чтобы ихчастный интерес совпадал с интересом государства и общества. На практикегосударство делает более доступной для предпринимателей ту сферу экономики,которая является для него наиболее приоритетной. В заключение данной курсовойработы можно сделать вывод, что политика доходов и социальная защита населенияявляются одним из важнейших вопросов, без решения которых невозможно создатьгармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества.Кроме того, и это наиболее важно, социальная защита является той областью,которая не может оказаться ущемленной в плане внимания и финансирования. Важнотакже то, что регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено ичасто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Этоявляется совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без тогозатруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех,то во многих сферах жизни. Для нормального функционирования социальноориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективногосоциально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:
· достижениекачественного улучшения материального положения и условий жизни людей;
· обеспечениеэффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособностирабочей силы;
· гарантияконституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения,образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
· существенноеулучшение социальной инфраструктуры
В работе использованыследующие Интернет-ресурсы:
1. www.fcp.vpk.ru
2. www.eup.ru
3. www.dszn.ru
4. www.mszn.mosreg.ru
Библиографическийсписок
1. Абакумова Н.Н. Политика доходов изаработной платы. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999
2. Адамчук В.В., Ромашов О.В.,Сорокина М.Е.Экономика и социология труда: учебник для вузов – М.: Юнити, 2000.
3. Алиев И.М., Горелов Н.А. Политикадоходов и заработной платы. Феникс, 2008 г.
4. Бобков В. Н. Проблемы оценкиуровня жизни населения в современной России. М.: Инфра-М, 2005
5. Волгин Н.А., Егоров В.К.,Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях Альфа-Пресс, 2006 г.
6. Под редакцией Горелова Н.А…Политика доходов и качество жизни населения. Питер, 2003 г
7. Изучение проблем бедности вРоссии. Избранные материалы победителей конкурса научных работ. Алекс, 2005 г.
8. Левашов В.И. Социальная политикадоходов и заработной платы. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
9. Миронова Т. К., Право и социальнаязащита. Права человека, 2006 г.
10. Осипов С.Л. Формирование доходовнаселения. Хабаровск.: ХГТУ, 2000.
11. Плышевский Б. Проблемывоспроизводства в современных условиях // Экономист. – 1997. — №1.
12. Римашевская Н. М. Население:уровень жизни и здоровье. М.: Юристъ, 2001.
13. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика доходов и заработной платы М.: Юристъ, 2000
14. Суриков А. Е. Уровень жизнинаселения России 1992 — 2002гг. М., 2003.
15. Яковлев Р. Трипартизм и политиказаработной платы и доходов в России // Человек и труд. 2004. — №9.
Приложение
Таблица 1- Распределениедоходов населения и уровень дифференциацииДоли в доходе Россия (2005 г.)
Польша
(2002 г.)
Бразилия
(2000 г.)
США
(1999 г.)
20% самых бедных
60% «среднего класса»
20% самых богатых
Квинтильный коэффициент
Коэффициент Джини
6,3
47,2
46,5
7,4
0,378
8
53
39
4,9
0,272
2
31
67
33,5
0,634
4
52
44
11
0,480
Таблица 2. Распределениедоходов населения и уровень дифференциацииДоли в доходе Россия (2005 г.)
Польша
(2002 г.)
Бразилия
(2000 г.)
США
(1999 г.)
20% самых бедных
60% «среднего класса»
20% самых богатых
Квинтильный коэффициент
Коэффициент Джини
6,3
47,2
46,5
7,4
0,378
8
53
39
4,9
0,272
2
31
67
33,5
0,634
4
52
44
11
0,480
Таблица 3. Реальныесоциальные расходы в процентах к ВВП.Статьи расходов 1980 1990 1992 1993 1994 1995 Образование 4,03 3,46 3,58 4,03 4,36 3,40 Здравоохранение и физическая культура 2,08 2,27 2,45 3,58 4,09 3,41 Пенсионное обеспечение 3,94 4,37 4,83 6,06 5,92 5,33 Занятость и безработица - 0,0 0,06 0,22 0,38 0,33 Культура, искусство и СМИ 0,61 0,61 0,73 0,42 Субсидии ЖКХ 0,83 1,3 - - 4,6 3,66 Прочие социальные выплаты: детские пособия и т.п. 1,48 - 1,16 1,51 2,39 2,25 Всего расходы на социальные цели (исключая субсидии ЖКХ и общественный транспорт) 11,53 - 10,10 12,69 17,87 15,1