Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Экономика"


Понятие и роль государственного регулирования для экономики Республики Беларусь

Контрольнаяработа
Понятие и роль государственного регулирования дляэкономики Республики Беларусь
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1      Понятие и рольгосударственного регулирования для экономики Р.Б
2       Формы государственного регулирования хозяйственнойдеятельности
3      Планирование как элемент государственного регулированияхозяйственной деятельности. Формы планирования. Разработка планов и прогнозовэкономическою развития

1 Понятие и роль государственного регулированиядля экономики Республики Беларусь
Государственноерегулирование экономики существует во всех странах. При этом формыгосударственного воздействия на экономику различны в зависимости отисторических традиций страны, условий развития экономики, национальногохарактера народа.
Припереходе к рыночной экономике в отдельных государствах (Российская Федерация)была сделана попытка внедрить привычные для Запада идеалы либерализма,основанные на крайнем индивидуализме и отрицании роли государства в экономике.Результат данных преобразований для экономики был самым негативным.
Следуетотметить, что без государственного регулирования экономика Беларуси успешнофункционировать не может.
Иногдавысказывается мнение, что государственное регулирование ограничиваетсамостоятельность хозяйствующих субъектов. Такое ограничение действительноимеет место в случаях, когда это необходимо в интересах общества, например, приантимонопольном, налоговом, валютном, таможенном регулировании. И вводимые втаких случаях ограничения необходимы для сочетания интересов личности иобщества.
Нов некоторых случаях государственное регулирование не ограничивает, а расширяетвозможности хозяйствующих субъектов: государственная поддержка субъектов малогопредпринимательства — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, мерыпо поддержке агропромышленного комплекса, по обеспечению деятельностивоенно-промышленного комплекса, по защите качественныхтоваров произ- водителей.
Вто же время существуют и такие формы государственного регулирования, которыенаправлены на установление общих условий хозяйственной деятельности —государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности,лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности. Подобные формыгосударственного регулирования имеют легитимационное значение; с их помощьюопределяется правосубъектность хозяйствующих субъектов, предоставляетсявозможность вести деятельность, требующую специальных знаний, технологическисложную, опасную для окружающих, важную для обеспечения стратегическихинтересов государства.
Особоеместо занимают такие меры государственного регулирования, как прогнозирование ипрограммирование социально-экономического развития.
Противникигосударственного регулирования указывают на то, что этим создается почва дляувеличения контролирующих органов. Но нельзя решить эту проблему путем отказаот выполнения необходимых государственных функций. Нужно не только усилить государственный,но и ввести общественный контроль за соблюдением законности в экономике, безчего государственное регулирование экономики в Беларуси не может бытьэффективным.
2 Формы государственного регулированияхозяйственной деятельности
Внауке административного права регулирование рассматривается как один изэлементов государственного управления, присущий в той или иной мере всеморганам государственного управления, в качестве которых, выступают органыисполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуютфункции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковымиявляются:
-        защитаэкономического правопорядка;
-    распределение и перераспределение доходов междурегионами, отраслями и отдельными субъектами хозяйствования;
-    контроль за соблюдением законодательства впроцессе осуществления хозяйственной деятельности;
-    стимулирование развития какой-либо отрасли взаданном направлении.
Действияпо реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенныхформах и осуществляются посредством различных способов.
Такимобразом, государственное регулирование предпринимательской деятельностипредставляет собой целенаправленную деятельность соответствующихзаконодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредствомсистемы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей,решение различных экономических и социальных задач и регламентируютпредпринимательскую деятельность в стране.
Важнейшимиформами государственногорегулирования предпринимательской деятельности являются:
1)прогнозирование, представляющее собойподготовку представлений о возможном состоянии экономического и социальногоразвития;
2)планирование — это определение целей,задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижениятех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и др., планынаходят свое внешнее выражение, в нормативных правовых актах;
3)денежная политика — использование таких инструментов,как цены, налоги, валютное регулирование;
4)антимонопольное регулирование —обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, созданияи эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Способы государственногорегулирования предпринимательской деятельностиусловно можно разделить на:
1)      административные — приемы одностороннеговоздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственнойвласти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так иненормативного характера. Они направлены на:
-        установлениеправил поведения общеобязательного характера, т.е. определенного режима в сферереализации исполнительной власти;
предписаниеоб обязательном совершении определенных действий;
-        утверждениеконкретных (адресных) заданий;
-        разрешениеопределенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановлениеили аннулирование);
-        регистрация определенных действий; установлениестандартов, квот и т. п.; ограничение определенных действий и др.
2)      экономические — приемы, реализуемыечерез материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.),направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредствомвоздействия на его интересы.
Указанныеспособы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. одновременно могут иметьвластно-распорядительный характер экономическое содержание.
Вюридической литературе нет единого мнения по вопросу квалификации этихспособов. Более того, иногда они именуются не способами, а методами. Одниавторы указывают на существование универсальных методов применительно к любойдеятельности — убеждения и принуждения. Другие считают, что административные иэкономические методы — это лишь разновидности прямого и косвенного воздействияна экономические процессы. Тем не менее, представляется,что метод—это более общая категория, объединяющая конкретныеспособы и приемы воздействия на объект регулирования.

3 Планирование как элемент государственногорегулирования хозяйственной деятельности. Формы планирования. Разработка планови прогнозов экономического развития
Планированиепредставляет собой определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов,конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических,социальных, оборонных и др.).
Прогнозсоциально-экономического развития — система научно обоснованных представлений онаправлениях, критериях, принципах, целях и приоритетахсоциально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий периодс указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер пообеспечению их достижения.
Системагосударственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусьвключает:
-    на долгосрочную перспективу — национальную стратегиюустойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет иосновные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на10 лет;
-    на среднесрочную перспективу — программусоциально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
-    на краткосрочный период — годовой прогнозсоциально-экономического развития Республики Беларусь.
Разработкагосударственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусьна долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечиваетсяСоветом Министров Республики Беларусь.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексногоанализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологическойситуации, научно-технического и производственного потенциалов РеспубликиБеларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы измененияуказанных факторов.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственнымкомплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам.
Прогнозысоциально-экономического развития разрабатываются в различныхих вариантах с учетом вероятностного воздействиявнутренних
политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают качественныепоказатели и качественные характеристики экономической ситуации, экономическойи социальной фактуры, научно-технического развития, внешнеэкономическойдеятельности, динамики производства и потребления, уровня жизни, экологическойобстановки. Программа социально-экономического развития насреднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода напятилетний срок.
Ив программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективудолжны быть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период ихарактеристика состояния экономики Республики Беларусь;
концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь насреднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитнуюи валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная иструктурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реальногосектора экономики; социальная политика;
проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждаетсяПрезидентом Республики Беларусь.
Данные программы социально-экономического развития на сред-несрочную перспективу используются при разработке уровня жизни,экологической обстановки.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную
перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого
Периода на пятилетний срок.
Ипрограмме социально-экономического развития на среднесрочную перспективу должныбыть отражены:
оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период ихарактеристика состояния экономики Республики Беларусь;
концепция программы социально-экономического развития Республики Беларусь насреднесрочную перспективу;
макроэкономическая политика, включая бюджетно-налоговую, кредитнуюи валютную политику; институциональные преобразования; инвестиционная иструктурная политика; внешнеэкономическая деятельность; развитие реального сектораэкономики; социальная политика;
проблемы экологии и охраны окружающей среды.
Программасоциально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждаетсяПрезидентом Республики Беларусь.
Данныепрограммы социально-экономического развития на среднесрочную перспективуиспользуются при разработке прогноза экономического развития на краткосрочнуюперспективу.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.  Анохин, В. Государственноерегулирование предпринимательства/ В. Анохин // Хозяйство и право. — 1995. — №4. — С. 34 — 36.
2.  Антоновская, Н.А. Государственноерегулирование экономики: курс лекций / Н.А. Антоновская. — Минск: Амалфея,2005. — 158 с.
3.  Ведякин, В.М. Методыправового регулирования рыночных отношений / В.М. Ведякин // Юрист. — 2001. — №12. — С. 23—24.
4.  Витушко, В.А. Государственноегражданско-правовое регулирование рынка/ В.А. Витушко. — Минск: Амалфея, 2003.— 83 с.
5.  Орлова, Л.М. Хозяйственноеправо: ответы на экзаменационные вопросы / Л.М. Орлова. — Минск: ТетраСистемс,2005. — 128 с.
6.  Пугинский, Б.И. Правоваяэкономика: проблемы становления / Б.И. Путинский. — Минск: Амалфея, 2005. —270 с.
7.  Реуцкая, Е.А. Хозяйственноеправо: курс интенсивной подготовки / Е.А. Реуцкая. — Минск: ТетраСистемс,2007. — 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках
Реферат How Does Parental Control Affect A Child
Реферат Social Abstracts Essay Research Paper Japan South
Реферат Краткий справочник по физике.
Реферат Автоматизированное рабочее место дежурного штаба ГО Западного административного округа г.Москвы
Реферат Аналитическая обработка разнородной текстовой информации
Реферат Оздоровче фізичне виховання
Реферат Столыпинская аграрная реформа 2 Непосредственные причины
Реферат Монголо-татарское иго. Версия математиков А. Фоменко и Г. Носовского
Реферат Клінічна оцінка та корекція змін концентрації мікроелементів у крові хворих на гломерулонефрит
Реферат A Mystical Place Essay Research Paper Have
Реферат Рекреационно-туристический потенциал Приднестровья и проблемы охраны
Реферат История Ады Лавлейс
Реферат Причины экстремизма и борьба с ним в современном российском государстве
Реферат Оценка последствий аварии на пожаровзрывоопасном объекте