Реферат по предмету "Экономика"


Повышение рентабельности предприятия туризма

Содержание
Введение. 3
1. Рентабельность как показатель характеризующий эффективностьдеятельности предприятия. 4
1.1. Рентабельность: понятие. 4
1.2. Расчет и оценка рентабельности продаж… 15
2.    Выявление путей повышения рентабельностипредприятия туризма. 18
2.1. Особенность классификации затрат в туристическойдеятельности. 18
2.2. Возможные пути повышения рентабельности предприятия. 19
2.2.1. Снижение издержек как путь повышения рентабельностипредприятия туризма. 21
2.2.2. Дифференциация производства как путь повышениярентабельности предприятия туризма. 22
2.2.3.  Слияние и поглощение как способповышения рентабельности предприятия туризма. 25
3. Заключение. 30
Списокиспользуемой литературы… 31
Введение
В настоящеевремя туристический бизнес развивается быстрыми темпами и является одной ивысокодоходных и растущих отраслей. В связи с чем изучение деятельноституристических фирм с точки зрения их хозяйственного функционирования являетсяактуальной темой для исследования.
Основной цельюданной работы является выявление путей повышения рентабельности предприятиятуризма.
В даннойкурсовой работе рассматривается повышение рентабельности с помощью такихметодов, как снижение издержек, дифференциация производства, объединениепредприятий путем слияния и поглощения.
В процессе написанияработы ставятся следующие задачи:
— рассмотрениеспецифики показателя рентабельности предприятия;
— рассмотрениепутей повышения рентабельности предприятия туризма.
/>1.        Рентабельность как показательхарактеризующий эффективность деятельности предприятия />1.1 Рентабельность: понятие
По своейсути прибыль является важнейшей финансовой категорией, отражающей финансовыерезультаты хозяйственной деятельности предприятия.
Посвоему экономическому содержанию прибыль является денежным выражением частистоимости прибавочного продукта и как финансовая категория выполняетвоспроизводственную, стимулирующую и контрольную функцию.
Приосуществлении воспроизводственной функции она является одним из основныхисточников финансирования расширенного воспроизводства. При выполнениистимулирующей функции – источником формирования поощрительных фондов исоциального развития коллектива предприятия. Через контрольную функцию онапоказывает результативность хозяйственной деятельности.
Вэкономической литературе прибыль определяется как часть чистого дохода, которыенепосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Из курсаэкономической теории известно, что чистый доход – это категория производства,связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочныйпродукт – это продукт, созданный трудом людей на предприятия, который выступаеткак чистый доход общества.
Такимобразом, прибыль является важнейшим показателем, характеризующим финансовыйрезультат деятельности предприятия. Увеличение этого показателя предполагаетприрост потенциальных возможностей предприятия: расширение основнойдеятельности, возможность выплаты или увеличения размера дивидендов и др.
Вбухгалтерском учете финансовый результат определяется на счете Прибылей иубытков за отчетный период путем подсчета и балансирования всех прибылей иубытков за отчетный период (кассовый способ). Бухгалтерская прибыль находитсвое отражение в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях иубытках»
Другимпринципом определения финансовых результатов является использование методаначисления, который состоит в отражении реального притока (оттока) денежныхсредств предприятия. Эти методы дают разные величины прибыли, при этом методначисления отражает более реальную картину о величине финансового результатадеятельности предприятия как приросте (уменьшении) стоимости его капитала. 
Основнымипоказателями прибыли предприятия являются: балансовая прибыль (убыток); прибыль(убыток) от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от финансовойдеятельности; прибыль от прочих внереализационных операций; налогооблагаемаяприбыль; чистая прибыль. Все показатели прибыли содержатся в форме № 2бухгалтерской отчетности предприятия – «Отчет о финансовых результатах».
Балансоваяприбыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализациипродукции (работ, услуг), финансовой деятельности и доходов от прочихвнереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль(убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница междувыручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС иакцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль(убыток) от финансовой деятельности и от прочих внереализационных операцийопределяется как результат по реализации основных средств и прочих активов, какразница между общей суммой полученных и утраченных: штрафов, пени и неустоек идругих санкций; процентов; курсовых разниц по валютным счетам; прибылей иубытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; убытков от стихийных бедствий;потерь и списания долгов и дебиторской задолженности; поступлений долгов, ранеепризнанных как безнадежные; прочих доходов, потерь и расходов.
Налогооблагаемаяприбыль определяется специальным расчетом, она равна балансовой уменьшенной насуммы доходов, облагаемых по другим ставкам (доходы по ценным бумагам, отдолевого участия в других предприятиях и др. в соответствие с действующимзаконодательством) и льгот.
Чистаяприбыль предприятия определяется как разница между балансовой прибылью и суммойуплаченных налогов.
Величиначистой прибыли наиболее важна при анализе хозяйственной деятельности предприятия,т.к. именно она направляется на производственное и социальное развитие,материальное поощрение работников, создание резервного фонда и другие цели.
Другиепоказатели прибыли необходимы для оценки эффективности основной деятельностипредприятия, определения структуры прибыли и налоговой нагрузки на предприятие.
Всовременных условиях на ряду с основной деятельностью предприятия осуществляютдеятельность на прямую не связанную с основной деятельностью предприятия.Однако они оказывают непосредственное влияние на формирование балансовойприбыли предприятия и отражаются в форме № 2 как результаты от операционной ивнереализационной деятельности.
Финансовыерезультаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществоморганизации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации основных средств,нематериальных активов, производственных запасов, финансовых активов и иногоимущества; списание основных средств по причине морального износа, сдачапомещений в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей иобъектов, аннулирование производственных заказов, прекращение производства, недавшего продукции. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты,связанные с получением этих доходов, показываются в форме № 2 развернуто постатьям «Прочие операционные доходы», «Прочие операционные расходы». Крометого, в составе операционных доходов и расходов отражаются результатыпереоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностраннойвалюте (курсовые разницы), а также сумма причитающихся к уплате отдельных видовналогов и сборов за счет финансовых результатов.
Результатыот финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовыевложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместнойдеятельности. Суммы, причитающихся в соответствии с договорами к получениюдивидендов (процентов) по облигациям, депозитам отражаются в форме № 2 постатьям «Проценты к получению», «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие кполучению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документамиотражаются в форме № 2  по статье «Доходы от участия в других организациях»
В составпрочих доходов от внереализационных операций включаются: кредиторская идепонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек: поступлениеранее списанных долгов, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году,прибыль, полученная по операциям с тарой, присужденные или признанные должникомштрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоровпоставщиками, суммы страхового возмещения и покрытия из других источниковубытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий, других чрезвычайных событий,зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатаминвентаризации.
В составпрочих расходов от внереализационных операций включаются: убытки от списания инедостачи материальных ценностей, выявление при инвентаризации сверх норместественной убыли в случаях, когда виновники не установлены или в искеотказано судом, суммы уценки производственных запасов, готовой продукции итоваров в соответствие с установленном порядком, убытки по операциям с тарой,убытки от списания безнадежных долгов, убытки по операциям прошлых лет,выявленные в отчетном году, убытки от  стихийных бедствий; присужденные илипризнанные предприятием штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций занарушение условий хозяйственных договоров.
Такимобразом, основным финансовым результатом деятельности предприятия являетсяприбыль, при этом абсолютная величина прибыли не позволяет судить обэффективности деятельности предприятия. Показателем, который характеризуетотдачу, вложенных предприятием средств является рентабельность.
Рентабельность– это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качествеприбыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли отреализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показателистоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимостипродукции собственного и заемного капитала и т.д.
Предприятиесчитается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услугоно покрывает все свои издержки и получает прибыль. По этому в широком смыслеслова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определениерентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическоесодержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровеньрентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и вразном направлении.
Втечении производственного цикла на уровень рентабельности влияет ряд факторов(рисунок 1). Их можно разделить на внешние – связаны с воздействием надеятельность предприятия рынка, государства, географического положения ивнутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессеанализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, даетвозможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.
Рассмотримсначала факторы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и регулировать в зависимости от поставленных передпредприятием целей и задач, т.е.  внутренние факторы. Их можно разделить напроизводственные, непосредственно связанные с основной деятельностьюпредприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаныс производством продукции и с основной деятельностью предприятия.
Внепроизводственныефакторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е.своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательствперед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки доместа назначения и т.д… Природоохранные мероприятия, которые необходимы дляпредприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д.отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции занесвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы,например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом.На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и нарентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников.Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемнымкапиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в другихпредприятиях и т.д.
Из курсаэкономической теории известно, что процесс производства состоит из трехэлементов: средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы. В связи с этим,выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средствтруда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основнымифакторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышениемэффективности их использования связываются процессы интенсификациипроизводства.
Влияниепроизводственных факторов на результат деятельности можно оценить с двухпозиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны сизменением количественных параметров элементов процесса производства, к нимотносятся :
-     изменение объема и времени работысредств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д.,строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работыоборудования для увеличения объема производимой продукции;
-     изменение количества предметовтруда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов,большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;
-     изменение численности рабочих,фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои).
Количественноеизменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменениемобъема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы неснижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
-     Интенсивные производственныефакторы связаны с повышением качества использования производственных факторов,к ним относятся:
-     повышение качественныххарактеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная заменаоборудования на более современное с большей производительностью;
-     использование прогрессивныхматериалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемостиматериалов;
-     повышение квалификации рабочих,снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда.
Кромевнутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенноевоздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия,но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К даннойгруппе факторов  относятся:
-     географическое положениепредприятия, т.е. регион в которомоно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных,республиканских центров, природные условия и т.д,
-    конкуренция и спрос напродукцию предприятия, т.е. наличиена рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм- конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар,
-    ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценныхбумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменении доходности на одном ранке, влечетза собой снижение доходности на другом, например, повышение доходностигосударственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный секторэкономики,
-    государственное вмешательства вэкономику, которое проявляется визменении законодательных основ деятельности рынка, изменение налогового бременина предприятия, изменении ставок рефинансирования и т.д.
Источникамидля расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской ифинансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета напредприятии. К сожалению, публикуемая бухгалтерская и финансовая отчетность непозволяет точно оценить рентабельность предприятия, т.к. на основе ее нельзяопределить структуру выпускаемой (реализуемой) продукции, ее себестоимость ицену реализации, структуру заемных средств и расходы, связанные с возвратомзаемных средств по каждому кредиту и займу, состав и структуру основных фондов,величину их износа. Источник для расчета коэффициентов рентабельности служитбухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах (форма № 2),приложение к балансу (форма №5).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.