Реферат по предмету "Экономика"


Повышение качества продукции – основа экономической эффективности

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЮЖНО – КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.О. Ауезова
Технический институт
Кафедра: «Технологиястроительных материалов, изделий и конструкций»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
к курсовойработе
на тему: «Повышениекачества продукции – основа
экономическойэффективности»
подисциплине: «Экономика предприятий отрасли»
Специальность:05 07 30 – «Производство строительных материалов,
изделий иконструкций»
ШЫМКЕНТ 2008

Темаработы: «Повышениекачества продукции – основа экономической эффективности»
Исходнееданные: Себестоимость производства изделий при старом уровне качества 2496тенге, себестоимость производства изделий при новом уровне качества 1991 тенге,единовременные затраты, связанные с повышением уровня качества15800000 тенге,ликвидируемые фонды 1580000 тенге, объем производства и применения 10000 м3.№
Содержание пояснительной
записки Сроки выполнения
Примерный объём
(кол-во листов) 1 Введение 7.03.08 — 13.03.08 1-2 2 1. Проблема повышения качества продукции заводов стройиндустрии 14.03.08 — 27.03.08 3-4 3 2. Процесс формирования качества продукции 28.03.08 — 10.04.08 8-9 4 3. Организация службы контроля качества и управление качеством на предприятии 11.04.08 – 24.04.08 5-6 5 4. Экономическая эффективность повышения качества продукции строительного производства 25.05.08 — 1.05.08 1-2 6 Выводы 2.05.08 — 7.05.08 1-2

 
АННОТАЦИЯ
Вданной пояснительной записке к курсовой работе описаны теоретические основыэкономической эффективности повышения качества продукции. А также решеназадача, рассматривающая влияние повышения качества продукции на годовой эффектпредприятия.
Объемкурсовой работы представлен на 26 страницах печатного текста:
Количествотаблиц – 1,
Рисунков– 2,
Списокиспользуемой литературы – 3 названий.

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Проблема повышения качествапродукции заводов стройиндустрии
2. Процесс формирования качествапродукции
3. Организация службы контролякачества и управление качеством на предприятии
4. Экономическая эффективностьповышения качества продукции строительного производства
Выводы
Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Повышениекачества продукции, одна из задач, определяющих содержание и темпынаучно-технического прогресса. Качество предмета как выражение егопотребительских свойств — это его способность удовлетворять потребности в нем,соответствующие его назначению. Качество является основной характеристикойлюбой продукции материального производства, необходимой обществу.
Задачи поповышению качества продукции и услуг до уровня лучших отечественных и мировыхдостижений Казахстана сформулированы в Государственных программах, гдесущественно повышаются требования к качеству строительства. В эксплуатациюдолжны сдаваться объекты без каких-либо отклонений от требований к ним. Длядостижения этого следует создать в строительных организациях надлежащую службукачества с развитыми экономическими функциями. Экономическое содержаниепроблемы повышения качества заключается в том, что продукция повышенногокачества, т. е. с более развитыми потребительскими свойствами, способна при техже физических объемах производства удовлетворять больший объем потребностей.
Повышениекачества продукции в конечном результате должно привести к экономическомуэффекту.

1.ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
ЗАВОДОВСТРОЙИНДУСТРИИ
Проблемаповышения качества продукции во всех отраслях народного хозяйствахарактеризуется как одна из задач, определяющих содержание и темпынаучно-технического прогресса. Качество предмета — это его способностьудовлетворять потребности, соответствующие его назначению. Повышение качествапродукции позволяет: снизить затраты и потери при создании предметовматериального производства, зависящие от брака, необходимости ликвидациидефектов и их последствий; снизить эксплуатационные затраты в период службыпредмета (продукции); добиться удовлетворения единицей продукции большегообъема потребностей; получить социальный эффект: в сфере производства —воспитание чувства долга и ответственности за качество труда у исполнителей,повышения культуры производства и в конечном итоге повышения производительноститруда; в сфере потребления — более полное и высококачественное удовлетворениеличных потребностей человека и в результате повышение его жизненного тонуса,здоровья и отдачи на производстве; большими темпами осуществлятьнаучно-технический прогресс, выходить на мировой уровень поконкурентоспособности продукции отечественных предприятий.
Качествопродукции предприятия определяется количественно конечной (ограниченной)совокупностью тех ее свойств как материального тела, которые характеризуют еефункциональное назначение. Например, качество утеплителя определятся еготеплопроводностью, влагопоглощением, огнестойкостью и т. д. Эти свойствапродукции, определяющие ее функциональное назначение, будем называть единичнымипоказателями качества (ЕПК). Значение каждого единичного показателя качествавсех видов продукции установлено в нормативных документах (ГОСТ, СНиП, СН, ТУ ит. д.).
Отсюдавозникает основная задача, решаемая в процессе изготовления продукции, — достижениенормативного уровня качества (НУрК), признаком чего является положение, прикотором все ЕПК продукции совпадают с их нормативными значениями.
Установленагосударственная приемка продукции на предприятиях, которая может состоятьсялишь при условии, что продукция соответствует НУрК. Это требование направленона повышение качества продукции, материально заинтересовывает предприятие,которое не может продать непринятую продукцию и таким образом лишеновозможности возместить затраты на ее изготовление. Одновременно с этим напредприятии возникает своя, внутренняя проблема — достижение наиболееэкономичным путем такого качества продукции, при котором она будет приниматьсягосприемкой, т. е. не будет содержать дефектов и недоделок. Решение этой задачитребует на каждом предприятии проведения конкретных организационно-технических,экономических, социальных мероприятий по мобилизации всех резервов, всегоколлектива на решение проблемы повышения качества продукции. Это должно бытьповседневной работой, одной из главных составляющих частей управленияпроизводством.
Требованияк продукции, содержащиеся в нормативных документах, т. е. НУрК, подлежатпериодическому пересмотру. Пересмотр какого-либо из требований или ихсовокупности наступает при наличии четырех групп условий: запросов потребителя,которому требуется продукция с более высокими показателями качества, илиопределение на основе прогноза, что такая продукция найдет потребителя и будетконкурентоспособной с выпускаемой до этого; принципиальной возможности на данномуровне научно-технического прогресса изготовления продукции с новымипоказателями качества; готовности производственных предприятий к изготовлениюновой продукции; возможностей вложения средств в мероприятия, связанные сподготовкой и организацией изготовления новой продукции: создание новыхпроизводственных предприятий или реконструкция действующих, создание новогооборудования, обучение персонала и т. д.
Вконечном итоге целесообразность и возможность изменения НУрК определяетсяэкономическим расчетом. При решении социальных задач могут проводитьсямероприятия, требующие больших затрат на создание единицы продукции повышенногокачества. Это можно наблюдать, например, при переходе к строительству жильяповышенного качества без компенсации удорожания за счет повышения платы за егоиспользование.
ПовышениеНУрК продукции, как правило, будет приводить к необходимости пересмотранормативов, относящихся к материальным ресурсам, используемым при производствеэтой продукции: сырье, полуфабрикаты и др. Пересмотру НУрК предшествуют научныеи экспериментальные проработки.
УстановленныйНУрК представляет собой основополагающий набор документов, по которымпроизводится проектирование продукции, технология ее изготовления, оборудованияи т. д. В результате проектных работ создается проектная модель продукции,воплощенная в проектно-сметной документации. Основная задача проектировщиков —обеспечить НУрК, т. е. гарантировать, что при соблюдении требований проектапродукция будет удовлетворять всем нормативным требованиям.
Задачапроизводственных предприятий — обеспечение условий, гарантирующих достижениетребований к продукции, заложенных в проектно-сметной документации, т. е.достижение нормативного уровня качества. Этот процесс происходит на всех этапахпроизводства от добычи минерального сырья до выпуска готовой продукции. Такимобразом, отдельно взятое производственное предприятие в части достижения НУрКпродукции находится в тесной связи с проектными организациями и поставщикамивсех видов материальных ресурсов. Стабилизация работы предприятия и создание нанем условий, обеспечивающих достижение НУрК продукции, возможны лишь пристрогой регламентации взаимоотношений с кооперированными организациями ипредприятиями.
Практическиэто выражается в тщательной проверке поступающей проектно-сметной документациии в хорошо поставленном контроле качества поступающих материальных ресурсов,включая вспомогательные материалы, оборудование и др. С народнохозяйственныхпозиций далеко не вся продукция производственных предприятий, законченная дляних, будет конечной. Продукция большинства заводов стройиндустрии поступает надругие заводы для дальнейшей переработки (искусственные пористые заполнители —легкобетонные панели и т. д.) или на строительную площадку. В конечном итоге, втой или иной форме изделия заводов окажутся в составе конечной продукции(здания, сооружения), а достигнутый при их изготовлении уровень качестваотразится в затратах на дальнейших стадиях переработки продукции и вэксплуатации строительных объектов. Если этот уровень ниже НУрК, на дальнейшихстадиях производства и при эксплуатации будут дополнительные затраты.Следовательно, предприятие должно быть связано с потребителями его продукции,учитывать поступающую от них информацию и отвечать за перерасходы, возникающиепри наличии дефектов в продукции в большей мере, чем это происходит сейчас приустранении дефектов в гарантийный период по рекламациям эксплуатирующихорганизаций.
Проблемаповышения качества продукции включает четыре главных этапа: установление НУрК;обеспечение его в процессе проектирования; достижение на всех стадияхпроизводства и использования или эксплуатации.
Всовокупности этих взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов образуетсядинамическая система. Сознательное воздействие на элементы этой системы с цельюобеспечения условий, в наибольшей мере содействующих формированию высокогокачества продукции, является задачей управления качеством продукции.
Производядекомпозицию этой системы, можно выделить ту ее часть, которая относится кдеятельности отдельного хозрасчетного предприятия. Автономная деятельность этойподсистемы необходима и возможна, но при этом следует строго следить завзаимодействием с другими подсистемами по горизонтали (взаимодействие с другимипредприятиями и организациями по линии производственной кооперации), повертикали (проектные организации, потребители продукции) и по иерархииуправления.
Впределах хозрасчетного предприятия не может быть самостоятельной системыуправления качеством. Должна быть повышена ответственность служб системыуправления производством за качество продукции, а все ее подразделения должныбыть наделены функциями, предусматривающими планирование показателей качествапо всем подразделениям и исполнителям, регулирующими воздействия в сфереорганизации, обеспечения по ходу производственного процесса, сбор и обработкуинформации о процессе формирования показателей качества продукции, подведениеитогов работы и разработку перспектив.
 
2.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Задачапроизводственного процесса на всех его стадиях от добычи сырья до сдачиготового изделия — обеспечить изготовление продукции в заданном количестве вустановленные сроки, предусмотренные в проекте качества.
Можетбыть два подхода к контролю значений ЕПК: контролируются значения этихпоказателей только в готовой продукции, сопоставляются с проектными, врезультате чего определяется качество продукции и ее способность выполнятьвозлагаемые на нее функции; дополнительно к указанному выполняется контроль впроцессе образования (формирования) ЕПК, т. е. при всех последовательныхоперациях, связанных с созданием продукции. Своевременно выявляются частныенарушения, которые привели или могли привести в дальнейшем к отклонению ЕПК отих проектных значений. Устраняются нарушения или их последствия на раннихстадиях изготовления продукции.
Привтором, более развернутом подходе, как правило, требуется меньше затратвремени, труда и денежных средств на исправление нарушений или ликвидацию ихпоследствий. Но при этом необходимо наблюдать процесс формирования ЕПК по ходутехнологических операций, т. е. организовать операционный контроль качества.Этот контроль позволит своевременно выявлять отклонения в значениях параметров,входящих в ЕПК, и оперативно принимать меры к устранению дефектов, являющихсяследствием этих отклонений. Например, при изготовлении панелей наружных стенжилого дома плохое состояние форм приводит к отклонениям в их размерах, которыевыходят за пределы допусков. Следует исправить (если возможно) или забраковатьэти панели и принять срочные меры к ремонту форм. Если этого не сделано, то примонтаже швы между панелями получатся меньше заданного размера — 20 мм(например, 5 — 6 мм), что не позволит сделать надлежащую гидроизоляцию шва.После сдачи объекта в эксплуатацию образуются протечки через такие швы.
Перваясоставляющая в процессе формирования ЕПК продукции — качество материальныхресурсов, поступающих на завод. Качество этих ресурсов должно постоянноконтролироваться, однако это не всегда исключает использование в производствеизделий, материалов и конструкций, не отвечающих требованиям к ним. Иногда этобывает вынужденным, в других случаях оказывается недостаточным контроль.Положение может усугубиться, если не приняты меры по обеспечению надлежащегохранения ресурсов,: оконные блоки не защищены от увлажнения, склады заполнителяне обеспечивают их от загрязнения, намокания, смешения фракций и др. Сниженныепоказатели качества ресурсов неизбежно приведут к дополнительным затратам наодной из последующих операций. В процессе изготовления изделий И конструкций кобразованию дефектов приводит нарушение технологии и организациипроизводственного процесса. При этом время образования дефекта может несовпадать со временем его обнаружения. Например, при изготовлении на заводепанели наружной стены жилого дома плохо очистили форму, в результате чего набоковой грани панели образовались повреждения. Эти повреждения устранили назаводе, но при перевозке панели на строительную площадку и при монтаже часть ихвновь проявилась (отстала заделка). На месте поврежденные участки выровнялираствором и сделали надлежащую изоляцию швов. Однако в процессе эксплуатацииздания, при усадочных деформациях, заделка вновь отслоилась, в образовавшиеся трещиныпопала вода, образовались мокрые пятна на внутренней поверхности стены (в комнате).В дальнейшем трещина увеличилась и произошло разрушение кромки за счетзамерзания попавшей в нее воды.
Такимобразом, в обеспечении надлежащего качества продукции решающее значение имеетсвоевременное обнаружение отклонений в технологии, которые могут привести кпоявлению дефекта, если не будут своевременно исключены. Следовательно, приуправлении процессом формирования ЕПК следует осуществлять три функции:
1.Планировать и организовывать производственный процесс, намечать и проводитьмероприятия по его совершенствованию и, в первую очередь, по обеспечениювысококачественного выполнения операций на всех постах и участках; обеспечить своевременноеобнаружение и исправление дефектов; организовать ликвидацию причин, вызывающихдефекты.
2.Действенно контролировать технологический процесс на всех участках.
3.Своевременно обобщать и анализировать информацию о прохождении технологическогопроцесса; разрабатывать организационно-технические мероприятия по егосовершенствованию.
Перечисленныетри функции являются содержанием управления процессом обеспечения проектногоуровня качества заводской продукции. Действенность управления этим процессомдолжна быть установлена соответствующим распределением обязанностей и служебныхфункций должностных лиц. Например, плановый отдел должен уделить значительноевнимание планированию показателей качества и учету достигнутого качества.Производственно-технический отдел, службы главного механика и главногоэнергетика — разработке мероприятий, направленных на обеспечение качествапродукции, курированию внедрения этих мероприятий и изучению их действенности.Деятельность службы качества продукции требует постоянного поступленияинформации о состоянии производства, наличии нарушений, приводящих к дефектам,и т. д. Это достигается за счет сбора и обработки информации, поступающей отработников, в обязанности которых входит контроль качества выполнения работ:госприемки, ОТК и лаборатории.
Приорганизации службы качества на заводах получили распространение стандартыпредприятия. Стандарт предприятия (СТП) основан на ГОСТ, СНиП, ТУ и другихнормативных документах, он конкретизирует требования этих документовприменительно к данному материалу, конструкции, технологическому процессу.Используя специальные методические указания и правила, на предприятияхсоставляется специфичней для них набор СТП, регламентирующий требования к продукции,все технологические процессы и операции, а также организацию службы качества.
Наличиестандартов предприятия упорядочивает службу качества на предприятии, нонедостаточно для обеспечения этой службы информацией о ходе формированияпоказателей качества продукции.
Такимобразом, основными задачами службы качества на предприятии являютсяпланирование (постановка задач перед коллективом), достижение требуемогокачества продукции, воздействие на все звенья производственного процесса, учетдостигнутых результатов, т. е. на управление процессом формирования качествапродукции. В этой службе решающее значение имеет надлежащая организация контролякачества продукции на основе информации, от которой необходимо получитьсведения о количестве каждого вида дефектов с привязкой их ко времени, месту иисполнителю и обобщенные сведения о качестве продукции в виде объективныхчисловых характеристик.
Этаинформация служит для разработки мероприятий по устранению дефектов и причин,их порождающих, и передается для переработки, результаты которой в видеоценочных показателей служат для определения качества работы исполнителей(бригад), участков, цехов и предприятия в целом. На основе полученнойинформации осуществляются все виды морального и материального стимулирования, атакже планирование заданий по повышению качества продукции.
Переходот информации, поступающей от контролеров, к оценке качества продукции —наиболее ответственная операция, в которой не допустимы субъективизм, низкаяоперативность и недостаточная дифференциация как в оценочных показателях, так иадресности оценки (место, время, исполнитель). Существовавшая ранеетрехбалльная оценка без строгих количественных критериев отнесения продукции ккаждой из этих оценок [не отвечала этим требованиям и вообще мало подходила коценке заводской продукции.
Назаводах строй индустрии выдвигались и были использованы несколько способовколичественной оценки качества продукции и труда исполнителей. Наиболееперспективны два способа:
1) попорядковому номеру предъявления, с которого продукция сдается контролеру. Основаэтого способа, разработанная на саратовских приборостроительных предприятиях в середине50-х годов, — система «бездефектного изготовления продукции» (БИП), которая благодарясвоей наглядности и простоте получила широкое распространение во всех отрасляхнародного хозяйства с видоизменениями, учитывающими их специфику. Суть системы БИПзаключается в том, что исполнитель должен сдать изготовленное им изделиеконтролеру сразу (с первого предъявления) без дефектов и недоделок. При их обнаруженииизделие не принимается, исполнитель исправляет дефекты и предъявляет вторично ит.д. В оценке качества его труда исходят из того, с какого предъявления сдана продукция.К недостаткам этой системы для нашего случая следует отнести недостаточнуюдифференциацию оценок;
2) поколичеству дефектов, отмеченных контролером при приемке продукции. Этот способ тожедостаточно прост и нагляден, но имеет и недостаток — не учитывается значимость дефектовв формировании качества продукции. Например, нельзя признать равнозначнымитакие дефекты в плите перекрытия, как недостаточная несущая способность и качествопотолочной поверхности.
Обаспособа имеют общий недостаток, они позволяют оценить дефектность, а несобственно качество продукции, которое может, в принципе, быть и выше НУрК.
Представляетинтерес способ, основанный на использовании положительных черт этих двух подходови исключении их недостатков. Изготовленная на предприятии продукция (партия)предъявляется официально контролеру. Если контролер не отмечает никакихдефектов, он принимает продукцию с первого предъявления. Если дефекты есть —приемка не состоится, но при этом все дефекты официально регистрируются. Послеих устранения продукция предъявляется к приемке вторично и так далее до техпор, пока не будут устранены все дефекты. Таким образом, продукция принимаетсятолько если она полностью отвечает НУрК. Одновременно с этим дефекты, официальнозарегистрированные при первом предъявлении, служат информацией, на основекоторой производится оценка качества работы исполнителей, а накопительно —линий, цехов, предприятия. При этом учитывается не только количество дефектов, нои значимость каждого из них.
Следуетподчеркнуть, что при таком подходе доведение исполнителями качества продукциидо кондиционного состояния должно производиться за их счет, а первоначально (доисправления) полученная оценка не изменяется. При этом способе оценки качестваможет быть использовано несколько оценочных шкал. Предлагается шкала индексов,при которой продукция, полностью отвечающая НУрК. оценивается индексом />, имеющая дефекты (при первом предъявлении), />, если при первом предъявлении не отмечено дефектов, аряд ЕПК имеет значения выше нормативных />.
Индекскачества определяется по формулам:
-         для значений />
/>
-         для значений />
/>
где /> — ЕПК, подлежащее проверке при приемке данной продукциив готовом виде или на одной из стадий ее изготовления при ее предъявленииработнику контрольной службы;
/> — производительные линии (бригады), выпускающие продукциюв цехе;
/> и /> — наблюдаемое в партии принимаемой продукции приведенноеколичество отклонений />–го ЕПК от нормируемых значений в лучшую или худшуюсторону;
/> и/> — условные расчетные максимальные показатели превышениякачества над нормативом, при котором />, и снижения против норматива, при котором />.
Использованиеформулы (1) возможно лишь, если в принимаемой партии продукции по всем ЕПК />, а по части ЕПК показатели лучше нормативных.
/>
/>
/>
 
где /> и /> — наблюдаемые контролерами частоты отклонений значений/>–го ЕПК от нормативов в лучшую и худшую стороны, %;
/> — объем продукции (шт., т, м3 и т.д.),обследованной контролером при приемке и количество продукции (в тех жеизмерителях), в которой отмечено отклонение ЕПК от нормативов отдельно в лучшуюи худшую сторону;
/> и /> — значимость />–го ЕПК в образовании качества рассматриваемойпродукции (в долях единицы.
Величины/>, /> и /> — расчетные нормативы, использование которых позволяетвыполнять все операции по оценке качества продукции, имея в составе информациитолько сведения об официально зафиксированных контролерами отклонениях взначениях ЕПК от нормативных при первом предъявлении продукции к приемке. Приэтом следует еще раз подчеркнуть, что все дефекты и недоделки, зафиксированныеисполнителями при первом и последующих предъявлениях продукции к сдаче,подлежат устранению силами исполнителей (бригад) без специальной оплаты, а еслипри этом приходится прибегать к другим исполнителям, то за их счет. Толькопосле этого продукция подлежит приемке.
Притакой постановке дела деятельность контролера ограничивается только официальной(обязательной) фиксацией наблюдаемых им в предъявленной продукции отклонений ЕПКот нормативных значений. Вся дальнейшая обработка информации выполняется другимилицами на ЭВМ, оценка получается расчетным путем, что обеспечит ееобъективность и оперативность.
Расчетно-нормативнаябаза для оценки качества продукции должна включать:
1.Унифицированный перечень ЕПК по каждому виду продукции предприятия, по которомупроизводится ее приемка. В перечне должны быть сформулированы Нормативныетребования к каждому ЕПК.
2.Наименование характерных дефектов, относящихся к каждому ЕПК, и усредненныхзатрат на ликвидацию этих дефектов или их последствий (/>). Удобно этот показатель представлять в виде затратвремени (чел.–ч) на устранение дефекта. Он периодически пересматривается иучитывает, в частности, повышение производительности труда в отрасли.
3.Общая значимость ЕПК в образовании качества продукции (/>), которая является производной двух показателей:функциональной (/>) и производственной (/>) весомостей ЕПК. Функциональная весомость показываетстепень участия данного ЕПК в формировании качества продукции. Например, дляпанели наружного ограждения показатель теплосопротивления имеет большеезначение, чем качество внутренней поверхности и т. д. Функциональная весомость(в долях единицы) определяется из анализа условий работы данной продукциизавода в здании (в условиях эксплуатации) и завершается экспертным опросом средиспециалистов — проектировщиков, производственников и эксплуатационников. Как идва предшествующих норматива, этот имеет отраслевое распространение.
Показательпроизводственной весомости определяет внутризаводскую значимость данного ЕПК всложившихся условиях работы завода, он равен

/>
где /> — частота появления дефекта />–го ЕПК за некоторое прошедшее время (квартал,полгода) на рассматриваемом предприятии.
Такимобразом, в приведенном показателе учитываются затраты труда (а следовательно, ивсе затраты производства) на ликвидацию дефектов и их последствий. Можетоказаться, что для предприятия наибольшее значение имеет не главный пофункциональным признакам, а второстепенный дефект, но зато образующийся значительночаще. Главные усилия в первую очередь следует направлять на ликвидацию именноэтого, второстепенного дефекта, что не исключает необходимости ликвидации всехдефектов в продукции. Показатель /> имеет значение местного норматива, как правило, дляодного завода или нескольких со схожей продукцией и условиями производства.
Общийпоказатель значимости />–го ЕПК будет:
/>
/>
4.Условный, расчетный граничный показатель превышения значения />–го ЕПК над требованиями действующих нормативовопределяется исходя из условия, что /> должно относиться к продукции по качеству,находящейся на уровне мировых достижений. Конкретные значения /> определяются из анализа передовых до стижений в нашейстране и за рубежом и подтверждаются экспертным методом.
5.Условный расчетный показатель дефектности (/>) требуется для установления некоторой низшей границы,выше которой зона дефектной продукции ниже бракованной. Необходимо иметь в видуусловность этой границы, поскольку в равной мере продукция дефектная ибракованная, если дефекты или брак подлежат устранению, должна быть доведена докондиционного состояния. Разница лишь в оценке деятельности исполнителей илинейного персонала, на участке которого допущено такое низкое значение индексакачества. Речь идет о количестве дефектов в партии продукции (например, всборных железобетонных элементах, вы пущенных на линии в смену, неделю, месяц).Во всех случаях все дефекты подлежат устранению. Величина /> может быть определена, например, следующим об разом:собирается статистика по достаточно представительной группе заводов(производящих один и тот же вид продукции) по количеству дефектов каждого ЕПК втечение квартала, полугодия, года; определяется среднеарифметическое количестводефектов и среднее из лучших показателей; величина /> принимается среднепрогрессивной, т. е. средней междусредней арифметической и средней среди лучших показателей.
Условныйрасчетный показатель дефектности должен быть нормативом для группы однородныхпредприятий со сроком действия 2 — 3 года. Ужесточение требований к качествупродукции сопровождается уменьшением величины />.
Знаяоценку качества отдельных видов заводской продукции, можно перейти к оценкедеятельности цеха и завода. При этом необходимо накапливать оценки, получаемыебригадами за месяц, квартал или год по цеху, по цехам на заводе.
Оценкадеятельности цеха по качеству выпускаемой продукции
/>
где /> — объем продукции, выпущенной бригадой в течениевремени, за которое производится оценка качества продукции, тенге.
Аналогичнаяоценка деятельности завода
/>
где /> — объем продукции, выпущенной цехом за определенныйпериод;
/> — номер цеха завода.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВАИ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Навсех предприятиях, в том числе на заводах стройиндустрии, вводится государственнаяприемка продукции, что повышает требования к ее качеству.
Введениегосударственной приемки продукции на предприятиях резко повышает требования нетолько к собственно качеству продукции, но ко всей организации процесса,соблюдению технологической дисциплины, повышению культуры производства и др.Особенно необходимо на заводах действенное управление качеством, главная основакоторого — хорошо организованная внутриведомственная служба контроля качества.
Основнойзадачей вводимой на предприятиях Государственной службы контроля качестваявляется приемка продукции, полностью отвечающей всем требованиям. Всяответственность за качество продукции и свое временное проведение мероприятийпо обеспечению качества лежит на персонале завода. При этом необходимаполноценная, объективная и оперативная информация о формировании показателейкачества в процессе изготовления продукции.
Большиезадачи в области наблюдения за формированием показателей качества продукции ипринятия оперативных мер к устранению отступлений и причин, приводящих к ним,возложены на специалистов. Основная задача мастеров, сменных инженеров итехнологов, начальников участков — обеспечить высокое качество продукции,наряду с выполнением плана по количеству и достижением запланированных технико-экономическихпоказателей. При этом должно быть категорически исключено выполнение всехдругих показателей за счет снижения качества продукции или не использованиярезервов для его повышения.
Рассмотримсхему организации службы контроля качества продукции на предприятияхстройиндустрии. Вся информация о контроле качества продукции поступает вуправляющую систему (аппарат управления). Например, входной контрольматериалов, изделий и конструкций должен выполняться силами заводскойлаборатории (рис.1). Порядок проведения этих контрольных операций и размерконтролируемой выборки из объема поступивших материальных ресурсов определяютсянормативными документами (ГОСТ, ТУ и др.). Результаты лабораторного контролязаносятся в специальные журналы и доводятся до руководства предприятия. Привыявлении некондиционных ресурсов составляется официальный акт, служащий основаниемдля выставления рекламаций поставщикам ресурсов. При длительном храненииматериалов, изделий и конструкций, а также при их хранении в условиях, прикоторых возможно изменение их качества (например, на открытом воздухе), передупотреблением эти ресурсы подвергаются вторичному лабораторному контролю. Приналичии недопустимых отклонений в их качестве соответствующий официальный актслужит документом, запрещающим руководству предприятием использовать этиресурсы, а на виновных налагаются соответствующие начеты.
Большоговнимания со стороны руководства предприятием требует организация рекламационнойслужбы. Поставщик должен завезти на завод взамен забракованных кондиционныересурсы и возместить предприятию понесенные им убытки, в том числе и связанныесо сбоями производства. У предприятия-поставщика объем продукции, на которыйпоступили рекламации, должен исключаться из выполнения плана.
Походу технологического процесса в обязанность работников заводской лабораториивходит контроль технологических режимов и продукции на стадиях ее изготовления,когда это требует специального лабораторного оборудования или специальныхизмерительных, приборов. Например, на заводах сборного железобетона — контрольрежимов тепловлажностной обработки, изготовление и в последующем испытаниеконтрольных образцов на прочность и др. Предписание об исправлении или списаниипродукции (в том числе на стадиях ее изготовления) передается руководствупредприятия для принятия соответствующих мер.
Однойиз главных обязанностей линейного персонала является сплошной операционныйконтроль соблюдения технологических режимов и правил производства работ.Контролеры внутриведомственной службы (ОТК) осуществляют контроль выборочно, поспециальному расписанию, где основное внимание уделяется наименее благополучнымучасткам производства. Кроме того, эти контролеры, также выборочно, проверяюткачество выполнения работ на этапах, где формируются или проявляются основныепоказатели качества продукции. Например, изготовление арматурных заготовок,подготовка форм и бетонирование, подготовка изделий для госприемки.

/>
Рис.1. Входной контроль поступающих материальных ресурсов
Внутриведомственнаяконтрольная служба организуется на базе ОТК завода путем значительногокадрового усиления этого отдела, метрологического обеспечения.
Линейныйперсонал и контролеры внутриведомственной контрольной службы (ОТК) делаютотметки на специальных карточках при обнаружении дефектов. Карточкиспециализируются для каждой контролируемой операции (поста, участка), на нихдолжны быть перечни контролируемых показателей и требования к ним. Задачаконтролера— сделать пометку против того показателя, требования к которому невыполнены. Замена журналов такими карточками позволит упростить работу линейногоперсонала и контролеров ОТК и избавит их от дальнейшей обработки результатов контроля.В результате бригада (цех, завод) получает распечатки с оценкой своего труда(по качеству продукции) и суммарные оценки по цеху, заводу за необходимыепериоды их работы.
/>
ПРИМЕЧАНИЕ:/> — ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ВЕСОМОСТИ ЕДИНОГОПОКАЗАТЕЛЯ КАЧЕСТВА (ЕПК) ПРОДУКЦИИ:
А —ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ;
Б —ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ.
Рис.2. Накопительная кривая значений />пo постам технологической линии
Нарис. 2 показана накопительная кривая, характеризующая наблюдаемую картинуобразования дефектов в процессе формирования качества продукции. Кривая Л относитсяк начальному положению, когда на основе наблюдений установлена производственнаявесомость постов линии в образовании дефектов. Выявлено два первыхнеблагополучных поста (1 и 4), на них организован сплошной операционныйконтроль, выявлены причины плохой работы, проведены мероприятия и в результатеположение изменилось (кривая Б). Теперь наиболее весомыми (строчка Б) становятсяпосты 6, 4, 2, где и надлежит принимать первоочередные меры по устранениюнедостатков. Отметим, что проведенные ранее мероприятия оказались недейственнымидля поста 4 и не улучшили его работу.
Управлениекачеством продукции на предприятии включает следующие функции, которые входят всостав функций управления производством.
1.Анализ работы всех подразделений предприятия в части обеспечения ими выпуска продукциинормативного уровня качества, вскрытия и определения возможностей реализации резервовдля дальнейшего повышения качества продукции.
2.Планирование заданий по повышению качества продукции в пятилетних и годовыхпоказателях с до ведением их до всех подразделений и исполнителей.
3.Получение оперативных сведений о процессах формирования показателей качествапродукции в процессе ее изготовления, разработка и проведение оперативныхмероприятий по устранению причин, приводящих к срывам в этом процессе.Планирование оперативных заданий исполнителям по повышению качества продукции.
4.Осуществление морального и материального стимулирования бригад, линейноготехперсонала и работников управления заводом.
5.Кадровое, организационное, материально-техническое и финансовое обеспечениевсех мероприятий по управлению и совершенствованию качества.
6.Воспитательная работа в коллективе по повышению культуры производства,ответственности каждого исполнителя за достижение высокого качества своейработы.
Информационнойбазой для осуществления всех этих функций служат сведения, получаемые отконтрольной службы, действующей на предприятии в виде перечня дефектов суказанием времени и места их возникновения и оценок качества, полученных из ВЦ.Наличие такой информации позволит:
1)руководству цеха, отделам главного технолога, главного механика и др. приниматьоперативные меры, предупреждающие появление дефектов;
2)плановому отделу и отделу труда и заработной платы определять размерпремиальной надбавки (/>) к заработной плате всех категорий работающих доруководства завода включительно. При этом используется формула
/> 
где /> — размер премиальной надбавки к заработной плате извсех источников финансирования, причитающийся работнику, подразделению и ля предприятиюв целом, тенге;
/> — количественная оценка качества (индекс качества)исполнителя, бригады, других подразделений, накопительно в течение периода, закоторый производится премирование;
3)плановому отделу планировать конкретные количественные показатели качествапродукции в целом по заводу и по его подразделениям.
Указанныйподход к управлению качеством в системе управления производством полностьюотвечает направлениям на прогрессивные формы организации производства — арендныйи коллективный подряд. В этих условиях особое значение приобретает объективнаяоценка вклада каждого члена коллектива и каждого подразделения в достижения, вповышение качества продукции. При этом появится возможность наряду с учетомколичественных показателей (выработка и др.) учитывать и качество работы.

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
Экономический эффект от перехода на новый нормативный уровенькачества конечной продукции строительного производства (зданий, сооружений) всопоставлении с базовым уровнем определяется по формуле:
/>
где /> и /> — себестоимость конечной продукции при старом и новомнормативном уровнях качества, тенге;
/> — нормативный коэффициент эффективности капитальныхвложений, равен 0,15;
/> — дополнительные капитальные вложения на всех этапахстроительного производства в связи с переходом на новый нормативный уровень качества,тенге;
/> — стоимость (остаточная) ликвидируемых основныхфондов в связи с переходом на новый уровень качества, тенге;
/> и /> — годовые эксплуатационные расходы при использованиипродукции при старом и новом нормативном уровнях качества, тенге·м3,и определяют по формулам: /> и />.
Перед нами стоит задача установить годовой эффект отповышения качества продукции предприятия при исходных данных, приведенных втабл. 1.

 
Табл. 1. Исходные данныеПоказатели
Единица
измерения Данные
Себестоимость производства изделий при старом уровне качества, /> тенге 2496
Себестоимость производства изделий при новом уровне качества, /> тенге 1991
Единовременные затраты, связанные с повышением уровня качества, /> тенге 15800000
Ликвидируемые фонды, /> тенге 1580000
Объем производства и применения, />
м3 10000
1. Определим годовые эксплуатационные расходы прииспользовании продукции при старом и новом нормативном уровнях качества.
/>
/>
2. Определим экономический эффект от повышения качествапродукции предприятия.
/>
/>, следовательно, переход предприятия на новыйнормативный уровень качества продукции даст экономический эффект.

ВЫВОДЫ
Повышение качества продукции — важнейшее направлениетехнического прогресса.
К повышению качества готовой продукции приводит:
1)        проведениеорганизационных, технических и технологических мероприятий, направленных навыпуск продукции, отвечающей всем современным требованиям. Это дает гарантию,что использование продукции завода при возведении строительных объектов непотребует дополнительных затрат на ликвидацию дефектов или их последствий.Соблюдение всех требований к качеству продукции завода обеспечивает нормальнуюэксплуатацию объекта и его запланированную долговечность, исключает перерасходсредств в период эксплуатации;
2)        повышение степенизаводской готовности, например, выпуск изделий с поверхностями, подготовленнымипод окончательную отделку на стройке (а в некоторых случаях полностьюотделанные элементы), с заполненными проемами и т.д. Организация выпускапродукции повышенной заводской готовности потребует значительной перестройкипроизводства: создания отделочных постов и линий, повышения качества и уровнясодержания форм, бетоноукладывающих и отделочных механизмов, защиты изделий отповреждений при распалубке, транспортирование в цехе и хранении на складе идр.;
3)        улучшениекачества продукции сверх требований, устанавливаемых нормативами, если этотехнически возможно и экономически целесообразно. В первую очередь этоотносится к улучшению тепло-, водо- и звукоизоляционных свойств ограждающихконструкций, повышению качества и долговечности отделанных поверхностей,стойкости конструкций во времени, особенно при неблагоприятных условияхэксплуатации (например, увеличение срока службы бортового камня и дорожных плити др.). Это потребует строгого соблюдения технологической дисциплины, внедренияновых и совершенствования действующих технологических процессов, использованияновых материалов и т.п. При наличии значительных результатов появитсявозможность выдвижения продукции завода на государственную аттестацию качества.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Ю.Б. Монфред и др. Сборник задач поэкономике и организации предприятий промышленности строительных материалов,изделий и конструкций. — М.: Стройиздат, 1982;
2.   Монфред Ю.Б., Прыкин Б.В.Организация, планирование и управление предприятиями стройиндустрии. — М.:Стройиздат, 1989;
3.   Ю.Б. Монфред и др. Экономикастроительства. — М.: Высш. шк., 1987.

ОБОЗНАЧЕНИЯИ СОКРАЩЕНИЯ
ЕПК – единичный показатель качества;
ГОСТ – государственный стандарт;
СНиП – Строительные нормы и правила;
СН – строительные нормы;
ТУ – технические условия;
НУрК – нормативным уровнем качества;
ДУрК – достигнутый уровень качества;
СТП – Стандарт предприятия;
ОТК – отдел технического контроля;
БИП – бездефектного изготовления продукции;
Рис. – рисунок.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.