Реферат по предмету "Экономика"


Планирование как наука, вид деятельности и искусство

Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Международный Институт Дистанционного Образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету:
«Прогнозирование и планирование в экономике»
на тему
Планирование как наука, вид деятельности и искусство
Выполнил: студент
поспециальности 12.01.07
Шрифт 422533/2с
Кириллов А.С.
Проверил: МисниковВ.А.
МИНСК 2006

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1.Планирование как наука: предмет, объект, методы исследований. 4
2.Планирование как вид деятельности. 10
3.Искусство планирования в экономике. Планирование является также искусством   13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫ… 17
ВВЕДЕНИЕ
Планирование представляет собой управленческую деятельность,которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, атакже определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний являетсянаукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессией) иискусством.
Целью данной работы является рассмотрение планирование вразличных его аспектах.
Для достижения поставленной цели представляетсяцелесообразным решение следующих задач:
1. раскрыть сущность планирования как науки;
2. раскрыть предмет, объект и методы исследования планирования как науки;
3. привести сущностные характеристики планирования как вида деятельности;
4. показать, как реализуется искусство планирования в экономике.
1. Планирование как наука: предмет, объект,методы исследований
Под наукой вообще понимается сфера человеческойдеятельности, функцией которой является выработка и теоретическаясистематизация объективных знаний о действительности.
Понятие наука включает:
· деятельность по получению нового знания;
· результат этой деятельности (сумму полученных к данномумоменту научных знаний).
Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов иявлений действительности (теоретическое отражение действительности).
Планирование как наука представляет собой совокупностьсистематизированных знаний о закономерностях формирования и функционированияразличных хозяйственных систем.
Наука планирования является многоотраслевой. Отдельные ееразделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработаны.Менее разработано тактическое и стратегическое планирование на предприятии. Этоговорит о том, что наука планирования в целом находится пока в стадииформирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней состороны общественного производства возрастает. К факторам, обусловливающимвозрастающую роль науки планирования можно отнести следующие:
· рост числа управленческих кадров усиливаеттребования к уровню организации его работы и подготовке;
· рост масштабов общественного производства,усложнение хозяйственных связей требуют улучшения координации процессовпроизводства, распределения, обмена и потребления;
· расширение и усложнение международных связей;
· изменение методов хозяйствования, переход крыночным отношениям требует кардинальной перестройки системы планирования на всехуровнях управления экономикой;
· развитие научно-технического прогресса;
· морально-политические аспекты, связанные снеобходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,повышения материальной и моральной заинтересованности работников и т.п.
Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методыисследований.
Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ееприложения.
В качестве предмета науки планирования (который не следуетпутать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступаютотношения, которые складываются между участниками производственного процесса поповоду установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплексамероприятий, обеспечивающих их достижение.
Эти отношения проявляются в:
· кооперации труда различного вида и масштаба;
· производственно-хозяйственных процессах,совершающихся в экономических системах.
Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждойиз них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существованияобщества составляет материальное производство. Отношения по поводу производстваопределяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающаяроль принадлежит главной его сфере – непосредственному производству, которое являетсяобъектом данной науки.
Процессы планирования исследуются наукой планирования в двухразрезах:
· применительно к первичным звеньям производства(предприятиям, производственным объединениям);
· применительно к производству в масштабе всей страны.
Последний момент является определяющим в теориипланирования, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы вовзаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема состоит в том, чтопланирование на уровне предприятия или даже отрасли не охватывает всейсовокупности экономических связей и отношений, которые выявляются намакроуровне в системе народнохозяйственного оборота.
Планирование как наука имеет собственные методы исследований.
Метод дает вытекающее из теории науки описание того, какдолжна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ееприложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различныхсредств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в областипланирования в социально-экономических объектах.
В состав методов науки планирования входят следующие:
Конкретно-исторический подход.
Он предусматривает изучений отношений планирования какпроцессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующихна них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи сконкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можноотметить, что организация планирования в странах Запада, например, США,принципиально отличается от стран Востока, например, Японии.
Системный подход.
Позволяет подходить к исследованию количественных икачественных параметров протекания вероятностных процессов в сложныхсоциально-экономических системах с системных позиций.
Он предполагает:
во-первых, рассмотрение системы планирования производствомкак единого целого со своими законами развития;
во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы иисследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как навсе другие подсистемы, так и на подсистему в целом.
Тем самым создается возможность вскрыть закономерности исвязи подсистем, их соотношение и субординацию. Дает не только качественные, нои количественные оценки.
Суть системного подхода вытекает из его принципов:
· динамичности системы;
· взаимодействия, взаимозависимости явлений иэлементов системы;
· комплексности;
· целостности;
· иерархичности;
· главного звена.
Комплексный подход.
Так же как и системный он предполагает рассмотрение явленийв их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широкимпонятием, чем системный подход, поскольку он реализуется с помощью последнего.
Комплексный подход предусматривает:
· совместное использование методов исследований нетолько одной, но и нескольких наук;
· рассмотрение всей совокупности целей планированияпо уровням;
· рассмотрение различных проблем планирования с точкизрения временных интервалов и т.д.
Эксперимент.
Представляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязисоциально-экономических явлений опытным путем.
В планировании эксперимент, как и моделирование, служит дляапробации намеченных решений.
Преимуществами эксперимента являются следующие:
· возможность специально вызвать изучаемое явление,не ожидая его естественного появления;
· возможность повторения опыта и накопления данныхдля количественного анализа изучаемых явлений.
Недостатками эксперимента являются следующие:
· трудность искусственного создания условий,тождественных естественным;
· ограниченная возможность воздействия насоциально-экономические объекты в исследовательских целях;
Необходимые условия эксперимента:
· сохранение сущности общественного игосударственного строя;
· недопустимость ущемления интересов трудящихся;
· хозяйственная значимость планируемого нововведения;
· обратимость результатов (контролируемый характерэксперимента);
· возможность возврата к исходному состоянию;
· наличие контрольного объекта;
· создание экспериментальной ситуации (обеспечениечистоты эксперимента с целью выделения основного содержания эксперимента и исключениепобочных обстоятельств).
Моделирование.
Сущность моделирования заключается в создании такого аналогапланируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения целиисследования, свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты.
В планировании моделирование применяется в следующих случаях:
· когда необходимо разработать проект системы, нестроя ее в реальной жизни;
· когда необходимо совершенствовать имеющуюсясистему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически неоправдан, например, в силу больших затрат;
· когда эксперимент на реальной системе связан с ееразрушением.
В планировании моделирование не дает никакого решения, атолько дает аналог реального процесса или объекта. Оно позволяет выбрать не оптимальный,а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этогоприменяются различные типы моделей: графические, числовые, логические,табличные и др.
Методы специальных исследований.
В планировании имеются процессы, поддающиеся количественномуизмерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например,влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка такихявлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводитьсяс помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.
Наличие предмета, объекта и методов исследования в наукепозволяет разработать соответствующую теорию науки. Наука о планированиипризвана создать методологию и теорию путем выявления законов и закономерностей,определения принципов планирования и создания соответствующегокатегорийно-понятийного аппарата.
Задачи теории планирования:
· объяснить (исследовать) механизм отношений,возникающих в производстве в процессе планирования;
· находить пути и способы эффективного решенияконкретных хозяйственных задач;
· изучать и разрабатывать пути комплексногоприменения методов воздействия на людей в процессе планирования производства и т.п.
Разделы теории планирования включает следующее:
· методологические основы планирования производства. Здесьраскрываются: сущность и содержание планирования; законы, закономерности ипринципы планирования;
· учение о системы планирования. В этом разделеисследуются организационные формы планирования, функции и структура планирования,сочетание отдельных видов планирования;
· учение о механизме и методах планирования как осовокупности средств и рычагов воздействия;
· учение о процессе планирования. Рассматриваютсясвойства, динамика, типология частей, цели, методы процесса планирования; информационное,программное, техническое и информационное обеспечение планирования;
· учение о качестве и эффективности планирования. Освещаютсякультура и стиль планирования, научная организация планового труда, методологияоценки экономической эффективности плановых решений[1].
Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешнейвидимостью отношений вскрыть путем теоретического анализа их сущность,определить направления развития, возможности наилучшего использования дляповышения эффективности производства. 2. Планирование как вид деятельности
Планирование является также специализированным видомуправленческой деятельности, широко распространенным в производстве.
Планирование производства, как особый вид управленческойдеятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всехучастников производственного процесса. Планирование обособилось всамостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновениякооперации и увеличения масштабов производства.
Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда,лишь на определенной ступени развития производства планирование выделилось всамостоятельную функцию общественного труда. Однако выделение особой функциипланирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновениемнауки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний вначале XX столетия.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным методамхозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и ролипланирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать вуправлении различное положение. В зависимости от этого принято различать дватипа управления: базирующееся на принципах централизованного планирования иоснованное на рыночных механизмах регулирования.
Сущность концепции, базирующейся на принципахцентрализованного планирования, сводится к жесткому целенаправленномувоздействию на человека, коллектив и общество. Планирование из одной, пустьдаже важнейшей функции превращается в цель и содержание процесса управления. Болеетого, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управлениятакая трактовка придавала функции планирования и контроля гипертрофированнуюроль, дающую основание для администрирования и укрепления исполнительного, а нетворческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции,например, активизация и стимулирование превратились в формальность, имеющуюсугубо идеологическое назначение.
В роли планирования как ключевого звена в системе функцийотражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличияот капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованноустанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов иединой политики развития всего хозяйства не было необходимости развиватьфункции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентациипроизводства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный отреальной действительности. Данное обстоятельство и породило кризис концепциисоциалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на егопринципах.
Рыночная концепция управления основана на том, чтоуправление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которойпроисходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмоврегулирования хозяйственных процессов. Основой данной концепции являетсястратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал какоснову организации, ориентирует производственную деятельность на запросыпотребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта налюбые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживатьи достигать своих целей в долгосрочной перспективе[2].
Таким образом, необходимость реформирования вообще, ивнутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствиемструктуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования,что является важнейшей народнохозяйственной научной и практической задачей.
3. Искусство планирования в экономике. Планированиеявляется также искусством
Деятельность руководителя и специалиста, занимающихсярешением проблем планирования, имеет свои особенности, которые вытекают изтворческого характера их труда.
Процесс принятия плановых решений, как правило,сопровождается переработкой больших объемов управленческой информации, связан срешением проблем достоверности и неопределенности информации, необходимостьюорганизации коллективного труда и поиском групповых критериев предпочтений приформировании и оценке альтернативных вариантов решений.
При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивыеинтересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работамногими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большимифизическими и эмоциональными нагрузками, риском ответственностью не только засвою личную судьбу, но и за судьбу коллектива.
Плановик должен уметь держать в поле зрения одновременномногие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно иобоснованно принимать плановые решения. Он должен обладать высокимпрофессионализмом и компетентностью.
В конечном счете деятельность планового работника должнабыть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, осуществлениеновых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, созданиеновых продуктов, обоснованный риск.
Реализовать эти требования могут руководители и специалисты,обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедурывлияют психологические особенности человека: темперамент, своеобразиепознавательных психических процессов, характер и т.п. Сказанное позволяетутверждать, что принятие плановых решений – не только наука, но и искусство.
Как искусство, планирование тесно связано с мыслительнойдеятельностью человека и в основе своей неповторимо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование как наука представляет собой совокупностьсистематизированных знаний о закономерностях формирования и функционированияразличных хозяйственных систем.
В качестве предмета науки планирования (который не следуетпутать с предметом планирования как управленческой деятельности) выступаютотношения, которые складываются между участниками производственного процесса поповоду установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплексамероприятий, обеспечивающих их достижение. Эти отношения проявляются в: кооперациитруда различного вида и масштаба; производственно-хозяйственных процессах,совершающихся в экономических системах.
Планирование как наука имеет собственные методы исследований:конкретно-исторический подход, системный подход, комплексный подход,эксперимент, моделирование, методы специальных исследований,
В планировании имеются процессы, поддающиеся количественномуизмерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например,влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка такихявлений требует проведения социологических исследований. Они могут проводитьсяс помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.
Задачи теории планирования: объяснить (исследовать) механизмотношений, возникающих в производстве в процессе планирования; находить пути испособы эффективного решения конкретных хозяйственных задач; изучать иразрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей впроцессе планирования производства и т.п.
Планирование является также специализированным видомуправленческой деятельности, широко распространенным в производстве. Планированиепроизводства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечиваетцеленаправленность и согласованность работы всех участников производственногопроцесса.
Планирование является также искусством. Деятельностьруководителя и специалиста, занимающихся решением проблем планирования, имеетсвои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
5. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Н.Б. Антонова, А.Г.Завьялков, Г.А. Кандаурова и др.; Под общ. ред.Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО «Мисанта»,1996.
6. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. Стратегическоепланирование. – Мн.: ООО «Мисанта», 1998.
7. Казарновский А.С., Перлов П.А., Радченко В.Г. Совершенствованиеорганизационных структур управления промышленных предприятий. – Киев: НауковаДумка, 1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :