Реферат по предмету "Экономика"


Параметры оценки конкурентной среды отрасли

/>Содержание
Введение
1. Оценка состояния конкурентной среды в отрасли
2. Параметры и показатели оценки состояния конкурентнойсреды в отрасли
3. Обзор состояния конкурентной среды на рынке цемента вСибирском федеральном округе
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе одной из ключевых задач развития экономики России,антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов становится демонополизацияи содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, таки в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периодаформирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических,социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направленияхна федеральном и региональном уровнях.
В данной работе рассматриваются параметры, по которым оценивается состоянияконкурентной среды на товарных рынках. Показатели отражают информацию, которая являетсядостаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций, действующихна отраслевом рынке, так и для антимонопольных органов.
Цель реферата: проанализировать параметры оценки состояния конкурентнойсреды на отраслевых товарных рынках.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
· рассмотреть нормативные документы, регламентирующие правоотношенияпо данной теме;
· определить цели и источники информации для оценки состояния конкурентнойсреды в отрасли;
· дать характеристику параметрам оценки конкурентной среды в отрасли.
/>1. Оценка состояния конкурентнойсреды в отрасли
Состояние конкуренции или степень свободы предпринимательствана том или ином товарном рынке оценивается на качественном уровне и по системе количественныхпоказателей.
Для выяснения состояния конкуренции в той или иной отрасли экономикиРоссии специальным приказом Государственного комитета по антимонопольной политикеРоссийской Федерации (с октября 1998 года — Министерство Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства — МАПП РФ) разработан ивведён “Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарныхрынках”.
Данным порядком определены цели и источники информации для оценкисостояния конкурентной среды в отрасли, а также субъекты, проводящие такую оценкуи система показателей.
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке или положенияна нем хозяйствующих субъектов необходимы:
при рассмотрении дел по признакам злоупотребления доминирующим положением нарынке;
при государственном контроле за созданием и реорганизацией коммерческих и некоммерческихорганизаций;
при государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательствапри приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
при выдаче предписаний о принудительном разделении (выделении) коммерческих организацийи некоммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
при формировании Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенноготовара долю более 35 процентов.
При анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарном рынке в качествеисходной информации могут использоваться:
данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельностьхозяйствующих субъектов;
сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов,органов местного самоуправления;
сведения, полученные от физических и юридических лиц;
результаты товароведческих экспертиз, заключения специализированных организаций,а также отдельных специалистов и экспертов;
данные ведомственных и независимых информационных центров и служб;
данные объединений потребителей и объединений производителей;
сообщения средств массовой информации;
данные собственных исследований антимонопольного органа и данные антимонопольныхорганов других государств;
данные маркетинговых, социологических исследований, выборочных опросов и анкетированияхозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций;
технические условия и другие нормативы;
обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган;
данные иных источников.
Анализ рыночного потенциала организации производится в соответствии с приказомГАК России от 20.12.1996 N 169.
В зависимости от цели оценку состояния конкурентной среды могутпроводить:
·  антимонопольные органы(МАПП РФ и его территориальные органы);
·  государственные органыисполнительной власти (службы мэрии и областной администрации);
·  отдельные разработчикигосударственных и региональных программ развития экономики по поручению государственныхорганов исполнительной власти;
·  союзы и ассоциации предпринимателей;
·  судебные органы или эксперты(по их поручению).
Степень свободы или состояния конкуренции на том или ином рынкеоценивается по системе показателей, утверждённых приказом бывшего ГКАП России от20.12.96 № 169./> 2. Параметры и показатели оценки состояния конкурентнойсреды в отрасли
Для того чтобы сделать заключение о наличии или неразвитостиконкуренции на каком-то товарном отраслевом рынке, рассчитывают, сравнивают с критериямии анализируют показатели по следующим параметрам:
1) продуктовые границы товарного рынка;
2) субъекты товарного рынка;
3) географические границы товарного рынка;
4) объём товарного ресурса рынка;
5) доли хозяйствующих субъектов на рынке;
6) структура товарного рынка;
7) барьеры входа на рынок;
8) рыночный потенциал хозяйствующего субъекта.
Каждый из этих параметров имеет качественное определение и количественныехарактеристики (один или несколько показателей). Рассмотрим их подробнее.
1. Продуктовые или товарные границы рынка. Это группа (набор)взаимозаменяемых товаров. Такой набор определяют исходя из сплошного или выборочногоопроса потребителей и товароведческой экспертизы.
Взаимозаменяемость определяется с двух позиций — по потреблению(спросу) и по производству.
Количественно товарные границы по спросу характеризуются коэффициентомперекрёстной эластичности спроса (Еij), который определяется как отношениепроцентного изменения объёма реализации одного товара (i) к процентному изменениюцены на другой товар (j) за определённый период по формуле:
Eij = [ (Qi2 — Qi1) /Qi1·100] / [ (Pj2 — Pj1) /Pj1 ·100], (1)
где Qi1 и Qi2 — соответственно, объём реализацииi-го товара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицахизмерения;
Pj1 и Pj2 — соответственно, цена j-го товарав предыдущем и оцениваемом периоде, р.
При значении Eij>0 сравниваемые товары взаимозаменяемы (например, стеновые материалы, кирпич и ячеистыйбетон), а при Eij
Взаимозаменяемость товаров по производству оценивается на качественномуровне и характеризуется двумя моментами:
во-первых, наличием свободных производственных мощностей, которыеможно использовать для производства другого товара данной группы;
во-вторых, технологическими возможностями переключения производственныхмощностей предприятия-производителя с одной товарной группы на другую.
2. Субъекты товарного рынка представляет собой состав продавцови покупателей. При его характеристике определяется перечень всех фактически действующихи потенциально возможных субъектов на определяемом товарном рынке.
3. Географические границы товарного рынка представляет собойтерриторию, на которой покупатели приобретают или могут приобретать изучаемый товари не имеют такой возможности за её пределами. Географические границы определяютсятакже как и товарные — путём опроса покупателей. Если покупатели считают, что какой-тотовар, который продаётся в одном регионе, является заменителем товара, продаваемогов другом, то эти два региона представляют собой один и тот же географический отраслевойрынок.
При оценке географических границ определяют возможности перемещенияпокупателей и товаров между регионами, для чего проверяют следующее:
· доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;
· незначительность транспортных расходов на эти цели;
· незначительность дополнительных издержек на транспортировку товараот продавца к покупателю;
· сохранность свойств товара при транспортировке;
· отсутствие административных ограничений на ввоз-вывоз товара;
· насколько сопоставим уровень цен в различных регионах географическогорынка.
4. Объём товарного ресурса рынка количественно измеряется общимобъёмом реализации (или продажи, поставки) товара в географических границах рынка(V) — в стоимостных или в натуральных показателях. Рассчитывается по следующей формуле:
конкурентная среда отрасль оценка

                               n
Vт = åVi = Vр + Vim — Vex, (2)
                               i =1
где Vi — объём реализации определённого товара i-мпродавцом;
n — количество действующих на отраслевом товарном рынке продавцов;
Vр — объём реализации местными товаропроизводителями;
Vim — объём импорта (ввоза) на территорию рынка;
Vex — объём экспорта (вывоза) с территории рынка.
5. Доля хозяйствующего субъекта на рынке (Di), определяетсяпо формуле:
Di = Vi / Vт ·100. (3)
По величине данного показателя оценивается наличие на данномрынке хозяйствующих субъектов с доминирующим положением (обладающих рыночной властью).Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынкеопределённого товара составляет 65 и более процентов. Если доля хозяйствующего субъектане превышает 35 процентов, то его положение не считается доминирующим и, соответственно,он не имеет рыночной власти.
6. Структура товарного рынка. Для её количественной оценки используюттри показателя:
·  численность действующихна товарном рынке продавцов;
·  доли продавцов на рынке(Di — определяются по формуле 3);
·  показатели рыночной концентрации- коэффициенты рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI).
Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентноеотношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцовк общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке. В отечественнойпрактике обычно рассчитывают коэффициенты концентрации трёх (CR-3), четырёх (CR-4),шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10) или двадцати пяти (CR-25) крупнейшихпродавцов (производителей-поставщиков).
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитываетсякак сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нём продавцами:
                               n
HHI = å Di2.(4)
                               i = 1
По показателям рыночной концентрации делают предварительную оценкустепени монополизации рынка и равномерности (или неравномерности) присутствия нанём различных по размерам хозяйствующих субъектов. Чем меньше значения показателейCR и HHI, тем больше на данном рынке продавцов с равномасштабными объёмами поставкипродукции.
7 Барьеры входа на рынок. Под ними понимают обстоятельства, препятствующиевозможности войти на товарный рынок новым хозяйствующим субъектам. При этом даюткачественную характеристику двух моментов — во-первых, наличие (или отсутствие)барьеров входа на рынок и степень их преодолимости для потенциальных конкурентов(тех, кто может производить такой товар, и тех, кто производит, но на данной территориипока не продаёт) и, во-вторых, открытость рынка для межрегиональной и международнойторговли.
При оценке седьмого параметра в качестве барьеров обычно рассматриваютналичие следующих ограничений:
а) экономические и организационные — государственная политикапо инвестициям, кредитам, налогам, ценам и т.п., среднеотраслевая норма прибыли,сроки окупаемости капитальных вложений (инвестиционных проектов), наличие неплатежеймежду хозяйствующими субъектами, поддержка (или её отсутствие) малого предпринимательства- для рынков с мелкими организациями;
б) административные — необходимость лицензирования своей деятельности,наличие квот на выпуск и продажу продукции, ограничение её ввоза-вывоза, сложностис отводом земельных участков и т.п.;
в) неразвитость рыночной инфраструктуры — транспорта, связи,консалтинговых, лизинговых, информационных и других услуг;
г) наличие вертикальных объединений (ассоциаций, союзов, фондови т.п.) действующих на рынке организаций и стратегия их поведения — резервированиесвоих производственных мощностей, заключение долгосрочных контрактов по материально-техническомуобеспечению, наличие поставок по государственным нуждам, ценовая конкуренция и др.;
д) влияние эффекта масштаба — если минимальные объёмы (масштабы)производства и реализации продукции, приносящие доход, велики, то входящие на рынокпотенциальные конкуренты до достижения этих объёмов могут иметь более высокие затраты,чем уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты, и, следовательно, быть менееконкурентоспособными;
е) абсолютное превосходство в уровне затрат — затраты на единицупродукции у действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок;
ж) экологические ограничения — факты запрещения службами экологическойбезопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями отдельныхвидов деятельности и расширения производств;
з) ограничения по спросу — характеризуются эластичностью спроса.При этом рассчитывают коэффициент эластичности спроса (Ed) как отношениепроцентного изменения объёма спроса на товар к процентному изменению цены данноготовара:
Ed = [ (Q2 — Q1) /Q1·100] / [ (P2 — P1) /P1 ·100], (5)
где Q1 и Q2 — соответственно, объём реализациитовара в предыдущем и оцениваемом периоде, в натуральных или стоимостных единицахизмерения;
P1 и P2 — соответственно, цена товара впредыдущем и оцениваемом периоде, р.
Если абсолютная величина коэффициента эластичности спроса большеединицы (|Ed| > 1), то спросэластичен, то есть рынок становится более конкурентным. Повышение конкуренции нарынке должно приводить к снижению цены и, соответственно, к увеличению спроса напродукцию — у новых продавцов есть шанс войти в рынок данной продукции;
и) необходимость значительного первоначального капитала.
8. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта. По содержаниюон близок к рыночной власти. Под рыночным потенциалом понимается возможность хозяйствующегосубъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующемтоварном рынке и затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.Эта возможность напрямую не связана с долей хозяйствующего субъекта на рынке. Частодаже при доле на рынке менее 35% отдельные организации могут иметь рыночный потенциал.
Рыночный потенциал может измеряться различными способами и показателями:
¨  по долям хозяйствующихсубъектов на рынке — чем больше доля, тем выше рыночный потенциал;
¨  на основе исчисления эластичностиспроса по цене — чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца,тем выше его рыночный потенциал на рынке;
¨  по наблюдению за используемымипродавцом моделями ценообразования — устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентногои как долго их удаётся удерживать на этом уровне;
¨  по наличию долговременных(не менее года) отклонений индивидуальной рентабельности от среднеотраслевых уровней- уровень рентабельности хозяйствующего субъекта выше аналогичных показателей конкурентов;
/>¨ другие способы.
Интегральным показателемрыночного потенциала является превышение цены хозяйствующего субъекта над уровнемконкурентных цен. 3. Обзор состояния конкурентной среды на рынке цементав Сибирском федеральном округе
Период, за который исследуется информация о производстве и реализации цемента,включает 2007 год.
Товаром на рассматриваемом товарном рынке является цемент, применяемыйдля приготовления бетонов, бетонных и железобетонных изделий, строительных растворов,асбоцементных изделий.
Рассматриваемый товар принадлежит к группе Общероссийского классификаторапродукции (ОКП) 573000 — цемент.
Классификация по товарнойноменклатуре внешнеэкономической деятельности ТНВЭДрассматриваемых групп цементов следующая:
ТНВЭД — 2523 — Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый,цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные,готовые или в форме клинкеров.
Продуктовыми границами рынка является рынок цемента в целом, на котороммарки и производители цемента взаимозаменяемы для потребителей.
Географическим границами исследуемого рынка цемента являютсяадминистративные границы Сибирского федерального округа.
В настоящее время на территории Сибирского федерального округадействует 12 цементных заводов (суммарная мощность — 12,4 млн. тонн, выпуск в 2007 г. — 6,8 млн. тонн);
На территории Сибирского федерального округа, самую крупную группулиц представляет ОАО «Холдинговая компания „Сибирский цемент“.
Общий объем товарных ресурсов рынка цемента состоит из объемовреализации цемента товаропроизводителями, суммированного с объемами ввоза на территориюрегиона, за вычетом объемов вывоза за географические границы рынка.
В Сибирском федеральном округе по данным Росстата в 2007 г. объем товарных ресурсов:
7656,2-398,1+8,2 = 7 266,3 тыс. тонн.
Наиболее крупную группу лиц Сибирского федерального округа представляетОАО „ХК Сибирский цемент“, которая включает 4 завода-производителя: ООО»Топкинский цемент"; ООО «Красноярский цемент»; ОАО «Ангарскийцементно-горный комбинат»; ООО «Тимлюйский цементный завод».
Совокупная доля группы лиц ОАО «ХК Сибирский цемент»составляет:
/>
доля ОАО «Искитимцемент» составляет:
/>
доля ОАО «Ангарский цемент» составляет:
/>
Доли остальных хозяйствующих субъектов незначительны и составляютменее 1%.
Для определения уровня концентрации рынка цемента на территорииСибирского федерального округа используем следующие показатели:
коэффициент рыночной концентрации /> - сумма долей на товарном рынке (впроцентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующихна данном рынке:
/>
Где />доля i-го крупнейшего хозяйствующегосубъекта
/>
Так как на рынке цемента в границах Сибирского федерального округаколичество хозяйствующих субъектов менее 15, используется индекс рыночной концентрацииГерфиндаля-Гиршмана (HHI) — сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженныхв процентах):
/>
/>
Таким образом, 70%
Возможность доступа на рынок цемента новых конкурентов ограниченавысокими барьерами входа на рынок. Основными барьерами входа на рынок являются:
барьер капитальных затрат и первоначальных инвестиций. Для началадеятельности нового хозяйствующего субъекта потребуется значительный размер первоначальногокапитала;
наличие на рынке хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующееположение и имеющего возможность определять общие условия обращения товара на соответствующемрынке;
транспортные расходы. Потребители стремятся снизить транспортныерасходы и приобретают цемент у наиболее близко расположенных предприятий-производителей;
высокий рост цен на энергоносители, транспортные услуги, составляющиев совокупности до 50% затрат в себестоимости продукции.
/>Заключение
Таким образом, используя рассмотренные параметры и рассчитавхарактеризующие их показатели, можно оценить состояние конкуренции, то есть свободыпредпринимательства на том или ином отраслевом рынке.
На основе этих показателей отдельные предприниматели и организациитакже могут оценить свои перспективы и возможности вхождения на тот или иной товарныйрынок. Такие вопросы решаются, как правило, при выборе новых сфер деятельности иопределении путей увеличения прибыли, в частности за счёт внедрения инноваций.
/>Список литературы
1. Ивашенцева Т.А., Щербаков А.И. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ (СТРОИТЕЛЬСТВО). Уч. пос.- Новосибирск: НГАСУ, 2000. — 100с.
2. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарныхрынках: Утв. Приказом ГКАП России от 20 декабря 1996 года № 169.
3. www.fas.gov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.