Оглавление
Введение
Глава 1.Значение инновационной деятельности для развития предприятия
1.1Содержание и основные показатели инновационного проекта развития предприятия
1.2 Этапыинновационного процесса
1.3Экономическая оценка результативности инновационного проекта
Глава 2.Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ФГУП «УС-30» ТО-50
2.1Характеристика и основные направления деятельности предприятия
2.2Характеристика основных финансово-экономических показателей предприятияГлава 3. Экономическая оценка программыразработки инновационного проекта на ФГУП «УС-30» ТО-503.1 Оценка ресурсоемкости программы изатрат на ее выполнение3.2 Оценка ожидаемой результативности реализации программы
Заключение
Списокиспользованных источников и литературы
Приложения
Введение
Тенденция к формированию так называемой неоэкономикиприобретает в современном мировом хозяйстве все большее значение. Рост секторовхозяйства, связанных с развитием постиндустриальных тенденций – сферы научныхисследований и разработок, информатики и телекоммуникаций, профессиональнойподготовки высококвалифицированных специалистов, а также растущее значениеинновационного процесса в экономике являются наиболее очевиднымисвидетельствами происходящих перемен.
В механизме обеспечения экономического роста в России внастоящее время главенствующая роль принадлежит благоприятной долгосрочнойконъюнктуре на мировом рынке топливно-сырьевых товаров и феноменувосстановительного роста. Он основан, во-первых, на вовлечении в процесспроизводства длительное время не загруженных старых производственных мощностей.Это связано с возможностью расширения производства при сравнительно небольшихинвестициях в восстановление работоспособности старых производственныхмощностей при относительном недоинвестировании в техническое обновление основногокапитала. Во-вторых, этот рост опирается на недооценку рабочей силы,сложившуюся в начальный период «радикальных рыночных реформ». Это, с однойстороны, обеспечивает экономию на оплате труда, и, с другой стороны,постепенное преодоление этой недооценки создает ситуацию длительного расширенияплатежеспособного спроса, стимулирующего рост внутреннего рынка.
Понятно, что все эти источники так или иначе не беспредельны.Поэтому в последние годы все настойчивее поднимается вопрос об использованииинновационных источников экономического роста, тем более, что это соответствуетнаиболее перспективным тенденциям мировой экономики.
Значение инновационного процесса в обеспечении развитиясовременной экономики получило признание в России не только в работах специалистов,но и в позиции, заявленной государственными руководителями. Однако от осознанияважности инновационного процесса в условиях становления неоэкономики допонимания его реального значения в экономическом развитии страны, а тем более –до выработки эффективной политики, обеспечивающей активное использованиеинноваций для обеспечения экономического и социального прогресса, пролегаетвесьма нелегкий путь.
Все выше перечисленные проблемы и обусловили актуальностьтемы.
Цель работы: разработать инновационный проект на ФГУП «УС-30»ТО-50 .
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основныхзадач:
- определитьзначение инновационной деятельности для развития предприятия;
- датьхарактеристика и основные направления деятельности исследуемого предприятия;
- датьхарактеристику организации управления предприятия и основныхфинансово-экономических показателей предприятия;- провести оценку ресурсоемкости программыи затрат на ее выполнение;- оценить ожидаемую результативностьреализации программы.
Объект работы – ФГУП «УС-30» тоннельный отряд №50.
Предмет работы – инновационная деятельность предприятия.
Развитию инновационного рынка посвящены работы зарубежных иотечественных ученых, среджи которых особо следует отметить таких как 3авлин П.Н.,Васильев А.В., АганинаЛ.С., Демаков Г.В., Кузнецов Е.Ю., Лосева А.И., Хаустов Ю.И., Соловьев Б.А.,Бочаров В.П. и др., а также различные нормативно-правовые акты.
Глава 1 Значение инновационной деятельности для развитияпредприятия
инновационная экономическая затрата
1.1 Содержание и основные показатели инновационного проектаразвития предприятия
Инновационная деятельность предприятия направлена преждевсего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги),отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствияконкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента —потребительские свойства и цена — являются главными составляющимиконкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаровсвязаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха илинеудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламнаядеятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.[1]
И все же, как ни важны внепроизводственные аспектыдеятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являютсякачество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большуюпривлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можнопредставить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальноесоотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решениеследующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства,повышение экономичности и уровня обслуживания.
Указанные составляющие конкурентоспособности являютсямного-факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложныйсамостоятельный объект управления. В частности, на величину издержекпроизводства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии,покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровеньзаработной платы производственного персонала, производительность труда,издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечениянеобходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяетсятакими базовыми производственными факторами, как технический уровеньпроизводства, уровень организации производства и управления.
По существу, основа современной «философии успеха»заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбытаконкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация надолговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителявыражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению иподдержанию высокой прибыли.
Финансовые результаты, например, многих японских компанийсвидетельствуют, что именно эта философия в современных условиях ведет кобеспечению стабильного положения фирм на рынке, высокой рентабельности ихдеятельности. Поэтому руководители компаний рассматривают вопросы прибыльностис позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив егосбыта, выбора стратегии продаж используется концепция «жизненного циклатовара». Стратегия производства в зависимости от стадии жизненного циклатовара показана на рис. 1.
Одновременная работа с товарами, находящимися на различныхстадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмывынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих«амплуа»:
- фирма-новатор,занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
- инжиниринговаяфирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
- узкоспециализированныйизготовитель — чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массовоговыпуска;
- производительтрадиционных изделий (услуг) высокого качества.[2]
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активнодействуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и уходас него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой напроизводство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи длянее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
/>
Рисунок 1 – Стратегия производства в областиконкурентоспособности в зависимости от стадии жизненного цикла товара
Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами,находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлениемфирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечитьконкурентоспособность товара на рынке.
Согласно закону о конкуренции в мире происходит объективныйпроцесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены,отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условияхконкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кромеугрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс «вымывания» срынка некачественной продукции.
Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям.Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг),улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентногопреимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособноститовара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которогоявляются поиск и реализация инноваций.
В этой связи интересно отметить, что один из классиковэкономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство кореннымсвойством, главной чертой рыночной экономики. На самом деле конкуренция лишьсоздает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы иконкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс отпроизводства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваютсяна основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство,поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.[3]
Главной предпосылкой инновационной стратегии являетсяморальное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждыетри года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий,технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналыраспределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограммабизнеса.
Каковы же основополагающие принципы новаторской деятельности?П.Друкер считает, что нужнопровести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать неследует.
Что нужно делать:
1. Целенаправленнаясистематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализавозможностей источников инноваций.
2. Инновация должнасоответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут еюпользоваться. Следует задать себе вопрос: «Что должна отражать данная инновация, чтобы убудущих потребителейвозникло желание ею пользоваться?»
3. Инновация должнабыть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так:«Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?»
4. Внедрятьинновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, ограниченный риск. Впротивном случае почтивсегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которыхнуждается инновация.
5. Эффективнаяинновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаетситуацию, когдаконкуренты вас опередят.
Чего не следует делать:
1. Не умничайте.Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов— и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатациипочти наверняка обречено на неудачу.
2. Неразбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрацииэнергии. Необходимо, чтобы люди, над ней работающие, хорошо понимали другдруга.
3. Осуществляйте нововведенияради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдетнемедленного приложения,оно останется лишь идеей.[4]
Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности,таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области.Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновациятребует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогутни знания, ни талант.
Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильныестороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.
Наконец, инновация означает изменения в экономике,промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников.Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться егопотребностями.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности,оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бысозданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового какблагоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
Основной организационный принцип для инновации заключается всоздании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
Инновационный механизм – это организационно-экономическаяформа осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению,поиску инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этойдеятельности.[5]Существует множество таких механизмов, выполняющих конкретные функции. Причем,это множество не является закрытым и появление новых механизмов являетсязакономерным событием. Названные механизмы должны формировать функциональноеобеспечение предпринимательских структур в привязке к стадиям их жизненногоцикла. Под функциональным обеспечением понимают инновационное, инвестиционное ифинансовое обеспечение. Инновационное обеспечение должно способствоватьзарождению и эффективному поиску нововведения. Должен быть в наличиисоответствующий механизм, позволяющий ускорить процесс генерирования новшеств.Далее следует создать условия вложения средств (инвестирования) с цельюкоммерциализации новшеств, их внедрения в производство. Естественно, чторешение задач создания инновационных решений и инвестирования невозможноосуществить без соответствующих источников финансирования. С другой стороны, нетребует особых объяснений тот факт, что механизмы функционального обеспечениябудут различными в зависимости от того, на какой стадии развития находится таили иная предпринимательская структура. Необходимо связать элементыфункционального обеспечения со стадиями развития предпринимательских структур.Направления подобной увязки можно представить нижеследующей таблицей-матрицей(табл.1).[6]
Таблица 1 – Характеристика взаимосвязи элементовфункционального обеспечения и стадий развития предпринимательских структурХарактеристики функционального обеспечения Этапы развития предпринимательской структуры Становление (1) Развитие (2) Зрелость (3) Упадок (4) Инновационная (1)
Поиск научно-технических инновационных решений,
защита интеллектуальной собственности Разработка и развитие научно-технических решений
Разработка псевдоинноваций-продуктов, инноваций
процессов, передача технологий Поиск научно — технических решений по замене устаревших процессов приобретение лицензий и патентов
Инвестиционная
(2)
Определение направлений начального вложений
средств, инвестиционные льготы
за создание новых рабочих мест и освоение приоритетных направлений деятельности
Определение направлений производственного инвестирования,
формирование
благоприятного
инвестиционного
климата Долгосрочные инвестиции в участие в капитале других предприятий Определение направлений и вложение в переориентацию предпринимательской деятельности Финансовая (3)
Стартовое финансирование, получение дотаций через инкубаторные
программы
Финансирование
на стадии освоения и расширения охвата рынка,
формирование состава собственников, выход на финансовые рынки роста
Финансирование развития производственных мощностей, доступ к
кредитным ресурсам
Финансирование
сворачивания устаревшего производства, дотации»
субсидии
Данные механизмы «включаются», когда необходимо осуществитьразработку и внедрение инновации или в более общем виде – обеспечитьэффективное протекание инновационных процессов.
Инновационные механизмы существуют на трех основных уровнях:макроуровне, региональном уровне, уровне предприятия. На макроуровне решаютсятри основные задачи; формулируется государственная инновационная стратегия»создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом, реализуютсягосударственные инновационные программы. На региональном уровне присутствуютпохожие задачи, но они привязываются к особенностям определенных регионов. Имакро — и региональный уровень создают условия для интенсивного протеканияинновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Этиинновационные механизмы призваны обеспечить реализацию государственной ирегиональных инновационных стратегий на микроуровне, направить в руслеинновационных приоритетов предпринимательскую инициативу.
Упомянутые механизмы должны действовать в определеннойпоследовательности и характеризоваться сопряженностью и согласованностьюдействия.
Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели понятиеинновации и инновационной деятельности. Определили их место в развитии предприятия.Выяснили, что инновация, в первую очередь означает изменения в экономике,промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников.Определили значение инновационного механизма и выявили его функции.
1.2 Этапы инновационного процесса
Под инновационным процессом понимается последовательная цепьсобытий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новойтехнической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества.Поэтому необходима целостная система управления инновациями.
Для того чтобы лучше понять суть инновационного процесса иего отличие от обычной текущей деятельности, можно воспользоваться следующейтаблицей.
Таблица 2 – Параметры инновационного процессаПараметры Инновационный процесс Текущая деятельность Цель Удовлетворение новой потребности Удовлетворение сложившейся потребности Риск Высокий Низкий Тип процесса Дискретный Непрерывный Управляемость Низкая Высокая Результат для системы Переход на новый уровень Сохранение на прежнем уровне Отношение к текущим интересам участников Противоречит Соответствует
Инновационный процесс состоит из нескольких этапов:
1. Фундаментальныеисследования.
Фундаментальные исследования, сбор и систематизацияинформации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития.Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явленийокружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерированиеперспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации.
Он делится на теоретический и поисковый; в результате первогоформируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго –новые принципы создания изделий и технологий.
2. Прикладныеисследования.
Прикладные исследования, направленные на определение способовприменения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут бытьтеоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесьпроисходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовлениеи испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования.Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировкиисследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапаявляется техническое задание, рекомендация, образец.
3. Опытно-конструкторские разработки.
Опытно- конструкторские разработки направлены на созданиеновых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного икоммерческого использования. Их стадиями являются:
- разработказаказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, — принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;
- формулировкапредложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснованиецелесообразности создания изделия;
- изготовлениеэскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы,расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросыо целесообразности дальнейшей работы над изделием;
- подготовка наоснове эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболеесложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием,расчет эксплуатационных издержек;
- создание рабочегопроекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всюдокументацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
- изготовление,испытание, доводка опытного образца.
4. Освоениепроизводства нового изделия.
Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагаетоценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам,обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов,разработку и проектирование технологических и организационных процессов,подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоениевыпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе вэксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократноеповторение на других объектах. Одновременно с производством инновационныйпроцесс включает потребление.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл отразработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
5. Понятие, виды ирезультат инновационной деятельности.
Основу инновационного процесса составляет инновационнаядеятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследованийи разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или впроизводство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных,технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий,направленных на созданий и внедрение новшества.
Выделяют следующие виды инновационной деятельности:подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новыхпродуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов,лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.
Результатом инновационной деятельности на этапахфундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок являетсяинтеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственностии товаром.
На этапе фундаментальных исследований это – научные знания,теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапахпроектных, конструкторских, технологических работ – научно-технические проектыв области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением;опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов,изготовленные по результатам выполненных НИОКР.
Результатом инновационной деятельности можно считать также:
- мелкосерийную ималотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;
- программнуюпродукцию;
- научно-производственныеуслуги с использованием уникальной аппаратуры;
- услуги в областиинформатики, информационного, метрологического, патентнолицензионногообеспечения НИОКР и производства;
- консалтинговыеуслуги;
- хорошее знание иэффективное использование рыночных возможностей.[7]
Таким образом, в данном пункте мы определили этапыинновационного процесса. Непосредственно под инновационным процессом понимаетсяпоследовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает отисследований и разработок новой технической идеи до практического внедрениясозданного на ее основе новшества.
Выяснили, что инновационный процесс состоит из несколькихэтапов: фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, освоение производства нового изделия, понятие, видыи результат инновационной деятельности.
Определили виды инновационной деятельности: подготовка и реализацияпроизводства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретениевещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок,ноу-хау; производственной проектирование.
1.3 Экономическая оценка результативности инновационногопроекта
Методология и методы оценки эффективности инвестированныхпроектов в Российской Федерации независимо от форм собственности определены вМетодических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и ихотбору для финансирования, утвержденных Госстроем России, Министерствомэкономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г.№7-12/47.
Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффективностиинвестиционных проектов определяются коммерческая (финансовая) эффективность,т.е. финансовые последствия от реализации проекта для его непосредственныхучастников, бюджетная эффективность — финансовые последствия от осуществленияпроекта для федерального, регионального и местного бюджетов и экономическаяэффективность — затраты и результаты, связанные с реализацией проекта,выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционногопроекта и допускающие стоимостное измерение. Основу оценки эффективностиинвестиционных проектов составляют определение и соотнесение затрат ирезультатов их осуществления.
Все вышеназванные оценки рекомендуется производить сиспользованием следующих показателей: чистого дохода (интегрального эффекта);индекса доходности; внутренней нормы доходности; срока окупаемости инвестиций идругих, отражающих интересы участников или специфику проекта.
Оценку эффективности инвестиционных проектов следуетпроизводить с учетом дисконтирования указанных показателей, т.е. путемприведения их к стоимости на момент сравнения. Это обусловливается тем, чтоденежные поступления и затраты осуществляются в различные временные периоды и,следовательно, имеют разное значение. Доход, полученный в более ранний период,имеет большую стоимость, чем полученный в более поздний период. То же касается изатрат: произведенные в более ранний период, они имеют большую стоимость, чемпроизведенные позже.
Оценка эффективности инвестиционных проектов производитсяпутем расчета ряда показателей:
Чистый дисконтированный доход (ЧДД), т.е. Эинтопределяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная кначальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральнымизатратами и рассчитывается по формуле
T 1
Эинт = ЧДД = ∑ (Rt– Зt) ¾¾¾, (1)
t=0 (1 + E)t
где Rt — результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;
Зt— затраты, осуществляемые на t-м шаге;
Т — временной период расчета;
Е — норма дисконта.
Временной период расчета принимается исходя из сроковреализации проекта, включая время создания предприятия (производства), егоэксплуатации и ликвидации.
Если величина ЧДД инвестиционного проекта положительна, то онпризнается эффективным, т.е. обеспечивающим уровень инвестиционных вложений неменьший, чем принятая норма дисконта.
Приведение величин затрат и их результатов осуществляетсяпутем умножения их на коэффициент дисконтирования (аt), определяемый для постоянной нормыдисконта Е по формуле
1
аt= ¾¾¾¾, (2)
(1 + Е)t
где t — время от момента получения результата (произведениязатрат) до момента сравнения, измеряемое в годах.
Норма дисконта Е — коэффициент доходности капитала (отношениевеличины дохода к капитальным вложениям), при которой другие инвесторы согласнывложить свои средства в создание проектов аналогичного профиля.
Если норма дисконта меняется во времени, то формула (3)выглядит следующим образом:
1
аt= ¾¾¾¾¾, (3)
П (1 + Еk)
k= 1
где Еk— норма дисконта в k-м году;
t — учитываемый временной период, год.
При определении показателей экономической эффективностиинвестиционных проектов могут использоваться базисные, мировые, прогнозныерасчетные цены на продукцию и потребляемые ресурсы.
Базисные цены — это цены, сложившиеся на определенный моментвремени. Они используются, как правило, на стадии технико-экономическихисследований инвестиционных возможностей.
Прогнозные цены — цены на конец t-ro года реализацииинвестиционного проекта в соответствии с прогнозируемым индексом изменения ценна продукцию, ресурсы, услуги. Они определяются по формуле
Цt= Цб — It,(4)
где Цt— прогнозируемая цена на конец t-гогода реализации инвестиционного проекта;
Цб — базисная цена продукции или ресурса;
It — прогнозный коэффициент (индекс)изменения цен соответствующей продукции или соответствующих ресурсов на конец t-го года реализации инвестиционногопроекта по отношению к моменту принятия базисной цены.
Индекс доходности (ИД) инвестиций представляет собойотношение сумм приведенного эффекта к величине инвестиций К:
1 T 1
ИД = ¾¾ ∑ (Rt– Зt)¾¾¾. (5)
К t=0 (1 + E)t
Если индекс доходности равен или больше единицы (ИД ≥1), то инвестиционный проект эффективен, а если меньше — неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) инвестиций представляетсобой ту норму дисконта Евн, при которой величина приведенногоэффекта равна приведенным инвестиционным вложениям, т.е. Евн (ВНД)определяется из равенства:
T 1 T Кt
∑ (Rt– Зt)¾¾¾¾ = ∑ ¾¾¾¾. (6)
t=0 (1 + Евн)t t=0 (1 + Евн)t
Рассчитанная по этой формуле величина нормы доходностисравнивается с требуемой инвестором величиной дохода на капитал. Если ВНД равнаили больше требуемой нормы доходности, то проект считается эффективным.
Окупаемость. Этот показатель важен с позиции знания временивозврата первоначальных вложений, т.е. окупятся ли инвестиции в течение срокаих жизненного цикла? Окупаемость рассчитывается по следующей формуле:
С
Кок = ¾¾, (7)
Дсг
где Кок — окупаемость, месяцы (годы);
С — чистые инвестиции, руб.;
Дсг — среднегодовой приток денежных средств отпроекта, руб.
Вместе с тем с экономической точки зрения просто возвратвложенных средств неприемлем, поскольку инвестор должен зарабатывать прибыль наинвестированные средства. Из этого следует, что он должен получать прибыль втечение всего жизненного цикла инвестиций (оборудование, освоение новогопроекта и т.д.) после наступления срока окупаемости.[8]
Вместе с тем показатель окупаемости не является критериемдоходности проекта, так как он не отражает жизненный цикл инвестиций. Поэтомуна практике инвестиции рассматриваются в терминах доходности к первоначальномувложению и рассчитываются по формуле
Мн
Rи = ¾¾ ∙ 100, (8)
К
где Rи — доход на инвестиции, %;
Мн — прибыль после уплаты налогов, руб.;
К — инвестиции (начальные).
В оценке доходности инвестиций важно обращать внимание наизменение стоимости денег во времени, о чем уже говорилось выше. Для переводаденежных потоков в эквивалентные денежные суммы безотносительно времени ихпоявления используют начисления по ставке сложного процента дисконтирования.
На практике инвестор из двух предложений по инвестированиюпредпочитает то, которое дает доход раньше, поскольку это позволяет ему сноваинвестировать доход и зарабатывать прибыль. В противном случае (имеется в видуожидание более позднего срока получения дохода) он несет потери.
Чем длиннее период ожидания, тем меньше текущаядисконтированная стоимость денег, которые будут получены в будущем, потому чтокаждый дополнительный период ожидания увеличивает возможность заработатьприбыль в течение данного срока.
Проект считается устойчивым и эффективным, если во всехустановленных ситуациях интересы участников соблюдаются, а возможныенеблагоприятные последствия устраняются за счет созданных запасов иливозмещаются страховыми выплатами.
Степень устойчивости проекта по отношению к возможнымизменениям условий реализации может быть охарактеризована показателямипредельного уровня объемов производства, цен производимой продукции и т.д.Предельное значение параметров проекта для некоторого t-ro года его реализацииопределяется как такое же значение данного параметра в t-м году, при которомчистая прибыль участника в этом году становится нулевой.
Одним из важных показателей этого типа является точкабезубыточности, характеризующая объем продаж, при котором выручка от реализациипродукции совпадает с издержками производства. Точка безубыточностиопределяется по формуле
Иуп
Тб = ¾¾¾¾, (9)
Ц ∙ Иупер
где Ц — цена единицы продукции;
Иуп — условно-постоянные издержки;
Иупер — условно-переменные издержки.
В общем случае расчет интегрального эффекта рекомендуетсяпроизводить по следующей формуле:
Эож = λ ∙ Эmax + (1 – λ) Эmin, (10)
где Эож — ожидаемый интегральный эффект проекта;
Эmax, Эmin— наибольшее и наименьшее изматематических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятнымраспределениям;
λ — специальный норматив для учета неопределенногоэффекта (рекомендуется принимать на уровне 0,3).
Таким образом, в данном пункте были рассмотрены показателиэкономической эффективности инновационных проектов.
Рассмотренные выше показатели, судя по практическому опыту,не могут стать единственной основой для принятия решения об инвестировании.Здесь важно учитывать и другие факторы, которые не всегда поддаютсяколичественной оценке, а требуют содержательного анализа: общей складывающейсяэкономической конъюнктуры, конкурентной среды, способности менеджеров осуществлятьинвестиции, организационных моментов и др.
Глава 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности ФГУП«УС-30» ТО-50
2.1 Характеристика и основные направления деятельностипредприятия
Федеральное государственное унитарное предприятие,№30,сокращенное ФГУП «УС–30» создано в 1979г.
Местонахождение предприятия: Российская Федерация, 453901,Республика Башкортостан, г. Межгорье.
Тоннельный отряд №50 создан в 2005 году.
Место нахождение ФГУП «УС-30» ТО-50: Российская Федерация,Башкортостан г. Межгорье ул. Мира 17.
Тоннельный отряд №50, (именуемый в дальнейшем «ФГУП«УС-30» ТО-50»), является обособленным подразделением ФГУП«УС-30» и находится в федеральной собственности.
Предметом деятельности ТО–50 является:
— выполнение строительно-монтажных работ;
— производство строительных материалов и конструкций;
— проведение научных исследований;
— выполнение проектных, конструкторско-технологических работ;
— оказание помощи во внедрении разработок;
— оказание услуг юридическим и физическим лицам.
Основной целью деятельности ТО–50 является извлечение прибылипри производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг по хозяйственнымдоговорам для удовлетворения общественных потребностей и осуществления уставныхзадач ФГУП «УС–30».
Для достижения указанной цели ТО–50 осуществляет следующиефункции:
а) в строительно – монтажной деятельности:
— строительство тоннелей;
— строительство, реконструкция и техническое перевооружениетранспортных подземных инженерных сооружений, метрополитенов, гидротехническихсооружений;
— других объектов транспортного и производственногоназначения;
— строительство объектов жилищного и социально – культурного назначения.
б) в производстве строительных материалов и конструкций:
— производство строительных материалов;
— производство стальных конструкций и изделий;
— производство конструкций и изделий из бетона ижелезобетона;
— производство товарного бетона и раствора;
— производство деревянных конструкций и изделий,
— производство инвентаря, оснастки, металлоформ и опалубки;
— производство вентиляционных санитарно – технических иэлектротехнических изделий и заготовок;
— изготовление армометаллоконструкций, нестандартизированного оборудования, запасных частей.
в) в научной деятельности:
— участие, совместно с научно – исследовательскимиорганизациями, в научных исследованиях и практической реализации научныхконцепций, обосновании проектирования и строительства подземных сооружений.
г) в проектной деятельности:
— разработка проектно – сметной и конструкторскойдокументации на объекты промышленного и гражданского назначения.
д) оказание работ и услуг юридическим и физическим лицам, приосуществлении:
— торгово – закупочной деятельности через сеть магазинов истоловых, имеющихся на балансе или в аренде ФГУП «УС–30»;
— выпуск товаров народного потребления, развитиепроизводственной базы ФГУП «УС–30».