Оценка стоимости предприятия методом чистых активов
Содержание
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика ООО«Транс-Форум». Анализ внешней и внутренней среды функционирования организации
1.1 Характеристика ООО «Транс-Форум»
1.2 Анализ внутренней среды ООО «Транс-Форум», егоимущественного потенциала.
1.3 Анализ внешней среды при реализации нововведений вотношениях собственности
2. Оценка стоимости ООО «Транс-Форум» методом чистых активов
2.1 Оценка рыночной стоимости активов предприятия
2.2 Оценка величины долговых обязательств предприятия
2.3 Расчет стоимости ООО «Транс-Форум» методом чистых активов
Заключение
Список литературы
Приложение 1 – Бухгалтерский баланс ООО «Транс-Форум» за 3квартала 2010 года
Введение
Тема курсовой работы — «Оценка стоимости предприятия методом чистых активов (на примере ООО«Транс-Форум»).
Оценка стоимостипредприятия и бизнеса является достаточно актуальным видом деятельности всовременных условиях. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) – это расчет иобоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимостибизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собойцеленаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта вденежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный моментвремени в условиях конкретного рынка. Необходимость в такой оценке возникаетпри продаже бизнеса, причем заказчиком оценки может выступать как продавец, таки покупатель.
На практике применяютсяразличные методы оценки стоимости бизнеса. Следует отметить, что различныеметодики оценки бизнеса достаточно широко освещены в отечественной и зарубежнойлитературе. Среди отечественных авторов, исследующих вопросы оценки стоимостипредприятий, можно выделить Валдайцева С.В., Чеботарева С.В., Есипова В.Е. идругих. Технологии оценки автотранспортного бизнеса освещены в работахСамойловича В.Г.
В данной курсовой работедля оценки стоимости предприятия будет использован метод чистых активов.
Объектом исследования вкурсовой работе выступает ООО «Транс-Форум». Предприятие территориальнорасполагается в городе Москва и занимается следующими видами деятельности:
1) автомобильныегрузоперевозки по России;
2) автомобильныегрузоперевозки по Москве и московской области;
3) продажа двигателей изапасных частей МАЗ, КамАЗ, ЯМЗ;
4) мойка (ручная ипортал) всех видов автомобилей;
5) услуги попредрейсовому освидетельствованию водителей и другие виды деятельности.
Предмет курсовой работы –особенности использования метода чистых активов для оценки стоимости ООО«Транс-Форум».
Цель курсовой работы – наоснове метода чистых активов рассчитать рыночную стоимость ООО «Транс-Форум».
Для достижения даннойцели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
— датьорганизационно-экономическую характеристику ООО «Транс-Форум»;
— провести анализвнутренней среды ООО «Транс-Форум»;
— провести анализвнутренней среды ООО «Транс-Форум»;
— произвести оценкурыночной стоимости активов ООО «Транс-Форум»;
— произвести оценкувеличины долговых обязательств ООО «Транс-Форум»;
— по результатам оценкирыночной стоимости активов и долговых обязательств рассчитать величину чистыхактивов ООО «Транс-Форум».
Расчетная величина чистыхактивов предприятия будет являться стоимостью предприятия на дату оценки.
1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Транс-Форум».Анализ внешней и внутренней среды функционирования организации1.1 Характеристика ООО «Транс-Форум»
Полное наименованиепредприятия: общество с ограниченной ответственностью «Транс-Форум».
Сокращенное наименованиепредприятия: ООО «Транс-Форум».
Организационно-правоваяформа: общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частнаясобственность.
В соответствии с уставом,Общество создано с целью получения прибыли.
Юридический адрес:Российская Федерация, город Москва, улица Полярная, дом 27.
ООО «Транс-Форум» функционирует на рынкеавтотранспортных услуг с 2002 года.
В настоящее времяпредприятие оказывает следующие услуги:
1) Грузоперевозки натерритории России.
Грузоперевозки по Россииосуществляются автомобилями КАМАЗ, МАЗ, DAF. Грузоподъемность автомобилейсоставляет от 8 до 20 т., объем — от 8 до 82м3.
2) Грузоперевозки по городуМосква и московской области.
Грузоперевозки по Москвеи московской области осуществляются автомобилями МАЗ-5551, КАМАЗ-55111,КАМАЗ-55102, УРАЛ-5557.
3) техническоеобслуживание автотранспорта, технический ремонт автотранспорта, шиномонтаж,охраняемая стоянка маршрутных автобусов и грузовых автомобилей.
В данной области ООО«Транс-Форум» оказывает следующие услуги:
— текущий ремонт грузовыхавтомобилей и автобусов ПАЗ.
— капитальный ремонтдвигателей и КПП грузовых автомобилей и тракторов отечественного производства
— ремонт тормозныхколодок
— ремонт топливнойаппаратуры
— шлифовка коленчатыхвалов
— капитальный ремонтредуктора среднего и заднего моста
— сварочные работы
— шиномонтаж.
4) мойка (ручная ипортал) всех видов автомобилей;
Бесконтактный автомоечныйкомплекс для грузовых автомобилей с прицепной и полуприцепной техникой,рассчитан под размеры еврофургонов, действуют два поста. Новые технологииавтомойки позволяют обслуживать автомобиль с евро фургоном за 25-30 минут.
Моечный комплекспредлагает следующие услуги:
-санитарная обработкаавтотранспорта,
-уборка и химчисткакабины,
— мойка двигателя иднища,
— удаление битумныхпятен.
5) сдача в арендупомещений (офисных, складских, боксов для текущего ремонта);
6) услуги по предрейсовомуосвидетельствованию водителей;
7) контроль техническогосостояния автомобиля механиком перед выездом на линию.Производственная структура предприятия представлена нарисунке 1.
/>
Рис. 1. Производственная структура ООО «Транс-Форум»Из рисунка 1 видно, что в составе предприятия имеютсяследующие производственные подразделения:— отдел грузоперевозок;— магазин автозапчастей;— станция технического обслуживания автотранспорта;— мойка автотранспорта.
Организационная структурауправления предприятием представлена на рисунке 2.
/>
Рис. 2. Структурауправления ООО «Транс-Форум»
Из рисунка 2 видно, чтоорганизационная структура управления предприятием являетсялинейно-функциональной. Структурные подразделения предприятия наделены восновном организационными функциями, а функции управления реализуются наверхнем уровне. Отношения между подразделениями строятся по иерархическомупризнаку – нижестоящие подразделения подчиняются вышестоящим подразделениямпредприятия.
Как видно изпредставленной схемы, в структуре управления предприятием пять отделов:
1) транспортныйотдел – занимается организацией перевозки грузов. В его составе выделеныследующие подразделения: гараж, отдел привлеченного транспорта, отдел по работес физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отдел по работе сорганизациями.
2) отдел развития –решает вопросы сбыта товаров, обслуживания клиентов, программного обеспечениябизнеса. В его состав входят подразделения: рекламный отдел, отдел по работе склиентами, отдел программного обеспечения, курьерская служба.
3) финансовый отдел– занимается ведением бухгалтерского учета, планированием, расчетами сконтрагентами предприятия. В его состав входят подразделения: бухгалтерскийотдел, отдел экономики и прогнозирования, расчетный отел.
4) юридический отдел– занимается вопросами юридического обеспечения бизнеса. В его состав входятподразделения: претензионный отдел, договорный отдел.
5) хозяйственныйотдел – отвечает за административно-хозяйственные вопросы.
В таблице 1 представленадинамика финансовых результатов предприятия в 2007-2009 годах.
Табл. 1
Динамика финансовыхрезультатов ООО «Транс-Форум» (тысяч рублей)Показатель Значение показателя по годам Изменение 2007 2008 2009 +/- % 08/07 09/08 08/07 09/08 1. Выручка от реализации 27065 30703 29502 +3638 -1201 +13,44 -3,91 2.Полная себестоимость продукции, товаров, работ, услуг 24376 27793 26752 +3417 -1041 +14,02 -3,75 3. Прибыль от продаж 2689 2910 2750 +221 -160 +8,22 -5,50 4. Прочие доходы 815 978 1303 +163 +325 +20,00 +33,23 5. Прочие расходы 1728 2288 1080 +560 -1208 +32,41 -52,80 6. Прибыль до налогообложения 1776 1600 2973 -176 +1373 -9,91 +85,81 7. Налог на прибыль 387 445 552 +58 +107 +14,99 +24,04 8. Чистая прибыль 1389 1155 2421 -234 +1266 -16,85 +109,61
стоимостьбизнес оценка платежеспособность
Из приведенных данныхможно сделать следующие выводы:
1) выручка от реализациипродукции в 2008 году выросла на 13,44 % по сравнению с 2007 годом, в 2009 годусумма выручки несколько сократилась – на 3,91 %. Соответственно, в 2008 годунаблюдается рост себестоимости продукции, работ, услуг на 14,02 %, в 2009 годусебестоимость снизилась на 3,91 %.
2) прибыль от продажвыросла в 2008 году на 8,22 %, что было обусловлено ростом объемов сбытапродукции, и сократилась на 5,50 % в 2009 году. Однако значительное сокращениесуммы прочих расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом позволилозначительно увеличить величину чистой прибыли предприятия, которая по сравнениюс 2008 годом выросла более чем в два раза.
1.2 Анализ внутренней среды ООО «Транс-Форум», егоимущественного потенциала
Целью выполнения данногораздела курсовой работы является выявление сильных и слабых сторонанализируемого предприятия. Для этой целью проанализируем эффективностьфункционирования отдельных подсистем управления предприятием:
1) Менеджмент – вуправленческом аппарате анализируемого предприятия работаютвысококвалифицированные и опытные менеджеры. Многие из них работают напредприятии более пяти лет (примерно 80 % управленческого состава) и отличнознают специфику предприятия и отрасли, в которой оно функционирует. В связи сэтим, квалифицированный менеджмент на современном этапе является одной изключевых сильных сторон ООО «Транс-Форум».
2) Финансы – в целяхоценки функционирования данной подсистемы управления проанализируем показателифинансового состояния предприятия.
В таблице 2 приведенырасчетные значения показателей ликвидности анализируемого предприятия в2007-2009 годах.
Табл. 2
Оценка уровняплатежеспособности предприятияПоказатель Значения по годам Изменение, +/- 2007 2008 2009 2008/2007 2009/2008 1. Коэффициент текущей ликвидности 1,517 1,143 0,666 -0,374 -0,477 2. Коэффициент срочной ликвидности 0,473 0,305 0,083 -0,168 -0,222 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,026 0,028 0,009 +0,002 -0,019
На основе проведенныхрасчетов сделаем выводы относительно изменения ликвидности и платежеспособностианализируемого предприятия:
а) коэффициент текущейликвидности характеризует платежеспособность предприятия в среднесрочномпериоде. Его рекомендуемое значение – от 1 до 2. Из данных таблицы 2 видно, чтов 2007-2009 годах наблюдается отрицательная динамика данного показателя. Посравнению с 2007 годом коэффициент текущей ликвидности ухудшился более чем вдва раза. В 2007-2008 годах значение коэффициента находилось в пределахрекомендуемых значений. В 2009 году коэффициент отклоняется от минимальногорекомендуемого значения на 33,4 %, что говорит о недостаточном уровнеплатежеспособности предприятия.
б) коэффициент срочнойликвидности характеризует платежеспособность предприятия в среднесрочномпериоде. В 2007-2009 годах значение коэффициента значительно меньшеминимального рекомендуемого значения (0,8), причем наблюдается тенденцияухудшения коэффициента. Таким образом, срочная ликвидность предприятия такженаходится на недостаточном уровне.
в) коэффициент абсолютнойликвидности также значительно выходит за рамки рекомендуемых значений (более0,2) – на конец 2009 года предприятие за счет наиболее ликвидных активов сможетпогасить менее 1 % краткосрочных (текущих) обязательств.
Таким образом, расчетпоказателей ликвидности позволяется сделать вывод о низком уровнеплатежеспособности и кредитоспособности анализируемого предприятия.
Расчет показателейфинансовой устойчивости приведен в таблице.
Табл. 3
Анализ коэффициентовфинансовой устойчивости ООО «Транс-Форум»Показатель Значение по годам Изменение, +/- 2007 2008 2009 08/07 09/08
1.Имущество предприятия, тыс. рублей
2.Источники собственных средств (капитал и резервы), тыс. рублей
3.Краткосрочные пассивы, тыс. рублей
4.Долгосрочные пассивы, тыс. рублей
5.Итого заемных средств, тыс. рублей
6.Внеоборотные активы,
тыс. рублей.
7.Оборотные активы, тыс. рублей
8.Запасы и затраты (ЗЗ), тыс. рублей.
9.Собственные оборотные средства, тыс. рублей [2-6] (СОС)
160125
4476
23534
132115
155649
124415
35710
24571
-119939
172986
5865
31276
135845
167121
137247
35739
26099
-131382
197063
8782
51277
137004
188281
162900
34163
29889
-154118
+12861
+1389
+7742
+3730
+11472
+12832
+29
+1528
-11443
+24077
+2917
+20001
+1159
+21160
+25653
-1576
+3790
-22736
10.Коэффициент автономии (2:1)
11.Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз\.с) (5:2)
12.Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Ко), (9:7)
13.Коэффициент маневренности (Км), (9:2)
14.Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств (Км\и), (7:6)
0,028
34,774
0,287
0,034
28,495
0,260
0,045
21,439
0,210
+0,006
-6,279
-
-
-0,027
+0,011
-7,056
-
-
-0,050
Анализ коэффициентовфинансовой устойчивости позволяет сделать вывод о кризисном состояниипредприятия и неудовлетворительности структуры его баланса. Проанализируемдинамику коэффициентов финансовой устойчивости:
а) коэффициент автономии,характеризующий уровень финансовой независимости предприятия находится на оченьнизком уровне – можно сделать вывод о наличии значительной финансовойзависимости предприятия от заемных источников финансирования.
б) коэффициентсоотношения собственных и заемных средств также очень сильно отклоняется отнормы – максимальное рекомендуемое значение коэффициента составляет 0,7. Наконец 2009 года значение коэффициента составляет 21,439, что более чем в 30 разбольше нормативного значения показателя. Таким образом, можно сделать вывод онеудовлетворительности структуры баланса.
в) коэффициентобеспеченности собственными средствами в 2007-2009 годах меньше нуля, чтоговорит об отсутствии у предприятия собственных оборотных средств;
г) коэффициентманевренности в анализируемом периоде также меньше нуля, что говорит оботсутствии у предприятия возможности финансового маневра;
д) коэффициентсоотношения мобильных и иммобилизованных средств характеризует структуруактивов предприятия – значение коэффициента в анализируемом периодесокращается. Это говорит о том, что в 2007-2009 годах анализируемое предприятиебольше средств вкладывало во внеоборотные активы.
По результатампроведенного анализа можно сделать вывод о кризисном состоянии предприятия,неудовлетворительной структуре баланса предприятия, сильной зависимостианализируемого предприятия от заемных источников финансирования.
Кризисное финансовоесостояние предприятия является его слабой стороной, которая требует скорейшегоулучшения. Во многом отрицательная динамика показателей платежеспособности ифинансовой устойчивости обусловлена последствиями макроэкономическойнестабильности в России в 2008-2009 годах – под влиянием кризисных явлений вэкономике значительно упал спрос на продукцию и услуги анализируемогопредприятия.
3) Маркетинг – отделмаркетинга на предприятии отсутствует. Целенаправленной деятельности поизучению рынка, запросов и потребностей заказчиков на предприятии не ведется.Функция маркетинга, по сути, сведена к сбытовой деятельности и рекламнойдеятельности. Вместе с тем, по нашему мнению, построение эффективной системымаркетинга на предприятии способно значительно повысить эффективность егофункционирования. Отсутствие маркетинговой деятельности на предприятии являетсяего слабой стороной, ограничивающей развитие.
4) Персонал – кадроваясоставляющая является сильной стороной анализируемого предприятия. Как ужеотмечалось, на предприятии собран квалифицированный управленческий состав.Помимо этого, особое внимание руководство предприятия уделяет подбору водителейавтотранспортных средств – наличие опыта безаварийной работы не менее 5 лет,отсутствие вредных привычек. На предприятии функционирует эффективная системастимулирования. В том случае, если груз доставлен вовремя и без техническихповреждений, то им дополнительно выплачивается премия в размере 15 %. На уровнеаппарата управления применяются премии за достижение плановых показателейдеятельности предприятия – от 2 до 20 % к основному окладу в зависимости отстепени достижения плановых показателей. По ключевым кадровым позициям созданкадровый резерв.
5) Производство –основным производственным процессом предприятия является перевозка грузов.Анализируемое предприятие функционирует уже с 2002 года. За это время накопленбольшой опыт и в настоящее время качество грузоперевозок находится на высокомуровне. Это достигается за счет использования современной автотранспортнойтехники, своевременного ремонта транспортных средств, обязательной проверкитранспортных средств перед выходом на рейс. Также в обязательном порядкепроизводится медицинское освидетельствование водителей. Износ автотранспортныхсредств достаточно небольшой – на конец 2009 года 18 %. При этом для перевозокиспользуются современные модели транспортных средств, в том числе и импортногопроизводства. Таким образом, производственная составляющая также являетсясильной стороной рассматриваемого предприятия. 1.3 Анализ внешней среды при реализации нововведений вотношениях собственности
На исходном этапепроведем анализ внешнего окружения анализируемого предприятия.
1) экономическоеокружение – в целом экономическую обстановку в стране можно оценить какнеблагоприятную, что вызвано последствиями финансового экономического кризиса,который затронул Российскую Федерацию в конце 2008-2009 годах. В 2008-2009годах наблюдался значительный спад производства в стране, высокие темпыинфляции, замедление темпов роста ВВП, девальвация рубля. И, тем не менее, внастоящий момент пик финансового кризиса преодолен, начинается постепенный ростобъемов производства, замедляется инфляция, стабилизируется курс рубля. Однако,не вызывает сомнений тот факт, что восстановление экономики займет нескольколет и последствия финансового кризиса будут долго ощущаться в денежно-кредитнойсфере РФ. Финансовый кризис значительно повлиял на анализируемое предприятие. Вчастности, в 2009 году объем выручки сократился по сравнению с 2008 годом.Кроме того, наблюдалась негативная тенденция увеличения величины просроченнойдебиторской задолженности, что отвлекало средства из оборота предприятия,снижало уровень его платежеспособности в расчетах с поставщиками.
2) политическаякомпонента – если рассматривать данную компоненту на общегосударственномуровне, то здесь следует отметить стабильность политической системы нашейстраны. Действительно, действующий Президент РФ Медведев, по сути, продолжаетполитику предыдущего Президента нашей страны, причем основные ориентиры даннойполитики практически неизменны уже в течение нескольких лет. Вместе с тем, еслирассматривать политическую компоненту на уровне города Москвы, следуетотметить, что на настоящем этапе происходит смена власти. Тем не менее,существенного влияния данные процессы на анализируемое предприятие неоказывают.
3) социальная компонента– социальная обстановка в РФ, особенно на настоящем этапе, достаточнонапряженная. На фоне финансового кризиса существенно сократилась покупательнаяспособность населения, значительно вырос уровень безработицы. На протяжениипоследних двух десятков лет наблюдается значительная убыль населения РФ. Всеэто создает социальную напряженность. Данные тенденции предприятию необходимоучитывать при разработке стратегии развития.
4) технологическаякомпонента – технологические аспекты играют значительную роль вфункционировании любого автотранспортного предприятия. Использованиесовременной автотранспортной техники позволяет снизить расход топлива, затратына ремонт, повысить качество грузоперевозок. Посредством применения GPS-навигации водители автотранспортныхсредств имеют возможность отслеживать маршрут, выбирать наиболее подходящиемаршруты для перевозок. В 2008 году на предприятии была внедрена системы учетатоплива – устройство, которое устанавливается на автомашину и позволяетотслеживать расход топлива, что исключает его нецелевое использование. Этопозволило снизить расходы на бензин почти на 4 %. В связи с этим, предприятиюнеобходимо отслеживать новые технологии в грузоперевозке и внедрять их впроизводственный процесс.
5) правовая компонента –современное российское законодательство характеризуется определеннойстабильностью и способствует развитию хозяйствующего сектора. В частности, запоследние годы неоднократно снижались ставки налогов (в частности, НДС, ЕСН,налог на прибыль), что позволяло снизить налоговую нагрузку на предприятие. БанкРоссии во второй половине 2009 года – 2010 годах снижал ставкурефинансирования, что благоприятно сказывается на ставках по кредитнымсредствам. Положительно также можно оценивать и упрощение таможенных режимов вгрузоперевозках со странами СНГ, в частности с Белоруссией. Поэтому, в целомправовая обстановка в стране достаточно благоприятная.
Конкурентная обстановкана рынке автотранспортных услуг достаточно сложная, рынок является достаточноконкурентным. В таблице 4 приведены данные об основных конкурентаханализируемого предприятия.
Табл. 4
Конкуренты ООО«Транс-Форум»Наименование Адрес ООО «ГРУЗОВОЗОФФ» Москва, улица Адмирала Макарова, дом 2 ООО «Деловые линии» Москва, улица Бестужевская дом 7 ООО «Транскомпани» Москва, улица Деловая, дом 11, строение 1 ООО «Авто Феникс» Москва, Капотня, 3-й квартал, дом 25А ООО «АвтоПартия» Москва, Каширское шоссе, дом 57, корпус 5 ООО «Транстерминал» Москва, Индустриальное шоссе, 37/1
Отрасль является довольнопривлекательной. Количество автотранспортных предприятий в городе Москве,занимающихся дальними грузоперевозками ежегодно растет.
Ключевыми факторамиуспеха в отрасли являются:
— высокое качествогрузоперевозок, предполагающее выполнение согласованных сроков грузоперевозок иисключающее повреждение грузов при перевозке. Данный фактор является одним изключевых факторов, поскольку заказчики, удовлетворенные качеством перевозок, вбольшинстве случаев превращаются в постоянных клиентов.
— высокая квалификацияводителей автотранспорта – является одним из основных условий обеспечениявысокого качества грузоперевозок. Использование водительского состава снедостаточной квалификацией приводит к нарушению договорных сроков перевозки,возникает риск аварийности;
— парк современнойавтомобильной техники – позволяет повысить надежность грузоперевозок и снизитьих себестоимость.
Заказчиками транспортныхуслуг предприятия являются многочисленные предприятия и организации городаМосква и области. Сведения о наиболее крупных заказчиках предприятияпредставлены в таблице 5.
Табл. 5
Сведения о наиболеекрупных заказчиках ООО «Транс-Форум»Наименование Регион Доля в выручке, % ОАО «Аркада» Москва 7 ООО «Снабсервис» Московская область 5 ООО «МебельТорг» Москва 4 ООО «Авто-трейд» Москва 4 ООО «Таргет» Москва 4 ООО «Технологии холода» Москва 3
На долю остальныхпокупателей приходится менее 3 % от общей величины выручки от реализации в 2009году. В настоящее время предприятие активно осваивает рынок потребителейавтотранспортных услуг Московской области. Объем заказов со стороны клиентов изМосковской области ежегодно растет. Прогнозируется сохранение данного роста и вдальнейшем. Кроме того, ожидается рост продаж на существующих рынках в связи состабилизацией экономической обстановки в стране.
По итогам проведенногоанализа внешней и внутренней среды предприятия составим матрицу SWOT.
Поле возможностей (О)
1. Дальнейшее освоение рынка Московской области
2. Восстановление экономики после финансового кризиса
3. Увеличение объема сбыта продукции на существующих рынках
Поле слабых сторон (W)
1. Отсутствует маркетинговая деятельность
2. Отсутствует резерв поставщиков сырья
3. Неудовлетворительное финансовое состояние
Поле сильных сторон (S)
1. Предприятие имеет хорошую деловую репутацию
2. Использование современной транспортной техники
3. Квалифицированный кадровый состав
Поле угроз (Т)
1. Продолжение нестабильной экономической обстановки в стране
2. Усиление конкуренции на рынках сбыта продукции
3. Насыщение рынка
Рис. 3. Матрица SWOT
Установим взаимосвязимежду полями матрицы:
1) предприятию необходимоиспользовать свои сильные стороны (деловая репутация, современная транспортнаятехника, высокая квалификация кадров) для наилучшего использования возможностейво внешней среде. Так, сильные стороны предприятия помогут ему в освоении рынкаМосковской области и увеличении объемов сбыта на существующих рынках.
2) предприятию необходимоиспользовать свои сильные стороны для нейтрализации возможных угроз во внешнейсреде. Так, такие сильные стороны, как деловая репутация, высокая квалификациякадров должны быть использованы для смягчения последствий макроэкономическойнестабильности в стране, усиления уровня конкуренции, насыщения рынка.
3) открывающиесявозможности во внешней среде должны быть использованы для усиления сильныхсторон предприятия и для преодоления слабых сторон.
2. Оценка стоимости ООО «Транс-Форум» методом чистыхактивов2.1 Оценка рыночной стоимости активов предприятия
Метод чистых активовпредполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, суммированиестоимости активов и вычитание из полученной суммы скорректированных статейпассива баланса в части долгосрочной и текущей задолженности. Данный методрасчета стоимости предприятия соответствует международным принципамбухгалтерского учета и широко используется при определении стоимости чистыхактивов акционерных обществ [6, с. 110].
Для оценки стоимости ООО«Транс-Форум» используем следующий алгоритм:
1) Суммируются статьибаланса предприятия:
— Остаточная стоимостьнематериальных активов;
— Остаточная стоимость основных средств;
— Оборудование к установке;
— Незавершенные капитальные вложения;
— Долгосрочные финансовые вложения;
— Прочие внеоборотные активы;
— Производственные запасы;
— Животные;
— Остаточная стоимость МБП;
— Незавершенное производство;
— Расходы будущих периодов;
— Готовая продукция;
— Товары;
— Прочие запасы и затраты;
— Товары отгруженные;
— Расчеты с дебиторами;
— Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам;
— Краткосрочные финансовые вложения;
— Денежные средства;
— Прочие оборотные активы;
ИТОГО активы предприятия.
2. Суммируютсяобязательства (задолженности) предприятия по пассиву баланса:
— Целевое финансирование и поступления;
— Арендные обязательства;
— Долгосрочные кредиты банков;
— Долгосрочные займы;
— Краткосрочные кредиты банков;
— Кредиты банков для работников;
— Краткосрочные займы;
— Расчеты с кредиторами;
— Авансы, полученные от покупателей и заказчиков;
— Расчеты с учредителями;
— Резервы предстоящих расходов и платежей;
— Прочие краткосрочные пассивы;
ИТОГО пассивыпредприятия.
3. Из суммы активов(пункт 1) вычитается сумма пассивов (пункт 2).
4. К полученнойразности прибавляется рыночная стоимость земли, (земля не оценивалась).
Корректировка статейбаланса в целях оценки стоимости предприятия заключается как в нормализациибухгалтерской отчетности (в том числе статей баланса), так и в пересчете статейактива и пассива баланса в текущие цены.
Пересчет статейактива баланса предприятия в текущие цены состоит:
1) В определении рыночной стоимости основных средств инематериальных активов;
2) В определении фактической текущей стоимости незавершенногопроизводства;
3) В анализе и оценке долгосрочных финансовыхвложений;
4) В анализе и оценке по текущим ценам запасов, затрати денежных средств;
5) В анализе и определении текущей стоимости имеющихсяу предприятия задолженностей.
После корректировкистатей баланса предприятия можно рассчитать чистую стоимость его активов по приведенномуалгоритму [4, с. 72].
Состав активовпредприятия по состоянию на 01.10.2010 приведен в таблице 6 (на основе формы №1 «Бухгалтерский баланс» за 3 квартала 2010 года).
Табл. 6
Состав активов ООО«Транс-Форум» на 01.10.2010Наименование активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Основные средства 171215 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 21512 Расходы будущих периодов 115 НДС по приобретенным ценностям 6215 Краткосрочная дебиторская задолженность 4126 Денежные средства 315 ИТОГО 203498
Таким образом, балансоваястоимость активов предприятия составляет 203498 тысяч рублей. Проведемкорректировку (пересчет) статей актива баланса.
В таблице 7 приведенсостав основных средств предприятия, подлежащих корректировке.
Табл. 7
Состав и балансоваястоимость основных средств предприятия на 01.10.2010Наименование активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Здания и сооружения 40552 — административный корпус 21514 — гараж 10512 — склад 8526 Машины и оборудование 25560 — четырехстоечный подъемник для грузовых автомобилей WERTHER 950 FN 1021 — диагностическое оборудование ремонтного цеха 9416 — бесконтактный автомоечный комплекс STF-60HD 15123 Транспортные средства 102768 — грузовые автомобили КАМАЗ (7 единиц) 26787 — грузовые автомобили МАЗ (5 единиц) 18456 — грузовые автомобили УРАЛ (4 единицы) 9815 — грузовые автомобили DAF (8 единиц) 46894 — легковые автомобили (2 единицы – Ford Focus) 816 Вычислительная техника и офисное оборудование 2120 Хозяйственные принадлежности и инвентарь 215 ИТОГО 171215
Для оценки рыночнойстоимости зданий использовался сравнительный подход. Для этого был осуществленсбор информации о последних сделках купли-продажи аналогичных зданий в том жерайоне, где расположено предприятие. Результаты расчетов представлены втаблицах 8-10.
Табл. 8
Расчет рыночной стоимостиздания гаражаХарактеристики объектов Объект оценки Аналог №1 Аналог №2 Аналог №3 1 2 3 4 5 Цена продажи, приведенная по времени, тысяч рублей - 9500 10420 9870 Условия финансирования Собств. средства Собств. средства Собств. средства Собств. средства Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 9500 10420 9870 Общая площадь, квадратных метров 512 498 595 550 Цена продажи, рублей/квадратный метр - 19076 17513 17945 Скорректированная по площади цена, тысяч рублей - 9029,47 10788,22 9972,31 Условия продажи (чистота сделки) Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 9029,47 10788,22 9972,31 Местоположение Здания расположены в одном районе Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 9029,47 10788,22 9972,31 Состояние объекта хорошее хорошее хорошее отличное Корректировка - 1,00 1,00 0,90 Скорректированная цена, тысяч рублей - 9029,47 10788,22 8975,08 Отклонение от целевого использования нет нет нет нет Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 9029,47 10788,22 8975,08 Среднее значение 9597,59
Табл. 9
Расчет рыночной стоимостиздания складаХарактеристики объектов Объект оценки Аналог №1 Аналог №2 Аналог №3 1 2 3 4 5 Цена продажи, приведенная по времени, тысяч рублей - 7900 7750 8100 Условия финансирования Собств. средства Собств. средства Собств. средства Собств. средства Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 7900 7750 8100 Общая площадь, квадратных метров 410 395 370 410 Цена продажи, рублей/квадратный метр - 20000 20946 19756 Скорректированная по площади цена, тысяч рублей - 7984,04 7478,72 8287,23 Условия продажи (чистота сделки) Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 7984,04 7478,72 8287,23 Местоположение Здания расположены в одном районе Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 7984,04 7478,72 8287,23 Состояние объекта хорошее хорошее хорошее хорошее Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 7984,04 7478,72 8287,23 Отклонение от целевого использования нет нет нет нет Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 7984,04 7478,72 8287,23 Среднее значение 7916,66
Табл. 10
Расчет рыночной стоимостиадминистративного корпусаХарактеристики объектов Объект оценки Аналог №1 Аналог №2 Аналог №3 1 2 3 4 5 Цена продажи, приведенная по времени, тысяч рублей - 25000 24500 25200 Условия финансирования Собств. средства Собств. средства Собств. средства Собств. средства Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 25000 24500 25200 Общая площадь, квадратных метров 1010 1120 1100 1200 Цена продажи, рублей/квадратный метр - 22321 22273 21000 Скорректированная по площади цена, тысяч рублей - 24463,16 24026 26211 Условия продажи (чистота сделки) Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Продажа на открытом рынке Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 24463,16 24026 26211 Местоположение Здания расположены в одном районе Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 24463,16 24026 26211 Состояние объекта хорошее отличное хорошее отличное Корректировка - 0,85 1,00 0,85 Скорректированная цена, тысяч рублей - 20793,69 24026 22279,35 Отклонение от целевого использования нет нет нет Нет Корректировка - 1,00 1,00 1,00 Скорректированная цена, тысяч рублей - 20793,69 24026 22279,35 Среднее значение 22366,35
Таким образом, расчетнаярыночная цена зданий составит:
9597,59+7916,66+22366,35=39880,60тысяч рублей
Для оценки рыночнойстоимости автотранспортных средств также использовался сравнительный подход.Для этого было изучен уровень цен на подержанную автомобильную технику. Приэтом изучались цены на аналогичные транспортные средства в технически исправномсостоянии, в аналогичной комплектации. Средняя цена по таким сделкам,приведенная по времени, была принята в качестве рыночной стоимости транспортныхсредств. Результаты расчетов приведены в таблице.
Табл. 11
Оценка рыночной стоимоститранспортных средствТранспортное средство Год выпуска, техническое состояние Средняя продажная цена, тысяч рублей/единицу Количество транспортных средств Рыночная стоимость КАМАЗ
2004 год
хорошее 3615 4 14460 КАМАЗ
2005 год
хорошее 3856 3 11568 МАЗ
2006
хорошее 3820 5 19100 УРАЛ
2004
хорошее 2680 2 5360 DAF
2007
отличное 5915 4 23660 DAF
2008
отличное 6120 4 24480 Ford Focus
2005
хорошее 395 1 395 Ford Focus
2008
отличное 570 1 570
При оценке рыночнойстоимости машин и оборудования, вычислительной техники стоимость данногооборудования (на основе официальных прайс-листов) корректировалась наэкспертную оценку уровня износа оборудования.
Результаты расчетовпредставлены в таблице 12.
Табл. 12
Оценка рыночной стоимостимашин и оборудованияНаименование оборудования Стоимость новых машин и оборудования, тысяч рублей Экспертная оценка износа, % Рыночная стоимость оборудования, тысяч рублей — четырехстоечный подъемник для грузовых автомобилей WERTHER 950 FN 1460 19 1182,6 — диагностическое оборудование ремонтного цеха 12452 25 9339 — бесконтактный автомоечный комплекс STF-60HD 22500 29 15975 — вычислительная техника 2945 21 2326,55 ИТОГО 28823,15
В таблице 13 приведенсостав оборотных средств предприятия, подлежащих корректировке.
Табл. 13
Состав и балансоваястоимость оборотных активов ООО «Транс-Форум» на 01.10.2010Наименование оборотных активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Сырье, материалы и другие аналогичные ценности, в том числе: 21512 — горюче-смазочные материалы 5879 — запасные части для автотранспорта 14513 — прочие сырье и материалы 1120 Расходы будущих периодов 115 НДС по приобретенным ценностям 6215 Краткосрочная дебиторская задолженность, в том числе: 4126 — нормальная дебиторская задолженность (без нарушения сроков) 3434 — сомнительная дебиторская задолженность 578 — безнадежная дебиторская задолженность 114 Денежные средства 315 ИТОГО 203498
Горюче-смазочныематериалы (моторные масла, бензин и т.д.), запасные части для автотранспортаоценивались по их средней стоимости на рынке на дату оценки (на основеофициальных прайс-листов АЗС, магазинов запасных частей). Номинальная стоимостьпрочих сырья и материалов соответствует рыночной стоимости. Результатыкорректировки стоимости сырья, материалов представлены в таблице 14.
Табл. 14
Оценка рыночной стоимостисырья, материалов и других аналогичных ценностей ООО «Транс-Форум» на01.10.2010Наименование оборотных активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Горюче-смазочные материалы 5925 Запасные части для автотранспорта 14712 Прочие сырье и материалы 1120 ИТОГО: 21757
Денежные средства непереоцениваются. По консультации со специалистами предприятия расходы будущихпериодов и НДС по приобретенным ценностям соответствуют бухгалтерской оценке вбалансе.
Нормальная дебиторскаязадолженность соответствует бухгалтерской оценке. Для рыночной оценкисомнительной дебиторской задолженности по консультации специалистов предприятиябыл определен показатель вероятности погашения сомнительной дебиторскойзадолженности (как средневзвешенная величина) – 0,64. Вероятность погашениябезнадежной дебиторской задолженности минимальна, в связи с этим она непринимается в расчет при исчислении чистых активов. Рыночная стоимостьдебиторской задолженности составит:
ДЗрын=ДЗнорм+ДЗсомн*Кв
где: ДЗнорм – нормальнаядебиторская задолженность;
ДЗсомн – сомнительнаядебиторская задолженность;
Кв – вероятностьпогашения сомнительной дебиторской задолженности.
ДЗрын=3434+578*064=3803,92тысяч рублей
Результаты расчетаскорректированной величины активов представлены в таблице 15.
Табл. 15
Скорректированнаявеличина активовНаименование активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Рыночная стоимость, тысяч рублей Основные средства 171215 168296,75 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 21512 21757 Расходы будущих периодов 115 115 НДС по приобретенным ценностям 6215 6215 Краткосрочная дебиторская задолженность 4126 3803,92 Денежные средства 315 315 ИТОГО 203498 200502,67
Таким образом,скорректированная стоимость активов предприятия (рыночная стоимость) составляет200502,67 тысяч рублей.
Земельные участки набалансе анализируемого предприятия отсутствуют (находятся в долгосрочнойаренде).2.2 Оценка величины долговых обязательств предприятия
Балансовая стоимостьдолговых обязательств анализируемого предприятия приведена в таблице 16.
Табл. 16
Состав долговыхобязательств ООО «Транс-Форум» на 01.10.2010Наименование активов Балансовая стоимость, тысяч рублей Долгосрочные кредиты и займы 133345 Прочие долгосрочные обязательства 1112 Краткосрочные кредиты и займы 5160 Кредиторская задолженность (поставщики и подрядчики) 38115 Кредиторская задолженность (перед персоналом) 146 Кредиторская задолженность (перед государственными внебюджетными фондами) 30 Кредиторская задолженность (перед бюджетом по налогам и сборам) 912 Кредиторская задолженность (перед прочими кредиторами) 211 ИТОГО 179031
Изучение состава иструктуры долговых обязательств предприятия, а так же консультация со специалистамипредприятия, позволила сделать вывод: корректировку данных статей производитьне следует, так как платежи по этим задолженностям являются обязательными.
Таким образом, в целяхисчисления величины чистых активов, сумма долговых обязательств принимается вразмере 179031 тысяч рублей.2.3 Расчет стоимости ООО «Транс-Форум» методом чистыхактивов
Рассчитаем величинучистых активов анализируемого предприятия по формуле:
ЧА=Арын-Прын
где: ЧА – чистые активы(стоимость предприятия);
Арын – рыночная стоимостьактивов предприятия;
Прын – рыночная стоимостьпассивов предприятия.
Расчет приведен вследующей таблице.
Табл. 17
Расчет стоимости ООО«Транс-Форум» на 01.10.2010 методом чистых активовНаименование активов и пассивов Рыночная стоимость, тысяч рублей Основные средства 168296,75 Сырье, материалы и другие аналогичные ценности 21757 Расходы будущих периодов 115 НДС по приобретенным ценностям 6215 Краткосрочная дебиторская задолженность 3803,92 Денежные средства 315 ИТОГО АКТИВЫ 200502,67 Долгосрочные кредиты и займы 133345 Прочие долгосрочные обязательства 1112 Краткосрочные кредиты и займы 5160 Кредиторская задолженность (поставщики и подрядчики) 38115 Кредиторская задолженность (перед персоналом) 146 Кредиторская задолженность (перед государственными внебюджетными фондами) 30 Кредиторская задолженность (перед бюджетом по налогам и сборам) 912 Кредиторская задолженность (перед прочими кредиторами) 211 ИТОГО ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 179031 ЧИСТЫЕ АКТИВЫ 21471,67
Таким образом, стоимостьпредприятия по методу чистых активов составила 21 миллион 471 тысяча 670рублей.
На рисунке 4 оценкастоимости предприятия методом чистых активов представлена графически.
/>
Рис 4. Оценка стоимостипредприятия методом чистых активов
Заключение
Данная курсовая работавыполнена на тему «Оценка стоимости предприятия методом чистых активов (напримере ООО «Транс-Форум»). В ходе выполнения курсовой работы была достигнутапоставленная цель – рассчитана стоимость ООО «Транс-Форум» методом чистыхактивов.
В курсовой работе такжебыли решены следующие задачи:
— данаорганизационно-экономическая характеристика ООО «Транс-Форум»;
— проведен анализвнутренней среды ООО «Транс-Форум»;
— проведен анализвнутренней среды ООО «Транс-Форум»;
— произведена оценкарыночной стоимости активов ООО «Транс-Форум»;
— произведена оценкавеличины долговых обязательств ООО «Транс-Форум»;
— по результатам оценкирыночной стоимости активов и долговых обязательств рассчитана величина чистыхактивов ООО «Транс-Форум».
В курсовой работе былприменен следующий алгоритм расчетов:
1) На первом этапе былапроизведена рыночная оценка стоимости активов предприятия – основных средств,сырья и материалов, дебиторской задолженности, денежных средств, расходовбудущих периодов. Рыночная стоимость активов предприятия по результатамрасчетов составила 200502,67 тысяч рублей. На данном этапе были произведены всенеобходимые корректировки в целях приведения балансовой стоимости активов к ихреальной рыночной стоимости.
2) На втором этапе былапроизведена оценка долговых обязательств предприятия. Корректировка долговыхобязательств не производилась, так как платежи по этим задолженностям являютсяобязательными. Сумма долговых обязательств составила 179031 тысяч рублей.
3) Чистые активыпредприятия, определяемые как разность между рыночной оценкой активов ипассивов, составили 21471,67 тысяч рублей. Данная величина является стоимостьюпредприятия по данному методу.
Список литературы
1. Гражданский Кодекс РФ, часть 1 от30 ноября 1994 г. N 51-Ф3
2. Методические указания попроведению анализа финансового состояния организаций. Утверждены Приказом № 16от 23.01.2001 Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.
3. Акулич М.В. Оценка стоимостибизнеса. – СПб, Питер, 2008. – 272 с.
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса:учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ, 2003. – 352 с.
4. Егерев В.А. Стоимость бизнеса –М.: Дело, 2006. – 480 с.
5. Ленская С.А., Грязнова А.Г.,Федотова М.А. Оценка бизнеса: учебник. – Финансы и статистика, 2006. – 295 с.
6. Сычева Г.И. Оценка стоимостипредприятия (бизнеса). – М.: Высшее образование, 2003. – 384 с.
7. Фельдман А.Б. Оценка дебиторской икредиторской задолженности. – М.: РИО МАОК, 2004. – 52 с.
8. Финансовый менеджмент: Учебноепособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 408с.
9. Финансовый анализ: учебноепособие/ Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 6-е изд., перераб.– М.: КНОРУС, 2007. – 224 с.
10. Финансовый менеджмент: теория ипрактика: Учеб. / Под ред. Е.С. Стояновой. – 6-е изд. – М.: Издательство«Перспектива»; 2007. – 656 с.
11. Черняк В.З. Оценка бизнеса. – М.,Финансы и статистика, 2006. – 271 с.
12. Янковский К.П. Способы и методыоценки бизнеса. – СПб., Питер, 2007. – 150 с.
Приложение 1 – Бухгалтерский баланс ООО «Транс-Форум» за 3квартала 2010 года
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 30 сентября 2010 г. Коды Форма № 1 по ОКУД 0710001 Дата (год, месяц, число) 2010 09 30 Организация ООО «Транс-Форум» по ОКПО 03099826 Идентификационный номер налогоплательщика: ИНН Вид деятельности: Деятельность автомобильного грузового транспорта по ОКВЭД 60.24 Организационно-правовая форма: ООО ____________________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: тыс. руб. по ОКЕИ 384/385 Местонахождение (адрес): Москва, улица Полярная, дом 27. Дата утверждения Дата отправки (принятия) /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> АКТИВ Код пока-затель На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 3 4 I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110 Основные средства 120 162900 171215 Незавершенное строительство 130 Доходные вложения в материальные ценности 135 Долгосрочные финансовые вложения 140 Отложенные налоговые активы 145 Прочие внеоборотные активы 150 ИТОГО по разделу I 190 162900 171215 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 23382 21627
в том числе:
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 23263 21512 животные на выращивании и откорме 212 затраты в незавершенном производстве 213 готовая продукция и товары для перепродажи 214 товары отгруженные 215 расходы будущих периодов 216 119 115 прочие запасы и затраты 217 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 6507 6215 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 в том числе покупатели и заказчики Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 3818 4126 в том числе покупатели и заказчики 241 Краткосрочные финансовые вложения 250 Денежные средства 260 456 315 Прочие оборотные активы 270 ИТОГО по разделу II 290 34163 32283 БАЛАНС 300 197063 203498 ПАССИВ Код показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода 1 2 3 4 III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410 9 9 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 Добавочный капитал 420 12766 20875 Резервный капитал 430
в том числе:
резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 (3993) 3553 ИТОГО по разделу III 490 8782 24437 IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510 137004 Отложенные налоговые обязательства 515 Прочие долгосрочные обязательства 520 1112 ИТОГО по разделу IV 590 137004 134457 V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610 7160 5160 Кредиторская задолженность 620 44117 39414
в том числе:
поставщики и подрядчики 621 41547 38115 задолженность перед персоналом организации 622 141 146 задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 34 30 задолженность по налогам и сборам 624 1281 912 прочие кредиторы 625 1114 211 Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 ИТОГО по разделу V 690 51277 44604 БАЛАНС 700 197063 203498
СПРАВКА о наличии ценностей,
учитываемых на забалансовых счетах Арендованные основные средства 910 в том числе по лизингу 911 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 Товары, принятые на комиссию 930 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 Износ жилищного фонда 970 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 Нематериальные активы, полученные в пользование 990