ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 2
1. Доходы как основной источникфинансирования деятельности торгового предприятия. 4
1.1. Понятие, состав, источникиполучения доходов торгового предприятия в современных условиях. 4
Продолжение таблицы 1.1. 10
1.2. Пути повышения доходноститоргового предприятия. 14
2. Анализ формирования доходовторгового предприятия. 19
2.1. Краткаяорганизационно-экономическая характеристика ООО «Спорт — тайм». 19
Продолжение таблицы 2.1. 22
2.2. Анализ динамики состава иструктуры доходов ООО «Спорт — тайм» 24
3. Оценка эффективностииспользования доходов торгового предприятия 32
3.1. Оценка эффективностииспользования доходов ООО «Спорт — тайм» 32
Продолжение таблицы 3.1. 36
3.2. Пути повышения доходноститоргового предприятия. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… 40
Приложение 1. 44
Приложение 2. 46
/>ВВЕДЕНИЕ
Доходы торгового предприятия являются исходной финансовойбазой коммерческого расчета, так как представляют собой основу формированияприбыли.
Прибыль, в свою очередь, является конечной целью и движущиммотивом развития предприятия. Развитие предприятия полностью зависит от величиныполучаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развитияматериально-технической базы на основе внедрения достижений научно-техническогопрогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социальногоразвития коллективов, выплаты отдельных видов материального поощренияработников, дивидендов акционерам и т.д.
Кроме того, доходы и прибыль являются основнымиэкономическими показателями, характеризующими эффективностьфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, его развитие и успешностьработы на потребительском рынке.
Таким образом, доход является основным источникомсамоокупаемости, самофинансирования и требует пристального внимания со стороныруководства. Внимание подразумевает собой текущий контроль, анализ и дальнейшеепланирование показателей финансовой деятельности.
Актуальность проведения анализа доходов коммерческойорганизации определяется тем обстоятельством, что доходы являются одним изосновных факторов, определяющих конечный финансовый результат деятельности.
Цель анализа формирования доходов заключается в выявлении возможностиулучшения финансового положения и применении по результатам расчетовэкономически обоснованных решений. Анализ доходов позволяет учредителям иакционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизациидеятельности организации.
Целью данной курсовой работы является оценка формирования ираспределения доходов предприятия торговли в современных условиях. В процесседостижения поставленной цели был сформирован ряд задач:
— выявить пути повышения доходности организации;
— выявить и экономически оценить тенденцию развития составаи структуры доходов торгового предприятия на основе экономических,технико-организационных и социальных показателей;
— выявить степень эффективности их использования;
— систематизировать и количественно измерить влияниефакторов, влияющих на изменение доходов организации;
— выявить «узкие места» деятельности организации иразработать ряд мероприятий по устранению причин, обусловивших их образование.
В качестве теоретической основы исследования выступаютзаконодательство Российской Федерации, учебные пособия таких авторов, какАлександров Ю.Л., Терещенко Н.Н., Вахрин П.И., Соломатин А.Н., а такжепериодические издания «Экономика и жизнь», «Бухгалтерскийучет».
Методологической основой написания курсовой работы являетсяиспользование в процессе проводимых исследований таких методов, как анализ исинтез, группировка и сравнение.
Предметом исследования в курсовой работе явились прибыльторгового предприятия, порядок ее формирования и оценка эффективностииспользования. Объектом исследования служит конкретное предприятие торговли –ООО «Спорт — тайм», занимающаяся куплей-продажей спортивных товаров.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения,библиографического списка и приложений.
/>1. Доходы как основнойисточник финансирования деятельности торгового предприятия/>1.1. Понятие, состав,источники получения доходов торгового предприятия в современных условиях
Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственнуюдеятельность, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения.Основным источником финансовых ресурсов предприятия является первоначальныйкапитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимаетформу уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала установленсоответствующими Федеральными законами в зависимости от организационно-правовойформы предприятия. Это связано с тем, что средства уставного капитала направляютсяна приобретение основных фондов и формирование оборотных средств, необходимыхдля ведения нормальной хозяйственной деятельности.
Первоначальный капитал, инвестированный в производство,создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. Послереализации продукции она принимает денежную форму – форму выручки [13, с.167].
Выручка является источником возмещения затраченных напроизводство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовыхрезервов предприятия, а значит, является источником получения дохода, но этоеще не доход. В процессе использования выручка делится на качественно разныесоставные части.
Одно из направлений использования выручки – формированиеамортизационного фонда [9, с.61]. Он образуется в виде амортизационныхотчислений после того, как износ основных производственных фондов инематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием
формирования амортизационного фонда является продажапроизведенных товаров потребителю и поступление выручки.
Создавая товар, предприятие расходует материальные ресурсы.Их стоимость наряду с износом основных производственных фондов, заработнойплатой работников составляет издержки предприятия по производству продукции,принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержкифинансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, аавансируются в производство. После поступления выручки от реализации товараоборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производствупродукции возмещаются.
Обособление издержек в виде себестоимости дает возможностьсопоставить полученную выручку от реализации товаров, работ или услуг спроизведенными затратами. Смысл инвестирования капитала в производствопродукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышаетсебестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли.
Если организация не имеет своей продукции, то естьзанимается куплей – продажей товаров, процесс формирования доходов организациивидоизменяется. В этом случае часть собственного капитала будет инвестироватьсяне на производство, а на приобретение товаров [22, с.101].
Таким образом, себестоимость реализованных товаров будетформироваться как сумма фактических затрат на приобретение товаров, включаяпокупную стоимость товара, транспортные расходы (если организация доставляеттовар за собственный счет), комиссионное вознаграждение (если реализация товараосуществляется через комиссионера), а также стоимость сопутствующих услуг.
Графически процесс формирования дохода на предприятии,занимающейся торговой деятельностью, представлен на рисунке 1.1. [8, с. 206]
Доходы торгового предприятия являются исходной финансовойбазой его деятельности, так как на их основе формируется прибыль – конечнаяцель и движущий мотив развития предприятия, так как на основе прибылиудовлетворяются материальные и социальные потребности работников предприятия. /> />
Категорию “доходы” следует рассматривать с двух точек зрения: с точки зрениябухгалтерского учета и с точки зрения налогового учета.
Рис.1.1. Процесс формирования дохода торгового предприятия.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету«Доходы организации» ПБУ 9/99, под доходами понимается«увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежныхсредств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее кувеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников(собственников имущества)» [6, стр.21].
При этом во внимание не берутся суммы налога на добавленнуюстоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей; авансов в счетоплаты продукции, товаров, работ, услуг; предварительной оплаты продукции,товаров, работ, услуг; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику идругие.
Налоговый кодекс в свою очередь под доходом понимаетэкономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае ееоценки и в той мере, в которой выгоду можно оценить [2, стр.8]. Таким образом,понятие дохода в налоговом учете не предусматривает увязки экономических выгодс увеличением капитала организаций, т.е. под доходами понимается поступлениелюбых экономических выгод (кроме суммы косвенных налогов).
В зависимости от вида учета (бухгалтерский или налоговый)различается и состав доходов предприятий торговли.
Согласно бухгалтерскому учету, выделяют два вида доходов:
1) доходы от обычных видов деятельности
выручку от продажи продукции, товаров, оказания услуг. Всоответствии с действующим законодательством, доходы от обычных видовдеятельности в предприятиях торговли представлены таким показателем, какваловая прибыль;
2) прочие поступления доходов, которые представленыследующими видами доходов (в соответствии с формой 2 бухгалтерской отчетности«Отчет о прибылях и убытках»):
· операционными доходами,
· внереализационными доходами,
· доходами от участия в деятельности других предприятий; процентамик получению, чрезвычайными доходами (с 2000 по 2005 гг.). С 20 июля 2006 г.чрезвычайные доходы как обособленный вид прочих доходов не выделяется, а входитв состав внереализационных доходов.
В целях налогового учета доходы торгового предприятияподразделяются на два вида: доходы от реализации товаров (работ, услуг) иимущественных прав и внереализационные доходы. Наглядно различие в составедоходов предприятия согласно бухгалтерскому и налоговому учетам представлено нарис.1.2. [30, с.6].
Состав операционных и внереализационных доходов отражен вПБУ 9/99 «Доходы организаций», утвержденном приказом Министерствафинансов РФ от 06.05.99. №32н [6, стр.21].
Согласно этому документу в состав операционных доходоввключают:
· поступления, связанные с предоставлением за плату во временноепользование активов организации;
· поступления, связанные с предоставлением за плату прав,возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие видыинтеллектуальной собственности;
· поступления, связанные с участием в уставных капиталах другихорганизаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
· прибыль, полученную организацией в результате совместнойдеятельности (по договору простого товарищества);
· /> />
поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежныхсредств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
/>/>/>Рис.1.2. Состав доходовпредприятия торговли в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом.
· проценты, полученные за предоставление в пользование денежныхсредств организации, а также проценты за пользование банком денежных средств,находящихся на счете организации в этом банке.
Первые три из указанных выше видов доходов включаются всостав определенных в случае, если они не являются основным предметом деятельностикоммерческой организации
Операционные доходы отражаются по строкам 060, 080, и 090формы №2 бухгалтерской отчетности.
Внереализационные доходы включают: штрафы, пени, неустойкиза нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе,по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков;прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; суммы кредиторской идепонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности; курсовыеразницы; сумму дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочиевнереализационные доходы.
Внереализационные доходы отражаются по строке 120 формы №2бухгалтерской отчетности.
В целях налогового учета доходы торгового предприятия имеютнесколько иной состав, который представлен в таблице 1.1. [30, с.6-7].
Таблица 1.1
/>/>/>Состав доходов предприятия дляцелей налогообложения
/>/>/>Вид доходов Состав доходов
/>/>/>А Б 1. Доходы от реализации От реализации товаров, работ, услуг; реализации имущества и имущественных прав 2. Внереализа-ционные доходы От долевого участия в других организациях; операций купли-продажи иностранной валюты; возникает, когда курс продажи (покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки; в виде штрафов, пеней (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации; 2. Внереализа-ционные доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав;
Продолжениетаблицы 1.1.А Б 2. Внереализа-ционные доходы в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также в виде превышения стоимости возвращенного имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде; в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте; в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества, произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены в соответствии с законодательством РФ; в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств; в виде использования не по целевому назначению имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности; в виде полученных целевых средств, предназначенных для резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций, использованных не по целевому назначению; в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом возврата стоимости соответствующей части взносов акционерам (участникам) организации; суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
Несмотря на разницу в составе и формулировке доходов ирасходов в бухгалтерском и налоговом учете, формула прибыли являетсяаналогичной в обоих учетах [24, с.437]. Так, валовая прибыль рассчитывается: ВП = ВР – ПС, (1)
где ВП – валовая прибыль, тыс. руб.;
ВР – выручка от продаж, тыс. руб.,
ПС – покупная стоимость реализованных товаров, тыс. руб.
Таким образом, на предприятиях торговли важнейшимпоказателем прибыли является валовая прибыль, которая представляет собойразность между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров.
Наибольший удельный вес доходов торгового предприятия имеютдоходы от обычных видов деятельности, представляющие собой сумму реализованныхторговых надбавок и характеризующиеся таким показателем, как валовая прибыль(строка 029 в форме №2 “Отчет о прибылях и убытках”).
По экономической сущности показатель “валовая прибыль”идентичен показателю “чистый валовой доход”. Валовой доход торговли — этопоказатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности иопределяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами поих приобретению [24, с.423].
В торговых организациях выручка представляет собой продажнуюстоимость товаров, а затраты по их приобретению – покупную стоимость, такимобразом, валовой доход определяется как разница между продажной и покупнойстоимостью товаров, работ, услуг (см. рис.1.1).
Основным источником валовой прибыли в розничной торговлеявляются торговые надбавки, в оптовой – снабженческо-сбытовые надбавки [28,с.56].
Надбавки устанавливаются предприятием торговлисамостоятельно в процентах к свободным отпускным ценам (в розничной торговлевозможен случай определения торговой надбавки в процентах к цене закупки, еслитовар приобретен не у производителя, а через посредника) в зависимости отпокупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар,себестоимости и издержек обращения этого товара.
Торговые надбавки (доход от торговой деятельности)используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат,связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, и образованияприбыли от реализации, вознаграждения за предпринимательскую деятельность.
Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущейхозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования впредстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы,пополняя собственные оборотные средства и т.п.).
Таким образом, распределение торговой надбавки коммерческогопредприятия графически можно представить следующим образом (рис.1.3):
/>
Рис.1.3. Распределение торговой надбавки предприятийторговли [9, с.39].
К обоснованию размера торговых надбавок предъявляютсяследующие требования. Они должны:
· создавать условия для получения оптимального размера прибылипредприятия;
· отражать специфику реализации отдельных товаров и ихиздержкоемкость;
· стимулировать эффективное использование ресурсов предприятия;
· учитывать пути товароснабжения и его звенность.
Сумма валовой прибыли рассчитывается несколькими способами[9, с.40].
I способ. Расчет размера валовойприбыли исходя из объема товарооборота в отпускных ценах и уровня торговыхнадбавок по отдельным товарным группам:
/> (5)
где ВП – сумма реализованных торговых надбавок (валовойприбыли), тыс. руб.;
Тотпi – товарооборот в отпускныхценах по i товарной группе, тыс. руб.;
Утнi – уровень торговой надбавки по i товарной группе,%;
II способ. Расчет суммы валовойприбыли исходя из объема товарооборота в розничных ценах и уровня торговыхнадбавок по отдельным товарным группам:
/> (6)
где Ррцi – товарооборот в розничныхценах по i товарной группе, тыс. руб.
III способ. Расчет валовой прибылина основе товарооборота в розничных ценах и уровня реализованных торговыхнадбавок:
/> (7)
где Уртнi – уровень реализованнойторговой надбавки по i товарной группе,%.
IV способ. Определение валовойприбыли как разницы между выручкой от реализации товаров (работ, услуг) (Вр) исебестоимостью продажи товаров (Сп):
/> (8)
Органы исполнительной власти на местах могут регулироватьразмеры торговых надбавок путем установления предельных надбавок, предельныхуровней рентабельности, другими методами, а также принимать решения осамостоятельном установлении предприятиями торговли размеров торговых надбавокна реализуемые товары (продукцию). Конкретный метод расчета валовой прибылиторговое предприятие выбирает исходя из наличия необходимой для расчета информациии действующего на предприятии порядка учета и анализа товарооборота.
Помимо установления торговых надбавок, рассчитанных напокрытие затрат и получения дохода, собственник предприятия использует идругой, очень важный источник получения дохода – экономия на трудовых ресурсах.
Никакой другой вид ресурса не позволяет сэкономить:существует определенный оптимальный размер материальных ресурсов, необходимыйдля производства и реализации одной единицы товара, определенное необходимоеколичество основных фондов, стоимость которых определяется рыночным путем, настыке интересов спроса и предложения. Невозможно снизить планку расходованияданных видов ресурсов, не снизив объем товарооборота или качества реализуемойпродукции.
В марксистской теории прибавочной стоимости говорится, чтотруд – это единственный товар, стоимость которого выше затрат на егоприобретение [9, с.45].
Доход, получаемый предпринимателем от продажи произведенногоизделия, составляет реальную стоимость труда. Те средства, которые поступают крабочему в виде заработной платы, покрывают лишь часть затрат навоспроизводство рабочей силы.
Достаточно трудно оценить реальную стоимость трудовыхресурсов. Работники предприятия исходят из своего прожиточного минимума, изуровня своих потребностей, которые гораздо ниже дохода, получаемогопредприятием от использования их труда.
В этот момент капиталист извлекает прибавочную стоимость, тоесть разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальнойстоимостью. Это и является главным источником прибыли.
1.2. Пути повышения доходности торговогопредприятия
Прежде чем повысить доходность хозяйственной деятельности,необходимо выявить внутренние резервы ее роста. Осуществление глубоких преобразованийв экономике вызывает необходимость максимальной мобилизации внутреннихрезервов. Для эффективного функционирования предприятия в условиях рыночнойотношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объематоварной продукции, снижения ее себестоимости, роста прибыли.
На величину дохода предприятия влияют как внутренние, так ивнешние факторы [15, с.126]. К внешним относятся: природные условия;государственное регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов;штрафные санкции; состояние рынка; регулируемые государством отпускные цены нанекоторые товары и продукцию; нарушение дисциплины со стороны деловыхпартнеров; благоприятные или неблагоприятные социальные и другие условия.
Перечисленные факторы являются внешними, так как они независят от деятельности предприятия, но могут влиять на объем полученногодохода.
Внутренние факторы – это те факторы, которые непосредственнозависят от деятельности сотрудников предприятия. В свою очередь ониподразделяются на производственные и внепроизводственные.
Внепроизводственные факторы включают в себя: снабженческуюдеятельность; сбытовую деятельность; социальные условия труда и быта; политикаценообразования на предприятии; материальное положение и экономическаязаинтересованность работников.
Производственные факторы характеризуют наличие,использование средств и предметов труда, трудовых ресурсов. Они в свою очередьделятся на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы являютсяколичественными показателями и влияют на полученный доход через: изменениеобъема средств труда; изменение времени работы оборудования; изменениеколичества предметов труда; изменение численности персонала; фонда рабочеговремени.
Интенсивные факторы характеризуют эффективность (качество)использования хозяйственных ресурсов. К ним относят: производительность труда;прогрессивные методы продаж; современные технологии и обработки внеоборотныхсредств; оборачиваемость оборотных средств; квалификация персонала и т.д.
При определении эффективности деятельности предприятияособое внимание обращают именно на интенсивные производственные факторы, ростпоказателей качества является основным путем повышения доходности.
В значительной степени размеры полученного дохода зависят оттого, насколько рационально, экономно расходуются в производстве материальныересурсы. Уменьшение величины совокупных материальных затрат на единицупродукции обеспечивает снижение ее себестоимости.
/>
Одним из направлений увеличения дохода является снижение цен при росте производстваили повышение цен при спаде производства [23, с.63], что определяется законамиспроса и предложения. Факторы, влияющие на изменение цен, будут являтьсяфакторами, влияющими на изменение дохода, второго порядка (рис.1.5).
Рис.1.5. Факторы, влияющие на изменение цен
Одним из направлений увеличения дохода коммерческогопредприятия является также экономия трудовых затрат, которая достигается засчет совмещения трудовых функций (затраты рабочего времени сокращаются,загрузка рабочих увеличивается), материального и морального стимулированияработающих (переход на сдельную оплату труда, премиальные поощрения заперевыполнение плана и т.д.).
/>
На рост дохода также воздействуют организационно-технические мероприятия:внедрение прогрессивной технологии; совершенствование применяемой техники;механизация и автоматизация хозяйственных процессов; повышение уровняреализуемой продукции и т.д.
Рис.1.6. Пути повышения доходов организации.
Обобщая выше изложенное, можно систематизировать путиповышения величины получаемого дохода следующим образом (рис.1.6):
Таким образом, формируется трехсторонняя направленностьпутей повышения доходов [15, с.186]: ориентирование на наличность и доход(активы организации), ориентирование на использование капитала (изменениеисточников активов) и ориентация на развитие производственно-коммерческогопотенциала (внедрение в сегмент рынка, развитие организации).
Резервы роста практически неисчерпаемы. Они выявляются темполнее, чем большее число работников разных профессий и специальностей заняты впоиске. Из этого вытекает необходимость вовлечения в поиск резервов ростадоходности деятельности всех работников предприятия. Обнаружение резервов ростаполучаемого дохода имеет первостепенное значение для ликвидации кризисныхявлений любой организации.
В заключение первой главы можно сделать вывод, что доходпредприятия создает финансовую базу для самофинансирования, расширенияпроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.Валовой доход предприятия является источником формирования всех показателейприбыли, которые в свою очередь являются источником формирования доходовбюджета (федерального, местного), и погашения долговых обязательств организацииперед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, величинадоходов предприятия является важнейшим в системе оценки деловых качествпредприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
Для того чтобы увеличить доходы, предприятию необходимопровести анализ их формирования. Выявленные в ходе анализа недостатки вдеятельности организации будут являться резервами роста доходов. Таким образом,экономический анализ формирования и использования доходов является крайневажным для благополучного функционирования предприятия. Проведем анализ доходовна конкретном предприятии.
/>2. Анализ формированиядоходов торгового предприятия/>2.1. Краткаяорганизационно-экономическая характеристика ООО «Спорт — тайм»
Торговое предприятие «Спорт — тайм» осуществляетсвою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярскаи по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченнойответственностью. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельныйбаланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы,бланки со своим наименованием и действует на основе полного хозяйственногорасчета, самофинансирования и самоокупаемости.
Располагается анализируемое торговое предприятие по адресу:660037 г. Красноярск пр. Красноярский рабочий, 130. Форма собственности –частная.
Общество с ограниченной ответственностью «Спорт — тайм» существует относительно недавно, оно было создано в 2004 году всоответствии с действующим на территории РФ законодательством. Для обеспечениядеятельности образуется Уставный капитал общества за счет вкладов его участниковв размере 2000 тыс. руб. В ООО «Спорт — тайм» два учредителя:руководитель и исполнительный директор. Вклад первого участника осуществлен вразмере 70%, а второго — 30% от общего уставного капитала.
Персонал состоит в среднем из 12 человек: руководительпредприятия, исполнительный директор, бухгалтер, 2 кассира и 7продавцов-консультантов.
Ответственность за принятие того или иного решения полностьюлежит на руководителе, однако альтернативу выбора ему предоставляютисполнительный директор и главный бухгалтер. Последний отвечает за финансовуюдеятельность организации, а исполнительный директор ответственен за заключениедоговоров поставки на наиболее выгодных условиях. Таким образом, руководитель,исполнительный директор и главный бухгалтер являются взаимосвязанными,согласованно действующими элементами, выполняющими в системе управленияпредприятием определенные функции управления.
Организационная структура предприятия наглядным образомпредставлена на рисунке 2.1. /> />
Рис.2.1. Организационная структура предприятия.
Основным видом деятельности ООО «Спорт — тайм»является розничная торговля спортивными товарами: кроссовками, костюмами,футболками, мячами, теннисными ракетками, роликами и различными видамиспортивного инвентаря. Товары ориентированы в основном на молодежь, а также налюдей зрелого возраста, поддерживающих свою форму, активных, энергичных,ведущих здоровый образ жизни.
Спортивные товары всегда были ходовым товаром в нашей стране,но никогда еще не было на них такого ажиотажа, как за последние годы. Сначалабыстрее всех продавались товары для игры в теннис и роликовые коньки, теперь насмену им приходит экипировка для лыжных видов спорта и велоспорта. При этомлюди покупают не только сами ролики и велосипеды, но и технологическую одежду,различные приспособления для катания на них (подлокотники, наколенники,перчатки). Примечательно то, что спортивные товары приобретаются в настоящеевремя не только для активного отдыха, но и для повседневной городской жизни.
Подбирая ассортимент, ООО «Спорт — тайм»внимательно изучает предлагаемый ассортимент конкурента и старается предложитьнечто свое. Дело в том, что на рынке спортивных товаров выжить перед такиммощным соперником как «Спортмастер» возможно только в том случае,если не пересекаться с ним. «Спортмастер» может размещать напроизводстве заказы объемом в 1,5-2 тысячи единиц, а средние и малые сети – впределах 200-300 штук. Выделиться и заинтересовать покупателя возможно только втом случае, если предложить то, чего нет у других.
Под влиянием мощных конкурентов достаточно сложноутвердиться на рынке. Необходимо длительное время, чтобы зарекомендовать себяпотребителям. В связи с этим большая часть капитала ООО «Спорт — тайм» идет на завоевание позиций на рынке, своих поставщиков, а не наприобретение основных средств. Именно поэтому данное предприятие арендуетпомещение, электронно-вычислительную технику, кассовые аппараты и прочиевнеоборотные активы. Магазин работает ежедневно с 10 до 19 часов, в выходные с10 до 18 часов.
Анализ основных показателей деятельности ООО «Спорт — тайм» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Анализ основных показателей деятельности ООО «Спорт — тайм» за 2005-2006 гг.Показатели Ед. изм. 2005 2006
Отклонение
(+; -) Темп изменения,% А Б 1 2 3 4 1. Оборот розничной торговли тыс. руб. 772 1716 944 222,3 2. Торговая площадь м2 137 137 - 100,0 3. Оборот на 1 м2 торговой площади тыс. руб. /м2 5,6 12,5 6,9 223,2 4. Численность работников всего чел. 7 12 5 171,4 В т. ч. работников ТОП чел. 4 9 5 225,0 5. Производительность труда одного среднесписочного работника тыс. руб. / чел 110,3 143,0 32,7 129,6 в т. ч. ТОП 193,0 190,7 -2,3 98,8
6. Фонд заработной платы
— сумма тыс. руб. 107 152 45 142,1 7. Уровень фонда заработной платы % 13,9 8,9 -5,0 х
Продолжениетаблицы 2.1. А Б 1 2 3 4
8. Среднегодовая заработная плата одного работника тыс. руб. 15,3 12,7 -2,6 83,0
9. Себестоимость проданных товаров тыс. руб. 502 1438 936 286,5
10. Валовая прибыль
— сумма тыс. руб. 270 278 8 102,9
— уровень,% % 35,0 16,2 -18,8 х
11. Издержки обращения
— сумма тыс. руб. 212 219 7 103,3
— уровень,% % 27,5 12,8 -14,7 х
12. Прибыль (убыток) от продаж
-сумма тыс. руб. 58 59 1 101,7
— рентабельность продаж,% % 7,513 3,438 -4,075 х
13. Проценты к уплате тыс. руб. - 4 4 х
14. Прочие операционные доходы тыс. руб. - 48 48 х
15. Прочие операционные расходы тыс. руб. 3 54 51 х
16. Внереализационные доходы тыс. руб. - 44 44 х
17. Внереализационные расходы тыс. руб. - 2 2 х
18. Прибыль (убыток) до налогообложения
— сумма тыс. руб. 55 91 36 165,5
— рентабельность продаж % 7,124 5,303 -1,821 х
19. Единый налог на вмененный доход тыс. руб. 36,0 36,0 - 100,0
20. Чистая (нераспределенная) прибыль
— сумма тыс. руб. 19 55 36,0 189,5
— рентабельность деятельности % 2,46 3,21 0,75 х
21. Среднегодовая стоимость оборотных средств тыс. руб. 1426 2728 1302 191,0 /> /> /> /> /> /> /> />
Проведенный анализ показал, что в 2006 году оборот розничнойторговли составил 1716 тыс. руб., что на 944 тыс. руб. или на 222,3% больше,чем в аналогичном периоде 2005 года. В результате нагрузка на 1 кв. м. торговойплощади увеличилась 6,9 тыс. руб. / кв. м. или на 123,2% (223,2 – 100,0). Тоесть ООО «Спорт — тайм» в 2006 году эффективнее стало использоватьторговую площадь (капитальный ресурс), чем в прошлом году.
Основным показателем эффективности использования трудовыхресурсов является производительность труда. В целом по предприятию онаувеличилась на 29,6% (129,6-100,0). Однако, анализируя деятельностьторгово-оперативного персонала, становится ясным, что эффективность их труда в2006 году снизилась на 1,2% (98,8-100,0), что оценивается негативно.
Негативным моментом деятельности ООО «Спорт — тайм» в 2006 году является опережающий темп роста себестоимости (покупнойстоимости) товаров над темпом роста оборота розничной торговли (продажнойстоимости товаров). В результате уровень валовой прибыли (основного источникадохода) снизился на 18,8%.
К положительному моменту следует отнести относительнуюэкономию расходов на продажу на 14,7%. Однако положительное влияние данногофактора не перекрыло отрицательное влияние снижения уровня валовой прибыли, врезультате рентабельность продаж (которая характеризует эффективность основнойдеятельности) снизилась на 4,075%.
В отличие от основной деятельности, прочую деятельность ООО«Спорт — тайм» в 2006 году можно оценить положительно, так как засчет дохода от прочей операционной и внереализационной деятельности предприятиеполучило доход, увеличивший прибыль до налогообложения на 36 тыс. руб. или на65,5%. При неизменном едином налоге на вмененный доход (так как не измениласьторговая площадь и значения коэффициентов к1, к2, к3, используемые при расчетеединого налога) чистая прибыль увеличилась также на 36,0 тыс. руб. или на89,5%. В результате рентабельность деятельности увеличилась на 30,5%, чтооценивается положительно.
Таким образом, деятельность всего предприятия в 2006 годуявляется лишь удовлетворительной.
/>2.2. Анализ динамикисостава и структуры доходов ООО «Спорт — тайм»
Для анализа состава и структуры доходов ООО «Спорт — тайм» целесообразно построение следующей аналитической таблицы (табл.2.2).
Таблица 2.2
Анализ динамики состава и структуры доходов ООО «Спорт- тайм» за 2005-2006ггПоказатели 2005 год 2006 год
Отклонение
(+; -) по Темп изменения,% сумма, тыс. руб. удельный вес,% сумма, тыс. руб. удельный вес,% сумме, тыс. руб.
удельному
весу,% А 1 2 3 4 5 6 7 Доходы предприятия, всего, в том числе: 270,00 100,0 370,00 100,0 100,00 х 137,0 — сумма реализованных торговых надбавок 270,00 100,0 278,00 75,1 8,00 -24,9 103,00 — прочие операционные доходы 0,00 0,00 48,00 13,0 48,00 +13,0 х — внереализационные доходы 0,00 0,00 44,00 11,9 44,00 +11,9 х
Проведенный анализ состава доходов свидетельствует обулучшении результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению спредшествующим, что выразилось в приросте суммы реализованных торговых надбавокна 8 тыс. руб. (или в относительном выражении – на 3,0%). Кроме того,положительной оценки заслуживает увеличение прочих операционных доходов вразмере 48,00 тыс. руб. и прочих внереализационных доходов – за анализируемыйпериод их величина выросла на 44 тыс. руб.
Анализируя структуру доходов предприятия, следует отметить,что на 75,1% доходы предприятия сформированы за счет доходов от основнойдеятельности.
Однако в динамике наблюдается постепенное снижение ихудельного веса (так, за анализируемый период он снизился на 24,9%). Этообъясняется тем, что ООО «Спорт — тайм» активировало свою прочуюдеятельность.
В целом изменение динамики доходов предприятия можно оценитьусловно с положительной стороны, так как рост сумм такого основного источникадоходов торгового предприятия, как реализованные торговые надбавки, оцениваетсяположительно. Однако необходимо провести дополнительный анализ валовой прибыли,свидетельствующей об изменении эффективности торговой деятельности предприятия.
Доходы от основной деятельности в рыночных условияххозяйствования являются основным источником финансирования деятельностипредприятия, так как преимущественно за счет них формируется прибыль. Являясьисточником формирования различных видов прибыли, они в результате являютсяисточником воспроизводственного и инвестиционного процесса на предприятии,поэтому каждое предприятие должно оценивать сложившеюся тенденцию их измененияи, в случае негативной тенденции, принимать ряд мер по устранению причин,вызвавших данную тенденцию.
Таким образом, анализ динамики дохода от основнойдеятельности торгового предприятия, то есть анализ валовой прибыли, имеетнемаловажное значение. При этом, для того чтобы дать экономически обоснованнуюоценку сложившейся тенденции, необходимо уделить внимание не только абсолютномузначению валовой прибыли, но и относительной величине интенсивности – уровнюваловой прибыли.
Анализ динамики валовой прибыли ООО «Спорт — тайм»за 2004-2006 гг по сумме и уровню представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Анализ динамики валовой прибыли ООО «Спорт — тайм»за 2005-2006 ггГоды
Оборот рознич
ной торгов
ли в дейст
вующих ценах, тыс. руб. Валовая прибыль, тыс. руб. Уровень валовой прибыли,%.
Абсолютное изменение (+,-) валовой прибыли по сравнению с предшест
вующим годом
Абсолютное изменение
(+,-) валовой прибыли по сравнению с базисным годом, тыс. руб. Темпы роста (снижения),%
цеп
ные
базис
ные /> по сум-ме, тыс. руб. по уровню,% по сум-ме, тыс. руб. по уровню,% /> А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2004 502,0 181 36,1 - - - - - -
2005 772,0 270,0 35,0 89,0 -1,1 89,0 -1,1 149,1 149,1
2006 1716,0 278,0 16,2 8,0 -18,8 97,0 -19,9 103,0 153,6
Проведенный анализ динамики валовой прибыли по сумме иструктуре показал, что в 2006 году валовая прибыль ООО «Спорт — тайм»составила 278,0 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом она увеличилась на 8,0тыс. руб. или на 3,0%. По сравнению с 2004 годом она увеличилась на 97,0 тыс.руб. или на 53,6%.
Однако превышение темпов роста оборота розничной торговли посравнению с валовой прибылью привело к снижению уровня валовой прибыли заанализируемый период на 18,8% (при базе сравнения — 2005г) или на 19,9% (прибазе сравнения – 2004г), что крайне негативно характеризует результатыдеятельности предприятия.
О сложившейся негативной тенденции развития дохода отосновной деятельности организации свидетельствует также тот факт, что в 2005году валовая прибыль выросла на 89,0 тыс. руб. или на 49,1% по сравнению с 2004годом, а уровень валовой прибыли снизился лишь на 1,1%.
Наглядно сложившуюся тенденцию можно проследить на рисунках2.2. и 2.3.
/>
Рис.2.2. Динамика дохода от основной деятельности ООО«Спорт — тайм» за 2004-2005 годы по сумме.
/>
Рис.2.3. Динамика дохода от основной деятельности ООО«Спорт — тайм» за 2004-2006 годы по уровню
По рисункам 9 и 10 видно, что несмотря на рост суммы валовойприбыли, ее уровень снижается в динамике. Таким образом, деятельность ООО«Спорт — тайм» следует оценить неудовлетворительно.
На следующем этапе анализа основного вида доходаисследуемого предприятия необходимо проанализировать изменения валовой прибылипо товарным группам (табл.2.4).
Таблица 2.4
Анализ структуры валовой прибыли ООО «Спорт — тайм» за 2005-2006ггТоварные группы 2005 2006 Отклонение валовой прибыли Темп измене-ния,%
Обо-
рот роз
ничной торгов-ли, тыс. руб Сум-ма вало-вой при-были, тыс. руб.
Уро
вень вало
вой прибыли,%
Обо-
рот роз
ничной торгов-ли, тыс. руб Сумма вало-вой при-были, тыс. руб.
Уро
вень вало
вой прибы-ли,%
По сум-ме, тыс.
руб. По уров-ню,% А 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Спортив
ная одежда 300 93 31,0 1000 150 16,0 57 -15 161,3
Спортив
ные товары 450 171 39,0 700 126 18,0 -45 -21 73,7 Прочий инвентарь 22 6 28,0 16 2 10,0 -4 -18 33,3 Итого 772 270 35,0 1716 278 16,2 8 -18,8 103,0
Проведенныйанализ показал, что в 2006 году сумма валовой прибыли в целом по организациибыла получена от реализации спортивной одежды (сумма валовой прибыли по даннойгруппе составила 150 тыс. руб. при суммарной 278,0 тыс. руб). Это связано стем, что в отчетном году увеличился оборот розничной торговли спортивнойодеждой по сравнению с другими товарными группами (с 300 тыс. руб. до 1000 тыс.руб). В связи с тем, что валовая прибыль про сравнению с оборотом розничнойторговли увеличилась незначительно, уровень валовой прибыли снизился на 15%.
В это времяувеличение продаж спортивных товаров было относительно незначительным (с 450тыс. руб. до 700 тыс. руб), по которым уровень валовой прибыли – максимальныйпо сравнению с остальными группами товаров (18,0%), в результате потери прибылисоставили 45 тыс. руб., а уровень валовой прибыли по данной группе снизился на21%.
Что касаетсяпрочего инвентаря, то по ним также темп роста оборота розничной торговлиопередил темп роста валовой прибыли, о чем свидетельствует снижение уровняваловой прибыли по данной группе товаров (на 18%) по сравнению с 2005 годом. Врезультате потери прибыли составили 4 тыс. руб.
Такимобразом, сложившуюся тенденцию изменения валовой прибыли следует оценитьотрицательно, так как по каждой группе товаров и в целом по организации уровеньваловой прибыли снизился в среднем на 18,8%
Длявыявления факторов, обусловивших негативную тенденцию изменения валовойприбыли, необходимо провести факторный анализ.
Ранее былосказано, что на сумму валовой прибыли оказывают влияние оборот розничнойторговли, уровень валовой прибыли, в том числе структура оборота розничнойторговли.
Расчетвлияния двух первых факторов представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Расчетвлияния факторов на изменение суммы валовой прибыли по ООО «Спорт — тайм» за 2005-2006 гг.Факторы Влияние на изменение суммы валовой прибыли Методика Расчет Величина, тыс. руб. А 1 2 3 1. Оборот розничной торговли ΔТ*У0ВП: 100 (1716-772) *34,97 +330,1 2. Уровень валовой прибыли ΔУВП*Т1: 100 (16, 20-34,97) *1716 -322,1 3. Итого влияние на изменение суммы валовой прибыли ΔВП(Т) +ΔВП(УВП) 347,6+(-322,1) +8,0
Проведенныйанализ показал, что 2006 году валовая прибыль увеличилась на 3%. При этом ростоборота розничной торговли на 944,0 тыс. руб. обусловил ее рост на 330,1 тыс.руб. Однако в 2006 году значительно снизился уровень валовой прибыли (на18,77%), в результате сумма валовой прибыли снизилась на 322,1 тыс. руб.
Такимобразом, положительное влияние роста оборота розничной торговли перекрылосьнегативным влиянием снижения уровня валовой прибыли и сумма валовой прибылиувеличилась лишь на 8,0 тыс. руб., что оценивается негативно.
На суммуваловой прибыли также влияет структура оборота розничной торговли.
Расчетвлияния данного фактора представлен в таблице 2.6
Таблица 2.6
Расчетвлияния изменения структуры оборота розничной торговли на сумму валовой прибылиООО «Спорт — тайм» за 2005-2006гг,%Товарные группы Структура товарооборота Средний уровень валовой прибыли 2005 года Процентные числа 2005 год 2006 год отклонение (+; -) А 1 2 3 4 5 Спортивная одежда 38,9 58,3 19,4 31,0 601,4 Спортивные товары 58,3 40,8 -17,5 39,0 -682,5 Прочий инвентарь 2,8 0,9 -1,9 28,0 -53,2 Итого 100,0 100,0 - 35,0 -134,3
На основепроведенных расчетов процентных чисел определим изменение уровня и суммываловой прибыли за счет изменения структуры товарооборота:
/> (22)
∆ВП/>(тыс. руб) (23)
Результатыпроведенного анализа позволяют констатировать факт того, что изменение,произошедшее в структуре реализации товаров, за отчетный период, а именно –снижение доли реализации спортивных товаров на 17,5%, которые имели наибольшийуровень валовой прибыли = 39,0%, оказало негативное влияние на сумму и среднийуровень валовой прибыли организации. Сумма валовой прибыли сократилась на 23,0тыс. руб., а уровень валовой прибыли – на 1,34%.
Для наглядностирезультаты расчета влияния всех факторов (изменение объема и структурытоварооборота, уровня валовой прибыли) обобщены в сводной таблице 2.7.
Таблица 2.7
Анализвлияния отдельных факторов на сумма валовой прибыли ООО «Спорт — тайм» в 2006 году по сравнению с 2005г.Факторы Размер изменения расчет влияние на сумму, тыс. руб. А 1 2 Изменение объема товарооборота Δ ВР * УВП0: 100 330,4
Изменение среднего уровня
валовой прибыли Δ УВП * ВР1: 100 -322,1 В т. ч. за счет структуры товарооборота Δ УВП (d) * ВР1: 100 -23,0 Итого Δ ВП= Δ ВП (ВР) + Δ ВП (Δ УВП ) 8,0
Как видно поданным таблицы 2.7, положительное влияние на увеличение валовой прибыли заанализируемый период оказал рост объема реализации: за счет данного факторасумма валовой прибыли увеличилась на 330,4 тыс. руб.
Такуювеличину дохода могло получить предприятие, если бы не снизился уровень валовойприбыли. Снижение уровня валовой прибыли на 18,77% привело к уменьшению суммываловой прибыли на 322,1тыс. руб.
Уменьшение вструктуре оборота розничной торговли доли товарных групп с более высокимуровнем торговых надбавок (спортивных товаров) повлекло снижение среднегоуровня валовой прибыли на 23,0 тыс. руб.
Такимобразом, потенциальная сумма валовой прибыли была значительно занижена, чтооценивается негативно.
Последнимэтапом анализа доходов предприятия является оценка эффективности использованиядоходов предприятия. Данному анализу посвящена глава 3.
/>3. Оценка эффективностииспользования доходов торгового предприятия/>3.1. Оценкаэффективности использования доходов ООО «Спорт — тайм»
Распределение и использование прибыли является важнымхозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностейпредпринимателей, так и формирование доходов государства в целом. Механизмраспределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерноспособствовать повышению эффективности производство, стимулировать развитиеновых форм хозяйствования. Экономически обоснованная система распределенияприбыли должна в первую очередь гарантировать выполнение финансовыхобязательств перед государством и максимально обеспечить производственные,материальные и социальные нужды предприятия.
В процессе распределения прибыли корректируется валовойдоход. Он уменьшается на сумму коммерческих и управленческих расходов, на суммупроцентов, уплаченных организацией по облигациям, акциям, за предоставлениеорганизации займов, за расчетно-кассовое обслуживание банку, на сумму затрат,связанных с арендой или продажей ценностей (услуги ЖКХ, консультационные,комиссионные услуги, услуги по рекламе, транспортные расходы). Затем валовойдоход уменьшается на сумму дебиторской задолженности, по которой истек срокисковой давности (три года) и которая в результате списана в убыток, на суммуубытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, на сумму штрафов, пеней,неустоек по хозяйственным договорам и другие.
Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль являетсяобъектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью (прибылью доналогообложения). С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль (приобычной системе налогообложения) либо единый налог на вмененный доход (еслипредприятие использует специальный налоговый режим). После уплаты налогаостается так называемая чистая прибыль. Эта прибыль находится в полномраспоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется надальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в томчисле государство, не имеют право вмешиваться в процесс использования чистойприбыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетныенаправления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает потребность расширенияпроизводства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальныхпотребностей трудовых коллективов.
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыльпредприятий направляется на финансирование НИОКР, а также работ по созданию,освоению и внедрению новой техники, на совершенствование технологии иорганизации производства, на модернизацию оборудования, улучшение качествапродукции, техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства(для производственных предприятий).
В торговых организациях чистая прибыль является источникомпополнения собственных оборотных средств, на приобретение основных средств.
Наряду с финансированием дальнейшего развития предприятия,прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворениепотребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваютсяединовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки кпенсиям. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверхустановленных законом продолжительности, оплачивается жилье, оказываетсяматериальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание илипитание по льготным ценам.
Обеспечивая производственные, материальные и социальныепотребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться кустановлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления стем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулироватьи поощрять результаты труда своих работников.
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплатудивидендов по акциям. При этом следует заметить, что для акционерных обществнаправление чистой прибыли является важнейшей проблемой их политики истратегии. От размера дивидендов зависят курс акций данной фирмы, объем ивозможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения внешнихисточников.
Учитывая, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли,которая может быть направлена в инвестиции, дивидендная политика влияет нафинансовое состояние фирмы. Политика выплаты дивидендов определяется многимифакторами. Это и размер предприятия, его положение на финансовом рынке, иуровень рентабельности, величина кредиторской задолженности и др. Дивидендныйдоход влияет на оценку деятельности предприятия со стороны других акционеров.
В силу изложенного решение о направлении чистой прибыли навыплату дивидендов принимается общим собранием акционеров.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит нетолько источником финансирования производственного, социального развития иматериального поощрения работников, но и в случае нарушения предприятиемдействующего законодательства – источником уплаты штрафов, пеней и санкций вбюджет.
В условиях перехода к рыночным отношениям возникаетнеобходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и,как следствие этого, — потерей доходов от предпринимательской деятельности.Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создаватьфинансовый резерв, то есть рисковый фонд. Размер этого резерва долженсоставлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняетсяза счет отчислений, составляющих практически не менее%% прибыли, остающейся враспоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков,финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты порасширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новойтехники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, надругие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием предприятия.
Кроме того, с расширением спонсорской деятельности частьчистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды.
Таким образом, наличие валового дохода способствуетдостижению основной цели предпринимательской деятельности коммерческихорганизаций – получение прибыли. В свою очередь, наличие чистой прибыли,создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий иорганизаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепленияи расширения коммерческой деятельности.
Из выше изложенного, можно сделать вывод, что очень важно наначальных этапах использования валового дохода оценить эффективность данногомероприятия, то есть оценить, насколько эффективно используются средства предприятия.
Оценку эффективности использования доходов предприятияосуществляют на основе таблицы следующего вида:
Таблица 3.1
Анализ распределения доходов ООО «Спорт — тайм» за2005-2006ггПоказатели 2005 год 2006 год
Отклонение
(+; -) по Темп изменения,%
сумма, тыс. руб. удельный вес,% сумма, тыс. руб. удельный вес,% сумме, тыс. руб. удельному весу,%
А 1 2 3 4 5 6 7
Доходы, всего 270,0 100,0 370,0 100,0 8,0 - 102,9
Распределение доходов, всего 270,0 100,0 370,0 100,0 8,0 - 102,9 — покрытие издержек обращения 212,0 78,5 219,0 59,2 7,0 -19,3 103,3 -покрытие процентов к уплате 0,0 0,0 4,0 1,1 4,0 +1,1 х — покрытие прочих операционных расходов 3,0 1,1 54,0 14,6 51,0 +13,5 х /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Продолжениетаблицы 3.1.А 1 2 3 4 5 6 7 -покрытие внереализационных расходов 0,0 0,0 2,0 0,5 2,0 +0,5 х — уплата налогов 36,0 13,3 36,0 9,7 - -3,6 100,0 -формирование чистой прибыли 19,0 7,1 55,0 14,9 36,0 +7,8 189,5
Как видно поданным таблицы 3.1, основная часть доходов торгового предприятия (более 50%)идет на покрытие расходов от реализации товаров, т.е. издержек обращения.Незначительные удельные веса в распределении общей суммы доходов предприятиязанимают прочие расходы: проценты к уплате (около 4%), внереализационныерасходы (2%), уплата налогов (9,7%), операционные расходы 14,6%).
Послепокрытия всех расходов оставшаяся часть доходов торгового предприятия идет наформирование чистой прибыли, доля которой в общей величине доходов ванализируемом предприятии составляет от 7,1 до 14,9%.
В частираспределения доходов деятельность ООО «Спорт — тайм» следует оценитьположительно, так как в 2006 году выросла доля доходов, идущая на формированиечистой прибыли – основной цели деятельности коммерческого предприятия.
На основепроведенного анализа доходов ООО «Спорт — тайм» необходимо выявитьпути повышения доходности, учитывая отрицательные стороны деятельностипредприятия.
3.2. Пути повышения доходности торговогопредприятия
С целью улучшения своей деятельности за счет вовлечения воборот предприятия выявленных в ходе анализа внутренних резервов роста доходовпредприятия руководству необходимо осуществить следующие мероприятия:
1) резервом роста доходов предприятия является рост уровняваловой прибыли. Таким образом, ООО «Спорт — тайм» необходимоувеличить размер торговой наценки, предварительно исследовав ценовую политикуконкурентов. Уровень торговой набавки не должен превышать ее уровень уконкурентов.
2) в связи с тем, что производительность трудаторгово-оперативного персонала снизилась в отчетном периоде, необходимопоставить в зависимость размер заработной платы от результатов деятельностикаждого конкретного работника (придерживаться оптимального соотношения прироста1% производительности труда к 0,7-0,8% прироста заработной платы); принеобходимости оптимизировать штатное расписание;
3) так как в отчетном году значительно увеличиласьсебестоимость реализованных товаров, необходимо заключить договор с поставщикомна более выгодных условиях или сменить поставщика, который будет поставлятьтовар, не уступающий по качеству товарам конкурентов, но по более низким ценам;
4) значительные потери валовой прибыли были обусловленыизменениями в структуре оборота розничной торговли, поэтому необходимо обратитьвнимание на реализацию спортивных товаров, имеющих наибольший уровень валовойприбыли, в частности расширить их ассортимент в соответствии с запросамипокупателей; провести грамотную рекламную политику либо обеспечить проведениераспродаж по недостаточно ходовым товарам;
5) значительная часть доходов (более 50%) идет на покрытиеиздержек обращения, поэтому одним из путей повышения конечной прибыли являетсяотносительная экономия расходов на продажу товаров, для этого необходимо обратитьвнимание на такую статью расходов, как расходы на оплату труда;
6) обратить особое внимание на формирование прочих расходовна продажу, стремясь к их минимизации;
7) улучшить организацию труда на базе комплекснойрационализации торгово-технологического процесса;
8) и другие.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ показал, что оборот розничной торговли в2006 году составил 1716 тыс. руб. По сравнению с 2005 годом он вырос на 944,0тыс. руб. или на 122,3%.
В сопоставимых ценах 2004 года оборот розничной торговлиувеличился на 951,0 тыс. руб. или на 189,4% (289,4 – 100,0), а по сравнению с2005 годом – на 758,8 тыс. руб. или на 109,3% (209,3 – 100,0).
При этом эффективность использования капитальных ресурсовувеличилась (оборот на 1 кв. м. торговой площади увеличилась на 6,9 тыс. руб./кв. м), трудовых ресурсов снизилась (производительность трудаторгово-оперативного персонала снизилась на 1,2%), фонд заработной платынеобоснованно увеличился до 252 тыс. руб., эффективность основной деятельностиснизилась (рентабельность продаж сократилась на 4,07%), активизироваласьвнереализационная деятельность, в результате повысилась эффективность всейдеятельности в целом (рентабельность деятельности увеличилась на 30,5%).Негативным моментом является снижение уровня основного источника дохода –валовой прибыли на 18,8%. Положительным – снижение уровня расходов на продажуна 14,7%.
Балансовая прибыль в отчетном году выросла на 65,45%, приэтом она выросла главным образом (64,8%) за счет прибыли от основнойдеятельности. При этом наблюдается снижение ее доли в динамике (-35,2%), засчет увеличения доли внереализационных доходов.
Данная тенденция оценивается крайне негативно, так каквнереализационный результат является внеплановым, его размер, как правило, независит от деятельности предприятия. Положительным моментом служит, что онпредставлен в виде дохода, а не расхода.
Анализируя изменения валовой прибыли, можно констатироватьфакт, что снижение уровня валовой прибыли произошло из-за изменения в структуретоварооборота, а именно – снижение доли реализации спортивных товаров на 17,5%,которые имели наибольший уровень валовой прибыли = 39,0%, оказало негативноевлияние на сумму и средний уровень валовой прибыли организации. Сумма валовойприбыли сократилась на 23,0 тыс. руб., а уровень валовой прибыли – на 1,43%.
Помимо структуры товарооборота на сумму валовой прибылиоказывают влияние объем оборота розничной торговли и средний уровень валовойприбыли.
Результат анализа показал, что из-за роста оборота розничнойторговли предприятие «Спорт — тайм» потенциально могло получитьприрост валовой прибыли в размере 330,4 тыс. руб. На деле же валовая прибыльснизилась на 8 тыс. руб. На данную тенденцию повлияло снижение уровня валовойприбыли на 18,77% (таблица 2.3.1), в результате сумма валовой прибыли снизиласьна 322,1 тыс. руб., что оценивается крайне негативно.
Обобщая полученные результаты проведенного анализафинансовой деятельности ООО «Спорт — тайм», можно сделать вывод отом, что предприятие в 2006 году сработало лишь удовлетворительно.
Для увеличения доходности своей деятельности предприятиюнеобходимо осуществить ряд мероприятий, рекомендованных в параграфе 3.2.
/>БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесенииизменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другиеакты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившимисилу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах: федер. закон от24.07. 2002. – № 110 – ФЗ (в ред.31.12. 2002) // Собр. законодательства РФ. –2002. – № 30. – Ст.3021; 2003. – №1. – Ст.6.
2. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесенииизменений и дополнений в гл.22, 24, 25, 262, 263 и 27 части второй НК РФ инекоторые другие акты законодательства РФ: Федеральный закон от 31.12. 2002 //офиц. документы. – 2003. – № 1. – Ст.6 “Экономика и жизнь”. – 2003. – № 2. –С.7-10.
3. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскомуучету “Учет расчетов по налогу на прибыль” ПБУ 18/02: утв. приказом М-вафинансов РФ от 19.11.02. – №114н // Офиц. документы. – 2003. – С. 20-21.
4. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесенииизменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный законРоссийской Федерации “О введении в ч.1 в Гражданский кодекс РФ”: федер. законот 16 апр. 2001 г. // Собр. законодательства РФ, 2001. – № 17. – Ст.1644.
5. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесенииизменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации “О введении вдействие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”: федер. законот 24 марта 2001 г. – № 33. – ФЗ // Финанс. газ. – 2001. – № 14. – С.1-2,4.
6. Российская Федерация. Министерство финансов. Положение по бухгалтерскомуучету “Доходы организации” БПУ 9/99. Утв. приказом Минфина России от 6.05.99. –32н // Экономика и жизнь. – 1999. – № 24. – С.21.
7. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: ПринятГосударственной Думой 16.07. 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17.07.98 г. //Собр. законодательства РФ, 1998. – № 31. – Ст.3824.
8. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие/ М.С. Абрютина. – М.: Дело и сервис. – 2000. – 512 с.
9. Александров Ю.Л. Экономика предприятия торговли: учеб. пособие длявузов. в 2 ч. / Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя и др. –Красноярск, 2002. – 170 с.
10. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч.1 /Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, и др.; Краснояр. гос.торг-эконо. ин-т. – Красноярск, 2002. – 258 с.
11. Александров Ю.Л. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие. Ч.2 /Ю.Л. Александров, Э.А. Батраева, И.В. Петрученя, и др.; Краснояр. гос.торг-эконо. ин-т. – Красноярск, 2002. – 171 с.
12. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле / М.И. Баканов. – М.:Экономика, 1990. – 348 с.
13. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А.Давыдова. – Минск: Вышейш. шк., 1996. – 367 с.
14. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческихорганизациях: учеб. пособие для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Маркетинг, 2001. –320 с.
15. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анкализ финансовой отчетности: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.-368с.
16. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. / Л.И.Кравченко. – Минск: Вышейш. шк., 2000.
17. Патров В.В. Комментарий к ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль”/ В.В. Патров, М. Семенова // Бух. учет. – 2003. – № 5. – С.4-9.
18. Терещенко Н.Н. Анализ и экономическое обоснование основных показателейдеятельности торгового предприятия: расчетно-аналитич. работа / Н.Н. Терещенко;Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. – Красноярск, 2003. – 76 с.
19. Терещенко Н.Н. Планирование деятельности торгового предприятия: учеб.пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. – Красноярск, 2001.– 112 с.
20. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А.М.Ковалевой. -М.: ИНФРА-М, 2004. -284с.
21. Цены и ценообразование: Учебник для вузов/ Под ред. И.К. Салижманова.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. -304с.
22. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание,туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. М.И. Баканова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -686с.
23. Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник /Л.Н. Чечевицина, Н.Н. Чуев. – 2-е изд. – М.: Маркетинг, 2002. – 352 с.
24. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.пособие / под общ. ред.А.Н. Соломатина. – М.: Инфра-М, 2000. – 295 с.
25. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. К.А. Раицкого. –М.: Дашков и Ко, 2003 г. – 1012 с.
26. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / О.И. Волков, О.В.Девяткин, Н.Б. Акуленко и др.; под ред.О.И. Волкова, О.В. Девяткина. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601 с.
27. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К.А. Раицкого. – 2-еизд. – М.: Маркетинг, 2000. – 696 с.
28. Экономика торгового предприятия: рабочая программа / Н.Н. Терещенко,И.В. Петрученя, А.М. Смирнова, Краснояр. гос. торг-эконо. ин-т. – Красноярск,2001. – 40 с.
29. Экономика торгового предприятия: Методические рекомендации к выполнениюкурсовой работы для студентов специальностей 060800 “Экономика и управление напредприятии торговли и общественного питания” и 061400 “Коммерция” (351300“Торговое дело”) всех форм обучения. – Красноярск: РИО КГПУ, 2002. – 68с.
30. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская, Г.В.Корнякова, Н.С. Пласкова и др.; под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 527 с.
31. Юров В.Ф. Прибыль в розничной экономике: вопросы теории и практики /В.Ф. Юров. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.
Приложение 1
к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетомприказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)
Отчет о прибылях и убытках за 20 06 г. Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 Дата (год, месяц, число) Организация ООО «Спорт — тайм» по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщикаИНН Вид деятельности торговля по ОКВЭД Организационно-правовая форма/форма собственности Общество с ограниченной ответственностью по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: руб. / тыс. руб. /млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 383/384/385 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Показатель За отчетный период За аналогичный период преды- дущего года наименование код 1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 1716 772 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (1438) (502) Валовая прибыль 029 278 270 Коммерческие расходы 030 (497) (482) Управленческие расходы 040 (0) () Прибыль (убыток) от продаж 050 59 58
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 ---- ---- Проценты к уплате 070 (4) (---) Доходы от участия в других организациях 080 ---- ---- Прочие операционные доходы 090 48 --- Прочие операционные расходы 100 (54) (3) Внереализационные доходы 120 44 --- Внереализационные расходы 130 (2) (---)
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 91 55 Отложенные налоговые активы 141 ----- --- Отложенные налоговые обязательства 142 ---- --- Текущий налог на прибыль 150 --- (---) ЕНВД 36 36
Чистая прибыль (убыток) очередного периода 190 55 19
СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 Базовая прибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) на акцию
Форма0710002 с.2
Расшифровкаотдельных прибылей и убытковПоказатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года наименование код прибыль убыток прибыль убыток 1 2 3 4 5 6 Штрафы, пени и неустойки, приз- нанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании Прибыль (убыток) прошлых лет Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте Отчисления в оценочные резервы х х Списание дебиторских и кредитор- ских задолженностей, по которым истек срок исковой давности Руководитель Главный (подпись) (расшифровка подписи) бухгалтер (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
к приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (с учетомприказа Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. № 475/102н)
Отчет о прибылях и убытках за 20 05 г. Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002 Дата (год, месяц, число) Организация ООО «Спорт — тайм» по ОКПО Идентификационный номер налогоплательщикаИНН Вид деятельности торговля по ОКВЭД Организационно-правовая форма/форма собственности Общество с ограниченной ответственностью по ОКОПФ/ОКФС Единица измерения: руб. / тыс. руб. /млн. руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 383/384/385 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> Показатель За отчетный период За аналогичный период преды- дущего года наименование код 1 2 3 4
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 772 502 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 (502) (321) Валовая прибыль 029 270 181 Коммерческие расходы 030 (482) (136) Управленческие расходы 040 () () Прибыль (убыток) от продаж 050 58 45
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 ---- --- Проценты к уплате 070 (---) (---) Доходы от участия в других организациях 080 ---- --- Прочие операционные доходы 090 --- --- Прочие операционные расходы 100 (3) (2) Внереализационные доходы 120 --- --- Внереализационные расходы 130 (---) (---)
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 55 43 Отложенные налоговые активы 141 --- ---- Отложенные налоговые обязательства 142 --- ---- Текущий налог на прибыль 150 (---) (---) ЕНВД 36 36
Чистая прибыль (убыток) очередного периода 190 19 7
СПРАВОЧНО.
Постоянные налоговые обязательства (активы) 200 Базовая прибыль (убыток) на акцию Разводненная прибыль (убыток) на акцию
Форма0710002 с.2
Расшифровкаотдельных прибылей и убытковПоказатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года наименование код прибыль убыток прибыль убыток 1 2 3 4 5 6 Штрафы, пени и неустойки, приз- нанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании Прибыль (убыток) прошлых лет Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте Отчисления в оценочные резервы х х Списание дебиторских и кредитор- ских задолженностей, по которым истек срок исковой давности Руководитель Главный (подпись) (расшифровка подписи) бухгалтер (подпись) (расшифровка подписи)