КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Теория и практика кооперации»
на тему: «Оценкакооперативного движения в работах К. Маркса и В.Ленина»
Выполниластудентка гр
Научныйруководитель
____________________________
Допущена кзащите ___________
Оценка_____________________
2009
Содержание
Введение
Глава1. Марксизм о роли и значении кооперативного движения в развитии общества
Глава3. Вопросы кооперативного движения в работах В. Ленина
Глава3. Марксистско-ленинская концепция кооперации и реальная кооперативная практика
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Марксизм — научнаясистема философских, экономических и социально-политических взглядов, наука опознании и революционном преобразовании мира, о законах революционной борьбы эксплуатируемыхс эксплуататорами, основан на материалистическом мировоззрении, напредставлении об объективности законов развития человеческого общества.Марксизм — единственная обществоведческая наука, рассматривающая историческоедвижение общества с позиций эволюции общественно-экономических формаций, ихвозникновении, становлении, развитии и загнивании при обострении их основноговнутреннего противоречия, а также их замены на более прогрессивные путемпреодоления этого противоречия — социальной революции на основе классовойборьбы.
Из марксистских законовисторического развития непосредственно следует, что производственные отношениякаждой общественно-экономической формации рано или поздно исчерпываются изаменяются производственными отношениями более прогрессивной формации, и этоозначает, что капитализм и в нашей стране, и во всем мире рано или позднонеизбежно будет сменен социализмом, а социализм — коммунизмом, и реставрациякапитализма в нашей стране носит регрессивный, а следовательно, временный характер.Таким образом, марксизм дает ключ к общему пониманию происходящих событий ипозволяет определить их место в общем историческом процессе, понять причиныпроисходящего и на этой основе дать общий прогноз развития событий и выработатьстратегию борьбы трудящихся за утверждение социализма и коммунизма как в нашейстране, так и во всем мире.
Ленинизм охватываетисторический этап перехода от капитализма к социализму путем социалистическойреволюции. Сегодня он особенно ценен тем, что аккумулировал опыт борьбы сэксплуататорскими классами, их свержению в условиях самодержавия и диктатурыкапитализма, а также по становлению социализма после победы социалистическойреволюции. Этот опыт необходимо переработать применительно к современнымусловиям. Ленинизм сегодня вооружает трудящихся теорией и тактикой борьбы сконтрреволюцией и временно победившей буржуазией.
Однако не следуетзабывать, что ни К.Маркс, ни В.И.Ленин не могли предусмотреть все перипетии иобстоятельства дальнейшего развития общества. Марксизм не догма, а руководствок действию. Упуская из виду эту сторону марксизма, «мы делаем марксизмодносторонним, уродливым, мертвым, мы вынимаем их него душу живую, мы подрываемего коренные теоретические основания — диалектику, учение о всестороннем и полномпротиворечий историческом развитии, мы подрываем его связь с определеннымипрактическими задачами эпохи, которые могут меняться при каждом новом поворотеистории» (В.И.Ленин. ПСС, т. 20, с.84). То же самое нужно сказать и оленинизме.
Поэтому главной задачейсегодня является творческое осмысление наследия К.Маркса, В.И.Ленина, а также иИ.В.Сталина, под руководством которого в нашей стране впервые в мире былпостроен социализм, и применение его в современных условиях с учетомнакопленного за последние десятилетия опыта и новых обстоятельств развитияобщества
Целью курсовой работыявляется изучение кооперативного движения в работах К.Маркса и В. Ленина.
Для достиженияпоставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
· раскрытьроль и значение кооперативного движения в развитии общества по Марксу;
· рассмотретьвопросы кооперативного движения в работах В.Ленина;
· изучитьмарксистско-ленинскую концепцию.
1. Марксизм о роли изначении кооперативного движения в развитии общества
Большое влияние насамосознание масс оказали научный социализм и коммунизм, у истоков которыхстоял К.Маркс (1818—1883 гг.). Немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс всвоих работах уделил много внимания роли кооперации в борьбе противсуществующего строя. Однако он считал, что в условиях капиталистического строя,кооперация играет второстепенную роль, хотя и заставляет рабочих сплачиваться ибороться за свои экономические права.
К.Маркс и Ф.Энгельсвели борьбу с кооперативистской идеологией, с теориями о возможности ликвидациикапитализма с помощью кооперации. Они видели в кооперации лишь одну из формослабления, подрыва изнутри капиталистической системы хозяйства. «Как быкооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, онникогда- не будет в состоянии задержать происходящего в геометрическойпрогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчитьбремя их нищеты», — писал Маркс в Учредительном Манифесте Интернационала.
Маркс сформулировалмысль о том, что кооперативы, кооперативный труд смогут стать социальнопреобразующей силой, средством освобождения трудящихся от нищеты только послеликвидации капитализма, в условиях перехода к социализму. И он делает вывод отом, что важнейшей задачей, «великой обязанностью» рабочего классаявляется завоевание политической власти. В письме к А.Бебелю Энгельс писал:«А что при переходе к полному коммунистическому хозяйству нам придется вшироких размерах применять в качестве промежуточного звена кооперативноепроизводство, в этом Маркс и я никогда не сомневались».
Маркс и Энгельс, воочиювидя слабость, необоснованность теоретических воззрений социалистов-утопистов ибеспомощные попытки построить реальные коммуны, решили подвести под коммунизмболее надежный фундамент. Маркс в своей деятельности в этом направленииопирался в основном на трудовую теорию стоимости, воззрения классической школы,но существенно изменил многие их положения. В определенной степени идеи,замыслы развитой К.Марксом теории были дополнены и несколько переработаны Ф.Энгельсом (1820— 1895 гг.) и В.И.Лениным (Ульяновым) (1870—1924 гг.). Этатеория получила название научного социализма (коммунизма) илимарксизма-ленинизма.
Совместно с ЭнгельсомМаркс написал «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.), где рассматривались принципы коммунистического общества. Что же было начертано на знамениманифеста? Отмена частной собственности на землю и средства производства,введение коллективной, всем членам общества принадлежащей собственности,централизация денег, капитала, транспорта в руках государства, одинаковаяобязанность труда для всех, решение экономических вопросов по общему плану.Манифест оставался программной работой для каждого государства, пытавшегосяпостроить социалистическое и, на его основе, коммунистическое общество.
Наиболее сильнаясторона учения К.Маркса состояла в анализе капиталистической системыхозяйствования, представленном в классическом труде «Капитал». В немМаркс продемонстрировал гораздо более глубокое по сравнению со своими предшественникамипонимание таких категорий как «стоимость», «труд»,«прибавочная стоимость», «капитал», «земельнаярента», «эксплуатация», предложив идею двойственной природытруда.
Главный труд«Капитал» (1867г.) сделал Маркса одним из величайших экономистов мира.Энгельс называл «Капитал» «библией рабочего класса». Этот«учебник для рабочих» был написан крайне сложным языком, непонятнымне только рабочим, но и многим современным Марксу экономистам. Будучи не безоснования высокого мнения о своем труде, называя его «шедевром немецкойнауки» Маркс не пытался устранить явные несоответствия некоторых положенийего теорий с жизнью, на которые ему указывал даже Энгельс.
Маркс исходил из того,что труд затрачивают в основном рабочие, тогда как результаты труда в виде прибавочнойстоимости присваивают капиталисты, собственники средств производства. ОтсюдаМаркс приходит к выводу, что при капитализме имеется эксплуатация. Устранениекапиталистов устраняет присвоение чужого труда. История лишь частичноподтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономическойтеории. Мысли Маркса о гибели капитализма, абсолютном обнищании пролетариата вусловиях капитализма, о капиталистическом обществе, как сугубоэксплуататорском, а также о неизбежном движении общества к коммунизму оказалисьошибочными.
Большинствоученых-экономистов признают высокую научную ценность марксистского анализакапиталистического общества периода XVII и начала XIX века, считают Марксаодним из классиков политической экономии, видным ученым- экономистом. В то жевремя, познав природу раннего капитализма, Маркс не смог предвидеть егодальнейшую судьбу и оказался в плену ложных представлений о социалистическом икоммунистическом будущем человечества.
Концепция социализмакак новой экономической системы оказалась в марксисткой теории представленнойгораздо слабее и с научных и с практических позиций, чем политическая экономиякапитализма, которую Маркс познал досконально, но трактовал со своих позиций,применительно к интересам пролетариата и идеи классовой борьбы. Что же касаетсянаучного социализма и коммунизма, то их в завершенном виде так и не удалосьпостроить ни Марксу, ни его продолжателям.
По существу, научныйсоциализм ограничился формированием социалистических принципов. Основными изних являются общественная собственность на средства производства, отказ отприсвоения владельцами капитала прибавочной стоимости, равная оплата за равныйтруд, всеобщая и полная занятость, от каждого по способностям — каждому потруду (при коммунизме — каждому по потребностям), ведение хозяйства по единомуплану.
Попытки реализовать этипринципы на практике в СССР и в десятке других государств успеха не имели,однако сторонники коммунистической доктрины и научного социализма имеются и вРоссии, и во многих странах.Концепция кооперации в марксизме претерпела сложнуюэволюцию, хотя ее отправные посылки оказались малоподвижными. Маркс и Энгельсне видели в развившихся в 40—60-х годах XIX века в кооперативных объединенияхни элементов социализма в тех условиях, ни компонентов будущегосоциалистического (коммунистического) строя, к которому они стремились привестичеловечество, что обусловило в целом нигилистическое отношение к кооперации.Позитивно выделялись ими лишь производственные кооперативы рабочих,кооперативные фабрики, когда рабочим удавалось заполучить или совместнообразовать производственные ячейки, где они выступали одновременно иработниками, и владельцами предприятий, что способствовало их подготовке куправлению производством в социалистическом обществе. Такая позиция нашлаотражение в резолюции Учредительного конгресса Интернационала в Женеве в 1866году, где значение кооперации ограничено функцией служить свидетельством того,что «существующая система может быть заменена ассоциацией свободных и равноправныхпроизводителей». В ней содержится и практический совет: больше заниматьсякооперативным производством, чем «кооперативными лавками».
На практике такие видыкооперативов не привились, и теоретически эта гипотеза более неразрабатывалась, после чего классики, как и их последователи, кооперацией почтине занимались. Хотя этому могли послужить и объективные причины: слабостькооперативного движения в 60—70-х годах XIX века, капиталистическаянаправленность шульце-деличевской кооперации в Германии и др.
Только в одной из своихпоследних статей «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (ноябрь 1894 г.) — Ф.Энгельс вновь коснулся этой проблемы. Тем не менее изъятие на тридесятилетия из поля деятельности марксистов проблем кооперации могло послужитьи исходным моментом последующего нигилистического, граничащего с враждебностьюотношения к этому движению многих последователей марксистской доктрины.
Только к концу XIXвека, когда кооперативное движение в Европе приобрело солидный размах, особенносреди рабочих, оно вновь стало привлекать внимание марксистов. Уже в 1897 годуК.Каутский делает первый шаг вперед от Маркса, признавая значение наряду спроизводительными товариществами потребительские общества. В 1900 годаК.Каутский идет дальше, признает значение сельскохозяйственных кооперативов,причем и тех, которые с точки зрения марксистской доктрины казались«зловредными» для социализма — в сфере обращения и, что особенновпечатляет, признает и даже придает первостепенное значение кооперации в сферекредита (той, которой классики особенно испугались, увидев шульце-деличевскиетоварищества)- «Из всех товариществ, — заключает он, — кредитныетоварищества имеют особенно важное значение для крестьян… Число их поэтомубыстро возрастает». Более сдержанно он относится к сбытовым иперерабатывающим товариществам, но здесь, видимо, проявилось непринципиальноеих неприятие, а следствие небольшой распространенности этих кооперативов к томувремени. О товариществах для закупки сырья и машин он высказывается болеепозитивно, хотя принципиально они не отличаются от сбытовых. Весьма взвешеннойбыла его оценка кооперативных форм организации сельскохозяйственногопроизводства.
Признаваяпринципиальную возможность их развития, он полагает, что они могут служить лишьдля того, «чтобы продолжить существование нерационального мелкогопроизводства», а устойчивость им придать могут «только те элементыобщества, которым терять нечего; хотя в перспективе он видит и возможностьрасширения кооперативного производства, которую он связывает с утверждениемобщественных производственных отношений в промышленности, и полемизирует стеми, кто обосновывал несостоятельность и неэффективность кооперативов. Вотличие от ортодоксальных марксистов, реалистическую и достаточно плодотворнуюдля своего времени концепцию кооперации высказал Э.Бернштейн, который первымобратил внимание на складывавшееся противоречие между оставшимися на одной итой же точке зрения в течение 30 лет положениям марксизма, в частности окооперации, и реальным хозяйственным развитием конца XIX века. Он оспаривает мысль о том, что современный ему „хозяйственный порядок“ прогнилвнутри себя и скоро должен развалиться. В связи с чем бессмысленно отказыватьсяот тех преимуществ, которые рабочие могут достичь через кооперативы уже в товремя. Кооперацию, однако, полагает он, следует оценивать не только каксредство, способствующее решению текущих проблем, но и как „основнойкамень в великой постройке будущего“. Следует обратить внимание, что К.Каутский,полемизирующий с Э.Берншгсйном по поводу его общей концепции, по вопросу окооперации во многом солидаризуется с ним.
Марксизм со времени еговозникновения и до последних дней подвергается научной критике. Так, тот жеизвестный деятель немецкой социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850— 1932 гг.)в своей книге „Предпосылки социализма и задачи социал-демократии“(1899г.) изложил критический взгляд на марксистскую доктрину с позицииреформизма. Э.Бернштейн характеризовал марксово понятие прибавочной стоимостикак абстрактное и предложил трактовать экономическую стоимость как совокупностьполезности и издержек производства. Он показал, что капитализм вовсе непорождает обнищание пролетариата и способен преодолевать кризисы.
Более поздний критиксоциалистической экономической доктрины венгерский экономист Янош Корнай,называвший социалистическую экономику не иначе как экономикой дефицита, в своихкнигах наглядно продемонстрировал нежизненность экономики социалистического(советского) типа, неизбежности перехода к свободной рыночной экономике.Правильность этих выводов показала сама жизнь. Отказавшись от социализма,Россия и другие бывшие „социалистические“ страны, сегодня стремятся влоно цивилизованных стран и активно внедряют рыночные отношения в экономику.Несмотря на вышесказанное об утопичности отдельных положений марксовскойтеории, марксизм сыграл выдающуюся роль в воспитании масс, повышении егосамосознания в деле борьбы за улучшение своих жизненных условий.
2. Вопросыкооперативного движения в работах В. Ленина
Кооперативный план В. И. Ленина, план социалистическогопереустройства мелкотоварного, прежде всего крестьянского, хозяйства черезкооперацию, путём постепенного добровольного объединения мелких частныххозяйств в крупные коллективные хозяйства; план вовлечения крестьянских масс встроительство социализма, составная часть общего ленинского плана построениясоциализма в СССР кооперативный план изложен В. И. Лениным в ряде работ, средикоторых особое место занимает статья «О кооперации» (1923).
«В. И. Лениннаучно обосновал необходимость и способы перевода на социалистические рельсымиллионных масс мелких товаропроизводителей. Для их хозяйств, в отличие открупного производства, Ленин считал наиболее целесообразным кооперативные формысоциалистического обобществления. В результате коллективизации единоличныхкрестьянских хозяйств и широкого развития совхозов, мелкотоварный икапиталистический уклады в деревне уступили место социалистическому».
Кооперативныйплан В. И. Ленина опирается на теоретические положения К. Маркса и Ф. Энгельсао значении обобществления мелкого производства при переходе от капитализма ксоциализму и представляет собой комплекс задач экономического, политического икультурного характера: формирование единой системы социалистических производственныхотношений в сельском хозяйстве и промышленности, укрепление и развитие союзарабочего класса и крестьянства на этой основе; ликвидация эксплуатациикрестьянских масс деревенской и городской буржуазией; избавление их нищеты,подъём сознательности единоличных тружеников, воспитание их в духеколлективизма, взаимопомощи, приучение крестьянина к общественному ведению дел,повышение культуры и специальных знаний сельского населения в целях веденияхозяйства на основе передовой техники и агронауки.
Созданиекрупных производственных объединений в сельском хозяйстве является одной изобщих закономерностей развития экономики в эпоху крупного машинногопроизводства. Однако пути и средства реализации этой закономерности прикапитализме и при социализме принципиально различны. Только диктатурапролетариата, выступая в качестве важнейшего политического условия построениясоциализма, обеспечивает преобразование сельского хозяйства в формахмаксимально соответствующих интересам трудящихся крестьян. Решающее значениедля успешного перехода единоличных хозяйств на рельсы социализма имеетнаправляющая деятельность коммунистической партии и государства. Ониподготовляют массы к этому переходу, организуют вовлечение трудовогокрестьянства и непролетарских слоев трудящихся города в систему кооперации ируководят её развитием на всех этапах.
В работах«Очередные задачи Советской власти» и «Тезисы об очередных задачах Советскойвласти» (1918) Ленин сформулировал ряд положений о необходимости всеобщегокооперирования населения путём охвата его сначала потребительской и др.простейшими видами, а затем и более высокими, производственными формами кооперации.На начальном этапе кооперирования происходит постепенное уяснениеединоличниками выгод и преимуществ кооперации в хозяйственной жизни, сближениекрестьян с рабочими на почве общих потребительских интересов; обеспечиваетсяконкретное руководство кооперативами со стороны передовых рабочих и усиление ихвлияния на крестьянскую массу как фактор укрепления союза рабочих и крестьян;общее идейное и организационное руководство партии кооперативным движением;разносторонняя государственная помощь трудовому крестьянству через кооперацию,поднимающая её значение в глазах крестьян. В. И. Ленин завершил разработкукооперативного плана после перехода Советского государства к новойэкономической политике (нэп) в связи с необходимостью преодоления многоукладностив хозяйстве страны, в первую очередь постепенной ликвидации мелкотоварногопроизводства, являющегося источником капиталистических отношений. Отсюдавытекала исключительная важность задачи перевода крестьянских хозяйств насоциалистический путь развития. Решение её крайне осложнялось наличиеммноговековых традиций и привычек, рожденных индивидуальным хозяйствованием иусиленных собственническими тенденциями в деревне, обусловленными«осереднячением» крестьянства в результате получения им, согласно Декрету оземле, значительного земельного фонда. Немалое влияние на рост мелкобуржуазныхстремлений крестьянства оказало и широкое развитие рыночной торговли в первыегоды нэпа.
Определяющаяроль кооперации в преобразовании мелкотоварного хозяйства обусловливаласьспецифически новым положением её при диктатуре пролетариата: «… предприятиякооперативные отличаются от предприятий частнокапиталистических, какпредприятия коллективные, но не отличаются от предприятий социалистических,если они основаны на земле, при средствах производства, принадлежащихгосударству, т. е. рабочему классу… Кооперация в наших условиях сплошь дарядом совершенно совпадает с социализмом», — писал В. И. Ленин. В то же времякооперация, представляя собой наиболее правильную форму сочетания личныхинтересов трудового крестьянства с общественными, обеспечивает возможность «…перехода к новым порядкам путем возможно более простым, легким и доступным длякрестьянина». В ходе кооперирования единоличные хозяйства устанавливают иразвивают экономические взаимосвязи как между собой, так и с городом; функциикооперации распространяются на сферы снабжения и сбыта, что приводит к ростуэкономических контактов промышленности и сельского хозяйства («смычка города сдеревней») и, соответственно, к усилению воспитательного воздействия партии ирабочего класса на крестьянство. Государство оказывает (это особенноподчёркивал Ленин) широкую помощь кооперации: финансовую, кредитную,банковскую, предоставляет ей различные льготы, поощряет материально крестьян,вступающих в кооперативы. Партия и государство всемерно стимулируют созданиепроизводственных кооперативов, поддерживают их идейно и организационно,подготовкой кадров руководителей и специалистов, снабжением с.-х. машинами иорудиями. На 10-м съезде РКП (б) (1921) В. И. Ленин указывал, что длясоциалистической переделки мелкого хозяйства необходимы «… материальная база,техника, применение тракторов и машин в земледелии в массовом масштабе,электрификация в массовом масштабе».
Ленин особоотмечал, что кооперирование должно быть делом строго добровольным, проводитьсяисключительно путём разъяснения, убеждения, постепенным и систематическимподведением крестьянства к пониманию целесообразности объединения мелкиххозяйств, преимуществ коллективного производства, и считал недопустимым какоебы то ни было администрирование, принуждение в кооперативном строительстве.Отсюда вытекала ведущая роль партии и рабочего класса в повышении уровнякультуры и сознательности крестьян. «… Без поголовной грамотности, бездостаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения ктому, чтобы пользоваться книжками… нам своей цели не достигнуть… Полноекооперирование невозможно без целой культурной революции»,— писал Ленин иуказывал, что для решения этой задачи потребуется одно — два десятилетия. Оннастоятельно рекомендовал посылать в деревню передовых рабочих, способныхпомочь крестьянам в создании производственных кооперативов и, если этопотребуется, возглавить их. Указания Ленина партия последовательно выполняла;особую роль в социалистической перестройке сельского хозяйства сыгралонаправление в деревню двадцатипятитысячников во время сплошной коллективизации.
Разрабатываякооперативный план, Ленин учитывал, что к моменту возникновения Советскогогосударства в стране уже существовали различные виды кооперации; началивозникать и производственные кооперативы: в деревне — товарищества по совместнообработке земли (ТОЗы), с.-х. артели (позднее широко известные под названием колхозов),с.-х. коммуны; в городе — производстводственные (промысловые) артели, гдеприменялся преимущественно ручной труд. И в городе, и в деревне развивалисьпотребительские, снабженческо-сбытовые, кредитные и др. кооперативы.Деятельность всех этих кооперативных организаций уже оказывала значительноевоздействие на широкие массы трудящихся села, помогая им уяснить на конкретныхпримерах, а по мере вовлечения в кооперативное движение и на собственном опыте,преимущества коллективного хозяйствования. Поэтому осуществление кооперативногоплана В. И. Ленина в 20—30-е гг. представляло собой многосторонний процессперехода крестьянства к социалистическому способу производства, когда все видыкооперации взаимодействуют друг с другом и с государственной промышленностью,системой снабжения и кредита, простейшие виды кооперации развиваются ипреобразовываются в более сложные, а в конечном счёте в высшую формупроизводственных кооперативов — колхозы, которые, в свою очередь, постепеннопревращаются в единственную и всеобъемлющую форму производственногокооперирования крестьянских хозяйств.
Одной изсущественных функций кооперации на селе с самого начала стала борьба противдеревенской буржуазии — кулачества. Ленин видел в кооперативах реальную силу,способную постепенно изолировать кулака как в политических, так и вэкономических отношениях и подготовить предпосылки для его ликвидации.Претворяя в жизнь кооперативный план В. И. Ленина, Коммунистическая партия иСоветского государство провели огромную работу по развитию и укреплению всехформ кооперации. В процессе кооперирования крестьянства партии пришлосьпреодолеть сопротивление различных оппортунистических направлений и групп —троцкистов и особенно правого уклона в ВКП (б). Завершающим этапомосуществления кооперативного плана была сплошная коллективизация сельскогохозяйства в СССР, в результате которой создался колхозный строй и возник новыйкласс социалистического общества — колхозное крестьянство.
Опытсоциалистического кооперирования крестьянских хозяйств в СССР имеетмеждународное значение. Он подтвердил положения марксистско-ленинской теории озакономерном характере перехода от мелкотоварного к крупному социалистическомусельскому хозяйству, о путях, методах и средствах этого перехода. Главныеположения кооперативного плана В. И. Ленина лежат в основе экономическойполитики в области сельского хозяйства находящихся у власти братскихкоммунистических и рабочих партий и полностью применимы во всех странах,строящих социализм.
3. Марксистско-ленинскаяконцепция кооперации и реальная кооперативная практика
Марксизм-ленинизм,научная система философских, экономических и социально-политических взглядов,составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционномпреобразовании мира, о законах развития общества, природы и человеческогомышления, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержениекапитализма, созидательной деятельности трудящихся в построениисоциалистического и коммунистического общества. ОсновоположникамиМарксизм-ленинизм были К. Маркс и Ф. Энгельс; выдающийся вклад в его развитиевнёс В. И. Ленин. Марксизм-ленинизм обогащается в результате теоретическойдеятельности коммунистических и рабочих партий. «Марксизм-ленинизм — это единоевеликое революционное учение, путеводная звезда для рабочего класса итрудящихся всего мира на всех этапах их великой битвы за мир, свободу и лучшуюжизнь, за создание самого справедливого общества — коммунизма. Его великаятворческая преобразующая сила — в неразрывной связи с жизнью, в непрерывномобогащении на основе всестороннего анализа действительности».
Марксизм как научное выражениекоренных интересов рабочего класса возник в 40-х годах 19 века, когда резкопроявились антагонистические противоречия капиталистического общества, и наарену истории как самостоятельная политическая сила выступил рабочий класс. К.Маркс и Ф. Энгельс были творцами научного мировоззрения рабочего класса,программы, стратегии и тактики его революционной борьбы. Они критическипереосмыслили и творчески переработали достижения предшествующей научной иобщественной мысли человечества, обобщили опыт классовой борьбы иреволюционного движения трудящихся масс.
Марксизм-ленинизмпредставляет собой закономерный результат поступательного движения передовойчеловеческой мысли и знаменует величайший революционный переворот в еёразвитии. Важнейшими теоретическими источниками марксизма явились классическаянемецкая философия, английская политическая экономия, французский утопическийсоциализм. Марксизм принципиально по-новому подошёл к решению практических итеоретических проблем и дал научный ответ на главные вопросы, поставленныеходом общественного развития и прежде всего развитием капитализма и рабочегодвижения; преодолел свойственные предшествующей общественной мысли идеализм иантиисторизм, созерцательный характер. Его важнейшая особенность состоит в том,что он не только объяснил мир, но и определил условия, пути и средства егопереустройства, превратил социализм из утопии в науку. Это стало возможным врезультате распространения материализма на понимание истории общества, созданияисторического материализма, органичного соединения и творческой разработкиматериализма и диалектики. «Применение материалистической диалектики кпереработке всей политической экономии, с основания ее, — к истории, кестествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, — вот чтоболее всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболеесущественное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в историиреволюционной мысли».
Возникнув какреволюционная теория рабочего класса, марксизм прошёл практическую проверку,начиная с революций 1848—49 в Западной Европе. После этих революций К. Маркс иФ. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма,подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание силмеждународного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот периодознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционнойинтернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товариществорабочих». В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовыесоциал-демократические партии пролетариата.
Распространениемарксизма в международном рабочем движении встречало ожесточённое сопротивлениекак со стороны его открытых противников, например бакунистов, прудонистов идругих, так и со стороны соглашательских оппортунистических элементов внутрисоциал-демократических партий — ревизионистов (Э. Бернштейн, М. Адлер идругие). Ревизионизм в рабочем движении возник как проявление влияниябуржуазной идеологии на определённые, наименее революционные, относительнообеспеченные слои рабочего класса (так называемая рабочая аристократия). Другимисточником ревизионизма явилась идеология входивших в пролет, партиимелкобуржуазных элементов, которым свойственны половинчатость, колебания междупролетариатом и буржуазией. Марксизм вёл решительную борьбу и с догматизмом,сектантством, также наносившими серьёзный вред рабочему движению.
Выдающимисяпропагандистами идей марксизма были П. Лафарг, В. Либкнехт, А. Бебель, Ф.Меринг, Г. В. Плеханов, А. Лабриола и ряд других.
Дальнейшее творческоеразвитие марксизм получил в теоретических трудах и практической деятельностигениального продолжателя дела К. Маркса и Ф. Энгельса — В. И. Ленина, которыйподнял революционное учение марксизма на новую, высшую ступень. В. И. Ленин,восприняв теорию К. Маркса и Ф. Энгельса, творчески развил и конкретизировал еёприменительно к условиям новой исторической эпохи. Борьба и деятельность В. И.Ленина представляют собой ленинский этап в развитии революционной теориирабочего класса, справедливо именуемой марксизмом-ленинизмом. Ленинизм — это«… марксизм эпохи империализма и пролетарских революций, эпохи крушенияколониализма и победы национально-освободительных движений, эпохи переходачеловечества от капитализма к социализму и строительства коммунистическогообщества».
Марксизм-ленинизмсостоит из трёх органически взаимосвязанных и взаимообусловленных частей:философии — диалектического и исторического материализма, политической экономиии научного коммунизма.
Диалектический иисторический материализм представляет собой философию рабочего класса и егоавангарда — коммунистической партии; он является наукой о всеобщих законахразвития природы, общества и мышления, составляет теоретический фундаменткоммунизма. Марксистско-ленинская философия исходит из того, что мирматериален: всё существующее — различные формы движущейся материи, высшей изкоторых является общество. Мир един и развивается по объективным, не зависящимот сознания людей законам, которые познаются людьми в ходе развития обществ,практики и науки. Люди сами делают свою историю, однако ход общественногоразвития не определяется свободной волей людей, а обусловлен материальнымиусловиями их жизни, подчиняется закономерностям, проявляющимся в деятельностинародных масс. Люди, познав эти закономерности и действуя в соответствии сними, могут сознательно влиять на ход общественного развития. Впервые вМарксизм-ленинизм общество было понято как целостный социальный организм, вструктуре которого можно выделить производительные силы, производственныеотношения и определяемые ими сферы общественной жизни: политику, право, мораль,государство, а также философию, науку, искусство, религию. Их единство ивзаимодействие представляют собой общество на определённом этапе истории —общественно-экономической формации, развитие и смена которых составляют процесспрогрессивного движения общества к коммунизму. Ядром марксистской философииявляется материалистическая диалектика, выступающая в качестве общей методологииподлинно научного познания общества и природы. Материалистическая диалектиканосит революционно-критический характер, каждую ступень развития общества онарассматривает как преходящую. Главное в ней — учение о противоречии, законединства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник самодвижения иразвития явлений и процессов действительности.
Великим вкладом В. И.Ленина в развитие марксистской философии является разработка её важнейшихпроблем — теории отражения, теории познания, учения об истине, углублениепонимания законов и категорий диалектики и других. В своих произведениях В. И.Ленин дал классические образцы применения материалистической диалектики кважнейшим проблемам общественного развития, политики и классовой борьбыпролетариата: анализ объективных условий и разработку вопроса о ролисубъективного фактора в историческом процессе, значении творческой инициативымасс, классов, партий и отдельных личностей, обоснование огромной роли научнойтеории в революционном движении.
В. И. Ленин не толькозащитил от нападок ревизионистов марксистскую философию, но и философскиосмыслил и обобщил то новое, что было достигнуто в развитии естественных наукпосле Ф. Энгельса.
Марксистско-ленинскаяполитическая экономия возникла на основе диалектико-материалистического анализаК. Марксом современного ему капиталистического общества. К. Маркс глубокоразработал и обосновал трудовую теорию стоимости, открыл закон прибавочнойстоимости. Это великое открытие составляет, по выражению В. И. Ленина,«… краеугольный камень экономической теории Маркса», так как раскрываетсущность эксплуатации рабочего класса классом буржуазии. Марксистско-ленинскаяполитическая экономия исследует объективные законы развития общественногопроизводства на всём протяжении истории человечества, она доказала преходящийхарактер капиталистического способа производства, неизбежность его гибели изамены новой обществ, формацией — коммунизмом.
К. Маркс и Ф. Энгельсна огромном историческом материале показали, что важнейшей движущей силой развитияобщества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, являетсяборьба антагонистических классов. Они теоретически обосновали революционнуюроль рабочего класса, историческая миссия которого состоит в свержениикапитализма и создании коммунизма, обеспечивающего условия для свободного ивсестороннего развития каждого человека. Реальным путём и средством уничтожениякапитализма и перехода к коммунизму являются социалистическая революция идиктатура пролетариата. Для осуществления социалистической революции идиктатуры пролетариата, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком,освобождения всех трудящихся рабочий класс вступает в союз со всеми трудящимисяи эксплуатируемыми. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что между капиталистическойи коммунистической формациями лежит переходный период, в течение которогопролетариат, взяв государственное руководство обществом в свои руки, долженнаправлять развитие всех сторон общественной жизни по пути к новому обществу.Необходимое условие успешной борьбы за свержение гнёта капитализма, за победупролетарской революции и коммунизма, учили К. Маркс и Ф. Энгельс, — объединениепролетариата разных стран и наций против буржуазии всех стран и наций, ибо цельу пролетариата всего мира одна — коммунизм. В силу этого принципом борьбы иорганизации пролетариата является интернационализм.
Для того чтобысовершить пролетарскую революцию, рабочий класс должен организовать и сплотитьсвои ряды, создать свою боевую революционную партию, объединяющую его передовые,лучшие силы, которая поведёт трудящихся на борьбу за победу коммунизма. Такаяпартия — Союз коммунистов была впервые создана К. Марксом и Ф. Энгельсом в1847.
В. И. Ленин внёснеоценимый вклад в экономическую теорию марксизма. Он показал, что капитализмперешёл в последнюю, высшую стадию своего развития — империализм, раскрыл егоспецифику, экономическую и политическую сущность. Он установил, чтогосударственно-монополистическая ступень развития капитализма являетсяматериальной подготовкой революционного перехода к социализму. В. И. Лениноткрыл закон неравномерности развития капиталистических стран в эпохуимпериализма и, исходя из этого закона, сделал важнейший теоретический вывод овозможности победы пролетарской революции и социализма сначала в нескольких илидаже в одной стране, так как пролетарская революция не может произойтиодновременно во всех развитых капиталистических странах, как предполагали К.Маркс и Ф. Энгельс. Важным вкладом в Марксизм-ленинизм была разработка В. И.Лениным теории перерастания буржуазно-демократической революции всоциалистическую. В. И. Ленин творчески развил учение о диктатуре пролетариата,о руководящей роли рабочего класса, о союзниках пролетариата в революции —крестьянстве прежде всего, о формах классовой борьбы. Опираясь на теоретическиеположения К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин создал цельное учение о партиирабочего класса как высшей форме его революционной организации, всестороннеразработал её теоретические и организационные основы, нормы партийной жизни и принципыпартийного руководства. Под руководством В. И. Ленина рабочий класс Россиисоздал партию нового типа — Коммунистическую партию Советского Союза. В. И.Ленин разработал стратегию и тактику революционной борьбы рабочего класса сбуржуазией, принципы борьбы с ревизионизмом, догматизмом, правым и «левым»оппортунизмом. Важное место в Марксизм-ленинизм занимает национальный вопрос,основные принципы пролетарского решения которого разработали К. Маркс и ф.Энгельс. Они показали подчинённость национального вопроса задачамосвободительной классовой борьбы пролетариата, обосновали необходимостьподдержки национально-освободительных движений, направленных против реакционныхсил и классов. Ленин развил эти положения, подверг критике теории и программыреформистов и оппортунистов, подчеркнул необходимость свободногосамоопределения наций вплоть до их полного отделения и образованиясамостоятельного государства. Главным в национальном вопросе Ленин считалобъединение трудящихся всех наций в общей борьбе за демократию и социализм. Онраскрыл связь национального вопроса с колониальным и указал на возможностьнекапиталистического пути развития колониальных и зависимых стран.
Основываясь наположениях К. Маркса и Ф. Энгельса о будущем коммунистическом обществе и двух фазахего развития, В. И. Ленин разработал вопросы об основных чертах переходногопериода от капитализма к социализму, о путях и средствах построения социализмаи коммунизма, об основных закономерностях развития общества в эпоху социализмаи коммунизма.
Победа ВеликойОктябрьской социалистической революции в 1917, создание первого в миресоциалистического многонационального государства явились величайшим торжествоммарксистско-ленинской теории, ознаменовали начало новой исторической эпохиразвития человечества.
После В. И. Ленина КПССвместе с братскими коммунистическими партиями продолжали развиватьмарксистско-ленинскую теорию. Исходя из ленинских положений, творчески применяяи развивая их, КПСС привела советский народ к победе социализма и руководитстроительством коммунистического общества в СССР. КПСС разработала вопросы овозможности построения социализма в одной стране, находящейся вкапиталистическом окружении; о путях, темпах и средствах социалистическойиндустриализации; о методах и формах коллективизации сельского хозяйства; опутях и средствах проведения культурной революции в стране; о закономерностяхстроительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму.Партия отстояла свою линию в непримиримой борьбе с правым и «левым» оппортунизмоми национал-уклонизмом.
Достижениясоциалистического строительства в СССР, разгром фашистской Германии иимпериалистической Японии, в котором решающую роль сыграл Советский Союз,способствовали успеху народно-демократических, социалистических революций вряде стран Европы, Азии, Латинской Америки, подъёмунационально-освободительного движения, краху колониальной системы империализма.Эти важнейшие процессы послужили новым практическим подтверждением истинностимарксистско-ленинской теории. Историческая обстановка, сложившаяся после 2-ймировой войны 1939—45, образование мировой системы социализма, углублениекризиса капиталистической системы, развёртывание научно-технической революции,задачи социалистического и коммунистического строительства потребовалидальнейшего обогащения Марксизм-ленинизм Важной предпосылкой творческогоразвития марксистско-ленинской теории было преодоление КПСС тенденций к еёдогматизации, отрыву от практики. Партия вместе с тем выступила против попытокотождествить теорию и практику, что вело к принижению теории, нарушениюпринципа единства теории и практики.
КПСС проделала большуюработу по изучению крупных и сложных экономических и социально-политическихпроблем социалистического общества в СССР, вместе с другими братскимикоммунистическими партиями разрабатывала принципиальные вопросы развитиямировой системы социализма, исследовала новые явления современного капитализма,решала важнейшие проблемы мирового революционно-освободительного движения. Этатеоретическая деятельность серьёзно обогащает Марксизм-ленинизм Важнымтворческим вкладом в марксистско-ленинскую теорию являются Программа КПСС(1961), решения съездов и пленумов ЦК КПСС, партийные документы к 50-летиюВеликой Октябрьской социалистической революции, 100-летию со дня рождения В. И.Ленина, 50-летию СССР, документы международных Совещаний коммунистических ирабочих партий, братских коммунистических партий.
Марксизм-ленинизм насовременном этапе даёт теоретическое обобщение опыта социалистического икоммунистического строительства в СССР и других социалистических странах;раскрывает закономерности развития мировой системы социализма, пути и средствапостроения материально-технической базы коммунизма; показывает характерсовременной ступени развития капитализма; определяет перспективы роста иразвития международного революционного движения рабочего класса инационально-освободительной борьбы колониальных и зависимых народов, формыперехода различных стран к социализму; намечает пути и средства претворения вжизнь ленинской политики мирного сосуществования двух противоположныхсоциальных систем и обеспечения всеобщего мира. Анализируя развитие советскогообщества, КПСС показала, что главным итогом осуществленных глубочайшихсоциально-экономических преобразований явилось построение развитогосоциалистического общества. На основе коренных изменений в экономической,социальной и духовной жизни общества сложилась новая историческая общность —советский народ. Для развитого социалистического общества характерно гармоничноеразвитие экономических, социально-политических и культурных условий жизни. Оноимеет мощную материально-техническую базу, которая создаётся на основевсестороннего развития народного хозяйства, внедрения в производство новейшихдостижений науки и техники. Развитому социалистическому обществу присущивысокие и устойчивые темпы роста общественного производства ипроизводительности труда, зрелые общественные отношения, складывающиеся наоснове полного господства социалистической собственности, ликвидации всехэксплуататорских элементов и утверждения марксистско-ленинского мировоззрения,социально-политического и идейного единства общества. В нём полностьюутвердился социалистический принцип распределения по количеству и качествутруда. Политической надстройкой развитого социализма является общенародноегосударство. На современном этапе в СССР решается задача созданияматериально-технической базы коммунизма, построение которой представляет собойсложную, многоплановую, комплексную задачу. КПСС подчёркивает необходимостьразработки и внедрения современных методов планирования и управления, способовповышения эффективности народного хозяйства, совершенствования материальных иморальных стимулов. Существенную роль приобретает перспективное планирование,определяющее основное направление развития страны на длительный срок. Важнейшеепрограммное значение имеет поставленная на 24-м съезде КПСС задачаорганического соединения достижений научно-технической революции спреимуществами социалистической системы хозяйства. В развитом социалистическомобществе сложилась новая социальная структура дружественных классов и слоев,идёт процесс стирания классовых граней и утверждения социальной однородностиобщества, формирование нового человека в результате воздействия объективных условийи коммунистического воспитания. Возникновение советского народа, воплощающегобратство трудящихся более ста наций и народностей, объединяемых общимиинтересами, идеологией, целями и идеалами, — результат творческого применения иразвития марксистско-ленинских принципов решения национального вопроса,процесса сближения народов СССР, их сплочения и объединения в ходесоциалистического и коммунистического строительства. Развивая ленинское учениео партии, КПСС показала, что важнейшей объективной закономерностью развитиясоциалистического общества является возрастание руководящей роликоммунистической партии. Эта закономерность проявляется с ещё большей силой наэтапе построения коммунизма в результате роста масштабов и многообразия формсозидательной деятельности народа, усложнения внутренних и международных задачразвития советского общества.
КПСС вместе с другимикоммунистическими партиями разрабатывает принципиальные вопросы развитиямировой системы социализма, действия общих закономерностей социалистическогостроительства и их воплощения в специфических условиях различных стран. КПСС ибратские партии социалистических стран исследуют закономерности и тенденциимеждународного социалистического разделения труда, принципы социалистическойинтеграции и другие вопросы, связанные с развитием мировой социалистическойсистемы в целом. Серьёзное место в современной марксистско-ленинской теориизанимает анализ новых явлений капиталистического общества, что имеет важноезначение для разработки программы, стратегии и тактики революционного инационально-освободительного движения и определения внешнеполитической линиисоциалистических стран.
Стараясь приспособитьсяк условиям борьбы двух противоположных систем, используя результатынаучно-технической революции, современный империализм приобрёл некоторые новыечерты. Усиливается его государственно-монополистический характер, чтовыражается в государственном стимулировании монополистической концентрациипроизводства и капитала, перераспределении всё большей доли национальногодохода в интересах монополий, финансировании развития промышленности и научныхисследований, разработке программ экономического развития в масштабе отдельныхстран, политике империалистической интеграции. Однакогосударственно-монополистическое регулирование не в состоянии обуздатьстихийные силы капитализма. Современная научно-техническая революция, ускоряяпроцесс обобществления экономики, вместе с тем ведёт к воспроизводствусоциальных антагонизмов в ещё больших масштабах и к возникновению новых противоречийв развитии капитализма. Всё это вызывает возрастание неустойчивости системыкапитализма, глубокие социально-политические кризисы, рост революционнойсознательности масс, нарастание волны классовых битв в цитаделях капитализма.Кризис современного государственно-монополистического капитализма проявляетсяво всех областях — экономической, политической, идеологической, моральной, тоесть носит всеобщий характер (см. Империализм, Капитализм, Общий кризискапитализма). Одним из ярких выражений этого кризиса является крах колониальнойсистемы империализма в результате роста национально-освободительного движения.Борьба за национальное освобождение во многих странах перерастает в борьбупротив эксплуататорских общественных отношений. Важное значение для рабочего,коммунистического и национально-освободительного движения имеет теоретическаяразработка проблем сближения в современную эпоху демократических исоциалистических задач революционной борьбы, сочетания мирных и немирных формреволюции, возможности некапиталистического пути развития бывших колониальныхстран.
Марксизм-ленинизмявляется интернациональной основой революционной стратегии и тактикикоммунистических и рабочих партий, международной солидарности борцов за делопролетариата. Классики Марксизм-ленинизм, отмечая важность учётаконкретно-исторических особенностей и своеобразия обстановки, в которойприходится действовать каждой пролетарской партии, всегда отстаивали единствоинтернациональной тактики коммунистического движения. В. И. Ленин подчёркивал,что задача коммунистов состоит «… в том, чтобы уметь приложить общие иосновные принципы коммунизма к тому своеобразию отношений между классами ипартиями, к тому своеобразию в объективном развитии к коммунизму, котороесвойственно каждой отдельной стране и которое надо уметь изучить, найти,угадать». Развивая это положение В. И. Ленина, международные Совещаниякоммунистических и рабочих партий 1957, 1960 и 1969 отметили, что применениеобщих закономерностей развития социалистической революции, социалистическогостроительства и социализма должно осуществляться «… с учетом историческихособенностей каждой страны и интересов социалистической системы в целом...». Вэтом находит одно из своих выражений своеобразие развития каждой страны по путисоциализма, которое, осуществляясь «… на основе общих закономерностей...»,вместе с тем «… развертывается в различных формах, с учетом конкретныхисторических условий и национальных особенностей».
Важнейшей задачей какКоммунистической партии Советского Союза, так и всех братских коммунистическихпартий является борьба за чистоту марксистско-ленинской теории. Как показалопыт революционной борьбы, сила международного коммунистического движения — вверности Марксизм-ленинизм и пролетарскому интернационализму. КПСС напротяжении всей своей истории вела борьбу против всех видов отступничества оттеории Марксизм-ленинизм, против всех проявлений правого и «левого»оппортунизма. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий в июне1969 подчеркнуло необходимость «… добиваться торжества марксизма-ленинизма,бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- илевооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма,догматизма и левосектантского авантюризма».
Современный ревизионизмвыдвинул тезис о плюралистическом марксизме, то есть о правомерности целогоряда различных интерпретаций марксизма, которые все якобы могут одновременнобыть истинными. Сторонники этой разновидности ревизионизма противопоставляютвзгляды Маркса и Энгельса, Маркса и Ленина. Они особенно яростно нападают наленинский этап в развитии марксизма, отрицая международное значение ленинизма,роль В. И. Ленина как великого теоретика современности. Однако все неленинскиеи антиленинские интерпретации марксизма либо оказываются разновидностямимелкобуржуазного революционаризма, либо представляют собой откровенные уступкибуржуазной идеологии, отход от основных положений Марксизм-ленинизм, преждевсего отказ от идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Одним извреднейших современных антиленинских течений является маоизм —мелкобуржуазно-националистическое извращение Марксизм-ленинизм КПССподчёркивает, что убедительность критики буржуазных и ревизионистских наскоковна Марксизм-ленинизм в огромной степени усиливается тогда, когда эта критикаопирается на активное и творческое развитие Марксизм-ленинизм, всехобщественных наук. «Теоретическая разработка и своевременное практическоерешение новых проблем, выдвигаемых жизнью, — необходимое условие успешного движенияобщества к коммунизму. Теория и впредь должна освещать путь практике, помогатьвыявлению и преодолению препятствий и трудностей, мешающих успешномукоммунистическому строительству. Партия считает своей важнейшей обязанностьюдальнейшее развитие марксистско-ленинской теории на основе изучения и обобщенияновых явлений в жизни советского общества и опыта мирового революционногорабочего и освободительного движения, творческое сочетание теории с практикойкоммунистического строительства».
Исторический опытсвидетельствует о великой жизненной силе Марксизм-ленинизм, являющегося могучимсредством не только познания, но и революционного преобразования мира.
Международное Совещаниекоммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 отметило, что весь опыт мировогосоциализма, рабочего и национально-освободительного движения подтвердилмеждународное значение марксистско-ленинского учения. Марксизм-ленинизмсоставляет научную основу деятельности коммунистических партий на каждомотрезке пути к великой цели — коммунизму. Он является одной из важнейшихдвижущих сил социалистического и коммунистического строительства, формированиянового человека. Марксизм-ленинизм получает всё большее распространение в мире,он играет существенную роль в противоборстве социализма и капитализма, вразвитии мирового революционного процесса.
Заключение
Марксизмвозник как особая система взглядов, являющихся теоретическим выражениеминтересов пролетариата и идейной платформой коммунистического движения. Егоосновоположниками были Карл Маркс иФридрих Энгельс. Они в целом положительно оценивали ролькооперативов. По их мнению, кооперация, неустраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому ее уменьшению,создает лучшие условия труда.
Маркс и Энгельс дали рабочим рекомендации по наиболее эффективному использованию кооперативов.
1. Пролетариату необходимо развивать кооперацию, независимую от буржуазии.
2. Предпочтительнеебраться за кооперативное производство, чем за кооперативную торговлю. Последняязатрагивает только поверхность экономическогостроя капитализма, а первое подрывает егоосновы.
3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в фондпропаганды своих принципов, содействовать учреждению новых производственно-кооперативных обществ.
Отдельные положения Маркса о кооперативном движении и кооперации, особенно переоценка имзначения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потребительских, были подвергнуты критике даже теми, ктоименовал себя марксистами.
Классики марксизма в своей революционной практикеопирались и на современное им кооперативное движение. Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что „кооперативная система никогда не сможетпреобразовать капиталистическое общество“1. По их мнению,кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализмак социализму и после установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, нобудут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на общегосударственныесредства.
ВРоссии марксистская теория революционного преобразования общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл ВладимирЛенин, который (подчеркнем) и всвоих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделялвопросам кооперации.
Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значениекооперативовв единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализмекооперативы являются коллективными капиталистическимиучреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.
Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает егостатья»О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации;следовательно, она посвящена кооперации вообще.
Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений.В ней красной нитью проводится идея о том,что при новой экономической политике, т.е. в условиях многоукладной, рыночнойэкономики кооперирование, кооперация приобретает совершенно исключительное,гигантское значение и необходима государственная поддержка «кооперативного»принципа организации населения. Лениннастаивал на том, что эта поддержка должнабыть политической и экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах,экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в«премиях» за конкретные достижения кооператоров. В статьепоставлены задачи обеспечения непассивного, а активного участия населения в кооперации, проведениякультурной, просветительной работы при егокооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др.
«О кооперации» — одна из последних ленинскихработ. Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации,хотя и говорится о сходстве простого ростакооперации с ростом социализма. Ленин критиковал «старыхкооператоров», начиная с Оуэна, за фантастичность их планов. Но и егособственный интересный замысел органично соединить социализм икооперацию в «строй цивилизованных кооператоров» оказалсяпротиворечивым и несбыточным.
Списокиспользованной литературы
1. Вахитов,К.И. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. ―М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. ― 400 с.
2. Днепровский,С.П. Кооператоры: 1898 ― 1968 / С. П. Днепровский. ― М.: Экономика,1968. ― 383 с.
3. Захаров,И.В. Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций в России /И.В. Захаров, В.П. Масленников, А.В. Соболев. ― М.: ИВЦ «Маркетинг»,2001. ― 310 с.
4. Калягин,Г.В. Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональныйподход: Учеб. пособие / Г.В. Калягин. ― М.: ИНФРА−М, 2004. ―160 с.
5. Кооперативноедвижение: из прошлого в будущее. Библиографический указатель. Вып. 2 /Чебоксар. кооп. ин-т.; Сост. И. Ю. Мазуркина; науч. рук. К. И. Вахитов;редактор-библиограф Е.Ф. Петрова. ― Чебоксары: Салика, 2005. – 482 с.
6. Кооперация.Страницы истории: Избранные труды российских экономистов, общественныхдеятелей, кооператоров-практиков. В 3-х т. Т.1. Кн.1. 30-40-е гг. XIX― начало ХХ в. Предыстория / Редкол.: Н.К. Фигуровская (отв. ред.-сост.)и др. ― 1999. ― 768 с.
7. Кооперация.Теория, история, практика: Избранные сочинения, факты, материалы, комментарии /Автор-составитель К.И. Вахитов. ― М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004.– 557 с.
8. Лаппо,Л.Л. Основы кооперативного движения: Учебное пособие / Л.Л. Лаппо, А.И.Савинский. ― Мн.: Дизайн ПРО, 2004. ― 96 с.
9. ЛенинВ.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т.3. – М.: Политиздат, 1982. – 856 с.
10. Макаренко, А.П. Теория и историякооперативного движения: Учеб. пособие /А.П. Макаренко. ― М.: ИВЦ «Маркетинг»,2000. ― 328 с.
11. Маркс К. Капитал. Критикаполитической.кономии. Т. 1. Кн. 1 Процесс производства капитала. М.,Политиздат, 1978. – 907 с.
12. Сахаров,Д.Б. История и теория кооперативного движения: Учеб. пособие / Д.Б. Сахаров,И.С. Котов. ― Мн: Новое Знание, 2005. ― 248 с.
13. Теплова, Л.Е. Кооперативное движение:Учеб. пособие / Л.Е. Теплова, Н.В. Тихонович, Л.В. Уколова. ― 2-е изд.― М.: РДЛ, 2003. ― 304 с.
14. Туган-Барановский, М.И. Социальныеосновы кооперации / Предисл., коммент.: Л.А. Булочникова, Г.Н. Сорвина, Т.П.Субботина. ― М.: Экономика, 1989. ― 496 с.
15. Файн, Л.Е. Российская кооперация:историко-теоретический очерк. 1861 − 1930 / Л.Е. Файн. ― Иваново:Иван. гос. ун-т, 2002. ― 600 с.