Реферат по предмету "Финансы"


Инвестиционный климат и инвестиционный потенциал России

--PAGE_BREAK--
Таблица 1.

Фактические платежи по государственному внешнему долгу с учетом процентов в 2008 году составили 6,8 млрд долларов США (в 2007 году — 8,9 млрд. долларов США). Коэффициенты, характеризующие степень долговой нагрузки на экономику, снизились: отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг — с 2,3% до 1,3%, к доходам консолидированного бюджета — с 1,7% до 1,1%.

Иностранные обязательства органов денежно-кредитного регулирования в 2008 году уменьшились на 4,8 млрд. долларов США (в 2007 году они приросли на 0,9 млрд. долларов США). Сказалось сокращение объема операций РЕПО Банка России с иностранными контрагентами (на 6,2 млрд. долларов США). Накопление обязательств в форме вывоза российских рублей составило в долларовом эквиваленте 1,4 млрд. долларов США.

Привлечение иностранного капитала банковским сектором уменьшилось в 8,7 раза — с 70,9 до 8,2 млрд. долларов США. Однако его динамика существенно различалась по формам ввоза. Приток прямых иностранных инвестиций возрос до 10,1 млрд.долларов США (годом ранее — 7,2 млрд. долларов США). В то же время объем привлеченных на международном рынке ссуд и займов снизился до 15,6 млрд. долларов США (39,4 млрд. долларов США). В результате активной реализации нерезидентами в IV квартале 2008 года ценных бумаг, эмитированных российскими кредитными организациями, итоговое сальдо операций купли-продажи на рынке сложилось отрицательным — в размере 4,3 млрд. долларов США. В наибольшей степени падение объема портфельных инвестиций в сектор было обусловлено сокращением иностранных вложений в акции российских банков (на 2,6 млрд. долларов США); снижение портфелей долговых ценных бумаг было не столь существенным (на 1,7 млрд. долларов США). По финансовым производным инструментам было выплачено 10,5 млрд. долларов США, в том числе 4,8 млрд. долларов США — в IV квартале.

В условиях мирового финансового кризиса значительно сократилось иностранное финансирование российских компаний. Прирост объема внешних обязательств прочих секторов уменьшился со 144,7 млрд. долларов США в 2007 году до 100,0 млрд. долларов США в 2008 году. Реализация нерезидентами финансовых инструментов отечественных корпораций обусловила сокращение иностранных портфельных инвестиций на 15,3 млрд. долларов США. Снижение произошло в основном за счет «выхода» нерезидентов из акций российских компаний (на 14,1 млрд. долларов США). В меньшей степени оно коснулось российских корпоративных облигаций. Привлечение ссуд и займов из-за рубежа упало до 53,6 млрд. долларов США (в 1,4 раза меньше, чем в 2007 году). За счет беспрецедентно высоких объемов приобретения иностранцами долей участия в российских компаниях в I-III кварталах итоговый показатель прямых иностранных инвестиций в 2008 году возрос по сравнению с предшествующим годом до 60,2 млрд. долларов США (47,9 млрд. долларов США в 2007 году).

Иностранные активы резидентов без учета резервных возросли в отчетном периоде на 234,5 млрд. долларов США (в 2007 году — на 112,9 млрд.долларов США).

Платежный баланс.

В 2008 году платежный баланс Российской Федерации формировался в условиях меняющейся под воздействием мирового финансового кризиса внешнеэкономической конъюнктуры. По итогам года профицит счета текущих операций, несмотря на его стремительное сокращение в IV квартале, достиг максимума. Изменилось направление движения внешних финансовых потоков: чистый вывоз капитала частным сектором превысил его приток за 2006-2007 годы. В результате впервые с 1999 года наблюдалось сокращение международных резервов Российской Федерации.

Счет текущих операций

В 2008 году положительное сальдо счета текущих операций достигло 102,3 млрд долларов США, увеличившись по сравнению с 2007 годом на 32,9%.

Внешнеторговый оборот возрос на 32,1% до рекордной величины: 763,5 млрд.

долларов США. В отличие от 2007 года наблюдалось увеличение профицита

торгового баланса (на 37,3%), до 179,7 млрд. долларов США.

Таблица 2.

1.2          
Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.

Инвестиции (капитальные вложения) — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

К основным задачам инвестиционной политики относятся: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов федерального и ведомственного уровней.

К первой группе относятся: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, законы о собственности, недрах и концессиях о предприятиях и предпринимательской деятельности, об акционерных обществах и некоммерческих организациях, о банках и банковской деятельности, законоположения о налогообложении, внешнеэкономической деятельности, таможенном контроле и валютном регулировании, о залоге, арендных отношениях и страховании, основы земельного, водного и лесного законодательств, нормативные акты и программы приватизации и др.

Учитывая, что иностранные инвесторы играют важную роль в развитии инвестиционной деятельности, законодательство России регулирует участие иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности следующими нормативными актами: Федеральным Законом от 25.02.99г. №39-ФЗ «Об иностранной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Законом Российской Федерации от 09.10.92г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральным Законом от 09.07.99г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Федеральные ведомства принимают также специальные акты, регулирующие отдельные области инвестиционной деятельности. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями и договорами общего характера (например, договор к Энергетической хартии), а также соглашениями с международными финансовыми институтами (Международный Валютный Фонд). В настоящее время, когда Россия заявляет о себе во взаимоотношениях с другими государствами, необходимо развивать отдельное направление законотворческой деятельности — гармонизацию национального законодательства применительно к требованиям международного права. Уже сейчас подписана Конвенция о защите прав инвесторов. Гармонизация национального и международно-правового регулирования инвестиций направлена, прежде всего, на обеспечение полной и правовой защиты иностранных инвестиций. Несмотря на то, что в России законотворчество постоянно развивается, правовые риски явно превышают допустимые для цивилизованной страны размеры.

Для решения правовых рисков необходима деятельность государственных органов. В первую очередь необходимо завершение формирования иерархической системы. Основой, для которой является жесткое соблюдение законов, и их приоритетность. Кроме того важно исключить из практики издание актов с обратной силой, а также усилить контроль за исполнением законов и судебных решений. Только в таком случае инвестор сможет выделить некую достаточно стабильную основу в правовой среде и определить диапазон возможных изменений законодательства для разумной оценки правовых рисков.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Президент России Дмитрий Медведев на встрече 12 сентября 2009 года с членами международного дискуссионного клуба «Валдай» заявил о том, что власть приложит все усилия для улучшения инвестиционного климата в стране. «Россия в силу своих географических особенностей, своей роли в мировом развитии труда, интеллектуального потенциала всегда будет инвестиционноемкой страной». В силу ряда традиций в России практически в течение всего ХХ века не было нормального института собственности. «Наша задача- создать его, дать ему полноценное регулирование и защиту. Это может быть краеугольный камень нормального инвестиционного и делового климата. Кроме того, глава государства добавил, из-за того, что наш рынок, растущий и развивающийся, он в этом смысле более рисковый, чем традиционные рынки. Надо спокойно смотреть на эту изменчивость – и то, и другое не страшно.

В организации взаимодействия иностранных инвесторов и российского Правительства важная роль отводится созданному в 1994 году Консультативному совету по иностранным инвестициям, который принимает активное участие в совершенствовании нормативно-правовых условий для предпринимательства в России. Рекомендации Консультативного совета нашли свое отражение в принятых поправках к Налоговому кодексу. Так с января 2006 года стало изменение порядка налоговых вычетов по НДС, ограничен перечень причин для приостановления операций по счетам налогоплательщиков, введена дифференциация налога на добычу углеводородного сырья. Приняты поправки в законы «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О недрах» и ряд других поправок. Иностранными инвесторами и российским Правительством ведется постоянная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в России.

1.3          
Инвестиционный потенциал страны.

В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности Российской Федерации приняты две самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциалучитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели.

Инвестиционный потенциал объединяет ресурсный, экономический, трудовой, финансовый и другие виды ресурсов, показатели которых отражают увеличение валового внутреннего продукта, в том числе на душу населения. Это влечет за собой возрастание материальных возможностей удовлетворения потребностей общества и граждан, а также обеспечения экономических интересов предпринимателей. Динамично развивающаяся экономика на основе инвестиций и эффективности обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Формирование инвестиционный потенциал в современных условиях отражает систему инвестиционных возможностей производственных предприятий, прежде всего, в промышленности и иные виды потенциала, включая предпринимательский ресурс (Таблица 3).



(
Таблица 3).
Схема формирования инвестиционного потенциала

Активным элементом инвестиционного потенциала является предпринимательский ресурс, формирующий инвестиционные продукты (товары) с использованием различных инструментов. Качественное наращивание ресурсов инвестиционного потенциала, их трансформация в инвестиционный товар повышает инвестиционную привлекательность экономики в целом, ее отраслей, предприятий и регионов.

Инвестиционная деятельность формирует не только результаты использования в инвестиционном процессе ресурсов, но и объединяет множество внешних факторов. Инвестиционный процесс должен носить системный характер (таблица 4).








Инвестиционные ресурсы,  и источники:
-сырьевые ресурсы;

финансы;

-мат.-веществ. факторы производства;

-информация;

-технологическая база;

-ноу-хау;

-организация.





Результаты (положителные):
-увеличение стоимости

-инвестиционных ценностей;

-эффективность управления прибылью и затратами;

-рост занятости;

-социальные выгоды.

Результаты (отрицательные):

-снижение стоимости инвестиционных ценностей:

-(деформации) в управлении;

-финансовые потери;

-негативные социальные

последствия.



Стратегия

Коммуникации

Принятие решений

Управление

Риски







Таблица 4. Система факторов организации инвестиционного процесса
Для эффективной реализации инвестиционных проектов необходимо отработать механизм снижения рисков их реализации, в числе которых риск нежизнеспособности проекта, риски потери темпов из-за недостатков организации денежных потоков.

Производственная и предпринимательская стратегия предприятия позволяет выявить сегменты рынка и прогнозировать реальный потребительский спрос с учетом технико-технологических, региональных и отраслевых факторов, а также учитывать товарные, ценовые и сбытовые неожиданности. В этом аспекте возрастают государственные функции поддержки экономического и финансового потенциала и контроля за деятельностью субъектов рыночной инфраструктуры.

На основе концепции усиления народнохозяйственного подхода и эффективности деятельности предприятий, фирм и корпораций важен анализ рассматриваемых в правительственных, научных институтах программ развития страны на ближайшие годы и перспективу до 2015 г., а также обобщения опыта отдельных регионов.

Развитие предпринимательства связано с расширением фондового финансирования, формированием источников коллективного инвестирования объектов производственной сферы. Расширение же форм участия государства в развитии паевых фондов заключается в защите прав инвесторов, включая уголовный и гражданско-процессуальный кодексы.

Системный подход к обоснованию промышленной инвестиционной политики в увязке с задачами социально-экономического развития страны, ресурсным и интеллектуальным потенциалом  способен определять стратегические инновационные и инвестиционные приоритеты развития отраслей промышленности. В этой связи структурная перестройка должна базироваться на прогнозах формирования региональных товарных рынков, рекомендациях отраслевого и федерального звеньев государственного регулирования промышленного производства, эффективной работе маркетинговых служб предприятий.

При этом важно на товарных рынках обеспечить государственную поддержку прогрессивных изменений в цепочках спроса на товары и услуги, и трансформировать эти приоритеты по ступеням и технологическим циклам производства, увязывая технологические процессы и организационные формы производства с рыночной конъюнктурой. Такой подход поможет ускорить структурную перестройку российской обрабатывающей промышленности и сформировать инвестиционные приоритеты.

Приоритетным направлением остается поддержание и технологическое совершенствование промышленного потенциала, прежде всего, «несущих» отраслей машиностроения, промышленности стройматериалов. Для этого необходимо создание благоприятных финансово-кредитных условий, механизмов ускоренной амортизации во всех отраслях обрабатывающей промышленности в целях массового технического перевооружения производства на принципиально новой технологической основе.

Роль государства в формировании и реализации инвестиционного потенциала страны должна заключаться в обеспечении благоприятных возможностей и условий для осуществления инвестиционной деятельности через инвестиционную политику. Инвестиционная политика, в свою очередь,  является залогом успешной экономической деятельности государства в целом. К сожалению, реализуемая в настоящее время инвестиционная политика не всегда учитывает реалии, сложившиеся в отечественной экономике. Так, например, широко используемые инструменты монетарного регулирования позволяют создать лишь некоторые макроэкономические предпосылки для активизации инвестирования, но не позволяют преодолеть системные проблемы. Относительно позиции в инвестиционной сфере, которую должно занимать государство, очень хорошо высказался в ежегодном докладе Всемирного банка Дж. Вульферсон: «…развитие нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. Без эффективного государства устойчивое развитие — как экономическое, так и социальное – невозможно»[2].

Усиление роли государства в инвестиционной сфере предполагает поиск оптимального сочетания методов государственного и рыночного воздействия с учетом особенностей современного этапа экономического развития.

В российской экономике сложившаяся модель инвестирования является деформированной и неэффективной.

Поэтому первоочередной задачей государства в проведении инвестиционной политики должно быть создание базовых организационно-экономических предпосылок инвестиционной деятельности таких как:

— разработка и реализация правового механизма защиты частных инвестиций и обеспечение государственными гарантиями иностранных инвестиций;

— восстановление системы валютного регулирования и валютного контроля, с целью предотвращения вывоза капитала;

— создание национальной инвестиционной базы в виде системы государственных и частных корпораций и фондов для финансирования крупномасштабных инвестиционных проектов (с подключением к этой задаче кредитно-финансовых учреждений);

— внедрение и использование передовых технологий и «ноу-хау» в первую очередь в базовых (приоритетных) отраслях промышленности;

— обеспечение необходимых мер, для защиты интересов отечественных промышленных предприятий, ориентированных на международные рынки;

— разработка и реализация механизма трансформации сбережений населения в инвестиции (например, с помощью паевых инвестиционных фондов, инвестфондов, и т.д.);

— разработка адекватной кредитно-денежной политики, предусматривающей эмиссию достаточного количества денежной массы (обеспечение достаточной монетизации экономики);

— разработка целенаправленной амортизационной политики, направленной на восстановление основного капитала;

— пересмотр принципов налогообложения, с целью его упрощения и стимулирования научно — инновационной деятельности;

— повышение совокупного спроса за счет увеличения средней заработной платы, а также сокращения разницы в доходах богатейшей и беднейшей части населения;

— восстановление государственного регулирования экономики на основе использования индикативного планирования и программирования.

Кроме того, необходима прямая государственная поддержка: 1) сельского хозяйства, как отрасли, эффективное функционирование которой снижает социальную напряженность в обществе за счет производства в достаточном количестве продуктов питания и снижения уровня цен на них; 2) строительства и других отраслей, обеспечивающих высокую занятость населения; 3) государственных инвестиционных проектов; 4) научно-инновационного сектора.

2.               
Реализация инвестиционного потенциала в современной

российской экономике

2.1          
Внутренние источники инвестиций в России.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что в дальнейшем они также будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан  не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 тыс. руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) или же положена  на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции. Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою  прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается,  такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Рассмотрим какие же существуют внутренние источники инвестиций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конструирование антенн
Реферат Aids Essay Research Paper Michael MorseTempi HaleEnglish
Реферат Изменение географической оболочки при добыче полезных ископаемых на примере Рускеальской мраморн
Реферат «Искусство не наука, оно только тогда сильно, когда национально. Общечеловеческое пробивается в искусстве только сквозь национальную форму»
Реферат Многообразия алгебраических систем
Реферат Король маори
Реферат Конфискация земельного участка
Реферат Ділові папери. Обліково-фінансові документи. Розписка. Доручення
Реферат Современная философия экономики
Реферат Беларусь у ХVІ-ХVІІІ cтагодзях
Реферат Радиотехнические координаторы как элемент построения РЛС
Реферат Общая долевая и совместная собственность
Реферат А. С. Пушкин Ядолго думал, прежде чем взяться за такую интересную, но для меня достаточно далёкую тему
Реферат А. Л., соискатель Понятие, структура и виды эколого-административных правонарушений
Реферат Правоохранительные органы в системе государственной власти в СССР 1930-х годов