Содержание
1. Экономическое содержаниеметода капитализации
2. Основные этапыприменения метода капитализации
3. Расчет ставкикапитализации
4. Достоинства инедостатки метода капитализации
Список использованнойлитературы
1Экономическое содержание метода капитализации
Метод капитализацииприбыли является одним из вариантов доходного подхода к оценке бизнесадействующего предприятия. Как и другие варианты доходного подхода, он основанна базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности впредприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет этасобственность.
Методыприменяются в тех случаях, когда имеется достаточное количество данных дляоценки дохода. Доход является стабильным или, по крайней мере, ожидается, чтотекущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста –умеренны. Это касается, например, бизнеса основанного на арендной плате,постоянной клиентской базе и тому подобное, на многие годы вперед. В силу того,что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициентакапитализации, для использования метода прямой капитализации необходимотщательное обоснование коэффициента капитализации.
Капитализация– это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения(чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализацииили мультипликатор. Сущность данного метода выражается формулой (1)
/>, или (1)
Vm = Доход /K или V = Д x M, (2)
где: Vm – оцениваемаястоимость;
Д – доход;
К – коэффициенткапитализации;
М – мультипликатор.
Суть методакапитализации заключается в определении величины ежегодных доходов исоответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которойрассчитывается рыночная стоимость компании. Использование данного методазаставляет оценщика решать следующие задачи:
1. Определитьпродолжительность анализируемого периода.
2. Определитькапитализируемую базу.
3. Определитькоэффициент капитализации.
4. Рассчитатьрыночную стоимость.
Существуетмножество методов капитализации дохода предприятия, различающиеся в зависимостиот принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся илиумножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализацию чистогодохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат);капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов икапитальных затрат); капитализацию фактических дивидендов; капитализациюпотенциальных дивидендов; использование мультипликаторов: цена / прибыль,цена / выручка и др.
При расчетечистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятсярасчеты. В качестве анализируемого периода можно выбрать три периода в прошлом,либо два периода в прошлом, один в настоящем и два прогнозных периода. Особоевнимание следует обращать на сопоставимость используемых показателей.Капитализируемой базой, как правило, является скорректированная прибылькомпании, тем не менее в практике иногда не используется выручка, либофинансовый результат до налогообложения. Показатель чистой прибыли обычноиспользуется для оценки компаний, в активах которых преобладаетбыстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительнойнедвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остаетсяпочти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.
Следующийважный вопрос, который возникает при расчете чистого дохода – выбор способа егорасчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметическойчистого дохода. Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать вслучае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду. Еслив динамике показателя чистого дохода за выбранный ретроспективный период непрослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистогодохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период. Еслиже аналитик считает, что для прогноза будущих чистых доходов наиболее важнымиявляются чистые доходы за последние периоды, то он использует весовыекоэффициенты.
Пример:Чистый доход Весовые коэффициенты 30 тыс. 1 =30 34 тыс. 2 =68 37 тыс. 3 =111 41 тыс. 4 =164 44 тыс. 5 =220 15 =593
Средневзвешенныйчистый доход равен 593: 15 = 39,5 тыс.
Еслипредполагается, что тенденция динамики чистого дохода сохранится и наперспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используетсяуравнение трендовой прямой, формула 3.
у = а + b *х, (3)
где: у – чистыйдоход в i – ом году;
х – вес i – гогода;
а и b – коэффициент,который рассчитывается:
n – число периодовнаблюдения.
В некоторыхслучаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всегоприменяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг. Иногдадля оценки АО используется капитализация дивидендов. Этот метод предпочтителендля акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций. Для акционеров,обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование для определениярыночной стоимости п/п капитализации чистого дохода. В качестве коэффициентакапитализации может быть использована:
1. Нормаприбыли, скорректированная на уровень риска.
2. Ставкакапитализации по сопоставимым компаниям.
Методкапитализации прибыли в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которыхожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерноодинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). В отличиеот оценки недвижимости в оценке бизнеса данный метод применяется довольно редкоиз-за значительных колебаний величин прибылей или денежных потоков по годам,характерных для большинства оцениваемых предприятий.
2. Основныеэтапы применения метода
Прииспользовании подхода капитализации оценщик должен выполнить следующие шаги:
Шаг 1.Получить (или подготовить) финансовый отчет за репрезентативный период времени(обычно, по меньшей мере за пять лет).
Шаг 2.Скорректировать финансовые отчетные данные, полученные на шаге 1, всоответствии с требованиями GAAP (общепринятые принципы бухгалтерского учета)или для нормализации отчетности. Если потребуются нормализационныекорректировки для устранения воздействия на эти данные недействующих илиизлишних активов, следует рассмотреть стоимость этих активов в шаге 9.Определите, не следует ли скорректировать нормализованный показатель дохода сучетом дефицита активов. В качестве альтернативы, идентифицированныенедостающие активы могут быть рассмотрены отдельно в шаге 9.
Припроведении корректировки финансовых отчетов оценщику следует особое вниманиеуделять следующим статьям финансовых отчетов: «Дебиторская задолженность»; «Товарно-материальныезапасы»; «Начисленная амортизация»; «Остаточная стоимость основных средств»; «Кредиторскаязадолженность».
Дебиторскаязадолженность корректируется на потенциально безнадежные долги. Корректировкапроводится путем сравнения ретроспективного процента потерь по безнадежнымдолгам в стоимости продаж в кредит с долей сегодняшних продаж в кредит,начисляемой как убытки по безнадежным долгам. В результате можно сделать выводо недостаточности или чрезмерности сегодняшних начислений.
Прикорректировке стоимости товарно-материальных запасов оценщику следуетпридерживаться принципа оценки по наименьшей стоимости из первоначальной (т.е.стоимости приобретения) или рыночной. Согласно этому принципу, если рыночнаястоимость запасов оказывается ниже себестоимости, их учетная стоимость должнабыть соответствующим образом снижена.
При анализеизноса и амортизации оценщик должен определить, применяется ли обычный(равномерный) метод начисления износа или ускоренная амортизация.
При анализефинансовой отчетности оценщику следует исходить из предпосылки о добросовестномотношении оцениваемого предприятия к своим обязательствам. В связи с этимкредиторская задолженность обычно не корректируется.
Шаг 3. Пересчитать(или рассчитать) местный и федеральный налоги на нормализованный доход (довычета налогов), определенный на шаге 2. Результатом будет скорректированныйчистый доход.
Есликапитализируемым потоком дохода является чистая прибыль, то суммы, предназначенныедля уплаты налогов, должны отражать как текущие, так и отложенные налоги. Еслиже капитализируемым потоком выгод является чистый денежный поток («кэш флоу»),то учитывать отложенные налоги не следует. Отложенные затраты на налогпредставляют неденежную статью, которая не влияет на чистый денежный поток.Чтобы решить, надо ли учитывать отложенные налоговые расходы при капитализацииденежного потока, консультант должен проанализировать временные интервалы,которые приводят к возникновению отложенных налогов у данной компании. Отложенныеналоги должны учитываться, если не ожидается, что задолженность компании поотложенным налогам будет продолжать расти в будущем. Последнее может случитьсяпри двух условиях:
а. Ожидается,что компания будет расти в обозримой перспективе.
б. Компанияможет продолжать извлекать выгоды из благоприятного налогового режима, которыйувеличивает отложенные налоги.
Если обаназванных условия отсутствуют, расчетная сумма налогов должна отражать кактекущие, так и отложенные налоги, даже если капитализируемым потоком выгодявляется чистый денежный поток.
Если оценкапроизводится в связи с ведущимся процессом купли-продажи компании и оценщикзнает вероятного покупателя, его могут попросить сделать расчет налогов,основанный на ставках, применяемых именно к этому покупателю. Если оценщик действуеткак советник клиента и не обязан предоставлять независимую оценку, клиент можетпожелать определения дохода после уплаты налогов для покупателя, применяяразные предположения о возможной налоговой ставке.
Шаг 4. Есликапитализируемым потоком доходов является денежный поток, то следует сделатьдополнительные корректировки чистого дохода, полученного на шаге 3, чтобыприйти к валовому или чистому денежному потоку.
Шаг 5.Определить коэффициент капитализации для того потока доходов, который предстоиткапитализировать. Во многих случаях этим потоком является чистая прибыль (шаг 3),однако в определенных обстоятельствах измерителем может быть валовый денежныйпоток или чистый денежный поток (шаг 4). Показатель чистой прибыли обычноиспользуется для оценки компаний, в активах которых преобладаетбыстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительнойнедвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остаетсяпочти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.
Шаг 6.Определить период деятельности компании, который послужит базой длякапитализации. В большинстве случаев этим периодом бывает последний финансовыйгод или последние 12 месяцев; однако, в определенных обстоятельствах, болееприемлемой базой расчета может оказаться прогноз на ближайший год или среднийпоказатель за несколько прошлых лет.
Шаг 7. Определитьоперационную стоимость компании, разделив чистые доходы из шага 3 (или валовыйили чистый денежный поток из шага 4) на коэффициент капитализации, полученныйна шаге 5.
Дляреализации этого подхода применяется следующая формула (6):
/> (6)
Поток дохода,который представлен как скорректированные объемы доходов или денежных потоков,определенные на шагах 1–4, должен быть поделен на ставку капитализации,определенную на шаге 5. Используя эти характеристики, получаютпредположительную (оцененную) стоимость компании.
Еслискорректированный поток дохода, который предполагается капитализировать,отрицателен или близок к нулю (хотя и положителен), он не может бытькапитализирован в оценку стоимости компании. Консультант должен либоиспользовать другой поток дохода (и соответственно, другую ставкукапитализации), либо иной подход к оценке стоимости бизнеса (такой как подход,основанный на дисконтировании будущих доходов, если ожидается восстановлениеэффективной деятельности компании, или подход, приводящий к ликвидационнойоценке, если такого восстановления не ожидается).
Шаг 8.Провести проверку на «здравый смысл», чтобы осмысленно оценить полученнуюоценку стоимости. На этом шаге от оценщика требуется установить, каковаосмысленность оценки стоимости бизнеса, полученной на базе ряда измерений,например, с помощью перепроверки для выявления логических и формальных ошибок,или путем проведения тестов на обоснованность суждений. На этой стадии такойпроверке подвергается операционная (предварительная) стоимость компании. Многиеоценщики полагают, что такая проверка должна проводиться в отношении полнойстоимости компании, после выполнения шага 10. Оценщик, в общем, свободенпроводить проверку на «здравый смысл» на любой стадии оценочного процесса.
Шаг 9. Еслина шаге 2 были проведены корректировки финансовой отчетности для учета влиянияна оценку компании недействующих (компания может иметь важныеактивы, не необходимые для ее нормальной деятельности, например, оптовик поавтомобильным запчастям может также инвестировать часть средств в муниципальныеоблигации или другие недействующие активы) или излишних активов(компания может сделать инвестиции в активы, которые фактически в меньшемколичестве необходимы для нормальной деятельности, например, компания можетдержать наличность или земельные участки в расчете на расширение своейдеятельности в будущем), определить подходящую стоимость этих активов на датуоценки и добавить ее к стоимости, определенной на шаге 7. Если на шаге 2 былустановлен недостаток активов (компания может испытывать недостаток активов,которые соответствуют потребностям ее деятельности, например, определенную нехваткузапасов материальных ценностей, или чрезмерную операционную задолженность(например, счета к оплате), приводящую к излишней «вялости» самого бизнеса),определить, может ли быть показатель стоимости компании уменьшен на стоимостьтаких недостающих активов. Если недостаток активов был учтен принормализационной корректировке отчетности о доходах, операция по еще одномусокращению стоимости компании не требуется.
Шаг 10.Определить, требуется ли скорректировать полученную на шаге 9 стоимость дляучета скидки за ликвидность, премии за контроль или скидки на неконтрольныйхарактер пакета акций.
3. Расчетставки капитализации
Коэффициенткапитализации для компании часто вычисляется на базе ее ставки дисконтирования.Это особенно верно тогда, когда подтверждаются следующие предположения: бизнесимеет неограниченный срок действия; ежегодный темп прироста или спада длябизнеса колеблется вокруг единственного прогнозируемого тренда, обозначаемого«g».
Ставкадисконтирования, применимая к компании, которая удовлетворяет приведенным вышедвум предположениям, как правило, превышает коэффициент капитализации наожидаемый долгосрочный средний комбинированный темп прироста (g).Следовательно, если указанные предположения удовлетворяются, соотношение междукоэффициентом капитализации и ставкой дисконтирования выглядит так:
Ставкадисконтирования − g = Коэффициент капитализации (7)
Однакоследует подчеркнуть, что вычисленный таким способом коэффициент капитализацииможет быть применен только к потоку выгод, прогнозируемому на последующие годы.Чтобы применить коэффициент капитализации к прошлому потоку выгод, его придетсяразделить на единицу плюс g:
(Ставкадисконтирования − g) ÷ (1 + g) = (8)= Коэффициент капитализации(за текущий год).
Определениетемпа прироста (g), используемого при конверсии, в решающей мере зависит отсуждений самого оценщика. Ожидаемый процент прироста должен основываться напрошлых достижениях компании, прогнозах ее возможных будущих операций и другихфакторах. Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание:
а. Показательприроста, который предполагается использовать, является ожидаемым среднимдолговременным комбинированным процентом прироста. Показатель темпа приростаочередного года не следует использовать, поскольку он может быть выше или нижедолговременного процента.
б. Ожидаемыйсредний темп прироста должен включать как повышение цен (в связи с инфляцией),так и рост объемов продаж. Рост объемов продаж должен отражать как условияформирования среднеотраслевого роста, так и отклонения, характерные дляоцениваемой компании, в отличие от складывающихся темпов прироста отрасли вцелом.
Однако еслиоценщик чувствует, что указанные выше предположения не соответствуютоцениваемой компании, формула (7) не подходит для вычисления ставкикапитализации. Коэффициент капитализации, рассчитанный по формуле (8), для компаний,которые удовлетворяют двум предпосылкам (неограниченному сроку функционированияи прогнозируемому темпу прироста), должен быть изменен следующим образом:
а. Чем корочепредполагаемый срок функционирования компании, тем выше коэффициенткапитализации по отношению к тому, который мог бы использоваться для компании снеограниченным сроком функционирования.
б. Чембольшими предполагаются колебания темпов прироста компании (и отсюда, чем менеепрогнозируемым является показатель среднего темпа прироста), тем вышекоэффициент капитализации относительно того, который мог бы быть при надежнопрогнозируемом темпе прироста.
Коэффициенткапитализации не может быть выше ставки дисконтирования за исключением двухслучаев:
а. Оценщикпредполагает, что функционирование компании в будущем пойдет на спад (случай отрицательноготемпа роста);
б. Экономическаяжизнь компании в предвидимом будущем прекратится.
Если тот илииной случай представляются достаточно вероятными, для оценщика, возможно, самоелучшее – отказаться от дисконтирования прогнозируемых результатов на остающийсясрок жизни компании. Поэтому если одно из указанных условий правдоподобно, топодход, использующий коэффициент капитализации, оказывается неприменимым.
Отправнойточкой при определении коэффициента капитализации является ставкадисконтирования. Существуют различные методики определения ставки дисконта,наиболее распространенными из которых являются:
• модельоценки капитальных активов;
• методкумулятивного построения;
• модельсредневзвешенной стоимости капитала.
Методкумулятивного построения. Кумулятивный подход имеет определенное сходство с САРМ(модель оценки капитальных активов). В обоих случаях за базу расчетов беретсяставка дохода по безрисковым ценным бумагам, к которой прибавляется дополнительныйдоход, связанный с риском инвестирования в данный вид ценных бумаг. Затемвносятся поправки (в сторону увеличения или уменьшения) на действиеколичественных и качественных факторов риска, связанных со спецификой даннойкомпании.
Расчетстоимости собственного капитала согласно кумулятивному подходу проводится в дваэтапа:
• определениесоответствующей безрисковой ставки дохода;
• оценкавеличины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию. Втаблице 1 показана кумулятивная модель определения ставки дисконта вместе скорректировками этой ставки, которые часто используются для получениякоэффициента капитализации.
Таблица 1 – Кумулятивнаямодель определения ставки дисконта
КУМУЛЯТИВНАЯ МОДЕЛЬ
Шаги Шаг 1 Свободная от риска ставка дохода Шаг 2 + Надбавка за риск на акции (Надбавка к акционерному капиталу за риск) = Средняя рыночная доходность на дату оценки Шаг 3 Увеличение на разницу в рисках для оцениваемой компании Шаг 3а +
а. Надбавка на риск за размер Шаг 3б + или –
б. Другие факторы риска = Ставка дисконтирования для чистого денежного потока Шаг 4 + Дополнительное превышение дисконтной ставки для чистой прибыли над дисконтной ставкой для чистых денежных потоков = Ставка дисконтирования для чистой прибыли Шаг 5 - Средний темп прироста или (g) = Коэффициент капитализации чистой прибыли для будущего года Шаг 6 ÷ 1 + g = Коэффициент капитализации чистой прибыли на текущий год
Шаг 1.Безрисковая ставка дохода на капитал – это тот доход, который может быть полученинвестором от инвестиций с гарантированно низким риском. Такой доходпредполагается приблизительно равным доходности погашения долгосрочныхказначейских облигаций государства. Рыночная стоимость таких облигаций меняетсяс колебаниями общего уровня процентных ставок. Чтобы выполнить шаг 1 моделинакопления, оценщик должен выяснить курс долгосрочных казначейских облигацийдля недели, на которую приходится дата оценки.
Шаг 2.Надбавка на риск акционера – это дополнительный доход, получаемый инвестором,вложившим свои средства в акционерный капитал сверх того, что он мог быполучить за (равные по сумме) долговременные казначейские облигациигосударства.
Шаг 3. Когдаопределена средняя рыночная ставка дохода, следующий шаг в определении ставкидисконтирования состоит в прибавлении или вычитании надбавок за отдельныефакторы риска, которые для оцениваемой компании и рынка неодинаковы. Обычнобывает полезно разделить определение рисковых дифференциалов компании на дваследующих шага: определение надбавки за риск, связанный с размером бизнеса;определение влияния других факторов риска.
Исследованиепоказало, что малые компании, размером меньше среднего для типичных компаний вданной отрасли, имеют более высокую доходность и поэтому для них требуется дажеболее высокая надбавка, тогда как малые компании, которые больше среднего дляэтой группы размера, обычно менее доходны; и поэтому могут потребовать меньшуюдобавку на риск.
Определениевлияния других факторов риска (иных, чем фактор размера компании), которые должнырассматриваться при построении нормы капитализации или ставки дисконта,включают большую долю соображений здравого смысла – может быть большую, чемлюбой другой компонент этих показателей. Ниже приведены некоторые из факторов,которые должны приниматься во внимание в этом процессе:
а. Отрасль, ккоторой принадлежит компания. Некоторые отрасли отличаются более высоким, чемсредний уровень, риском для инвесторов и другие – риском ниже среднего.Например, инвестиции в компании строительной индустрии обычно более рискованны,чем в компании других отраслей ввиду их высокого левереджа (высокой доли заемногокапитала), существенной зависимости от умения составлять сметы и повышенной чувствительностик спадам общей деловой конъюнктуры. С другой стороны, компании здравоохранения,такие как госпитали или частные лечебницы, обычно рассматриваются как болеестабильные предприятия, с меньшим риском, чем многие другие.
б. Финансовыйриск компании. Термин «финансовый риск» определяется в этом контексте широко,включая не только финансирование в долг, но также относительный риск от всехисточников финансирования бизнеса. Этот риск включает текущие обязательства ирешение о ликвидации неденежных текущих активов и их превращении в наличность сцелью финансирования капиталовложений или выплат повышенных дивидендов. Оценкафинансового риска, поэтому, включает:
1)Увеличивающиеся размеры коэффициента левереджа (отношение заемных средств кобъему капитала) и покрытия расходов доходами;
2) Общиекоэффициенты левереджа, такие как отношение совокупных долговых обязательств какционерному капиталу;
3)Коэффициенты ликвидности, такие как текущий или оперативный коэффициент;
4)Коэффициенты оборачиваемости, такие как коэффициенты оборота запасов изадолженностей.
Компания,которая ведет свой бизнес, слишком мало обращая внимание на убытки, или слишкомзлоупотребляет долгосрочными заимствованиями ресурсов для поддержки бизнеса,как правило, будет более рискованной, чем компания, которая не столь отягощенатакого рода обязательствами.
в. Диверсификациядеятельности компании. В целом, чем больше диверсифицирована компания вотношении производимой продукции, потребительской базы, географическогоразмещения и т.д., тем меньше здесь риск сравнительно с другими компаниями.
г. Другиеоперациональные характеристики. Оценщик должен также учесть все другие факторы,которые могут вести к дополнительным плюсовым или минусовым корректировкам.Такие факторы часто включают вопросы, связанные с ключевыми фигурами компании,основательностью и компетенцией ее менеджмента.
Шаги 4, 5 и 6– Получение коэффициента капитализации доходов из ставки дисконтированиячистого денежного потока.
Ставкадисконтирования и коэффициент капитализации, определяемые кумулятивным методом,обычно применяются к чистому денежному потоку, доступному для инвесторов акционерногокапитала компании. Они не могут использоваться для оценки стоимости общегоинвестированного капитала, который может включать как собственный, так изаемный капитал. Такая стоимость может определяться с помощью средневзвешеннойстоимости капитала (WACC).
Модельоценки капитальных активов (САРМ) Если это возможно, то для определения ставкидисконтирования и коэффициента капитализации следует использовать метод,основанный на информации о сравнимых компаниях-аналогах. Метод, основанный наинформации о сравнимых компаниях-аналогах, следует использовать вместокумулятивного метода всегда, когда надежные данные для такого рода расчетовудается найти. Чтобы убедиться в том, что та или иная компания действительносопоставима с оцениваемой компанией, оценщик должен оценить разнообразныефакторы, среди которых наиболее важные, следующие: сходство отрасли (продукты,рынки, потребители и т.п.); финансовые риски (структура капитала, ликвидность ит.п.); размер (объемы продаж, доходы, число торговых точек и т.п.); географическаядиверсификация.
Модельиспользования САРМ показана в таблице 2
Таблица 2 – Расчеткоэффициента капитализации с использованием модели САРМ
РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА КАПИТАЛИЗАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ САРМ
Шаги Шаг 1
Свободная от риска ставка дохода Шаг 2 + Надбавка за риск на акционерный капитал ´ средняя «бета» для компании-аналога = Средняя доходность компании-аналога на дату оценки Шаг 3 Увеличение на разницу в рисках для оцениваемой компании по сравнению с компаниями – аналогами Шаг 3а + или – а. Надбавка на риск с учетом размера компании в сравнении с аналогами Шаг 3б + или – б. Другие факторы риска в сравнении с компаниями-аналогами = Ставка дисконтирования для чистого денежного потока Шаг 4 + Дополнительное превышение ставки дисконтирования для чистой прибыли над ставкой дисконтирования для чистых денежных потоков = Ставка дисконтирования для чистых доходов Шаг 5 –
Средний темп прироста или (g) = Коэффициент капитализации чистой прибыли для будущего года Шаг 6 ÷
1 + g = Коэффициент капитализации чистой прибыли на текущий год
Приведеннаямодель совпадает с кумулятивной моделью за исключением следующего:
а. На шаге 2надбавка на капитал за риск сразу умножается на коэффициент, названный «бета»,не будучи еще прибавленной к свободной от риска ставке. Акции с «бетой»,большей, чем 1,0 имеют степень риска более высокую, чем средняя, в то время какакции, «бета» которых меньше 1,0, имеют степень риска меньше средней. Когда«бета» равна нулю, риск принимается нулевым, и доходность, ожидаемая от ценнойбумаги, имеющей «бету» равную нулю, считается свободным от риска уровнемдоходности. Казначейские облигации и векселя имеют очень низкие (но все жеположительные) «беты», и они используются в качестве приближения к свободномуот риска уровню доходности в обоих рассматриваемых методах: кумулятивный подходи САРМ. Результат равен средней доходности для компании-аналога (а не среднемурыночному доходу, как при применении кумулятивного метода);
б. На шагах3а и 3б специальные корректировки рисков для оцениваемой компании, прибавляемыеили вычитаемые из среднего для компаний-аналогов уровня дохода, исходят изразличий между оцениваемой компанией и сравнимыми компаниями-аналогами (а немежду оцениваемой компанией и рынком в целом, как в формуле накопления).
Показатели,полученные методом САРМ, обычно применимы к чистому денежному потоку,доступному для инвесторов акционерного капитала компании. Они не могутиспользоваться для оценки полного инвестированного капитала, который должен былбы включать как акционерный капитал, так и задолженность (часто называемую«свободной от долгов стоимостью»). Такая стоимость должна определяться сиспользованием средневзвешенной стоимости капитала.
4.Достоинства и недостатки метода капитализации
Основноепреимущество – простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что методпрямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночнуюконъюнктуру.
Одним изспорных вопросов оценки бизнеса является оценка малого бизнеса. В настоящеевремя в Российской Федерации множество компаний в своей работе используютупрощенную систему налогообложение. Это сильно затрудняет работу оценщикабизнеса при оценке стоимости таких предприятий. Это связано с тем, что бухгалтерскийучет у таких объектов оценки не поставлен, нет перечня основных средств,дебиторской и кредиторской задолженности и прочих необходимых данных. оценкаосновных средств действующего предприятия на УСН основана на данных Заказчика «сослов» или «по информации». Документального подтверждения наличия основныхсредств в собственности как правило нет. Рыночная оценка такого бизнесавозможна в рамках только доходного подхода. Но и тут возникают проблемы. Еслиобъектом оценки выступает объект малого бизнеса с фондоемким характеромпредоставляемых услуг (например магазин или гостиница) то спрогнозироватьденежные потоки и в итоге определить стоимость такого бизнеса не сложно. Ноесли мы определяем стоимость бизнеса, основанного на предоставления услуг такихкак аудит, консалтинг, посредническая деятельность, оптовая торговля, да та жесамая оценочная деятельность, то тут возникает проблема клиентской базы илиоценка личного вклада руководителя в денежные потоки (так называемая предпринимательскаяспособность). Существует множество предприятий и организаций, которые на 100%завязаны либо на одного крупного клиента, либо на них завязаны ряд компаний,имеющие личные (деловые, семейные, рабочие) связи с топ менеджерами. Припереходе такого менеджера в другую компанию, часть клиентов автоматическипереходит вслед за ним. Оценить в такой ситуации подобное предприятие весьмасложно. прогнозирование денежных потоков будет иметь низкую степеньдостоверности. А вероятность перехода или переманивания таких менеджеров всвязи со сменой собственник бизнеса или его продажей весьма высока.
Методкапитализации не следует применять, когда: отсутствует информация о рыночныхсделках или не проведен их экономический анализ; если бизнес находится в стадиистановления (еще не построен): не вышел на режим стабильных доходов илиотсутствует информация о них; когда объект требует серьезной реструктуризации.
Списокиспользованной литературы
1 Грязнова А.Г., Федотова М.А.,Эскиндаров М.А., Тазихина Т.В., Иванова Е.Н., Щербакова О.Н. Оценкастоимости предприятия (БИЗНЕСА)/ Под ред. А.Г. Грязновой. Учебник. – М.:«ПРИОР», 2009. – 480 с.
2 Козырь Ю.В. Стоимостькомпании. Оценка и управленческие решения. Учебное пособие./ Под ред. Ю.В. Козырь. –М.: Альфа-Пресс, 2008. – 380 с.
3 Кошкин В.И. Организациии методы оценки предприятия (БИЗНЕСА). Учебник. М.: Экмос, 2005. – 540 с.
4 Междисциплинарныевопросы оценки стоимости. Учебное пособие./ Под редакцией Рутгайзера В.М. – М.: Изд-воКВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2007 – 286 с.
5 Оценка бизнеса. Оценкапредприятия. Оценка стоимости компании.
Оценочная компания «ПРО-Оценка» // www.proocenka.ru/
6 Пособие по оценкебизнеса. / Джеффри Д. Джонс, Томас Л. Уэст. – М.: КВИНТО-КОНСАЛТИНГ, 2007. –540 с.
7 Пылов М.В., Козодаев М.А. Оценкаи бизнес. Учебник. – М.: Олма-Пресс, 2006. – 342 с.
8 Стандарты по оценкебизнеса ASA: Доходный подход к оценке бизнеса.
адрес документа: www.cfin.ru/finanalysis/value/asa/bvs-7.shtml
9 Стоимость компаний: оценкаи управление. / Муррин Дж., Коллер Т., Коу пленд Т. – М.:Олимп-Бизнес, 2008. – 345 с.
10 Фишмен Джей, ПраттШеннон Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт
Руководство по оценкестоимости бизнеса. Учебник. – М.: ИД «Квинто-Консалтинг», 2009. – 790 с.