Реферат по предмету "Экономика"


Отчет об экономической практике в ЗАО «КОМДИВ»

Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
«Ярославскийгосударственный технический университет»
Кафедра «Управление предприятием»
 
Отчет по практике защищен
с оценкой
Руководитель,
доцент, к. ф.-м. н.
 Е.Р. Матвеев
«   »_____________2008 г.
ОТЧЕТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ЗАО «КОМДИВ».
Пояснительная записка к отчету
об экономической практике
ЯГТУ 080502.65-017 ПТ
Нормоконтролер                                           Работувыполнил
доцент, к. ф.-м. н.                                           студентгр. ЗЭУС-48
Е.Р. Матвеев                       И.В.Сахаров
«   »_____________2008 г.            «05»  мая    2008 г.

Содержание
 Введение……………………………………………………………………3
Общие сведения……………………………………………………….……5
Понятие менеджмента напредприятии……………………..……………7
Основныефункции менеджмента…………………………..……………10
Комплекснаяприрода……………………………………….……………12
Заключение……………………………………………………..…………15

Введение
 
Менеджмент— этодинамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. Безэтого элемента «производственные ресурсы» остаются всего лишьресурсами и никогда не становятся производством. В условиях конкуренциижизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят отопыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являютсяединственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентнойэкономике.
Менеджмент— этотакже особый класс руководителей в индустриальном обществе. Мы больше неговорим о «капитале и труде», мы говорим о «менеджменте итруде». Понятие «ответственность капитала» исчезло из нашейлексики вместе с понятием «права капитала». Вместо них мы слышим об«ответственности менеджмента», а также об (не очень удачноесловосочетание) «исключительных правах менеджмента».
В период с 06 июня 2007 г. по 04 июля 2007 г., япроходил экономическую практику в Закрытом акционерном обществе «Комдив», однимиз видов деятельности которого является продажа компьютерной техники.Руководителем практики на предприятии являлся Курьянов М.В., генеральныйдиректор ЗАО «Комдив». Непосредственно я был прикреплен к Ивановой Н.И.,администратору.
Основныецели и задачи прохождения экономической практики:
Ø  общее знакомствос предприятием;
Ø  изучение системыстимулирования персонала;
Ø  получениепрактических навыков в качестве менеджера по продажам.
Источниками информации в ходе прохождения практикислужат:
Ø  организационно-распорядительные документы предприятия;
Ø  заявки на продукцию;
Ø  договора и соглашения с клиентами.

Общиесведения
 
ЗАО «Комдив» — коммерческая фирма. Мы профессионально занимаемся производством и продажейкомпьютеров, комплектующих, оргтехники, расходных материалов и другойкомпьютерной и около компьютерной периферии, включая пассивное и активноесетевое оборудование и промышленную электронику (датчики, контроллеры). Вкачестве дополнительной сферы деятельности мы осуществляем поставки и монтажсплит-систем, систем канальной вентиляции и кондиционирования, а такжепредоставляем широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию компьютеров,принтеров, копировальной техники и по заправке и восстановлению картриджей. Наскладе в Ярославле поддерживается большой ассортимент расходных материалов изапчастей для всех видов ремонта.
Основной текущей иперспективной задачей организации является создание конвейерной системы продаж,при которой мы принимаем заказы в основном от подготовленных клиентов, которыесами определяют свои потребности и не нуждаются в длительных консультациях. Притакой схеме удается сократить расходы на подготовку товара к продаже почти доминимума и, за счет этого, снизить общую торговую наценку. Из других особенностейорганизации можно выделить открытый доступ клиентов к нашим поставщикам и кнашим закупочным ценам.
Особое внимание уделяетсясписку предлагаемых производителей. Из всего многообразия нами выбираются ирекомендуются лучшие, с точки зрения надежности. Сертифицированное производствосистемных блоков ПЭВМ «КОМДИВ» основано на тщательном предварительномотборе наиболее надежных комплектующих и жесткой системе тестирования. Такойподход сужает выбор, но позволяет добиться практически безотказной работы техникина протяжении времени, в разы превышающем гарантийные сроки. В единичныхслучаях отказа оборудования производится немедленный ремонт (не более суток),который обычно сводится к замене изделия целиком либо его несправных частей.Для того чтобы работа заказчика не приостанавливалась на время ремонта, мыподдерживаем склад временного оборудования.
В целях полноценногоохвата околокомпьютерной деятельности мы предлагаем заказчику весь спектрэлектромонтажных работ, включая проектирование. В составе фирмы работаетбригада профессиональных электромонтажников, обеспеченная всем необходимыминструментом, оборудованием и транспортом. Работа ведется на основании лицензийГосстроя России.

Организационно-правоваяформа
 
Полное наименованиеобщества: Закрытое акционерное общество «Комдив».
Сокращенное наименованиеобщества: ЗАО «Комдив».
Место нахождения общества(юридический адрес): Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Трефолева 24а.
Тел./факс: (4852)746-000, 746-015, 746-016, 73-99-14.
Генеральный директор:Курьянов Марат Владимирович
Главный бухгалтер: МорозАнна Владимировна
ИНН: 7605018292
КПП: 760401001
ОКПО: 55320007
ОКОНХ: 71100, 80200,80400, 82000
Юр. адрес: 150000, г.Ярославль, ул. Трефолева 24а.
Почтовый адрес: 150014,Ярославль-14, а/я 16
Расчетный счет: 40702810877020102259
Северный банк СбербанкаРоссии г. Ярославль
БИК: 047888670
Кор. счет:30101810500000000670
Web-page: www.comdiv.ru
Учредители общества: двафизических лица с равными долями в уставном капитале.

Переченьпрофессиональных групп
 
Численность сотрудниковфирмы составляет 10 человек.
1.        Генеральныйдиректор (1 чел.).Подписывает приказы о назначении на ту или иную должность или освобождении отнее. Осуществляет организационное руководство всем предприятием в целом.
2.        Коммерческийдиректор (1 чел.).Назначается на должность и освобождается от нее приказом генеральногодиректора, непосредственно подчиняется генеральному директору и выполняет всеего распоряжения, касающиеся работы общества. Обеспечивает взаимодействие сделовыми партнерами, ведет банковскую политику предприятия и разрешение спорныхвопросов. По совместительству выполняет функции технического директора.
3.        Секретарь (1чел.). Назначается на должность и освобождается от нее приказом генеральногодиректора, непосредственно подчиняется генеральному директору. Выполняеетнепосредственно обязанности секретаря и обеспечивает взаимодействие склиентами, подрядчиками, информационное обслуживание персонала организации.
4.        Системный инженер(2 чел.). Назначается на должность и освобождается от нее приказом генеральногодиректора, непосредственно подчиняется генеральному директору. Выполняют рядработ связанных с деятельностью общества (п. 1. Виды деятельности общества) врамках должностной инструкции.
5.        Старший менеджерпо продажам (1 чел.). Назначается на должность и освобождается от нее приказомгенерального директора, непосредственно подчиняется генеральному директору.Выполняет ряд работ связанных с деятельностью общества (п. 2. Виды деятельностиобщества) в рамках должностной инструкции. (Организует работу подчиненного ейперсонала для осуществления деятельности фирмы. Осуществляет руководство,планирование и координацию работ по проведению кампаний и изготовлениюпродукции фирмы. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией договоров иконтрактов по изготовлению продукции. Организует связи с деловыми партнерами,систему сбора необходимой информации и расширение внешних связей в целяхсовершенствования деятельности. Привлекает к решению поставленных задачконсультантов и экспертов, при необходимости привлекает деловых партнеров длясовместного проведения акций и компаний.
6.   Менеджер по продажам (1 чел.). Назначаетсяна должность и освобождается от нее приказом генерального директора,непосредственно подчиняется старшему менеджеру. Выполняет ряд работ связанных сдеятельностью общества (п. 2. Виды деятельности общества) в рамках должностнойинструкции.
7.   Техник (2 чел.). Назначается надолжность и освобождается от нее приказом генерального директора,непосредственно подчиняется старшему менеджеру по продажам. Выполняет ряд работсвязанных с деятельностью общества (п. 2. Виды деятельности общества) в рамкахдолжностной инструкции.
8.   Главный бухгалтер (1 чел.).Назначается на должность и освобождается от нее приказом генеральногодиректора. Выполняет ряд работ связанных с деятельностью общества (п. 2. Видыдеятельности общества) в рамках должностной инструкции. Осуществляет полныйконтроль за отчетностью предприятия.
Стоит отметить, чтоуровень образования работников ЗАО «Комдив» достаточно высокий – все сотрудникиимеют высшее или незаконченное высшее образование.

Организационнаяструктура предприятия
ЗАО «Комдив» — организация с вертикальной структурой управления, т.е. имеет несколько уровнейуправления. По типу — это функциональная структура.Организационнаяструктура, показывает область ответственности каждого отдельного сотрудника иего взаимоотношения с другими сотрудниками, если все взаимосвязиорганизационной структуры применены правильно, то они ведут к гармоничномусотрудничеству и общему стремлению выполнить поставленные перед организациейцели и задачи. Функциональная организационная структура — это делениеорганизации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четкоопределенную, конкретную задачу и обязанности, т.е. модель предусматриваетделение персонала на группы, в зависимости от конкретных задач, которыевыполняют сотрудники.
Функциональная структурауправления имеет как положительные, так и отрицательные моменты. К числуположительных можно отнести: стимулирующую роль в активизации деловых качеств ипрофессиональной специализации; устранение дублирования функций и уменьшениепотребления материальных ресурсов в функциональных областях; улучшениекоординации действий.
К недостаткам относятся:большая заинтересованность в выполнении целей и задач именно своегофункционального подразделения, чем общих целей; усложнение выполнения управленческихрешений сверху вниз.
Необходимо заметить, чтопрактически все государственные организации управляются по вертикали, т.е. ворганизации несколько уровней подчинения, которые управляются сверху (самыйнизший уровень подчинён более высшему и самому высокому, тот, в свою очередь,ещё более высшему и самому высокому и т.п.). Это обусловлено статусом ипорядком работы, а так же отчетностью перед собственником имуществаорганизации.
Во главе ЗАО «Комдив»стоит генеральный директор, которому подчиняются все работники предприятия.Решения генерального директора в отношении производства и выпуска продукцииявляются окончательными.
По внутренней структурефирма делится на два отдела: «сервисно-технический» и «отдел продаж».

Понятиеменеджмента на предприятии
Возникновение менеджментакак неотъемлемого, особого и передового института стало центральным событием вистории общества XX столетия. С начала века нечасто новый основной институт,новый руководящий класс, появлялся так быстро, как менеджмент. Возможно, такогоне было вообще. Редко в истории человечества новый институт настолько быстродоказывал свою необходимость. Еще реже введение нового института вызывало такмало противодействия, беспокойства и дискуссий.
  Вполне возможно, чтоменеджмент останется основным и наиболее весомым институтом общества до техпор, пока будет существовать западная цивилизация. Это связано не только с тем,что менеджмент основан на природе современной индустриальной системы и напотребностях современных коммерческих предприятий, которым эта система должнапредоставлять свои производственные и человеческие ресурсы. Главное в том, чтоменеджмент отражает основные убеждения современного западного общества. Онотражает убеждение в том, что средства, необходимые для жизни человека, можноконтролировать с помощью постоянного управления экономическими ресурсами. Это иубеждение в том, что экономические изменения смогут улучшить благосостояниечеловека и социальную справедливость. Еще 250 лет назад Джонатан Свифт(Janathan Swift) первым, немного утрируя, определил это так: тот, кто заставитвырасти две травинки там, где росла одна, заслуживает большего, чем любойфилософ-теоретик или создатель метафизических теорий.
Рассуждения о том, чтоматерия может и должна использоваться для развития человеческого духа, неявляется давней ересью под названием «материализм». На самом деле,это нельзя сравнить с материализмом в его обычном понимании. Это что-то новое,определенно современное, определенно западное. До и за пределами современнойзападной цивилизации ресурсы, которыми располагал человек, всегда считалисьограниченными. Предпочтение отдавалось ограничению влияния человека наокружающую среду, а не возможности контроля человека над природой. Ресурсывсегда считались дарованными Богом. На самом деле, за исключением современногоЗапада, все видели в экономических изменениях угрозу как для конкретногоиндивидуума, так и для общества в целом. Поэтому правительству вменялось вобязанность сохранять экономику неизменной.
  Менеджмент, являясь общественным институтом, особенно заботится опроизводительности ресурсов. Именно он отвечает за организацию экономическогоразвития, поэтому он отражает основной дух современной эпохи. Менеджмент насамом деле необходим, вот поэтому он, возникнув, развивался так быстро ипрактически без какого-либо противодействия.
/>Важностьменеджмента
Менеджмент, егокомпетенция и его эффективность, еще несколько десятилетий будут иметь решающеезначение как для Соединенных Штатов Америки, так и для других стран свободногомира. Кроме того, потребность в хороших руководителях будет постепенно ипостоянно возрастать.
Неопределеннаяпродолжительность «холодной войны» наложила жесткие ограничения наэкономику, которую мог спасти только длительный экономический рост. Экономикадолжна была одновременно удовлетворять военные нужды страны и обеспечиватьрасширенное воспроизводство мирной индустрии. Конечно же, для незамедлительногопереключения между мирным и оборонным производством требовались беспрецедентныеусилия всей экономики. Эта потребность, от удовлетворения которой иногдаполностью зависит выживание нации, является прежде всего потребностью вкомпетентных менеджерах, особенно на больших предприятиях.
То, чтосегодня Соединенные Штаты Америки являются мировым лидером как в экономическом,так и в социальном развитии, придает эффективности управления решающее значениеи одновременно еще усложняет его практические аспекты. С вершины есть толькоодна простая дорога — вниз. Всегда требуется вдвое больше усилий и опыта, чтобыостаться на вершине, чем этого требовалось при подъеме. Другими словами,существует реальная опасность того, что Соединенные Штаты Америки начнутдвигаться назад и дойдут до состояния Великобритании 1880 года. Страна можетбыть обречена на спад из-за недальновидности и отсутствия попыток что-либоизменить. Есть доказательства того, что для этой страны лучше отстоять ужедостигнутое, нежели продвигаться дальше. Дело в том, что средства производстваво многих отраслях устаревают. Между тем, производительность быстроувеличивается только в самых новых отраслях, оставаясь постоянной или вообщеснижаясь в остальных. Только компетентный и постоянно улучшаемый менеджментпоможет сохранить прогресс и не позволит нам стать самодовольными,самоудовлетворенными и ленивыми.
Запределами Соединенных Штатов Америки менеджмент имеет, пожалуй, еще болеерешающее значение и более сложную задачу. Прежде всего, от управленческихспособностей будет зависеть, сможет ли Европа восстановить свое экономическоепроцветание. Смогут ли бывшие колониальные и сырьевые страны быстро воспитатьпоколение компетентных и ответственных менеджеров? От этого в большой степенизависит, преуспеют ли эти страны в развитии свободной экономики или же стануткоммунистическими. Воистину, весь свободный мир сейчас зависит откомпетентности, умения и ответственности менеджмента.

Основные функции менеджмента
 
Менеджмент— наименее изученный из основополагающих институтов нашего общества • Органпредприятия • Важнейшая цель: экономическая эффективность • Важнейшая функция:управление бизнесом • Управление как творческая деятельность • Управление наоснове поставленных целей • Управление менеджерами • Предприятие как единыйорганизм • Менеджеры должны управлять • «Обращайте внимание на то, чточеловек умеет, а не на то, чего он не умеет» • Управление работником иработой • Два временных измерения менеджмента • Комплексная природа менеджмента/>
Несмотряна колоссальную важность, очевидность и повсеместность присутствия менеджмента,он по-прежнему остается наименее изученным и недостаточно понятным институтомсовременного общества. Работникам предприятий зачастую не совсем понятно, чемзанимаются (и чем должны заниматься) их менеджеры, как осуществляетсяуправление их предприятием и почему оно осуществляется именно так, а не иначе,и насколько успешно справляются менеджеры со своими задачами. Действительно,типичная картина того, что происходит в кабинетах руководства компании, вголовах совершенно нормальных, образованных и информированных людей (многие изкоторых, кстати, сами выполняют определенные управленческие функции) оченьнапоминает карту Африки, какой ее представлял себе средневековый географ:плодородные земли, где водятся могучие циклопы, двуглавые пигмеи, бессмертнаяптица-феникс и неуловимый единорог. Что же на самом деле представляет собойменеджмент и каковы его функции?
На этотсчет есть два широко известных ответа. Один из них состоит в следующем:менеджмент — это высшее руководство. Иными словами, термин«менеджмент» является чем-то вроде синонима слова«руководство». Другой популярный ответ на поставленный нами вопросопределяет менеджера как человека, руководящего работой других людей, т.е., какутверждается в известном лозунге, «человека, работа которого состоит втом, чтобы заставить остальных выполнять их работу».
Но такиеопределения в лучшем случае просто пытаются объяснить нам, кто принадлежит кменеджерам (как будет показано ниже, эти определения не справляются даже стакой простой задачей). Они даже не пытаются объяснить нам, что такоеменеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишьпроанализировав функции менеджмента, поскольку менеджмент — это орган, а любойорган можно описать и определить, только описав и определив его функции.
Менеджмент— это особый орган предприятия. Когда мы ведем речь о предприятии (например,United States Steel или British Coal Board), которое решило построить новыйзавод, уволить часть рабочих или улучшить обслуживание своих клиентов, на самомделе мы говорим о том или ином управленческом решении, управленческом действии,управленческом поведении. Любые решения, действия или поведение предприятия вцелом реализуются исключительно в виде соответствующих решений, действий илиповедения руководства этого предприятия — ведь само по себе предприятие неспособно ни на какие поступки. И наоборот: любое предприятие, независимо оттого, какова его организационная структура, не может обойтись без действующегоруководства. (И в этом отношении нет никакой разницы между частнымпредприятием, национализированными отраслями Великобритании, например, такойтрадиционной государственной монополией, как почта, и«министерствами» и «ведомствами» бывшего Советского Союза.)
Тотфакт, что менеджмент представляет собой особый орган предприятия, стольочевиден, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако такоеназначение менеджмента выделяет его среди всех прочих управляющих органов всехостальных общественных институтов. Правительство, армия, церковь, — по сути,все важнейшие институты — должны иметь соответствующий орган, который (той илииной из своих функций) чем-то напоминает руководство предприятия. Но менеджменткак таковой представляет собой руководство коммерческого предприятия. Цельдеятельности любого предприятия — производство товаров и услуг. Не подлежитсомнению, что, выполняя свою основную функцию и действуя в соответствии сполитическими и этическими принципами общества, предприятие укрепляетэкономическую мощь этого общества. Но эти политические и этические принципыпредставляют собой (в терминах логики) побочные условия, ограничивающие,модифицирующие, стимулирующие или, наоборот, сдерживающие экономическуюдеятельность предприятия. Основой коммерческого предприятия, жизненнымпринципом, который определяет его природу, является его экономическаяэффективность.
Важнейшаяцель: экономическая эффективность
Менеджментвсегда должен уделять главное внимание обеспечению экономически эффективнойдеятельности предприятия. Иными словами, само существование менеджмента ивласть, которой он пользуется, оправданы лишь в том случае, если егодеятельность обеспечивает требуемые экономические результаты.
Конечно,эта деятельность может приносить выдающиеся результаты внеэкономическогохарактера: удовлетворенность работников предприятия своей жизнью, вклад вблагосостояние или культуру общества и т.п. Тем не менее, можно утверждать:если менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономическихрезультатов, его деятельность следует признать неэффективной. Менеджментпотерпел неудачу, если предприятие не поставляет товары и услуги, нужныепотребителю, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджментпредприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или, по крайнеймере, поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которымрасполагает это предприятие.
Именно вэтом отношении менеджмент представляет собой уникальное явление. Например,руководство Генштаба может задать себе вполне законный вопрос, соответствуют липринимаемые им важнейшие военные решения экономической структуре иэкономическому благосостоянию страны. Однако с их стороны было бынепростительным при решении военных проблем выбирать в качестве отправной точкипотребности экономики. Экономические последствия военных решений представляютсобой лишь вторичный, ограничивающий фактор этих решений и отнюдь не являютсяих основной целью или обоснованием. Генштаб, как особый орган военнойорганизации, должен, по мере необходимости, ставить на первое место именносоображения военной безопасности. Действовать по-другому означало бы преступнопренебрегать своим долгом и подвергать опасности существование государства.Точно так же, менеджмент, который всегда должен учитывать воздействие своихрешений на общество (как внутри, так и вне предприятия), в любом случае долженставить на первое место обеспечение экономически эффективной деятельностипредприятия.
Отсюдаследует первое определение менеджмента: это экономический орган, точнееисключительно экономический орган индустриального общества. Можно сказать, чтопервым измерением каждого действия, каждого решения и соображения руководстваявляется именно экономическое измерение.
/>Главная функция менеджмента: управление бизнесом
Этоутверждение, на первый взгляд совершенно очевидное, приводит к далеко не стольочевидным и привычным выводам. Оно не только налагает довольно жесткиеограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход.
Преждевсего оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опытменеджмента нельзя «в чистом виде» перенести и применить как корганизации, так и к обеспечению деятельности других институтов. В частности,успешная деятельность того или иного индивидуума в сфере менеджмента отнюдь необещает (и уж тем более не гарантирует) такого же успеха при работе в правительстве.Сама по себе карьера менеджера ни в коей мере не может рассматриваться какподготовка к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженныхсилах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в университете.Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической иадминистративной работе, которые имеют универсальный характер и потому могутпригодиться в любой сфере деятельности, безусловно, чрезвычайно важны, но сточки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение всеже подчиненное, вторичное. Франклин Д. Рузвельт (1882—1945) был великимпрезидентом, однако в стране в течение почти всех лет (с 1933 года) егоправления бушевал экономический кризис.
Правда,что бы ни говорили о Рузвельте, во внимание крайне редко принимали то, что онбыл совершенно никудышным администратором: даже его заклятые враги считали этотнедостаток несущественным и не имеющим отношения к делу. Главным было то, какиеполитические решения он принимал. Никому ведь не приходит в голову утверждать,будто эти политические решения могут зависеть от поставок товаров и услуг,нужных потребителю, по цене, которую он готов заплатить, или от поддержания илиулучшения ресурсов, необходимых для производства различных благ. То, что для менеджераявляется основной заботой, для политика — лишь один фактор из множества.
Второй —негативный — вывод заключается в том, что менеджмент в принципе не может бытьточной наукой. Правда, работу менеджера можно систематически анализировать иклассифицировать; иными словами, существуют ярко выраженные профессиональныеособенности и научный аспект менеджмента. Нельзя также полагать, будтоуправление основано исключительно на интуиции или природных способностяхчеловека; требования к менеджменту и его элементы поддаются анализу,систематической организации и изучению, причем все это доступно человеку собычными способностями. Более того, идея самой этой книги основана напредположении, что дни так называемых «интуитивных» менеджеровсочтены. Автор этой книги полагает, что любой менеджер может повыситьэффективность своей деятельности во всех сферах управления, в том числе вуправлении предприятием, систематически изучая принципы, приобретаясоответствующим образом организованные знания и систематически анализируясобственную практическую деятельность везде, где ему приходилось работать, и навсех уровнях управления. Действительно, ничто другое не способно в такой жемере повысить его квалификацию, эффективность и качество работы. Обязательнонеобходимо подчеркнуть, что в основе всей обсуждаемой темы лежит убежденность втом, что влияние менеджера на современное общество и его граждан столь велико,что от него требуется огромная самодисциплина и соответствие высоким стандартамслужения обществу, присущие лишь истинным профессионалам.
И все жеглавной проверкой менеджмента является экономическая эффективность предприятия(или, по-другому, результаты его экономической деятельности). Именно реальныедостижения, а не знания, остаются и самым убедительным доказательством, ицелью. Иными словами, менеджмент — это практика, а не наука или профессия (хотяв нем присутствуют элементы того и другого). Ничто другое не в состояниинанести больший ущерб нашей экономике и нашему обществу, чем попытки«профессионализации» менеджмента, например, путем«лицензирования» менеджеров или путем предоставления доступа кменеджменту лишь людям с определенной ученой степенью.
 Компетенция,степень властных полномочий и ответственность менеджмента жестко ограничены.Действительно, для того чтобы выполнить поставленные задачи, руководствуприходится принимать на себя значительные властные (социальные иуправленческие) полномочия в рамках своего предприятия. Речь идет о власти надгражданами, являющимися работниками данного предприятия. Следует такжеучитывать, что вследствие огромной значимости предприятий для индустриальногообщества руководители предприятий неизбежно становятся одной из ведущих групп вэтом обществе. Поскольку ответственность руководства ограничивается задачейобеспечения экономической эффективности предприятия, его власть должнаограничиваться тем, что необходимо для реализации этой экономическойответственности. Заявлять о своих претензиях на руководство гражданами и ихдеятельностью сверх указанных пределов (т.е. помимо того, что связано сответственностью руководства за эффективное функционирование своегопредприятия) означает не что иное, как попытку узурпации власти. Более того,менеджмент является лишь одной из нескольких ведущих групп общества; с учетомсвоих собственных интересов менеджмент никогда не может и не должен бытьединственной ведущей группой. Его социальная ответственность носит частичный, ане всеобъемлющий характер. Как только менеджмент попытается стать единственнойведущей группой общества (или хотя бы самой могущественной среди ведущих группобщества), он либо получит решительный отпор и лишится даже той власти, которойпользуется по праву, либо подтолкнет страну к диктатуре, которая отнимет властьи занимаемое положение не только у менеджмента, но и у всех остальных группсвободного общества.
С однойстороны, положение менеджмента как одного из органов предприятия в известнойстепени ограничивает сферу его деятельности и потенциал, с другой — ононалагает на него ответственность, заключающуюся в творческом и созидательномхарактере деятельности менеджмента. Задачей менеджмента является управление. Ауправление не может быть пассивным и адаптивным — напротив, оно подразумеваетактивные действия, направленные на достижение требуемых результатов.
Раньше экономисты рассматривали предпринимателя и его поведение какисключительно пассивные явления: успех в бизнесе, по их мнению, сводился кбыстрой и продуманной адаптации к внешним событиям в экономике, формирующейсяпод воздействием безличных, объективных сил, которые предприниматель не всостоянии контролировать и на которые он не может даже как-то повлиять. Этоможно было бы назвать концепцией «торговца». Если он и не считалсяпаразитом, то результаты его деятельности все равно рассматривались как исключительномеханические — поиск более производительного применения тех или иных ресурсов.Современные экономисты рассматривают предпринимателя как субъект,осуществляющий рациональный выбор среди множества вариантов. О механическойконцепции не может быть и речи: ни у кого не вызывает сомнения, что выбор,осуществляемый предпринимателем, оказывает реальное воздействие на экономику.Но по-прежнему «предприниматель» (а точнее, образ предпринимателя,которым оперируют экономисты и который лежит в основе господствующей экономической«теории фирмы» и теоремы «максимизации прибыли») лишьреагирует на события в экономике. Он, как и раньше, пассивен и стремитсяприспособиться к меняющейся ситуации — вопрос лишь в выборе конкретного способатакой адаптации. Эту концепцию можно было бы назвать концепцией«инвестора» или «финансиста», но только не менеджера.
Разумеется,всегда было очень важно побыстрее и «по-умному» приспособиться кизменениям в экономике. Но искусство управления не сводится лишь к пассивномуреагированию и адаптации. Оно подразумевает ответственность за попыткисформировать определенную экономическую среду, за планирование, инициирование ипроведение необходимых изменений в этой экономической среде, за стремлениеизбавиться от ограничений, налагаемых на свободу действий предпринимателяразличными экономическими обстоятельствами. Таким образом, возможное — или«экономические условия»; о которых так любят порассуждать экономисты,— представляет собой лишь один полюс в управлении предприятием. Другим полюсомявляется желаемое (с точки зрения интересов предприятия). И даже несмотря нато, что человеку, по-видимому, никогда не удастся в полной мере контролироватьвнешнюю экономическую среду и он всегда будет вынужден действовать в жесткихрамках возможного, особая задача менеджмента и заключается как раз в том, чтобысделать желаемое сначала возможным, а затем и реальным. Менеджмент не являетсяпростым порождением экономики; менеджмент сам субъект и творец. О реальномуправлении можно говорить только в случае, если менеджмент контролируетэкономические обстоятельства и воздействует на них осознанно и целенаправленно.Таким образом, управлять предприятием значит — управлять на основе поставленныхцелей.
Комплексная природа
Три функции менеджмента —управление бизнесом, управление менеджерами и управление работниками и работой— можно анализировать, изучать и оценивать по отдельности. В каждой из этихфункций можно выделить настоящее и будущее временное измерение. Но в своейповседневной деятельности менеджмент не может разделять эти функции. Точно также он не может отделять решения, связанные с текущим моментом, от решений,относящихся к будущему. Любое управленческое решение оказывает влияние на всетри перечисленные функции, и поэтому все они должны учитываться в каждом такомрешении. Самые жизненно важные решения для будущего зачастую принимаются какрешения для настоящего; такие решения могут касаться бюджета научныхисследований или рассмотрения жалоб клиентов компании, продвижения по службеодних работников и увольнения других, стандартов техобслуживания продукции илиобслуживания клиентов.
Нельзя сказать, чтокакая-то из этих функций важнее других и что она требует большей квалификацииили компетенции исполнителей. Но в любом случае, экономическая эффективностьпредприятия стоит на первом месте: в конце концов, это цель предприятия ипричина его существования. Однако, если нет работающего предприятия, то неможет быть и речи о какой-либо экономической эффективности — даже несмотря наналичие самого замечательного управленческого персонала. То же самое можносказать и о ситуации неправильного управления работником и работой.Экономическая эффективность, достигаемая за счет неправильного управленияменеджерами, является иллюзорной и, по сути, приводит лишь к непроизводительнымтратам капитала. Экономическая эффективность, достигаемая за счет неправильногоуправления работниками и работой, является ничуть не меньшей иллюзией. Она непросто приводит к росту затрат, которые в конце концов подрываютконкурентоспособность предприятия, а делает невозможным само функционированиеэтого предприятия, разделяя его работников на антагонистические группы.
   Управление бизнесомпервично, поскольку предприятие является экономическим институтом; ноуправление менеджерами, управление работниками и работой имеют ничуть неменьшее значение, поскольку общество нельзя причислить к экономическиминститутам, и поэтому оно жизненно заинтересовано в этих двух сферахменеджмента, где реализуются основополагающие общественные идеалы и цели.
Финансовый менеджментявляется частью менеджмента предприятия. Объектом финансового менеджментаявляется товарно-денежные отношения предприятия как со сторонними контрагентами(предприятиями, организациями), так и с внутренними контрагентами(предприятиями и организациями холдинга, группы, подразделениями предприятия).
Финансовый менеджментзанимается управлением материальными и денежными ресурсами и обязательствами.Вид финансового менеджмента, его место в системе управления предприятием(холдингом, группой предприятий), с одной стороны, зависит от объемовпроизводимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), широтыноменклатуры, вида бизнеса. Эти условия характерны для определенных видовбизнеса и его объемов и мало различаются по принадлежности предприятия внациональной экономике страны.
С другой стороны,финансовый менеджмент зависит от особенностей экономических и прочих факторов,которые характерны для страны деятельности предприятия (холдинга, группыпредприятий), которое является объектом финансового менеджмента.
Настоящая работапосвящена финансовому менеджменту российских коммерческих предприятий, поэтомуосновное значение в работе придается особенностям развития финансовогоменеджмента в России в текущий период времени.
Универсальную«формулу успеха» сформулировать невозможно — это очевидно. Норазговаривая с директорами успешных предприятий, а потом внимательноперечитывая расшифровки интервью, мы убедились, что все они, рассказывая что и,главное, как они делали последние несколько лет, по большому счету, говорят ободном и том же.
Общеепроявляется не на уровне конкретных шагов — там вступит в силу присущая каждомупредприятию специфика. То, что объединяет успешных менеджеров — это скорееобщая философия ведения бизнеса, набор базовых принципов, опираясь на которыеони выстраивают свою стратегию и благодаря которым они в каждый момент временизнают, что они должны делать сейчас. Вот признаки «менеджментароста», как их определили мы.
— видение перспективы
— опорана собственные силы
— превращение обстоятельств в возможности
— ориентация на конкретные действия
— концентрация на главном
Управление менеджерами
Для экономическойдеятельности необходимо предприятие. Вторая функция менеджмента — созданиепроизводительного предприятия с использованием человеческих и материальныхресурсов. Если сформулировать более конкретно, это функция управленияменеджерами.
  Предприятие по определению должно уметь производить больше или лучше, чемкаждый ресурс, из которых оно состоит (эффект синергизма). Оно должнопредставлять собой единое целое, т.е. нечто большее, чем просто сумму егосоставных частей, а результат его деятельности должен быть большим, чем суммарезультатов деятельности всех его составных частей.
  Таким образом,предприятие нельзя рассматривать как механическое соединение всех его ресурсов.Другими словами, чтобы создать предприятие на основе определенных ресурсов,недостаточно просто соединить их в определенной логической последовательности,а затем лишь открыть клапан для вливания капитала, как были твердо убежденыэкономисты XIX столетия (и как продолжают полагать многие их последователи изнынешних кабинетных экономистов). Требуется нечто большее — превращениересурсов. А это не может произойти из такого безжизненного, неодушевленного ресурса,как капитал. Для этого требуется менеджмент.
Но ясно и то, что«ресурсами», способными к самосовершенствованию и развитию, могутбыть лишь человеческие ресурсы. Все другие ресурсы подчиняются законаммеханики. Их можно использовать лучше или хуже, но на «выходе» выникогда не получите результат больший, чем сумма всех «входов». Сдругой стороны, проблема, связанная с объединением неодушевленных ресурсов,всегда заключается в минимизации неизбежного сокращения «выхода» вследствиетрения и т.п. Человек, единственный из ресурсов, доступных человечеству,способен к самосовершенствованию и развитию. Лишь то, что великий средневековыйпублицист (сэр Джон Фортескью (John Fortescue)) называл intencio populi, т.е.направленные,, фокусированные, объединенные усилия свободных людей, способнопроизвести истинно целое. Действительно, способность создать целое, большеесуммы его составных частей, еще со времен Платона считается признаком такназываемого «правильного общества».
Говоря осамосовершенствовании и развитии, мы подразумеваем, что человек сам в состоянииопределить свой вклад в общее дело. Тем не менее, мы по привычке определяем такназываемого «рядового работника» (в отличие от менеджера) какчеловека, который работает под чьим-либо руководством, не неся никакойответственности за выполняемую им или другими людьми работу и не участвуя впринятии решений, касающихся этой работы. Такой подход указывает лишь на то,что мы рассматриваем «рядового работника» (или простого исполнителя)как любой другой материальный ресурс и, рассматривая его вклад в работупредприятия, считаем, что он подчиняется законам механики. Это серьезноезаблуждение. Заблуждение, однако, заключается не в определении работы простогоисполнителя, а в нашей неспособности понять, что многие функции простогоисполнителя являются, в сущности, управленческими (или по крайней мере стали быгораздо более производительными, если были бы управленческими). Другимисловами, утверждение, что именно управление менеджерами является основойдеятельности предприятия, остается незыблемым.
То, что это действительнотак, отражено в терминах, которые мы использовали для описания различныхдействий, с помощью которых можно создать успешно функционирующее ипроизводительное предприятие. Мы говорим об «организации» — формальнойструктуре предприятия. Но под этим мы подразумеваем именно организациюменеджеров и их функций: ни кирпичам, ни раствору, ни простым исполнителям ворганизационной структуре нет места. Мы говорим о «лидерстве» и о«духе» компании. Но «лидерство» в первую очередь являетсяотличительной чертой менеджеров, а «дух» компании вырабатывается лишьв среде менеджмента. Мы говорим о целях и эффективной деятельности компании. Ноэти цели являются в первую очередь целями руководства компании, а эффективная деятельностькомпании является производной деятельности менеджмента. И если предприятиетерпит неудачу за неудачей, мы меняем в первую очередь не рядовых работников, аруководителей этого предприятия.
Менеджеры к тому же —самый дорогостоящий ресурс предприятия. Очень часто наличие в крупной компаниихорошего инженера или бухгалтера с 10- или 12-летним рабочим стажем равноценнопрямым инвестициям в 50 тысяч долларов. Эта цифра, конечно же, весьма условна(хотя величина погрешности может быть ничуть не больше, чем в самыхскрупулезных подсчетах инвестиций в какое-нибудь оборудование и прибыли,получаемой от использования этого оборудования). Но даже если истинная величинасущественно меньше указанной, она все же достаточно высока, чтобы лишний разубедиться в том, что инвестиции в менеджеров (истинные данные о которых выникогда не встретите в книгах) перевешивают инвестиции в любой другой ресурспрактически во всех отраслях. Использование этих инвестиций с максимальнойэффективностью является, таким образом, основным требованием к управлению любымпредприятием.
Следовательно, управлениеменеджерами сводится к тому, чтобы сделать ресурсы производительными, создав наих основе предприятие. А сам менеджмент столь сложное и многогранное явление(даже на самых мелких предприятиях), что управление менеджерами неизбежностановится не только жизненно необходимой, но и сложной задачей.
Управление работникоми работой
Последней функциейменеджмента является управление работниками и работой. Работу нужно выполнить,а ресурсом, с помощью которого ее можно выполнить, являются работники — начинаяс самых малоквалифицированных до настоящих мастеров своего дела, от тех, ктоумеет выполнять лишь простейшие операции, до вице-президентов компании. Этоозначает, что работу необходимо организовать так, чтобы она подходила каждомуотдельному человеку, а людей нужно организовать так, чтобы каждый человекдостигал на своем рабочем месте максимальной эффективности ипроизводительности. Такой подход подразумевает, что человека следует рассматриватькак определенный ресурс, т.е. как нечто, имеющее особые физиологическиесвойства, способности и ограничения, которые требуют к себе такого же вниманиясо стороны соответствующих специалистов, как и свойства любого другого ресурса,например медных заготовок. Такой подход, кроме того, подразумевает, чточеловеческий ресурс следует рассматривать прежде всего именно как живогочеловека и гражданина, обладающего, в отличие от любого другого ресурса,неповторимой индивидуальностью, понимающего, что, в каком объеме и как онделает, и потому нуждающегося в мотивации, чувстве причастности к общему делу,удовлетворении, стимулах, а также в вознаграждении, лидерстве, полученииопределенного статуса. И именно менеджмент, и только менеджмент, можетудовлетворить эти требования.
   В любой управленческойпроблеме, любом решении и действии существует еще один важный фактор, которыйявляется — выразимся как можно точнее — не четвертой функцией менеджмента, адополнительным измерением. Имеется в виду время. Менеджмент всегда долженучитывать требования не только текущего момента, но и долгосрочной перспективы.Управленческую проблему нельзя считать решенной, если немедленной выгодыдобиваются, принося в жертву долгосрочные интересы (а возможно, даже выживание)компании. Управленческое решение можно считать безответственным, если онорискует текущим годом ради грандиозного будущего. Довольно распространенслучай, когда работа менеджмента, с одной стороны, дает превосходныеэкономические результаты предприятия, но с другой — истощает до предела егоресурсы и оставляет позади себя одни лишь руины; это показательный примербезответственного поведения менеджмента, неспособности сбалансироватьпотребности текущего момента и более отдаленного будущего. Сиюминутные«экономические результаты», по сути, являются фикцией и достигаютсяза счет истощения капитала. В каждом случае, когда недостаточно полноучитываются потребности настоящего и будущего, когда эти потребности негармонизированы и не сбалансированы, капитал, т.е. ресурсы, позволяющиепроизводить материальные блага, подвергается серьезной опасности илиразрушается.
   Временное измерение органически присуще менеджменту, поскольку работаменеджмента заключается в принятии решений, связанных с теми или инымидействиями. А любое действие всегда нацелено на достижение определенныхрезультатов в будущем. Каждый человек, задача которого — действовать (а непросто знать), оперирует будущим. Но есть две причины, по которым временноеизмерение представляет для менеджмента особую важность — и особую проблему.Во-первых, это объясняется сущностью экономического и технологическогопрогресса; чтобы последствия того или иного решения проявились в полной мере, скаждым разом требуется все больший отрезок времени. 50 лет назад для воплощенияочередной новой идеи Эдисону требовалось лишь около двух лет (от начала работынад этой идеей в лаборатории до начала выпуска первых промышленных образцовсоответствующего изделия). В наши дни последователям Эдисона для этогопотребовалось бы около 15 лет. В начале века период самоокупаемости новогооборудования составлял примерно два-три года; в наши дни, когдакапиталовложения на одного работника оказываются в десять раз выше, чем в 1900году, период самоокупаемости в той же отрасли составляет десять-двенадцать лет.Время, которое требуется на формирование той или иной организации людей(например, торгового персонала компании или группы менеджеров) и на обеспечениеее самоокупаемости, зачастую оказывается еще большим.
Второй специфическойхарактеристикой временного измерения является то, что менеджмент — пожалуй,единственный — должен действовать и в настоящем, и в будущем. Любому военномулидеру также нередко приходится иметь дело с настоящим и будущим. Однако крайнередко ему приходится действовать одновременно и в настоящем, и в будущем. Вмирный период ему неведомо «настоящее»; вернее, все его настоящеесводится к приготовлениям к будущей войне. В военные периоды он сосредоточенисключительно на самом ближайшем «будущем»: ему нужно выигратьнынешнюю военную кампанию, все остальное для него практически не существует. Номенеджмент должен обеспечивать успех и прибыльность своего предприятия внастоящем, в противном случае бессмысленно рассчитывать на успех в будущем. Вто же время менеджмент должен обеспечивать возможности для роста и развитияпредприятия (или, по крайней мере, для его выживания) в будущем; в противномслучае можно считать, что менеджмент не справился со своей важнейшейобязанностью — обеспечением производительности и жизнеспособности всех ресурсовпредприятия, сохранением капитала. (Единственной параллелью этой временнойколлизии может служить дилемма, часто возникающая перед политиками: дилеммамежду ответственностью за всеобщее благосостояние и потребностью бытьпереизбранным на новый срок как необходимой предпосылки для внесения своеговклада в это всеобщее благосостояние. Правда, циничный политик может на этоответить, что обещания избирателям и реальные действия политика после избранияна высокий государственный пост вовсе не обязательно должны в точностисовпадать. Однако любые попытки менеджера повлиять на текущие результатынепосредственно скажутся и на будущих результатах. И наоборот, попытки влиятьна будущие результаты — например, выделение средств на проведениенаучно-исследовательских работ или инвестиции в оборудование — оказываютсерьезное влияние на нынешние результаты.).

Заключение
 
Рыночная экономикапредъявляет к квалификации менеджеров высокие требования. Важнейшей функциейвысшего руководства организаций становится разработки и реализации эффективногостроения, ориентированном на критерии. Построенное обновление продукции должносроить определяющим фактором выживания отдельных предприятий, стабилизации ипроцветания российской экономики.
Важнейшим фактором успехастановится подготовка руководителей нового типа: высокопрофессиональныхкомпетентных в широком круге экономических и социальных вопросов, с высокимчувством ответственности за результаты деятельности.
Преодоление имеющихсянедостатков в области управления позволит более полно раскрыть потенциальныевозможности российских предприятий, повысить качество выпускаемой продукции иее конкурентоспособность.
Высокие требования кподготовке специалистов менеджмента предъявляются в с вязи с возрастающейответственность за подготовку и принятие управленческих решений.
За период прохожденияпрактики я приобрел практические навыки менеджера по продажам – рядового, новесьма значимого звена персонала компьютерной фирмы. Полученные мною знания инавыки работы важны для меня и найдут отображение в моей будущей работе .
В течении практики ясформировал различные рекомендации по развитию предприятия:
1.   При оценке организационной структурыбыло выявлено, что предприятию необходимо организовать маркетинговую службу,разработать программу укрепления имиджа, как внешнего, так и внутреннего,предпринять шаги для более значимого стимулирования персонала и покупателей.
2.   Необходимо отметить, что дляудержания своих позиций на рынке предприятию необходимо поддерживать найти ивнедрить новые форму работы с клиентами.
3.   Для перспективного развития ЗАО«Комдив» на рынке необходимо разработать и реализовать мероприятия по улучшениюдеятельности, которые связаны, прежде всего, с усилением рыночных позицийпредприятия, расширения рынка сбыта, более полным использованием возможностейосвоенного рынка – увеличение сбыта существующих товаров путем стимулированияличных продаж.
При использованиирекомендаций предприятие получит максимальную прибыль, и возможности длядальнейшего развития, что просто необходимо в рыночных условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка научно-обоснованной технологии возделывания гороха в условиях Юкаменского района Удмуртской Республики
Реферат Теории общественного договора Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо
Реферат Технократия
Реферат Право феодальной земельной собственности по Соборному Уложению 1649г
Реферат Функціонування та характеристика фондових бірж
Реферат The Eichmann Trial In Retrospect Essay Research
Реферат Банковский бизнес и автоматизация
Реферат Использование уникального торгового предложения УТП в создании рекламной продукции
Реферат Собственность как основа экономической системы.
Реферат Выявление сильных и слабых сторон организации методом стратегического SWOT-анализа
Реферат Духовный феникс
Реферат Жизнь и личность В И Ленина
Реферат Современные подходы к управлению банковскими рисками
Реферат Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении
Реферат Модальные глаголы