Реферат по предмету "Другое"


Реальные возможности и перспективы оценки персонала на примере ОАО «Волгограднефтемаш»


Лазарев Александр Владимирович, генеральный директор ОАО «Волгограднефтемаш», г. Волгоград


Московцев Александр Федорович,д-р экон. наук, профессор, декан факультета экономики и управления, зав. кафедрой менеджмента, маркетинга и организации производства Волгоградского государственного технического университета


Годенко Алексей Ефимович,канд. техн. наук, и. о. зав. кафедрой прикладной математики Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград


Смена исторических эпох, переход к рыночной экономике обусловили необходимость в новых кадровых технологиях. Аттестация одна из таких технологий, проводимая в рамках комплексной оценки персонала предприятия. При грамотном подходе к данному направлению работы может быть получен определенный экономический и социальный эффект. В современной ситуации к отрицательным моментам использования аттестации в работе организации можно отнести отсутствие правовой базы, к преимуществам возможность использования технических средств, программного обеспечения. ОАО «Волгограднефтемаш» использует в своей работе весь арсенал современных методов управления персоналом. Разработанный специалистами Волгоградского государственного технического университета программный продукт, призванный оценить персонал организации по ключевым компетенциям, апробированный на указанном предприятии, доказал свою эффективность, помог определить основные направления кадровой политики на ближайшую перспективу.


Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.


Ли Якокка


Так сложилось, что смена исторических эпох так или иначе влияет на язык: появляются одни и исчезают другие слова, ранее используемые понятия приобретают новый смысл. В кадровой политике предприятий сказанное отразилось самым парадоксальным образом. В переводе с древнегреческого парадокс ситуация, которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Например, модным явлением на протяжении лет пятнадцати стало переименование кадровых служб предприятий на службы управления персоналом (УП) или даже подразделения по управлению человеческими ресурсами (УЧР). Часто на такое переименование идут, не вполне осознавая, к каким результатам могут привести такие безобидные мероприятия. Ведь каждое из указанных словосочетаний несет в себе особую смысловую нагрузку. Например, управление человеческими ресурсами постулирует рассмотрение системы управления сотрудниками компании через призму «мотив-стимул», предполагая, что объектом управленческого воздействия является человек мотивационный. Если же говорить о системе управления персоналом, то здесь указанная система «мотив-стимул» замыкается на аттестации как основе системы стимулирования персонала (рис.).


Управление персоналом комплекс методов, процедур, способов воздействия на сотрудников организации с целью приведения предприятия к желательным с позиции экономических показателей результатам. Аттестация одна из таких процедур, или, выражаясь профессиональным языком, одна из кадровых технологий.


Рис. Место аттестации в разных концепциях в системе управления персоналом



Элементы


процедуры


аттестации


Назначение


Формализованная оценка


В организации должны быть разработаны Положение об аттестации (в случае спорной ситуации помогает отстоять позицию организации в суде), формы с четкими понятными критериями оценки; обязательно должен быть сформулирован четкий и доступный пониманию алгоритм оценки. Особое внимание должно быть уделено Положению об аттестации, оно должно включать в себя:


категории работников, подлежащих аттестации;


периодичность и сроки проведения аттестации;


информирование работников;


характер и цели аттестации (плановая, внеплановая, досрочная);


регламент работы аттестационной комиссии;


участие профсоюза в проведении аттестации (ст. 81 Трудового кодекса РФ);


итоговые документы аттестации (отчет о проведенной аттестации, общий приказ (распоряжение) о мероприятиях по итогам аттестации, приказы по конкретным сотрудникам).


Критерии


соответствия


должности


Главное условие проведения аттестации понимание работником своего места и роли в организационном процессе. Для этого в организации каждый работник должен понимать и знать критерии, по которым оценивается работа в данной должности; критерии соответствия данной должности, а также стандарты выполнения порученной работы прописываются в отраслевых, ведомственных документах, локальных документах (положении о подразделении, должностной инструкции специалиста).


Континуум места и времени


Как условие объективности проводимой оценки в контексте однородности факторов проведения аттестации должны соблюдаться требования одномоментности происходящего.


Парадоксальность использования понятия «аттестация» заключается в том, что определение ее дается только в учебной или научной литературе, несмотря на то что процедура проведения аттестации была знакома советским кадровикам. Аттестация как отдельный блок работы по организации труда служащих была введена в 1973 году постановлением Совмина СССР. Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Госкомнауки и техники СССР в 1973 году, не отменено до сих пор и может служить нормативной базой для проведения указанной процедуры на современном предприятии . В Трудовом кодексе РФ данное понятие не закреплено.


Действующие нормативные акты, регулирующие порядок и механизм проведения аттестации, носят ведомственный или отраслевой характер. В соответствии с ними обязательность проведения аттестации установлена, например, в отношении работников, осуществляющих деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, работников библиотек, педагогических работников, работников опасных производственных объектов и др. В остальных случаях законодательство не обязывает работодателя устанавливать и проводить процедуру аттестации в организациях. Сложность может возникнуть у работодателя только в случае увольнения работника в связи с несоответствием занимаемой должности или выполняемой работе, подтвержденным результатами аттестации в соответствии со ст. 81 Трудового кодекса РФ. Несмотря на то что у рассматриваемой процедуры нет унифицированного порядка проведения, закрепленного законодательно, судебная практика показывает, что успешность процедуры во многом определяется наличием обязательных элементов (табл. 1).


Таблица 1


Обязательные элементы процедуры аттестации



Элементы


процедуры


аттестации


Назначение


Период


проведения


аттестации


Для того чтобы аттестация стала неотъемлемым элементом управления, необходимо проведение процедуры периодически, не от случая к случаю. Идеальный вариант (с учетом трудозатрат кадровых служб на проведение процедуры) 1 раз в 3-5 лет. При этом следует иметь в виду, что на оформление материалов аттестации (составление графика, сбор материала, заполнение аттестационных листов, протокола заседания комиссии) отводится 0,76 чел./час по каждому работнику.


Однако оформление документов и соответствие четкому регламенту одна сторона вопроса. Содержательная часть процедуры проведения аттестации заключается в выборе методологии ее проведения. Анализ литературы по вопросам проведения аттестации показывает, что, несмотря на все многообразие представленных методов (часто многообразие заключается в множественности названий одного и того же метода), к осуществимым на практике можно отнести следующие: рейтинговый метод, письменный метод, метод поведенческих рейтинговых шкал, управление по целям, сравнительные методы [2]. Каждый из представленных методов «грешит» субъективизмом, но это «побочный эффект» любой аттестации, так как оценивают и оцениваются люди. Это выводит исследователей еще на один аспект аттестации чья оценка будет наиболее адекватной: руководства, коллег, клиентов, подчиненных, сторонних экспертов. В литературе по аттестации во избежание указанного недочета советуют прибегать к так называемому «методу 360°». Словосочетание не совсем корректно. Метод отвечает на вопросы «Как?», «Каким образом?» В данном случае определяется лишь субъектный состав экспертов (более уместным является ответ на вопрос «Кто?»).


Вопрос состоит в том, для чего нужна современному промышленному предприятию затратная по времени, отчасти неприятная с морально-этической стороны процедура (ни для кого не является секретом, что в ситуации правового беспредела аттестация может быть использована для увольнения ненужных сотрудников). Вопрос решается однозначно, если мы рассматриваем предприятие с позиции его стратегического положения, тогда и о персонале говорят в терминологии конкурентоспособности. Конкурентоспособность персонала проявляет себя в следующих ипостасях: компетентность (компетенции) персонала, кадровый потенциал, доля талантливых работников, организационные способности, динамические способности организации. Но как это можно оценить? Вопрос далеко не однозначный. Некоторые работодатели в своем желании «соответствовать» доходят до абсурда, используя в качестве критериев оценки эрудицию и даже хобби своих сотрудников.


В ОАО «Волгограднефтемаш» пошли по другому пути. ОАО «Волгограднефтемаш» крупнейший российский производитель технологического оборудования для газовой, нефтяной и нефтехимической отраслей промышленности. Технические и производственные возможности завода, применение новейших технологий обусловили потребность в конкурентоспособном персонале. Насколько конкурентоспособен персонал предприятия, было решено проверить при помощи приглашенных экспертов. Был разработан программный продукт, учитывающий специфику работы персонала данного предприятия. Проведена его апробация. Перед проведением процедуры аттестации были определены:


значимые для должности факторы;


признаки, характеризующие во всей полноте проявление факторов;


значимость каждого фактора в системе оценки должности;


значимость признака в системе отдельного фактора;


порядок действий каждого лица, участвующего в процедуре аттестации.


За базу оценки технических специалистов ОАО «Волгограднефтемаш» выбран метод факторной оценки должности. Факторные методы оценки пользуются большой популярностью на Западе [3].


В предложенной специалистами методике факторы агрегированы в четыре группы (табл. 2), которые с учетом существенных признаков способны охарактеризовать должность (специалиста) во всех аспектах.


Таблица 2


Характеристика факторов, оцениваемых в ходе проведения аттестации в ОАО «Волгограднефтемаш»



Фактор


Характеристика


Профессионально


квалификационный


уровень


Определяет требуемые опыт, стаж работы, выполняемые работником с учетом проводимой рационализаторской/научной деятельности


Деловые качества работника


Складываются из совокупности характеристик (признаков) работника, обусловленных выполняемой работой и профессионально-квалификационным уровнем работника:


компетентность;


способность четко организовать свою работу;


мера ответственности за выполняемую работу;


самостоятельность, инициативность;


способность к освоению новых способов/методов работы;


работоспособность;


контакты с другими работниками.


Сложность выполняемой работы (трудовых функций)


Позволяет охватить все нюансы выполняемой работы с точки зрения технологической сложности выполняемых работ, степени самостоятельности в процессе выполнения трудовых функций, масштаб и сложность руководства


Результаты труда


Учитывает количественный и качественный аспекты выполнения трудовых функций в контексте соблюдения временных и технологических нормативов, требований локальных нормативных актов и др.


Следует особо подчеркнуть преимущества апробированной в ОАО «Волгограднефтемаш» методики:


методика создавалась для аттестации труда работников одного профиля работы, поэтому были использованы единые стандарты оценки;


появляется возможность определить экспертов. Уже отмечалось, что процедура аттестации априори субъективна, поэтому вся практика в сфере управления персоналом нацелена на выработку такой методологии, которая позволила бы выбирать из неограниченного круга экспертов (коллеги, руководство, подчиненные, клиенты, партнеры по бизнесу) оптимальный состав. В методике степень субъективности экспертов проранжирована: очевидно, что оценка руководителем специалиста более значима, чем оценка коллеги или подчиненного, ограниченного в своей оценке субординационными отношениями;


в предложенной методике решается задача преодоления другого рода субъективизма. Эксперт видит оценки на уровне в диапазоне от «неудовлетворительно» до «отлично», на самом деле «стоимость» признаков, и соответственно факторов, значительно разнится;


самое главное методика пытается уйти от оценки личностных качеств в пользу связанных непосредственно с работой специалиста.


Апробация методики показала свою действенность, ряд результатов требует детального анализа, самое важное определены реальные направления работы с персоналом на ближайшую перспективу.


Список литературы


Методические рекомендации по оценке сложности и качества работы специалистов (для установления квалифицированных категорий и дифференциации должностных окладов): нормативно-производственное издание. М.: Экономика, 1989. 54 с.


Борисова Е. А. Оценка и аттестация персонала. СПб.: Питер, 2003. 256 с.


Хендерсон Р. И. Компенсационный менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 880 с.


Ващенко А. Н. Экономические интересы и закономерности формирования мотивации труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 72-82.


Балашова Н. Н., Ващенко А. Н. Экономический закон распределения жизненных благ по труду и механизмы его действия // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2012. № 2 (19). С. 82-92.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.volbi.ru/


Дата добавления: 05.05.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль коммерческих банков в рыночной экономике
Реферат Проблемы межнационального управления водными ресурсами в Центральной Азии
Реферат Белорусский фольклор
Реферат «Конференция Организации» Раздел «Центральные руководящие органы Организации»
Реферат Традиционные технические средства обучения в семейном воспитании
Реферат Франчайзинг: мировой опыт и его внедрение в России
Реферат Скульптурный портрет периода Флавиев
Реферат Образование на территории Руси княжеств государств
Реферат Народы Сибири и современная геополитика
Реферат Интеграционные процессы в мировом образовании
Реферат Narcissism In America Essay Research Paper Narcissism
Реферат Spanish Labor Systems And Indigenous People Essay
Реферат Глаголы французского языка (Le regime des verbes francais)
Реферат Договор продажи недвижимости и договор продажи предприятия
Реферат Меры по предупреждению злоупотребления наркотиков