Министерствообразования
РеспубликиБеларусь
Учреждениеобразования
Белорусскийгосударственный университет информатики и радиоэлектроники
РЕФЕРАТ
на тему:
«Отраслевоепредложение фирм в условиях
совершеннойконкуренции»
выполнила
студентка гр. 671502
Ходатович Е.Д.
Минск 2007г.
Содержание
Введение
1. Понятие совершенной конкуренции
2. Предложение в краткосрочном интервале времени
2.1 Кривая предложения фирмы на краткосрочном временноминтервале
2.2 Кривая предложения накраткосрочном временном интервале для отрасли
3 Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде
3.1 Отрасль с постоянными издержками
3.2 Отрасль с возрастающими издержками
3.3 Отрасль с убывающими издержками
3.4 Последствия налогов
Заключение
Литература
Введение
В данной работе мы рассмотримтакое понятие как совершенная конкуренция, и в частности отраслевое предложениефирм в условиях совершенной конкуренции. Построим кривые предложения вкраткосрочном и долгосрочном периодах времени. А также рассмотрим последствияналогов на отраслевое предложение фирм в долгосрочном периоде.
1. Понятиесовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция — типрыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключаетсяв приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершеннойконкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены всевиды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.
Совершенная конкуренция представляетсобой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном длясравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной конкуренциихарактерны следующие признаки:
а) множество мелких продавцов ипокупателей;
б) однородность продукции, т. е.продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;
в) свободные вход на рынок и выход срынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующихфирм);
г) совершенная информированность(совершенное знание продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информацияраспространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит);
д) продавцы и покупатели не могутвоздействовать на цены и принимают их как данность;
е) мобильность производственныхресурсов.
Конкурентная фирма — фирма,принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого еюобъема продукции на совершенно конкурентном рынке.
Цель фирмы — максимизация прибыли,которая представляет собой разницу между валовым доходом (TR) и совокупнымииздержками (ТС) за период продаж:
прибыль = TR — ТС
Валовой доход — это ценареализованного блага (Р), умноженная на объем продаж (Q):
TR=P x Q
На свой доход фирма может влиятьтолько посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблемафирмы — поиск объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условияхэластичного спроса на продукцию фирмы.
Доход от единицы продукции являетсясредним доходом, а дополнительный доход от продаж еще одной единицы продукции — предельным доходом. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет нацену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену ипредельный доход будет равен его цене, т. е. он будет постоянным.
Совершенная конкуренция как рыночнаяструктура не описывает сколько-нибудь большое число реально существующих рынков;она представляет собой скорее абстрактный, идеальный тип рыночной структуры.Под термином «идеальный тип» в данном случае подразумевается не то, что этаструктура является «хорошей» в нормативном смысле этого слова, а то, что онасуществует скорее как абстрактная идея, абстракция, к которой реальносуществующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.Например, весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции:продукты разных фирм очень редко идентичны друг другу во всех отношения, вход ивыход крайне редко абсолютно свободны от препятствий и ограничений, а информацияпрактически никогда не бывает равнодоступна всем. Существуют, однако, рынки,которые отвечают требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чемдругие. В качестве примеров обычно приводятся некоторые сельскохозяйственныерынки.
2. Предложение в краткосрочноминтервале времени
2.1 Кривая предложения фирмы накраткосрочном временном интервале
Кривая предложения показывает, какоеколичество продукции по определенной цене фирма готова предоставить на рынке.Она осуществляет незримую связь между рыночной ценой и затратами предприятия.Если соотношение между этими параметрами складывается не в пользу фирмы, то онане будет выпускать данный вид продукции. Минимальная цена, по которой фирмаготова представить продукцию на рынок — это величина минимальных переменныхзатрат (издержек). Если цена на рынке установится выше min AVC, то объем предложения будет определяться точкойпересечения линии цены с кривой предельных затрат.
Следовательно, при любом изменениирыночной цены кривая предложения будет формироваться в соответствии с линией MC, которая выше минимума АVС.
/>
Рис. 1
График (Рис.1)демонстрирует то, как краткосрочная кривая предложения фирмы может бытьполучена на основе кривых ее издержек. Когда цена и предельный доход равны 500долларам, фирма будет производить продукцию на уровне, определяемой точкой Е1.По мере того, как цена падает, объем выпуска продукции сокращается, на чтоуказывают точки Е2 иЕ3 графика. Фирма будет продолжатьпроизводство на уровне, соответствующем точке равенства цены предельнымиздержкам до тех пор, пока предельные издержки не станут ниже среднихпеременных издержек. Точка Е4, следовательно, является низшей точкойкривой предложения. При любой более низкой цене фирма прекратит выпускпродукции.
Кривая предложения фирмы,ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале вусловиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривойпредельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой среднихпеременных издержек.
2.2. Криваяпредложения на краткосрочном временном интервале для отрасли
При наличии в отрасли нормальнойэкономической прибыли, в нее устремятся другие фирмы, которые, приобретя нарынке необходимые факторы производства, начнут выпускать аналогичную продукцию.Поэтому кривая предложения на данном рынке будет отражать совокупноепредложение всех фирм, которое образуется в результате сложения предельныхзатрат фирм при определенном уровне цены, которая выше минимальных среднихпеременных затрат этих фирм.
Возникает вопрос, будут ли кривыеразличных конкурентных фирм на одном и том же рынке значительно отличаться другот друга?
Ответ на этот вопрос зависит отвозможных колебаний в уровне затрат фирм, производящих одинаковую продукцию.Очевидно, что общие затраты на единицу продукции фирм, имеющих крупные масштабыпроизводства и мелких фирм, будут отличаться. Фирмы, большие по размеру могутэкономить на масштабе производства, поэтому минимальный уровень АVС будет соответствовать более низкомууровню рыночной цены, и они смогут раньше других фирм выйти со своей продукциейна рынок. (Рис. 2 — см. МСз). Поэтому кривая совокупного предложениябудет формироваться только за счет продажи продукции фирмы с предельнымизатратами на уровне МСз. При повышении цены до уровня Р2на рынок смогут выйти более мелкие фирмы, у которых затраты выше, чем у крупногопроизводителя. Объем предлагаемой продукции на рынке, начиная с этого уровняцены, будет формироваться исходя из суммарного объема выпуска всех фирм (нарис. 2 — объем Q4).
С выходом на рынок большого количествафирм повысятся цены на необходимые факторы производства, что, соответственно,скажется на уровне затрат предприятий в сторону их увеличения. Рост затрат(особенно это относится к переменным затратам) сдвигают кривую МС вверх, чтоприводит к уменьшению выпуска продукции. Предложение на рынке уменьшится. Фирмыс наиболее высоким уровнем затрат вынуждены будут покинуть отрасль. Таким образом,рост цен на переменные факторы производства приводит к сокращению предложения.
/>
Рис. 2
3. Кривая предложенияфирмы в долгосрочном периоде
Форма долгосрочной кривой предложениязависит от того, в какой степени увеличения и сокращения объема производстваотрасли влияют на цены факторов производства, используемых в производственномпроцессе. Чтобы вывести долгосрочную кривую, мы предполагаем, что все фирмыимеют доступ к соответствующим производственным технологиям. Выпуск продукцииувеличивается за счет использования большего количества факторов производства,а не за счет инноваций. Мы также предполагаем, что условия, определяющие рынокфакторов производства, не изменяются, когда отрасль расширяется илисокращается. Например, повышенный спрос на труд не приносит профсоюзамвозможность договориться о более выгодных трудовых соглашениях для своихчленов.
При анализе долгосрочного предложениямы будем различать три типа отраслей: с постоянными издержками, возрастающимииздержками и убывающими издержками.
3.1 Отрасль с постояннымииздержками
Рисунок 3 показывает долгосрочнуюкривую предложения, построенную для отрасли с постоянными издержками(constant-cost industry) отрасли, кривая долгосрочного предложения которой представляетсобой горизонтальную линию. Выбор фирмой объема производства изображен на графикеа, а объем производства отрасли показан на графике б. Предположим, что отрасльпервоначально находится в равновесии в точке пересечения кривой рыночногоспроса D1 и кривой краткосрочного рыночного предложения S1. Через точку пересечения кривых спроса и предложения(точку А) проходит долгосрочная кривая предложения SL, которая указывает, что отрасль будет производить Qlединиц продукции при долгосрочной равновесной цене PI.
/>
Рис. 3
Чтобы получить другие точки на кривойдолгосрочного предложения, предположим, что рыночный спрос на товар неожиданноувеличился (скажем, из-за снижения налогов на личные доходы). Рассмотримтипичную фирму: первоначально ее объем производства был равен q1 придолгосрочных предельных и долгосрочных средних издержках, равных цене P1.Но так как фирма при этом находилась в состоянии краткосрочного равновесия,цена равнялась также краткосрочным предельным издержкам. Благодаря снижениюналогов кривая рыночного спроса сдвигается из положения Dl вположение D2. Кривая спроса D2 пересекает кривуюпредложения S1 в точке С. В результате цена увеличивается с РIдо Р2.
Часть (а) рис. 3 показывает, какподобное увеличение цены воздействует на типичную фирму в отрасли. Когда ценаувеличивается до Р2, фирма следует своей кривой краткосрочныхпредельных издержек и увеличивает объем производства до величины Q2.Выбор этого объема выпуска максимизирует прибыль, потому что он удовлетворяетусловию о цене, которая должна быть равна краткосрочным предельным издержкам.Если подобным образом отреагируют все фирмы, каждая из них получитположительную прибыль в ситуации краткосрочного равновесия. Эта прибыльпривлечет инвесторов и заставит существующие фирмы расширять деятельность, ановые фирмы — выходить на рынок.
В результате на рис. 3, б криваякраткосрочного предложения смещается вправо, из положения S1 в S2. Этот сдвиг заставляет рыноксдвинуться к новому состоянию долгосрочного равновесия в точке пересечения D2и S2. Чтобы это пересечение было состоянием долгосрочногоравновесия, объем производства должен расшириться настолько, чтобы фирмы началиполучать нулевую прибыль и стимул войти в отрасль или выйти из нее исчез.
В отрасли с постоянными издержкамидополнительные факторы производства, необходимые для увеличения объемапроизводства, могут быть приобретены без повышения удельных издержек — например, если основным фактором производства является неквалифицированныйтруд, причем рыночная ставка заработной платы неквалифицированного труда не изменяетсяв результате увеличения спроса на труд. Поскольку цены факторов производства неменяются, кривые издержек фирмы также остаются прежними. В новой точкеравновесия, такой как точка В на рис. 3, б, цена равняется P1,первоначальной цене, предшествовавшей внезапному увеличению спроса.
Следовательно, кривая долгосрочногопредложения для отрасли с постоянными издержками представляет собой горизонтальнуюлинию на уровне цены, которая равна долгосрочному минимуму средних издержекпроизводства. При любой более высокой цене возникла бы положительная прибыль,что привело бы к усиленному притоку новых участников в отрасль и увеличениюкраткосрочного предложения; таким образом, появилось бы понижающее давление нацену. Вспомните, что в отрасли с постоянными издержками цены факторов производстваостаются неизменными, когда изменяются условия рыночного выпуска. Отрасли спостоянными издержками могут иметь горизонтальные кривые долгосрочных среднихиздержек.
3.2 Отрасль с возрастающимииздержками
В отрасли с возрастающими издержками(increasing-cost industry) цены некоторых или всех факторов производстваувеличиваются, когда отрасль расширяется, и спрос на факторы производства растет.Такая ситуация может сложиться, например, когда в отрасли используетсяквалифицированный труд, который становится дефицитом, если спрос на него возрастает.Когда фирме требуются минеральные ресурсы, которые добываются только вместности определенного типа, стоимость земли в такой местности как факторапроизводства увеличивается вместе с ростом выпуска.
/>
Рис. 4
Рисунок 4 демонстрирует долгосрочнуюкривую предложения, которая построена аналогично предыдущей кривой для отраслис постоянными издержками. Первоначально отрасль находится в равновесии в точкеА на графике б. Когда кривая спроса неожиданно сдвигается из D1 в D2,цена товара увеличивается в краткосрочном периоде до Р2, и объемпроизводства отрасли возрастает с Q1 до Q2. Типичнаяфирма, как показано на рисунке а, увеличивает объем производства с qlдо q2. В ответ на более высокую цену, сдвигаясь вдоль краткосрочнойкривой предельных издержек. Более высокие прибыли, получаемые этой и другими фирмами,побуждают новые фирмы вступать в отрасль.
Когда в отрасли появляются новыефирмы и производство расширяется, повышенный спрос на факторы производства заставляетцены на некоторые или все факторы идти вверх. Кривая краткосрочного рыночногопредложения снова смещается вправо, хотя и не так сильно, и новое равновесноесостояние в точке В возникает при цене Рз, которая вышепервоначальной цены Р1. Taк как более высокие цены на факторыпроизводства поднимают кривые краткосрочных и долгосрочных издержек, то чтобыгарантировать, что фирмы получат нулевую экономическую прибыль при долгосрочномравновесии, требуется более высокая цена. Рисунок 4 подтверждает это. Криваясредних издержек сдвигается вверх, от АС1 к АС2, В товремя как кривая предельных издержек сдвигается влево, из положения МС1в положение МС2. Новая долгосрочная равновесная цена Рзравняется новым минимальным средним издержкам. Как и в случае с постояннымииздержками, более высокая краткосрочная прибыль, вызванная первоначальнымувеличением спроса, в долгосрочном периоде исчезает, когда фирмы увеличиваютобъем производства, вследствие чего затраты на факторы производства возрастают.
Новая точка равновесия В на рис. 4, блежит, таким образом, на долгосрочной кривой предложения всей отрасли. В отраслис возрастающими издержками долгосрочная отраслевая кривая предложения имеетвосходящий наклон. Отрасль производит больше продукции, но цена обязательноповышается, чтобы компенсировать увеличение издержек, связанных с факторамипроизводства. Термин «возрастающие издержки» относится к сдвигу кривыхдолгосрочных средних издержек фирмы вверх, а не к положительному наклону кривойиздержек как таковой.
3.3 Отрасль с убывающими издержками
Отраслевая кривая предложения можетиметь также и нисходящий наклон. В этом случае неожиданное увеличение спросазаставляет отрасль увеличивать производство, как и раньше. Но когда отрасльдостаточно вырастет, она может воспользоваться преимуществом своего размера,чтобы получить некоторые из факторов производства дешевле. Например, крупнаяотрасль может позволить себе усовершенствованную систему транспортировки илиболее надежную и не столь дорогую финансовую сеть. В этом случае кривые среднихиздержек фирмы сдвигаются вниз (даже если экономия от масштаба отсутствует), ирыночная цена товара падает. Более низкая рыночная цена и более низкие средниеиздержки производства вызывают новое состояние долгосрочного равновесия длябольшего количества фирм с большим объемом производства и более низкой ценой.Следовательно, отрасль с убывающими издержками (decreasing-cost industry) имеетдолгосрочную кривую рыночного предложения a нисходящим наклоном.
3.4 Последствия налогов
Налог на один из факторовпроизводства фирмы (в форме платы за промышленные отходы) создает для фирмыстимул изменить способ использования факторов в процессе производства. Выясним,какой может оказаться реакция фирмы на налогообложение своего объема выпуска.Для упрощения анализа предположим, что фирма использует производственнуютехнологию с фиксированным соотношением факторов. Если фирма загрязняетокружающую среду, налог на выпуск, возможно, побудит ее снизить объемпроизводства, а следовательно, и отходов; но он мог бы налагатьсянепосредственно на рост дохода.
/>
Рис. 5
Во-первых, предположим, что налогомна объем выпуска облагается только эта фирма; таким образом, он не влияет нарыночную цену товара. Мы увидим, что налог на выпуск побуждает фирму снизитьобъем производства. Рисунок 5 показывает кривые краткосрочных издержек дляфирмы, получающей положительную экономическую прибыль при производстве объемавыпуска ql и продаже продукции по рыночной цене P1.Поскольку налог применяется в отношении каждой единицы выпуска, он поднимаеткривую предельных издержек фирмы МС1 в положение МС2 = МС1+ t, где t — это налог на единицу производимого товара. Налог также поднимаеткривую средних переменных издержек на величину t.
Налог на производство приводит кодному из двух результатов. Если фирма все еще получает положительную илинулевую экономическую прибыль после взимания налога, она будет максимизироватьсвою прибыль за счет выбора нового уровня выпуска, при котором предельныеиздержки и налог в сумме составят цену ее товара. Объем производства фирмыупадет с q1 до q2, и неявный эффект налога проявится всдвиге кривой предложения вверх (на величину налога). Если фирма не можетбольше получать экономическую прибыль после введения налога, она покинет рынок.
/>
Рис. 6
Теперь предположим, что все фирмы вотрасли облагаются налогом; тем самым увеличиваются их предельные издержки. Таккак каждая фирма уменьшает свое производство при текущей рыночной цене,совокупная величина предложения отрасли также упадет, вызвав рост цены товара,как показано на рис. 6. Смещение вверх кривой предложения из S1 к S2 = S1 + tзаставит рыночную цену товара возрасти с Р1 до P2 (навеличину меньшую, чем величина налога). Это увеличение цены устранит частьэффектов, которые мы описали ранее. Фирмы будут сокращать свое производство вменьшей степени, чем стали бы при неизменной цене.
Наконец, налоги на объем производствамогут также побудить некоторые фирмы, издержки которых немного выше, чем уостальных, уйти из отрасли. В процессе этого кривые долгосрочных среднихиздержек для каждой фирмы благодаря налогу сместятся вверх.
Заключение
Таким образом, совершеннаяконкуренция — идеальный тип рыночной структуры, который позволяет четкообозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путяхмаксимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точныемодели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернативотносительно объема выпуска продукции к уровню цен, а также определитьоптимальный вариант выбора.
Проанализировав кривые предложения,рассмотренные в данной работе, можно сделать следующие выводы.
Кривая предложения фирмы,ориентированной на максимизацию прибыли на краткосрочном временном интервале вусловиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривойпредельных издержек, лежащей над точкой ее пересечения с кривой среднихпеременных издержек.
Кривая долгосрочного предложения дляотрасли с постоянными издержками представляет собой горизонтальную линию науровне цены, которая равна долгосрочному минимуму средних издержекпроизводства.
В отрасли с возрастающими издержкамидолгосрочная отраслевая кривая предложения имеет восходящий наклон.
Отрасль с убывающими издержками имеетдолгосрочную кривую рыночного предложения a нисходящим наклоном.
Литература
1. Микроэкономика Под ред. Е.Б.Яковлевой – М.: АКАЛИС, 1997
2. Пиндайк Р., Рубинфельд Д.Микроэкономика. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 608с.: ил. (серия «Учебникидля вузов»).
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.Микроэкономика. Завтра экзамен. 6-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 288с.: ил. –(Серия «Завтра экзамен»).
4. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Микроэкономика Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича. С.-Пб., 1997. 448стр.