Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации
Федеральное государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
Алтайскийгосударственный аграрный университетКафедра экономики АПК.
Контрольнаяработа
по дисциплине«Экономика организации»
Выполнила: студентка
Зенухина Евгения Васильевна
заочного полного обучения
4 курса УФФ
Гр.8171
Специальность: Бухучет, анализ и аудит
Номер зачетной книжки:081204
Поверила:
Барнаул 2011г.
Содержание
1. Объединенияпредприятий: концерны, корпорации, холдинги, комбинаты, синдикаты, компании, ассоциации,финансово-промышленные группы.
2. Содержание производственнойпрограммы предприятия, характеристика её разделов и показателей. Определениеваловой, товарной и реализуемой продукции.
Список литературы
1. Объединенияпредприятий: концерны, корпорации, холдинги, комбинаты, синдикаты, компании, ассоциации,финансово-промышленные группы
Предприятие – этосамостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся производителем товаров иуслуг, основным рыночным агентом, вступающим в различные хозяйственныеотношения с другими субъектами. Предприятия различны по условиям, целям ихарактеру функционирования. Они классифицируются по виду и характерухозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала иконтролю над ним, правовому положению и другим признакам.
В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночнойсреде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночнойконъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятномразвитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности. Напрактике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целейобъединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степенисамостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картель, синдикаты,концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы, ассоциации,компании.
Концерн — объединениепредприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, нофинансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству,маркетингу предприятий взяты под единое управление. Участники концерна не могутодновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концернысочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е.располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях исферах экономики.
Различают вертикальные концерны,горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты).
Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающиевесь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённоговида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектамииздательского дела и продажи книг и другой продукции.
Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы сразличной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовыхрынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератамскупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хорошийвозврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовыерычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получилисильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японскаяМицубиси.
В русскомязыке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональнымфинансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp,Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычноупотребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
Хозяйственнаяассоциация представляетсобой договорное объединение предприятий, создаваемое в целях совместногоосуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций.Участие в ассоциации накладывает на предприятия менее жесткие, чем в концерне,ограничения. Участники хозяйственной ассоциации могут входить в другиедоговорные объединения предприятий без согласования с другими участниками.
Картель представляет собой объединение, какправило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческуюдеятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарныхцен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:
· договорнойхарактер объединения;
· сохранение правасобственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этимхозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
· совместнаядеятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и вограниченной степени, на ее производство.
К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называетсяобъединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределенияприбыли его участников. Прибыли участников пула поступают в «общий котел», азатем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.
Синдикат –разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции егоучастников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерногообщества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, каки картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, аиногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатскойсбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена вотраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической,химической. Синдикатыбыли широко распространены в дореволюционной России. Классическим примеромсиндиката является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих рукахреализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия,так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом.Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся веститорговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Вомногих странах мира приняты законы, направленные против любых форммонополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитиеэкономики.
Холдинг — акционерная компания, владеющаяконтрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий дляосуществления контроля над ними. Поэтому менеджмент холдингов заключаетсяпреимущественно в смене неэффективного руководства при проведении собранияакционеров и финансовом менеджменте (дивидендная политика, выпуск ценных бумаги т. д.).
Холдинг —совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФправильнее говорить холдинговаякомпания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одноматеринское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ,существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние обществасами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям.При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга,именуется холдинговой компанией.
Контрольматеринской компании за своими дочерними обществами осуществляется какпосредством доминирующего участия в их уставномкапитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности(например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и инымпредусмотренным законодательством образом.Характерные черты холдинга:
1.Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм,расположенных в различных регионах.
2.Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственныхкомпаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной илидвумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3.Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компаниейглобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующимнаправлениям:
— выработка единой тактики и стратегиив глобальном масштабе;
— реорганизация компаний и определениевнутренней структуры холдинга;
— осуществление межфирменных связей;
— финансирование капиталовложений вразработку новой продукции;
— предоставление консультационных итехнических услуг.Типы холдинга
1.В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочернимифирмами выделяют:
— имущественныйхолдинг, вкотором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
— договорной холдинг, в котором у головной компании нетконтрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется наосновании заключенного между ними договора.
2.В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания,различают:
— чистый холдинг, в котором головная компания владеетконтрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакойпроизводственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческиефункции;
— смешанный холдинг, в котором головная компания ведетхозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этомвыполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
3.С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
— интегрированныйхолдинг, вкотором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдинговполучил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководствомголовной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке,переработке и сбыту продукции;
— конгломератныйхолдинг,который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическимпроцессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере независящий от других «дочек».
4.В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
— классическийхолдинг, вкотором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своегопреобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, какправило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такуювозможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнскойкомпании;
— перекрестныйхолдинг, прикотором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая формахолдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акцийпредприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом,происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с однойстороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка,а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролироватьдеятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
Примерыхолдингов России: РосБизнесКонсалтинг, РАО ЕЭС, Агрохолдинг.
Наибольшее развитиехолдинги получили в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Первыйхолдинг возник в 1991 г. в виде государственного концерна «ЛУКОЙЛ». Затемвозникли «СИДАНКО», «Славнефть», «Восточная нефтяная компаниям и другие.Холдинги строятся на различных принципах: отраслевом, межотраслевом,территориальном и программно-целевом. Масштаб их деятельности может изменятьсяот регионального, республиканского, государственного до межгосударственного.
Холдинги являютсямногофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательноеобъединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабныхдифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрениеновейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Консорциум создается предприятиями как временное добровольное объединение длярешения конкретных задач — реализации крупных целевых программ и проектов, втом числе научно-технических, строительных, природоохранных и др. Консорциумможет быть создан для реализации государственной программы силами группыпредприятий любой формы собственности. По выполнении поставленной задачиконсорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной виддоговорного объединения.
Внутриконсорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал втой сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня принаименьших издержках производства.
Действияучастников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждыйучастник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируетсяобщее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность передзаказчиком.
Корпорацииобъединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит кмонополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционногокапитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют наразвитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечениеконкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, гдепроисходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.
Корпорация — одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Онаможет выступать в форме как отдельного крупного предприятия, так и объединениянескольких предприятий, а также функционировать в форме как простогоакционерного общества, так и объединения акционерных обществ, напримерхолдинговой компании. Корпорация представляет собой одну из масштабных форминтеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирмразличных сфер деятельности в целях разработки согласованной политикимногопрофильной деятельности.
Комбинат (от лат. combinatus— соединенный; com- и bini— по двое) — объединение промышленных предприятий смежныхотраслей, в котором продукция одного предприятия служит сырьем или материаломдля другого, а также объединение мелких производств, направленных накомплексное обслуживание. Например, ОАО «Комбинат питания «Кировский» —комбинат школьного и социального питания Кировского района Санкт-Петербурга, ОАО «Магнитогорский металлургическийкомбинат» входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимаетлидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России.
В экономике любой страны господствующееположение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощнымипромышленными компаниями, которые нередко называют финансово-промышленнымигруппами (ФПГ).
ФПГ – хозяйственноеобъединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовыхучреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместнойскоординированной деятельности.
ФПГ включает устойчивуюгруппировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в томчисле банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГпредставляет собой финансово-индустриально-торговый комплекс, составные частикоторого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГразвиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:
перекрестного владенияакциями и представительствования в руководящих органах компаний – ФПГ обычноконтролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчикови потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.
К числу наиболеесущественных характеристик ФПГ можно отнести следующие:
1. интеграциявходящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов икапиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую,кадровую политику;
2. наличие общейстратегии;
3. добровольноеучастие и сохранение юридической самостоятельности участников;
4. структура ФПГпозволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные сбезопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и вобъединениях.
ФПГ могут возникать наоснове крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могуществокоторых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либоформироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных илибанковских организаций.
Появление и возрастаниероли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с темособенности современного этапа развития отечественной экономики определяютспецифику формирования ФПГ.
Необходимость созданияФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:
· потребностью всоздании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур,способных к саморазвитию;
· ростомфинансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвесторомпроизводства;
· наличиемсерьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности,особенно в инвестиционной сфере;
· необходимостьюукрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационныхсвязей в сфере производства.
Кроме того, ФПГ часторассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеютреальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большимиресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления надругое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.
ФПГ формируют смешаннуюэкономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия,стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций(научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в периодперестройки экономических отношений.
Формирование ФПГ в Россииначалось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации иакционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятийнегосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и ихинтеграции для мобилизации ресурсов.
Одновременно усилиласьориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленныхструктур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированныхна обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.
Процесс формирования ФПГидет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются вдобровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных формконсолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения«казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительноетщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей ихдеятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансовогои промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике.Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, вкотором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе большихпромышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становлениярыночных отношений.
Еще один путь связан свозможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур,созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как«Газпром», «Лукойл».
Универсальной схемыформирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числуотносятся:
· широкое развитиетрастовых отношений внутри группы;
· целенаправленнаяконцентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
· долгосрочныеперспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизыпроектов;
· высокая степеньуправленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы приреализации проектов;
· селективноевмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
· совместнаяорганизация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничествавертикально-интеграционных групп.
Преимущественно дляАлтайского края отметим, Акционерное общество «Грана» — крупнейшее наАлтае объединение зерноперерабатывающих предприятий. В составе Объединения — агропромышленная компания «Грана-Хабары», акционерные общества «Табунскийэлеватор», «Третьяковский элеватор» и «Краснощековскоехлебоприемное предприятие». АПК «Грана-Хабары» включает ЗАО«Коротоякский элеватор» и четыре сельскохозяйственные предприятияАлтайского края: акционерные общества «Имени Анатолия», «ИмениГастелло», «Свердловское» и «Коротоякское».Предприятия Объединения «Грана» равномерно охватывают всю территориюАлтайского края, по праву считающегося мощнейшим регионом по производству зернав России.
2. Содержаниепроизводственной программы предприятия, характеристика её разделов ипоказателей. Определение валовой, товарной и реализуемой продукции
Составнойчастью общего плана предприятия является производственная программа.Производственная программа это развернутый и подробный план производства иреализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент и качествопродукции. Через производственную программу реализуется основная задачафункционирования любого предприятия, которая состоит в производстве продукции иполучении прибыли. Производственная программа предприятия формируется на основемаркетинговых исследований.
Разработка производственной программы осуществляется вследующей последовательности:
1) определение потребности в выпускаемой продукции;
2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроковпроизводства отдельных видов продукции;
4) соотнесение производственной программы с имеющимисяресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости(например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второмушагу;
5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.
Производственнаяпрограмма отражает основные направления и задачи развития предприятия вплановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями,профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основныеразделы производственной программы для предприятий, занятых производствомматериального продукта:
-план попроизводству товарной (валовой) продукции;
-план выпускапродукции на экспорт;
-план поповышению качества продукции;
-планреализации продукции.
Приразработке производственной программы основываются на потребностях народногохозяйства и мирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации,состоянии конкурентных предприятий и отраслей.
Формированиеразделов производственной программы осуществляется с применением балансовогометода, позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ ипотребности на них, а также осуществлять расчеты обеспеченностипроизводственной программы производственными мощностями, материальными,топливно-энергетическими и трудовыми ресурсами.
Производственнаяпрограмма характеризуется системой следующих показателей. Показатели ППраспадаются на две большие группы:
– количественные, характеризующие объемы производимой продукции и динамику ихизменений;
–качественные, отражающие производственно-технические (материалоемкость,точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность)достоинства производимой продукции.
/>
производственныйпрограмма показатель продукция
Качественныепоказатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут бытьпредставлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.
Различаютабсолютные и относительные количественные показатели.
Абсолютные показатели отражают объем производимой продукциив натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостныхпоказателях.
Присоставлении производственной программы используются натуральные(условно-натуральные) и стоимостные показатели.
Натуральные показатели (номенклатураи ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемойпродукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физическихединицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановыхрасчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия врабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственныхплощадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастуюневозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Длярасширения сферы применения натуральных показателей используются условно-натуральные показатели (условная тонна топлива и т.п.). Ониприменяются в случае планирования производства однородной, однотипной илиодноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно изоднородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе,материалоемкости или по какому-либо другому признаку.
Номенклатура продукции – это состав изготавливаемойпродукции по ее видам или наименованиям.
Ассортимент – это состав данного вида(наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п.
Системапоказателей производственной программы
Трудовые (временные) показатели – часы и минуты рабочего времени –применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкостиединицы продукции и ПП. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость,или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции,выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Трудоемкость – это затратывремени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при среднейинтенсивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различнымпричинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того,для измерения работы оборудования используется такой показатель, какстанко-часы. На первый взгляд, показатели трудоемкости ПП вполне приемлемы дляизмерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкостипродукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показателичасто используются во вспомогательных расчетах.
Для тогочтобы получить сопоставимые показатели ПП и осуществить сводный учет ипланирование, используют стоимостные показатели ПП, которые носят обобщающийхарактер и считаются универсальными при взаимоувязке всех разделов планапредприятия.
Обобщающимпоказателем ПП предприятия является реализованная продукция (РП), или объем продаж. Первый термин применяетсяв отечественной практике, второй – в мировой. Понятие «реализованная продукция»более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающеготовары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукциирассчитывается по формуле
/>;
где /> – объем товарной продукции заопределенный период (месяц, квартал, год), руб.; /> – изменение остатков готовойпродукции на складе за определенный период, руб.
/>;
DОП– приростостатков отгруженной продукции за определенный период, руб.
/>.
Здесь и далееиндексы «н» и «к» соответствуют началу и концу рассматриваемого периода.
Товарная продукция включает стоимость продукции, котораябудет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Онавключает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственногопроизводства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемую другимпредприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону илидля непромышленных хозяйств данного предприятия; капитальный ремонт имодернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовыхценах.
Валовая продукция (ВП) характеризует весь объем работы,выполненной предприятием за определенный период времени. В состав валовойпродукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемоенезавершенное производство. Объем валовой продукции определяется по формуле
/>
где /> – прирост остатков незавершенногопроизводства, руб.
/>
/> – приростспециальной оснастки (которая конструируется и изготавливается винструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальныхцехов), руб.
/>.
Чистая продукция (ЧП) – это вновь созданная стоимость напредприятии. В нее входят оплата труда в виде заработной платы, оплата труда,не выплаченная в виде заработной платы, но вошедшая в стоимость товара в виденалога и различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесеннаястоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии,топлива и амортизационные отчисления основных фондов), т.е.
/>
где /> – материальные затраты; /> – амортизационные отчисления.
Условно-чистая продукция (УЧП) – это вновь созданная стоимость, но сучетом амортизационных отчислений, т.е.
/>
Валовой оборот (ВО)характеризует весь объем продукции, произведенныйпредприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всехпроизводственных подразделений предприятия:
/>
где /> – стоимость валовой продукции i-гоцеха, руб., /> – количество производственныхцехов предприятия.
Внутрипроизводственный оборот (ВПО) – это объем продукции, произведенныйдля внутренних нужд предприятия,
/>,
где /> – количество сборочных цеховпредприятия.
Относительные показатели характеризуют динамику измененияабсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей (/>) и темпы приростаабсолютных показателей (/>). При этом выделяют три периода:плановый, базисный, отчетный.
/> или /> или />.
/> или />
или />.
Выполнение плана по номенклатуре (/>)
/> ,
где /> – объем производства по плану; /> – объем производства фактический,но скорректированный по плану.
Такимобразом, производственная программа (план производства и реализации продукции) ведущийраздел плана организации (предприятия), отражающий комплексное задание повыпуску продукции определенного ассортимента и качества в натуральных истоимостных показателях. Основными показателями производственной программы являютсяноменклатура продукции в натуральном выражении и валовая, товарная,реализованная и чистая продукция в стоимостном выражении. Товарная продукция — основной показатель производственной программы, включающий стоимость продукции,работ и услуг, предназначенных для реализации. Производственная программадолжна быть оптимальной т.е. в наибольшей степениотвечать структуре ресурсов предприятий и обеспечивать наилучшие результаты егодеятельности.
Списоклитературы:
1. Тарасова, Н.В. Организации и планирование производства.Методические указания/ И.А.Ларионова, А.В.Алексахин, М.: изд.МИСиС 1991г.
2. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие /И.В.Сергеев, М.: Финансы и статистика, 1997.
3. Сергеев, И.В., Экономика организаций (предприятий): Учебник /И.И.Веретенникова, И.В.Сергеев, М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.
4. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник длявузов/ Р.А.Фатхутдинов, М.: ИНФРА-М,2001.
5. Экономика организации (предприятий): Учебник для вузов./ Подред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандира. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. http://www.grana.ru
7. http://revolution./economy/00043642_0.html
8. http://exsolver.narod.ru/Books/Econenterpr/Starodub/index.html