Институт бизнеса иуправления
«Особенностиформирования, распределения и использование прибыли»
КАЛУГА-2008
Содержание
Введение
Глава 1. Прибыль вусловиях рыночной экономики
1.1 Экономическаясущность прибыли и ее виды
1.2 Формирование,распределение и использование прибыли
1.3 Влияние налоговойполитики на прибыль
Глава 2. Анализформирования, распределения и использования прибыли
ООО «Самородок»
2.1 Анализ деятельностипредприятия по данным бухгалтерской отчетности
2.2 Технико-экономическаяхарактеристика ООО «Самородок»
2.3 Анализ результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятия
ООО «Самородок»
Глава 3. Пути увеличенияприбыли на «ООО»Самородок
3.1 Пути снижения непроизводственных расходови потерь
3.2 Совершенствование управления прибылью вусловиях рыночной экономики
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальностьисследуемой темы заключается в том, что рыночная экономика определяетконкретные требования к системе управления предприятиями и необходимо болеебыстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержанияустойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производствав соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятиесамостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями ипоставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективыразвития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимостьобеспечения производственного и социального развития. Самостоятельнопланируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночнойэкономики основой экономического развития является прибыль. Это важнейшийпоказатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности.Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталосьисключительно в сфере интересов только предприятия. Также в этом заинтересованыгосударство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры идругие держатели ценных бумаг.
Формированиемеханизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставят передпредприятием необходимость эффективного использования имеющихся в егораспоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременнореагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся:финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизмценообразования, конъюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками ипотребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитическойдеятельности.
Чтобыобеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужнагосударственная экономическая политика, которая содействовала бы формированиюсреды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятиена максимальное получение прибыли (доходов).
Так как,именно государство определяет успешное функционирование предприятия, топроблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.
Основная цельданного исследования заключается в разработке методов увеличения прибыли.
Оптимизацияраспределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политикараспределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственногокапитала, достижение оптимальной структуры капитала.
Длядостижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность прибылии ее виды, роль прибыли в экономике,
- как прибыль формируется,распределяется и куда используется,
- проанализироватьдеятельность предприятия «ООО Самородок» по данным бухгалтерской отчетности.
В условияхрыночной экономики получение прибыли является непосредственной цельюпроизводства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшегосуществования и развития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начатьпроизводство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможетполучить. Но экономическая нестабильность, монопольное положениетоваропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводятк стремлению получения доходов главным образом в результате повышения цен.Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовоеоздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальнаясистема налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществленияэкономических реформ.
Объектомкурсовой работы выступает прибыль как финансовый результат хозяйственнойдеятельности предприятия.
Предметом курсовойработы являются экономические отношения по поводу формирования и распределенияприбыли на предприятии.
В процессеработы были использованы работы Бланка И.А., Шеремет А.Д., Родионова В.М.,финансовая и бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Самородок».
Глава 1.Прибыль в условиях рыночной экономики
1.1Экономическая сущность прибыли и ее виды
Основойрыночного механизма являются экономические показатели, необходимые дляпланирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрати результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условияхперехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателейиграет прибыль.
Получениеприбыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силуопределенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорныхобязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовуюдеятельность предприятия) предприятие может понести убытки.
Прибыль — этообобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективностипроизводства, о благополучном финансовом состоянии.
Финансовоесостояние предприятий — это характеристика его конкурентоспособности (т.е.платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов икапитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями.Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенноговоспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальныхпотребностей учредителей и работников.
Базой порядкаформирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от формсобственности, единая модель (рис.1.1.).
Прибыль,которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, называется балансовая прибыль.
Балансоваяприбыль включает:
прибыль отреализации продукции (работ, услуг),
прибыль отпрочей реализации,
доходов по внереализационнымоперациям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.
Кроме того,различают прибыль:
• облагаемую налогом,
• не облагаемую налогом.
• После формированияприбыли предприятие производит уплату налогов, а
оставшаяся частьприбыли в распоряжении предприятия называется
чистойприбылью.
Чистаяприбыль — это разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее.
Этой прибыльюпредприятие может распоряжаться по собственному усмотрению: на производственноеразвитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям.
Остальнаянераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется наувеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в:
• резервныйфонд — фонд непредвиденных потерь, убытков,
• накопительныйфонд — формирование средств для производственного
• развития,
• фондпотребления — средства для премирования сотрудников, оказание
• материальнойпомощи,
• фондсоц. развития — на различные праздничные мероприятия.
• Прибыль- это конечный финансовый результат, характеризующий
производственно-хозяйственнуюдеятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономическогоразвития предприятия.
За счет неевыполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной ифинансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловойактивности и финансовое благополучие.
За счетотчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсовгосударства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения взначительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельныхрегионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышенияжизненного уровня населения2.
Прибыль — эторазность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственныхопераций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результатдеятельности предприятий.
Основнымпоказателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственнойдеятельности, выступает:
• балансоваяприбыль,
• прибыльот реализации выпускаемой продукции,
• валоваяприбыль,
• налогооблагаемаяприбыль,
• прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основнуючасть прибыли предприятия получают от реализации
выпускаемойпродукции, то сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленныхфакторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной иреализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен,эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того,на нее оказывают влияние: соблюдение договорных обязательств, состояниерасчетов между поставщиками и покупателями и др.
Из прибылипроизводятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.
В современныхусловиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного всфере материального производства чистого дохода между предприятиями игосударством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями однойотрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой,между предприятиями и его работниками.
Работапредприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышениемстимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основногооценочного показателя способствует росту объема производства и реализациипродукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихсяпроизводственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующейсистемой ее распределения, в соответствии с которой повышаетсязаинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но иособенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии ииспользуется в качестве главного источника средств, направляемых напроизводственное и социальное развитие, а также на материальное поощрениеработников в соответствии с качеством затраченного труда.3
Такимобразом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышенияэффективности производства, усиления материальной заинтересованности работниковв достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.
Изменениеэкономических показателей за любой временной период происходит под влияниеммножества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль,требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение дляопределения основных направлений, поиска резервов повышения эффективностихозяйствования.
Факторы,влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам.
Так выделяют:внешние и внутренние факторы.
К внутреннимотносятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия ихарактеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторамотносятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, нонекоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли ирентабельности производства. В свою очередь внутренние факторы подразделяютсяна:
• производственные- отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса,участвующих в формировании
• прибыли(средства труда, предметы труда и сам труд),
• внепроизводственные- связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другимианалогичными видами деятельности предприятия.
По каждому изэтих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивнымотносятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например,изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использованияпо времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменностиоборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затратыматериалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивнымотносятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов илиспособствующих этому (например, повышение квалификации работников,производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессеосуществления производственной деятельности предприятия, связанной спроизводством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторынаходятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
1.2Формирование, распределение и использование прибыли
Валоваяприбыль — это общий объем прибыли предприятия.
На величину валовойприбыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих отпредпринимательской деятельности. К факторам роста прибыли, зависящим отдеятельности предприятий, относятся:
- рост объема производимойпродукции в соответствии с договорными условиями,
- снижение еесебестоимости,
- повышение качества иулучшение ассортимента,
- повышение эффективностииспользования производственных фондов,
- рост производительноститруда.
К факторам ростаприбыли, не зависящим от деятельности предприятий, относятся:
- изменения государственныхрегулируемых цен на реализуемую продукцию,
- влияние природных,географических, транспортных и технических условий на производство и реализациюпродукции и др.
Под влияниемвсех этих факторов складывается валовая прибыль предприятия. Валовая прибыльвключает:
1) Прибыль от реализациитоварной продукции — исчисляется путем вычета из общей суммы выручки отреализации этой продукции (работ, услуг)
2) НДС, акцизов и затрат на производствои реализацию продукции, включаемых в себестоимость;
3) Прибыль от реализациипрочей продукции и услуг нетоварного характера
4) (прибыль (убытки)подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и другиххозяйств, находящихся на балансе головного предприятия);
5) Прибыль от реализацииосновных средств и другого имущества;
6) Внереализованные доходыза минусом внереализованных расходов, т.е. результаты внереализационныхопераций (внереализационные доходы и расходы непосредственно не связаны спроизводством и реализацией продукции);
5) Прибыль(убытки) от реализации ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок.
Важнейшая рольприбыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяетнеобходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достовернаопределена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственнаядеятельность организации. Планируется прибыль раздельно по видам:
- от реализации товарнойпродукции,
- от реализации прочейпродукции и услуг нетоварного характера,
- от реализации основныхсредств и другого имущества,
- от внереализационныхдоходов и расходов.
В даннойработе рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарнойпродукции:
- метод прямого счета;
- аналитический метод;
- метод совмещенногорасчета.
- 1) Метод прямого счета:
Применяетсяпри небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается втом, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукциив соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.Расчет ведется по формуле:
П =(ВхЦ)-(ВхС),
где П — плановая прибыль;
В — выпуск товарнойпродукции в плановом периоде в натуральном выражении;
Ц- цена за единицу продукции(за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.
Расчетуприбыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции вплановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков годовойпродукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Метод прямогосчета не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и прибольшой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
2)Аналитическийметод планирования прибыли:
Применяетсяпри большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение кпрямому методу в целях его проверки и контроля.
Преимуществоэтого метода в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов наплановую прибыль.
В этом методеприбыль определяется по всей сравнимой продукции в целом.
Исчислениеприбыли аналитическим методом состоит из трех этапов:
а) определениебазовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетныйгод на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.
б) исчислениеобъема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года иопределение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности.
в) учетвлияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения)себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, измененияассортимента и цен.
При этомметоде прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. 3) Методсовмещенного расчета:
В этом методеприменяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарнойпродукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяетсяметодом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, какизменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен,выявляется с помощью аналитического метода.
Необходимоподчеркнуть, что при прямом методе плановая прибыль определяется как общаясумма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а прианалитическом методе выявляют как положительно, так и отрицательно влияющие наприбыль факторы.
Распределениеи использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающимкак покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходовроссийского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построентаким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективностипроизводства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.4
Рассмотрим,как корректируется валовая прибыль в процессе распределения. Валовая прибыльуменьшается на сумму:
• доходовот долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся в пределахРоссийского государства;
• дивидендов,полученных по акциям, принадлежащих данному предприятию, а также с доходов по государственнымценным бумагам РФ,
• субъектовРФ и органов местного самоуправления;
• доходовот сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества;
Затем валоваяприбыль уменьшается на сумму прибыли:
• от проведениямассовых концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах,вмещающих более 2000 человек;
• отработы казино, видеосалонов и использование игровых автоматов, от посредническихопераций и сделок.
Оставшаясяпосле этих корректировок валовая прибыль является объектом налогооблажения иименуется налогооблагаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налогна прибыль.
После уплатыналога остается чистая прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия ииспользующаяся им самостоятельно. Из прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством иучредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фондпотребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативыотчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самимпредприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальныефонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибылипроисходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумманераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.
Эта прибыльнаправляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала,на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходысоциального характера, а также на выплату дивидендов и доходов.
При этом под фондомнакопления понимаются средства, направленные на производственное развитиепредприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоениепроизводства новой продукции, на строительство и обновление основныхпроизводственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующихорганизациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительнымидокументами предприятия (на создание нового имущества предприятия).
За счетсредств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения напроизводственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счетсобственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходитпреобразование финансовых средств в имущественные ценности.
Фонднакопления уменьшается только при использовании его средств на погашениеубытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительныхфондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых вэксплуатацию объектов основных средств.
Под фондамипотребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятийпо социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрениюколлектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории,единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, неприводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фондпотребления складывается из двух частей: 1) фонд оплаты труда:
Фонд оплатытруда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения истимулирования работников предприятия. 2)выплаты из фонда социального развития:
Выплаты изфонда социального развития расходуются на проведение оздоровительныхмероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальноежилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели,предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
Резервныйфондпредназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временногоухудшения производственно — финансовых показателей. Он также служит длякомпенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства ипотребления продукции.
Для повышенияэффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли быладостигнута оптимальность в сумме отчислений. Распределение чистой прибылипозволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевыхисточников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации напривлечение дополнительных источников.
1.3Влияние налоговой политики на прибыль
В условияхрыночной экономики, существенно изменяются методы воздействия государства насоциально-экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующихэкономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становитсяналоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятногоразвития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкойнаправленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительноймере зависят темпы экономического роста.
Налоговаясистема является важным инструментом проводимой экономической реформы. Онадолжна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производстви, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни длянаселения.
Налогиявляются одним из наиболее эффективных инструментов косвенного регулированияэкономических процессов. Обоснованный, с учетом экономических реальностей,характеризующих текущую ситуацию, комплекс налоговых мер, способен оказатьсущественное влияние на экономическое поведение хозяйствующих субъектов,усиливать экономическую и инвестиционную активность.
Государственноерегулирование экономики посредством использования налоговых рычагов в первуюочередь должно быть направленно на обеспечение и поддержание сбалансированногороста, эффективное использование ресурсов, стимулирование инвестиционной и предпринимательскойактивности. Эффективной может считаться только та налоговая политика, котораястимулирует накопление и инвестиции.
Формированиеналоговой политики должны строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильностьналоговой системы;
- одинаковогоналогообложения производителей, независимо от отраслевой принадлежностипредприятия и формы собственности;
- одинаковыхусловий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве ипотребителей.
Средствомдостижения этих целей может стать существенное понижение совокупного уровняналогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов ипрогрессивности шкалы налогообложения. В этом случае воздействие напроизводство осуществлялось бы через изменение величины налоговой ставки исистему целевых налоговых льгот.
Осуществляемаяныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением, преждевсего за счет усиления налогового бремени предприятий решить проблемунаполнения бюджета. Такие меры, если и принесут успех, то только в оченьограниченном промежутке времени. В целом же подобная направленность налоговойстратегии представляется неперспективной.
Высокийуровень налогообложения неизбежно вызывает у предприятия стремление переложитьтяжесть налогового бремени на конечного потребителя, включив всю сумму налоговв цену товаров. В результате цена производителя (включающая в себя издержки,налоги и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов) нередкопревышает ту, которую может заплатить покупатель. Следствием увеличения ставоки массы, излагаемых государством налогов фактически всегда является усилениеинфляционных тенденций. Сейчас в Российской Федерации действует налоговаясистема, введенная в действие 1 января 1999 г — Часть 1 Налогового Кодекса РФ, и часть 2 НК РФ -Федеральный закон от 06 августа 2001 г. №110 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторыедругие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признанииутратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ оналогах и сборах» глава 25 НК РФ. В нормальных условиях налоги призваныформировать доходы государственного бюджета, будучи при этом эластичным рычагомвоздействия на поведение экономических и социальных структур, их хозяйственныесвязи и конкурентные отношения, производственные цели и потребительский выбор.
Основныезаконы регламентируют взимание платежей, как с юридических, так и с физическихлиц. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акцизы.
В настоящеевремя все предприятия уплачивают одинаковые налоги. Основным является налог наприбыль.
В связи спринятием Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ « О внесении изменений идополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также опризнании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательстваРФ о налогах и сборах», и с принятием главы 25 НК РФ, налог на прибыль с01.01.2002 года составляет -24%.
Предприятиеот прибыли уплачивает 8% в федеральный бюджет, 16% в региональный бюджет.
Прибылью всоответствии с Главой 25 НК РФ, ст.247 НК РФ признается полученный доход,уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом доходы подразделяютсяна две большие групп: доходы от реализации и внереализационные доходы.
Расходамипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Они подразделяютсяна расходы, связанные с реализацией и внереализационные расходы.
Предприятияотдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов,процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценнымбумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов идр.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплатыналога регламентируется специальными нормативными актами.
Результатанализа основных сегодняшних законодательных актов в области налогообложенияюридических и физических лиц подводят к выводу о необходимости срочной либерализациисуществующей налоговой системы и изменения приоритетов в налоговой политике.
В целом можноотметить, что налоговое регулирование в Российской Федерации находится настадии становления. В 2002 году произошли изменения в законодательстве налогообложения,была изменена ставка налога на прибыль — 24%.
Толькокомплексное использование налогов позволит оказать правильное воздействие нахозяйственные процессы и от того, насколько быстро и активно оно окажется впроцессе формирования Федеральных и региональных отношений будет зависетьстабилизация экономики и ее экономический рост.
Глава 2.Анализ формирования, распределения и использования прибыли ООО «Стройкомплект»
2.1 Анализдеятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности
Целью анализафинансового состояния фирмы является построение эффективной системы управленияфинансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей егодеятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.
Основноеназначение финансового анализа — удовлетворить информационные потребностидостаточно широкого круга лиц, имеющих отношение к предприятию. К нимотносятся: инвесторы, кредиторы, менеджеры предприятия, работники предприятия,поставщики, потребители (клиенты предприятия), общественные и государственныеорганизации.
Припроведении анализа стратегическими задачами разработки финансовой политикипредприятия являются:
• максимизацияприбыли предприятия,
• оптимизацияструктуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости,
• достижениепрозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников,инвесторов, кредиторов,
• обеспечениеинвестиционной привлекательности предприятия,
• созданиеэффективного механизма управления предприятием,
• использованиепредприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.
На основеданных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляетсявыработка почти всех направлений финансовой политики предприятия и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемыхуправленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит отприменяемой методике, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также откомпетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовойполитики.
Информационнойбазой для проведения углубленного финансового анализа служит: бухгалтерскийбаланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учетапредприятия.
Финансоваяотчетность — это система показателей, отражающих на отчетную дату имущественноеи финансовое положение предприятия, а также финансовые результаты егодеятельности за отчетный период. Основными документами, использующиеся прифинансовом анализе, являются:
1) Бухгалтерский баланс — форма № 1;
2) Отчет о прибылях иубытках — форма № 2;
Длянаглядного представления изменений, произошедших в основных статьях баланса,отчета о прибылях и отчета о денежных средствах, а также для помощи менеджерамв принятии решении в отношении того, каким образом продолжать своюдеятельность, служат горизонтальный и вертикальный анализ финансовойотчетности.
Горизонтальныйанализ — заключается в сопоставлении финансовых данных предприятия за два прошедшихпериода (года).
При этомпоследовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основнымстатьям баланса на начало и конец года. Затем в четвертой колонке вычисляетсяабсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонкеопределяется относительное изменение в процентах каждой статьи.
Вертикальныйанализ —позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущемсостоянии, а также проанализировать динамику этой структуры.
При этомобщую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализеотчета о прибыли) принимают за 100%, и каждую статью финансового отчетапредставляют в виде процентной доли от принятого базового значения.
2.2Технико-экономическая характеристика ООО «Самородок»
ПредприятиеООО «Самородок» зарегистрировалось в 1999г. Высшим органом управления обществаявляется собрание Учредителей. Общество раз в год проводит годовое собраниеУчредителей независимо от других собраний. Собрание созывается генеральнымдиректором общества, ревизионной комиссией или по требованию не менее 2участников. Собрание избирает из числа участников ревизионную комиссию дляконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
СобраниеУчредителей может в случае необходимости простым большинством голосов увеличитьили уменьшить Уставной капитал. Общество прекращается (ликвидируется):
— по решениюСобрания Учредителей;
- порешению суда, в случае неплатежеспособности или нарушения обществомдействующего законодательства.
Ликвидация иреорганизация общества осуществляется в порядке предусмотренном действующимзаконодательством. Имеющиеся у общества средства, в том числе от распродажиимущества, после расчетов по оплате труда, выполнения обязательств передкредиторами и бюджетом, распределяются между участниками. Разделение осуществляетсяпутем создания на основе одного общества новых самостоятельных юридических лиц,с разделением балансов и капиталов.
Допускается выделениеиз общества подразделений и образование нового юридического лица со своимбалансом и капиталом. Общество продолжает существовать с соответствующимиизменениями в активах и пассивах. Добровольная ликвидация Общества производитсяназначенной собранием участников ликвидационной комиссией, принудительная — вустановленном действующим законодательством порядке. При ликвидации обществообязано предоставить все данные по личному составу в архив местнойадминистрации. Общество создавалось в целях:
• участие вускоренном формировании товарного рынка;
• содействиенаиболее полному удовлетворению потребности народного хозяйства в товарах иуслугах;
• болееполное и эффективное использование местных сырьевых ресурсов, вторичного сырья;отходов производства;
• развитиепроизводства и создание рабочих мест;
• извлечениеприбыли.
Основныминаправлениями деятельности являются:
• ремонтно-строительныеи строительные работы;
• лесоповали последующая деревообработка, производство и продажа мебели;
• швейноепроизводство;
• производство,переработка и продажа сельскохозяйственной продукции;
• торгово-закупочнаяи посредническая деятельность;
• брокерскиеи аудиторские услуги предприятиям и организациям;
• оказаниемаркетинговых услуг;
• заготовка,выделка и реализация пушного и кожевенного сырья;
• ремонти обслуживание транспортных средств;
• осуществлениеблаготворительной деятельности;
• осуществлениедругих видов деятельности не запрещенных действующем законодательством.
Отдельныевиды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специальногоразрешения (лицензии) в случаях и порядке предусмотренном законодательством. Наданный момент численность ООО «Самородок» составляет 42 человека.
Учетнаяполитика ООО «Самородок» разработана в:
1. Соответствии сфедеральным законом «О бухгалтерском учете» №129- ФЗ от
2. 21.11.96г. (в редакции от29.07.98г.)
3. Положения побухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ
4. 1/98 от 09.12.98г.
Организационнаяструктура ООО «Самородок» представляет собой следующее:
Собраниеучредителей 2 человека.
Генеральныйдиректор 1 человек
Главныйинженер 1 человек
Начальникснабжения 1 человек
Прорабы 3человека
Главныйбухгалтер 1 человек
Бухгалтер –кассир 1 человек
2.3 Анализрезультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Самородок»
Перед тем какначать анализ результатов деятельности предприятия ООО «Самородок» необходимопроизвести анализ текущего состояния фирмы. Важнейшими источниками информациислужат Бухгалтерский баланс (форма №1), а также Отчет о прибылях и убытках(форма №2) (см. Приложение).
Чтобынаглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях балансапроведем горизонтальный и вертикальный анализ баланса.
Горизонтальныйанализ проведем без вычисления относительного изменения, т.к. эти вычисления невходят в задачи данной исследовательской работы.
Таблица 1
Горизонтальныйанализ баланса за 2005г.Баланс предприятия на 01.01.05 01.01.06 абсолют, изменен. относит, изменен. Актив 1.Внеоборотные активы Нематериальные активы 18 15 -3 Основные средства 751 1466 715 Незавершенное строительство 58 54 -4 Внеоборотные активы, всего 827 1535 708 2.Оборотные активы Запасы 1985 2949 964 НДС по приобретенным ценностям 4 1 -3 Дебиторская задолженность 1530 265 -1265 Денежные средства 765 68 -697 Оборотные активы, всего 4284 3283 -1001 Актив, всего 5111 4818 -293 Пассив 3.Собственный капитал Уставной капитал 30 30 - Добавочный капитал 260 260 - Нераспределенная прибыль 3459 3627 168 Собственный капитал, всего 3749 3917 168 4.Долгосрочные обязательства 0% 0% - 5.Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность 1362 901 -461 Краткосрочные обязательства, всего 1362 901 -461 Пассив, всего 5111 4818 -293 /> /> /> /> /> /> /> />
Представленныеданные позволяют сделать следующие выводы:
1) общая сумма активов уменьшиласьна 293, в то же время сумма обязательств также уменьшилась;
2) нераспределенная прибыльнезначительно увеличилась;
3) сумма оборотных средствпредприятия уменьшилась на 1001;
4) на фоне значительногоуменьшения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей уменьшиласьна 461.
Таблица 2
Горизонтальныйанализ баланса за 2006г.Баланс предприятия на 01.01.06 01.01.07 абсолют, изменен. относит, изменен. Актив 1.Внеоборотные активы Нематериальные активы 15 10 -5 Основные средства 1466 1293 -173 Незавершенное строительство 54 97 43 Внеоборотные активы, всего 1535 1400 -135 2.Оборотные активы Запасы 2949 2941 -8 НДС по приобретенным ценностям 1 1 - Дебиторская задолженность 265 695 430 Денежные средства 68 86 18 Оборотные активы, всего 3283 3723 440 Актив, всего 4818 5123 305 Пассив 3.Собственный капитал Уставной капитал 30 220 190 Добавочный капитал 260 260 - Нераспределенная прибыль 3627 3866 239 Собственный капитал, всего 3917 4346 429 4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0% 5.Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность 901 777 -124 Краткосрочные обязательства, всего 901 777 -124
Пассив, всего 4818 5123 305
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Представленныеданные позволяют сделать следующие выводы:
1) общая сумма активовувеличилась на 305, в то же время как сумма обязательств незначительноуменьшилась;
2) увеличение общей суммыактивов произошло исключительно за счет увеличения нераспределенной прибыли:компания не эмитировала новые финансовые инструменты, и не увеличивалазадолженности;
3) сумма оборотных средств предприятияувеличилась на 440. Это увеличение произошло главным образом за счетдебеторской задолженности;
4) на фоне значительногоувеличения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей уменьшиласьна 124.
Таблица 3
Горизонтальныйанализ баланса за 2007г.Баланс предприятия на 01.01.06 01.01.07 абсолют, изменен. относит, изменен. Актив 1.Внеоборотные активы Нематериальные активы 10 20 10 Основные средства 1293 1186 -107 Незавершенное строительство 97 130 33 Внеоборотные активы, всего 1400 1336 -64 2.Оборотные активы Запасы 2941 4145 1204 НДС по приобретенным ценностям 1 1 - Дебиторская задолженность 695 632 -63 Денежные средства 86 25 -61 Оборотные активы, всего 3723 4803 1080 Актив, всего 5123 6139 1016 Пассив 3.Собственный капитал Уставной капитал 220 220 - Добавочный капитал 260 260 - Нераспределенная прибыль 3866 4535 669 Собственный капитал, всего 4346 5015 669 4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0% 5.Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность 777 1124 347 Краткосрочные обязательства, всего 777 1124 347 Пассив, всего 5123 6139 1016 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Представленныеданные позволяют сделать следующие выводы:
1) общая сумма активовувеличилась на1016, в то же время сумма обязательств увеличилась;
2) увеличение общей суммы активовпроизошло за счет увеличения нераспределенной прибыли: компания не эмитировалановые финансовые инструменты, и не увеличивала задолженности;
3) сумма оборотных средствпредприятия увеличилась на 1080;
4) на фоне значительногоувеличения оборотных средств величина краткосрочных задолженностей увеличиласьна 347.
Теперь проанализируембаланс предприятия за 2006 и 2007г.г. методом вертикального анализа.
Таблица 4Вертикальный анализ баланса за 2005,2006,2007г.г.Баланс предприятия на 01.01.05 01.01.06. 01.01.06 01.01.07 01.01.06 01.01.07 Актив 1.Внеоборотные активы Нематериальные активы 0,35% 0,31% 0.31% 0.20% 0.20% 0.33% Основные средства 14,69% 30,42% 30.42% 25.24% 25.24% 19.32% Незавершенное строительство 1,13% 1,12% 1.12% 1.89% 1.89% 2.12% Внеоборотные активы, всего 16,17% 31,85% 31.85% 27.33% 27.33% 21.77% 2.Оборотные активы Запасы 38,84% 61,21% 61.21% 57.41% 57.41% 67.52% НДС по приобретенным ценностям 0,08% 0,02% 0.02% 0.02% 0.02% 0.02% Дебеторская задолженность 29,94% 5,5% 5.5% 13.57% 13.57% 10.29% Денежные средства 14,98% 1,41% 1.41% 1.68% 1.68% 0.41% Оборотные активы, всего 83,84% 68,14% 68.14% 72.68% 72.68% 78.24% Актив, всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% Пассив 3.Собственный капитал Уставной капитал 0,59% 0,62% 0.62% 4.29% 4.29% 3.58% Добавочный капитал 5,09% 5,4% 5.4% 5.08% 5.08% 4.24% Нераспределенная прибыль 67,68% 75,28% 75.28% 75.46% 75.46% 73.87% Собственный капитал, всего 73,36% 81,30% 81.30% 84.83% 84.83% 81.69% 4.Долгосрочные обязательства 0% 0% 0% 0% 0% 0% 5.Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность 26,65% 18,70% 18.70% 15.17% 15.17% 18.31% Краткосрочные обязательства, всего 26,65% 18,70% 18.70% 15.17% 15.17% 18.31% Пассив, всего 100% 100% 100% 100% 100% 100% /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Представленныеданные позволяют сделать следующие выводы:
1) Доля оборотных средств предприятиясоставляет больше половины активов предприятия, причем с каждым годом онавозрастает;
2) Доля основных средствуменьшается;
3) Доля краткосрочныхзадолжностей находится приблизительно на уровне одной шестой от величиныактивов предприятия и не претерпивает существенных изменений;
4) Собственный капиталпредприятия находится на уровне более 80% от общей суммы его пассивов, чтоговорит о низком уровне рискованности предприятия стать банкротом.
Теперьпроведу анализ деятельности предприятия с помощью финансовых коэффициентов за2005,2006,2007г.г.:
1) Коэффициентизменения валовых продаж — служит целям количественной характеристикиприращения объема продаж текущего периода по отношению к объему валовых продажпредыдущего периода.
Расчетведется по формуле:
(Выручка затекущий год — выручка за прошлый год) / (Выручка за прошлый год)
(14609-14277)/ 14277=0,02 (2005г.) (10457-14609) / 14609= -0,28 (2006г.) (13519-10457) /10457 =0,29(2007г.) В 2007г. объем продаж увеличился в сравнении с 2006г.
2) Показательвалового дохода — показывает какую долю валовый доход занимает в выручкепредприятия.
Расчетведется по формуле:
Валовый доход/ Выручка от реализации 2322/14609= 0,16(2005г.) 1549/ 10457=0,15(2006г.)2202/13519= 0,16 (2007г.)
В течении всегоисследуемого периода валовый доход находится примерно на одном уровне.
З Жоэффициентоперационной прибыли — показывает эффективность основной деятельностипредприятия вне связи с финансовыми операциями и нормами фискальногорегулирования, принятыми в стране.
Расчетведется по формуле:
Прибыль допроцентных платежей и налогооблажения / выручка от реализации
779/14609=0,05(2005г.)565/10457= 0,05(2006г.) 1017/13519 = 0,08(2007г.)
Т.к.коэффициент операционной прибыли в 2007г. увеличивается, то можно сказать, чтопроизводственная деятельность предприятия эффективна.
4)Коэффициентпроизводственной себестоимости реализованной продукции — являетсядополнением коэффициента валового дохода в том смысле, что эти два коэффициентав сумме должны составлять 100%.
Расчетведется по формуле: Себестоимость реализованной продукции / выручка отреализации
-12287 /14609= -0,84(2005г.)
-8908/10457=-0,85(2006г.)
-11317/13519= -0,84(2007г.)
5) Коэффициентоборачиваемости активов — показывает, какое количество вложенных активовнеобходимо для обеспечения данного уровня реализации продукции.
Расчетведется по формуле:
2* выручка отреализации / (активы всего на начало года + активы всего на конец года)
2*14609 /(5111+4818)=29218/9929= 2,94 (2005г.) 2*10457/(4818+5123)=20914/9941=2,10(2006г.) 2*13519/(5123+6139)=27038/11262=2,40(2007г.)
7)Коэффициентоборачиваемости дебиторской задолженности расчитывается по формуле:
2* выручка отреализации /(дебеторская задолженность на начало года + дебеторскаязадолженность на конец года)
2*14609/(1530+265)=29218/1795=16,28(2005г.)
2* 10457 /(265+695)=20914/ 960=21,79(2006г.)
2* 13519 /(695+632)= 27038 /1327=20,38(2007г.)
8) Коэффициентоборачиваемости кредиторской задолженности расчитывается по формуле:
2*материальные затраты / (кредиторская задолженность на начало года +кредиторская задолженность на конец года)
9) «Собственныеоборотные средства»(показатель ликвидности) показывают степеньплатежеспособности предприятия по краткосрочным долгам.
Расчитываютсяпо формуле:
Оборотныесредства- краткосрочная задолженность 4284- 1362=2922(2005г.)3283-901=2382(2006г.) 3723- 777=2946(2007г)
В 2007г.степень платежеспособности предприятия увеличилась на 564 в сравнении с 2006г.
10) Показателирентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибылии дохода предприятий. Основные показатели рентабельности можно объединить вследующие группы:
• рентабельностьпродукции, продаж — показывает, сколько прибыли приходится на единицуреализованной продукции;
• рентабельностьпроизводственных фондов;
• рентабельностьвложений в предприятия — показывает эффективность использования всего имуществапредприятия.
Расчет данныхпоказателей по предприятию представлен в таблице 5.
Таблица 5
Показателирентабельности продукции предприятия за 2005-2007г.г.Показатели Расчет 2005 2006 2007 Отклонения+/- стр. 2006г.от 2005 2007г.от 2006
1.выручка от реализации товаров,
работ, услуг(без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 010 14609 10457 13519 -4152 3062 2.прибыль от реализации 050 884 465 939 -419 474 3. балансовая прибыль 140 779 565 1017 -214 452 4.чистая прибыль 140-150 1390 891 1365 -499 474 Расчетные показатели (%) * 1.рентабельность всей реализо- 050 0,06 0,04 0,07 -0,02 0,03 ванной продукции 010 2.общая рентабельность 140 0,05 0,05 0,07 0,02 010 3.рентабельность продаж по чистой прибыли 140-140-150 0,10 0,09 0,10 -0,01 0,01 010
На основерасчетов можно сделать следующие выводы:
• Показательобщей рентабельности за отчетный период вырос с 0,05 в 2006 до 0,07 в 2007г.,т.е. в 1,4 раза.
• Показательрентабельности продаж от чистой прибыли также вырос с 0,09 в 2006 до 0,10 в2007г. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Такимобразом, в 2007г. на 1руб. реализованной продукции предприятие имело лишь0,1коп. чистой прибыли.
• Рентабельностьвсей реализованной продукции увеличилась на 0,03% и составила к концу 2007г.0,07%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации сталприносить на 0,03коп. больше прибыли от реализации.
Как видно извышесказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.
В таблице 6 представленыпоказатели для расчета рентабельности предприятия.
Таблица 6Показатели для расчета рентабельности предприятияпоказатели Код стр. 2005г. 2006г. 2007г. 1.прибыль балансовая 140(ф№2) 779 565 1017 2.прибыль чистая 140-150(ф№2) 1390 891 1365 3.собственные средства 490(ф№1) 3749 3917 4346 4.доходы от участия в других организациях 080(ф №2) 5.долгосрочные финансовые вложения 140(ф№1) 6.долгосрочные заемные средства 590(ф№1) - - -
На основеданных таблицы 6 можно сделать вывод о том, что если за 2006г. все показателирентабельности вложений упали по сравнению с 2005г., то в 2007г. произошлапротивоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.
Глава 3.Пути увеличения прибыли на ОООСамородок
3.1 Путиснижения непроизводственных расходов и потерь
Проведенныйанализ показывает, что ООО «Самородок» проводит большую работу по повышениюэффективности производства, выполнения работ.
В результатеэтого на предприятии за 2007 год получены следующие результаты:
1. Выручкаот реализации продукции (работ, услуг) составила 13519 тыс. руб.
2. Себестоимостьреализованной продукции —11317 тыс. руб.
3. Прибыль от реализации-939 тыс. руб.
4. Навеличину балансовой прибыли, которая составила 2202 тыс. руб. повлиялиувеличение прибыль от реализации продукции.
Какпоказывает анализ на ООО «Самородок» наблюдается повышение прибыли отреализации продукции. Так в 2006 году она составила 465 тыс. руб., а в 2007году — 939 тыс. руб.
На изменениеприбыли повлияли следующие факторы: себестоимость, разновидность выполняемыхработ, объем реализации. Широкая гамма выполняемых работ и услуг укрепляетпозиции ООО «Самородок» на рынке, расширяет объем оказываемых услуг.
Их данных анализарентабельности фирмы ООО «Самородок» видно, что прирост рентабельности за отчетныйпериод составляет 0,03%, т.к. увеличилась прибыль, которую предприятие имеет с каждогорубля реализованной продукции.
Для увеличенияположительного результата на фирме «Самородок» предлагается разработатьмероприятия обеспечивающие:
• Качествовыполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и строгое соблюдениезаключенных договоров на выполнение работ. Особо важно предприятию, найтизаказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ;
• Проведениемасштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, чтопредставляет собой особую форму вложения капитала;
• Повышениеэффективности деятельности предприятия по сбыту продукции.
• Преждевсего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотныхсредств, сокращению всех видов запасов, добиваться
• максимальнобыстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю;
• Улучшатьзаинтересованности выбора данного предприятия заказчи-ками работ;
• Увеличениеобъема производства выполняемых работ за счет более полного использованияпроизводственных мощностей предприятия;
• Сокращениезатрат на производство за счет повышения уровня производительности труда,экономичного использования сырья, материалов,
• топлива,электроэнергии, оборудования;
• Сокращениене производственных расходов и производственного брака;
• Применениесамых современных механизированных и автоматизированных средств для выполненияработ.
Выполнениеэтих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
3.2Совершенствование управления прибылью в условиях рыночной экономики
Прибыльдолжна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенноевоспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный периодрыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а врезультате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничествапредприятий на рынке. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времениуделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросыпотребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки оченьразнообразными по своей структуре.
Как жеупоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижениемпроизводственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратамипредприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена накаждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях незамедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено ввозможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличенияприбыли^ Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественныххарактеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.
Современноепроизводство должно соответствовать следующим параметрам:
1. Обладатьбольшой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так какнеспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречетпредприятие на банкротство.
2. Технологияпроизводства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формыконтроля, организации и разделения труда.
3. Требованияк качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнятьхорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, опредоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.
4. Резкоизменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастаетдоля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиальноновых подходов к управлению и организации производства, непосредственнокасается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место вразработке управления ею в рамках предприятия в целом.
Особойпроблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по поискузаказчика. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скоростидвижения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимальнобыстрого выполнения работ.
Осуществляятактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можнообеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ идоходов.
Заключение
По итогампроведенного исследования можно сделать следующие выводы: Прибыль — этообобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективностипроизводства, о благополучном финансовом состоянии.
Основнымпоказателем прибыли, используемым для оценки производственно-хозяйственнойдеятельности, выступает:
• балансоваяприбыль,
• прибыльот реализации выпускаемой продукции,
• валоваяприбыль,
• налогооблагаемаяприбыль,
• прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Важнейшаяроль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяетнеобходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверноопределена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственнаядеятельность организации.
Планируетсяприбыль раздельно по видам:
- от реализации товарнойпродукции,
- от реализации прочейпродукции и услуг нетоварного характера,
- от реализации основныхсредств и другого имущества,
- от внереализационныхдоходов и расходов.
В даннойработе рассмотренны основные способы планирования прибыли от реализациитоварной продукции:
1) Методпрямого счета:
Применяетсяпри небольшом ассортименте выпускаемой продукции.
2)Аналитическийметод планирования прибыли:
Применяетсяпри большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямомуметоду в целях его проверки и контроля.
3) Методсовмещенного расчета:
В этом методеприменяются элементы первого и второго способов.
Распределениеи использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающимкак покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходовроссийского государства. Валовая прибыль в процессе распределения уменьшается.
Оставшаясяваловая прибыль является объектом налогооблажения и именуется налогооблагаемойприбылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.
После уплатыналога остается чистая прибыль, находящаяся в полном распоряжении предприятия ииспользующаяся им самостоятельно. Из прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительнымидокументами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления,резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Распределение чистойприбыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, болеедешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходыорганизации на привлечение дополнительных источников. В условиях рыночнойэкономики, существенно изменяются методы воздействия государства насоциально-экономическое развитие. Одним из сильнейших рычагов, регулирующихэкономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становитсяналоговая система, которая строится так, чтобы отвечать принятым требованиямблагоприятного развития рыночной экономики.
Предприятиеот прибыли уплачивает 8% в федеральный бюджет, 16% в региональный бюджет иналог на прибыль 24%.
Предприятияотдельно от налога на прибыль уплачивают также налоги с доходов (дивидендов,процентов, полученных по акциям, облигациям, и иным, выпущенным в РФ ценнымбумагам, от долевого участия в других предприятиях, от казино, видеосалонов идр.). Ставки по доходам на вышеуказанные виды деятельности и порядок уплатыналога регламентируется специальными нормативными актами.
В процессеисследования был проведен финансовый анализ деятельности предприятия ООО«Самородок», зарегистрированного в 1999 году. Анализ состояния данногопредприятия позволил выявить следующие результаты: чистая выручка заанализируемый период увеличилась, а значит основная деятельность, радиосуществления которой было создано предприятие, за анализируемый период былаприбыльной; объемы дебиторской задолженности уменьшились, что свидетельствуетоб улучшении ситуации с оплатой продукции предприятия и о выборе подходящейполитики продаж; собственный капитал за анализируемый период увеличился, чтоспособствует росту финансовой устойчивости предприятия. Для дальнейшегоувеличения прибыли предприятию необходимо: качественно выполнять свою работу,периодически проводить переподготовку специалистов, применять самые современныемеханизированные и автоматизированные средства для выполнения работ; особоважно предприятию, найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужныхдля рынка работ; повышение эффективности деятельности предприятия по сбытупродукции; увеличение объема производства выполняемых работ за счет болееполного использования производственных мощностей предприятия; сокращение затратна производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичногоиспользования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования.
Выполнениеэтих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии.
Списоклитературы
1. Анализхозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В.А. М.: Финансы истатистика,2004. -4200с.
2. БалтаксаП.М., Кливец П.Г. Слагаемые эффективности: Из опыта промышленного предприятия.-М.: Экономика, 2005. -92с.
3. БогатинЮ.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. -М.:изд. стандартов,2005. -214с.
4. ВонебниковаН.В., Пяков М. Л. Учет финансовых результатов по оплате. //Бух. учет, 2003, №1
6. ГорбачеваЛ. А. Анализ прибыли и рентабельности. -М.: Экономика,2006. -95с.
7. ЛопатинаИ.М., Золкина З.К. Основы анализа финансового состояния предприятия: Учебноепособие. -Ярославль: ЯГУ, 2003. -66 с.
8. МазуровИ.И., Астапенко З.Н., Брылева М.Д. Лекции по анализу хозяйственнойдеятельности предприятий. -СПб.: Изд. СПбУЭФ, 2003 -72с.
10. Методыэкономического анализа в условиях реформы. // Под ред. Бариленко В.И. и др.-Саратов: Изд. Сарат. универ.,2004. -200с.
11. МухинС.А. Прибыль в новых условиях хозяйствования. -М.: Финансы и статистика,2003.-144с.
12. ПоисковВ. Финансовые проблемы стабилизации российской экономики. // РЭЖ, 2007, №1.
13. РезниковЛ. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий. //РЭЖ, 2003, №7.
14. СотниковаЛ.В. О формировании финансовых результатов. // Бух. учет, 1998,№1
15. Учетфинансовых результатов. // Бух. учет, 2006,№1
16. ЧечетаА.И. Информация о финансовых результатах и ее анализ // Финансы, 2003, №5, с.32-34.
17. ШереметА.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. -М.: Экономика,2003. -210с.
18. ШиряеваР. Финансовое состояние промышленности. // Экономист, 2004, №31, с. 49-57.
19. БланкИ.А. Финансовый менеджмент: учебный курс. — К.: Ника- Центр, 2004, -210с.
20.Финансы: Учебник /В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов. — М.,: Финансы и статистика, 2005. — 398 с.21.Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Шохина. — М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2002. — 408 с. 22.Анализ и диагностика финансово — хозяйственной деятельностипредприятия. — Т.Б. Бердникова — М: Инфра, 2002
23. Совершенствование финансовойналоговой системы — Логинов В, Новицкий Н. — М: Экономист, 2005
Приложение1
Бухгалтерскийбаланс За период с 01 января2005г. по 31.12.2005актив Код показат На начало отчет.года На конец отчет, года 1.внеоборотные активы Нематериал.активы ПО 18 15 Основные средства 120 751 1466 Незавершенное строительство 130 58 54 Доходные вложения в материальные ценности 135 Долгосрочные финансовые вложения 140 Отложенные налоговые активы 145 Прочие внеоборотные активы 150 Итого по разделу 1 190 827 1535 2.оборотные активы запасы 210 1985 2949 в т. ч. сырье, материалы и другие аналог, ценности 211 275 788 Животные на выращивании и откорме 212 37 85 Затраты в незавершенном произв. 213 22 181 Гот.продукция и товары для перепродажи 214 1641 1851 Товары отгруженные 215 Расходы будущих периодов 216 2 36 Прочие запасы и затраты 217 8 8 НДС по приобретенным ценостям 220 4 1 Дебеторская задолж.(платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отч. даты 230 67 85 В т.ч. покупатели и заказчики 231 Дебеторская задолж. (платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отч. даты 240 1463 180 В т.ч. покупатели и заказчики 241 42 158 Краткосрочные фин. вложения 250 Денежные средства 260 765 68 Прочие оборот активы 270 Итого по разделу 2 290 4284 3283 баланс 300 5111 4818 Пассив 2.Капитал и резервы Уставной капитал 410 30 30 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 Добавочный капитил 420 260 260 Резервный капитал 430 В т.ч. резервы, образован, в соответствии с законод. 431 Резервы, образов. в соотв. с учредит документами 432 Нераспределенная прибыль 470 3459 3627 Итого по разделу 3 490 3749 3917 Долгосрочные обязательства Займы и кредиты 510 Отложенные налоговые обязательства 515 Прочие долгосроч. обязат. 520 Итого по разделу 4 590 5.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 Кредиторская задолженность 620 1362 901 в т.ч. поставщики и подрядчики 621 1124 609 Задолженность перед персоналом организации 622 24 16 Задолженность перед гос.органами внебюджетн. фондами 623 Задолж-сть по налогам и сборам 624 212 126 Прочие кредиторы 625 2 150 Задолж-сть перед учасиниками по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 Итого по разделу 5 690 1362 901 баланс 700 5111 4818 /> /> /> /> />
Приложение2
Отчет оприбылях и убытках За период с 01 января 2005 г. по 31.12.2005Показатель Код За отчетный За аналогич. период период
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей) 010 14609 14277 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 -12287 -10558 Валовая прибыль 029 2322 3719 Коммерческие расходы 030 -1184 -995 Управленческие расходы 040 -254 -162 Прибыль(убыток)от продаж 050 884 2562
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 Доходы от участия в других организациях 080 Прочие операционные доходы 090 Прочие операционные расходы 100 Внереализационные доходы 120 303 116 Внереализационные расходы 130 -408 -143 Прибыль(убыток)до налогообла-жения 140 779 2535 Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязательства 142 Текущий налог на прибыь 150 -611 -591 Чистая прибыль(убыток) отчетного периода 190 168 1944
Приложение3
Бухгалтерскийбаланс За период с 01 января2006г. по 31.12.2006актив Код показат На начало отчет.года На конец отчет, года 1.внеоборотные активы Нематериал.активы ПО 15 10 Основные средства 120 1466 1293 Незавершенное строительство 130 54 97 Доходные вложения в материальные ценности 135 Долгосрочные фин вложения 140 Отложенные налоговые активы 145 Прочие внеоборотные активы 150 Итого по разделу 1 190 1535 1400 2.оборотные активы запасы 210 2949 2941 в т. ч. сырье, материалы и другие аналог, ценности 211 788 1871 Животные на выращивании и откорме 212 85 173 Затраты в незавершенном произв. 213 181 1 Гот.продукция и товары для перепродажи 214 1851 847 Товары отгруженные 215 Расходы будущих периодов 216 36 41 Прочие запасы и затраты 217 8 8 НДС по приобретенным ценостям 220 1 1 Дебеторская задолж.(платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отч. даты 230 85 85 В т.ч. покупатели и заказчики 231 Дебеторская задолж.(платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отч. даты 240 180 610 в т.ч. покупатели и заказчики 241 158 91 Краткосрочные фин. вложения 250 Денежные средства 260 68 86 Прочие оборот активы 270 Итого по разделу 2 290 3283 3723 баланс 300 4818 5123 Пассив 2.Капитал и резервы Уставной капитал 410 30 220 Собственные акции, выкуп ленные у акционеров 411 Добавочный капитил 420 260 260 Резервный капитал 430 В т.ч. резервы, образован, в соответствии с законод. 431 Резервы, образов. в соотв. с учредит документами 432 Нераспределенная прибыль 470 3627 3866 Итого по разделу 3 490 3917 4346 Долгосрочные обязательства Займы и кредиты 510 Отложенные налоговые обязательства 515 Прочие долгосроч. обязат. 520 Итого по разделу 4 590 5.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 Кредиторская задолженность 620 901 777 в т.ч. поставщики и подрядчики 621 609 605 Задолженность перед персоналом организации 622 16 25 Задолженность перед гос.органами внебюджетн. фондами 623 Задолж-сть по налогам и сборам 624 126 145 Прочие кредиторы 625 150 2 Задолж-сть перед учасиниками по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 Итого по разделу 5 690 901 777 баланс 700 4818 5123
Приложение4
Отчет оприбылях и убытках За период с 01 января 2006 г. по 31.12.2006Показатель Код За отчетный За аналогич. период период Доходы и расходы по обычным 010 10457 14609 видам деятельности Выручка(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей) Себестоимость проданных товаров, 020 -8908 -12287 продукции, работ, услуг Валовая прибыль 029 1549 2322 Коммерческие расходы 030 -742 -1184 Управленческие расходы 040 -342 -254 Прибыль(убыток)от продаж 050 465 884 Прочие доходы и расходы 060 Проценты к получению Проценты к уплате 070 Доходы от участия в других 080 организациях Прочие операционные доходы 090 Прочие операционные расходы 100 Внереализационные доходы 120 338 303 Внереализационные расходы 130 -238 -408 Прибыль(убыток)до налогообла- 140 565 779 жения Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязатель- 142 ства Текущий налог на прибыь 150 -326 -611 Чистая прибыль(убыток) отчет- 190 239 168 ного периода
Приложение5
Бухгалтерскийбаланс За период с 01 января2007г. по 31.12.2007актив Код показат На начало отчет.года На конец отчет, года
1.внеоборотные активы
Нематериал, активы ПО 10 20
Основные средства 120 1293 1186
Незавершенное строительство 130 97 130
Доходные вложения в материальные ценности 135
Долгосрочные финансовые вложения 140
Отложенные налоговые активы 145
Прочие внеоборотные активы 150
Итого по разделу 1 190 1400 1336
2.оборотные активы запасы 210 2941 4145
в т. ч. сырье, материалы и другие аналог, ценности 211 1871 2329
Животные на выращивании и откорме 212 173 293
Затраты в незавершенном произв. 213 1 575
Гот.продукция и товары для перепродажи 214 847 916
Товары отгруженные 215
Расходы будущих периодов 216 41 24
Прочие запасы и затраты 217 8 8
НДС по приобретенным ценостям 220 1 1
Дебеторская задолж. (платежи по которой ожидаются более чем через 12 мес. после отч. даты 230 85 36
В т.ч. покупатели и заказчики 231
Дебеторская задолж.(платежи по которой ожидаются в течении 12 мес. после отч. даты 240 610 596
в т.ч. покупатели изаказчики 241 91 89
Краткосрочные фин. вложения 250
Денежные средства 260 86 25
Прочие оборот активы 270
Итого по разделу 2 290 3723 4803
баланс 300 5123 6139
Пассив 2.Капитал и резервы Уставной капитал 410 220 220 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 Добавочный капитил 420 260 260 Резервный капитал 430 В т.ч. резервы, образован, в соответствии с законод. 431 Резервы, образов. в соотв. с учредит документами 432 Нераспределенная прибыль 470 3866 4535 Итого по разделу 3 490 4346 5015 Долгосрочные обязательства Займы и кредиты 510 Отложенные налоговые обязательства 515 Прочие долгосроч. обязат. 520 Итого по разделу 4 590 5.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 Кредиторская задолженность 620 777 1124 в т.ч. поставщики и подрядчики 621 605 1014 Задолженность перед персоналом организации 622 25 36 Задолженность перед гос.органами внебюджетн. фондами 623 Задолж-сть по налогам и сборам 624 145 72 Прочие кредиторы 625 2 2 Задолж-сть перед учасиниками по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 Итого по разделу 5 690 777 1124 баланс 700 5123 6139 /> /> /> /> /> /> /> />
Приложение6
Отчет оприбылях и убытках За период с 01 января 2007г. по 31.12.2007Показатель Кд За отчетный За аналогич. период период Доходы и расходы по обычным 010 13519 10457 видам деятельности Выручка(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязат. платежей) Себестоимость проданных товаров, 020 -11317 -8908 продукции, работ, услуг Валовая прибыль 029 2202 1549 Коммерческие расходы 030 -837 -742 Управленческие расходы 040 -426 -342 Прибыль(убыток)от продаж 050 939 465 Прочие доходы и расходы 060 Проценты к получению Проценты к уплате 070 Доходы от участия в других 080 организациях Прочие доходы 090 177 338 Прочие расходы 100 -99 -238 Прибыль(убыток)до налогообла- 140 1017 565 жения Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязатель- 142 ства Текущий налог на прибыь 150 -348 -326 Чистая прибыль(убыток) отчет- 190 669 239 ного периода