Реферат по предмету "Государство и право"


Процедура наблюдения при банкротстве

Процедуранаблюдения при банкротстве
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятиеи признаки несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие несостоятельности(банкротства)
1.2 Признаки несостоятельности(банкротства)
2. АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ
3. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражных судах
4. Процедура наблюдения прибанкротстве
5. Особенности банкротстваотдельных категорий должников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
библиография
ВВЕДЕНИЕ
Институтнесостоятельности (банкротства) — относительно новый для отечественной системыправового регулирования и практики предпринимательских отношений. С учетом егозначения для современной российской экономики и перспектив ее развития каждомухозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да ивсем гражданам полезно знать историю, теорию и современные правовые проблемынесостоятельности (банкротства).
Несостоятельность,банкротство, неплатежеспособность — явления одного порядка, характеризующиекрайне неблагополучное положение хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающиеполностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участияпредпринимателей в рыночных отношениях. Юридическая суть несостоятельностибанкротства состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состояниивыполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные нанего в силу сложившихся обстоятельств.
Процедура наблюдения вделе о банкротстве является нововведением для российского законодательства,регламентирующего вопросы несостоятельности (банкротства) субъектовхозяйственной деятельности. Основная цель данной процедуры — принятие комплексамер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа егофинансово-экономического и хозяйственного состояния, установление размеразадолженности перед кредиторами.
Определение понятия«наблюдение» дано в ст.2 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)»: наблюдение — процедурабанкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судомзаявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имуществадолжника и проведения анализа его финансового состояния.
Осуществляет наблюдениевременный управляющий. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судомзаявления о признании должника банкротом.
В отличие от такихпроцедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировоесоглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах обанкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел обанкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда, кромеслучаев, рассмотренных ниже.
1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) 1.1 Понятие несостоятельности (банкротства)
Центральное место всистеме правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимаетФедеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нашей странеэто уже третий закон за последние 14 лет. Кроме того, в системузаконодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25февраля 1999г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитныхорганизаций». Возможно, он будет отменен в связи с введением в действиезакона о банкротстве финансовых организаций (кредитных, страховых,профессиональных участников рынка ценных бумаг), принятие которогопредусмотрено ст. 40 Закона о банкротстве.
В отечественномзаконодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защитулишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран.
Российскоезаконодательство о банкротстве является в целом «нейтральным»,поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняютсянормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересамкредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника —юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. Вто же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплатештрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление кдолжнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства.Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнегоуправления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Несостоятельность(банкротство) — этопризнанная арбитражным судом неспособность должника в полном объемеудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротство — это непросто установление определенного фактического состояния должника, это нетолько основание принудительной ликвидации компании или прекращениядеятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство— это довольно длительный судебный процесс, который направлен на спасениепредприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу егоимущества.
Банкротами могут быть икоммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческихорганизаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарногопредприятия, основанного на праве оперативного управления (казенногопредприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут бытьпризнаны учреждения, политические партии и религиозные организации.
Что касается граждан, тона сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только вотношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычныхфизических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиямст. 25 ГК РФ, предусматривающей несостоятельность только индивидуальныхпредпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесениясоответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ. 1.2 Признаки несостоятельности(банкротства)
Для определения признаковбанкротства используются два основных критерия: неоплатность инеплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательствпревысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможностиоплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однакоприменение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам длявозбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматьсяпредставлением доказательств превышения обязательств должника над его активами.Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может бытьзатруднительным. Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатностиприменяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может бытьпризнан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплатызадолженности.
Для должников —юридических лиц установлен один признак банкротства: обязательства передкредиторами не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда их следовалоисполнить. Для должников — граждан в силу установления критерия неоплатностидолгов предусмотрены одновременно два таких признака: обязательства неисполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, исумма обязательств превышает стоимость принадлежащего гражданину имущества.
2.АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ
Организуют и проводятсобрания кредиторов арбитражные управляющие.
К исключительнойкомпетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие впроцессе банкротства. Оно принимает решения о целесообразности введениявнешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, опорядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов, овыборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный судкандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т.д.
Взаимоотношения междудолжником и его кредитором на каждой стадии банкротства являются опосредованными,так как между ними находится фигура арбитражного управляющего. Деятельностьгражданина в качестве арбитражного управляющего является индивидуальнойпредпринимательской деятельностью. При осуществлении своих профессиональныхфункций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни сдолжником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в этомкачестве.
Арбитражный управляющий входе всего процесса банкротства должен занимать нейтральную позицию вотношениях должника и кредиторов; иными словами, он не может быть заинтересованв разрешении дела в пользу той или иной стороны. Следовательно, арбитражнымиуправляющими назначаются лица, которые не являются заинтересованными поотношению к должнику и кредиторам.
К кандидатуре арбитражногоуправляющего законодательством установлен ряд требований. Арбитражнымуправляющим может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшееобразование и наличие не менее 2 лет стажа руководящей работы в совокупности.Кандидат на должность арбитражного управляющего должен сдать теоретическийэкзамен по программе подготовки арбитражного управляющего, а также пройти6-месячную стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего.
Еще одно обязательноетребование — членство в одной из некоммерческих саморегулируемых организацийарбитражных управляющих. Такие организации должны иметь в своем составе какминимум 100 управляющих, каждый из которых делает взнос в компенсационный фондв размере не менее 50 тыс. руб., что можно считать своеобразным «имущественнымцензом».
После назначенияуправляющий обязан застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 млн.руб. на срок не менее одного года.
Естественно, арбитражныйуправляющий работает не на общественных началах, и возникает вопрос, как правильноопределить размер его вознаграждения. В прежние годы наблюдалась существеннаяразница в средних размерах вознаграждения по различным регионам страны. Поэтомузаконодательством был установлен минимальный размер вознаграждения арбитражногоуправляющего на уровне 10 тыс. руб.
Вознаграждение заосуществление полномочий арбитражного управляющего устанавливается собраниемкредиторов и утверждается арбитражным судом. Оно выплачивается за счет средствдолжника и относится к внеочередным требованиям, т.е. тем, которые должны бытьоплачены еще до начала расчетов с кредиторами первой очереди.
Кредиторы могутустанавливать как дополнительные требования к кандидатуре арбитражногоуправляющего, так и дополнительное вознаграждение ему из своих собственныхсредств. Среди дополнительных требований можно назвать не просто высшееобразование, а скажем, высшее экономическое, юридическое или соответствующеесфере деятельности должника. Зачастую кредиторов интересует не просто стажруководящей работы арбитражного управляющего, а определенное количествопроцедур банкротства, которые он уже провел ранее.
Кредиторы, обращаясь варбитражный суд, указывают в своем заявлении наименование и адрессаморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержденуправляющий. Единый государственный реестр арбитражных управляющих ведет внастоящее время Федеральная регистрационная служба. Данная организация позапросу суда представляет список своих членов, согласившихся стать управляющимидолжника. В этом списке следует указать три кандидатуры, расположенные впорядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражногоуправляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этимтребованиям — с учетом их профессиональных качеств.
Должник и заявитель(кредитор) вправе немотивированно отвести по одной кандидатуре; оставшийсякандидат будет назначен управляющим должника. Если отводов не было, то судназначает управляющим кандидата, занимающего более высокую позицию.
При введении последующихпроцедур банкротства кандидатуру управляющего предлагает собрание кредиторов.При этом временный управляющий может быть назначен административным и т.д. Еслисобрание кредиторов не назначило очередного арбитражного управляющего, тонеобходимо вновь сделать запрос в саморегулируемую организацию.
В зависимости от стадиибанкротства меняются функции арбитражного управляющего, а также его название.Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, финансовое оздоровлениеконтролирует административный управляющий, внешнее управление осуществляетвнешний управляющий и, наконец, на конкурсном производстве работает конкурсныйуправляющий.
3. Разбирательстводел о банкротстве в арбитражных судах
В Федеральном законешироко представлены процессуальные нормы, регулирующие рассмотрение дел обанкротстве арбитражными судами.
Федеральный закон уточнилвведенные его предшественником две категории лиц, привлекаемых кразбирательству дел. Первая категория — лица, участвующие в деле о банкротстве.Сейчас дан их исчерпывающий перечень: должник; арбитражный управляющий;конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительнойвласти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местногосамоуправления по тресту нахождения должника в случаях, предусмотренныхФедеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения процедурыфинансового оздоровления. Вторая категория — лица, участвующие в арбитражномпроцессе по делу о банкротстве: представитель работников должника; представительсобственника имущества должника — унитарного предприятия; представительучредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов илипредставитель комитета кредиторов; иные лица в случаях, предусмотренныхАрбитражным процессуальным кодексом и Федеральным законом.
В основу классификации,очевидно, положены интересы и соответственно роль перечисленных выше лиц врассмотрении дела о банкротстве. Лица первой категории имеют ярко выраженныесамостоятельные интересы во всем деле, эти лица объективно более активны в нем,их полномочия подробно изложены в Федеральном законе.
Что касается лиц второйкатегории, то их интересы производны от главного предмета разбирательства —банкротства и в значительной мере зависимы от лиц первой категории: представительсобственника имущества должника — унитарного предприятия находится в «тени»должника, интересы представителя работников должника ограничиваются возможнымидля работников негативными последствиями признания должника банкротом — потерейзаработной платы, рабочих мест и т. п.
При всей значимостивведенной градации вряд ли можно, однако, признать закрепленный в Федеральномзаконе соответствующий понятийный аппарат вполне совершенным. И взаконотворчестве, и в правореализации, и при изучении законодательства обанкротстве необходимо иметь понятие, которое бы объединяло обе категории лиц водно родовое понятие. В данном учебнике в качестве такового используетсяпонятие «лица, причастные к банкротству (причастные к банкротству лица)».Кроме того, вызывает возражение незавершенность градации лиц второй категории.Их перечень остался открытым, что неизбежно породит некоторые трудности и спорыпри отнесении причастных к банкротству лиц к этой категории.
Новым в Федеральномзаконе является официальное закрепление представительства в деле о банкротстве.Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей иорганизаций, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве, или лицами,участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве, могут выступатьлюбые дееспособные граждане, имеющие надлежащим образом оформленные полномочияна ведение дела о банкротстве, в том числе аудиторы, оценщики, экономисты ииные специалисты.
Основанием возбужденияпроизводства по делу о банкротстве служит заявление о признании должникабанкротом, поданное в арбитражный суд лицом, имеющим на это право (см. выше). ВФедеральном законе подробно сформулированы требования к форме, содержанию иреквизитам заявлений. Покажем это на наиболее типичном и распространенном примере— заявлении конкурсного кредитора (ст. 39).
Заявление подается варбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора — юридического лицаподписывается его руководителем или представителем, а заявлениекредитора-гражданина — этим гражданином или его представителем. В заявлении, вчастности, должны быть указаны: размер требований конкурсного кредитора кдолжнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов,пени); обязательство должника перед конкурсным кредитором, из которого возниклотребование, а также срок его исполнения; вступившее в законную силу решениесуда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требованияконкурсного кредитора к должнику; доказательства направления (предъявления кисполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копиидолжнику; наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членовкоторой должен быть утвержден временный управляющий; размер вознагражденияарбитражного управляющего; перечень прилагаемых к заявлению кредиторадокументов. Конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указатьпрофессиональные требования к кандидатуре временного управляющего. Конкурсныйкредитор обязан направить копию заявления кредитора должнику.
Заявление конкурсногокредитора может быть основано на объединенной задолженности по различнымобязательствам. Конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования кдолжнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявлениеподписывается кредиторами, объединившими свои требования.
Прилагаемые к исковомузаявлению документы подразделяются на две группы. Первую составляют те, которыепредусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Их перечень приведен вст. 104 АПК РФ. Это документы, подтверждающие: уплату государственной пошлины вустановленных порядке и размере; направление копии заявления должнику и другимлицам, участвующим в деле; обстоятельства, на которых истец основывает своитребования; и некоторые другие.
Во вторую группу входятдокументы, названные в Федеральном законе, в частности подтверждающиеобязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размерзадолженности по указанным обязательствам (ст. 40).
При изучении ст. 39—41Федерального закона особое внимание следует обратить на принципиально новоеположение о том, что до постановки вопроса о банкротстве должника, неисполнившего денежное обязательство, конкурсные кредиторы, уполномоченныеорганы должны сначала в общеисковом порядке обратиться в суд с соответствующимитребованиями к должнику и попытаться исполнить решение суда через службусудебных приставов, о чем представляют доказательства в арбитражный суд.
Здесь особую важностьимеют два обстоятельства.
Во-первых, ст. 7Федерального закона установила новое правило: право на обращение в арбитражныйсуд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежнымобязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления кисполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копиидолжнику; право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченногооргана по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решенияналогового, таможенного органа.
Во-вторых, длявозбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также позаявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются вовнимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда,арбитражного суда, третейского суда, а требования уполномоченных органов обуплате обязательных платежей — если они подтверждены решением налогового,таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Суть последних измененийФедерального закона в установлении особенностей банкротства хозяйствующихсубъектов, использующих в своей деятельности сведения, составляющиегосударственную тайну. В частности, по таким делам: арбитражным управляющимвправе быть только лицо, имеющее доступ к сведениям, составляющимгосударственную тайну, соответственно, и саморегулируемая организация при направлениив арбитражный суд списка кандидатур арбитражных управляющих обязанаодновременно предоставить информацию о наличии у кандидатов допуска кгосударственной тайне; в заявлении должника о банкротстве указывается формадопуска к государственной тайне руководителя должника, а к заявлениюприлагается документ, подтверждающий это; в число лиц, участвующих варбитражном процессе, входит представитель федерального органа исполнительнойвласти в области обеспечения безопасности.
Коренным образом измененпорядок, регулирующий начало движения в арбитражном суде заявления о признаниидолжника банкротом. Федеральный закон 1998г. строго различал две даты: времяпоступления заявления в арбитражный суд, исчисляемое датой его регистрации всуде, и время принятия заявления, определяемое моментом вынесения судьейарбитражного суда определения о принятии этого заявления. Такое определениевыносилось не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления варбитражный суд. С момента принятия заявления официально вводилась самая перваяпроцедура банкротства — наблюдение, что влекло важные правовые последствия,связанные с ограничением прав должника.
Столь упрощенный допримитивизма порядок возбуждения дел о банкротстве вызывал особо ожесточеннуюкритику. Он позволял вовлечь хозяйствующего субъекта в процесс банкротства безего ведома, без установления сумм непогашенных им денежных требований иобязательных платежей и, что особенно важно, без предоставления ему правазащититься от предъявляемых претензий. Показательно, что никаких контактовмежду арбитражным судом и должником при возбуждении дела о банкротстве непредполагалось — все делалось исходя лишь из информации, предоставляемойкредитором. Только после получения определения о принятии судом заявления, чтонередко бывало совершенно неожиданным для должника, когда уже стали «работать»ограничения, связанные с возбуждением дела, и наступили иные неблагоприятныедля него последствия, должник обязывался в пятидневный срок направить варбитражный суд отзыв на такое заявление.
Такие процедуры открытиясудебного процесса о банкротстве имели по крайней мере два крайненеблагоприятных последствия. Во-первых, позволяя подвергать должника стольжесткой карательной мере, как процедура банкротства, лишь по одностороннемутребованию заинтересованных лиц — кредиторов, действующее законодательствосоздавало самые благоприятные предпосылки для разного рода злоупотреблений состороны кредиторов, передачи суду ложных сведений об их взаимоотношениях сдолжником, способствуя тем самым необоснованному возбуждению дела о банкротстведолжника. Во-вторых, законодательство, обязывая арбитражные судыскоропалительно, без предварительной подготовки возбуждать дела о банкротстве,с одной стороны, по сути снимало с арбитражных судей ответственность занеобоснованное возбуждение дел, а с другой, оставляя их на этой исходной стадиипроцесса о банкротстве «один на один» с кредиторами, создавалоусловия для противоправного сговора между ними и иных проявлений коррупции.
При любой оценке правовойситуации с момента начала процедур банкротства нельзя не констатировать того,что она разрешалась в пользу кредиторов. Законодатель заведомо ставил должникапри отстаивании своих прав и интересов в явно неравноправное положение поотношению к кредиторам. Отрицательную позицию по этому поводу высказалКонституционный Суд РФ в постановлении от 12 марта 2001г. № 4-П по делу опроверке конституционности ряда положений Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)», ст. 49 Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также ст. 106,160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области,жалобами граждан и юридических лиц.
Достоинство Федеральногозакона состоит в том, что он по времени и по содержанию отделил принятиезаявления и введение процедуры наблюдения. О принятии заявления о признаниидолжника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чемчерез пять дней с даты поступления заявления в арбитражный суд. В определенииуказываются саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражныйсуд утверждает временного управляющего (далее — заявленная саморегулируемаяорганизация), и дата рассмотрения обоснованности требований заявителя кдолжнику, если иное не установлено самим Федеральным законом. Арбитражный суднаправляет определение о принятии заявления о признании должника банкротомзаявителю, должнику, в регулирующий орган, заявленную саморегулируемуюорганизацию. Последняя вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве,делать выписки из них, снимать копии. В определении арбитражного суда,направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются требованияк кандидатуре временного управляющего.
В принятии заявленияможет быть отказано, а поданное заявление — возвращено. Судья арбитражного судаотказывает в принятии заявления при нарушении хотя бы одного из условийбанкротства: а) если требования к должнику — юридическому лицу в совокупностисоставляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику, являющемуся гражданином, — неменее 10 тыс. руб. и б) указанные требования не погашены в течение трехмесяцев. Заявления возвращаются арбитражным судом при их несоответствиитребуемым форме, содержанию и реквизитам и в случае отсутствия при нихнеобходимых приложений.
В соответствии сФедеральным законом 1999г. может быть принято заявление и возбуждено дело обанкротстве кредитной организации только после отзыва у нее лицензии БанкаРоссии на осуществление банковских операций.
4. Процедура наблюдения при банкротстве
Хозяйствующий субъектсчитается банкротом, если неспособен удовлетворять требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Приэтом сумма долга юридического лица должна составлять не менее 100 тыс. руб.
Дела о банкротстверассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в арбитражный суд сзаявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсныйкредитор, уполномоченные государственные органы (налоговые органы, пенсионныйфонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальногострахования).
При рассмотрении дела обанкротстве должника — хозяйствующего субъекта применяются следующие процедурыбанкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление;конкурсное производство; мировое соглашение.
Процедуры, применяемые вотношении должника, представляют собой предусмотренную законодательствомсовокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановлениеплатежеспособности должника или его ликвидацию. Процедуры банкротства можноклассифицировать по различным основаниям.
Во-первых, они могут бытьсудебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация.Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемыесобственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями(участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждениябанкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовоеоздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение,а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношенииликвидируемого и отсутствующего должников.
Во-вторых, названные процедурыможно подразделить в зависимости от того, кто является должником — юридическоелицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то вотношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнегоуправления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторамиприменяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского(фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.
В-третьих, критериемклассификации может служить цель провождения, назначение той или инойпроцедуры. Если процедура осуществляется ради восстановления платежеспособностидолжника, значит, она реорганизационная (финансовое оздоровление, внешнееуправление). Если же нацелена на соразмерное удовлетворение требованийкредиторов — ликвидационная (конкурсное производство, упрощенные процедуры).Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировоесоглашение.
Наблюдение — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имуществадолжника, проведения анализа финансового состояния должника, составленияреестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение- особая процедура, проведение которой регламентируется нормами ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».
Основнаяцель наблюдения — достижение баланса интересов должника и кредиторов в период,когда, с одной стороны, о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошоизвестно (при этом назначена дата предстоящего судебного разбирательства), а сдругой — определенные судебные мероприятия еще не начались. Сбалансироватьинтересы сторон в этот период крайне сложно по следующим причинам.Недобросовестный должник имеет время, в течение которого он может в ущербкредиторам распорядиться активами, то есть к моменту рассмотрения делаимущества у должника не останется. Защититься кредитор может только однимспособом — заявить в суд о необходимости применения ареста имущества (в томчисле банковских счетов) должника в целях обеспечения своего требования. Однакоарест — крайняя и весьма опасная мера, так как приводит к блокированиюдеятельности должника и как следствие к невозможности восстановления егоплатежеспособности. Недобросовестные кредиторы могут этим воспользоваться,добившись наложения ареста на имущество должника и тем самым фактическиспровоцировав ухудшение его платежеспособности и ликвидацию (и такие случаи впрактике применения закона «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» 1992г., не предусматривавшего наблюдения, были весьмараспространены).
Безприменения некоей особой процедуры сбалансировать интересы должника икредиторов невозможно. Суть наблюдения в том, что на предприятие назначаетсяособый субъект — временный управляющий, который контролирует деятельностьдолжника, с тем чтобы руководство должника не смогло распорядиться активами вущерб кредиторам, а кредиторы не имели оснований требовать ареста имуществадолжника.
Закон«О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. устанавливал, что этап наблюдения начинается с момента принятия судом заявления о банкротстведолжника и длится до первого заседания арбитражного суда по данному делу. Этоположение Закона 1998 г. (ст. 56) признано не соответствующим Конституции РФ ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 12 марта 2001г. N 4-П. В результате наблюдениестало вводиться не в момент принятия заявления, а позже, на специальномзаседании суда, цель которого — проверить обоснованность требований кредиторов. Причиной такой позиции Конституционного Суда РФ стало большоечисло случаев, когда недобросовестный кредитор заявлял о банкротстве должника,основывая свое требование, например, на несуществующем либо исполненномдолжником обязательстве либо даже на подложных документах. В результатепрактически сразу на предприятие приходил управляющий (действующий в интересахкредитора и связанных с ним субъектов), получавший доступ к любой документациидолжника и имеющий полномочие сообщить иным кредиторам о необходимостипредъявить требования для целей участия в первом собрании кредиторов.Соответственно, к моменту рассмотрения дела судом кредиторы уже заявляли своитребования, поэтому, даже если требования заявителя признавалисьнеобоснованными, производство по делу о банкротстве уже не могло бытьостановлено.
Согласно ст. 7 ФЗ обанкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признаниидолжника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченныеорганы. Заявления названных лиц должны соответствовать требованиям ст. 37—41 ФЗо банкротстве.
Порядок введения даннойпроцедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела обанкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдениевводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом,наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованноститребований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация овведении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в «Российскойгазете».
Судебное заседание попроверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чемчерез 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения опринятии заявления о признании должника банкротом. Должник в течение 10 дней сдаты получения определения о принятии заявления кредитора или заявленияуполномоченного органа о признании должника банкротом вправе направить варбитражный суд, а также конкурсному кредитору или в уполномоченный орган(заявителям) отзыв на такое заявление. В отзыве должника, направляемом варбитражный суд, заявителю, указываются, в частности: имеющиеся у должникавозражения относительно требований заявителя; общая сумма задолженностидолжника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника,обязательным платежам; сведения о всех счетах должника в кредитныхорганизациях; доказательства необоснованности требований заявителя в случае ихналичия.
О времени и местесудебного заседания судья арбитражного суда уведомляет лицо, направившеезаявление о признании должника банкротом, а также должника, заявленнуюсаморегулируемую организацию и регулирующий орган, неявка которых непрепятствует рассмотрению вопроса о введении наблюдения. По результатамрассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный судвыносит одно из следующих определений: о признании требований заявителяобоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и обоставлении заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и опрекращении производства по делу о банкротстве. Указанные определения могутбыть обжалованы.
В определенииарбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:признание требований заявителя обоснованными и введение наблюдения; утверждениевременного управляющего; размер вознаграждения временного управляющего иисточник его выплаты. В случае, если при вынесении определения о введениинаблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего,арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса обутверждении временного управляющего на срок не более 15 дней с даты вынесенияопределения о введении наблюдения.
С этого момента арбитражныйсуд, с одной стороны, и причастные к банкротству лица — с другой, начинаютдействовать параллельно, но скоординированно и взаимосвязанно в направленииобщей цели, с достижением которой период наблюдения оканчивается. Конечная цельодна — создать все предпосылки для вынесения арбитражным судом законного иобоснованного акта по принятому заявлению.
Причастные к банкротствулица (прежде всего лица, участвующие в деле о банкротстве: должник, конкурсныекредиторы и др.) далеко не всегда имеют совпадающие друг с другом взгляды нато, какой акт надлежит принять арбитражному суду по заявлению о признаниидолжника банкротом. Помочь достижению ясности в этом вопросе и призваныправовые нормы Федерального закона.
С даты вынесенияарбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности,следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и обуплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на датувведения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдениемустановленного Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным свзысканием с должника денежных средств; запрещаются удовлетворение требованийучредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника всвязи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должникомразмещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещаетсявыплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам. В целяхобеспечения наступления указанных последствий определение арбитражного суда овведении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, скоторыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общейюрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и егофилиалов и представительств, в уполномоченные органы.
В период проведениянаблюдения ограничивается правосубъектностъ должника. Введение наблюдения неявляется основанием для отстранения руководителя должника и иных органовуправления. Однако они осуществляют свои полномочия с определеннымиограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только ссогласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, заисключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки,связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либокосвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет болеепяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введениянаблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачейпоручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также сучреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управлениядолжника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о созданиифилиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из составаучредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах,холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.
Сточки зрения экономической наблюдение — процедура пассивная, поскольку втечение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственнуюдеятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше.Вмешательство внешнего субъекта — временного управляющего — минимально: оннаблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам длякредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашиватьсогласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершатькакие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образомвмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одна цель временногоуправляющего — изучить финансовое состояние должника, с тем чтобы к окончаниюпериода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальныхперспектив восстановления финансового состояния.
Невсегда возможно утверждение временного управляющего вместе с введениемнаблюдения: во-первых, в силу закона по заявлению руководителя должника, когданаблюдение вводится при приеме заявления; во-вторых, на основании п. 3 ст. 49ФЗ о банкротстве в случае, если при вынесении определения о введении наблюденияневозможно определить кандидатуру арбитражного управляющего, суд выноситопределение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении кандидатурыуправляющего, но не более пятнадцати дней с даты вынесения определения овведении наблюдения. На практике в таком порядке утверждаются кандидатурыарбитражных управляющих по многим делам. Временные управляющие не утверждаютсяодновременно с процедурой наблюдения в связи с непредставлениемсаморегулирующими организациями арбитражных управляющих, рекомендуемых дляутверждения.
По ходатайству временногоуправляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника отдолжности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случаеисполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенноепредставителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органомлибо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия— на одного из работников должника.
Как уже было сказано,одна из целей наблюдения — анализ финансового состояния должника. Он проводитсядля того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества дляпокрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражнымуправляющим, а также возможность или невозможность восстановленияплатежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализафинансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризацииимущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющихгосударственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения овозможности или невозможности восстановления платежеспособности должника,обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Для целей участия впервом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования кдолжнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введениинаблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность еговосстановления Законом о банкротстве не предусмотрена. Требования кредиторовнаправляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложениемсудебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность.Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда,которое может быть обжаловано.
Временный управляющийопределяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этомвсех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителяработников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собраниикредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней додаты окончания наблюдения.
К компетенции первогособрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введениифинансового оздоровления, нынешнего управления; об обращении в арбитражный судс ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства; образование комитета кредиторов, определение его количественногосостава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определениетребований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсногоуправляющих; определение саморегулируемой организации, которая должнапредставить кандидатуры управляющих.
По общему правилуарбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выноситопределение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либопринимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство поделу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решенийпроцедура наблюдения прекращается.
5. Особенности банкротства отдельных категорийдолжников
Градообразующиеорганизации. Градообразующие организации —наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание иразвитие крупных государственных предприятий. После строительства крупногопромышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт и,естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом женаселенном пункте. Понятие градообразующей организации установлено в нашемзаконодательстве только применительно к процедуре несостоятельности, — это организация,численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителейданного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям счисленностью работников более 5 тыс. человек.
Процедуры финансовогооздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся подпоручительство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальногообразования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится приусловии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.
Сельскохозяйственныеорганизации. К ним относятся организации, длякоторых производство, переработка сельскохозяйственной продукции составляют 50%от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецкимартелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% отобщей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении сельскохозяйственныхорганизаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное правопокупки имущества должника имеют другие сельскохозяйственные организации,владеющие прилегающими земельными участками.
Финансовыеорганизации. Это кредитные организации, страховые компании,профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностейбанкротства финансовых организаций можно назвать следующие. Дело о банкротствекредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ еелицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. Приэтом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики —физические лица.
Кредитная организация ужене может выполнить обязательства перед другими кредиторами.
Банкротствоиндивидуального предпринимателя. Основаниемдля признания индивидуального предпринимателя банкротом является егонеспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей
Упрощенныепроцедуры банкротства. Упрощеннаяпроцедура банкротства ликвидируемого должника применяется, если после принятиярешения о ликвидации юридического лица оказывается, что не хватает имуществадля исполнения требований всех его кредиторов. В этом случае председательликвидационной комиссии должен подать в арбитражный суд заявление о признанииюридического лица банкротом. Упрощенный порядок банкротства заключается в том,что в отношении должника применяется только одна процедура — конкурсноепроизводство.
Еще одной упрощеннойпроцедурой считается банкротство отсутствующего должник. Должник (гражданин илируководитель юридического лица) признается отсутствующим, если он фактическипрекратил свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения непредставляется возможным. Положения об отсутствующем должнике применяются и ещев двух случаях: если имущество должника — юридического лица заведомо непозволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если втечение последних 12 месяцев не проводились операции по банковским счетамдолжника. Возможно также наличие иных признаков, свидетельствующих оботсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Если впоследствии будетобнаружено имущество отсутствующего должника, арбитражный суд может походатайству конкурсного управляющего вынести определение о прекращенииупрощенной процедуры банкротства и переходе к обычным процедурам,предусмотренным законом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для отечественной системыправового регулирования и практики предпринимательских отношений настоящеговремени институт несостоятельности (банкротства) является относительно новым.
Слова «неплатежеспособность»,«несостоятельность», «банкротство», вошедшие в лексиконроссиян, — явления одного порядка, характеризующие крайне неблагополучноеположение хозяйствующего субъекта, хотя и не тождественные по своемусодержанию. Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, чтохозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить обязательства,взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихсяобстоятельств. Не будет ошибочным утверждение, что несостоятельность(банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленныйрезультат функционирования рыночных отношений.
Законодательство обанкротстве является важной составляющей законодательной базы рыночнойэкономики либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечиваетгарантии как отечественным, так и иностранным инвесторам, что в конечном счетеспособствует экономическому развитию страны в целом.
Существует несколькопроцедур, применяемых в отношении должника, представляющих собойпредусмотренную законодательством совокупность юридических и фактическихдействий, направленных на восстановление
платежеспособности должникаили его ликвидацию.
К числу судебных процедуротносятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсноепроизводство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства,применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.
Наблюдение — процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имуществадолжника, проведения анализа финансового состояния должника, составленияреестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Отсюда следует вывод, чтокаждое государство устанавливает свои особые правила, упорядочивающие отношенияпо поводу банкротства предпринимателей. Роднит же все государства чрезвычайновысокий динамизм этого законодательства, частый его пересмотр, непрерывныйпоиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенныхкредиторов, общества и государства.
библиография
1. Вестник ВАС РФ.1993. № 8.
2. Ершова И. -В Предпринимательское право: учебник.3-е изд. М.: Юриспруденция, 2005.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право. Изд. 4-е.- М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
4. Информационноеписьмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
5. Информационноеписьмо Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г
6. ПостановлениеПленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практикиприменения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“.
7. ПостановлениеПрезидиума ВАС РФ от 21 декабря 2004 г. № 10929/04.
8. Правилапроведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражныхуправляющих, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. № 308.
9. Предпринимательское право: Практический курс. — М.:Юристъ, 2007.
10. Российскоепредпринимательское право: учеб. / Д. Г. Алексеева… — М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2006.
11. Согласно п. 6 ст.231 Закона о банкротстве до определения Правительством РФ официального издания,в котором в соответствии со ст. 28 настоящего Закона подлежат опубликованиюсведения по вопросам, связанным с банкротством, указанные сведения подлежатопубликованию в „Российской газете“.
12. Хозяйственное(предпринимательское) право. — М.: Норма,2007.
13. Щенникова Л. Банкротство в гражданском правеРоссии: традиции и перспективы // Российская юстиция. 1998. № 10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.