Реферат по предмету "Экономика"


Основные черты рыночного ценообразования

Содержание
1.Теоретическая часть
Введение1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночномуценообразованию1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования отцентрализованного установления цен
1.3Экономические функции цены
1.4Методологические вопросы ценообразования
Заключение
2.Практическая часть
Задача1
Задача2
Задача3
Списокиспользуемой литературы

 
Введение
Цена являетсяэкономической формой, в которой сфокусированные экономические отношениярыночной экономики производства (предложения) и потребления (спросу) любоготовара. Она есть «нервом» экономики, важнейшим звеном рыночного механизма. Безее экономического обоснования невозможно нормальное функционированиехозяйничающих субъектов и целых отраслей и обеспечения социальнойсправедливости в обществе.
Цена — денежная оценкатовара, который отображает его потребительские свойства (полезность), расходына его производство и другие параметры ценового и неценового порядка; денежноевыражение потребительской стоимости и стоимости товара.
Цена предопределяет всюсистему противоречий, связанных с проблемами рынка, воплощает все противоречияэкономических интересов, их согласования, гармоничное сочетание. В нейзаложенные условия производства и потребления. Цена влияет на эффективность иявляется инструментом, с помощью которого оценивают результаты деятельностихозяйничающих субъектов и их материальное вознаграждение. Она является стимуломтруда и экономии расходов при одновременном повышении качества создаваемых благи услуг.
В то же время ценаявляется информационным сигналом, который хозяйничающие субъекты получают впроцессе покупки-продажи товаров относительно признания общественной полезностиих труда. То есть цена — это информация о связи между стоимостью ипотребительской стоимостью товара. Она также указывает, от чего необходимоотказаться, чтобы получить желаемые товары и услуги, принуждает покупателейучитывать цену альтернативных благ, когда принимаются решение о способеиспользования собственного ограниченного дохода.

 1.1 Стоимостныеосновы цены и переход к рыночному ценообразованию
Цены и ценообразованиеявляются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложнаяэкономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемыразвития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится кпроизводству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию,распределению и использованию ВВП и национального дохода.
Существуют две основныетеории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает егостоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собойсумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определеннойполезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара. [8,стр. 357]
В отличие от цены,ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар илиуслугу. Имеют место в основном две системы ценообразования:
1) централизованное,которое предполагает формирование цен государственными органами на основеиздержек производства и обращения и
2) рыночное, основанноена базе взаимодействия спроса и предложения.
Наиболеепоследовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с егоучением об абстрактном трудекакобъективной субстанциистоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеетстоимость и цену.
Стоимость — этовоплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а толькосоответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости иинтенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то этоделает все товары качественно однородными, а, следовательно, сопоставимыми исоизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становитсякачественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономическойтеории такой труд принято называть абстрактным.
Таким образом,отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в нихвеличин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорцииобмена товарами (или купли-продажи).
Что же касается ценытовара, то она есть денежное выражениеегостоимости. Ценаотдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайныхрыночных факторов.
Таким образом, теорияМаркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различаястоимость и цену.
Другая концепция объясняет ценутовара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использованияпроизводственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит нестолько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затратпокупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной,для определения которой оценка покупателя более значима, чем затратыпроизводителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нетнеобходимости.
В итоге спор междуизложенными концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара –«предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезностьтовара «функцией» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция»полезности товара?
Современнаяэкономическая теория не оставляет надежды синтезировать оба подхода кценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и«субъективность» (полезность) товара [1, стр. 437].
Однако бесспорнымявляется положение о том, что количественное определение затрат на производствои реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью иреальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, чтообъективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношенийпроисходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных сосуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов,полученных от их продажи.
Фирмы, необеспечивающие такие условия, разоряются и гибнут, а их место занимают другиефирмы, которые имеют более низкие затраты на производство и реализацию товаров.Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществлениянормального процесса воспроизводства.
Кстати сказать,генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомендует использоватьследующее определение нормальной стоимости: «нормальная стоимость понимаетсякак стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения,покрываемая в ходе обычных торговых операций плюс разумная прибыль и общиерасходы».
Построение рыночногохозяйства требует решительного преодоления многих теоретических иметодологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практикехозяйствования, в том числе и в области ценообразования. Прежде всегонеобходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального характера, взависимости от которой находятся другие вопросы, связанные с теорией,методологией и практикой ценообразования.
В экономическойлитературе имеется много определений понятия рынка. И это естественно. Дело втом, что рынок – явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное.
Наиболее полным иточным представляется следующее определение. Рынок – это устойчивые,постоянно воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые,экономические, технологические и др.) между субъектами рыночных отношений, нообязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежныхотношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех другихсоставляющих сферы обращения товаров [3, стр. 126].
Рынок выступаетосновной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий:финансов, кредита, заработной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта системастоимостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизводства.
Рыночные отношениямогут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, например: набазаре, в деловом офисе, по телефону, на бирже и т.д. Когда на рынкеустанавливается равновесие между спросом и предложением, то результатом этогоэкономического процесса является цена.
На рынке встречаютсяпродавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы.
Продавцы имеют цельпродать свои товары и при этом получить по возможности как можно большую цену иприбыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с одним и тем женамерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели, в свою очередь,заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностьюи низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляетсячерез цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса ипредложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является темкомпромиссом, который достигается между продавцом и покупателем.
Таким образом, рынок –это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов ипокупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены.
Рынок можно выразитьследующей элементарной схемой [7, стр. 47]:

/>
Рис. 1. Схема рынка
Из представленной схемыможно сделать такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место врыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавцаи покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Ценообразование,являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не толькогибким инструментом, но и важным рычагом управления.
Рынок и цена –категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным являетсярынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношенияпроявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок.Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений истоимостных категорий.
В рыночном хозяйствеважную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмыценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он является одним изрегуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одногосектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. Этот «перелив»осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежныхотношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функцияцены как критерия рационального размещения производства.
В плановой экономикепри единой государственной собственности регулирование экономики осуществляетсячерез закон планомерного развития и централизованное планирование. Вследствиеэтого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязаны к плану,подчинены его выполнению.
По мере переходаобщества к рыночной экономике центральной фигурой на рынке становитсяпредприятие-собственник, которое самостоятельно, с полной экономическойответственностью за свои действия принимает производственно-экономические идругие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где и какогокачества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать своюпродукцию и т.д. Это значит, что в условиях рыночных отношений трудовые,материальные и финансовые ресурсы предприятия, являясь частью совокупныхресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством,а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономическиепоследствия решений, принимаемых предприятием, полностью отражаются на конечныхрезультатах его деятельности; государство за это не отвечает, так как оно непринимает решений о включении предприятия в общественное воспроизводство.
В рыночной экономике имеетсямного механизмов регулирования деятельности предприятия, но что принципиальноважно – все они базируются на использовании экономических методов, которыесоздают условия для заинтересованности предприятия следовать за потребностямиобщества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества,государства.
Как уже отмечалось, вусловиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется вчисле других законов и законом стоимости, который действует через механизм цени ценообразования. Здесь нет планового установления цен, часто допускающеговолевые решения в этой области, искажающего реальное представление о положениидел в экономике. Поэтому развитие рыночного ценообразования требуетпринципиально иных подходов к формированию цен и модели цены.

 1.2Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установленияцен
Коренное отличиерыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том,что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства,не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, подвоздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений [2, стр. 112].Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательноформируются на рынке.
Поэтому нашипредставления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономическихкатегориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынкепроисходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимостьих получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Это принципиальноетеоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось внашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередкопрактика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считаютобщественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке ибудут признаны товарами со стороны покупателей, т.е. задолго до того, как затратына их производство получат общественное признание. Этому во многомспособствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превышениеспроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такаяпрактика явно противоречит современным представлениям экономической теории орыночной экономике.
Основное принципиальноеотличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также втом, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) ихсобственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолеваетсяотчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органыв зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать ирегулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношенииподавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования,государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногдаустанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путемосуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы неустанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемыеразличными собственниками.
Таким образом,предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам итарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только вотдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственнымценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукциюпредприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также натовары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенностьотдельных категорий граждан.
Поэтому в периодперехода к рынку, в условиях смешанной (многоукладной) экономики, рыночныймеханизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться смеханизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров.Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовыватьцели и приоритеты экономического и социального развития и формироватьсоответствующие пропорции.
Механизмценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, ихдинамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов –стратегического и тактического [4, стр. 257].
Стратегический факторвыражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постояннопроисходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.
Тактический фактор проявляется в том,что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Неотъемлемым и весьмаважным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могутбыть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создаетмонополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в производстве.
Монополиягосударственной собственности во многих отраслях выступает главным препятствиемна пути перелива ресурсов непосредственно через предприятия под влияниеммеханизмов закона стоимости и ценообразования.
Поэтому возникла остраяпотребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделанозаконодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности ипризнания их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механизмыпо-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственностина уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.
Мощным двигателемрыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед,используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизмценообразования. Конкуренция является своеобразным экзаменом дляпредпринимателя на совершенство его производства, на жизнестойкость ивыживаемость.Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизмстимулирования постоянного и всестороннего совершенствования производства,механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного иотстающего.
Поэтому не случайно вантимонопольном законодательстве западных стран посягательство на честную конкуренциюсчитается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное;создать ее – значит создать рынок.
Принятый в РоссийскойФедерации Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народномхозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предпринимательскойдеятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя спроявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании кпокупателю.
Рыночный механизмценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции иликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовалоптимизации их структуры, а также структуры потребления.
Органическим элементампланового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабоучитывает экономические интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Дляобеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальноеудорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживатьсоответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивноназначаемые цены не могут служить для этих целей.
Отсутствие рыночногомеханизма ценообразования не предотвращает инфляцию в плановой экономике.Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. Припереходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен.
Таким образом,директивное ценообразование вызывает в экономике целый ряд дестабилизирующихпротиворечий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажениюинтересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики отконечного потребителя.
Цены, которые вусловиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными(свободными) ценами [6, стр. 206]. Идея договорного рыночного ценообразованиязаключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров,пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость иоперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономикастановится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественныхпотребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются посоглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшимэлементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве.
Воздействие системысвободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, вовремени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса ипредложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. Вэтой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию вдинамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементовсоциально-экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод:свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе совсеми другими элементами, составляющими рыночную экономику.
Быстрый рост цен вусловиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынкатоваров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падаетнадежность планирования на уровне отдельного предприятия или фирмы и нарушаютсяпропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.
В результате из-затого, что появляется легкая возможность получить дополнительную прибыль,обусловленную не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличениювыпуска продукции в натуральном выражении. В условиях, инфляции это провоцируетдальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.
Поэтому быстрое иодновременное распространение свободного ценообразования на основную массупродукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублениюэкономического кризиса. Таким образом, одновременный переход по всем товарам насвободное ценообразование экономически и политически не был оправдан. Следовалобы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост,проводя активную антиинфляционную политику.
Для того, чтобы процессперехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных ценнаходился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращениюпроизводства, нужны следующие условия [10, стр. 197]:
1) реальнаяхозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать взаключении договоров о ценах;
2) отсутствие дефицитатоваров, переводимых на реализациюпосвободным ценам;
3) отсутствие монополиитоваропроизводителей;
4) структурнаяперестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсияоборонного комплекса;
5) обеспечение единогоэкономического пространства в рамках государства;
6) юридическизакрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.
При отсутствииперечисленных условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен,либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственноерегулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимыморганизовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, этонаиболее приемлемый способ реализации политики в области свободногоценообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет добитьсяпрекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулыдля товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а нецен.
В условияхбыстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучениерыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактикиценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализаобщей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономическихпроцессов.
Учитывая всевозрастающее для нашей экономики значение развития мирохозяйственных связей,система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировыхцен.
В условиях взаимнойэкономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большуюактуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственныхсоглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которыхсодержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том,что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаяхпроизводят по договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших,взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом врубли по согласованному курсу.
В ряде соглашений,заключенных Россией с государствами СНГ, предусмотрена также необходимостьпроведения согласованной политики в области ценообразования.
Чтобы предупредить ростцен за счет необоснованного включения затрат в себестоимость, следуетиспользовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимостипродукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен информациейо применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющихвзаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие видыпродукции.

 1.3 Экономические функциицены
Функция являетсявнешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубиннойсущности экономической категории.
1. Учетная функцияцены, или функция учета и измерения затрат общественноготруда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражениемстоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретнойпотребности в той или иной продукции [8, стр. 218]. Цена измеряет, сколькозатрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. наизготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. Вконечном счете цена показывает не только величину совокупных издержекпроизводства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Однако в условияхрыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержекили цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего нарынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторовзначительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенныхзатрат, их общественной значимости происходит только на рынке, принепосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результатестолкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получитьбольшую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован вминимальной цене покупки.
Поэтому окончательнаяцена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получитьизготовитель товара.
Цена выступаетэкономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самыхразличных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объемпроизведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ееизделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена даетвозможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствамтовары и услуги, исходя из затрат труда.
В этой функции ценавыступает одним из главных показателей эффективности производства, служиториентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночныхотношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
2. Стимулирующаяфункция цены. Сущность ее выражается в поощрительноми сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видовтоваров [5, стр. 307]. Цена оказывает стимулирующее воздействие напроизводителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в нейприбыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличениюили сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителейособенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают своюпродукцию.
Стимулированиеосуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок косновной цене.
Стимулирующая функцияхарактерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгоднореализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которыеобеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможностистимулирования процессов воспроизводства с помощью действующего в Россиимеханизма ценообразования довольно эффективны.
Важное значение имеетстимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается вразработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, ворганизации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новыхизделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительностьтруда, осуществлять экономию материальных ресурсов.
В настоящее время вусловиях переходного для России периода задачей первостепенной важностиявляется стимулирование производства конкурентоспособных товаров как длявнутреннего, так и для внешнего рынков.
3. Распределительнаяфункция цены связана с возможностью отклонения ценыот стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит втом, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределениенационального (чистого) дохода между [1, стр. 217]:
отраслями экономики;
различными формамисобственности;
регионами страны;
фондом накопления ифондом потребления;
различными социальнымигруппами населения.
Распределительнаяфункция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группытоваров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованногочистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней наобщегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другиесоциальные задачи общества.
С помощью ценыосуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем ипотребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно этафункция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлениицены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца,и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавецсоответственно получает увеличенные доходы.
В качестве средстваперераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако они – неединственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесьиграют финансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышенияжизненного уровня определенной категории населения эффективнее всегоиспользовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата,пенсии, пособия), или ставки налоговых платежей. Использование цен в данномслучае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает всенаселение.
4. Функциясбалансирования спроса и предложения выражается в том, чточерез цены осуществляется связь между производством и потреблением,предложением и спросом [6, стр. 94].
В условиях рыночныхотношений цена в этой функции как бы выполняет роль стихийного регулятораобщественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихсяспросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпускатоваров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.
Спрос выражаетпотребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у неговозможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратнойзависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. Припрочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня ценна них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем,следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличиваетсяс уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров,цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможналишь при снижении цен.
Предложениехарактеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров,представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых кпродаже, и наоборот. В современных российских условиях имеет место следующийпарадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производствосокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.
Таким образом, уравновешивающуюфункцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличениепредложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.
По мере становлениярыночных структур и развития конкуренции, по мере достижения сбалансированностимежду спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться толькоулучшением качества и расширением ассортимента товаров.
С развитием рыночныхотношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будетвсе более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен натовары в рыночном хозяйстве.
5. Функция цены как критериярационального размещения производства по мере переходастраны к рыночной экономике также будет получать вес более полное развитие.Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокойприбыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой ивнутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая [10, стр. 269].Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействиемзаконов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферудеятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал.Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всехрыночных факторов, в том числе и цен.
Однако в условияхроссийской экономики, при значительном монополизме производителей и весьмаслабо развитой конкуренции переток капиталов из одной сферы экономики в другуюпока еще крайне ограничен.
В настоящее времякапиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность,где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтомупредприниматели использованию своих капиталов на развитие производствапродукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случаекапиталы приобретают форму торгового капитала. В этой сфере деятельности имеетместо довольно сильная конкуренция между различного рода концернами,объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров.
Вложение же капиталов впроизводственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производстваи в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.
Все названные функциицены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступаютв противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функциюсбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производстватоваров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль(при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в своюочередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае,когда предложение превышает спрос.
Распределительнаяфункция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рациональногоразмещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторыэкономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и гдескладывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция ценынередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями,особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функциейсбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях подвоздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется отиздержек производства и реализации.
В хозяйственной жизнивзаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бываютзначительно более сложными и многообразными, что должно стать объектомисследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

 1.4 Методологическиевопросы ценообразования
Методологияценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов: разработкаконцепции ценообразования, определение и обоснование цен, формирование системыцен, управление ценообразованием [3, стр. 137].
Методология едина длявсех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формированияцен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены.Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующейв экономике страны.
Но нельзя ставить знакравенства между методологией и методикой. Они существенно отличаются друг отдруга: на основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, аметодики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализацииэтой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики – это составныеэлементы методологии, которые объединяют целый ряд методов формирования цен.Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методикаучета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Существующиеметодики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групппродукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности иразличия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Такимобразом, методики являются первым важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составнымэлементом методологии являются принципы ценообразования. Принципыценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применениясоответствующих методов (методик).
Следовательно, принципыи методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
При переходе к рынкуметодология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможнымпостепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватнойрыночным отношениям.
Принципыценообразования – это постоянно действующие основныеположения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципамиценообразования являются [7, стр. 48]:
научность обоснованияцен;
целевая направленностьцен;
непрерывность процессаценообразования;
единство процессаценообразования и контроля за соблюдением цен.
1. Принцип научностиобоснования цен состоит в необходимости познания иучета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночнойэкономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование ценбазируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, атакже действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявитьтенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек,спроса, качества товаров и др.
Научность обоснованияцен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процессаустановления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всегоэкономической.
2. Принцип целевойнаправленности цен состоит в четком определенииприоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться спомощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемыцелевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения еекачества. С этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенныйпериод времени допускается установление цен на принципиально новые видыпродукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль.
Целевые приоритеты ицелевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
3. Принципнепрерывности процесса ценообразования проявляется вследующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукцияпроходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, вдействующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием спроизводства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночныхотношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все болеединамичным.
4. Принцип единствапроцесса ценообразования и контроля за соблюдением ценсостоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контрольраспространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которымосуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услугипредприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта ит.д.
Такой контроль осуществляетсяи по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цельконтроля – проверка правильности применения установленных законодательством,общих для всех принципов и правил ценообразования.
В случае нарушениядисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаютсяадминистративные и экономические санкции (штрафы и др.).
Различают два видаконтроля:
1. Государственный,осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными ирегиональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такойконтроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качествутоваров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и наместах.
2. Общественный,проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом озащите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю заценами со стороны обществ потребителей.

 
Заключение
Цена и ценообразованиеявляются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственныймеханизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретныхформ хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которыхобщество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
Развитие конкретныхотношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научногоценообразования на результаты производственной деятельности. В арсеналеэкономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства,ценообразование является наиболее действенным экономическим инструментом. Означении цены как экономического инструмента управления народным хозяйствомговорит то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей,как себестоимость, прибыль, объем реализации продукции, товарооборот.
В процессе кореннойперестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью сталрадикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее системы цен иценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономическихотношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатовпроизводства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулироватьнаучно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку нарынке.
В решении сложныхметодологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашегообщества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значениятворческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и ценыматериальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросыуправления системой ценообразования занимают одно из центральных мест всоциальной политике государства.
Осуществлениеценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономическихотношений в сфере производства, обмена, распределения и потребленияматериальных благ.

 
2.Практическая часть
 
Задача 1
Рассчитать уровеньсредних цен за единицу продукции в базисном и отчетном году с учетом факторапотребления, а также изменения средней цены без учета изменения структурныхсдвигов. Данные о количестве проданных товаров вида А и Б и оптовых ценах заединицу товаров в отчетном и базисном периодах представлены в таблице 1.
 
Таблица 1Показатели Варианты
Количество данного товара (Q), ед.:
— в базисном периоде А
 Б
— в текущем периоде А
 Б
900
700
1000
500
Оптовая цена за единицу товара (Р), руб.:
— в базисном периоде А
 Б
— в текущем периоде А
 Б
7500
12500
7500
12300
Решение:
1. Рассчитаем уровеньсредних цен за единицу продукции в базисном и отчетном периодах.
В базисном периоде поформуле:
/>,
где /> - цена заединицу товара i-го вида вбазисном периоде;
/> – количествопроданного товара i-го вида втекущем периоде.

/> = /> = 9166,67 руб.
В отчетном периоде поформуле:
/>,
где /> - цена заединицу товара i-го вида вотчетном периоде.
/> /> = 9100 руб.
2. Рассчитаем изменениесредней цены без учета изменения структурных сдвигов.
DР = /> - />;
DР = 9166,67 – 9100 =66,67 руб.
Ответ: Уровень среднихцен за единицу продукции в базисном периоде составляет 9166,67 руб., в отчетномпериоде составляет 9100 руб. Изменение средней цены без учета измененияструктурных сдвигов составляет 66,67 руб.
 
Задача 2
Определить отпускнуюцену за единицу продукции на условиях франко-склад потребителя, если известныиздержки изготовителя, включая доставку на склад изготовителя и рентабельностьпродукции (см. табл. 2). Продукция поставляется 4-м потребителям, данные окоторых представлены в табл. 3.
НДС = 20%

 
Таблица 2Показатели Варианты Полные издержки изготовителя на ед. продукции (руб.) 30 Рентабельность продукции (%) 15
 
Таблица 3Показатели Потребители А Б В Г
Объем поставок, ед.
Суммарные затраты на доставку от склада изготовителя до потребителя, руб.
Цены конкурентов с учетом затрат на доставку потребителя, руб.
100
100
144,2
200
950
148,9
250
5625
163,1
200
5600
170 /> /> /> /> /> />
 
Решение
Цена франко-склад потребителя включает отпускнуюцену, транспортные расходы по доставке продукции с места производства до складапотребителя и расходы по погрузке-выгрузке продукции на станции отправления истанции назначения.
И=30 руб.
R=15%.
1.Определим затраты на доставку продукции со склада производителя до складапотребителя, приходящиеся на единицу продукции:
А) 100/100 = 1руб.                               
Б) 950/200 = 4,75руб.
В) 5625/250 = 22,5руб.
Г) 5600/200 = 28руб.

2. Рассчитаем отпускнуюцену за единицы продукции на условиях франко-склад потребителя.
Потребитель А:
Р = /> = 42,78 руб.
Потребитель Б:
Р = /> = 47,96 руб.
Потребитель В:
Р =/> = 72,45 руб.
Потребитель Г:
Р = /> = 80,04 руб.
Таким образом, намвыгодно реализовывать товары всем покупателям, поскольку полученные цены вовсех случаях ниже, чем у конкурентов.
Ответ: Отпускная ценаза единицы продукции на условиях франко-склад потребителя Потребителя Асоставляет 42,78 руб., Потребителя Б – 47,96 руб., Потребителя В – 72,45 руб.,Потребителя Г – 80,04 руб. На основании расчетов можно сделать вывод о том, чтонам выгодно реализовывать товары всем покупателям, поскольку полученные цены вовсех случаях ниже, чем у конкурентов.
Задача 3
Определить, насколькопроцентов будет повышена цена, если известно, что фирма на условиях скользящихцен получила заказ на поставку оборудования. Базисная цена на изделие 30000руб. в предложении поставщиком условия скольжения предусматривают следующуюструктуру цены:
— стоимость материалов– 50%
— стоимость рабочейсилы – 25%
— постоянныесоставляющие – 25%
Проценты увеличениястоимости материалов и ставки заработной платы в машиностроении за периодскольжения представлены в табл. 4.
 
Таблица 4Показатели Варианта Процент увеличения стоимости материалов 17 Процент увеличения ставок заработной платы 25
Решение:
1. Переведем стоимостьпроизводственных затрат в индексы.
Стоимость материалов составит:
30000*0,5 = 15000 руб.
Стоимость рабочей силы составит:
30000*0,25 = 7500 руб.
Стоимость постояннойсоставляющей:
30000*0,25 = 7500 руб.
2. Рассчитаемувеличение стоимости материалов и ставок заработной платы.
Увеличение стоимостиматериалов:
15000+(15000*0,17) =17550 руб.
Увеличение ставокзаработной платы
7500+(7500*0,25) = 9375руб.
3. Рассчитаем уровеньскользящей цены.
Р = 17550+9375+7500 =34425 руб.

4. Рассчитаем процентизменения уровня скользящей цены по сравнению с базисной.
DР = />*100%=114,75%
Таким образом, ценабудет повышена на 14,75%.
Ответ::По сравнению с базисной цена на изделие будет повышена на 4425руб., чтосоставляет 14,75%.

 
Список используемой литературы
1.Архипов А.И., Багудина Е. Г., Большаков А.К.и др.; Экономический словарь М.:Проспект, 2006. – 624 с.
2.Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М.: Бином, 2008.- 289 с.
3. Джон К. Халл Глава 4. Процентные ставки //Опционы, фьючерсы и другие производные финансовые инструменты. — 6-е изд. — М.:«Вильямс», 2007. – 357 с.
4.Есинов В. Е. Цены и ценообразование. СПб.: Питер, 2009. — 464с.
5.Ковалева А. П. Финансы и кредит. Р-н-Д: Феникс, 2008. — 416с.
6.Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Таганрог:Изд-во ТРТУ, 2009.- 345с.
7.Салимжанов И. К. Цены и ценообразование. Издательство: «Финстатинформ», 2009. –164 с.
8.Ценообразование: учебник / под ред. д-ра экон. наук проф. В.А. Слепова. – М.:Экономист, 2007. – 574 с.
9.Шеховцева Л.С. Практикум по рыночному ценообразованию / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2008. — 41 с.
10.Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ«Маркетинг», 2008. – 369 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.