Содержание
Вопрос №6 Содержаниемиссии (основного предназначения) потребительской кооперации: цели, задачи,конкретные преимущества
Вопрос №19Материально-техническое снабжение производственных предприятий потребительскойкооперации
Вопрос №25. Перспективазакупочной деятельности потребительской кооперации
Вопрос №32Оптово-розничное объединение в кооперативной торговле
Вопрос №47 Усилениесоциальной направленности деятельности предприятий массового питанияпотребительской кооперации
Список используемойлитературы
Вопрос №6Содержание миссии (основного предназначения)потребительской кооперации: цели, задачи, конкретные преимущества
В настоящее время перед российской экономикой стоит задачаобеспечения устойчивого экономического роста. В этих целях проводитсяадминистративная реформа. Повышается ответственность и значимостьпотребительской кооперации как социально-ориентированной системы в решениигосударственных задач.
Сила и значимость потребительской кооперации состоит в том,что она выступает как форма объединения населения и берет на себя частьсоциальных функций государства — социальную защиту сельского населения. Такимобразом, цели потребительской кооперации совпали с заботами государства и сталичастью государственной политики.
Последние 5 лет были периодом обновления и реформированияпотребительской кооперации. Впервые была разработана кооперативная модельхозяйствования, которая состоит в неразрывном единстве хозяйственнойдеятельности и социальной миссии.
Стратегической целью деятельности кооперации является борьбас бедностью, решение широкого круга бытовых проблем на селе, обустройство жизнидеревни, иначе говоря — весь круг вопросов, объединяемых понятием социальнаямиссия.
Несмотря на небольшой пока удельный вес потребительскойкооперации в системе показателей области, рынок потребкооперации в сущностиявляется рынком самой бедной и обездоленной части общества — сельскогонаселения.
В настоящее время потребительская кооперация области обслуживает42 населенных пункта, четверть из которых имеют численность от 50 до 500человек. И в таких населенных пунктах потребительская кооперация продолжаетсодержать 18 заранее убыточных магазинов, продает в них товары по единым ценам,что и на центральных усадьбах. По законам рынка такие магазины надо закрывать,но тогда деревня погибнет. Ведь именно в таких селах не осталось ни школы, никлуба, ни аптеки, ни учреждений социальной сферы, а магазин являетсяединственным очагом жизни на селе, поэтому мы продолжаем их содержать.
Существенно изменились функции магазина в XXI веке. Сельскиймагазин сегодня не только торговая точка, но и приемо-заготовительный пункт,центр кооперативного участка, это корни потребительской кооперации на которыхдержится вся система. Именно через магазины реализует кооперация и своюсоциальную миссию. К сожалению далеко не все магазины у нас отвечают этимтребованиям. В настоящее время в системе действует лишь 12 магазинов изоготовительныхпунктов.
А ведь одной из составляющих борьбы с бедностью являетсязакупка сельскохозяйственной продукции, которую люди вырастили на своихподворьях и предлагают на реализацию. Для многих — это прибавка в семейныебюджеты, а для кого-то и единственный источник жизнеобеспечения. Поэтому иставится задача — дать людям возможность заработать. В прошедшем году засданную сельскохозяйственную продукцию выплачено населению почти 7 млн. рублей.Это не просто цифра, за ней — помощь конкретному человеку, забота о нем. Еслиза закупленную продукцию кооперативными организациями выплачено 7 млн. рублей — значит, на такую сумму пополнен кошелек сельских жителей. Но следует отметить,что эта цифра пока чрезвычайно мала. Объемы необходимо увеличить в десятки раз.На предыдущей конференции обсуждался вопрос коренной перестройкизаготовительной отрасли. Нельзя больше мириться с тем, что многиепотребительские общества не занимаются этим видом деятельности.[1]
Потребительские кооперативы во всем мире выживают вконкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможностьгарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям — пайщикам. Чембольше пайщиков, тем конкурентоспособнее кооператив, шире его сегмент на рынкепотребительских товаров. Увеличение численности пайщиков — безальтернативнаяэкономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.
Во многих кооперативных организациях наблюдается тенденциясокращения числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.
Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков:соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный веснеработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих всистеме пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительскихкооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительскойкооперации в целом.
Потребительский кооператив отличается от кооперативапроизводственного.
Потребительский кооператив — некоммерческая социальноориентированная организация пайщиков, объединившихся для обеспечения нормальныхусловий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества посправедливым ценам.
Производственный кооператив — коммерческая организацияработников, объединившихся для совместной трудовой деятельности и имеющих цельюполучение дополнительных материальных выгод от своей трудовой деятельности.
Таким образом, потребительскоеобщество — это кооператив пайщиков, функционирующий в ихинтересах, а производственный кооператив — это кооператив работников,предоставляющий материальные выгоды своим членам-работникам.
Производственный кооператив как коммерческая организация неможет рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве.Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики потребительскойкооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряютпокупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированнойсистемы (следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность,а в конечном итоге — рабочие места персонала.
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранитза потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая можетпретендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении.Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразупревращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив,статус которого — коммерческая организация со всеми вытекающими отсюдапоследствиями.
С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка,который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительскойкооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лицепайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно,сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих ипродавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительскогокооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужнонайти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своегопокупателя и своего сдатчика продукции — пайщика, сделать все, чтобы он осталсясвоим покупателем и сдатчиком своей продукции./>Вопрос №19Материально-техническое снабжениепроизводственных предприятий потребительской кооперации
Кооперативприобретает необходимые ему нецентрализованно распределяемые ресурсы (сырье,материалы, инструменты, комплектующее оборудование и иное имущество):
· в порядке оптовойторговли;
· у государственныхи иных предприятий, учреждений и организаций, в государственной розничнойторговой сети системы потребительской кооперации в порядке, установленномзаконодательством;
· на рынках,аукционах, выставках-продажах и у населения.
Кооперативвправе также использовать материальные ресурсы, полученные от заказчиков(граждан, предприятий и организаций) по заключаемым договорам.
Вслучае приобретения кооперативом в государственной розничной торговой сети и вторговой сети системы потребительской кооперации товаров с нарушениемдействующего законодательства и производства из них продукции все доходы,полученные от ее реализации, подлежат изъятию в местный бюджет.
Кооперативобеспечивается централизованно распределяемыми ресурсами, если он заключил договор:
· на выполнениегосударственного заказа — в объеме, необходимом для выполнения государственногозаказа;
· на участие вреализации государственных программ социально-экономического развития — черезорганы материально-технического снабжения в объеме, необходимом для выполненияобязательств по реализации указанных программ;
· на производствопродукции, выполнение работ и оказание услуг с государственными и инымипредприятиями, органами и организациями материально-технического снабжения — этими предприятиями, органами и организациями в объеме, необходимом длявыполнения соответствующих договорных обязательств.
3.Кооператив вправе приобретать, обменивать, арендовать, брать взаймы, получать всоответствии с законодательством (в том числе переводить с баланса на баланс) укооперативных или иных предприятий, организаций и граждан неиспользуемыездания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, сырье,материалы и другое имущество.
Расчетыкооператива за материально-технические ресурсы осуществляются по ценам,установленным в соответствии с законодательством. Особенности деятельностипотребительских кооперативов в сфере обращения
Потребительскиекооперативы и их объединения пользуются всеми правами, предусмотренныминастоящим Законом, и вместе с тем имеют особенности, связанные со спецификой ихдеятельности.
Потребительскиекооперативы могут объединяться на добровольных началах в объединения.
Потребительскиекооперативы и их объединения вправе для достижения своих уставных целейсоздавать промышленные, строительные, транспортные, торговые и иныепредприятия, приобретающие права юридического лица с момента государственнойрегистрации.
Полноенаименование созданного предприятия должно содержать указание на основной видего деятельности и включать слова «предприятие потребительскогокооператива» или «предприятие объединения потребительскихкооперативов» c указанием наименования основавшего это предприятиекооператива или объединения.
Потребительскиекооперативы и их объединения имеют право самостоятельно или по договоренности спотребителем устанавливать цены (тарифы):
· на реализуемыеими как в собственной торговой сети, так и предприятиям, учреждениям иорганизациям-потребителям сельскохозяйственные продукты и сырье, закупаемые подоговорным ценам у населения, сельскохозяйственных предприятий илипроизведенные в собственных подсобных хозяйствах и заготавливаемые имисамостоятельно, а также на выработанную из них продукцию;
· на промышленныетовары народного потребления, производимые кооперативными предприятиями,продукцию предприятий общественного питания и на и на выполняемые ими работы иоказываемые услуги.
Потребительскиекооперативы могут предоставлять своим членам преимущества в форме скидок срозничных цен (тарифов) на реализуемые им товары (работы, услуги), а такжельготы при приобретении товаров в кредит. Эти преимущества и льготыпредоставляются за счет доходов (прибыли), получаемых от производственной,торговой и других видов деятельности предприятий потребительской кооперации.Вопрос№25Перспектива закупочной деятельностипотребительской кооперации
Закупочная деятельность обществпотребительской кооперации не только помогает решать вопросы обеспеченияпродовольственными товарами сельского населения, но и способствует развитиюличных подсобных хозяйств, повышению благосостояния жителей села и пайщиковпотребкооперации, а значит, вносит и свой вклад в подъем сельского хозяйства.
Размещение государственных заказов,распределение поставляемой по ним продукции, установление договорных цен нанее, заключение соответствующих генеральных договоров осуществляют органыГосударственной контрактной системы, создаваемой с осени 1990 года на уровнесоюзных республик и Союза Сер на базе органов Госснаба, Минторга и Агроснаба.Она выполняет в течение переходного периода функции государственного посредникаи обладает необходимыми для этого полномочиями.
Органы Государственной контрактнойсистемы отделяются от коммерческих оптовых предприятий, действующих независимо.Взаимоотношения с этими предприятиями строятся на коммерческой основе.
В составе Государственной контрактнойсистемы создаются территориальные органы с товарными отделами, непосредственноведущими размещение госзаказов и распределение продукции, а также подразделения,координирующие их деятельность по материальному обеспечению госзаказов.
Объемы и состав госзаказовопределяются республиканскими и союзными органами контрактной системы.
Предлагается следующая схемаорганизации работы органов Государственной контрактной системы.
Предприятия, пользуясь услугамипосреднических оптовых предприятий, самостоятельно формируют портфели заказов ипланы производства, размещают заказы и заключают хозяйственные договоры. Если витоге этой работы обнаруживается, что невозможно разместить заказы накакие-либо виды продукции или не удается загрузить мощности, то есть несрабатывают рыночные отношения, они обращаются в территориальные органыГосударственной контрактной системы, сообщая им соответствующие данные.
Таким образом. Государственнаяконтрактная система работает по принципу отклонений, не препятствуя развитиюрыночных связей.
На уровне республиканских органов наоснове этих данных определяется объем и состав госзаказов, потребностиреспублик во взаимных поставках. Исходя из них, подготавливаются двухсторонниеи многосторонние межреспубликанские договоры.
На этой основе республиканские итерриториальные органы осуществляют работу по размещению госзаказов,установлению договорных цен и распределению лимитов на материальные ресурсы.Работы проводится с участием производителей, основных потребителей и оптовыхпосредников, представляющих интересы мелких потребителей. Объем госзаказовдолжен быть, возможно, меньшим, чтобы не угнетать развитие рыночных отношений.
На 1991 год органы контрактнойсистемы наделяются правом в особых случаях прекращать или приостанавливатьдействий заключенных ранее договоров между предприятиями, когда в интересахнародного хозяйства возникает необходимость переориентации складывающихсятоварных потоков.
Чтобы предотвратить необоснованныерешения такого рода, предприятиям предоставляется право оспорить их варбитраже, который может либо отменить решение органов контрактной системы,либо взыскать с них ущерб, причиненный ими предприятию.
В первый период договорные цены, покоторым реализуется продукция, производимая по госзаказам, будет ниже рыночных,хотя и не должны отрываться от них намного. Соответственно, для потребителейэта продукция тоже может быть несколько дешевле, что будет заинтересовывать ихв обращении к Государственной контрактной системе. Но она может затем увеличитьнадбавку к цене за оказываемые услуги вплоть до того, что для потребителядешевле окажется приобрести необходимые ресурсы на рынке.
Таким образом, описанный вышемеханизм формирования госзаказов “по отклонениям” плюс политика договорных ценбудут стимулировать расширение сферы рыночных отношений и сокращение объемагосзаказов, в конечном счете, до величины закупок, необходимых непосредственногосударству и финансируемых из бюджета.
Через Государственную контрактнуюсистему может также осуществляться контроль за производителями-монополистамипосредством регулирования цен на их продукцию и принудительного прикрепленияпотребителей.
Сферой, наиболее чувствительной кперебоям в поставках и нуждающейся в особых мерах по их предупреждению впереходный период, является потребительский рынок.
Поэтапная либерализация цен напотребительские товары и услуги может привести к тому, что определенные группынаселения могут быть лишены возможности приобретения ряда жизненно необходимыхтоваров. Это также потребует принятия соответствующих мер со стороныреспубликанских и местных органов.
В связи с этим необходимо действоватьпо следующим основным направлениям:
1) Ускоренная демонополизация иразгосударствление розничной и оптовой торговли, общественного питания,бытового обслуживания, а также значительной части предприятий, поставляющих имтовары.
В торговле имеется самое большоечисло мелких предприятий, но монополизация здесь носит ярко выраженныйорганизационный характер. Она создает особо благоприятную почву для теневойэкономической деятельности.
Ныне действующие в среднем звенеадминистративные структуры, ведущие по всей подчиненной им сети бухгалтерскихучет, расчеты и планирование, подлежат реорганизации или ликвидации с учетомтребований антимонопольного законодательства.
2) Мобилизация товарных резервов исоздание условий для регулирования потребительского рынка посредством товарныхинтервенций.
По непродовольственным товарам, атакже ряду продуктов питания возможно в течение 4-5 месяцев до либерализациицен на соответствующую группу товаров резервировать от 3 до 7 процентовтоварооборота.
Определенные резервы можно накопитьза счет сокращения выездной торговли и иных форм распределениянепродовольственных товаров народного потребления. В 1989 году по этим каналамбыло реализовано: обуви — 1 1 процентов, холодильников- 14, швейных машин-31,5,цветных телевизоров- 10,5, стиральных машин- 19, мебели — 14 процентов. Запоследние 4 месяца 1990г. за счет этих источников можно накопить значительныйобъем резервов.
Необходимо максимально использовать вэтих же целях иностранную помощь.
В современных условиях концентрациярезервов, доставка товаров и их хранение могут потребовать специальных каналови средств. В эту работу могли бы включиться народные депутаты всех уровней,рабочий контроль.
3) Использование механизмовгосзаказов и цен, контрактной системы может обеспечить поддержание объемовпроизводства и не допустить значительного снижения выпуска потребительскихтоваров, для того чтобы обеспечить достаточно равномерное распределениетоварных ресурсов по стране, целесообразно создать на союзном уровнеГосударственной контрактной системы межреспубликанский товарный Совет изполномочных представителей союзных республик.
4) Применение в случае нужды науровне городов, регионов, республик нормированного распределения ограниченногонабора товаров первой необходимости как гарантии минимума их потребления.
За последние годы местные органынакопили немалый опыт этой области. Представляется, что в переходный период вцелях недопущения значительного ущерба населению или отдельным его слоямнакопленный опыт придется использовать с учетом местных условий в дополнение киндексации доходов.
Целесообразно рекомендоватьприменение нормированного распределения только узкого круга продуктов питания идругих предметов первой необходимости по минимальным нормам в случае ихдефицита с тем, чтобы сверх этих норм товары приобретались по рыночным ценам вкоммерческой торговой сети. При нормированном распределении могут применятьсятвердые цены, дотации к которым выплачиваются торговым предприятиям из местногобюджета. Другой, более гибкий вариант — продовольственные талоны наприобретение со скидкой на определенную сумму набора товаров с правом выбора.Скидка в размере 50-70 процентов к рыночной цене также возмещается из местногобюджета. Для покрытия расходов на эти цели местные органы власти могут вводитьцелевой налог с доходов населения или использовать другие источники. Выдачапродовольственных талонов производится только отдельным группам населения.
5) Стимулирование деятельностипотребительской кооперации, торгово-закупочных кооперативов, других предприятийторговли по завозу и реализации товаров в регионах, в которых возникаютпроблемы со снабжением населения. [2] Вопрос №32 Оптово-розничное объединение вкооперативной торговле
Перестройка всей системыполитических и экономических отношений, развернувшаяся в России на рубежетысячелетий, способствовала адаптации старых традиционных и поиска новых форм иметодов хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики, в том числе и впотребительской кооперации.
Российскаяпотребительская кооперация прошла сложный исторический путь от добровольного исоциально необходимого соединения имущества мелких производителей ипотребителей к созданию мощных и независимых региональных и отраслевыхобъединений кооперативов. В начале XX в, кооперативы наращивали свою собственность,используя ее в частных, коллективных и общественных интересах, объединяя сотнитысяч своих членов. Однако позднее (в 1930-х гг.) наступило время ееогосударствления и номинального владения предприятиями, падения роли потребительскихоснов кооперации. Вплоть до 1980-х гг, функция производства оставаласьдоминирующей по отношению к личному потреблению.
До начала радикальныхэкономических реформ потребительской кооперации отводилась лишь второстепенная,подчиненная роль по отношению к государственному сектору. При этом в отличие отколхозной системы потребительская кооперация изначально функционировала врежиме полного хозрасчета и самофинансирования.
Потребительскаякооперация переживает сегодня трудный период своего возрождения, напряженновосстанавливая присущие ей качества и ценности, трудовые и собственническиеотношения. Как составная часть обшей кооперативной системы с граны и какэлемент рыночной экономики она может успешно существовать только в условияхширокого развития частой собственности на средства производства, правовых иобщественно-политических гарантий, предпринимательства и конкуренции.Одновременно перед ней встает ряд актуальных специфических проблем, таких, каквзаимоотношение между потребительским обществом и пайщиками, общий и частныйхарактер собственности, оптово-розничное объединение и др.
В соответствии с п. 1 ст.116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признаетсядобровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с цельюудовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемоепутем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Наименование потребительского кооператива должно содержатьуказание на основную цель его деятельности, а также слово«кооператив» или слова «потребительский союз» либо«потребительское общество» (п. 3 ст. 116 ГК РФ).
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права иобязанности их членов определяются законами о потребительских кооперативах (п.6 ст. 116 ГК РФ).
Организации и предприятия потребительской кооперации(потребительские общества, союзы потребительских обществ (ассоциации), ихпредприятия (оптовой, розничной торговли, общественного питания и заготовок,учреждения и др.) осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом РФ от19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительскихобществах, их союзах) в Российской Федерации».
Ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и уплатуналогов кооперативы в сфере производства продукции и оказания услугосуществляют в общеустановленном порядке.
Порядок отнесения на издержки производства и обращения затрат иформирования финансовых результатов для предприятий оптовой и розничнойторговли, общественного питания и заготовок потребительской коопераций(далее - предприятий потребительской кооперации) определенМетодическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых виздержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятияхпотребительской кооперации (утвержденными Правлением Центрсоюза РФ 6 июня 1995 г. № ЦСЦ-27 и согласованными с Минфином РФ).
В соответствии с п. 1.3 Методических рекомендаций в организацияхпотребительской кооперации, осуществляющих многоотраслевую деятельность, всостав которых входят структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса,издержки обращения и производства учитываются раздельно по каждому видудеятельности: оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание,заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья и др.
При этом к издержкам обращения и производства относятся:
· в торговыхпредприятиях - расходы, связанные с покупкой, транспортировкой,хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, рекламой и реализациейтоваров;
· в предприятияхобщественного питания - расходы, связанные с покупкой,транспортировкой, хранением продуктов, товаров, производством собственной продукции(кроме затрат сырья, стоимость которого учитывается обособленно от издержекобращения и производства), рекламой, продажей изделий собственного производстваи покупных товаров, а также с организацией их потребления;
· в заготовительныхпредприятиях - расходы, связанные с закупкой сельскохозяйственныхпродуктов и сырья, их переработкой, транспортировкой, хранением, подработкой,подсортировкой, упаковкой, реализацией.
Для целей налогообложения произведенные организациямипотребительской кооперации затраты корректируются с учетом утвержденных вустановленном порядке лимитов, норм и нормативов.В продолжение разобранных вышебухгалтерских и налоговых моментов по правильности исчисления налога на прибыльразберем также отдельные аспекты правильного ведения бухгалтерского учетаосновных средств, а также типичные ошибки, ведущие к искажению бухгалтерской иналоговой отчетности.[3]Вопрос№47Усиление социальной направленностидеятельности предприятий массового питания потребительской кооперации
Направленность– изучение в массовых и узких социальных группах субъективных пред-ставлений обустройстве, событиях и явлениях «повседневного мира (обыденныепредставле-ния) и „внешнего“ мира (умозрительные представления).
Финансовое положение большинства организаций общественногопитания стается сложным. По итогам 2003 г. и I кв. 2004 г. рентабельными были толькопредприятия крупнейшихгородов России. 84%предприятий общественного питания частные и 16%– государственные. В какой стране вы видели частника, который будет себе вубыток вести бизнес? А в России сколько угодно. Но это только набумаге, которая, как известно, все стерпит.
По негласнойдоговоренности с местными властями убыток фиксируется только на бумаге. Большиересурсные и финансовые потоки идут мимо официального бухгалтерского баланса.Работать без «черной кассы» сегодня в сектореобщественного питания (СОПе) практически невозможно. Само государство толкаетвладельцев и менеджеров кафе и ресторанов на то, чтобы большая часть работы шлав «черную». Взятки для чиновников и проверяющих, бесплатное питание начальников разного калибра, наличные на закупкутоваров и услуг, наконец, зарплата в конверте управляющим и себе – все этоберется как раз из «черной кассы».
По оценкам экспертов,оборот СОПа в 2004 г.в России составит1400 –1450$ млн. С учетом «серой» составляющей он доходит до $1600млн. На первый взгляд, оборот кажется большой, но при либерализации сектораобщественной торговли, отмене десятков торговых ограничений в течение 2-3 летон мог бы превысить $1 млрд. В России оборот СОПа на душу населения составляет примерно $345.В той же Чехии он почти в 10 раз больше. Неужели гостеприимство русскихзаканчивается на пороге их собственных квартир и домов? [4]
В СОПе работает 8700предприятий на 617 тысяч мест. Из них 19% расположены в производственныхорганизациях, 35% – в учебных заведениях и 41% – в общедоступной сети. Рабочих,студентов и детей продолжают кормить государственныепредприятия. Частный бизнес в эти выгодные ниши рынка не впускают.Минобразования совместно с местными органами власти предпочитают в тишикабинетов делить субсидии, закрывать глаза на низкое качество. Ведь никто неставит им задачу создать конкурентную среду ипривлечь в СОП частный капитал и предпринимательский талант.
При учрежденияхобразования работают 13300 объектов общественного питания на 1354тыс. рабочих мест. Они обслуживают 1,5 млн. студентов,поддерживает олигополию и запрещает вход на данныйрынок частным структурам. В городах страны создано 1380комбинатов школьного и студенческого питания, которые, собственно, и занимаютсяприготовлением пищи для столовых. Все эти предприятия, естественно, находятся вгосударственной собственности.
Прозрачности вфинансовых потоках данного сектора нет. Мы знаем, что бюджет должен доплачиватьучащимся школ (около 760 рублей в учебный день на одного учащегося 1-3 (4)классов, а также ученикам 4 (5)-11 (12) классов сельских школ). Учебные заведения могут принять решение о полностью или частичнобесплатном питании школьникам из малообеспеченных и неблагополучных семей.Студенты ПТУ, которые учатся не менее 10 месяцев, получают за счет бюджетаодноразовое горячее питание, а иногородние и из малообеспеченныхсемей питаются за государственный счет три раза в день.
Поскольку нормыденежных расходов на питание учащихся чрезвычайно низки, то ожидать высокогокачества питания от государственных столовых и пищевых комбинатов неприходится. Где вы видели в наше тяжелое времясотрудников этих заведений, которые бы не старались увести часть ресурсов личнодля себя? Ситуацию усугубляют цены на продукты питания. По многим позициям ониу нас (из-за торгового протекционизма) в два раза выше мировых (к примеру, мясо в Германии или мука в России). В итоге столовые икомбинаты вынуждены лепить из имеющихся ингредиентов продукт, который, помимовсего прочего, должен быть съедобен. Далеко не во всех случаях это получается.Экономия на детском питании – невероятныйгосударственный цинизм.
Русские власти по обыкновению видят решение проблемыдетского питания и СОПа в целом в модификации бюрократических процедур. СоветМинистров создал Межведомственную комиссию по организации общественного питаниястране. Она активно думает над тем,как, не пуская в данный сегмент рынка частный бизнес, т.е. инвестиции и новыетехнологии, получить более высококачественный продукт. Рекомендации чиновниковпредсказуемые. Местные исполкомы должны компенсировать государственным предприятиям, занятым в СОПе, часть затрат, чтобы снизить цены назавтраки и обеды в учебных заведениях. Поскольку на уровне райисполкомов иоблисполкомов денег хронически не хватает, то ситуация с качеством услуг наданном сегменте рынка едва ли улучшится.
Чиновники банально стараются спихнуть решение этой проблемы надиректоров школ и ПТУ. Активно идет процесс передачи столовых на баланс самихучебных заведений. В 40% общеобразовательных школ, 16% ПТУ, 65% вузов, 15%техникумов это уже произошло.
Директора школ не имеют права самостоятельно организовать систему питания.Они должны жить по «Рекомендациям по организации питания учащихсяобщеобразовательных школ, средних специальных и студентов высших учебныхзаведений», а также выполнять десятки других технологических нормативных документов. Честнее и эффективнее было быпередавать деньги непосредственно в школы. Пусть директор вместе с родительскимкомитетом самостоятельно решают, как организовать питание в школе или ПТУ.
С другой стороны, зачемучебным заведениям иметь на своем балансе столовые,если можно просто объявить тендер среди частных компаний на организациюпитания? Наверняка многие предприниматели с удовольствием занялись бы такимбизнесом – спрос-то гарантирован. С них можно было бы спросить за качество. Стало бы меньше коррупции, но такие простые рыночные схемы вголову чиновникам не приходят.
Если бы Минторг немешал, то данный сектор развивался бы гораздо быстрее. Трудно объяснить смыслсуществования ценовых категорий для частных ресторанов или кафе. В Россииже получается, что частный инвестор открывает бизнес всегда в партнерстве сМинторгом. Помимо регулирования цен чиновник определяет «требования кархитектурно-планировочным решениям, мебели, столовой посуде, приборам, белью,персоналу, методам обслуживания потребителей,фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, ассортименту кулинарнойпродукции, оформлению меню и другие». Это далеко не все: «В целях защитывнутреннего потребительского рынка предусмотрена обязательная реализация вобъектах общественного питания алкогольных напитков итабачных изделий отечественного производства». Окончательно добивают СОП. Онинаделены полномочиями устанавливать предельный размер наценок. Так кто, вконечном счете, владеет русскими ресторанами и кафе?[5]
Списокиспользуемой литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Ч. 1и 2; п. 1 ст. 116
2. Закон РоссийскойФедерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» //Экономика ижизнь. – №31
3. Коммерческаядеятельность в кооперативной торговле: Учебное пособие / Под ред.Ф.Г.Панкратова. – М., 2003
4. Потребительскаякооперация в переходной экономике России. Ч.1. – Новосибирск, 2003
5. ПрижигалинскийВ.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. – Ставрополь: АО«Пресса», 2002