Реферат по предмету "Экономика"


Основные подходы к обоснованию рыночного равновесия

План
Введение
Глава 1. Теоретическиеаспекты функционирования рыночного механизма
1.1 Понятия рынка, егоструктура, основные элементы, условия его возникновения
1.2 Характеристикирынка, ограниченность ресурсов рынка
Глава 2. Теориидостижения рыночного равновесия
2.1 Модель достижениярыночного равновесия Л.Вальраса
2.2 Модель достижениярыночного равновесия А.Маршала и В.Парето   
Глава 3. Механизмсаморегулирования рыночной экономики и государственное вмешательство
3.1 Принципысаморегулирования рыночного механизма
3.2Необходимость вмешательства государства в регулирование рыночной экономики
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Вусловиях перехода российской экономики от планово-административного к рыночномуспособу хозяйствования первоочередным ставится вопрос об эффективностидеятельности субъектов рынка, и рыночного механизма в целом, и достижения общейстабильности на рынке.
Стабилизационнаяполитика направлена на восстановление и поддержание микроэкономическогоравновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства вусловиях стабильного уровня цен.
Намикроуровне складываются экономические отношения, регулирующие деятельностьфирмы и поведение потребителя. Их следует изучать как с позицийтоваропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами игосударством. Соответственно и формы организации этих отношений могут быть сучастием государства или децентрализованными. В первом случае предполагаетсяактивное участие государства в функционировании экономической среды; во второмсоздаются условия свободной, совершенной конкуренции. Применительно к условиямсовершенной конкуренции экономистами исследованы условия частичного и общегоравновесия.
Достижениеобщего равновесия – есть результат изменения равновесия на отдельном рынке.
Еслиговорить о теоретических подходах к обоснованию поведения рыночных агентов кдостижению равновесия, то их существует достаточное количество. Непосредственноначиная с родоначальника политэкономии А.Смита, каждый исследователь по-своемутрактует рыночное равновесие.
Вусловиях равновесия рынка достигается максимальное удовлетворение интересов какпотребителей, так и производителей. Этим и объясняется актуальность выбраннойтемы курсовой работы, поскольку поиском оптимума заняты все рыночныеконтрагенты, включая и государство.
Такимобразом, целью курсовой работы является изучение основных подходов кобоснованию рыночного равновесия.
Чтобыреализовать поставленную цель, нам надо решить следующие задачи:
датьопределение понятию «рынка»;
рассмотретьструктуру рынка, его основные элементы;
проанализироватьосновные характеристики рыночного механизма;
рассмотретьрыночного равновесия;
рассмотретьосновные теории достижения рыночного равновесия;
выявитьмеханизм саморегулирования рынка, и причины вмешательства государства.
Объектомисследования является рынок, его основные агенты.
Предметомисследования являются экономические отношения между различными субъектамирыночного механизма, возникающие в процессе поиска рыночного равновесия.
Теоретическойосновой написания курсовой работы послужили учебники по экономической теориитаких авторов как Ивашковского С.Н., М.И.Плотницкого,Э.И.Лобковича, М.Г.Муталимова, Носовй С.С., Нуреева Р.М., А.Г.Грязновой,Т.В.Чечелевой и другие. В работе также были использованы периодические изданияи ресурсы сети Интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты функционированиярыночного механизма
 
1.1 Понятия рынка, его структура, основные элементы,условия его возникновения
Всамом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Учитывая, что вкратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономическойкатегории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителейи потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизмеценовых сигналов[1].
Рынок—это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношениймежду продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг).
Рынок,основанный на товарном производстве на микро-и макроуровнях, отражает в общемвиде экономические отношения, складывающиеся между товаропроизводителями,продавцами и покупателями в процессе обмена (купли-продажи) товаров[2].
Границырынка, его функции и роль в системе экономических отношений и связей ввоспроизводстве материальных благ на микро- и макроуровнях во многом зависят отгосподствующей социально-экономической системы.
Рынокобслуживает экономическую реализацию различных форм собственности, входит вхозяйственный механизм, способствующий повышению эффективности производства.
Вусловиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему ивсех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются ипредприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, ивладельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основныхсубъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашниехозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство[3].
Домашнеехозяйство – основная структурная единица, функционирующая впотребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или болеечеловек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферыматериального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являютсясобственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производстваденьги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращиванияприбыли).
Бизнес–это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли).Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход откоторого расходуется не просто на личное потребление, а для расширенияпроизводственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг врыночном хозяйстве[4].
Правительствопредставленоглавным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своейцелью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулированияэкономики.
Одини тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнегохозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая понайму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственнойорганизации; владея Ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляетебизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членомдомашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономика – это целаясистема рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг,иностранной валюты и др.
Важнейшимиусловиями возникновения рынка являются общественное разделение труда испециализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менеемногочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить засчет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическимиблагами. Различные группы производителей занимаются отдельными видамихозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех илииных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципомсравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию приотносительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимуществоявляется одним из центральных понятий в экономической теории. Производителиобладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченнымиресурсами[5].
Условиемвозникновения рынка является и так называемая экономическая обособленность, илихозяйственная автономия субъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданнымина основе общественного разделения труда и специализации, полностьюнезависимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители.Хозяйственная автономия означает, что только сам производитель решает, чтопроизводить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности являетсярежим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановитьсяподробнее[6].
Можетли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обществе отсутствуют«правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из«пучка прав». Кто станет специализироваться, например, на производствекартофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, еслипо закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государстваили других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (долженбесплатно сдавать продукцию государству); если не существует права продажи инаследования земельного участка и т. д. Конечно, можно заставить производитькартофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибоперед нами будет пример иерархической системы хозяйства. Современнаяэкономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать толькодля продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться,реализовываться и передаваться.
Длявозникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционныхиздержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью ихпоследующей продажи в самых оживленных точках вашего города. Однако необходимополучить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность, лицензию отмуниципалитета, вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет онынешних российских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки дляжелающих заняться производством пирожных на продажу, по предварительнымрасчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и небудет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия играницы рыночной деятельности[7].
И,наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обменресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могутсуществовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и чтопроизводить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Толькосвободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяетсформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственнымагентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Врыночном механизме можно выделить следующие основные элементы[8].
Во-первых,это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителяпри определении необходимости изменения объемов производства. Изменение ценповлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределилии то кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
Во-вторых,это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) – это представленная на рынкепотребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которыепотребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение– это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменениесоотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных ценвокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тотуровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и вконечном итоге равновесие производства и потребления.
Наконец,в-третьих, это конкуренция – основной механизм формирования хозяйственныхпропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбытапродукции и максимальное удовлетворение потребностей. Цель каждогопредпринимателя – максимизация прибыли, а следовательно, и расширение масштабовхозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбепредпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров,рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу каксоперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спросна него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них,чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило,влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чемпредложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобыиметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них стараетсяпредложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать егосоперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данноготовара.
Конкуренцияявляется необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренцииможет быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночногоравновесия.
1.2 Характеристики рынка, ограниченность ресурсоврынка
Важнейшейхарактеристикой рынка является его стабильность, т. е. наличие соответствиямежду спросом и предложением, равно выгодных условий торговли для всехучастников, информированности и прозрачности рынка и доступности всехпоставщиков и потребителей его товаров. Правда, такой идеальный рынок можетсуществовать скорее лишь теоретически, и подобная сбалансированная стабильностьможет складываться лишь по отдельным товарам. Основное же правило, котороерегулирует рыночные отношения, — это непрерывное балансирование спроса ипредложения, стремление к равновесию, которое достигается посредствомпреодоления ситуаций перепроизводства и дефицита товарной массы[9].
Следующаяважнейшая характеристика рынка — его динамика, проявляющаяся в виде тенденций(подъем, стагнация, сокращение объема продаж). Указанные тенденции могутохватывать как отдельные сектора экономики или виды продукции, так и рынок вцелом. Рынки, на которых доминирует подъем, создают для предприятия условияроста объемов производства и продаж, что, в свою очередь, приводит к снижениюудельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателейработы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положениеПредприятия ухудшается: снижается объем производства, повышается стоимостьпродукции, уменьшается доход. Стагнация рынка не изменяет экономическуюситуацию фирмы. Тенденция приобретает застойный характер[10].
Длярешения общих проблем экономической организации (что, как, для кого) обществодолжно располагать определенными экономическими ресурсами. Если быэкономические ресурсы не были ограничены, то решение триединой задачи (что,как, для кого) не представляло бы проблемы.
Ограниченностьотражает разрыв между общей суммой благ, которые необходимы субъектам дляудовлетворения своих разносторонних потребностей, и возможностями ихпроизводства. Если бы не существовало ограниченности, то не было бы повода кизучению экономики и, следовательно, к поиску ответа на вопросы, что, сколько,как и для кого производить, чтобы достичь максимальной экономическойэффективности.
Выделяютабсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченностьозначает, что экономические природные ресурсы невоспроизводимы (отравленныевоздух, почва, загрязненная морская вода), их практически невозможновосстановить[11].
Относительнаяограниченность означает, что использование ресурсов зависит нетолько от их наличия, качества, но и от уровня развития общественногопроизводства, используемых методов применения ресурсов.
Невозможноодни и те же средства, использовать в разных сферах и достигать разных целей.Каждый экономический субъект (субъект хозяйствования), располагающийопределенными средствами, стремится распределить их так, чтобы получитьмаксимальный экономический эффект и тем самым лучше реализовать свои цели.Распределение средств между различными конкурирующими целями называется размещениемресурсов.
Цельюдомашнего (семейного) хозяйства является максимизация полезности покупаемыхблаг, т.е. максимизация проистекающего от этого удовольствия.
Цельюсубъекта хозяйствования (фирмы) выступает максимизация прибыли от веденияхозяйственной деятельности. Полная рациональность возникает тогда, когда будетдостигнуто оптимальное размещение средств, т.е. наилучшее из возможных. Этозначит, что от применения данного объема средств достигаются максимальныеэффекты, или же, что определенные эффекты могут быть достигнуты посредствомиспользования меньшего объема средств.
Кресурсам, необходимым для производства экономических благ и услуг, относятземлю и природные ресурсы, рабочую силу, орудия труда, предпринимательство ифинансовые ресурсы.
Вусловиях рынка основной целью производства конкретного субъекта хозяйствованияявляется получение прибыли, но при условии постоянно растущих потребностейобщества.
Дефицитностьресурсов трансформирует основную экономическую проблему осуществления выбора:что и сколько товаров, услуг производить; для кого производить; как ихраспределять.
Основнаяэкономическая проблема решается по-разному, разными способами хозяйствования.Командно-административная система хозяйствования через правительство осуществляетцентрализованное планирование производства. Централизованное планированиеопределяет перечень и объем ресурсов, которые будут использоваться припроизводстве материальных благ. Ресурсы используются для того, чтобы выполнитьплан. Госплан определяет, что и сколько будет произведено, как будетпроизведено, как будет распределяться.
Регулируемаярыночная система использует свои методы решения основной экономическойпроблемы. Потребители определяют на основе выбора, что и сколько производить.Производитель определяет, каких и сколько ресурсов будет задействовано впроизводстве в соответствии со спросом на товары и услуги. Ресурсы применяютсяв соответствии с решением производителей удовлетворить те или иные потребностии для получения прибыли. Рынок через спрос и предложение определяет, что исколько будет произведено, как будет произведено, как будет распределяться.

Глава 2. Теории достижения рыночного равновесия
 
2.1 Модель достижения рыночного равновесияЛ.Вальраса
Равновесиена микроуровне предполагает такое состояние субъектов,при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно ктоварам, услугам и ресурсам. При этом поставщики ресурсов, товаропроизводителии потребители максимизируют свои экономические выгоды.
Воснову микроэкономического равновесия положены условия частичного равновесия –количественного соответствия двух взаимосвязанных параметров. Например,частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и использованияресурсов, производства и потребления, покупательной способности и товарноймассы и т.д.[12].
Рыночноеравновесие рассматривается как гармония интересов продавцов и покупателей иликак отсутствие диспропорции между спросом и предложением. Оно можетсуществовать до тех пор, пока данное состояние рынка соответствует интересампродавцов и покупателей. При любом другом положении на рынке (изменении ценыили объемов) он выходит из состояния равновесия и становитсянесбалансированным. В этом случае и продавцы, и покупатели будут стремитьсясбалансировать свои интересы, и рынок начнет двигаться в сторону равновесия.Проиллюстрируем это с помощью различных альтернативных подходов к достижениюравновесия, разработанных учеными Л. Вальрасом, А. Маршаллом, В.Парето.
Л.Вальраспервым попытался описать как достигнуть микроэкономическую стабильность иравновесие через систему уравнений.
Врыночной экономике цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объемвыпуска в значительной степени определяет цены. Цены потребительских товаров иуслуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов – от цен потребительских благ,на которые существует платежеспособный спрос. Взаимосвязь в экономикеоборачивается порочным кругом, выйти из которого можно лишь решая всю системууравнений одновременно.
Возьмем,например, компьютеры Количество проданных компьютеров зависит от цен всехдругих товаров. Если в стране продается и покупается 10000 различных товаров иуслуг, а компьютеры занимают 13-ю позицию в этом списке, то спрос на 13-йтовар:
Q13= D13(Р1, Р2, P10000,A, M),
гдеQ13– количество проданных компьютеров;
D13– функция спроса на компьютеры;
Р1,Р2,… Р10000 – цены остальных 10 000 товаров и услуг;
А– показатель реальных активов, отражающий богатство страны;
М– запас наличных денег.
Предложение13-го товара.
Аналогичномы можем получить систему уравнений предложений для всех 10 000 товаров:
Q13= S13(Р1, Р2, P10000,A, M),
Получаемсистему уравнений[13]:
D1 (Р1,Р2,P10000, A, M)= S1 (Р1,Р2,P10000, A, M)
D12 (Р1,Р2,P10000, A, M)= S2 (Р1,Р2,P10000, A, M)
………………………………………………….
D10000 (Р1,Р2,P10000, A, M)= S10000 (Р1,Р2,P10000, A, M)
Еслиизвестны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных. Это означает,во-первых, принципиальную возможность решения системы (т. е. достижения общегоравновесия) и, во-вторых, единственность такого решения. Подставив реальныезначения цен, в результате решения получаем количества обмениваемых товаров иуслуг.
Даннаясистема уравнений называется системой уравнений общего равновесия. Во временаВальраса отсутствовал математический аппарат для решения такой системы. Поэтомурешение системы Л. Вальрас видел в группировке уравнений.
Путьк равновесию рассматривался им как постепенный процесс, который он обозначалфранцузским словом tatonnement– «нащупывание», «поиск на ощупь» верных пропорций обмена.Важную роль при этом он отводит форме предварительного контракта, заключаемогос помощью бонов. Анализ этого процесса привел его к правильному выводу о том,что система общего равновесия устойчива и, будучи выведена из этого состояния,стремится к нему вновь через механизм относительных цен[14].
Конечно,модель Л. Вальраса несколько идеализировала действительность. В ней предусматривалось,что потребители знают свои функции спроса и предложения, техническиекоэффициенты и многие другие данные. Модель общего равновесия исходит изсовершенной конкуренции, предполагающей идеальную мобильность всех ресурсов,полную информированность участников, абсолютизирует состояние равновесия, тогдакак в реальной действительности гораздо чаще встречаются диспропорции идисбалансы. К тому же она статична, так как не учитывает научно-техническогопрогресса, факторов неопределенности в экономике, институциональных условийразвития[15].
Болеетого, Л. Вальрас шел от модели к реальной действительности, а не наоборот.Однако эту модель можно упрощать и усложнять путем включения новых переменныхПоследние могут задаваться как эндогенно, так и экзогенно, отражать какэкономические процессы и явления, так и институциональные условияфункционирования рыночной экономики.
Важноподчеркнуть, что Л. Вальрас указал современной экономической науке путь, покоторому, как справедливо заметил И. Шумпетер, она идет и сегодня.
Главнымв подходе Л. Вальраса (рис. 1) является возникновение разницы в объемах спросаи предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.
/>
Рис.1 Равновесие по Л.Вальрасу[16]
Пустьреальная рыночная цена Р1 окажется несколько ниже равновесной цены Ре.При такой цене объем спроса Qdбудетпревышать объем предложения Qs.Образовавшийся избыток спроса (Qd>QS)усилитконкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровняравновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят другдруга.
Еслиже рыночная цена Р2 будет выше равновесной Ре, на рынкеобразуется избыток предложения (Q's>Q'd),врезультате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится науровне равновесной.
Функцияспроса и предложения Л. Вальраса имеет вид
Qd=f(P),Qs=f(P)(1)
аусловием равновесия является равенство Qd=Qs
2.2 Модель достижения рыночного равновесия А.Маршалаи В.Парето
Равновесиепо А. Маршаллу (рис. 2) опирается на разность цен спросаи предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения отравновесного.
/>
Рис.2 Равновесие по А.Маршалу[17]
Еслиобъем предложения Qsменьшеравновесного Qc(Qs P1,).Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив,при превышении равновесного объема предложения (Q¢s>Qe) ценаспроса Р1 будет меньше цены предложения Р2 (Р1
Такимобразом, из проведенного анализа следует, что если рыночная цена не равнаравновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении кравновесной. Если же объем предложения не равен равновесному, то, ориентируясьна цену спроса, продавцы увеличивают или уменьшают объемы предложения доравновесного уровня, при котором устанавливается и равновесная цена.
УА. Маршалла функция спроса и предложения имеет вид:
Pd= f(Q);Ps= f(Q),(2)
аусловием равновесия является равенство Рd=Ps.
Современнаяэкономическая теория оперирует функциями спроса и предложения Л. Вальраса играфическими иллюстрациями этих функций А. Маршалла, что не сказывается нарезультатах анализа взаимодействия спроса и предложения.
Посколькув модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, тоэта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочномпериоде. Моделью А. Маршалла, в которой равновесие достигается за счетприспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываютсярыночные процессы в долгосрочном периоде (можно изменить объемы выпуска ипродаж за счет увеличения или уменьшения количества используемых факторовпроизводства).
Следующий подход к микроэкономическому равновесию связан с именем Вильфредо Парето (1848-1923) и его работой «Курсполитической экономии». Парето пытался дать содержательную трактовкуутверждению, что совершенная конкуренция обеспечивает достижение равновесия.
Парето полагает, что равновесие характеризуется пятью основнымиусловиями: 1) взвешенные предельные полезности (предпочтения) равны для всехтоваров; 2) для каждого субъекта сумма его доходов равна сумме его расходов; 3)количество всех благ до установления и после этого равно; 4) цены готовыхтоваров равны издержкам производства при совершенной конкуренции; 5) запаспроизводительных благ есть величина данная и используется полностью. Равновесиедлилось бы вечно, если эти условия оставались неизменными[18].Однако реальное значение имеет не равновесие, а введенное Парето понятиеоптимума (оптимум Парето). Это состояние, при котором невозможно улучшитьположение кого-либо из участников обмена без того, чтобы не ухудшить положениехотя бы одного из остальных. Когда экономика достигает оптимума по Парето, тодальнейшее улучшение каких-либо важных показателей возможно только путемструктурного сдвига. Это понятие общественной максимальной полезности.
Объяснение структурных сдвигов в экономике дает закон Парето обизменении распределения дохода. «Как правило, мы можем утверждать, чтоувеличение богатства по отношению к численности населения с необходимостьювызывает возрастание минимального дохода, или уменьшение неравенства доходов,или же и то и другое вместе». Это делает ненужным социалистическуюдоктрину Маркса, так как для того, чтобы «поднять уровень минимальногодохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимо обеспечить более быстроеувеличение богатства по сравнению с численностью населения. Таким образом, мывидим, что проблема улучшения условий жизни беднейших слоев населения являетсяпрежде всего проблемой создания богатства»[19].
Понятия оптимума по Парето и совершенной конкуренциивзаимосвязаны. Долговременное равновесие совершенной конкуренции создаетоптимальное распределение ресурсов, а каждое оптимальное распределение ресурсовпредставляет собой долговременное равновесие совершенной конкуренции. При этомсовершенная конкуренция должна означать не только отсутствие контроля над ценойи однородность всех продаваемых товаров и услуг, но также полную свободу входа вотрасль и выхода из нее и полную доступность для каждого экономическогосубъекта всей важной для извлечения прибыли информации.

Глава 3. Механизм саморегулирования рыночнойэкономики и государственное вмешательство
 
3.1 Принципы саморегулирования рыночного механизма
Вусловиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласованияхозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.
Поэтомув рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйствавыступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономическогопредложения.
Этотзакон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма когдагосподствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были вXVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулированиянационального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге«Исследование о природе и причинах богатства народов» он выдвинул иобосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования[20].
Первоеположение – о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики.Этот принцип получил формулировку «laissez faire» («Пусть всеидет своим чередом», франц.). В книге о богатстве народов А. Смит четкоопределил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправлениеправосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (длясодействия торговле и поощрения ее, для образования). Как видим, вгосударственных расходах не указаны затраты на развитие производства иуправление экономикой. Если государство не является макрорегулятором, то,спрашивается, кто (или что) является им?
Второеположение – о «невидимой руке», которая как бы«подталкивает» всех частных производителей товаров и услуг кдействиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственнойвыгоде предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, котораявовсе не входила в его намерения.
Невидимойрукой" является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясьудовлетворить какой-то конкретный платежеспособный спрос, тем самым материальнозаинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребности общества.
Третьеположение – о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включаетпрямые и обратные экономические связи между товарным производством(предложением товаров) и рыночным спросом.
Прямаясвязь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяетспрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельнорешают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и длякого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители,не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не знаяреальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь междупроизводством (предложением) и спросом может нечасто давать «сбои»,не достигая прямо поставленной цели[21].
Всехтоваропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству.Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающаясигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяетвносить поправки в производственные действия предпринимателей:
Ценыпереключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом иявляются более выгодными.
Правилаэкономического поведения хозяйствующих субъектов на микроуровне устанавливаютсямеханизмом микроэкономического регулирования, который представляет собойсовокупность форм организации производства, принципов распределения созданногопродукта, правовых и экономических методов управления.
Воснову регулирования экономических отношений на микроуровне положен принцип«невидимой руки „А. Смита. Суть этого принципа состоит в том, чтохозяйствующие субъекты, руководствуясь прежде всего собственными интересами,как бы направляются “невидимой рукой» к реализации интересов другихлюдей и общества в целом. Действие этого принципа наилучшим образом соотноситсяс рынком свободной конкуренции.
Всовременной рыночной экономике правила экономического поведения обосновываютсярационализмом, т.е. такой линией поведения, которая проявляется в поискенаиболее оптимальных способов удовлетворения интересов и потребностей субъектовхозяйствования. Фирмы, добиваясь своих экономических целей, используют новыепередовые технологии и рациональную комбинацию ресурсов и одновременно, как бы направляемые «невидимой рукой»,способствуют обеспечению экономических интересов экономики в целом. В итогеличная выгода фирм (максимизация прибыли), поощряемая и направляемая рыночнойсистемой, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества вцелом[22].
Саморегулирование такой деятельности проявляется, с одной стороны,как форма организации рыночных отношений, с другой – как метод хозяйствования. Саморегулированиекак форма организации рыночных отношений предполагает наличие субъектоврыночных отношений, обладающих социально-экономической свободой и в то же времявзаимной обусловленностью, согласованностью экономических интересов,проявляющихся в виде прямого или опосредованного согласования своих действиймежду собой. Такое положение рыночных субъектов является следствиемобщественного разделения труда, которое, с одной стороны, разъединяетхозяйствующие субъекты по видам и направлениям трудовой деятельности испособствует формированию экономически обособленных товаропроизводителей, а сдругой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи по налаживанию обмена товарови услуг на эквивалентной основе в виде купли-продажи[23].
Формы и методы саморегулирования купли-продажи основываются на действии конкурентных и интеграционных процессов.Конкуренция проявляется в виде ценовых и неценовых методов борьбы междутоваропроизводителями в процессе их функционирования, которая сопровождаетсясоперничеством за увеличение объемов производства, продаж, получения прибыли иисточников ресурсов.
3.2 Необходимость вмешательствагосударства в регулирование рыночной экономики
В условиях несовершенной конкуренции, когда отдельные субъектырыночных отношений имеют экономические преимущества, механизм саморегулированиядополняется государственным вмешательством. Механизм государственноговмешательства включает методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямоговоздействия предполагают исполнение законодательных актов, а методы косвенноговоздействия – использование системы налогообложения, финансовой,денежно-кредитной и социальной политики государства[24].
Таким образом, посредством механизма микроэкономическогорегулирования осуществляется не только регулирование экономических отношениймежду государством и фирмами и внутри их, но и реализуется цель общественнойсистемы (удовлетворение потребностей населения, рост благосостояния людей ит.д.). Эта общая цель реализуется через достижение частных целей, которыеставят перед собой отдельные фирмы (максимизация прибыли, улучшение качества иассортимента продукции, рост доходов). Поэтому основной функцией механизмамикроэкономического регулирования является обеспечение экономических условийдля достижения этих целей.
Реализуемаяв настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степенигосударственного вмешательства в ход экономических процессов исходя из такназываемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логикапреобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципаобоснованности государственного воздействия на экономику с использованиемзаконного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственногорегулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной,максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функцийгосударственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства всферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляютсявовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служитьосновной цели – сокращению административных, экономических и организационныхбарьеров для развития предпринимательства.
Всвязи с этим остро стоит вопрос об упразднении избыточных функцийгосударственного регулирования и о передаче части функций государственногорегулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач иэкономической эффективности.
Дерегулированиеэкономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторовэкономики как альтернативы прямому государственному регулированию.Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группойэкономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственнуюдеятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективнорешить ряд важнейших задач.
Стеоретической точки зрения саморегулируемые организации в состояниипреодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальнойполитики с меньшими издержками, чем в случае прямого государственногорегулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъяновгосударства[25].
Вполнеочевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышениеобщественного благосостояния и темпов экономического роста.
Вместес тем существует возможность возникновения негативных эффектов функционированиясаморегулируемых организаций, что, в первую очередь, связано с возможнымограничением конкуренции.
Выборконкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачигосударственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции нарынок, задействовании механизмов саморегулирования, должны осуществляться наоснове сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства ипроведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач,выгод, издержек (соотношения затраты–результат) и рисков с обязательнымизучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения навсе заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов,потребителей и государства) с целью установления баланса интересов.Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательстванеобходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбораоптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.

Заключение
Наосновании курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов.
Во-первых,рынок —это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношениймежду продавцом и покупателем по поводу обмена, купли-продажи товаров (услуг).В составе структуры рынка выделяют домашние хозяйства, предпринимательскийсектор и государство. К основным элементам рыночного механизма можно отнести:конкуренцию, цены, спрос и предложение.
Равновесиена микроуровне предполагает такое состояние субъектов,при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно ктоварам, услугам и ресурсам.
Во-вторых,в основу микроэкономического равновесия положены условия частичного равновесия– количественного соответствия двух взаимосвязанных параметров. Например,частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и использованияресурсов, производства и потребления, покупательной способности и товарноймассы и т.д.
В-третьих,общее равновесие предполагает согласование функционированиявсех сфер экономики, т.е. соответствие между спросом и предложениемпотребительских товаров и услуг, средств производства и рабочей силы.
Впервой главе мы рассмотрели условия стабилизации поведения, т.е.достижениеравновесия потребителей и производителей.
Далеемы рассмотрели основные теоретические подходы к обоснованию рыночногоравновесия. Мы выделили теории Л.Вальраса, А.Маршала, В.Парето.
Л.Вальраспервым попытался описать как достигнуть микроэкономическую стабильность иравновесие через систему уравнений. Главным фактором в его исследованияхявляется объем производства.
А.Маршалнаоборот рассматривает цену как важнейший фактор достижения равновесия. Онутверждает, что если рыночная цена не равна равновесной, то действияпокупателей и продавцов двигают ее в направлении к равновесной. Если же объемпредложения не равен равновесному, то, ориентируясь на цену спроса, продавцыувеличивают или уменьшают объемы предложения до равновесного уровня, прикотором устанавливается и равновесная цена.
В.Паретооперирует понятиями предельных величин. По Парето, рыночное равновесие – это состояние, при котором невозможно улучшить положение кого-либоиз участников обмена без того, чтобы не ухудшить положение хотя бы одного изостальных.
В третьей главе нами были рассмотрены концепции саморегулированиярынка и необходимости вмешательства государства. Концепция саморегулированияисходит со времен А.Смита, который выдвинул следующие положения рыночнойэкономики: это невмешательство государства в регулирование, принцип невидимойруки и саморегулирование рынка.
Современная экономика характеризуется максимально возможнымуровнем саморегулирования. Вмешательство государства обусловлено, по большейчасти, социальными причинами.

Список использованной литературы
1.    АндрияновВ. Механизм саморегулирования рыночной экономики на микроэкономическом уровне// Общество и экономика. – 2008. – № 2. – С.5-35.
2.    ВальрасЛ. Элементы чистой политической экономии. – М.: Изограф, 2000. – 448 с.
3.    ВасильеваЛ.Н. Моделирование микроэкономических процессов и систем. – М.: КНОРУС, 2009. –400 с.
4.    ГоряиноваЛ.В. История экономических учений. – М.: Московский международный институтэконометрики, информатики, финансов и права. – 2003. – 85 с.
5.    ИвашковскийС.Н. Микроэкономика: учеб. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
6.    КитП. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – Спб.: Питер. –2008. – 624 с.
7.    КорниенкоО.В. Микроэкономика. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 352с.
8.    Курсэкономической теории: Учебник / М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович, М.Г.Муталимов. –Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 496 с.
9.    НосоваС.С. Экономическая теория: учеб. – М.: Кнорус. – 2009. – 798 с.
10.  НуреевР.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Изд-во «НОРМА». 2002. – 572с.
11.  РубинЮ.В. Теория и практика конкуренции. – М.: Московский международный институтэконометрики, информатики, финансов и права. – 2005. – 428 с.
12.  ЧепуринМ.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА. – 2007. – 848 с.
13.  Экономическаятеория. Вводный курс. Микроэкономика / Под ред. И.Е.Рудановой. – М.: Инфра-М. –2008. – 576 с.
14.  Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. акад.В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
15.  Экономическаятеория: учебник / Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. – М.: Издательство«Экзамен», 2005. – 592 с.
16.  Рыночныймеханизм саморегулирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:www.vuzlib.net/beta3/html/1/2639/2812/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.