ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В
ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1. Экономическиесистемы, их цели и функции. Типы экономических систем.
2. Особенностии черты переходной экономики Беларуси.
3. Элементыи направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направлениягосударственного регулирования в переходной экономике.
4. Основныенаправления формирования социально ориентированной смешанной экономики.
5. Экономическаябезопасность: определяющие факторы и пути обеспечения.
1. Экономическиесистемы, их цели и функции. Типы
экономических систем.
Экономическая система – это сложная упорядоченнаясовокупность всех хозяйственных отношений и видов хозяйственной деятельности общества,реализующаяся через функционирование производительных сил и осуществляющаяся вформе определенных производственных и социальных отношений и социальныхинститутов, целью которой является удовлетворение потребностей общества вматериальных благах и услугах.
Применительно к экономической системе структура вшироком смысле выступает как внутренняя организация общественного производства.Поэтому на разных уровнях она всегда проявляется чеpeз людей, ихпроизводственную деятельность. Следовательно, структуру экономической системыобразуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных идуховных благ и услуг, т. е. совокупность производственных отношений. Последниепредставляют собой весьма сложную систему, включающую отношения людей друг сдругом, их отношение к вещам и отношения вещей между собой, т. е.технологические отношения Из них можно выделить те, которые являются как бы«скелетом» системы, формируют ее определенную целостность Это преждевсего отношения собственности, выступающие основой и условием функционированиялюбой экономической системы, а также и отношения организации производства, хозяйствования.
Как система, так и входящие в нее элементы выполняютопределенные функции, представляющиесобой, во-первых, целенаправленную деятельность, обеспечивающую сохранность,функционирование и развитие системы. Bo-вторых, функция рассматривается какроль, которую элемент выполняет как часть по отношению к целому
Важным специфическим свойством экономических системявляется наличие цели. Действия подостижению цели есть функции системы и ее элементов. Последние имеют своиспецифические цели, производные от цели системы. Например, цель экономическойсистемы общества — удовлетворение его потребностей. Элементы системы —предприятия, фирмы — направляют свою деятельность на выполнение той или инойобщественной цели. Наряду с этим у них есть своя особая цель — получение максимальнойприбыли. Поскольку экономические системы являются сложными, иерархическими,система более высокого уровня ставит перед подчиненной системой цели, задачи,устанавливает ограничения, при необходимости выделяет ресурсы. Задачи передсамой экономической системой ставит общество.
Виды экономических систем:
· традиционноеобщество — в основе — ручная техника, преобладание аграрного производства,низкая производительность труда;
· переходноеобщество — развитие науки, ремесел, рынка, рост эффективности производства;переход экономической системы от традиционной к более высокому типу экономикииндустриального общества;
· экономическаясистема «сдвига» — значительный рост капитальных вложений, быстрыйрост производительности труда в сельском хозяйстве, развитие инфраструктуры;
· обществоэкономической зрелости — быстрый рост производства и его эффективности,развитие всего народного хозяйства;
· обществовысокого массового потребления — производство начинает работать преимущественнона потребителя, ведущее положение занимают отрасли, производящие предметы длительногопользования.
Немецкий экономист Б.Гильдебранд в качестве критерияуровня развития производства использовал меновые отношения и в соответствии сэтим выделил три исторических типа экономических систем: натуральный, денежный,кредитный. Его соотечественник экономист К.Бюхер рассматривал типыэкономических систем с точки зрения преобладания определенного вида хозяйства:домашнее — предметы потребления используются там, где производятся; городское —непосредственный обмен товара на товар; народное — предметы, прежде чем дойтидо потребителя, проходят ряд хозяйств.
Современные экономические системы целесообразноподразделять исходя из форм собственности на средства производства и способакоординации входящих в нее элементов.
Модели экономической системы: К.Р.МАККОНЕЛЛ (р. 1927)
* чистый капитализм (эпоха свободной конкуренции) —частная собственность на ресурсы, рынок координирует и управляет экономическуюдеятельность, субъект максимизирует прибыль на основе своих решений, множествопокупателей и продавцов, роль государства — защита частной собственности исвободного рынка;
* командная экономика — общественная собственность наматериальные ресурсы, использование ресурсов, производство и распределениепродукции, ее ассортимент (решает центральный плановый орган);
* смешанные типы систем ~ наличие различных формсобственности, имеют место элементы чистого капитализма и командной экономики;
* традиционная экономика — производство базируется натрадициях, обычаях (Индия), производительность труда неизменна.
Структуру экономической системы общества можнорассматривать в зависимости от господствующей формы хозяйствования:
* натуральное хозяйство — произведенные продуктыпотребляются внутри хозяйства, не развито общественное разделение труда;
* простое товарное хозяйство — часть произведенныхпродуктов реализуется на рынке, отсутствует наемный труд, частная собственностьпредполагает определенное общественное разделение труда, обмен продуктами.Развитая система товарного хозяйства основана на разделении общественноготруда. Продукты производятся отдельными, обособленными производителями, апотребности удовлетворяются посредством обмена продуктами на рынке;
* рыночная система — господствует многообразие формсобственности, характерна различная степень государственного регулирования ихозяйства. Различают системы свободно регулируемой рыночной экономики (стихийнаярыночная система соотношения спроса и предложения, цен и процентных ставок) игосударственно регулируемой рыночной экономики (рыночная конъюнктура находитсяпод воздействием установленных государством ограничений монопольногопроизводства, цен, процентных ставок и налогов).
2. Особенностии черты переходной экономики Беларуси.
Переходная экономика в общем смысле представляет собой особоесостояние экономической системы, когда она функционирует в период переходаобщества от одной сложившейся исторической системы к другой.
Переходный период — это время, в течение которого общество осуществляеткоренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономикастраны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальнымиреформами экономической системы. В западной экономической теории такиепереходные процессы в экономике получили название постсоциалистической илипосткоммунистической трансформации. Этот переход для постсоциалистических странимеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночная экономика.
Переходнаяэкономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее отдругих сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемноеобразование. Поэтому для нее характерны смесь, сочетаниекомандно-административной и современной рыночной экономики с их зачастуюпротиворечиво функционирующими элементами.
Во-вторых,если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность,устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостьюсостояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризиснымдля сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное длятрансформирующейся экономики. Сохранение в течение относительно длительноговремени неустойчивости, неравновесия имеет свою причину: изменение целифункционирования системы. Если в обычной, устойчивой системе такой цельюявляется ее самосохранение, то для переходной экономики — трансформация вдругую систему.
В-третьих,переходная экономика отличается от КАС количественным и качественным изменениемструктуры. В ней «по наследству» остались структурные элементы предыдущейсистемы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы,домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественноиной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание,так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики.
Вместес тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системеэлементы: предпринимательские структуры различных форм собственности,негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственныепенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых,в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей иотношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи междусубъектами экономики, расчищая пространство для формирования новых рыночныхотношений. Однако последние еще носят «переходный», неустойчивый характер ипроявляются в такой деформированной форме, как бартерныерасчетымежду предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования. В экономикенаблюдаются частые сбои и кризисные проявления.
Следуетотметить, что понятие «переходная экономика»! не является новым в историиразвития нашей страны. Экономика с таким названием существовала в 20-е годы XX в, Она насчитывала 5общественно-экономических укладов социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический,мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленностьтрансформационных процессов были прямо противоположны современной переходи-нойэкономике. Тогда главная задача заключалась в переход от многоукладнойэкономики к одноукладной — социалистической. Теперь же стоит прямопротивоположная задача — заменить одноукладную экономику государственногосоциализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современнойрыночной экономики.
Современнаяпереходная экономика Беларуси и других постсоциалистических стран представляетсобой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночнойэкономике. Переходный период в нашей экономике — это отрезок времени, в течениекоторого осуществляется демонтаж КАС и формируются основы рыночной экономики.Поэтому сущность переходной экономики заключается в том, что это смесь,сочетание КАС и современной рыночной системы.
Содержаниемпереходной экономики постсоциалистических стран является создание рыночныхотношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования,преобразование социально-экономических отношений по направлению демократизациии либерализации.
Началопереходного периода обычно предопределяется утратой власти советскими органамии коммунистическими партиями, прекращением деятельности прежних законодательныхи исполнительных органов, т.е. сменой политического строя. Такой переход можетпроисходить мирным и вооруженным путем. Так, в Румынии конец государственногосоциализма ознаменовался вооруженным восстанием. В других странах (Болгарии,Польше, Чехословакии) изменение политического строя сопровождалось демонстрациямии забастовками, носящими мирный характер. В нашей стране предпосылками переходак новому политическому строю стали курс на перестройку и гласность, распадСССР, отказ от власти коммунистической партии, объявление Беларуси независимым,суверенным государством. Официально установление нового политического строя внашей стране было закреплено принятием Конституции 1994 г.
Основнаятрудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институтыв широком смысле представляют собой правила экономического поведения имеханизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации,субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которыхне может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность,экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция,рыночная инфраструктура и др.
Характерныйпризнак переходной экономики — институциональная незавершенность, отсутствиеили зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГэто, прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка ивсей рыночной инфраструктуры в целом. Значительно замедляют рыночныепреобразования, слабо работающие законы о несостоятельности и банкротствепредприятий. Однако следует учитывать, что основная причина медленных темповреформ — глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночныхпреобразований.
Онобусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежипредприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротствеприведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.
Такимобразом, переход к рыночной экономике требует глубоких измененийинституциональной структуры общества, т.е. институциональной трансформации;преобразования отношений собственности (приватизации) и введения институтачастной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночныхзаконов и ограничения роли государства, формирования новых субъектовхозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионныхфондов и др.).
Началопереходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуетсявоздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:
1) глубокийэкономический кризис, унаследованный в результате краха КАС;
2) распадСССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшиехозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить свои экономическиепроблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все нишина западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительнониже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Поэтому и правительства,и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции врамках СНГ;
3) деформированнаяструктура экономики, сложившаяся в условиях КАС. Она отличается преобладаниемпроизводства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовыеи сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурнуюперестройку народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;
4) характернаядля переходного периода экономическая, политическая и социальнаянеустойчивость;
5) экономическийкризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочнойстратегии и ее спокойной реализации. Решения часто приходится принимать икорректировать на ходу.
Внастоящее время в переходной экономике практически каждой постсоциалистическойстраны сочетаются три фундаментальные тенденции:
*постепенное отмирание административного социализма;
*генезис отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства, т.е.современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности;
*социализация и гуманизация общественно-экономической жизни, как фундаментальнойпредпосылки любых современных трансформационных процессов. Отличительной чертойпереходной экономики являются масштабность и глубина преобразований. Онизахватывают основы существующего строя: отношения собственности, политическую иправовую системы общества, общественное сознание. О размахе экономических реформсвидетельствует тот факт, что за 5 лет (1990—1995) в странах с переходнойэкономикой было приватизировано более 30 тыс. крупных и средних предприятий, ав остальных странах мира за 11 лет (1980—1991) — менее 7 тыс.
Особенностипереходной экономики нашей страны заключаются в следующем:
*одновременное существование доиндустриальных, индустриальных ипостиндустриальных подсистем производительных сил;
*система производственных отношений находится в своеобразном «переходном»состоянии, т.е. не относится пока ни к смешанной рыночной, ни кпостсоциалистической экономике. Прежняя система социально-экономическихотношений разрушена и уже не может быть базисом, а новая еще не сложилась ипоэтому пока не может стать базисом;
*наблюдаются процессы свертывания общественного разделения труда и перехода кнатурализации производства;
*в ключевых отношениях соединения работника со средствами производства до сихпор сохраняются деформированные элементы социализма (искусственноподдерживаемая гарантированная занятость, непосильная для экономики социальнаязащита и др.).
Существеннойчертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникшийкак результат краха КАС, этот кризис характеризуется массовым падением объемовпроизводства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий,увеличивающейся безработицей. Кризису способствовали такие факторы, как деформацияструктуры народного хозяйства, совпавший по времени с трансформацией экономикимассовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достиженийНТП в производство.
ДляБеларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:
1) длительныйспад, последствия которого сохраняются до настоящего времени. Он особенноощутим в таких сферах, как реальное потребление населения, инвестиции и др.;
2) углубляющиесяструктурные диспропорции;
3) высокиетемпы инфляции;
4) значительныйдефицит государственного бюджета;
5) снижениеинвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;
6) падениекурса национальной валюты;
7) относительнонизкий жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации доходов;
8) значительныемасштабы скрытой безработицы.
Кризиспоразил и внешнеторговые отношения. Из-за разницы в ценах снизился экспортпродукции белорусских предприятий на российский рынок. Постоянное удорожаниеэнергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговлес соседней страной. При отсутствии в Беларуси достаточного количества валютырасчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставокпродукции ее ведущих машиностроительных предприятий. В результате страна теряетчасть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие наимпортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, чтоснижает ее конкурентоспособность на внешних рынках.
3. Элементы инаправления переходной экономики.
Либерализация. Цели и направлениягосударственного
регулирования в переходной экономике.
Выделяютследующие главные задачи переходной экономики:
1) преодолениекризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходнуюэкономику;
2) формированиерыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформированиеотношений собственности как основы экономической системы;
4) созданиеусловий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) формированиеразвитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих населениеот тяжелых последствий реформирования экономики. Как показывает практика, вкаждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночнойэкономике, существуют свои концепции и программы решения главных задачпереходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можновыделить несколько общих, «обязательных» направлений:
*либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Этопервоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальноесоотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства итем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народногохозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственногодиктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
*реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизациигосударственной собственности. Именно в результате приватизации должноустановиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной ичастной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формированиямногоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственнойрегламентации общественного производства, создания и развития конкурентныхрыночных отношений;
*стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цени формирование устойчивых финансовых отношений;
*реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий,включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства всоответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностямистраны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых,высокоэффективных технологий;
*интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей,становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализоватьвнешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защитуиностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальнойвалюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабнаялиберализация и последовательная стабилизация.
Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контролясо стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается ввозможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованнойэкономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации.Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос иполучение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию,соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющемупроизводителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах.Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешаетнормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки,либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи междугосударством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия длястабилизации экономики.
Рольлиберализации не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономикеона включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системыгосударственных заказов и поставок, ликвидацию государственной производственнойи торговой монополии, предоставление экономической свободы предприятиям ввыборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованногораспределения иностранной валюты.
Впостсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки.В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. ВПольше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90% цен, отменили монополию государства в сфере торговли и обеспечили конвертируемостьвалюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована вАлбании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.
ВРоссии и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода крыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортныхопераций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаютсяцены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многиепотребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практическиво всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения ценнаблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи,усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опытразных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % вгод, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовыестимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплениюсбережений и инвестирования. Поэтому правительства этих стран вынужденыпроводить политику макроэкономической стабилизации, Она означаетсокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготногокредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии.
Стабилизациявключает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономическойсфере. При всем разнообразии способов она обычно предусматривает такие меры,как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутреннейконвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другиежесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокаясоциальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительноусиливает социальную напряженность и иногда чревато социальным взрывом. В такихусловиях более результативными являются более мягкие методы финансовогорегулирования.
Впереходной экономике можно выделить три основных направления деятельностигосударства.
Во-первых,это создание правовых и организационных институтов, необходимых дляфункционирования рыночной экономики. К ним относятся; институт частной:собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства,проведение эффективной антимонопольной политики.
Во-вторых,перестройка самой государственной системы на принципах демократии иудовлетворения потреби: остей рыночного хозяйства. Она требует коренногопреобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методовуправления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс.Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматическогорождения новой системы государственного управления, адекватной рыночнойэкономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами,порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам,усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работапо реформированию государственной власти на демократических началах, сокращениючисленности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевыхминистерств к органам функционального управления.
В-третьих,переход к новым формам регулирования, реализация социальной и экономическойполитики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи:обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию,т.е. стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, вкотором усиливается социальное расслоение и может появиться социальнаянапряженность.
Важнейшимнаправлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. Отего правильности зависят как направление социально-экономического развития, таки темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс,в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранениеэкономической безопасности страны, экономическая эффективность национальногопроизводства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенныенациональные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами дляэкономической политики.
Особоевнимание в переходный период государство должно уделить выработкеэкономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е.направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивогоразвития общества.
Важнейшейфункцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей иограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации.Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, вкоторой цели расположены по стене- ^ ни их значимости и срокам достижения.
Так,стратегической целью реформирования экономики Беларуси являетсяповышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейскихгосударств. Стратегическим же направлением социально-экономического развитияявляется движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокогоуровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формированиянового технологического способа производства и многоукладной рыночнойэкономики.
Этотстратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваютсяостальные направления экономической политики и формируются их долгосрочныецели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечениеэкономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике истабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста,обеспечение социальных гарантий поддержание внешнеэкономического равновесия, защитаот внешней экспансии.
Крометого, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальныецели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и для Беларуси,является стабилизация социально-экономической ситуации и создание предпосылокдля экономического pоста.
Всецели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимымидля их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государствомзадач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочныхрыночных преобразований в экономике.
Формированиерыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:
*ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государстводолжно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике.Главной его задачей является защита формирующейся рыночной экономики,сохранение стабильности функционирования народного хозяйства;
*демонополизация экономики ~ ликвидация преобладания на рынке товаровотдельных производителей;
*введение института частной собственности, гарантированной законом, в томчисле на землю;
*обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен.Переход подавленной инфляции, характерной для КАС и проявляющейся в «вымывании»товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию требуетпроведения жесткой антиинфляционной политики;
*развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственногоназначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда;
*формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные,товарные биржи и др.;
*финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткойденежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
*преодоление в экономическом мышлении у значительной части населенияпроявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма(уравнительности в распределении).
4. Основныенаправления формирования социально
ориентированной смешанной экономики.
Какуже отмечалось, целью всех преобразований в Беларуси и других странах СНГявляется построение социально ориентированной модели рыночной экономики. Онаотличается от других систем тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм формсобственности, причем значительное место в экономике занимает государственныйсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономическогороста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения изанятости. Однако необходимо учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическаяситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура,наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток наформируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модельбелорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от другихмоделей социально ориентированной экономики.
Любаяэкономическая система имеет соответствующую социальную составляющую, содержитв большей или меньшей степени социальные элементы, а потому любые экономическиереформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Это значит,что реформирование экономики объективно представляет собой целостнуюсоциально-экономическую деятельность, оба компонента которой связаны друг сдругом. А потому результатом реформирования экономики должно быть создание такойэкономической системы, которая сочетала бы преимущество современноговысокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защитыграждан.
Отсюдаследует, по крайней мере, два принципиально важных вывода, касающиеся оценкипроводимых реформ и социальной политики государства. Во-первых, ожидаемые иреальные результаты экономических реформ и преобразований следует оценивать наоснове не только экономических, но и социальных критериев, таких как качествои продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей,социальные гарантии и социальная справедливость. Во-вторых, социальнуюполитику государства нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальнойзащите малоимущих групп населения. Более важным элементом этой политикиявляется социальный аспект (социальная составляющая) приватизационной, финансовой,налоговой, инвестиционной, ценовой и иной собственно экономической политики.Только в этом случае можно говорить о социально ориентированной экономике, вкоторой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинениевоспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолеваяотчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества икультуры.
Именнопоэтому в Республике Беларусь в качестве перспективной принята модельсоциально ориентированной рыночной экономики, базирующаяся на принципахконституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободыпредпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех формсобственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересахличности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника ирезультатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социальноуязвимых слоев населения, социального партнерства.
5. Экономическаябезопасность: определяющие факторы и
пути обеспечения.
Всистеме национальной безопасности ведущую позицию занимает экономическая безопасность.Это связано с тем, что в условиях глобализации проблемы национальных интересови национальной безопасности приобретают особое значение. Резко обостряются насовременном этапе проблемы обеспечения природными ресурсами: они истощаются,а наиболее рациональные государства в этих условиях начинают проводитьполитику экономии и сбережения национальных природных ресурсов. Далее, вэкономической сфере деятельности государств обостряется конкуренция с цельюобеспечения более эффективного хозяйствования на международной арене. Такимобразом, в общей национальной безопасности приоритетное положение по правузанимает экономическая безопасность.
Критериии показатели экономической безопасности. Для понимания сущности экономическойбезопасности важно раскрыть критерии и показатели экономической безопасности.Что касается критериев экономической безопасности, то их можно определить каксвоего рода оценку уровня развития экономики с точки зрения тех процессов ипоказателей, которые характеризуют состояние национальной экономики на тот илииной период, а, следовательно, гарантию и рубеж экономической безопасности.Здесь возможно использование множества показателей, но основными выступают те,которые в качестве официальных приняты национальной статистическойотчетностью. Среди них можно указать на темпы роста ВВП, производство ВВП врасчете на душу населения, структуру и долю в нем налогов и сборов, долю государственногои индивидуального потребления граждан в ВВП, показатели социальнойстабильности общества, потребление основных видов продукции на душу населенияв соответствии с научно-обоснованными нормами, обеспеченность населениятоварами длительного пользования, децильный коэффициент и коэффициент Джинни,размер прожиточного минимума граждан страны, уровень безработицы ипродолжительность жизни населения. Сюда же следует относить финансовоесостояние общества, важнейшими характеристиками которого должны выступатьтемпы инфляции, дефицит государственного бюджета и размер задолженностигосударства другим странам, расходы на оборону страны, состояниеконвертируемости национальной валюты и др. В национальных интересах важновыдерживать рациональную региональную политику в области поддержаниясопоставимого производства ВВП на душу населения и его потребления на душу населения,размере собственных доходов в бюджетных доходах региона. Принцип открытостиэкономики требует оценки сопоставимости участия государств в международном разделениитруда. Здесь используются такие характеристики, как объем и структура экспортаи импорта, доля импорта во внутринациональном потреблении, объем и структуравнешнего долга страны и др. Поскольку развитые страны вошли или входят в «новуюэкономику», важным критерием экономической.безопасности будет являться степеньразвития знаний в обществе и 'экономического обеспечения возможностей ростаэтих знаний, а разрыв между развитыми и развивающимися странами здесь простопотрясающий: от 1000 долл. в день в наиболее развитых странах на одногочеловека до 1 долл. или даже и того меньше в отсталых странах., Аналитики изВсемирного банка считают, что в ближайшие 10 лет число бедняков сохранитсянеизменным, если экономический рост не ускорится, а социальное неравенствопо-прежнему будет усиливаться. Только в том случае, если большинство странпримет политику социальной интеграции, предполагающую более равномерноераспределение доходов, численность бедняков в мире может сократиться к 2008 г.на 40%, т.е. до 680 млн. человек. Необходимо при этом решать двояко важнуюзадачу: с одной стороны, ликвидировать сложившийся разрыв в потребленииразличных стран в расчете на душу населения, а с другой — увеличить расходы наНИОКР, образование, профессиональное обучение, ибо они в последние 1-1,5 десятилетиякатастрофически возрастают. Это свидетельствует о вступлении стран в «новуюэкономику».
Пути обеспечения экономической безопасности. Они определяютсямножеством характеристик, которые зависят от уровня экономического развития,принадлежности к тому или иному блоку или союзу, обеспеченности природнымиресурсами, географического и геополитического положения государства,природно-климатических условий на территории страны и т.д. С учетом этиххарактеристик каждое государство определяет параметры своей национальной иэкономической безопасности на определенный исторический промежуток времени.Вместе с тем можно вычленить и некоторые общие пути или направленияобеспечения экономической безопасности, среди которых можно выделить такие как:производственная безопасность, продовольственная безопасность, внешнеэкономическая,финансовая и социальная безопасность.
Производственная безопасность представляет собой такой уровень развитияэкономики, который позволяет государству обеспечить экономическую иполитическую независимость и гарантировать свободное функционированиесубъектов хозяйствования и производить возможное количество благ и услуг. Вкачестве препятствий на пути обеспечения производственной безопасности вусловиях Республики Беларусь выступают: высокая энерго- и материалоемкостьпроизводства; слабая инвестиционная активность предпринимателей, в особенностизарубежных инвесторов; интенсивный отток капиталов из национальной экономики иперелив их в прибыльные, но не всегда стратегически важные сферы деятельности;низкий информационный и технологический базис производства, не всегдаграмотная экономическая политика управленческих структур общества и др.Отметим, что основными направлениями здесь должны выступать разгосударствлениеи приватизация собственности, структурная перестройка, формированиеконкурентной среды, обеспечение условий для проведения рациональной социальнойполитики и др.
Продовольственная безопасность связана с организацией системы хозяйства,обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества продовольственныхтоваров, необходимых для поддержания в обществе, с учетом размера формируемогодохода домохозяйств, должного уровня жизни населения. Необходимо здесьучитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности должнобазироваться на научно-обоснованных медицинских, биологических и экономическихнормах потребления продовольственных продуктов.
Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает изпроизводственной и продовольственной безопасности, образующих основуэкономической безопасности. Одновременно она предполагает сопоставимостьэкономической безопасности различных стран, особенно территориально близкорасположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономическойбезопасности должно базироваться на преимуществах международного разделениятруда и глобализации производства.
Финансовая безопасность обусловливает способность финансовой системытого или иного государства выдерживать попытки иностранных финансовыхинститутов оказывать воздействие на экономическую политику государства с цельюдестабилизации производства и проводимой в обществе социальной политики.Финансовая безопасность может иметь акценты и на внутренние факторы. Они обычносвязаны с отсутствием конкурентной среды, инвестиционного климата в обществе,инфляцией, чрезмерной безработицы и т.д.
Социальная безопасность выступает следствием обеспечения экономическойи национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои, специфическиеособенности обеспечения и развития социальной безопасности, но они проявляютсяв условиях наличия стабильности в реализации производственной,продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Еслинаблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностейбезопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальнойбезопасности имеет важный как социальный, так и экономический смысл, ибо в этойсфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересылюдей и всего общества, а поэтому должно опираться на долговременную стратегиюдеятельности государства.
Литература
1 Курс экономической теории: Учебник/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.ИПлотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис», 2003.
2 Микро- и макроэкономика: Учеб.Пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под. Ред. М.И.Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2004.
3 Экономика: Учебник. Изд. 3-е,перераб. и доп. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: ЮРИСТЪ, 1999.
4 Экономическая теория: Учебник длявузов / В.Д. Камаев, М.А. Абрамова, Л.С. Александрова и др.; Под ред. В.Д.Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 1999.