Введение. 3
Глава I. Договорпоставки. 8
1. Понятие договорапоставки. 8
2. Особенностидоговора поставки. 11
3. Содержаниедоговора поставки. 13
4. Исполнение договора поставки.Обязанности сторон. 19
5.Ответственность сторон по договору поставки. 24
Глава II. Особенностидоговора поставки товаров для государственных нужд 27
1. Основанияпоставки товаров для государственных нужд. 27
2. Стороны вдоговоре поставки товаров для государственных нужд 30
3. Порядокзаключения госконтрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд. 33
4. Исполнениегосударственного контракта и оплата товара по договору поставки товаров длягосударственных нужд. 45
5.Ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных нужд. 47
Заключение. 55
Список использованной литературы. 59
/>/>/>Введение
Договор поставки является одной из разновидностей договоракупли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институтнедавно, но по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века) он былвыделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время практическине имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или торговойкуплей-продажей. Среди профессионалов финансового рынка договор поставки иначеназывается «срочный контракт». Срочные контракты подразделяют на форвардные,фьючерсные и опционные. Экономическая пресса сообщает, что в России существуетфьючерсный товарный рынок, заключаются фьючерсные контракты на товар. Но пороссийскому национальному праву срочные контракты есть ни что иное какконтракты на поставку товаров или договоры поставки.
С самого зарождения правовой институт договора поставкииспользовался преимущественно для регулирования отношений государства счастными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иныхтоварах. Это явилось следствием того, что в середине 18 века в РоссийскойИмперии господствовал монархический строй правления, для которого характернаприоритетность интересов государства перед частными интересами. Так в Сводезаконов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемьстатей, тогда как казённым поставкам (подрядам) — более 240[1]. Таким образом былпредопределён высокий уровень заинтересованности и вмешательствагосударственной власти в нормировании отношений по поставкам, которые проявлялисьдо самого недавнего времени. С началом строительства социализма в СССРпланово-регулирующее воздействие государства на отношения по поставкепродолжало расти и сфера автономии сторон договора сужалось. И лишь в последниедесятилетия 20 века наметился переход к рыночной организации экономики и, какследствие, кардинальные изменения в правовом поле, регулирующем отношения попоставке. Поставка в новом Гражданском кодексе РФ стала приобретать обычныечерты нормального договора частного права, всё больше сближаясь с традиционнойкуплей-продажей. По сравнению со Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскуюпоставку законодатель пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка длягосударственных нужд вообще преобразовалась в отдельный вид договора.
Следует отметить, что на данном этапе развития отечественногоправа наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного)на отношения сторон договора поставки, что, на мой взгляд, недопустимо. Этоможет выражаться на конкретных действиях государственных органов, либо влияниена договор поставки и отношения его сторон некоторых нормативных актов, вчастности, из области налогообложения, что в конечном итоге отразится именно наконечном покупателе, то есть на нас с вами — на потребителе.
Живым примером может послужить «грустная» история одной сделкимежду двумя фирмами, белорусской и украинской, которые заключили договорпоставки, предметом которого являлось «банальное» подсолнечное масло. Стоимостьсделки составляла 45 миллионов белорусских рублей; над сделкой работали 13человек на протяжении полугода (только с белорусской стороны). Результатоказался плачевным — украинская фирма с огромными усилиями сошла на «ноль», авот белорусской фирме, к сожалению, пришлось закрыться. Причиной послужили, какоказалось, законные действия налоговых, таможенных и других контрольныхорганов, а также нескольких государственных предприятий, которым закон вообще«неписан». И даже многократные обращения в суд не дали никакого результата.Самое интересное, на мой взгляд, для «неудачливой» белорусской фирмы — это былаединственная сделка, которую решили провести в полном соответствии с «буквой»закона, то есть, ничего не нарушая и не утаивая. И я уверена, что этот примердалеко не последний, к сожалению. Остаётся только сделать выводы о«государстве», в котором мы живём и пытаемся работать.
В настоящее время законодательное регулирование хозяйственныхотношений по договору поставки осуществляется, как было выше упомянуто, новымГК РФ. Существуют признанные стандарты коммерческого оборота, которые следуетпредусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашениясторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенциейо международных договорах купли-продажи товаров, участником которой являетсяРоссия, а также сложившимися в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки,восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчётах за поставленные товары,последствиях нарушения условий поставки.
Необходимо отметить, что в настоящее время заключение договоровпоставки товаров для государственных нужд заметно снизилось. И это снижениеотрицательно сказалось в основном на оборонных предприятиях. Так, к примеру, сОАО «Казанский вертолётный завод» раньше заключалось более 10 государственных контрактовв год на поставку вертолётов и запасных частей к ним. Выполнениегосударственного контракта было основной задачей оборонных предприятий. Асейчас с ОАО «Казанский вертолётный завод» заключается в год 1-2государственных контракта, в основном заключаются коммерческие договоры.Заметно снизилось и рассмотрение Арбитражными судами дел по спорам, вытекающимиз договоров поставки товаров для государственных нужд.
Но не смотря на это, законодатель всё же чётко определяетграницы регулирования экономики на государственном уровне и с каждым годомсовершенствует законодательство в отношении поставок товаров длягосударственных нужд, так как государственными нуждами в Российской Федерациипризнаются потребности в продукции, необходимой для решения таких важных задач,как жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализациифедеральных и межгосударственных целевых программ.
Отношения по поставке для государственных нужд регулируютсяправилами ГК РФ об этом виде поставки, а также общими положениями о поставке,если правилами о поставке для государственных нужд содержащимися в ст. 525-534ГК РФ и в других законах, не установлено иное.
Для раскрытия темы дипломной работы «Особенности договорапоставки для государственных нужд» необходимо для начала уяснить, что из себяпредставляет договор поставки вообще; его понятие, особенности, содержание, егоисполнение, ответственность сторон. Затем раскрывать содержание договорапоставки товаров для государственных нужд, в котором, по моему мнению, кроютсяего особенности.
/>/>/>Глава I.Договор поставки
/>/>1. Понятие договора поставки
Договором поставки ст. 506 ГК РФ признает такой договоркупли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющийпредпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок илисроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования впредпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным,семейным, домашним и иным подобным использованием.
Предприятие и человек, то есть юридическое и физическое лицореализуют концепцию купли-продажи. Эта концепция национальной внутреннейторговли в любой стране, независимо от политического уклада, строится наопределенных принципах, известных экономической теории купли-продажи.Соответственно нужно указать, на особую сферу применения договора поставки. Это— хозяйственная, предпринимательская деятельность. В соответствии со ст. 2Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностьюпризнается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя в установленномпорядке.
Общепризнанно, что одним из признаков договора поставки являетсяособый субъектный состав данного договора. Сравнительно недавно признавалось,что договор поставки может быть заключен только между социалистическимиорганизациями, а теперь при определении круга субъектов договора поставкивведена правовая фигура, именуемая предпринимателем. Как и прежде, граждане(физические лица) исключаются из числа субъектов договора поставки. В сделкахпо поставке могут принимать участие граждане, имеющие статус индивидуальногопредпринимателя.
Субъектами договора поставки являются предприятия и другиекоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели,профессионально занимающиеся производством, торговлей и иной хозяйственнойдеятельностью. Некоммерческие организации могут осуществлятьпредпринимательскую деятельность при определенных условиях. И в этом качествеони могут выступать субъектом договора поставки.
Поставщиком в договоре поставки именуется продавец,осуществляющий предпринимательскую деятельность (см. ч. 4 ст. 469 ГКРФ). Таким образом, в качестве поставщика выступают предприятия и иныекоммерческие организации, производящие товары или ведущие оптовую торговлю. Вэтой связи следует сказать, что в реформируемой России были предприняты попыткиполностью разрушить оптовую систему торговли, а крупные оптовые торговыеорганизации упразднить. В отличие от этих хозяйствующих субъектов появилисьпримитивные коммерческие посредники при купле-продаже. В процессенепродуманного реформирования была сделана ставка на мелкого коммерсанта и«саморегулирующийся» рынок. Вмиг были обрублены хозяйственные связи попоставкам, а государство устранилось от регулирования экономических процессовпоставки.
В государствах, в том числе и с развитыми рыночными отношениями,крупные оптовые торговые организации имеют серьезные социально-экономическиефункции. Это преобразование промышленного ассортимента в торговый и созданиеструктуры каналов рационального товародвижения; оценка потребностей и спроса,информационное, консалтинговое и маркетинговое обслуживание торгующихпредприятий в целях минимизации коммерческого риска; наконец, доставка товаровк конечному потребителю.
Повышение эффективности общественного производства возможно припостроении рациональной системы оптовой торговли под контролем государства.Закономерностью является то, что оптовая торговля вернет утраченные позиции. Атем временем оптовый оборот товаров, хозяйственные связи междупрофессиональными поставщиками и покупателями традиционно регулируютсязаконодательством о поставках и заключенным, в соответствии с этимзаконодательством, договором поставки.
Покупатели в договоре поставки — предприниматели (физические июридические лица), приобретающие продукцию, товары или использующие результатыработ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо перепродажи, а также неюридические лица, приобретающие товары или использующие результаты работ(услуг) для удовлетворения собственных нужд, даже если они были приобретены(заказаны) в розничной торговле или в сфере бытового и иных видов обслуживаниянаселения. Покупателем может быть и некоммерческая организация, если оназакупает товары для определенной цели.
Итак, в договорные отношения вступают хозяйствующие субъекты, ноне граждане (физические лица).
Общее между договором купли-продажи и договором поставки.
Договор поставки имеет такую же экономическую сущность(возмездная передача товара от одного субъекта к другому) как и договоркупли-продажи. ГК РФ определил договор поставки как разновидность договоракупли-продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания июридических признаков этих договоров:
— они призваны обеспечить переход права собственности (иноговещного права) на имущество;
— заключение этих договоров происходит в результате свободноговолеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;
— они имеют возмездно — эквивалентный характер, гдевстречнымпредоставлением являются деньги.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставкитоваров применяются не только специальные нормы, но и общие положения окупле-продаже.
/>/>2. Особенности договора поставки
Прежде всего, надо сказать, что отграничение договора поставкиот договора купли-продажи всегда представляет не только научно-теоретическийинтерес, но и имеет важное практическое значение. Важно определиться, в какихслучаях заключается договор поставки, а когда — договор купли-продажи. Отэтого, как известно, зависят не только права и обязанности сторон, но ипоследствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.
Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющиеего в отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особоеправовое регулирование:
— передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должнаосуществляться в обусловленный договором срок или срок. Применительно кдоговору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характерсущественного условия договора;
— по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а толькопроизводимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщикавыступает коммерческая организация, специализирующаяся на производствесоответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;
— имеет существенное значение, для какой цели покупателемприобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается толькотакой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования впредпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным,семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признаксвидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должнавыступать, как правило, коммерческая организация, занимающаясяпредпринимательской деятельностью.
Кроме того, договор поставки имеет и другие существенныеотличия. Например:
— система договорных связей при поставке зачастую сложная, ипоэтому поставщик не всегда собственник (производитель) поставляемогоимущества, им может быть и посредник, реализующий покупателю товары с цельюполучения прибыли;
— в договоре поставки момент заключения договора отдален во времениот момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке, может и не быть намомент заключения договора;
— договор поставки создает длительные отношения между сторонами;
— исполнение договора поставки, как правило, осуществляется почастям;
— в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажапоставляемого товара, но и его доставка;
— само содержание договора определяет письменную форму егозаключения.
/>/>3. Содержание договора поставки
Заключение договора поставки.
Договор поставки, как правовой документ, регулируетвзаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и являетсяединственным юридическим фактором, на основании которого возникаетобязательство по поставке. Как правило, это единый документ, подписанныйсторонами.Но также существует возможность заключения договора поставкипутем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной,телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, чтодокумент исходит от стороны по договору.
В нынешних условиях хозяйствования для сторон чрезвычайно важноопределить в подписываемом документе, какой договор ими заключается, и четкоопределить в нем права и обязанности сторон. Так как, когда между сторонами подоговору возникает спор, в суде трудно определить, какой же именно договор былзаключен. Содержание договора поставки составляют его условия, которые сторонысогласовывают в процессе заключения договора.
Независимо от предмета договора поставки, состава егоучастников, а также оснований, в соответствии с которыми он заключается,существенными условиями договора поставки являются: условия о товаре(ассортимент, количество, качество), сроки и порядок поставки, сроки и порядокоплаты. При отсутствии хотя бы одного из этих условий в договоре он считается незаключенным.Существенными признаются также все те условия, относительно которых позаявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.432 ГК).
Содержание договора поставки.
Прежде всего, согласованию подлежат условия о товаре,т.е. о его наименовании, количестве и качестве, что в совокупности и составляетпредмет договора поставки или объект сделки. Оговаривая предмет договора,следует указать точно название продукции (товара), а также номера стандартов,технических условий, артикулов и других необходимых документов, на соответствиекоторым предстоит проверять поступившую продукцию (товары). Подробное описаниеобъекта сделки позволяет избежать разногласий, а также исключить возможностьнедобросовестного отношения к своим обязанностям какой-либо из сторон.
Количество поставляемого товара в договоре поставкиопределяется по соглашению сторон исходя из потребностей покупателя и с учетомпроизводственных или иных возможностей поставщика. Определять количество товараможно следующими способами: по стандартам, техническому описанию, по образцам,каталогам или проспектам поставщика, которые являются неотъемлемой частьюданного договора.
Подкачеством поставляемого товара понимаетсясоответствие его свойств уровню требований договора или закона, а также совокупностьпризнаков, которые определяют его пригодность для использования по назначению.
Когда предметом договора поставки являются продовольственныетовары, то их качество должно подтверждаться сертификатом качества, которыйвыдается уполномоченной на то государственной организацией, а такжеветеринарным и санитарным сертификатом. Последний выдается на каждую партиюпоставляемого товара.
Правовые основы обязательной и добровольной сертификациипродукции и услуг в РФ, а также права, обязанности и ответственность участниковсертификации определяет Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от10.06.93 года. Сертификация представляет собой комплекс мероприятий,которые дают возможность определить или подтвердить соответствие продукцииустановленным требованиям.
Другим важным элементом содержания договора поставки, егосущественным условием являются условия о цене и порядке расчетов запоставленные товары. Отсутствие сведений о цене может привести к признаниюдоговора недействительным.
Цена определяется сторонами на момент заключения договора. Можнопроводить предварительное согласование цены.
Необходимо отметить, что цена зависит от условий поставки. Еслипроектом договора предусматривается доставка продукции силами поставщика насклад покупателя, то цена увеличивается на стоимость доставки, расходов настрахование грузов, погрузочных работ и т.д. Если покупатель доставляетпродукцию самостоятельно, то цена будет увеличена только на стоимость расходов,связанных с погрузкой.
Договорная цена может быть трех видов: фиксированной, скользящейи с последующей фиксацией.
Если стороны договорились о применении твердойфиксированной ценыи определили ее конкретную цифру, то она не подлежит изменению при оплате. Всоответствии с законодательством изменение цены в таких случаях возможно толькопо взаимному соглашению сторон.
В случае использования скользящей цены в договоре сторонысвязывают ее с рыночными ценами, действующими в момент исполнения договора.Этот способ применяется в случаях, когда определить твердую цену в моментзаключения договора трудно. И тогда стороны могут не включать в текст договораконкретную цифру, но должны предусмотреть фиксацию исходной (базисной) цены.
Если стороны предпочтут использоватьцену с последующейфиксацией, то конкретная цифра в тексте договора может не указываться.Необходимо учитывать, что в договоре должны быть отражены как общая по договоруцена, так и цена за единицу продукции.
Особое место в договоре отводится условиямо таре и упаковке.В ряде случаев поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или)упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требуетзатаривания и (или) упаковки. Если в договоре требования к таре и упаковке неопределены, товар должен быть затарен или упакован обычным для такого товараспособом. Во всяком случае поставщик обязан обеспечить сохранность товара приобычных условиях хранения и транспортировки.
Обязательные требования к таре и (или) упаковке, предусмотренныев установленном законом порядке, являются обязательными для предпринимателей.
Условия платежей в договоре поставки является одним изнаиболее значимых. Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых всвязи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащимисполнением или неисполнением именно условий по расчетам за товар.
Выбор формы расчетов когда предприятие выступает в качествеПоставщика, зависит от степени риска неисполнения Покупателем обязательства пооплате, расходов Поставщика по осуществлению расчетов.
При заключении договора стороны могут выбрать любую формуоплаты, соответствующую действующему законодательству. Свободны они также и ввыборе сроков оплаты. Обязательным условием договоров, предусматривающихпоставку товаров, является определение срока исполнения обязательств по расчетамза поставленные по договору товары. Предельный срок исполнения обязательств порасчетам за поставленные по договору товары равен трем месяцам с моментафактического получения товаров.
Форма расчетов должна соответствовать выбранному сторонамимоменту оплаты в соотношении с моментом поставки товара по договору.
Часто используется оплата чеком против представления реестровсчетов, отгрузочных и иных согласованных в договоре документов(ст. 877-888 ГК). Эта форма расчетов удобна тем, что уменьшает до минимумаразрыв во времени между передачей товара покупателю и оплатой его поставщику,поскольку позволяет осуществить эти действия взаимосвязано простым обменомдокументов, подтверждающих отгрузку товара, на чек.
Расчеты за товар по договору поставки могут осуществляться путемпростого погашения взаимной задолженности (ст. 410 ГК и п. 1.4Положения о безналичных расчетах).
Основную роль в формировании условия договора по расчетам будетиграть финансовый план торговой деятельности покупателя (плательщика). Он предоставляетинформацию об источнике финансирования (кредит, собственные средства, будущиепоступления от должников) и определяет скорость возврата денежных средств отпоследующей продажи приобретаемого (поставляемого) товара, чтобы рассчитаться споставщиком за поставляемый товар.
Срок поставки представляет собой согласованные сторонамии предусмотренные в договоре временные периоды, в течении которых поставщикобязан передать продукцию (товары) покупателю. В договоре сроки поставки могутопределяться следующими способами: путем указания фиксированной даты поставки;периода времени, в течении которого должна быть произведена поставка (месяц,квартал, год); с применением специальных терминов — «немедленная поставка», «сосклада» и т.д.
Возможность досрочной поставки по договору должна бытьпредусмотрена в тексте контракта. Если такое условие не оговаривалось вдоговоре, то досрочная поставка возможна только с согласия покупателя.
Наряду с законодательными актами действуют нормативныедокументы, регламентирующие вопросы поставки продукции, приемки и хранения вчасти, не противоречащей ГК РФ: «Инструкция о порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления покачеству» (утв. Пост. Госарбитража СССР от 29.12.73 года № 81 и от14.11.74 года № 98); «Инструкция о порядке приемки продукциипроизводственно-технического назначения и товаров народного потребления поколичеству» (утв. Пост. Госарбитража СССР от 15.06.65 года № П-6).
/>/>4. Исполнениедоговора поставки. Обязанности сторон.
Договор поставки является двусторонним, поэтому и поставщик, ипокупатель имеют обязательства по его исполнению.
Договор должен быть исполнен надлежащим образом в соответствии сположениями самого договора или в соответствии с указаниями закона.
Договор поставки исполняется, как правило, по частям, так какносит длительный характер, поэтому момент исполнения касается той частипоставки, которая должна быть исполнена в соответствующий период. Исполнениевсего договора в целом складывается из надлежащего исполнения отдельныхпериодов поставки.
В основныеобязанности поставщика, независимо от другихусловий договора поставки, входят:
— поставка продукции (товаров) на условиях договора,
— своевременное уведомление покупателя о готовности продукции котправке (отгрузке),
— обеспечение проверки качества поставляемой продукции (товара).
В связи с этим поставщик обязан: за свой счет упаковать товары(продукцию) за исключением товаров, которые принято поставлять без упаковки;нести риск и расходы по транспортировке до момента предоставления товарапокупателю в месте, установленном условиями поставки, и в обусловленныйдоговором срок.
По условиям договора поставки поставщик может поставлять товартолько до первого перевозчика, оплатив при этом погрузку на транспортноесредство и доставку продукции до основного перевозчика. Далее все риски ирасходы несет покупатель. Если договором предусмотрено, что покупатель вывозитпродукцию (товар) со склада поставщика (или изготовителя), то все обязанностипо транспортировке и риску случайной гибели ложатся на покупателя.
Момент перехода на покупателя риска случайной гибели или порчипродукции определяет момент перехода к нему прав собственности. С этого моментавсе расходы и убытки, связанные с уничтожением или порчей товара по причинам,не зависящим ни от поставщика, ни от покупателя, несет только покупатель.
Днем исполнения обязательства по поставке считается: а) припередаче товара на складе покупателя или поставщика — день, которыйопределяется датой приемо-сдаточного акта, либо расписки в получении товара; б)день передачи товара перевозчику или органу связи, который определяется датойна транспортном документе либо на документе органа связи. По соглашению сторонв договоре может быть предусмотрен иной момент исполнения обязательства.
Принимая во внимание долгосрочный характер договорных отношенийсторон, когда выполнение поставщиком своих обязанностей происходит путеммногократных отгрузок отдельных партий товаров в соответствующие периодыпоставки, важное значение в поставочных отношениях приобретает регулированиепорядка восполнения недопоставки товаров. Поставщик, допустивший недопоставку вотдельном периоде, обязан восполнить недопоставленное количество товаров вследующем периоде (периодах) в пределах срока действия договора, если иное небудет предусмотрено договором. Следовательно, восполнение недопоставки товаровза пределами срока действия договора возможно только при наличиисоответствующего условия в договоре.
В случае поставки некачественного товара покупатель в соответствиис п. 1 ст. 475 ГК имеет (по своему выбору) право; требовать отпоставщика устранения недостатков товара, назначив для этого при необходимостисоразмерный срок; отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какойстоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки,соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел бы товар надлежащегокачества; устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительноуведомив его об этом. Если предварительного уведомления не было, то поставщикимеет право не оплачивать стоимость устранения недостатков.
Законодатель отдельно конкретизирует последствия поставкинекомплектных товаров (ст. 519 ГК), а также предоставляет покупателюправо приобрести непоставленные товары у других лиц с отнесением всехнеобходимых и разумных расходов по их приобретению на поставщика в случаенедопоставки товара либо невыполнения требования о замене недоброкачественноготовара или о его доукомплектовании в установленный срок (п. 1ст. 520 ГК). Кроме того, покупатель вправе отказаться от оплатытоваров ненадлежащего качества и некомплектных, а если они уже оплачены,потребовать возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков идоукомплектования товаров либо их замены (п. 2 ст. 520 ГК).
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимыедействия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии сдоговором (п. 1 ст. 513 ГК).
В обязанности покупателя включается:
— принять заказанную продукцию (товары) либо товарораспорядительныедокументы на нее в том месте и в срок, которые соответствуют условиям договорапоставки;
— оплатить продукцию (товары) в соответствии с договором;
— нести все расходы и риски случайной гибели, которым может бытьподвергнута поставленная продукция после перехода на нее права собственности.
Кроме того, чтобы исключить поставку покупателю некачественныхтоваров, поставленная продукция принимается по количеству (комплектности) икачеству. Условия договора поставки должны предусматривать место приемкитовара.
Проверка продукции по количеству и качеству зависит от еехарактеристик. В тех случаях, когда поставляются машины, станки, сложноеоборудование, то их проверяют в работе. При этом покупателю должно бытьпредоставлено право заявить рекламации в течение довольно длительного срока(обычно — 6-12 месяцев).
Способы и сроки предъявления претензий к поставщику по качествупоставленной продукции (товара) должны быть обязательно предусмотрены в текстедоговора или рассматриваться в приложении к нему.
Необходимо обратить внимание на особые правомочия покупателя подоговору поставки товаров, которыми не наделен покупатель по договорукупли-продажи товаров, в случае, когда поставщиком не выполнены обязанности попоставке обусловленного договором количества товаров либо не удовлетворенытребования покупателя о замене недоброкачественных товаров или одоукомплектовании товаров в определенный срок. В подобных ситуациях покупательполучает право приобрести непоставленные товары у других лиц с последующимотнесением на поставщика всех необходимых и разумных расходов на ихприобретение (ст. 520).
Покупатель может также воспользоваться правом отказаться отоплаты товаров ненадлежащего качества либо некомплектных, а если они ужеоплачены, потребовать от поставщика возврата уплаченных сумм впредь доустранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.
В договоре сторонам следует установить порядок разрешенияспоров, возникающих при исполнении договоров.
/>/>5. Ответственность сторон по договору поставки.
Важным разделом договора поставки является его часть, в которойустанавливаются виды и меры ответственности за нарушение договорныхобязательств и порядок ее применения.
Ответственность сторонпо договору поставкихарактеризуется следующими основными признаками:
— применение санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнениеусловий договора поставки является правом, а не обязанностью сторон;
— стороны могут устанавливать в договоре санкции по своемуусмотрению, если законодательством не предусмотрено обязательных санкций, атакже увеличивать размеры санкций, установленных законодательством;
— ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащееисполнение договора поставки может наступить и без наличия их вины в этом.Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство приосуществлении предпринимательской деятельности, не несет ответственность, еслидокажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствиечрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств;
— формами ответственности сторон по договору поставки являютсявыплата неустойки и возмещение убытков;
— по общему правилу неустойка является зачетной, так какпричиненные неисполнением договора убытки возмещаются в сумме, не покрытойнеустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ);
— в соответствии с принципом полного возмещения убытков возмещениюподлежат оба вида убытков: положительный ущерб в имуществе и упущенная выгода(п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Основания ответственности поставщика в договоре поставкиследующие: просрочка товара — передача поставщиком покупателю товара послеистечения срока поставки, предусмотренного договором; недопоставка — передачапоставщиком покупателю в установленный срок меньшего количества товара, чемпредусмотрено договором; поставка некачественного товара; поставканекомплектного товара.
Основной формой ответственности за неисполнение обязательствсчитается возмещение убытков. Потерпевшая сторона имеет право требоватьвозмещения убытков в любом случае, если иное не предусмотрено действующимзаконодательством или условиями договора. Если в договоре не оговорен вопрос овозмещении убытков, то это представляет право кредитору требовать полноговозмещения убытков в соответствии со ст. 15 ГК. Полное возмещениеубытков включает в себя как реальный ущерб — расходы, понесенные потерпевшей стороной,утрату или повреждение ее имущества, так и упущенную выгоду, которую кредитормог бы получить при надлежащем выполнении обязательства, если бы его права подоговору не были бы нарушены.
Значение договора поставки состоит в том, что он как договоркупли-продажи опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частностиматериально-техническое обеспечение субъектов хозяйствования. Действительно,купля-продажа является универсальной юридической формой отношений обмена,позволяющей опосредовать различные его виды, а общественно-экономическиеотношения, регулируемые договором поставки и купли-продажи, в основномтождественны: они лежат в сфере товарного обращения и представляют собойкуплю-продажу в ее экономическом значении[2].
/>/>/>Глава II.Особенности договора поставки товаров для государственных нужд
/>/>1. Основания поставки товаров для государственных нужд
В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров длягосударственных нужд осуществляется на основе государственного контракта напоставку товаров для государственных нужд, а так же заключаемых в соответствиис ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2ст. 530 ГК РФ).
Государственными нуждами признаются определяемые в установленномзаконом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счёт средствбюджета и внебюджетных источников финансирования.
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ впродукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны ибезопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственныхцелевых программ, в которых участвует Российская Федерация[3].
Необходимо отметить, что законодатель чётко определяет целипоставок продукции для федеральных государственных нужд:
— создания и поддержания государственных материальных резервовРоссийской Федерации;
— поддержание необходимого уровня обороноспособности ибезопасности;
— обеспечения экспортных поставок продукции для выполнениямеждународных, в том числе валютно-кредитных, обязательств РоссийскойФедерации;
— реализации федеральных целевых программ
Федеральные государственные нужды, в том числе переченьфедеральных целевых программ, и объёмы их финансирования из федеральногобюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете напланируемый период.
К отношениям по поставкам для государственных нужд в части,неурегулированной разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки.При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям,возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд. на основаниип. 5 ст. 455 подлежат применению общие положения о купле-продаже.
При поставках для государственных нужд сельскохозяйственнойпродукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.
Отношения по поставке товаров для государственных нуждрегулируются правилами ГК РФ об этом виде поставки и о договоре поставки, какуже отмечалось. Помимо ГК указанные отношения регулируются специальнымизаконами о поставке товаров для государственных нужд: Федеральный закон от 2декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 13декабря 1994 г. (в ред. от 17 марта 1997 г.) «0 поставках продукциидля федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря1994 г. «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон от 27декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе».
«Иерархия» перечисленных актов устанавливается в п. 2ст. 525 ГК. Первая его часть предусматривает, что к соответствующим отношениямдолжны применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотреноГражданским кодексом. А вторая часть устанавливает, что к отношениям по поводупоставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются законы опоставке товаров для государственных нужд.
Коль скоро ГК, во-первых, рассматривает нормы о поставке длягосударственных нужд как специальные, а во-вторых, в специальную норму о данномвиде договора помещает отсылку к закону, такой закон и все включенные в негонормы приравниваются к специальным нормам ГК, посвященным тому же видудоговора. Исходя из изложенного, очевидно, следует, что общие положения опоставке применяются к поставке для государственных нужд, если правилами опоставке для государственных нужд, содержащимися в ст. 525-534 ГК и вдругих законах, не установлено иное[4].
Поставка товаров выполняется на основе государственногоконтракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемыхв соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.По государственному контракту на поставку товаров для государственных нуждпоставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику,либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуетсяобеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт и договорпоставки для государственных нужд, как следует из п. 5ст. 454 ГК и п. 2 ст. 525 ГК, являютсявидомдоговора купли-продажи и разновидностью договора поставки (подвидпоставки), так как товары покупаются не для личного, семейного, домашнегопотребления. От договора поставки кактакового они отличаются целью продажи и приобретения товаров (государственныенужды) н участием в поставках государственных органов — государственныхзаказчиков либо по их указанию иных лиц. При этом государственные потребностиобеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных источниковфинансирования как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.Государственным контрактом этот договор именуется потому, что одной из егосторон выступает государственный заказчик, размещающий заказы на товары длягосударственных нужд.
/>/>2. Стороны в договоре поставки товаров для государственныхнужд
Государственным заказчиком может выступать федеральныйорган исполнительной власти н орган исполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации, определенные органами власти федеральное казенное предприятие илигосударственное учреждение и иные коммерческие и некоммерческие организациинезависимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Функциигосударственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнятьпродовольственные корпорации[5]. Государственные заказчики разрабатываютзаказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их ворганизациях-поставщиках путем заключения государственного контракта.
В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, таки индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям,определенным в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работи услуг для государственных нужд[6].
В соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещениезаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхнужд» заказы могут размещаться как на конкурсной основе путем проведенияоткрытых или закрытых конкурсов, так и без проведения конкурсов[7].
Основным документом, определяющим права и обязанностигосударственного заказчика и поставщика и регулирующим их правовые иорганизационно-технические отношения, является государственный контракт.
Для государственного заказчика, разместившего заказ,принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контрактаобязательно. Для поставщика заключение государственного контракта обязательнолишь в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будутвозмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) всвязи с выполнением государственного контракта. Обязанность заключитьгосударственный контракт установлена прежде всего для хозяйствующих субъектов,занимающих доминирующее положение на рынке (предприятий-монополистов)[8]. Условие о возмещенииубытков неприменимо в отношении казенного предприятия (ст. 527 ГК),обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.
В соответствии с условиями госконтракта поставщик погосударственному контракту может осуществлять поставку: а) непосредственногосударственному заказчику; б) другим лицам, указанным в отгрузочной разнарядкегосударственного заказчика; либо в) не государственному заказчику, а другомупокупателю на основании заключенного непосредственно с ним во исполнениегосударственного контрактадоговора поставки товаров для государственныхнужд. Основанием для заключения договора непосредственно между поставщикоми покупателем является так называемое извещение о прикреплении покупателя кпоставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии сгосударственным контрактом.
В целях экономического стимулирования поставок продукции длягосударственных нужд поставщиком могут предоставляться льготы поналогообложению, кредиты на льготных условиях, валютные средства, целевыедотации и т.п.
/>3. Порядокзаключения госконтрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд
Государственный контракт определяет права и обязанностигосударственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральныхгосударственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственнымзаказчиком при выполнении государственного контракта.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Опоставках продукции для федеральных государственных нужд» государственнымконтрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственногозаказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказанияконсультативной и иной помощи поставщику без вмешательства воперативно-хозяйственную деятельность последнего.
По решению Правительства РФ государственный заказчик можетвносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать егодействие при условии возмещения им убытков поставщиком в соответствии сдействующим законодательством.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должнасоответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особымусловиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требованияк качеству продукции, обеспечивающие её безопасность для жизни и здоровьянаселения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемостьпродукции.
Не допускается приобретение при выполнении государственногоконтракта продукции иностранного производства за исключением случаев, когдапроизводство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно илиэкономически нецелесообразно.
Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащаяв соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации,должна иметь сертификат или знак соответствия, выданные или признанныеуполномоченным на это органом.
Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки длягосударственных нужд обладает значительными особенностями и детальнорегламентирован в ст. 528 и 529 ГК. В этих статьях содержатся правила,определяющие порядок и сроки направления проектов госконтрактов и договоровпоставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласованияразногласий, возникающих приих заключении, и др. Если сторона, длякоторой заключение госконтракта обязательно, уклоняется от его заключения,другая сторона может о6ратиться в суд с иском о понуждении этой сторонызаключить договор. Аналогичное правило действует и в отношении поставщика(исполнителя) по договору поставки для государственных нужд. Если последнийуклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд стребованием о понуждении его к заключению договора на условиях разработанногопокупателем проекта договора. Покупателю же предоставлена право полностью иличастично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и отзаключения договора на их поставку (ст. 530 ГК).
Рассмотрим подробнее порядок заключения государственногоконтракта:
1. Проект государственного контракта разрабатываетсягосударственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иноене предусмотрено соглашением между ними.
2. Сторона, получившая проект государственного контракта,не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляргосударственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий поусловиям государственного контракта в этот же срок составляет протоколразногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактомдругой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственногоконтракта.
3. Сторона, получившая государственный контракт с протоколомразногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принятьмеры по их согласованию с другой стороной, и известить другую сторону опринятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протоколаразногласий.
При отклонении протокола разногласий или истечении этого сроканеурегулированные разногласия по государственному контракту, заключениекоторого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другойстороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.
4. В случае, когда государственный контракт заключается порезультатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров длягосударственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднеедвадцати дней со дня проведения конкурса.
5. Если сторона, для которой заключение государственногоконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторонавправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключитьгосударственныйконтракт.
Данный порядок детально регламентирует заключениегосударственного контракта. Он содержит правила, определяющие сроки направленияпроекта контракта государственным заказчиком или поставщиком, возвращенияподписанного контракта другой стороной, согласования разногласий, возникающихпри заключении контракта и передачи несогласованных разногласий нарассмотрениесуда.
Этот порядок применяется независимо оттого, существует лиобязанность одной или обеих сторон заключить государственный контракт, в товремя как правила, установленные ст. 445 ГК, определяют порядок заключениядоговора лишь для случаев, когда заключение договора обязательно для одной изсторон.
П. 3 возлагает на сторону, получившую государственныйконтракт с разногласиями, обязанность принять активные меры к их согласованию,а также обязанность уведомить сторону, составившую протокол разногласий, осогласии заключить государственный контракт в ее редакции либо об отклонениипредставленных разногласий.
Нарушение этого требования влечет последствия, предусмотренныеп. 2 ст. 507.
Установление ГК порядка и сроков заключения государственногоконтракта означает, что нормы законов о поставках для государственных нужд опорядке и сроках заключения государственных контрактов, в соответствии сп. 2 ст. 527, применению не подлежат.
Порядок заключения договора поставки товаров для государственныхнужд.
1. Если государственным контрактом предусмотрено, чтопоставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемомугосударственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров длягосударственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневногосрока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику(исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику(исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю),выданное государственным заказчиком в соответствии с государственнымконтрактом, является основанием заключения договора поставки товаров длягосударственных нужд.
2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договорапоставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в извещении оприкреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения отгосударственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотренгосударственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров длягосударственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другойстороне в течении тридцати дней со дня получения проекта, а при наличииразногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласийи направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
4. Сторона, получившая подписанный проект договора поставкитоваров для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течениитридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условийдоговора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в еёредакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированныеразногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованнойстороной на рассмотрение суда.
5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключениядоговора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправеобратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключитьдоговор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Таким образом что стороны могут выбирать один или нескольковариантов порядка поставки товаров для государственных нужд:
— передача товаров (поставка) может осуществляться непосредственногосударственному заказчику одним из способов, установленных ст. 458, 510ГК;
— товары могут передаваться (поставляться) лицам, указанным вотгрузочной разнарядке государственного заказчика;
— поставщик по государственному контракту может осуществлятьпоставку товаров на основании договора поставки, заключаемого с другим лицом —покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.
Данный порядок заключения договора поставки товаров длягосударственных нужд предусматривает сроки заключения договора поставкипоставщиком с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении оприкреплении, направляемом им поставщику не позднее 30 дней со дня заключениягосударственного контракта.
Заключение лицом, указанным в качестве покупателя, договорапоставки товаров для государственных нужд с поставщиком по государственномуконтракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иныхусловий договора с лицом, являющимся непосредственным исполнителем договора, ипозволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику погосударственному контракту, направленное государственным заказчиком, непорождает обязанности поставщика заключить договор поставки, еслигосударственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчиканаправлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщиказаключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем,указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает издобровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту(см. ст. 421 ГК). Извещение о прикреплении не порождает и обязанностипокупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущхарактер планового акта.
В случаях, когда из государственного контракта возниклаобязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным визвещении о прикреплении, однако поставщик уклоняется от заключения договораили отказывается заключить договор, возможен иск покупателя о понуждениипоставщика заключить договор.
Количество товара, подлежащего передаче длягосударственных нужд, указывается в договоре в объеме, не меньшем, чемопределено государственным заказчиком.
В случаях, когда поставка осуществляется непосредственногосзаказчику или по его указанию получателям, названным в отгрузочнойразнарядке, оплата товара производится государственным заказчиком, еслииной порядок расчетов не предусмотрен госконтрактом. При поставке товаровпокупателям на основании договоров поставки товаров для государственных нужд,заключенных непосредственно между поставщиком и получателем, товарыоплачиваются покупателями. Государственный заказчик при этом признаетсяпоручителем (ст. 361-367 ГК) по этому обязательству покупателя(ст. 531, 532 ГК). Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либопри просрочке оплаты государственный заказчик как поручитель несет перед поставщикомсолидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотренасубсидиарная ответственность поручителя (ст. 363 ГК).
Рассмотрим условия заключения, выполнения государственногоконтракта на примере одного дела, которое рассматривалось по первой инстанции воткрытом судебном заседании Высшего арбитражного суда Республики Татарстан.
Рассмотрено по первой инстанции воткрытом судебном заседании дело по иску Министерства внутренние делРоссийской Федерации, г. Москва, к Открытому акционерному обществу«Казанский вертолетный завод», г. Казань, о взыскании 1.373.712 руб.неустойки.
B соответствии с Государственнымконтрактом № 412 от 28.07.99 г. ответчик обязан был поставитьв 1999 году потребителям МВД России 10 комплектов вертолетных лопастей на сумму6.868.560 руб.
Ответчиком были изготовлены в счет выполнения обязательств поспорному контракту только 5 комплектов лопастей и выставлен счет-фактура№ 897/0276 от 10.09.99 г. на сумму 3.434.280 руб., которыйплатежным поручением № 1736 от 22.09.99 г. ГУРО МВД РФ полностьюоплачен. Остальные 5 комплектов лопастей, поставка которых предусмотренаусловиями контракта № 412 от 28.07.99 г. ответчиком не поставлены.
Поскольку, потребность в приобретении вертолетных лопастей неутратила своей актуальности, ГУРО МВД России проведен конкурс для поставщиковкомплектов вертолетных лопастей, по результатам которого, ОАО «Казанскийвертолетный завод» объявлен победителем. На основании протокола конкурснойкомиссии с ответчиком заключен государственный контракт № 850 от 14.12.99г.на поставку 32 комплектов лопастей на сумму 25.600.000 руб.
В счет выполнения условий контракта № 850 от14.12.99 г. ответчиком осуществлена отгрузка продукции и выставленсчет-фактура № 1306/0419 от 17.12.99 г. на сумму 25.600.000 руб.,который полностью оплачен платежными поручениями № 3274 на сумму3.657.099-13 руб., № 3275 на сумму 8.000.000 руб., № 3276на сумму 13.942.901 руб.
Таким образом, ответчик, полностью исполнив обязательства погосударственному контракту № 850 от 14.12.99 г., по предыдущемуконтракту № 412 от 28.07.99 г. своих обязательств не выполнил, чтовызвало срыв в обеспечении потребителей МВД России.
Ответчик исковые требования отклонил, указав, что в соответствиис письмами №№ 26/3-642 от 15.07.99 г. и 26/УТ и ВС/1-240 от 20.07.99 г.на ОАО «Казанский вертолетный завод» от МВД РФ пришло предложение принятьучастие в конкурсе на закупку лопастей несущего винта (ЛНВ)8АТ.2710.000 вколичестве 5 комплектов для нужд МВД России. После конкурсного отбора с нашимзаводом был заключен контракт № 412 от 28.07.99 г. с протоколомразногласий. Согласно п. 34 протокола разногласий ОАО «КВЗ» изменилоколичество поставляемых комплектов лопастей с 10 на 5 и соответственно цену.Заказчик с этим согласился. Кроме того, п. 35 Протокола ОАО «КВЗ» предложилопоставить дополнительно 5 комплектов лопастей по цене 776.992 руб. закомплект, на сумму — 3.884.960 руб. за всё., — отчего Заказчик отказался.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что контракт№ 412 от 28.07.99 г. между МВД РФ и ОАО «КВЗ» был заключен напоставку 5 комплектов лопастей (по цене 686.560 руб. за комплект) на сумму3.434.280 руб.
Свои обязательства ОАО «КВЗ» перед МВД РФ по вышеуказанномуконтракту исполнило полностью.
Кроме того, требования о взыскании неустойки с ОАО «КВЗ» вразмере 50 % от стоимости не поставленной продукции еще и незаконныпотому, что данный вид ответственности предусмотрен ст. 5 ФЗ-60 от13.12.94 г. Хотелось бы отметить, что ФЗ РФ № 60 от 13.12.94 г.«О поставках продукции для федеральных государственных нужд» устанавливаетпринципы исполнения государственных заказов на поставку товаров для федеральныхгосударственных нужд.
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ впродукции, необходимой для решения федеральных целевых программ. Федеральныегосударственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ иобъекты их финансирования из федерального бюджета предусматриваются вфедеральном бюджете на планируемый период.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программопределяется Министерством Экономики РФ при участии Министерства финансов РФ иутверждается Правительством РФ (ст. 13, 20 «Порядка разработки иреализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ…»). Т.е. при заключении государственного контракта, основанного нагосударственном заказе, Поставщику (исполнителю) Государственный заказчикпредоставляет документ, подтверждающий, что данный контракт являетсягосударственным заказом, тем самым прикрепляет покупателя к поставщику.
Контракт № 412 от 28.07.99 г. признакамигосударственного контракта не обладает, его исполнение не может регулироватьсяФЗ-60 от 13.12.94 г., т.к. контракт № 412 от 28.07.99 г. неподкреплён Постановлением Правительства и планом Министерства Финансов, т.е.это не обычный коммерческий контракт, основанный на государственном заказе, какутверждает истец. МВД РФ, выдвигая исковые требования, ошибочно руководствуетсяст. 5 ФЗ-60 от 13.12.94 г.
Кроме того, в соответствии со ст. 53 АПК каждое лицо,участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оноссылается как основание своих требований и возражений. Истцом документы,доказывающие, что контракт № 412 от 28.07.99 г. являетсягосударственным контрактом, основанном на государственном заказе не представлены.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 1, 2, 3ФЗ-60 от 12.12.94 г. ст. 13, 20 «Порядка разработки и реализациицелевых программ …» ст. 53 АПК ОАО «КВЗ» исковые требования не признаётполностью и просит Министерству Внутренних Дел в иске к ОАО «Казанскийвертолётный завод» отказать полностью.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика,суд не находит правовых оснований к удовлетворению исковых требований.
По делу установлено, между сторонами заключен государственныйконтракт на закупку и поставку продукции и товаров № 412 от28.07.1999 г. с протоколом разногласий № 1 от 11.08.1999 г.,согласно которому Открытое акционерное общество «Казанский вертолётный завод»,поставщик по договору, обязался изготовить, поставить и передать Министерствувнутренних дел Российской Федерации, заказчику по договору, который в своюочередь обязался, принять и оплатить лопасти несущего винта МИ-8МТВ(8АТ-2710-00).
В соответствии с п.п. 34, 35 протокола разногласий № 1от 11.08.1999 г., подписанного обеими сторонами, стороны договорились опоставке 5 комплектов лопастей на общую сумму 3.434.280 руб., изменивколичество поставки, предусмотренное в ведомости поставки (спецификации).
Поставщик свои обязательства выполнил в полном объеме, что не отрицается истцом, и у последнего отсутствуют основания начисления неустойки.
В соответствии со ст. 4 АПКРФ и ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные права.Учитывая, что ответчик выполнил все свои обязательства по контракту от28.10.1999 г., в иске подлежит отказать.
/>/>4. Исполнение государственного контракта и оплата товарапо договору поставки товаров для государственных нужд
Порядок исполнения государственного контракта.
В случаях, когда в соответствии с условиями государственногоконтракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственномузаказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу(получателю), отношения сторон по исполнению государственного контрактарегулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК.
В случаях, когда поставка товаров для государственных нуждосуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаровпроизводится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов непредусмотрен государственным контрактом.
Если государственным контрактом предусмотрена передача товаровпоставщиком государственному заказчику либо получателям (другим лицам),указанным в отгрузочной разнарядке, то при исполнении государственногоконтракта стороны руководствуются правилами, установленными для исполнениядоговора поставки, а при их отсутствии — основными положениями о купле-продаже(см., например, ст. 509).
Особенностью исполнения такого договора является оплатапереданных получателям товаров непосредственно государственным заказчиком, еслииной порядок расчетов не определен государственным контрактом.
Порядок оплаты товара по договору поставки товаров длягосударственных нужд.
1. При поставке товаров покупателям по договорам поставкитоваров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями поценам, определяемым в соответствии с государственнымконтрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотренгосударственным контрактом.
2. При оплате покупателем товаров по договору поставкитоваров для государственных нужд государственный заказчик признаетсяпоручителем по этому обязательству покупателя (ст. 361-367).
Данный порядок устанавливает непосредственное воздействиегосударственного контракта на содержание договора поставки, заключаемого наоснове извещения государственного заказчика о прикреплении покупателя кпоставщику.
Цена товаров, согласованная при заключении государственногоконтракта, должна применяться сторонами при заключении договора поставки.Покупатель товаров, заключивший договор поставки, сам оплачивает товары, вотличие от получателя, которому поставка производится на основании отгрузочнойразнарядки.
Однако этот порядок диспозитивен и не лишает стороны договоравозможности определить иной порядок расчетов и согласовать иную цену, чем цена,установленная в государственном контракте.
Более тесная связь государственного контракта и договорапоставки товаров для государственных нужд установлена п. 2.
В случаях, когда в соответствии с договором поставки товаров длягосударственных нужд оплата осуществляется покупателем, государственныйзаказчик признается поручителем по этому обязательству. Такое правило означает,что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель— государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателемответственность, если госконтрактом не предусмотрена иная (ст. 363 ГК).
/>/>5. Ответственность сторон по договору поставки товаров длягосударственных нужд
Ответственность при поставке товаров для государственныхнужд строится по общим правилам о договорной ответственности. Наряду совзысканием убытков она может выражаться во взыскании неустойки (пени, штрафа).Особая значимость поставки товаров для государственных нужд обусловиладостаточно широкое применение законной неустойки и повышенную ответственностьсторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, принеобоснованном уклонении поставщика от заключения госконтракта на поставкутоваров для федеральных государственных нужд поставщик уплачивает покупателюштраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта[9]; за просрочку поставки илинедопоставку товаров по госконтракту поставщик уплачивает покупателю неустойкув размере 50% стоимости недопоставленного товара, кроме уплаты неустойки,возмещая также понесенные покупателем убытки[10]; за поставку в государственный резервнекомплектных или недоброкачественных материальных ценностей поставщикуплачивает штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров[11] и др.
Рассмотрим применение штрафных санкций на примере одногоарбитражного дела.
Средне-Волжское территориальное управление Роскомрезерваобратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к. акционерному обществу«Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод» о взыскании8.526.744.858 руб., составляющих штраф за недопоставку продукции подоговору от 01.02.94 г. № 576 и убытки, возникшие в связи сненадлежащим выполнением договорных обязательств.
Решением от 18.04.96 г. исковые требования удовлетворены вчасти взыскания 976.735.716 руб. штрафа и 1.186.878.731 руб.убытков.
В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.07.96 г.решение изменено и в иске отказано полностью.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от12.09.96 г. постановление апелляционной инстанции отменил и оставил в силерешение суда первой инстанции.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации предлагается решение первой и постановление кассационнойинстанции отменить и оставить в силе постановление апелляционной инстанцииАрбитражного суда Самарской области.
Президиум считает, что все названные судебные акты подлежатотмене, депо направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
В соответствии с договором от 07.10.93 г. № 709Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод (впоследствии преобразованный вакционерное общество) должен был поставить Средне-Волжскому территориальномууправлению Роскомрезерва в IV квартале 1995 года 50.900 тонн топлива дляреактивных двигателей и 12 100 тонн дизельного топлива. Покупательпроизвел предварительную оплату в сумме 4.198.943.180 руб. Однакопоставщик своих обязательств не выполнил.
Первого февраля 1994 года сторонами был заключен договор№ 376 на поставку в 1 квартале 1994 года 40.000 тонн топлива дляреактивных двигателей и 15.000 тонн дизельного топлива и моторного масла.
Обязательства по этому договору поставщик исполнилнесвоевременно и неполностью. Данное обстоятельство послужило основанием дляобращения покупателя с иском о взыскании: 1.953.367.427 руб. штрафа вразмере 100 процентов стоимости непоставленной продукции, установленногоп. 48 Положения о государственном материальном резерве РоссийскойФедерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от21.05.92 г. № 541/19; 4.209.764.964 руб. убытков, возникших врезультате непоставки продукции по договору от 07.10.95 г. № 709 иприобретением её по договору от 01.02.94 г. № 576 по более высокойцене; 2.165.612.447 руб. убытков в размере стоимости продукции,недопоставленной по договору от 01.02.94 г. № 376.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика неустойку в размере 50процентов стоимости недопоставленной продукции, основываясь на пункте 3ст. 3 Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров длягосударственных нужд» от 28.05.92 г., и убытки, возникшие из-заневыполнения обязательств по договору от 01.02.94 г. № 376 (в части,не покрытой неустойкой). Довод ответчика о пропуске срока исковой давности навзыскание штрафа признан несостоятельным, поскольку в соответствии с Положениемо государственном материальном резерве Российской Федерации на имущественныетребования территориальных управлений Роскомрезерва сроки исковой давности нераспространяются.
Отменяя решение и отказывая в иске, апелляционная инстанция указалана то, что заключенные сторонами договоры являются обычными договорамипоставки, на взыскание предусмотренной договорами 5-процентной неустойкиуправлением пропущен 6-месячный срок исковой давности. Кроме того, в нарушениедоговора от 01.02.94 г. № 376 покупатель не перечислилпредварительную оплату в сумме 14,2 млрд. руб.
В свою очередь кассационная инстанция отменила постановлениеапелляционной инстанции и подтвердила законность решения, принятого судомпервой инстанции, сославшись на заключение договоров в соответствии с выданнымиМинистерством экономики Российской Федерации квотами обязательной продажиматериально-технических ресурсов.
На момент заключения спорных договоров порядок формирования иразмещения заказов на поставку продукции для государственных нужд регулировалсяЗаконом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров длягосударственных нужд» от 28.05.92 г. Пунктом 2 статьи 3 названного Законапредусмотрено, что основным документом, определяющим права и обязанностигосударственного заказчика и поставщикапо обеспечению государственныхнужд, является государственный контракт.
Форма заключенных сторонами договоров этому условию не отвечает,в них установлен иной размер неустойки за недопоставку продукции, чем вупомянутом Законе, и не содержится указаний на их заключение на основаниигосударственного заказа или квот. По утверждению ответчика, договорызаключались им на добровольной основе. Кроме того, в письме Министерстваэкономики Российской Федерации от 24.01.94 г. № ВМ-500/35-520/1094 вкачестве государственного заказчика указана государственная акционернаякомпания «Оборонпромкомплекс».
Данным обстоятельствам судами надлежащей оценки не дано.
Нельзя согласиться с выводом кассационной инстанции онедействительности условия договора от 01.02.94 г. № 376 оперечислении предварительной оплаты в связи с противоречием данного условияЗакону Российской Федерации «О государственном материальном резерве», так какэтот Закон был утвержден только в декабре 1994 года. В указанном договореисполнение обязательства по поставке обусловлено получением от покупателя суммыпредварительной оплаты.
Нуждается в дополнительной проверке довод ответчика о пропускесрока исковой давности на взыскание штрафа. Судами первой и кассационнойинстанции не принято во внимание то обстоятельство, что в Законе РоссийскойФедерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от28.05.92 г., в соответствии с которым судом применена ответственность,отсутствует положение о нераспространении сроков исковой давности наимущественные требования управлений Роскомрезерва, Кроме того, в пункте 56Положения о государственном материальном резерве Российской Федерации говоритсяо нераспространении сроков давности на требования о возврате задолженности порасчетам, а не на требования о взыскании неустойки (штрафа).
Суд первой инстанции удовлетворил иск в части взыскания убытковв размере стоимости продукции, недопоставленной по договору от 01.02.94 г.№ 576. при отсутствии доказательств понесения истцом таких убытков и обоснованияих рассмотрения.
Между тем суд не дал оценку доводам истца о наличии у негоубытков, возникших в результате невыполнения поставщиком обязательств подоговору от 07.10.95 г. № 709 и необходимостью приобретения той жепродукции по более высокой цене по другому договору. Отказ в иске в этой частисудом не мотивирован,
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 187-189Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации постановил: решение от 18.04.96 г.,постановление апелляционной инстанции от 10.07.96 г. Арбитражного судаСамарской области по делу № 21/19 и постановление Федеральногоарбитражного суда Поволжского округа от 12.09.96 г. по томуже делуотменить.
Дело направлено в Арбитражный суд Самарской области на новоерассмотрение[12].
В законе предусмотрены и особые случаи ответственностигосударственного заказчика. Так, согласно ст. 533 ГК, если поставщику всвязи с выполнением госконтракта причинены убытки, то они подлежат возмещению государственнымзаказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара. При невозмещенииуказанных убытков поставщик вправе не только отказаться от исполнениягосконтракта и от заключенного им на его основе с непосредственным получателемтовара договора поставки товаров для государственных нужд, но и потребовать отгосударственного заказчика возмещения убытков, вызванных расторжениемгосконтракта. Убытки, причиненные таким отказом покупателю по договору поставкитовара для государственных нужд, также должны быть возмещены государственнымзаказчиком, а не поставщиком.
Аналогичное правило действует и при отказе государственногозаказчика полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотренагосударственным контрактом. Такой отказ возможен лишь в случаях,предусмотренных законом, и при условии возмещения поставщику убытков,причиненных отказом. Также государственным заказчиком (а не поставщиком)возмещаются убытки покупателя по договорупоставки для государственных нужд, которые он понес в связи срасторжением или изменением заключенного с ним договора вследствие отказагосударственного заказчика от товара, предусмотренного госконтрактом(ст. 534 ГК).
/>Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Необходимость регулирования экономики на государственном уровнепризнана фактически всеми. Спор ведётся только о границах такого регулирования.Одним из его инструментов является заказ на поставку товаров длягосударственных нужд, который широко применяется и в других государствах. Так вСША государственные закупки товаров и услуг с 1954 года не опускались нижеуровня 20 %.
Особенности поставки товаров для государственных нуждопределяются 1) прежде всего специальным законодательством:
1. Гражданский кодекс РФ.
2. ФЗ РФ «О поставках продукции для федеральныхгосударственных нужд» в редакции от 19.06.95 г. № 89-ФЗ, от17.03.97 г. № 58-ФЗ.
3. ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 29.12.95 г.
4. ФЗ РФ «О государственном материальном резерве» от29.12.95 г.
5. ФЗ РФ «О государственном оборонном заказе» от29.12.95 г.
6. Постановление правительства РФ от 26.06.95 г.№ 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции дляфедеральных государственных нужд».
7. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г.№ 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведенияторгов (конкурсов)».
А также Указы Президента РФ в отношении поставок товаров длягосударственных нужд.
Принятые законы вносят экономическую и правовую определённость вотношении между производителями и потребителями, поставщиками и покупателямитоваров. Распределительная система заменяется системой государственных закупоки осуществляется на контрактной основе.
2) Предусматривается добровольность заказов, ихвзаимовыгодность, ответственность сторон за исполнение взятых обязательств.
3) Формирование и размещение заказов на поставку товаровдля государственных нужд осуществляется через заключение государственныхконтрактов между государственным заказчиком и поставщиком. Государственныйконтракт является основным документом, который регламентирует правовые,экономические и организационные отношения государственных заказчиков ипоставщиков товаров для государственных нужд.
4) Государственные заказчики выбирают поставщиков как наконкурентной основе, так и без проведения конкурсов.
По мере насыщения рынка товарами заказ на государственные нуждыпревратится в «страховочную» систему, применяемую в тех случаях, когда неудаётся обеспечить интересы потребителей посредством коммерческих договоров,когда механизм прямых контрактов изготовителя и потребителя не срабатывает. Ужесейчас, как видно из вышеизложенного, заказ на государственные нуждыобеспечивается в большей степени экономическими, а не административнымиметодами.
5) Структура отношений при исполнении поставки товаров длягосударственных нужд может быть простой, когда контракт заключается междугосударственным заказчиком и поставщиком, и сложной, когда заказчик, заключивконтракт с поставщиком, выступает только как гарант реализации договора междупоставщиком и непосредственным покупателем товара. Конкретных покупателей втаком случае указывают поставщикам государственные заказчики.
6) Особенность договора поставки для государственных нужд определяетсятакже целями поставки товаров для государственных нужд.
7) Относительно ответственности.
Все принципы ответственности сторон при неисполнении иненадлежащем исполнении коммерческого договора поставки действуют и припоставке товаров для государственных нужд. Наряду со взысканием убытков онаможет выражаться во взыскании неустойки (пени, штрафа). Особая значимостьпоставки товаров для государственных нужд обусловила достаточно широкоеприменение законной неустойки и повышенную ответственность сторон за исполнениеили ненадлежащее исполнение ряда обязанностей.
8) Особенность в том, что не допускается приобретение привыполнении государственного контракта продукции иностранного производства, заисключением некоторых случаев.
9) При заключении государственных контрактов в целяхэкономического стимулирования поставщиков продукции для федеральныхгосударственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам на прибыль(доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, установлениеспециальных квот (государственное бронирование) при приобретенииматериально-технических ресурсов.
10) Споры, возникающие между государственным заказчиком ипоставщиком при заключении, изменении, расторжении и выполнении государственныхконтрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а такжепри возмещении понесённых убытков, рассматриваются Арбитражным судом.
/>Списокиспользованной литературы
I. Законодательныеи иные нормативно-правовые акты.
1. ГК РФ от 21.12.94 г. с изменениями и дополнениями.
2. ФЗ РФ «О поставках продукции для федеральныхгосударственных нужд» № 89-ФЗ от 19.06.95 г., № 58-ФЗ от17.03.97 г.
3. ФЗ РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственнойпродукции для государственных нужд» от 2.12.94 г.
4. ФЗ РФ «О государственном материальном резерве» от29.12.94 г.
5. ФЗ РФ «О государственном оборонном заказе» от29.12.95 г.
6. Постановление Правительства РФ от 26.06.95 г.№ 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции дляфедеральных государственных нужд».
7. Постановление Правительства РФ от 26.09.97 г.№ 1222 «О продукции, закупаемой для государственных нужд без проведенияторгов (конкурсов)».
8. «Порядок разработки и реализации федеральных целевыхпрограмм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утверждёнпостановлением Правительства РФ от 26.06.95 г. № 594.
9. «Порядок закупки и поставки продукции для федеральныхгосударственных нужд», утверждён постановлением Правительства РФ от26.06.95 г. № 594.
10. «Порядок подготовки и заключения государственныхконтрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственныхнужд», утверждён постановлением Правительства РФ от 26.06.95 г.№ 594.
II. Специальнаялитература.
1. Павлов Е.В. «Договор поставки» М. 1996 г.С. 54-57.
2. Брагинский М.М., Витрянский В.В. «Договорное право.Общие положения.» М. 1997 г. С 44.
III. Судебно-арбитражнаяпрактика.
1. Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.97 г.№ 5332.96.
2. Дело № А65-388/2000-СГ2-20 от 17.02.2000 г.,рассмотренное ВАС РТ.
Дата:
Подпись: