Реферат по предмету "Экономика"


Основные методы формирования уровня цен

1. Затратные ипараметрические методы определения цен
В практикеценообразования используются различные методы определения соответствия междустоимостью и ценами. Среди этих методов следует назвать такие, как затратные,параметрические и нормативно-параметрические.
Затратные методыопределения цен.
При определении стоимоститовара главная задача — выявление количества общественно необходимого труда,воплощенного в товаре, т. е. учет затрат труда. Если цена отражает стоимостьтовара, ее уровень также зависит от количества затраченного труда напроизводство соответствующей вещи. Метод, в соответствии с которым в плановомпорядке определяются все общественно необходимые затраты на производство иреализацию товаров, называется затратным. Этот метод незаменим в том случае,если цена выполняет учетную функцию, функцию обеспечивающую строгоесоответствие стоимости и цены.
Метод затратпредусматривает учет только тех из них, которые являются общественнонеобходимыми. В этом вопросе утвердился взгляд, согласно которому общественнонеобходимые затраты труда — это средние затраты общественного труда,утвердившиеся на данный момент. Однако в условиях господства административно-бюрократическойсистемы управления экономикой, в силу того, что в средние затраты очень частовключаются и те, которые не соответствуют достигнутому уровню развитияпроизводительных сил, опыту отечественной и мировой практики, затратный методстал синонимом безхозяйственности. Бюрократически-административный подход копределению средних затрат характеризуется монополизмом и закрытостью вопределении общественно необходимых затрат, поскольку элементы состязательностив деле снижения затрат совершенно отсутствуют. Более того, при таком подходемало учитываются интересы потребителя. Интересы только одной стороны — производителя не могут служить примером разумного и компетентного подхода врешении проблемы соответствия и соотношения уровня стоимости и уровня центоваров и услуг.
Плановое ценообразование широко использует методзатрат. При этом методе цены определяются по формуле
Ц= С +П +НДС+ТС,
где Ц — цена изделия,
С — плановая себестоимость производства;
П — плановая прибыль;
НДС — налог на добавленную стоимость
ТС — торговая скидка.
Плановая прибыль в своейвеличине тоже зависит от определенных затрат на производство товара.
Этим методом чаще всегопользуются при установлении цен на принципиально новую продукцию. В данномслучае практика не обходится без затратного подхода в определении цены, так какновая продукция чаще всего несопоставима по нормативам затрат с ранеевыпускаемой продукцией.
Дополнением затратногометода является агрегатный метод, согласно которому цена определяетсясуммированием цен на отдельные конструктивные элементы товара.
Ц'=Ц1 + Ц2 + ЦЗ +. .+Цn
где Ц — цена всего изделия;
Ц.1, Ц.2 и т. д.- цены конструктивных элементов.Данный подход в определении цены товара применяется при установлении цен напромышленные агрегаты, многие товары народного потребления, состоящие изэлементов, каждый из которых имеет свою стоимость и цену (мебельные гарнитуры,костюмы, продовольственные наборы, автомобили и т. п.).
Поскольку цена отражает общественно необходимыезатраты труда, а затраты труда в плановом хозяйстве формируются на основеутвержденных норм расходов живого и овеществленного труда (себестоимости),такая себестоимость называется нормативной, а метод ценообразования — нормативным. Достоинства и недостатки нормативного метода определения ценызависят от того, в какой степени норматив отражает объективные условияпроизводства, в какой мере этот норматив учитывает объективные требованиязакона стоимости с точки зрения соответствия устанавливаемого норматива сдостигнутым уровнем затрат труда (экономии затрат) на соответствующую продукциюили работу.
Разновидностью затратных методов определения ценявляются параметрические и нормативно-параметрические методы ценообразования.
Параметрические методыпозволяют более объективно определить величину цены в зависимости от изменениякачественных параметров продукции. Этот подход наибольшие результаты даст приопределении цен в зависимости от изменения качественных характеристиканалогичных товаров. Предположим: выпускается новый двигатель с повышенноймощностью; тогда данный параметр может быть выражен в денежной форме, еслисопоставить затраты труда на единицу мощности с ценой двигателя. Каждая единицамощности двигателя оценивается соответствующей величиной цены, а каждоеувеличение мощности ведет к росту цен. Если двигатель в 100 л. с. стоит 100руб., то единица мощности, как параметр машины, определяется в 1 руб. Приувеличении мощности двигателя до 150 л. с., исходя из оценки параметра мощностив 1 руб., весь двигатель будет иметь цену 150 руб. Но поскольку каждое изделиехарактеризуется множеством параметров, которые могут улучшать или ухудшатьобщую его ценность для изготовителя и потребителя, то и окончательная ценаизделия должна учитывать все многообразие этих параметров.
Для каждой параметрической группы свойственна свояконкретная форма связи цены или себестоимости с параметрами, которую необходимоустановить. Выявление этих взаимосвязей подчас требует больших вычислительныхработ. Однако при наличии ЭВМ можно рассчитать любую зависимость, определитьлюбой коэффициент взаимосвязи затрат и параметров, характеризующихпотребительную ценность изделия.
Нормативно-параметрический метод определения ценпризнается экономистами как наиболее совершенный. Он объединяет все достоинстванормативного и параметрического методов. Согласно этому методу цена на изделияустанавливается с помощью нормативов затрат и чистого дохода в органическойвзаимосвязи с оценкой технико-экономических параметров, отражающихпотребительную стоимость изделий. Преимущества метода очевидны, если в ихоснове будут лежать не волюнтаристские, а научные подходы, правильноопределяющие исходные нормативы затрат труда.
2. Себестоимостьили издержки производства — база цены.
Общественно необходимые затраты средствпроизводства и рабочей силы в процессе создания и реализации материальных благсоставляют себестоимость или издержки производства.
В условиях социализмаиздержки производства характеризуются своим социально-экономическимсодержанием. Как экономическая категория издержки производствасоциалистического общества выражают отношения членов социалистического обществав процессе совместного использования средств производства и расходования ихрабочей силы в процессе производства материальных благ, удовлетворяющихобщественные потребности. В этом главное отличие общественных издержекпроизводства при социализме от издержек производства при капитализме, где онивыступают в форме затрат капитала.
Живой и овеществленныйтруд социально не противостоят друг другу как чуждые социально-экономическиесилы, поскольку по самой природе они являются главными условиями существованияобщественного характера труда. Конечно, эти условия имеют не толькокачественную, но и количественную характеристику. При нарушении количественныхсоотношений овеществленного и живого труда форм их реализации в готовомпродукте не исключается возможность не только их социального единства, но иразличия, доходящего до противоположности и противоречия, когда возникаютусловия для отчуждения одной части по отношению к другой, живого труда поотношению к средствам производства в условиях трудового процесса.
При социализме издержки производства выступают вденежной форме и получают такое определение, как себестоимость.
Себестоимость-это выраженные в денежной формезатраты хозрасчетных социалистических предприятий на создание продукции.Себестоимость показывает, во что обходится объединению или предприятиювыпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукциюзатраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья,материалов, топлива и др.), расходы на оплату труда работников предприятия(объединения).
Различают четыре видасебестоимости промышленной продукции: цеховая себестоимость, общезаводская(общефабричная), полная, отраслевая себестоимость.
Цеховая себестоимостьвключает затраты данного цеха на производство продукции, общезаводскаясебестоимость — все затраты предприятия на производство продукции. Полнаясебестоимость отражает затраты предприятий не только на производство, но и нареализацию продукции, затраты на подготовку кадров и др. Отраслеваясебестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и оторганизации производства в целом по отрасли.
Структура себестоимости продукции хозрасчетныхсоциалистических предприятий отражает структуру затрат на производство как впромышленности в целом, так и в ее различных отраслях.
Структура затрат в целомпо промышленности характеризовалась следующими данными на 1985 г.: сырье иматериалы — 63,3%, вспомогательные материалы-4,4, топливо-4, энергия-2,8,амортизация-8,5, заработная плата и отчисления на социальное страхование-14,1,прочие затраты-2,9%. Данные о себестоимости показывают, что основную частьсебестоимости продукции составляют материальные затраты па производство промышленнойпродукции — 83%.
В начале 30х годов впромышленности СССР затраты на сырье, вспомогательные материалы и амортизациюсоставили 64%, что отражало низкий уровень технической оснащенностипроизводства в тот период. Себестоимость также является отражениемиспользования материальных, трудовых и природных ресурсов. Но главную рольсебестоимость играет в качестве исходной базы цены. Себестоимость в данномслучае выполняет роль обособившейся части стоимости товара от прибыли.
Все затраты, образующие себестоимость продукции,условно подразделяют на несколько групп в зависимости от признаковклассификации.
Прежде всего затраты рассматриваются в зависимостиот степени их целесообразности, объективной необходимости участия в образованиистоимости производимых вещей. Этот критерий разграничивает производительные инепроизводительные затраты. В производительные затраты включаются расходы,необходимые при формировании общественного продукта. Непроизводительные затраты- это потери, которые могут быть вызваны недостатками в технологиипроизводства, в организации и управлении производством и т. п. При формированиицен такие затраты не должны учитываться в себестоимости продукции.
В зависимости от того, на какой стадии движенияпродукта от производителя к потребителю вызываются эти затраты, все издержкиподразделяются на производственные и внепроизводственные.
По способу включения в себестоимость различныерасходы делятся на прямые и косвенные. К прямым затратам относятся все видырасходов на производство продукции, которые непосредственно участвуют вформировании соответствующей продукции. Косвенные расходы представляют собойзатраты, связанные с производством всего комплекса продуктов. К косвеннымотносятся в данном случае цеховые, общезаводские, внепроизводственные расходына содержание и эксплуатацию оборудования и др. Имеют место и другие подходы кклассификации затрат.
Особую роль при ценообразовании играетклассификация по видам расходов, на основе которых затраты группируются поэкономическим элементам и калькуляционным статьям.
В хозяйственной практике принято выделятьследующие элементы затрат на производство: сырье и основные материалы;вспомогательные материалы, топливо со стороны; энергия со стороны; амортизацияосновных фондов, заработная плата — основная и дополнительная; отчисления насоциальное страхование, прочие расходы. Данная группировка по экономическимэлементам характеризует общий уровень затрат по объединению, предприятию илицелой отрасли. Для определения себестоимости единицы продукции, что в последующемиспользуется в целях определения цены готового изделия, важное значение имеетгруппировка затрат по статьям калькуляции. На основании затрат по статьямкалькуляции можно определить как весь объем продукции, так и затраты на единицукаждого вида продукции.
Себестоимость единицы продукции по калькуляцииподразделяется на следующие группы:
— натуральные единицы калькулирования, которыевыражаются в штуках, метрах, тоннах и т. д.;
— условно-натуральные (тонна условного топлива,условная банка консервов, тоннокилометры);
— отдельные заказы, являющиеся единицейкалькулирования в основном на продукцию, изготовляемую по разовым заказам;
— эффективные единицы калькулирования дляисчисления себестоимости руд на металлургическую ценность, себестоимостьтоплива на теплотворную способность и т. д.
Для исчисления фактической себестоимости единицыпродукции общая сумма затрат делится на количество выпущенных изделий. В этомслучае рее расходы интегрируются, в результате чего фиксируется лишь общаясебестоимость, исключается возможность выявить, насколько и какие затратысоответствуют нормативам. Объективно существует потребность учитывать поотдельным изделиям не все затраты, а лишь отклонения от нормативов. Учет,который называется нормативным учетом, позволяет выявить любые отклонения отзаданного технологического требования, определять причины, виновников ивозможные потери в производстве вследствие имеющихся отклонений. Передовой опытдоказывает, что нормативный метод учета (контроль за соблюдением нормативной себестоимостипо калькуляционным затратам) позволяет эффективно контролироватьпроизводственный процесс, рационально использовать материальные и трудовыересурсы, систематически снижать себестоимость продукции.
Главная цель планирования себестоимости — выявлениеи использование имеющихся резервов производства, зная которые можно реальноснижать затраты на единицу продукции и увеличивать хозрасчетный доходпредприятия. Эта задача успешно решается, если при планировании себестоимостиисходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования,расхода сырья, материалов и т. д., с учетом достижений и передового опыта.
Плановая себестоимость определяется путемтехнико-экономических расчетов величины затрат на производство и реализациювсей товарной продукции и каждого вида производимых изделий. В условияхускорения научно-технического прогресса особое значение приобретает снижениесебестоимости за счет сбережения материальных и трудовых ресурсов.
Ресурсосбережение становится решающим источникомудовлетворения прироста потребностей народного хозяйства в топливе, энергии,сырье.
Другой фактор снижения себестоимости — болееглубокое и эффективное использование имеющегося производственного потенциала,усиление режима экономии, повышение коэффициента сменности, сокращение потерь,отходов, простоев оборудования.
Итак, себестоимость — это денежное выражение лишьчасти стоимости продукта, включающей перенесенную стоимость средствпроизводства и часть необходимого труда работников. Себестоимость, как частьстоимости, призвана обеспечить самоокупаемость хозрасчетных предприятий вграницах простого воспроизводства. Как было указано, цена, будучи денежнымвыражением стоимости, включает в себя прибыль, налог с оборота и торговуюскидку. Прибыль и налог с оборота являются важнейшими составными частямичистого дохода, создаваемого в материальном производстве.
3. Экономическоесодержание оптовых цен в промышленности
В системе цен важноеместо принадлежит оптовым ценам на промышленную продукцию. С помощью ценфиксируются результаты деятельности предприятий и отраслей всего народногохозяйства в целом. Оптовая цена предприятия — это цена, по которой производятсярасчеты одного предприятия с другим хозрасчетным предприятием, объединением,снабженческо-сбытовыми организациями. Такие цены включают полную себестоимостьпродукции и прибыль по установленным нормативам.
Разновидностью оптовыхцен предприятия является расчетная цена. Расчетные цены на одинаковую продукциюдифференцированы по предприятиям внутри отрасли в связи с существованиемразличий в индивидуальных затратах на производство соответствующей продукции.Расчетные цены применяются в основном при реализации продукции предприятиямипроизводителями сбытовым организациям. Важнейшим хозрасчетным компонентомоптовой цены является прибыль. В социалистическом обществе прибыль выполняетдвоякую роль: с одной стороны, она служит источником накопления, с другой — эффективным средством для экономического стимулирования деятельностихозрасчетных звеньев.
Величина прибыли, как части стоимости товарапредприятия и элемента оптовой цены, лимитируется двумя факторами: 1) размеромплановой доли участия предприятий в распределении прибавочного продукта: 2)величиной чистого дохода общества, реализуемого в ценах произведенных товаров.
Другой частью чистого дохода является налог соборота и его разновидности НДС. Налог с оборота представляет собой категорию,отражающую экономические отношения между обществом и предприятием по поводураспределения той части чистого дохода, которая отражается в розничных ценахтоваров. Налог с оборота воплощает в себе народнохозяйственные затраты живого иовеществленного труда, часть рентного дохода, образуемого в сельском хозяйствеи других рентообразующих отраслях народного хозяйства, часть чистого дохода, созданногов одних отраслях, а реализуемого в других. Теоретически не вызывает сомнениятакого рода объяснение сущности налога с оборота. Однако практический подход копределению его величины в цене тех или других товаров не всегда экономическиобоснован. В условиях перевода предприятий на полный хозяйственный расчетпроблема определения обоснованного уровня налога с оборота в ценах товарастановится такой же актуальной задачей, как и сама проблема ценообразования.Проблема методологии определения налога с оборота остается экономически малоразработанной. Налог с оборота, в отличие от прибыли, поступает полностью враспоряжение государства. Структура и динамика роста чистого дохода (прибыль иналог с оборота) всегда отражают эффективность соответствующего производства,поскольку речь идет о создании прибавочного продукта, выраженного в денежнойформе. Чистый доход является главным источником расширенного воспроизводства. В1980 г. чистый доход в нашей стране исчислялся в сумме 232 млрд. руб… в 1985г- 295,5 млрд., в 1986 г. — 301 млрд. руб., в том числе прибыль соответственнопо указанным годам — 116 млрд. руб., 167 млрд., 190,9 млрд. руб., а налог соборота в 1980 г.-94,1 млрд. руб., в 1985 г.-97,7 млрд., в 1986 г. — 91,5 млрд.руб.
Чистый доход является важной финансовойкатегорией, которая, будучи разностью между ценами и себестоимостью,обособляется и решает специфические задачи социально-экономического развитияобщества.
Для правильного определения уровня цен большуюроль играет норматив чистого дохода, который отражается в ценах.
Нормативный уровень чистого дохода по народномухозяйству формируется исходя из объема вновь созданного продукта по стоимости итой части, которая соответствует величине прибавочного продукта, выраженного вденежной форме.
Определение народнохозяйственной рентабельностипредставляет сложную проблему в экономической науке. При существующем разнобоецен в самых различных отраслях народного хозяйства эта задача трудно разрешима.Теоретически, в упрощенной форме, конечно, объем произведенного чистого доходаможно определить на основе марксовых схем простого и расширенноговоспроизводства, когда условия реализации требуют определенных соответствийстоимостных вещественных элементов общественного воспроизводства.
При соблюдении соответствующих пропорций междудвумя подразделениями общественного воспроизводства можно выявить величинучистого дохода и определить уровень народнохозяйственной рентабельности наоснове соотношения чистого дохода и объема вещественных факторов производстваили себестоимости всей произведенной продукции.
Однако этот подход не гарантирует точностьопределения чистого дохода из за возможных несоответствий цен и очень большойсложности учета всех факторов производства в двух подразделениях общественногопроизводства.
Есть другой путь определения величины чистогодохода, создаваемого в обществе в течение определенного времени, в данномслучае — в течение года. Этот путь соответствует методологическим установкам,данным К. Марксом в отношении формирования общественных фондов потребления всоциалистическом обществе. Как известно, в «Критике Готскойпрограммы» К. Маркс указал на необходимость формирования таких фондов, какфонд расширения производства, резервный или страховой фонд, используемый вслучаях стихийных бедствий. Кроме этих фондов создаются фонды, покрывающиепотребности в издержках управления, содержания школ, учрежденийздравоохранения, фонды для нетрудоспособных и пр. В рамках государства, гдеосуществляется централизованное управление всеми экономическими процессами, всеэти затраты известны, их можно подсчитать. В данном случае, зная природу этихзатрат (большинство из которых покрываются исключительно за счет прибавочногопродукта, созданного в материальном производстве), несложно определитьобщенародную рентабельность. И в этом случае затратный метод определениявеличины чистого дохода остается главным, определяющим.
При пересмотре оптовых цен 1976 и 1982 гг.нормативный уровень рентабельности составил около 15% по отношению к стоимостиосновных производственных и нормируемых оборотных средств. Этот нормативныйуровень народнохозяйственной рентабельности был принят в качестве основы дляопределения
отраслевых нормативов рентабельности, на базекоторых исчислялись величины прибыли в различных отраслях производства.Список литературы
Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А.«Предпринимательство: маркетинг и цены» Учебное пособие. — М.: из-воРос. экон. акад., 1992 — 130с.
В.В. Герасименко. «Ценовая политикафирмы» — М. Финстантинформ 1995.
Котлер Ф. «Основы маркетинга» М.:Прогресс 1990.
Махконнель К.Р., Брю С.Л. «Экономика:принципы, проблема и политика. „Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М.:Республика, 1992 — 399 с.
Пунин Е.И. “Маркетинг, менеджмент иценообразование на предприятиях.» М.: Международные отношения. 1993 — 112с.
Самуэльсон П. «Экономика», Пер. с англ.В 2-х т. Т II., М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ. 1992 — 416 с.
Чубаков Г.Н. «Стратегия ценообразования вмаркетинговой политики предприятия», М. Инерра — М.
Ценообразование. Под ред. проф. И.К. Салимжанова.Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.
Хлусов В.П. «Основы маркетинга». — М.,1997 г.
Андреева О.Д. «Маркетинг: технологиябизнеса». — М., 1997 г.
Герчикова И.Н. «Международное коммерческоедело». — М., 1996 г.
Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. «Основы маркетинга».- Санкт-Петербург,1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соединенные штаты Америки 3
Реферат Разработка методики расчета межкаскадной корректирующей цепи усилителя на мощных полевых транзисторах
Реферат Развитие личности детей дошкольного возраста
Реферат Колокольня Ивана Великого
Реферат Характеристика семейных правоотношений. Порядок регистрации брака
Реферат «Завжди напружено, бо завжди – проти течій»
Реферат Шубка новогодней гостьи
Реферат Краткое содержание Вишневый сад Антон Павлович Чехов
Реферат «Кримський інженерно-педагогічний університет»
Реферат Бедное искусство арте-повера на примере творчества Я Кунеллиса
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности "ИП Русакович А.Л."
Реферат Краткое содержание Мизантроп Мольер
Реферат Физиология ФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ
Реферат Сон Обломова анализ эпизода из романа Гончарова Обломов
Реферат Система регенерации на тепловой электростанции