Реферат по предмету "Экономика"


Основные понятия экономики

Кафедра менеджмента
Контрольная работа
Основные понятия экономики
по дисциплине: Инновационный менеджмент

Содержание
1.Взаимосвязь категорий «НТП», «сроки службы основных производственных фондов»,«моральный и физический износ»
2.Технопарки. Технополисы
3.Маркетинг инновационных продуктов
4.Оценка эффективности приобретения и продажи лицензии
Списоклитературы

1.Взаимосвязь категорий «НТП», «сроки службы основных производственных фондов»,«моральный и физический износ»
Приэтом под «научно-техническим прогрессом» (НТП) понимают непрерывное развитие исовершенствование орудий труда, технологических процессов и управленияпроизводством, создание новых видов сырья и энергии, систематический росттехнической оснащенности труда занятых в производстве работников исоответствующее развитие научных исследований для осуществления этих задач.
Можновыделить три взаимосвязанных и взаимообусловливающих аспекта влияниянаучно-технического прогресса на развитие общества:
-     экономический(от внедрения технических и технологических новшеств конкретные предприятия инациональная экономика в целом получают экономический эффект);
-     социальный(улучшение условий труда, предотвращение неблагоприятного воздействия начеловека электрических и магнитных полей, вредных газов и излучений, тепловых ихимических выбросов, снижение доли тяжелого физического труда, механизация иавтоматизация производства снимают многие поводы для социальной напряженности вобществе, что приводит к снижению количества забастовок и срывовпроизводственного процесса. Кроме того, количество новшествсоциально-культурного назначения (бытовых приборов, домашнего оборудования) сгодами существенно увеличивается, что отражается на общем психологическомнастрое человека);
-     политический(появление в стране научно-технических новинок, «ноу-хау» и пр. поднимаетавторитет государства на международном рынке, что может привести и к изменениюего роли в международных политических взаимоотношениях).
Ксожалению, существующая на сегодняшний день в Украине законодательная и нормативнаябаза, регулирующая научно-техническую деятельность, не только не способствуетповышению технологической и инновационной конкурентоспособности страны, но иприводит к тому, что воспроизводственный процесс происходит на постоянносужающейся основе, не обеспечивается даже простое воспроизводство основногокапитала.
Намой взгляд, в нынешних условиях обострения финансового и инвестиционногокризиса у государства нет реальных возможностей в ближайшем будущем усилитьфинансовую поддержку науки, образования и инновационного предпринимательства. Всвязи с этим мне представляется более целесообразным начать процессреформирования системы управления НТП с совершенствования амортизационнойполитики. Использование в хозяйственной практике норм амортизационныхотчислений, основанных на оптимальных сроках службы техники, учитывающих нетолько ее физический, но и моральный износ, запланированные темпы и направленияНТП, позволит существенно активизировать воспроизводственные процессы вэкономике.
Вто же время, сами предприятия должны перейти на режим наиболее эффективногоиспользования техники. Безусловно, предприятию будет выгодно избрать такуюполитику осуществления замен старых моделей техники на новые, при которой илиминимизируются издержки фирмы или максимизируется интегральный экономическийэффект. К сожалению, большинство украинских предприятий не уделяют этомувопросу должного внимания в силу того, что не имеют методической базы дляпроведения такого рода расчетов.
Решениепроблем по каждому из этих перечисленных выше направлений должно начинаться срешения вопроса о выборе оптимального срока службы техники. Поэтому проведемдетальный анализ роли показателя «срок службы техники» в системе управленияНТП.
Однимиз основных условий ускорения научно-технического прогресса является переносцентра тяжести в технической, структурной и инвестиционной политике срасширения производственных мощностей на их техническое перевооружение, сувеличения масштабов применяемых ресурсов — на их более эффективное использованиена базе прогрессивной техники, технологии и организации производства. УскорениеНТП в значительной степени связано с масштабами, организацией и маневренностьюотраслей экономики, занятых созданием, модернизацией и техническимперевооружением производственных мощностей.
Основныефонды являются одним из самых значимых и определяющих факторов экономическогороста. Кроме того, от состояния, качества и структуры основных фондов взначительной степени зависят основные финансовые результаты деятельностипредприятий. В связи с этим проблема их воспроизводства на качественно новомтехнологическом уровне выходит на ведущее место в экономической политикебольшинства стран мира, а задача технического перевооружения рассматривается нетолько как чисто экономическая проблема, а в большей степени каксоциально-экономическая, и поэтому становится объектом народнохозяйственного иотраслевого управления.
Характерэкономического развития существенно меняется с течением времени, поэтому каждыйэтап развития экономики имеет свои особенности. Классики мировой экономики вбольшинстве своем сходятся во мнении, что материальной основой таких измененийявляются циклы воспроизводства основных фондов, длительность которых взначительной степени определяется сроками службы техники.
Циклвоспроизводства представляет собой динамическую категорию, характеризующуюнепрерывность воспроизводственного процесса и переход из одного качества вдругое. Срок же службы — это категория статическая, показывающая времяиспользования определенных средств труда и отражающая конечность этогопроцесса.
Срокслужбы техники (или иначе его часто называют циклом ее воспроизводства включаетстадию ее создания, эксплуатации и ликвидации. Однако объектом оптимизации, какправило, является эксплуатационный цикл, т.е. то время, в течение котороготехника уже функционирует (от момента ее включения в технологический процесс домомента ликвидации).
Необходимоотметить, что научно-технический прогресс и оптимальные сроки службы техники — это взаимовлияющие факторы. С одной стороны, установление оптимальных сроковслужбы является одним из методов управления НТП, а с другой — фактор НТПследует учитывать при расчете сроков службы. Чем выше темпы НТП, тем большеразрыв в технико-экономических характеристиках новой и старой техники, и тембольше разница в издержках производства единицы продукции с помощью новой истарой техники.
Величинаэкономически целесообразного срока службы техники не может быть постоянной. Еединамика в значительной мере определяется характером и темпами НТП. С однойстороны, НТП способствует увеличению сроков службы техники за счет созданияболее прочных и долговечных материалов, повышения точности обработки деталей ит.д. С другой стороны, НТП увеличивает степень физического и морального износаи приводит к сокращению сроков службы. Об увеличении степени физического износаможно говорить, поскольку внедрение роботов и автоматизированных системуправления производством практически вытесняет ручной труд, но при этомсущественно повышает загрузку оборудования по времени и по мощности, сокращаетпростои, увеличивают скорость работы оборудования и т.д. Об увеличении темповморального износа можно говорить, поскольку в результате НТП осуществляетсярегулярная смена технологий, технических принципов и др., что требуетсвоевременного обновления техники.
Извсего вышесказанного можно сделать вывод, что определение величины показателя«срок службы техники» является уже не только не технической, но и немикроэкономической проблемой, а играет существенную роль в масштабах всейнациональной экономики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что показатель«срок службы техники» является одним из важнейших инструментов управленияначно-техническим прогрессом, а вопросы разработки и совершенствованияметодических подходов к его оптимизации выходят на первый план при разработкеметодической базы управления НТП.
Какуже указывалось выше, основными факторами, влияющими на величину показателя «срокслужбы техники», являются ее физический иморальный износ. В связи с этим далее будут систематизированы и проанализированыметодические подходы к определению срока службы оборудования с учетом этих двухфакторов.
Физическийизнос — это утрата основными фондами первоначальной потребительской стоимости,а также первоначальных (механических, физических, химических и т.п.) свойствпод воздействием внешней среды и эксплуатационных нагрузок, вследствие чего онипостепенно приходят в негодность и требуют замены новыми средствами труда тогоже рода.
Сутьметодов, которые рассматриваются экономистами, в общем, сводится к тому, чтовсе единовременные и текущие затраты распределяются на весь срок службытехники, а затем определяется такое оптимальное число лет, при котором суммаэтих затрат на единицу продукции становится минимальной.
Обычноминимальная себестоимость продукции, произведенной с помощью какой-либотехники, определяется критическим значением функции двух величин, изменяющихсяпо мере возрастания срока службы техники или объема выполненной за этот срокработы. Одна из этих величин — снижающиеся амортизационные отчисления нареновацию, а вторая — возрастающие удельные расходы на все виды ремонтов иобслуживания по мере износа оборудования.
Оптимальныйсрок службы определяется исходя из предположения, что существует некоторыйвременной предел, после которого дальнейшее использование техники становитсяэкономически нецелесообразным вследствие ухудшения ее технических характеристики увеличения затрат на обслуживание и ремонт.
Впоследние десятилетия в экономической литературе стала преобладать точказрения, что физическое устаревание техники происходит не пропорциональновремени эксплуатации или объему выполненной работы, а неравномерно. На степеньэтой неравномерности влияет целый ряд факторов, а именно:
-     степеньзагрузки оборудования (количество смен и часов работы в сутки);
-     качествои долговечность материала, из которого изготовлена техника;
-     качествоухода за оборудованием, степень воздействия на него вредных физических ихимических условий;
-     своевременностьи качество текущих ремонтов;
-     уровеньквалификации работников, обслуживающих данную технику;
-     степеньсоблюдения технических режимов эксплуатации техники.
Закономерностифизического износа существенно отличаются от закономерностей морального.Уровень физического износа является индивидуальной характеристикой состояниякаждой конкретной единицы техники и зависит не только от срока и интенсивностиее эксплуатации, а и от условий, в которых она применяется, от запаса прочностии надежности. Это значит, что два одинаковых средства труда могут достичь однойи той же степени физического износа за разный промежуток времени и приразличном объеме выполненных с их помощью работ. Моральный же износ, напротив,у одних и тех же средств труда проявляется в одинаковой степени и одновременно,поскольку является следствием внешних, общественных условий производства.
Поэтомудалее будут проанализированы подходы к оптимизации сроков службы техники,которые позволяют учитывать не только физический, но и моральный износ техники.
Проблемаморального старения техники — одна из актуальнейших в технической иинвестиционной политике страны, поскольку от ее решения во многом зависитобоснованность темпов обновления продукции, сроков эксплуатации оборудования,темпы и направления НТП и многие другие.
Подморальным износом понимают частичное или полное обесценивание основных фондовпод воздействием внешних для предприятия изменений в микро- и макросреде.
Моральныйизнос отличается от физического тем, что морально изношенная техника не теряетфизической способности функционировать, а лишь исчезает необходимость в еедальнейшем применении.
Выделяюттри вида морального износа:
а)моральныйизнос первого вида, связанный с ростом производительности труда в отраслях,производящих аналогичную технику (т.е. обесценивание происходит за счетусовершенствования методов производства).
б)моральныйизнос второго вида, вызванный ростом производительности труда в отраслях,использующих эти основные фонды, вследствие появления новых, болеепроизводительных машин и оборудования.
в)моральныйизнос третьего вида (впервые был выделен С.П. Мукасьяном), вызванныйсоциальными причинами, в качестве которых наиболее часто выделяют следующие:
-     функциональныепричины (вследствие того, что общественной нормой становится продукциясущественно более высокого качества или вследствие перехода экономики на выпускпринципиально новых видов продукции, в результате чего имеющееся оборудованиестановится ненужным);
-     эргономическиепричины (вследствие изменения требований к условиям труда, т.е. появлениятехники, обеспечивающей более высокую безопасность или привлекательность труда,ликвидирующей тяжелый или монотонный труд, увеличивающей фонд свободноговремени и т.п.);
-     экологическиепричины (вследствие ужесточения экологических нормативов и стандартов);
-     «модное»устаревание (вследствие изменения эстетических требований, веяний моды,показателей богатства, престижа и т.п.).
УскорениеНТП вызывает ускорение морального износа техники, причем, в таких условиях неперестает действовать моральный износ первого вида, отражаемый в динамике цен,а также возрастает роль морального износа второго вида.
Моральныйизнос сам по себе не может привести к экономическим потерям, проблемы возникаюттолько при его недостаточном учете. Прежде всего, потери возникают принеоправданном завышении нормативных сроков службы техники, т.е., когдаоборудование продолжает эксплуатироваться в то время, когда это ужеэкономически невыгодно. Кроме того, потери могут возникатьипринедостаточно интенсивном использовании современной, подверженной моральному устареваниютехники. Для многих развитых стран характерно такое построение техническойполитики, при котором изготавливается техника с таким физическим сроком службы,который бы не превышал срока ее полного моральногоустаревания.
Однакоцелесообразность замены старой техники на более совершенную нельзя мотивироватьтолько лишь одним фактом ее морального устаревания. Бывают ситуации, когдаморально устаревшую технику все еще выгодно использовать на других участкахпроизводственного процесса, или когда замена старой техники на новую приводит кнеобходимости замены большого класса вспомогательного оборудования, что по темили иным причинам делать нецелесообразно.
2.Технопарки. Технополисы
Технопарк- компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано накоммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвиженияновшеств в сферу материального производства.
Отличительныечерты технопарка: комплектность входящих в технологический парк юридическисамостоятельных фирм и организаций по научно-производственному циклу созданияновшеств (научные учреждения. Вузы, промышленные предприятия, службы сервиса ит.д.); компактность расположения (в Японии — не далее 30 минут езды от«города-родителя»); ограниченность площади; наличие качественнойинфраструктуры; расположение в экологически чистых живописных районах; высокаяэффективность инновационной деятельности.
Технополис- специально созданный комплекс в одном регионе, возле центра научных идей(небольшом городе с развитой инфраструктурой), включающий фирмы и учреждения,охватывающие полный инновационный цикл.
Вотличие от технопарка технополис создается (строится) специально и он включаетвесь комплекс работ инновационного процесса.
ВЯпонии городом исследований является Аукуба, в котором расположено 30 и 98ведущих государственных исследовательских институтов и 2 университета. В немпроживает 12 тыс. человек. Разновидностью технополисов являются региональныеагломерации, отличающиеся комплектностью, большой территорией,нерегулируемостью процессов, активизацией венчурного капитала (например,Силиконовая долина в Калифорнии, куда входят Стэндфордский научный парк, 12исследовательских центров).
3.Маркетинг инновационных продуктов
Маркетинговоеисследование по новому продукту нацеливается на оценку существующего и прогноздинамики будущего спроса на продукт на конкретных сегментах рынка (среди групппотребителей с определенными сегментообразующими признаками).
Маркетинговомуисследованию по рассматриваемому новшеству должно предшествоватьпозиционирование этого новшества, т. е. выявление техсегментоврынка (групп потребителей), где (у кого) на подобный продукт можетбытьповышенный и хотя бы не полностью удовлетворенный спрос, понимаемыйкакобеспеченная соответствующей платежеспособностью потребность впродукте.При этом необходимо оценить как емкость, так и ценовуюэластичностьэтого спроса.
Емкостьспроса представляет собой совокупную денежную массу, которая может бытьвыделена потребителями на покупки данного продукта (при любых сочетаниях егоцены и количества продаж). Графически это отражается тем. насколько линияспроса в координатах «цена—продажи» сдвинута вправо от началакоординат (т. е. насколько велико будет количество продаж при одной и той жевыставляемой на продукт цене).
Ценоваяэластичность спроса — это показатель того, насколько количество продаж будетизменяться в результате изменения продажной цены (говорят о«предельном», или «маржинальном», изменении количествапродаж при изменении цены на единицу или один процент). При более детальномисследовании стараются выявить не только среднюю ценовую эластичность спроса(тогда в упомянутой системе координат он отражается прямой линией), но иэластичность спроса относительно разных базовых цен (в разных точках линииспроса, которая в этом случае превращается в кривую с разным наклоном, или сразной «точечной эластичностью спроса», в разных своих точках).
Желательнойявляется также оценка зависимости между доходами потребителей на целевом дляпродукта сегменте рынка и вероятным количеством его покупок (потребления) прикаждой данной цене на продукт. Такая оценка (в форме кривых«доходы—потребление», или кривых Энгеля) позволит прогнозироватьспрос на продукт на основе прогноза тенденции в изменении доходов (финансовогосостояния, охватывающего как текущие доходы, так и накопления икредитоспособность) целевых потребителей продукта. Для достаточно дорогостоящихтоваров и услуг изучение доходов и финансового состояния целевых потребителейявляется обязательным. Оно может делаться на основе публикуемых илизапрашиваемых финансовых отчетов потребителей, если они являются открытымиакционерными обществами. Если потребители являются физическими лицами либо ИПиной правовой формы, то должны применяться специальные прямые и косвенныеметоды оценки, основанные на выборочном мониторинге финансового состояниярепрезентативных потребителей.
Трудностьмаркетинговых исследований по новым для рынка продуктам состоит в том. чтоопросы фокусных групп потребителей с обычными прямыми вопросами о допустимых дляних сочетаниях цены и количества покупок здесь гораздо менее применимы в силуновизны продукта для потребителей, которые с ним к моменту опроса простонедостаточно знакомы.
Длятаких случаев разработана специальная техника опросов и обработки их результатов.Суть этой техники заключается в том. что опрашиваемых (специальностимулируемых) потенциальных потребителей просят ответить на вопрос, какуючасть своих располагаемых доходов они будут готовы потратить на приобретениевновь предлагаемого им продукта (имея в виду назначаемую цену на него), оставивна все прочие свои расходы определенные средства, при различных уровняхдостигаемой для себя полезности (удовлетворенности уровнем жизни либо,применительно к потребителям-фирмам, финансовым состоянием) В итоге, порезультатам таким образом проведенных «полевых» исследований(опросов)выводятся«картыпредпочтений»целевыхпотребителей, составляемые из кривых безразличия между разными количествамиприобретаемого по заданной цене нового продукта и средствами, оставляемымипотребителями для покупки всех прочих элементов их «потребительскихкорзин». На полученных «картах предпочтений» уже в ходе«кабинетного» анализа при максимизации достигаемой потребителямиполезности и соблюдении их бюджетных ограничений находятся оптимальные дляпотребителей сочетания (точки в координатах карт предпочтений) объема покупокнового продукта и фондов, оставляющихся потребителям на приобретение всехпрочих необходимых товаров и услуг.
Привыборе техники маркетингового исследования по новшеству решающим,следовательно, является то, планирует ли ИП к моменту проведения этогоисследования хотя бы предварительное размещение нового продукта на рынке итаким образом ознакомить потенциальных покупателей с новшеством.
Еслине предпринимать предварительно пробного (ознакомительного) размещения на рынкенового для потребителей продукта, то маркетинговое исследование вероятногоспроса на этот продукт резко осложняется. С точки зрения затрат это означает,что поступающая таким образом фирма экономит на инвестициях в освоении выпускапервых пробных партий продукта, не подвергая себя риску напрасногоосуществления капиталовложений в создание необходимых новых производственныхмощностей (приобретение или разработка и изготовление нового специального технологическогооборудования, специальной оснастки, их монтаж, наладка и пр.), но должна идтитогда на дополнительные инвестиции в гораздо более дорогостоящее маркетинговоеисследование.
Нижерассмотрены методические особенности маркетингового исследования.
Во-первых,подобное исследование должно проводиться так, чтобыопрашиваемыепотенциальные потребители,ещене имеющие достаточно представления оновшестве (которое пока нигде не демонстрировалось и непользовалосьдаже самыми авторитетными потребителями), и могли оцениватьнестолько то, какоеколичество и по какой цене они будут покупать нового продукта, сколько то,какой объем средств они готовы выделить на его приобретение без ущерба дляудовлетворения своих прочих потребностей. Им нужно дать возможность (и дляполучения более надежных результатов исследования подтолкнуть к этому)определять для себя оптимальный, при предлагаемой цене на новшество, объем егопокупок, исходя из размера средств, остающихся у них свободными (при разныхуровнях достигаемой полезности) после планируемого ими приобретения прочихнеобходимых и известных им товаров и услуг, включая накопления на будущеепотребление.
Сказанноеозначает, что выявление спроса на новый и еще не размещенный на рынке продуктследует осуществлять, ставя вопрос не о том, сколько и по какой ценепотребители будут желать и готовы приобретать новшества, а о том. какими«остаточными» (условно свободными) средствами они готовы рискнуть,выделяя их на приобретение нового продукта по определенной планируемой дляновшества цене. Емкость и эластичность спроса на новый продукт лишь тогдадолжны «выводиться» самим исследователем спроса из этой первичнойинформации.
Во-вторых,предметом маркетингового исследования по новым и незнакомым потребителямпродуктам может вообще выступать не сам товар, а его основные потребительскиепараметры (например, для машинотехнической продукции — конструкции и условияэксплуатации). Иначе говоря, тогда должны исследоваться предпочтенияпотребителей (с выстраиванием по данным опросов соответствующих кривыхбезразличия и карт предпочтений) по поводу соотношений типа «цена —уровень отдельного потребительского параметра», «цена — уровеньведущего (наиболее критичного для потребителей на данном сегменте рынка)потребительского параметра», «цена — общий экономический уровеньизделия' (специально рассчитываемый по сравнению с некоторой идеальной моделью,сочетающей параметры лучших мировых аналогов). Для наукоемких товаров длительногопользования в состав учитываемых потребительских параметров должны включаться иусловия гарантийного и послегарантийного технического обслуживания.
Маркетинговыеисследования по вновь разработанным продуктам должны проводиться применительнок определенным сегментам рынка (группам потребителей с определенным наборомсегментообразующих признаков: демографических, имущественных и социальных дляфизических лиц — покупателей потребительских товаров; признаков отраслевойпринадлежности, финансового состояния, продвинутых планов техническогообновления для ИП — потребителей инвестиционных товаров и услуг, а такжесуществующей продукции производственно-технического
4.Оценка эффективности приобретения и продажи лицензии
Лицензированиепредставляет собой одну из основных форм торговли технологиями. Лицензияпредставляет собой разрешение отдельным лицам или организациям использоватьизобретение, защищенное патентом, технические знания, технологические иконструкторские секреты производства, товарный знак и т. д. Предоставлениелицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора опродаже (покупке), согласно которому владелец патента (лицензиар) выдает своемуконтрагенту (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределахсвоих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т. д.
Лицензированиеосуществляется путем принятия заинтересованными сторонами лицензионногосоглашения — договора, в соответствии с которымсобственник изобретения, технологических знаний, опыта и секретов производствавыдает своему контрагенту лицензию на использование интеллектуальной собственности.В соглашении определяются производственная сфера и территориальные границыиспользования предмета лицензии. Лицензионное соглашение может предусматриватькомплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В этомслучае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказаниелицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных)услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау,пуско-наладочные работы, подготовку кадров и т. д.
Лицензионныесоглашения делятся на самостоятельные, которые предусматривают, что технологияили технологические знания передаются независимо от места и условий ихпредстоящего использования, и сопутствующие, когда одновременно с передачейлицензии заключается контракт на строительство, поставку оборудования икомплектующих узлов или оказание инжиниринговых услуг.
Вознаграждениепродавцу (лицензиару) за предоставление права покупателю (лицензиату) наиспользование предмета лицензионного соглашения осуществляется посредствомлицензионных платежей, которые могут быть в виде периодических отчислений отдохода покупателя в течение периода действия соглашения или единовременногоплатежа, устанавливаемого заранее на основании экспертных оценок. Периодическиеотчисления (роялти) могут определяться как выплата процента от оборота,стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаться в расчете наединицу выпускаемой продукции. Единовременный платеж выступает как формапаушального платежа, предусматривающего передачу части ценных бумаг лицензиатоми встречную передачу технической документации от лицензиара. Возможны различныесочетания приведенных форм лицензионного вознаграждения.
Новыетехнические решения, изобретения и товары обычно патентуются, что даетпатентообладателю исключительное право на их использование. Передача праваиспользования интеллектуальной собственности осуществляется посредством выдачилицензий, которые различаются по масштабу и характеру полномочий,предоставляемых контрагентам лицензионного соглашения. Так, лицензии могут бытьпатентными к беспатентными.
Патентнойлицензией называется лицензия на передачу права использования патента безсоответствующего ноу-хау. При инвестиционном сотрудничестве, продаже новой техникии технологии все большее распространение получают лицензии на использованиеноу-хау без патентов на изобретение, называемые беспатентными лицензиями. Похарактеру и объему прав на использование технологии различают простые(неисключительные), исключительные и полные лицензии.
Простаялицензия дает право лицензиату использовать приобретенную лицензию вустановленных договором границах, а лицензиар оставляет за собой правоиспользовать лицензию на той же территории и выдавать ее любым заинтересованнымлицам. Исключительная лицензия предоставляет лицензиату исключительное(монопольное) право использовать объект договора, а лицензиар в этом случаеутрачивает право самостоятельного использования лицензии или ее продажи наоговоренной территории. Полная лицензия предоставляет лицензиату исключительноеправо на использование патента в течение срока действия договора и отказлицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этогосрока.
Всвязи с расширением масштабов научно-технического сотрудничества инаучно-технической кооперации между независимыми фирмами и международнымобменом технологиями со второй половины 70-х—начала 80-х гг. получило развитиетак называемое перекрестное лицензирование, под которым понимается обменлицензиями на льготных условиях и взаимная информация контрагентов обо всехусовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета договора втечение периода его действия.
Вшироком смысле ноу-хау — это информация, необходимая для осуществленияизобретения, но не оформленная с позиций патентных требований. По своемуматериально-вещественному составу это могут быть технические знания ипрактический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового ииного характера, которые представляют собой коммерческую ценность, применяютсяв профессиональной практике и могли бы быть защищены патентами, но по тем илииным причинам не запатентованы.
Впредпринимательской и. коммерческой деятельности распространена практиказаключения лицензионных соглашении, договоров о техническом сотрудничестве,обмене и передаче технологий, оказании инженерно-консультационных услуг и т.п,предусматривающих передачу (продажу/куплю) беспатентных лицензий. Существуетопределенный порядок заключения договоров на продажу/куплю беспатентныхлицензий. Предметом беспатентной лицензии являются следующие научно-техническиедостижения, не имеющие правовой защиты непатентоспособные технические решенияили решения с упрошенной патентной защитой, производственный и технологическийопыт, навыки работы, а также конфиденциальные сведения коммерческого,управленческого и организационного характера, секреты производства, называемыеноу-хау Порядок оформления ноу-хау. Порядок оформления ноу-хау осуществляетсяпутем: передачи технической документации, демонстрации приемов работы; обучениетехнического персонала: подготовки проектов сооружений, технологических линий;установки и наладки оборудования: изменения технологического процесса всоответствии с требованиями лицензиата: решения задач организационного иуправленческого характера; проведения исследований и разработок.
Договорана продажу/куплю беспатентных лицензий могут составляться на основе примерныхдоговоров на продажу/куплю патентных лицензий или действующих типовых формдоговоров на создание (передачу) научно-технической продукции.

Списокиспользованной литературы
1.        Венчурныйинновационный менеджмент [Текст]: интегральное учебное пособие / Мин-вообразования и науки Украины, Нац. техничекий ун-т „ХПИ“; ред. Л.Н.Ивин. — Х.: НТУ „ХПИ“, 2005. — 388 с.
2.        Зинов,В.Г. Потребности в инновационных менеджерах [Текст] / В.Г. Зинов, Т.Я.Лебедева, В.Г. Яшин // Инновации. — 2008. — N 3. — C.38-49
3.        Инновационныйменеджмент [Текст]: учебное пособие / ред. Л.Н. Оголева. — М.: Инфра-М, 2003.- 238 с.
4.        Колокольников,О.Г. Менеджмент инновационных процессов на основе реструктуризации предприятияна технологипческие системы [Текст] / О.Г. Колокольников // Инновации. — 2007.- N 1. — C.91-95
5.        Краснокутська,Н.В. Інноваційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Н. В.Краснокутська; Мін-во освіти і науки України, КНЕУ. — К.: КНЕУ, 2003. — 504 с.
6.        Морозов,Ю.П. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Морозов, А.И.Гаврилов, А.Г. Городнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 471 с.
7.        Науковата інноваційна діяльність в Україні [Текст]: статистичний збірник / Держ.комітет статистики України. — К.: Держкомстат України, 2001. — 290 с. -
8.        Пересунько,Є.С. Принципи інноваційної діяльності підприємств України [Текст] / Є.С.Пересунько // Проблеми науки. — 2007. — N 8. — C.23-27
9.        Правик,Ю.М. Інвестиційний менеджмент [Текст]: навчальний посібник / Ю.М. Правик. — К.: Знання, 2007. — 431 с.
10.      Риск-менеджментинноваций [Текст]: монография /, Т. А. Васильева, О. Н. Диденко, А.А.Епифанов. — Сумы: Деловые перспективы, 2005. — 260 с.
11.      Трифилова,А.А. „Открытые инновации“ — парадигма современного инновационногоменеджмента [Текст] / А.А. Трифилова // Инновации. — 2008. — N 1. — C.73-78
12.      Трубачев,Н.А. Особенности управления и справедливость распределения результатовинновационной деятельности на примере комплексного инновационного проекта[Текст] / Н.А. Трубачев // Инновации. — 2008. — N 1. — C.115-118
13.      Фатхутдинов,Р.А. Инновационный менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. — 3-е изд. — СПб.:Питер, 2002. — 400 с.
14.      Шабранська,Н.І. Інноваційна діяльність як чинник прискореного розвитку малогопідприємництва [Текст] / Н. І. Шабранська // Проблеми науки. — 2007. — N 9. — C.20-26


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.