--PAGE_BREAK--2.1.1Планирование работы
Перспективный план работы администрации разрабатывается на полугодие, исходя из решений вышестоящих органов, задач экономического и социального развития района.
Проект плана работы администрации на полугодие в течение 5 дней разрабатывается отделом организационно-кадровой работы, согласовывается с заместителями главы администрации, управляющим делами и вносится для утверждения на заседание администрации.
Для подготовки проекта плана работы все структурные подразделения представляют свои предложения, согласованные с заместителями главы администрации и управляющим делами по подчиненности, в отдел организационно-кадровой работы за два месяца до планируемого периода.
Утвержденные планы рассылаются общим отделом управления делами отделам администрации, руководителям предприятий, организаций и учреждений района, работа которых по тем или иным вопросам запланирована к рассмотрению на заседании администрации.
В случаях, если вопросы, предусмотренные планами работы администрации, по каким-либо причинам не могут быть решены в установленный срок, руководители соответствующих отделов, ответственные за подготовку данного вопроса по согласованию с заместителями главы администрации заблаговременно письменно информируют главу администрации с указанием причины неисполнения.
Контроль за выполнением плана работы администрации осуществляется главой администрации, заместителями главы администрации и управделами в соответствии с распределением обязанностей.
Общий контроль за выполнением планов работы администрации возлагается на управление делами.
2.1.2 Порядок проведения заседаний администрации
Заседания администрации ведутся главой, а в его отсутствие- первым заместителем главы администрации.
В процессе обсуждения вопросов на заседаниях администрации глава, первый заместитель и заместители главы, управляющий делами и члены администрации имеют право:
· вносить предложения по повестке дня и порядку работы;
· требовать от докладчиков разъяснения по рассматриваемым вопросам;
· участвовать в обсуждении вопросов; вносить предложения об изменениях и дополнениях в проекты решений или их доработке;
· в необходимых случаях вносить предложения о переносе обсуждения вопроса на другое заседание или дополнительном изучении рассматриваемого вопроса.
В заседаниях администрации могут принимать участие с правом совещательного голоса руководители ее структурных подразделений, главный специалист-юрисконсульт, начальник общего отдела управления делами, другие работники, которые имеют отношение к обсуждаемому вопросу.
В заседаниях администрации принимает участие прокурор района, а при отсутствии – его заместитель. Другие должностные лица приглашаются на заседания по списку, согласованному с главой администрации.
На заседаниях администрации вопросы докладываются заместителями главы, руководителями подразделений, районных служб и организаций, а также, с согласия председательствующего, другими должностными лицами.
Заседания администрации протоколируются начальником общего отдела управления делами. Протоколы заседаний подписываются главой и управляющим делами администрации, а в их отсутствие – лицами, исполняющими их обязанности. Организационно-техническое обеспечение заседаний администрации осуществляется общим отделом управления делами.
2.1.3 Порядок принятия решений администрации
Администрация в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения.
Решения администрации принимаются на ее заседаниях большинством голосов от установленного количества членов. Отдельные решения по текущим вопросам могут подписываться главой администрации до заседания и на нем не обсуждаются; члены администрации ознакамливаются с ними в процессе работы заседаний
Решения и распоряжения администрации вступают в силу с момента их подписания, если ими не определен иной срок введения.
Решения, принятые на заседании администрации, но требующие доработки, сдаются исполнителями в 5-тидневный срок (если на заседании не определен другой срок) в общий отдел управления делами. Отредактированные решения вновь визируются заинтересованными сторонами.
Распоряжения администрации издаются главой в порядке оперативного руководства по вопросам, не требующим коллегиального рассмотрения, по работе аппарата администрации, текущим делам, а также во исполнение ранее принятых решений. Распоряжения не могут отменять или изменять ранее принятые решения администрации.
Глава администрации информирует ее членов о решениях и распоряжениях, подписанных в период между заседаниями.
Решения администрации могут быть отменены вышестоящими органами в пределах их компетенции.
Решения и распоряжения администрации рассылаются общим отделом управления делами в соответствии с указателем рассылки, составленным исполнителями, подготовившими проекты решений, распоряжений. Учет размноженных решений, распоряжений ведется в специальном журнале.
2.1.4 Организация приема граждан
Прием граждан осуществляется главой, заместителями главы, управляющим делами, руководителями структурных подразделений администрации согласно графику, составленному общим отделом управления делами и утвержденному главой администрации.
Предварительную запись граждан на прием главой администрации ведет главный специалист-юрисконсульт (в его отсутствие начальник отдела учета и распределения жилой площади). Им принимаются от записавшихся на прием заявления, готовятся материалы и докладываются при проведении приема. При необходимости принятые от граждан документы направляются соответствующим структурным подразделениям для изучения и вынесения заключения.
Контроль за выполнением указаний, данных во время приема граждан, осуществляется главой, его заместителями, управляющим делами, руководителями структурных подразделений администрации.
Непосредственный контроль за выполнением указаний, данных во время приема граждан, осуществляется работниками, проводившими предварительную запись граждан на прием к главе администрации.
Исполненные документы снимаются с контроля по согласованию с должностными лицами, проводившими прием граждан.
2.1.5 Порядок рассмотрения обращений граждан
Письма и заявления граждан регистрируются общим отделом управления делами в день их поступления и представляются для рассмотрения главе администрации, а в его отсутствие –первому заместителю главы.
Обращения граждан рассматриваются не позднее следующего за их поступлением дня и должны иметь не более одной резолюции. Последующие резолюции должностных лиц допускаются, если в них детализируется порядок исполнения.
Контроль за исполнением обращений граждан осуществляется главой, заместителями главы, управделами, руководителями структурных подразделений администрации.
Обращения граждан считаются исполненными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны ответы в соответствии с законодательством.
Обращения граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после вынесения решения и принятия исчерпывающих мер по исполнению обращения. Глава администрации (его первый заместитель при отсутствии главы) подписывает справку (ответ) на обращения граждан и принимает решение о снятии обращения с контроля при наличии виз заместителей главы, управделами в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Общий отдел управления делами обобщает обращения граждан и ежемесячно информирует главу, его заместителей, управделами администрации о состоянии указанной работы. Итоги рассмотрения обращений граждан за полугодие обсуждаются на заседании администрации
2.1.6 Порядок информирования населения
Информирование населения о социально-экономической политике государства и ситуации в районе, городе Гомеле организуется отделом идеологической работы и осуществляется информационными группами администрации, возглавляемыми главой администрации и его заместителями, управделами администрации.
Руководители информационных групп проводят встречи с трудовыми коллективами и населением по месту жительства согласно графиков встреч, разрабатываемых отделом идеологической работы и утверждаемых главой администрации, а также при необходимости принимают участие в освещении работы администрации в средствах массовой информации.
Обеспечивает руководителей информационных групп необходимой справочной и нормативно-методической документацией в соответствии с тематикой проводимых встреч отдел идеологической работы, он также организует освещение деятельности администрации в средствах массовой информации.
Руководители информационных групп представляют отчет о проведенных встречах в отдел идеологической работы, который осуществляет координацию работ по реализации предложений и устранению критических замечаний, высказанных в ходе встреч с населением района [9].
3 Социально-экономическое развитие региона
3.1 Финансово-экономическая деятельность
На территории Центрального района осуществляют производственно-хозяйственную деятельность около 5 тысяч субъектов хозяйствования, в их числе 286 организаций государственного сектора.
Предприятия района выпускает около 37% объемов потребительских товаров города и почти 17% объемов потребительских товаров области.
Несмотря на невыполнение прогнозных заданий по итогам 2009 года в районе не допущено значительного снижения производства промышленной продукции и потребительских товаров. В целом по району объем промышленного производства за прошлый год составил 617,2 млрд. руб. (95,8 %).
По отраслевому признаку наибольшее снижение у предприятий Министерства промышленности и концерна «Беллегпром».
По предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности прирост составил 4,7 %.
За 2009 год промышленными предприятиями района было освоено инвестиций на сумму 24,4 млрд.руб. из них 22 млрд.руб. израсходовано на приобретение машин, оборудования, транспортных средств.
План антикризисных мер, реализованный на правительственном и местном уровне, позволил сократить уровень запасов в целом по району с 125,9 % — по итогам I полугодия до 90,2 % — по итогам года (на 13,2 млрд. руб.).
В целом по промышленному комплексу района получена чистая прибыль в сумме 24,4 млрд. рублей, что на 15,5 % больше, чем за 2008 год.
Уровень рентабельности реализованной продукции по промышленным предприятиям Центрального района составил 11,8%, что выше уровня предшествующего года на 2 процентных пункта.
Ряд предприятий района работали в режиме не полного рабочего времени, это республиканские предприятия «Гомельский станкостроительный завод им. С.М.Кирова», «Гомельский завод измерительных приборов», акционерные общества «Коминтерн» и «Труд». При этом не было допущено сокращения численности работающих, заработная плата выплачивалась в установленные сроки.
Несмотря на экономические трудности, предприятия района выпускают продукцию высокого качества.
В 2009 году лауреатами конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» стали 4 предприятия района – СП ОАО «Спартак», СООО «Игман-мороженое», РУП «Гомельская фабрика художественных изделий «Любна», филиал «Гомельский комбинат хлебопродуктов» ОАО «Хлебопродукт».
В номинации конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» лучшей признана продукция СП ОАО «Спартак» и хлебопекарная продукция ОАО «Гомельхлебпром».
3.2 Охрана труда
За прошедший год в районе произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом на предприятиях: СУ-165 РУП «Стройтрест №14» и ОДО «Строминвест».
Основные причины – нарушение потерпевшими инструкций, требований нормативных правовых актов по охране труда, трудовой дисциплины, несоблюдение должностными лицами своих функциональных обязанностей.
3.3 Торговля и бытовое обслуживание
В Центральном районе для жителей города представлена развитая торговая сеть магазинов и предприятий общественного питания, сеть фирменных магазинов предприятий: ОАО «8 Марта», СП ОАО «Спартак», Торговый дом «Гомельдрев», ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Жлобинский мясокомбинат», Торговый дом «Мильча» и др. В лучшую сторону меняется внешний вид магазинов, их интерьер, широко применяется прогрессивный метод самообслуживания.
Предлагают бытовые услуги населению предприятия бытового обслуживания Центрального района:
— ОАО «Гомельский областной техноторговый центр «Гарант» — техническое обслуживание и ремонт сложной бытовой телерадиоаппаратуры;
— ЗАО «Снежинка» — химчистка и услуги прачечных;
— ОАО «Рембыттехника» — техническое обслуживание и ремонт холодильного оборудования и сложной бытовой техники, изготовление и ремонт ювелирных изделии;
— ОАО «Элегант» — пошив и ремонт одежды;
— КПУП «Гомельтрикотажбыт» — изготовление и ремонт трикотажных изделий;
— Филиал «Полесье» ОАО «Гомельоблсервис» — пошив и ремонт обуви;
— КСУП «Городской центр оздоровления» — услуги бани.
3.4Образование и наука
Центральный район является крупным образовательным и научным центром Гомеля. Здесь сосредоточена значительная часть научных и учебных заведений города. В их числе Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, Гомельский государственный медицинский университет, колледжи: дорожно-строительный, железнодорожного транспорта, политехнический, аграрно-экономический, педагогический, искусств, лицей торговли и областной лицей, медицинское училище, профессионально-технические училища № 30 речного флота и железнодорожного транспорта. На территории района находятся 2 гимназии, 11 общеобразовательных школ, средняя сменная общеобразовательная школа, вспомогательная школа, дом детского творчества, областной Дворец творчества детей и молодежи «Юность». Развитие образовательной системы района нацелено на максимальное удовлетворение образовательных запросов студентов и учащихся и направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание всесторонне развитой гармоничной личности. Первой ступенью системы образования является дошкольное образование, которое обеспечивает гибкая многофункциональная сеть дошкольных учреждений и школа-сад «Атиква».
Весомый вклад в ускорение научно-технического прогресса вносят ученые института механики металлополимерных систем им. В.А. Белого и института леса Академии наук Республики Беларусь. Интересные и современные разработки создаются сотрудниками проектных институтов «Гомельгражданпроект», «Гомельпроект», «Гипроживмаш» [8].
3.5 Культура
Отдел культуры администрации Центрального района отвечает за:
— проведение культурно-массовых мероприятий в районе;
— обеспечение функционирования и развития культуры на промышленных предприятиях, организациях и учреждениях района;
— содействие сохранению, развитию и распространению культуры на благо интересов человека и общества;
— работа по реализации республиканских, областных, городских программ;
— поддержка творческой молодежи и самодеятельных коллективов. Самодеятельное художественное творчество (любительское искусство, художественная самодеятельность и др.) – составная и неотъемлемая часть национальной художественной культуры Беларуси. Любительское художественное творчество – многомерный, динамично развивающийся социальный организм, на который оказывают влияние исторические, этнорегиональные, экономические, социально-психологические и культурные факторы. Его истоки формировались в народных обычаях и обрядах, общественных формах использования свободного времени, связанных с песенным и устно-поэтическим творчеством, игровым общением, праздничными традициями.
На территории Центрального района г. Гомеля художественная самодеятельность представлена кружками, творческими коллективами, клубными формированиями и др. в учреждениях, организациях и на предприятиях. На протяжении последних лет прослеживается тенденция роста количества кружков и творческих коллективов, а также увеличения численности в них.
3.6 Физическая культура и спорт
Физическая культура и спорт являются составной частью общей культуры, сферой социально-культурной деятельности, направленная на укрепление здоровья и способствующая гармоничному развитию личности человека. На территории района находятся и активно функционируют 149 спортивных сооружений, из них 2 стадиона — Центральный, имеющий более 15 тысяч посадочных мест для зрителей и «Детский», включающий с искусственным покрытием футбольное поле и одну мини-футбольную площадку; 6 стрелковых тиров; 49 спортивных залов; 8 плавательных бассейнов, в том числе 1 – стандартный, 4 – нестандартных и 3 мини-бассейна; а также 78 плоскостных сооружений; 15 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимается около 5 тысяч детей и подростков по 28 видам спорта. Общее число занимающихся физической культурой и спортом в районе составляет 13028 человек – это 17 % от числа проживающих в районе [8].
4 Совершенствование работы исполнительного комитета и прогнозирование социально-экономического развития региона
Сложность муниципального образования как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные организационные решения. В результате чего, структура исполнительных комитетов должна быть гибкой и динамичной, способной реагировать на внешние и внутренние изменения окружающей среды. Для этого необходимо постоянно проводить реформирование и совершенствование структуры исполкомов [5].
Первоочередной задачей является необходимость реорганизации тех управлений, отделов, которые не достигают достаточного уровня эффективности, организации их более тесного взаимодействия в тех вопросах, которые находятся в их компетенции. Ведь невозможно воздействовать на внешнюю среду, не устранив недостатки внутренней.
Одним и основных направлений в совершенствовании работы исполкома является изменение работы с кадрами в рамках:
1) подбора кадров с учетом их профессиональных и нравственно-психологических качеств;
2) формирования современных требований к кадрам различных сфер деятельности и уровней управления;
3) формирования действенного резерва руководящих кадров и организации планомерной работы с ним;
4) мотивации эффективного труда, рационального использования кадров, создания благоприятных условий для их работы и профессиональной карьеры;
5) совершенствования форм и методов оценки деятельности кадров;
6) совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др.
Для решения этих задач важным является необходимость детально рассматривать развитие экономических субъектов, информировать их о нововведениях в законодательстве, доводить до них планы социально-экономического развития региона в соответствующей отрасли (сфере). И, как результат, отслеживание выполнения прогнозных планов развития, анализ проделанных работ, подведение итогов и поиск путей решения сложившихся проблем и перспектив дальнейшего развития.
Результативность кадровой работы состоит в том, чтобы найти действительно талантливого руководителя, помочь ему проявить свои способности в нынешних сложных условиях, умело повести за собой коллектив. Для этого необходимо действовать в направлениях улучшения условий работы труда и отдыха, тем самым, увеличивая мотивацию к труду.
Сравнительно новым, но действенным механизмом является создание резерва кадров, состоящего из специалистов, подобранных не под конкретную должность, а которые могут использоваться для выдвижения на различные участки управленческой деятельности. Выявлению потенциальных способностей работников для включения их в резерв на выдвижение в значительной степени способствует аттестация, результаты их работы, трудовой стаж, отзывы и рекомендации и др.
Также возрастает роль обучения работников исполкома и лиц, состоящих в резерве. В этих целях широко используется возможность обучения и переподготовки в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Институте высших управленческих кадров при Академии управления, на областных курсах повышения квалификации при облисполкоме и областном Совете депутатов.Обучать персонал работе с вычислительной и организационной техникой.
Для эффективной работы исполнительных комитетов большое внимание должно уделяться организации и совершенствованию работы с гражданами по принципу «Одно окно». Сегодня многие организации и структурные подразделения Гомельской области работают по заявительному принципу «Одно окно», однако эта работа является недостаточно эффективной. В эпоху технического прогресса давно пора отходить от бумажной волокиты и активнее использовать новейшие технологии связи [6]. продолжение
--PAGE_BREAK--