Реферат по предмету "Педагогика"


Специфика деятельности социального педагога в школе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних

Содержание
 
Введение
1. Безнадзорность несовершеннолетних каксоциально-педагогическая проблема
2. Профилактика безнадзорности несовершеннолетнихкак направление работы социального педагога общеобразовательной школы
3. Описание опыта работы социального педагогаМОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
Заключение
Литература
Приложения

Введение
 
Актуальность темы работы заключенав том, что сегодня, как никогда в России, остра проблема детской безнадзорности,которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновениемнаркомании, токсикомании, преступности и бродяжничества.
Проблемы детской безнадзорностиприобрели угрожающий характер. Число безнадзорных детей из года в год неуклоннорастет, и уже достигло астрономической величины — по данным разных источников ихколичество в 2009 году составляет от 3 до 5 млн. человек.
Анализ реальных шагов, которыепредпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколенияв целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, чтозатрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватнымисложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтоввоспитания.
Изучаяфакторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни,авторы доклада, как было указано, выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положениесемей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс.Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведениестарших членов семьи.
Конфликтыс родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми– вторая основная детерминанта.[1] Если она сопровождаетсянеудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенкабежать из дома. «Из-за ссор с родителями» стали бродягами 24 % мальчиков и 21 %девочек. 13 % девочек и 12,7 % мальчиков считают неудачи в школе основной причинойухода из дома.
Острой остается проблема детей,оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования,по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от«трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними,не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняетсяопасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов,а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространениезлоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующимивеществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие вмолодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступностимолодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступногоповедения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признакикризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительносвидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы дляборьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальнуюи значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Для решения проблем несовершеннолетнихбезнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной изсамых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.
Роль посредника во взаимодействииличности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защитусемье и ребенку, выполняет социальный педагог.
В основе взаимодействия школыи семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпениеи терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединитьсвои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств,которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Таким образом, исходя из темыактуальности, цель исследования – выявить специфику деятельности социальногопедагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом исследования является процесс профилактики безнадзорностинесовершеннолетних общеобразовательной школы.
Предмет исследования – специфика деятельности социальногопедагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть безнадзорностьнесовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
2. Раскрыть профилактику безнадзорностинесовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательнойшколы.
3. Проанализировать опыт работысоциального педагога школы №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
В ходе исследования были использованыследующие группы методов:
— теоретические, связанныес анализом литературы по педагогике, психологии;
— обобщение опыта работысоциального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции: социально-педагогическая проблема безнадзорности проанализированав работах Э. Р. Баянов, Н. Н. Верцинская, Е. Воронова, В. Келасьев, Л. П. Кузнецова, Г. Курганова, С.Левчук, М. С. Мартынова,В. М. Шакурова, Е. Б. Штейнберг.

1. Безнадзорность несовершеннолетнихкак социально-педагогическая проблема
Социальные потрясения во всеммире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведенияв молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности,как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитиедеформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические,социально – психологические и психологические условия.
Понятие «безнадзорность» прочновошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, его рассматривают какна государственном уровне, так и на частном.
Федеральный закон РФ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99№120 ФЗ предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний,контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащегоисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороныродителей или законных представителей либо должностных лиц[2].
Э.Р. Баянов определяет: безнадзорностькак отсутствие или недостаточный контроль над поведением и занятиями детей и подростковсо стороны родителей (законных представителей) или лиц замещающих[3].
Л.В. Мардахаев определяетпонятие «безнадзорные дети» — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы,позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллективаи одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенокживет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может ещесохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупкии часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайнее проявление безнадзорности– беспризорность[4].
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведениемкоторого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностейпо его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законныхпредставителей либо должностных лиц (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.)[5].
Безнадзорность детей – общественное явление, заключающеесяв отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющихв отчуждении детей от семьи, детского коллектива, и одновременно в безразличии родителей,воспитателей к детям[6].
 Безнадзорность детская– отсутствиеилинедостаточность контроля за поведением и занятиямидетей и подростков, воспитательные влияния на них со стороны родителей или заменяющихих лиц[7].
Основные факторы, провоцирующиебезнадзорность детей: семейный (детско-родительские отношения, кризис семьи, упадоквоспитательного потенциала семьи и т.п.); социально – экономический; социально-психологический(проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.); школа (авторитарныйстиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.); психический (увеличение числадетей с аномалией психического развития), психологический (личностные характеристикиребенка). Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним изспособов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество.
Безнадзорный ребенок, какправило, живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у негоможет еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связиэти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самисебе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время провождению.Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальнойдезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.9 го, человек в том числе: всего, человекв том числе:
девочкиК категории безнадзорных относятся дети,жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которыене могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователейотносят таких детей к «группе риска»:
1) дети с проблемами в развитии,не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попеченияродителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств;
3) дети из неблагополучных,асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихсяв социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальнойи психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть детии подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относиттаких детей к категории «избыточно-комфортного типа»[8]. Они имеют в семье все, что нужно,но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенокживет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легкопопадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Причины детской и подростковойбезнадзорности
Исследования, проводимые встране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, средикоторых:
– рост числа асоциальных семей;
– безработные родители;
– беженцы и вынужденные переселенцы;
– нестабильные браки (разводы);
– низкий уровень благосостояниясемьи;
– негативный опыт отношенийс родителями;
– неготовность школы оказыватьсоциально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в труднойжизненной ситуации;
– наличие у части учащихсянегативного учебного опыта.
Причины детской безнадзорности:
– социально-экономическиепричины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья,отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
– социально-педагогическиепричины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматьсяпроблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
– психолого-педагогическиепричины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенкана учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами ни былообусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том,что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность(сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства;конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которуюон не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Проблемы детской и подростковойбезнадзорности
Экономические и идеологическиекризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурамик алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимостизащиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полемэкономического и идеологического кризиса.
Успешность социально-педагогическойподдержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективносвязана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих встране социально-экономических преобразований.
В научной литературе эти проблемыклассифицируются следующим образом:
– проблемы свободы выбораи социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов ипотребностей, установления социального статуса и др.;
– проблемы социальной адаптациии дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальнойжизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несутв себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
– проблемы социальной интеграцииили дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересови возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами другихлюдей, трудности в расширении социальных связей и др.[9]
Эффективное решение данныхпроблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваютсягосударством и обществом целостно[10]. Негативную роль врешении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить о том,что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономическихусловиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи,школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу»,свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как «педагогическиориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей,нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».
Организационно система социально-педагогическогосопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управленияобразованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственныйхарактер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальныеструктуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогическойподдержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видовучреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенкаот привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностикипроблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждениефакторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укреплениеблагоприятных для развития ребенка условий.
Важнейшим фактором безнадзорностинесовершеннолетних является условие семенного воспитания
Исследования, проводимыеотечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, гдедети встают на путь асоциального поведения:
– нестабильный брак или родителив разводе;
– деструктивные взаимные отношениямежду членами семьи,
– низкий уровень благосостояния;
– наличие в семье безработных;
– наличие в семье членов сасоциальным поведением;
– частые социальные контактычленов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативныетенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжестивоспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития обществак выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья можети должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но этостанет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовалавключению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализацииребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели,которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выходиз сложных жизненных ситуаций, — ребенок никогда не станет безнадзорным.
Важнейшим фактором безнадзорностинесовершеннолетних является условие школьного воспитания
Школа как социальная средаможет провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социальногоповедения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому оченьважно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика,в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди причин, по которымдети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
– неподготовленность школык работе с «проблемными» детьми;
– «скрытый отсев»;
– формирование у части учащихсяотрицательного опыта учебы;
– проблемы со здоровьем;
– физическое и моральное насилиеучителей;
– плохое поведение;
– неуспеваемость;
– отсутствие интереса к учебеи др.
Анализ перечисленных причинпозволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики,создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупрежденияпотери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлениюнуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Исследования показывают, чтов новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должналиквидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризисадетства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия,усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимостисоциально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогическогосопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Ребенок приходит в нее семилетними покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он нетолько учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходитстановление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением,полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями,а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная,формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем следует учитыватьи то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, неосознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызываюту него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечетза собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог —уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.
2. Профилактика безнадзорностинесовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательнойшколы
РуководительДепартамента образования считает, что в основе решения проблемы детскойбезнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первуюочередь с семьями, находящимися в социально опасном положении — малообеспеченными,неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее мнению,государство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категориидетей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы — экономические,социальные, духовные, нравственные — для того, чтобы обеспечить детям, находящимсяв трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности,профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степениотсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача- обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательнойфункции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорныхдетей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательногоучреждения определены следующим образом:
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинамшколу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание импомощи в обучении и воспитании детей;
— обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков,клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитиезаконопослушного поведения несовершеннолетних.[11]
Федеральный Закон «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное учреждениев качестве ведущего социального института детского правопользования и правоприменения.[12]
Для решения проблем несовершеннолетнихбезнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной изсамых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.
Подпрофилактикой подразумеваютсянаучно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращениевозможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска,сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействиеим в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Частопервичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действиесистемы и структуры, способные предотвратить возможные проблему или решить поставленныезадачи[13].
Социальная профилактика (предупреждение) – это деятельность попредупреждению социальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социальнотерпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин[14].
Социально – педагогическаяпрофилактика – это системамер, социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуацииразвития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности[15].
Выделяют три уровня социальнойпрофилактики:
1. Общесоциальный уровень(общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов,направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, внравственно — духовной сфере и т.п. Она осуществляется различными органами государственнойвласти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупрежденияпреступности не является главной или профессиональной. Социальной профилактике посвящен,например, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних».
2. Специальный уровень(социально-педагогическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии нанегативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранениеили нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельностисоответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.
3. Индивидуальный уровень(индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность вотношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонения или проблемности.Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа определяетсякак деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихсяв социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитациии (или)предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
В зависимости от стадии развитияпроблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственнаяпрофилактика и т.п.[16]
Приведённоевыше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этотпроцесс:
— выявлениепричин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплексапроблем;
-уменьшениевероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системысоциальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
— предотвращениевозможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
— сохранение,поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
— содействие человеку илигруппе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческихспособностей.[17]
Рассматриваясоциальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность,можно выделить последовательный ряд её основных стадий:
1.Стадия предупреждения — основной задачей, которой является принятиемер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностейи представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности,которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения.Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основудля формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностейлегко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.
2.Стадия предотвращения — направлена на принятие своевременныхи эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процессажизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители,школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортноепроисшествие.
3.Стадия пресечения — используя социально приемлемые способы,блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновениюнегативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для обществав целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществесистема законодательных, морально-нравственных, педагогических, административныхи других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающихих повторения.
Последовательнаяреализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самыхразнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говоритьо существовании следующих методов социальной профилактики.
1. Медико-социальные — направлены на создание необходимых условийдля сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. Ких числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни,медико-социальный патронаж и т.п.
2.Организационно-административные — созданиесистемы социального контроля, разработка соответствующейправовой и законодательной базу, формирование системыорганов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальныйнадзор, социальное управление и социальное планированиеи ряд других.
3.Правовые — разработка и создание соответствующейсистемы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальнойжизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этихнорм и правил. К этой группе методов относятся правовоепросвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
4.Педагогические — формирование у различныхсоциальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
5.Экономические — направлены на поддержаниеприемлемого и достойного жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворенияего материальных потребностей. Наиболее часто длярешения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономическиельготы и экономическая поддержка и т.п.
6.Политические — создание в обществе эффективнойсистемы политических прав,свобод, ценностей и ориентиров, позволяющихвсем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимыхрамках.[18]
Социальныйэффект использования этих методов социальной профилактики на практике будет существенновыше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактическихмероприятий. В зависимости от того, какиецели будут преследовать эти мероприятия, можновыделить следующие их разновидности:
1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).
2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты(назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца).
3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоя- тельств,способствующих социальнымили личностным отклонениям (изъятие ребёнка изсемьи, ведущей девиантный образ жизни).
4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнкав детский дом или установление опекунства).
5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.[19]
Успехсоциально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.
В основе взаимодействия школыи семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпениеи терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединитьсвои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств,которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Сотрудничество школы и семьи– это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагаетвсестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейноговоспитания ребенка, а также открытость семьи к педагогическому воздействию в случаевыявленных затруднений[20].
Безнадзорные нуждаются в восстановленииутраченных контактов с семьей и школой. Эту работу проводят социальные педагоги,педагоги-психологи, учителя, администрации школ.
Наиболее эффективная формаработы по восстановлению контактов со школой и семьей – организация педагогическойи психологической помощи и поддержки ребенку или семье (консультирование, индивидуальныйподход к обучению и воспитанию ребенка, родительский всеобуч правового характераи т.п.). Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является успешной,если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляютсовместное планирование, подводят итоги деятельности. Направления работы образовательногоучреждения по профилактике безнадзорности многоплановы.
Работа с семьей включает всебя диагностику детско-родительских отношений, типа семьи, оказание различных видовпомощи и поддержки семье, постоянный контакт школы с семьей.
С ребенком проводится диагностикаи изучение личностных особенностей личности, создание «ситуации успеха», педагогическаяпомощь и поддержка, щадящий режим обучения.
Так же необходима работа спедагогическим коллективом образовательного учреждения и заниматься повышением педагогическойкультуры родителей.
Профилактика безнадзорностибудет эффективна, если создавать условия для успешности ребенка в учебной деятельностии эмоционально позитивную систему отношений со сверстниками, родителями, учителями[21].
Также несовершеннолетний долженбыть психологически и социально защищен (знать свои права и обязанности, их соблюдениевсеми участниками учебно-воспитательного процесса, психологическое и социальноеравенство всех детей в стенах одного образовательного учреждения, исключение дискриминациипо любому признаку).
Для предупреждения безнадзорностив школе необходима целенаправленная работа с родителями как групповая, та и индивидуальная.К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, рекомендации и консультациипо вопросам воспитания и обучения ребенка, посещение семьи, которое позволяет лучшеузнать условия, в которых живет ребенок; а иногда предпринять определенные мерыдля их улучшения.
Социальный педагог всегдаостается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающейсреде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Работу социального педагогас безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – этопрофилактическое и коррекционно-реабилитационное.
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельностис этими детьмивключает в себя[22]:
– работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;
– своевременную коррекцию семейных отношений;
– поиск форм занятости детей в свободное время;
– формы опеки детей в период объективной занятости родителей ичленов семьи;
– постановка детей на социально-педагогический учет;
– патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скоруюсоциально-педагогическую помощь, такую как:
– постановку ребенка на учет;
– экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;
– диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развитияребенка;
– решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;
– информирование семьи (или государственного учреждения) о местепребывания ребенка;
– состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работыс ним;
– организация необходимых контактов со специалистами для оказанияпсихологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;
– разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социальноздоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивныхформ активности в игре, познании, труде.
Следует остановиться на методахработы школьного социального педагога по профилактике безнадзорности несовершеннолетних:
1. Метод убеждения — педагогможет достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедитьребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальныйпедагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейсяситуации.
2. Метод наблюдения — даетпедагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает заобщением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, еготрудом.
3. Метод беседы — важно, чтобысоциальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленныйзаранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступленииребенка в данное учреждение.
4. Опрос — это исследовательскийметод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответовна предложенные устные и письменные вопросы.
5. Метод социометрии — прикотором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опросаи алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
6. Метод анкетирования — методмножественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
7. Метод тестирования — этоисследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированныезадания. (тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графическиеи др.).
8. Метод оценивания — исследовательскийметод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентныхлиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризоватьизучаемые явления.
9. Метод экспертной оценки– основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых социальный педагогможет выявить информацию, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установкииспытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности.
8. Метод консультирования– это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью ихсоциализации, восстановления и оптимизации их социальных норм жизнедеятельностии общения.
9. Тренинг — это форма специальноорганизованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формированиякоммуникативных навыков, оказание психологической помощи поддержки, позволяющиеснимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
10. Игра – один из видов деятельности,значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Особенно важнадля детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых иотношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому,умственному и нравственному воспитанию детей.
11. Экскурсии — это формаорганизации обучения, позволяющая проводить наблюдения, а также изучение различныхпредметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Таким образом, социальныйпедагог может использовать разнообразные методы работы в рамках профессиональнойдеятельности, так как они развивают у детей личность и воспитывают ее. Кроме этогосоциальному педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанностиподростков. Так как на основе психологической характеристики подростка социальныйпедагог использует определенные методы работы с ним.
Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

3. Описание опыта работысоциального педагога МОУ СОШ №__ по профилактике безнадзорности несовершеннолетних
 
Во время прохождения практикипроводилось исследование в средней общеобразовательной школе № __ _______ районагорода ___.
Настоящая работа предполагаетзнакомство с деятельностью социального педагога.
Социальный педагог в даннойобщеобразовательной школе –Сафиуллина Лиана Анасовна, стаж работы в данной области– 6 лет, в данной школе работает 5 лет.
Целью исследования являлось выявить специфику деятельностисоциального педагога общеобразовательной школы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
В настоящее время в МОУ СОШ№__ _______ района г. ____ всего детей, обучающиеся в школе – 584 учащихся, мальчиков315 человек, девочек 269 человек. (см. приложение 1.)
 Многодетных семей – 17 человек
 Дети – инвалиды – 10 человек
 Семьи – беженцы – 0 человек
Малообеспеченные семьи – 84
Неблагополучные семьи – 15
Неполные семьи – 148
Семьи, родители которых являются безработными– 16
Находящиеся под опекой и дети – сироты– 12 человек
 Находящиеся под опекой идети – сироты по микрорайону – 8 человек, из них 2 человека обучаются в нашей школе.
 Родители, уклоняющиеся отвоспитания ребенка – 5 человек
 Состоящие на внутришкольномучете – 22 человека
 Состоящие на учете в ОДН– 5 человек
 Обучающиеся на дому – 4 человека
 Неблагополучных семей, состоящиена внутришкольном учете – 10
 Неблагополучные семьи, состоящиена учете в ОДН- 5
 В данное время в СОШ №___выявлено 3 учащихся систематически пропускающие уроки без уважительной причины:
Кожин Александр — ученик 6Г класса
Раянов Раян ученик — 6 Г класса
Фагамуллина Радмила — ученица7 Б класса
 С этими детьми и семьямиведется отдельная работа, систематически подаются списки в РОНО, прокуратуру. Атак же ходатайства в ОДН и РУВД.
 Социальный педагог совместнос классными руководителями проводят индивидуальные беседы и посещения на дому, вызываютна совет профилактики. По решению Совета профилактики 18 учеников были поставленына внутришкольный учёт. С ними проводят профилактическую, воспитательную работуклассными руководителями, социальным педагогом, психологом. Из этих 18 учащихсядвое были поставлены на учёт в связи с их приводом сотрудниками милиции в ОДН СоветскогоРОВД за распитие пива и за курение в общественных местах. Со всеми учащимися, состоящимина внутришкольном учёте, социальным педагогом ведётся индивидуальная профилактическаяработа: заведены листы наблюдения, где фиксируются сведения о них, ведётся учётиндивидуальных профилактических мероприятий с ними с их родителями.
 У значительного числа учащихсяулучшилось поведение, не стало пропусков уроков без уважительной причины, они сталилучше учиться. 7 учеников сняты с внутришкольного учёта на заседании Совета профилактики,так как они исправили своё поведение, осознали свои ошибки.
 Социальный педагог активноучаствует в работе родительских собраний совместно с сотрудниками ОДН СоветскогоРОВД.
 Работая над ФЗ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», социальныйпедагог использует все возможности, имеющиеся в нашем городе. Значительную помощьв профилактической работе оказывают:
 1.Управление образования;
 2.Управление социальной защиты;
 3.Центр социального обслуживаниянаселения, так как одной из важнейших причин роста правонарушений являются социальныепроблемы в семьях, в обществе в целом.
 

Заключение
Деятельность по предупреждениюсоциальных проблем, социального отклонения или удержанию их на социально терпимомуровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин включает всебя социальную профилактику.
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах государственной системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» миссия и задачи общеобразовательногоучреждения определены следующим образом:
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним,имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинамшколу, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
— выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание импомощи в обучении и воспитании детей;
— обеспечение организации в школе спортивных секций, технических и иных кружков,клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
— осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на развитиезаконопослушного поведения несовершеннолетних.[23]
Выделяют три уровня социальнойпрофилактики:
1. Общесоциальный уровень.
2. Специальный уровень.
3. Индивидуальный уровень.
Рассматривая социальную профилактикукак сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательныйряд ее основных стадий:
1. Стадия предупреждения.
2. Стадия предотвращения.
3. Стадия пересечения.
Последовательнаяреализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самыхразнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говоритьо существовании следующих методов социальной профилактики.
1. Медико-социальные
2. Организационно-административные
3. Правовые
4. Педагогические
5. Экономические
6. Политические
Социальный педагог всегдаостается на стороне ребенка, стремится не приспособить безнадзорного к окружающейсреде, а помочь ему самому приспособиться к ней с минимальными потерями.
Социальный педагог используетпри этом:
— Метод убеждения;
— Метод наблюдения;
— Метод беседы;
— Опрос;
— Метод социометрии;
— Метод анкетирования;
— Метод тестирования;
— Метод оценивания;
— Метод экстренной оценки;
— Метод консультирования;
— Тренинг;
— Игра;
— Экскурсии.
Социальный педагог на основеполученных результатов диагностики может разработать и реализовать программу социально-педагогическойпомощи несовершеннолетнему и его окружающему обществу.
Роль посредника во взаимодействииличности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защитусемье и ребенку, выполняет социальный педагог.
 

Список литературы
1.  Алиханов, З. И. Социально-педагогическиеусловия предупреждения подростковой безнадзорности: автореферат диссертации на соисканиеученой степени кандидата педагогических наук. – Махачкала, 2008.
2. Баянов, Э. Р. Психокоррекционнаяработа с беспризорниками // Материалы городской августовской конференции. – Уфа,2004. – С. 15.
3. Большой юридическийсловарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – М., 2002.
4. Варывдин, В. А., Клемантович,И. П. Управление системой социальной защитой детства: учеб. пос. – М., 2004.
5. Верцинская, Н. Н. Трудный ребенок. — Минск, 1989.
6.  Воронова, Е., Келасьев,В., Курганова, Г. Социальная работа с безнадзорными и беспризорными // Социальнаяпедагогика. – 2004. – №3. – С. 68-74.
7. Восстановление социальногостатуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. – М., 2002.
8.  Гиль, С., Мартынова,М. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическаятехнология // Социальная педагогика. – 2007. — №3. – С. 73-78.
9. Дементьева, И. Отклоняющеесяповедение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальнаяпедагогика. — 2005.-№1. – С. 23-30.
10. Закон РФ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – М.,1999.
11. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст.14
12. Инновационный потенциалмолодежной науки: материалы республиканской научно-практической конференции. Т.1.– Уфа, 2009.
13. Комплексное социолого-криминалистическоеисследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространениенаркомании в среде беспризорных в г. Москве //Дети улиц: Информационно-консультативныйвестник. — Выпуск № 1. — М., 2002. — С. 53-60.
14. Кузнецова, Л.П.Основные технологии социальнойработы: Учебное пособие.-Владивосток, 2002.
15. Левчук, С. Организациясетевого взаимодействия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних// Социальная педагогика.- 2008. — №1. – С. 51-56.
16.  Мартынова, М. С. Социальная работа с детьми группы риска.-М., 2004.
17. Мустаева, Ф. А. Основыпрофилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М., 2003.
18.  Никитин, А. Ф. Школьныйюридический словарь.- М., 2004.
19. Овчарова, Р. В. Справочнаякнига социального педагога. – М., 2005.
20.  Помзова, О. Опытработы министерства обороны Российской Федерации по профилактике беспризорностии безнадзорности среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. – 2007. — №1.- С. 41-44.
21. Проблемы детской безнадзорностии беспризорности в РФ: социально-политические последствия и современные технологиирешения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.-2003.-№14(207).- www.budgetrf.ru
22. Протасова, И. Деятельностьсоциального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условияхобщеобразовательного учреждения // Социальная педагогика. – 2008. — №3. – С.71-79.
23.  Психолого-педагогическийсловарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост.В. А. Мижериков.-Ростов н/Д., 1998.
24. Российская энциклопедиясоциальной работы. В 2-х т. — М., 1997.
25.  Российская педагогическаяэнциклопедия в 2 –х томах. Том 1./Гл. ред. В. В. Давыдов. — М., 1993.
26. Сапрыгина, Н. Социально-психологическоесопровождение подростков с дезадаптацией в условиях открытой сменной школы // Социальнаяпедагогика.- 2008. — №1.- С. 57-62.
27. Сафин, В. Ф. Психическиеотклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. – 2-е изд. Перераб., доп.– Уфа, 2001.
28.  Словарь по социальнойпедагогике / Авт. — сост. Л. В. Мардахаев. — М., 2002.
29. Тростанецкая, Г. Социальныесироты в нашем обществе: о мерах, направленных на реализацию государственной политикив сфере профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности, несовершеннолетних// Социальная педагогика -2004. — №4. – С. 3-8.
30. Федорова, Л. Детив России никому не нужны.- www.rbcdaily.ru
31. Фельдштейн, Д. И.Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковомвозрасте. – Душанбе, 1969.
32. Шакурова, В. М. Методикаи технология работы социального педагога. – М., 2002.
33. Шнейдер, Л. Б. Девиантноеповедение детей и подростков. – М., 2005.
34. Штейнберг, Е. Б. Педагоги подростки: трудности и радости совместного бытия.- М., 2002.
35. Энциклопедическийсловарь социальной работы / Под. Ред. Л. Э. Кунельского и М. С. Мацковской: В 3т. Том 2. – М., 1993.
36. Электронная версиябюллетеня // «Население и общество» Институт демографии Государственного университета– Высшей школы экономики№369 – 370. 16 – 29 марта 2009. — demoscope.ru
37. Юричка, Ю. И., ЮричкаА. Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения.- Монография.– М., 2001.
 

Приложение 1
 
Социальныйпаспорт образовательного учреждения
Название учреждения
Адрес:
Руководитель:
Специализация: (общеобразовательная)
1. Количество учащихся в ОУ
2. Количество кружков (названия)
 Количество спортивных секций (названия)
 Количество школьных научных обществ (названия)
 3. Количество учащихся, состоящих на учете в ОППН
Количество учащихся, состоящих на профилактическом учётев ОППН
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете
Количество учащихся-инвалидов
Количество учащихся-сирот находящихся под опекой
Количество неблагополучных семей, состоящих на учётев ОППН
Количество неблагополучных семей, состоящих на внутришкольномучёте
Количество неполных семей
Количество неполных семей классов выравнивания
Количество неблагополучных семей
Количество неблагополучных семей, состоящих на профилактическомучёте в ОППН
Количество многодетных семей
Количество дел рассмотренных в КДН
Тип микрорайона
— по территории
— по составупроживающего населения
— месторасположения микрорайона, какие учреждения и организации находятся на территориимикрорайона.
Уровеньобразования жителей микрорайона
Числожителей микрорайона

Приложение 2Структура исследования трудного ребенка
1. Беседас классным руководителем:
— в чемзаключается трудность в воспитании данного школьника?
— дисциплинав школе и дома.
— успеваемость
— какиеконкретные факты говорят о его «трудности»
— какиемеры применялись к этому школьнику дляего исправления и их результаты
— домашниеусловия школьника.
2. Беседасо школьником:
— какиеучебные предметы ты любишь больше других? Почему?
— что читаешь?
— твоитоварищи. Что ты о них думаешь?
— доволенли ты своей учебой и поведением в классе, в школе?
— твояобщественная работа и ее результаты
— твоелюбимое занятие в школе и дома
— твоеотношение к старшим, родителям
3. Беседас учителями:
— вашемнение об успеваемости и поведении данного ученика на ваших уроках
— наиболеехарактерные случаи его недисциплинированности и ваши ему советы
— егоспособности в учебе, в работе
4. Беседас товарищами:
— давноли вы дружите?
— вашилюбимые совместные дела, занятия?
— чтонравится в друге?
— что не нравится? Почему?
— каквы ему помогаете?
— вашипланы на будущее?
5. Беседас родителями.
— довольныли вы учебой и поведением своего ребенка?
— чтовас беспокоит в его поведении? Как вы ему помогаете?
— режимдня и его выполнение
— чтоон делает по дому?
Заключение: характеристика трудного школьника, оценкароли семьи и школы в его перевоспитании.
Приложение 3
Паспорт семьи
Ученика_________класса_______школы__________районаобласти____(Ф.И.О.)
1. Общие сведения о родителяхи других членах семьи
Жилищные условия ___________________________________________
Материальное положение, источникидоходов______________________
Характеристика культурногоуровня семьи ________________________
2. Общие сведения о детях(Ф.И.О. Возраст, где учится, работает) Примечание__________________________________________________
3. Воспитательные возможностисемьи____________________________
Уровень воспитанности ученика_________________________________
(высокий, средний, низкий)
Уровень педагогической культурыродителей отца_____________
(высокий, средний, низкий)матери _________ (высокий, средний, низкий)
Микроклиматв семье ______ (здоровый,устойчивый, недостаточно здоровый, неустойчивый, нездоровый)
Направленностьсемьи __________________________
(общественно направленная, индивидуалистическая, асоциально направленная)
Ситуациясемейного воспитания _________________________________
(благоприятная,осложненная, неблагоприятная)
Примечание__________________________________________________

Приложение 4
Протокол заседания Советапо профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних
от «__»___________20__г.
Присутствовали члены Совета:__________________
Приглашены________________________________Слушали вопросы Выступали (Ф.И.О.) Принято решение Контроль исполнения 1. 2. 3.
Подписи членов Совета _______


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.