МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Микроэкономика»
натему: «Ординалистская теория поведения потребителя»
г.Харьков
2007 г.
Ординалистская (порядковая) теория полезности.
Ординалистская (порядковая) полезность — субъективнаяполезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковойшкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности являетсяальтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложилианглийскийэкономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарскийсоциолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И.Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теорияприобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболеераспространенной. Согласно этой теории, предельную полезность измеритьневозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборовблаг. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерийординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочениепотребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизируетвыбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляетему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение и т. д.Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтенияхпотребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления оразличиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практическойточки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, ноне может определить, насколько один набор лучше другого.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана нанескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительноколичества и названия аксиом… Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделимследующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двухнаборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
2. Акснома транзитивности предпочтений потребителя означает, что дляпринятия определенного решения и его осуществления потребитель долженпоследовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегдапредпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому неподходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровеньблагосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровеньполезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривыеи карта безразличия. Графически система предпочтенийпотребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервыеиспользованных Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая и карта безразличия.
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которымипотребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот жеуровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображаетальтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности
Рис. 1.1. Кривая безразличия.
На рис.1.1 на одной оси отложено число единиц одежды, надругой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривуюU1, каждая точка которой показывает возможныекомбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение.Кривая U1 называется кривой безразличия, которая. указывает, чтопотребитель безразличен к этим тремнаборам продуктов, т. е. потребитель нечувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания иполучив 20 единиц одежды при перемещенииот набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует Аи С, т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктовпитания.
На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять,почему это так, допустим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, отточки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чембольше потребительских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит большеи продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и,следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набортоваров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 на рис. 1.1,предпочтительнее любого набора на U1.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой,является более предпочтительной для потребителя.
2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, иборационально действующие потребители будут предпочитать большее количестволюбого набора меньшему.
3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленнуюуменьшающимися предельными нормами замещения.
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показываютуменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.
5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат,более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от началакоординат кривых.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктовпитания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, котороеназывается картой кривых безразличия.
Карта кривых безразличия — способ графического изображения функцииполезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 1.2).
На рис. 1.2 показанычетыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривыхбезразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат,доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чемнаборы на менее удаленных кривых. На рис. 1.2. U4> U3> U2> U1.
Рис. 1.2. Карта кривыхбезразличия.
Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретногопотребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровняхпотребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусыпотребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущеесоотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая криваяобъединяет точки с одинаковой полезностью.
Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теорииполезности считается предельная норма замещения (МRS).
Предельная норма замещения.
Предельная норма замещения (МRS)показывает, от сколькихединиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрестидополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношениепредельной полезности двух благ.
Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо накаждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельнаянорма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благоможет быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворенияпотребителя.
Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, таккак увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагаетуменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Посколькувыпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, топредельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличенияпотребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейсяпредельной нормой замещения.
Рисунок 1.3 показывает,что, перемещаясь от набора потребительских товаров А к набору В, потребительготов отказаться от шести единиц одежды, чтобы получить одну единицу продуктовпитания. Двигаясь от набора В к набору С, он готов поступитьсятолько четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу продуктовпитания, а при перемещении от С к Dон откажется лишь от двухединиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньшепищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды радипродуктов питания.
Рис. 1.3. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривойбезразличия
Бюджетное ограничение потребителя.
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могутбыть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетноеограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличениеили уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это прямая, точкикоторой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратитсяполностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающихмаксимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данныйдоход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кривуюбезразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.
На рис. 1.4 бюджетная линия первоначально занимает положение КL. Точки пересечениябюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим,что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I/ РXединиц этого блага.Исходя из этого допущения длина отрезка ОLравна I/РY.
Рис. 1.4. Бюджетная линия
Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоятровно 1 грн. и поэтому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенныевыше и правее бюджетной линии, стоят более 1 грн. и таким образом недоступныдля потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множестводоступных для потребителя наборов благ.
Как изменяется бюджетная линия, когда меняются доход и цены наблага? Предположим, что доход потребителя сократился до I' > I, цены на благанеизменны. Наклон бюджетной линии не изменится, так как он зависит лишь отпропорций цен. В этом случае произойдет параллельный сдвиг бюджетной линиивниз. Она займет положение К'L'. При росте дохода инеизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Допустимтеперь, что доход и цена товара Xнеизменны, цена же блага Y уменьшилась до P'yРy. В данном варианте точка L не изменит своегоположения, ибо оно обусловлено неизменными Iи Рx. Левый же конец бюджетнойлинии сдвинется вверх и займет положение К".
Равновесиепотребителя.
Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максимизируетсвою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить,а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могутответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки приограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются дляграфической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизируетполезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двумтребованиям:
• находиться на бюджетной линии;
• предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выборточки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию накарту кривых безразличия, как это показано на рис. 1.5.
Рис. 1.5.Равновесие потребителя.
Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенныеправее и выше М, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чемрасполагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже NМ, не отвечают условию, согласнокоторому весь доход должен тратиться.
Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшееудовлетворение. Она расположена на кривой безразличия на наиболее высокомуровне из возможных. На рис. 1.5 такой точкой является точка В. В точке Вбюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания нормазамещения равна отношению цен РF/РсТакая точкакасания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линиюбезразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступномупотребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там,где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно вточке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительныйиз доступных для потребителя набор находится в точке В.
Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетнаялиния касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещенияпотребителя точно равна наклону бюджетной линии.
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:
PF/PC= норма замещения= MUF/ MUC.
ЭДЖУОРТ Фрэнсис Исидро (1845-1926), английский экономист и статистик,представитель математической школы в политической экономии. Окончил Оксфордскийуниверситет (1869 г.). Профессор политической экономии в Кингс-колледже вЛондоне (1889-1891 гг.). и Оксфордском университете (1891-1922 гг.). Большоезначение в формировании теоретических взглядов Эджуорта имели У. Джевонс и А.Маршалл. Сторонник активного применения математики в экономической науке. Одиниз первых ввел в экономическую теорию понятие «кривых безразличия», которые,по мнению Эджуорта, иллюстрируют выбор потребителем полезности различных благ.Подчеркивал роль функционального анализа при исследовании зависимостей междуотдельными элементами экономической системы, отрицая необходимость анализапричинно-следственных связей между экономическими явлениями.
ФИШЕР Ирвинг (1867-1947), американский экономист и статистик, один изсоздателей и первый президент (1931-1933) Международного _эконометрическогообщества. Образование получил в Йельском университете. Там же в 1893-1935 гг.преподавал политическую экономию. Сторонник количественной теории денег.Широкую известность получил благодаря работам по экономико-математическомуанализу, теории денежного обращения и кредита, теории индексов. Фишер отрицалнеизбежность кризисов при капитализме, в своей модели рыночного равновесиясводил их к колебаниям конъюнктуры, которые, как он полагал, можно элиминироватьпосредством изменения покупательной силы денег и регулируя их количество вобращении. В своих трактовках процента, прибыли, капитала, стоимости развивалвзгляды представителей математической школы буржуазной политической экономии.Некоторые его работы — «Краткое введение в исчисление бесконечно малых»,«Покупательная сила денег», «Построение индексов» — переведены на русский языксоответственно в 1922,1925,1928 гг. в Москве.
АЛЛЕН Рой Джордж Дуглас (р.1906), английский экономист-математик. Работы Аллена — в основном учебныепособия по математической экономии, посвященные систематизации и анализуматематических методов, используемых при изучении различных экономических проблем.Аллен в своих теоретических позициях исходил из взглядов американскихэкономистов и учения Дж. М. Кейнса. Исходным пунктом исследования он считал непроизводство, а получение дохода. Аллен пытался установить математическуюзависимость между доходом, сбережениями и потреблением.
Задача 1.
Для потребителя каждаядополнительная единица товара является менее ценной и поэтому дешевлепредыдущей на 5%.
Фирма, которая на ряду сконкурентами предлагает рынку данный товар, считает, что каждая дополнительнаяединица продукции может быть реализована по цене на 10% больше предыдущей.
Цена первой единицытовара для потребителя 21
Цена первой единицытовара для производителя 6
На основании данных:
1. Определитеграфически равноважную цену товара, на которую ориентируются потребитель ифирма, принимая решение о закупке и производстве товара.
2. Покажитена графике «излишек производителя» и «излишек потребителя».
3. Объясните,как повлеяет на «излишек потребителя» и «излишекпроизводителя» принятое правительством решение о снижении цены товара на20% по сравнению с рыночной ценой. Отобразите изменения графически.
Решение:
На основании данных рассчитаем цену товара для потребителя ипроизводителя .ед. начальная -20% Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ. Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ. 1 21,00 6 16,8 4,8 2 19,95 6,6 15,96 5,28 3 18,95 7,26 15,16 5,81 4 18,00 7,98 14,40 6,39 5 17,10 8,78 13,68 7,03 6 16,25 9,66 13,00 7,73 7 15,44 10,63 12,35 8,5 8 14,67 11,69 11,73 9,35 9 13,93 12,86 11,14 10,29 10 13,24 14,15 10,59 11,32 11 12,57 15,56 10,06 12,45 12 11,94 17,11 9,55 13,69 13 11,35 18,83 9,08 15,06 14 10,78 20,71 8,62 16,57 15 10,24 8,19 16 9,73 7,78 17 9,24 7,39 18 8,78 7,03 19 8,34 6,68 20 7,92 6,34 21 7,53 6,03 22 7,15 5,73 23 6,79 5,44 24 6,45 5,17 25 6,13 4,91
Построим на основании этих данных график.
/>
Задача 2.
Рассчитайте переменные (VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), общие средние (ATC) и предельные издержки (MC), постройте графикпроизводственных расходов.
Опираясь на правило максимилизации дохода, определите, до какогомомента фирме целесообразно увеличивать объем производства продукции.
Даны:
Q- объем производства
MR- предельный доход
TC- общие издержки
Решение.
Рассчитаем переменные и постоянные.
Q
1
2
3
4
5
6
7
8
MR
140
100
80
60
40
20
-30
TC
320
410
490
560
620
690
770
810
910 FC 320 320 320 320 320 320 320 320 320 MC 90 80 70 60 70 80 40 100 VC=TC-FC 90 170 240 300 370 450 490 590 AFC=FC/Q 320,00 160,00 106,67 80,00 64,00 53,33 45,71 40,00 AVC=VC/Q 90 85 80 75 74 75 70 73,75 ATC=ТC/Q 410,00 245,00 186,67 155,00 138,00 128,33 115,71 113,75 MC при 0
1 410-320= 90
2 490-410= 80
3 560-490= 70
4 620-560= 60
5 690-620= 70
6 770-690= 80
7 810-770= 40
8 910-810= 100
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Построим графики.
/>
/>
/>
Литература.
1. Г.С.Вечканов,Г.Р.Вечканова «Завтра экзамен.» Микроэкономика 7-е изд.«Питер» 2006.
2. Г.С.Вечканов,Г.Р.Вечканова «Учебное пособие» Микроэкономика 7-е изд.«Питер» 2003.