Реферат по предмету "Экономика"


Определение оптимального объёма производства промышленного предприятия

1. Анализ методов планирования
1.1     Сущность и экономическое содержаниепонятия «производственная мощность»
 
Мировой опыт продуктивного применения производственных мощностейв условиях подъёма и спада экономики, а также практика работы украинскихпредприятий последних лет свидетельствует о необходимости формирования новогоподхода к управлению использованием производственных мощностей предприятий.
Пока ещё действующие обобщающие понятия производственных мощностей,выдвинутые украинскими и российскими экономистами в предшествующие годы иофициально закреплённые в различных инструктивных материалах, формулировалисьна основе нормативов в основном производственного характера, без учётаэкономических последствий использования производственных возможностей отдельныхпредприятий или отраслей. В мировой экономической литературе подобноеопределение производственной мощности относится к технической категории. Вместес тем научное определение производственной мощности, которое учитывало быэкономические, а не технические результаты применения производственныхмощностей, до настоящего времени в специальной литературе отсутствует, апроблемы эффективного управления их использованием не находят необходимогоразрешения в экономической политике государства.
В европейской экономической литературе, специальнойлитературе США и других стран вопросы эффективного использованияпроизводственных мощностей привлекают пристальное внимание многихисследователей и предпринимателей, в связи с чем ими предлагается некая новаякатегория «экономической производственной мощности». При этом данную категориюони понимают как объём производства, соответствующий в данных конкретныхусловиях минимуму средних штучных издержек или максимуму прибыльности. С учётомдополнительных факторов экономическая производственная мощность определяетсяими как объём продукции, который может быть произведён при минимальных среднихиздержках производства и сбыта при существующих средствах производства и егоорганизации и установившихся ценах на факторы производства.
Аналогичная трактовка категории экономической производственноймощности используется в работах немецких экономистов, где, в частности,указывается, что речь идёт об объёме производства, соответствующем минимумуиздержек на производство единицы продукта [3, с. 3–5].
В условиях формирования открытого рынка,когда большинство устаревших критериев утрачивает свое значение,производственная мощность перестает быть понятием чисто техническим иприобретает важный экономический смысл и значение. Производственной мощностьюпредприятия называют максимально возможный годовой выпуск продукции в заданныхноменклатуре и ассортименте (объеме работ) при полном использованиипроизводственного оборудования и рабочих мест, а также при установленном режимеработы, передовом технологическом процессе и наиболее совершенной организации труда.При этом учитывается полное использование оборудования и производственныхплощадей, мероприятия по ликвидации узких мест производства, сложившаясякооперация с другими предприятиями, паспортная (проектная) производительностьоборудования и технические нормы времени на изготовление изделий [4, c. 25].
Существует также множество другихопределений производственной мощности. Перечислим некоторые из них:
Производственная мощность – максимальновозможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период взаданной номенклатуре и ассортименте с учётом оптимального использованияналичного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии,передовой организации производства и труда [6,c.176–177].
Производственная мощность – максимальновозможный объём выпуска продукции в единицу времени при наиболее полномиспользовании производственного оборудования и площадей по прогрессивнымнормам, передовой технологии и организации производства [7, с. 1066].
Подпроизводственной мощностью предприятий (цеха, участка) понимается – максимальновозможный годовой выпуск продукции определенного качества при заданной номенклатуреи ассортименте – При этом предполагается применение прогрессивных нормиспользования оборудования и площадей, освоения технологических процессов исовременной организации производства, труда и управления [4, c. 131].
Производственныемощности предприятия определяются по мощности ведущих подразделений (цехов,участков, агрегатов). Ведущим подразделением (агрегатом) считают такое (такой),в котором (на котором) выполняются основные технологические операции по изготовлениюпродукции. Расчет мощности ведется по всем производственным подразделениям, предприятияот низшего производственного звена к высшему: от групп технологического однотипногооборудования к производственным участкам от цехов к цехам, от цехов кпредприятию в целом.
Следуетзаметить, что производственная мощность предприятия динамична. Она изменяется всвязи с ростом производительности труда, совершенствования организациипроизводства, повышением квалификации работающих. Поэтому ее рост необходимопривязывать к определенной календарной дате. При этом обычно определяюткоэффициенты использования среднегодовой мощности, а также средние коэффициентызагрузки.
При расчете мощности оборудованиегруппируется по структурным производственным подразделениям предприятия, а вних по группам по признаку взаимозаменяемости, т.е. по возможности выполненияна них одинаковых технологических операций. На поточных линиях, где жестко закрепленыза определенным оборудованием и по тому оно не взаимозаменяемо, оборудованиегруппируется в порядке последовательности выполнения технологических операций.
Расчет производственной мощностипредприятия должен производиться на основе технологических или проектных нормтрудоемкости изготовления изделий, выработки, производительности оборудования,нормы выхода продукции из сырья с учетом применения прогрессивных иресурсосберегающих технологий и уровня организации труда.
На крупных предприятиях анализ использованияпроизводственных мощностей осуществляется на основе сравнения расчетных ифактических показателей максимального выпуска продукции при существующемтехническом уровне и организации производства.
Такоймеханизм анализа использования производственных мощностей малоэффективен, т. к.производственные мощности рассматриваются как техническая категория,базирующаяся на «инженерной» концепции обоснования ее величены Основнойнедостаток такого подхода состоит в том, что анализируется только одна сторонадеятельности предприятия – возможность выпуска продукции соответствующегокачества и ассортимента в данный период. При анализе использованияпроизводственных мощностей промышленными предприятиями должны рассматриваться,с одной стороны, состояние фактического объема выпущенной продукции максимальновозможному за тот же период времени и с другой – цена, по которой уплачено заданный объем производства. Следовательно, задачей анализа методики являетсяколичественная оценка использования максимальной возможности средств труда истепени рациональности использования ресурсов мощности.
Количественнаяоценка использования возможности средств труда начинается с определениякоэффициента использования мощности предприятия:

Км=Д/М, (1.1)
где Д –фактически произведено товара, ед.;
М – годоваяпроизводственная мощность, ед.
Если Км>1,то это свидетельствует о том что производственная мощность повышена за счетсовершенствования организации производства, труда и улучшения использованияимеющихся ресурсов. Если Км
В основурасчета производственных мощностей промышленных предприятий должен быть положенвариантный принцип. Он позволит значительно повысить уровень надежностиобоснования производственной программы предприятия по объему продукции и болееэффективно изыскивать резервы производства. Сущность указанного подхода кобоснованию производственных мощностей состоит в том, что каждое предприятиеисходя из одобренных технико-экономических направлений и на основании изысканиярезервов по увеличению объемов выпуска продукции, повышение качества иассортимента продукции в дополнении к проекту плана должно обосновывать ипредставлять отросли несколько перспективных вариантов производственной мощности.
Расчет производственных мощностей предприятия долженпроизводиться по методу сбалансирования всех подразделений технологической цепипо производительности (пропускной способности), обязательным элементом которогоявляется оптимизация производственной структуры. Сущность оптимизации производственнойструктуры при расчете производственной мощности предприятия заключается всоздании таких условий работы, при которых достигается максимальнаяэффективность производства при соответствующем объеме выпуска продукциинеобходимого качества и ассортимента. Этот механизм расчета производственныхмощностей предприятия позволит: более эффективно, чем при существующих методахвыявлять резервы увеличения объема выпуска продукции; определять пропускнуюспособность всех звеньев технологической цепи, пути наилучшего использованияимеющихся ресурсов и их дополнительную потребность.
Совершенствованиюметодов расчета и определения производственных мощностей предприятий постояннопредается большое значение. От правильного определения величиныпроизводственной мощности каждого предприятия в значительной мере зависитстепень обоснованности планируемых объемов выпуска продукции, эффективностииспользования основных производственных фондов и улучшение другихтехнико-экономических показателей.
Вобщем виде величина производственной мощности обрабатывающих цехов всех типовпроизводства практически формируется на основании двух элементов: машино-часов,которые могут быть обработаны наличным оборудованием, и машино-ёмкостиизготовляемой продукции.
Математическоевыражение для расчета мощности имеет следующий вид:
М=С*Ф/ Т, (1.2)
где М – производственнаямощность;
С – количествомашин, шт.;
Ф – действительныйгодовой фонд времени работы оборудования, ч;
Т –машино-ёмкость продукции, машино-часы.
Каждыйтип производства диктует свои методологические особенности определенияпроизводственной мощности подразделения. Не является в этом плане исключением иопределение производственных мощностей сборочных и сварочных цехов крупносерийного массового производства. Величина их мощности определяется, исходя изпропускной способности не синхронизированных поточных линий и конвейеров. Всеэти особенности необходимо учитывать в условиях отдельно взятого предприятия. Своиметодологические особенности существуют и при определении производственныхмощностей цехов металлопокрытий, термических и литейных.
В настоящеевремя на предприятиях, согласно методологическим указаниям, расчет величиныпроизводственной мощности на все производственное оборудование, закрепленное зацехом, как действующее, так и бездействующее (вследствие неисправности,ремонта, модернизации) за исключением резервного, перечень и количествокоторого утверждается хозяйственным вышестоящим органом, т.е. в основупринимается установленное оборудование.
Далее рассмотрим, как находится производственная мощностьэкономики на макроуровне.
В реальных условиях объёма производства оказываются ниже егопотенциальных возможностей, ресурсы и накопления используются не полностью, акапитальные вложения в производство не достигают своих целей. В связи с этимвозникает необходимость управления процессами формирования производственногопотенциала, включая оценку уровня его использования, неиспользуемых резервов иожидаемых приростов. На данные вопросы отвечает концепция потенциального объёмапроизводства, которая сформировалась в 70-х годах и получила распространениекак устойчивая экономическая теория с множеством практических приложений.
Эта теория определяет потенциальный объём производства как своднуюоценку, полученную на основе частных оценок производственных возможностейкапитала, земли, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, информации ивремени. Более широкая трактовка потенциального объёма производства подразумеваетсявыпуск продукции, который может быть достигнут при полном вовлечении впроизводство всех имеющихся ресурсов. При этом предусматривается не техническоеили физическое полное использовании ресурсов, а экономическое, социальнообусловленное в данный момент конкретной экономической системой, то естьимеющее свои социально обусловленные границы таких ресурсов, как численностьзанятого в материальном производстве населения, квалификация кадров, рабочеевремя, нормы потребления и накопления и т.п. Достижение полного использованияресурсов в том или ином периоде, следовательно, и потенциального объёмапроизводства означает выпуск продукции на границе производственных возможностейэкономической системы.
Потенциальный объём производства может отличаться в большую илименьшую сторону от реального объёма по фактическому обороту товаров и услуг навеличину резервов. Анализ темпов роста продукции в условиях полногоиспользования производственных мощностей позволяет оценить, насколько быстроповышение спроса приблизит фактическое производство к полному использованияимеющихся резервов, и определить, насколько велик риск того, что более высокийспрос без соответствующих капитальных вложений усилит инфляцию.
Показатель потенциального объема производства является макроэкономическойкатегорией. Ее основные положения позволяют оценить производственный потенциалнациональной экономики в области предложения товаров и услуг, выявить степень несбалансированностимежду спросом и предложением с целью дальнейшего регулирования возникающихдиспропорций. Концепция важна также при анализе дефицита государственногобюджета, выявления его структурного и циклического компонентов. Кроме того,оценка перспектив роста потенциального объема производства используется приопределении ценовых показателей, касающихся учета количества денежных средств,имеющихся в обращении.
Евростат регулярно проводит оценки потенциального объема производствав обрабатывающей промышленности европейских государств. При этом считается, чтоодним из измерителей потенциального объема производства является коэффициентиспользования производственных мощностей. Однако исследование потенциального производствасвязано с некоторыми трудностями, обусловленными существованием несколькихконцепций и методов измерения производственных мощностей.
Осуществляя последовательный переход к исчислению потенциальногообъема производства по международной технологи, на начальном этапе этогопроцесса в Украине можно перейти на учет показателя выпуска продукции, которыйпо своему экономическому содержанию соответствовал бы показателю потенциальногообъема производства, однако исчислялся бы на основе имеющейся базы учета.
Общепринятым в мировой практике измерителем потенциального объемапроизводства для промышленных предприятий является добавленная стоимость – основаисчисления валового внутреннего продукта государства. При обоснованииизмерителей для оценки потенциального объема производства необходимо учитывать,что система национальных счетов (СНС), уже применяемая в Украине, образует совокупностьпоказателей выпуска продукции и расходов в отраслях экономики, в которойключевым показателем по международному стандарту ООН 1993 г. являетсяваловой внутренний продукт (ВВП).
По совокупности предприятий на макроэкономическом уровне определяетсяваловой внутренний продукт как валовая добавленная стоимость отраслей и секторовэкономики с учетом чистых налогов на производство и импорт. В дальнейшем наэтой основе формируется конечная величина ВНП путем добавления к ВВПположительного или вычитания отрицательного сальдо чистых факторных доходов(доходов от собственности, полученных от других стран мира, минус доходы отсобственности, выплаченные другим странам мира).
Рассмотренные особенности учета стадий воспроизводства общественногопродукта и движения товаров и услуг предъявляют методологические требования красчету потенциального объема производства, который будет определяться ипоследовательно уточнятся для предприятий и их совокупностей в два этапа:первый этап – на уровне предприятия по валовой добавленной стоимости в основныхценах; второй этап – на макроуровне по показателю ВВП путем суммированияваловой добавленной стоимости предприятий и чистых налогов на производство иимпорт.
В Украине в системе учета предприятий с целью налогообложения выделяютсяотдельные оборота производства и реализации товаров и услуг по добавленной стоимости,имеющие разные налоговые ставки или льготы по ним. Для исчисления полной суммы добавленнойстоимости при определении потенциального объема производства на предприятиинеобходимо учитывать все части оборота реализации товаров и услуг, независимоот налоговых ставок и льгот по ним. Данное требование полного охвата учетомвсех элементов показателя добавленной стоимости должно распространяться на все случаиотгрузки товаров, предоставления услуг, выполнения работ, на все виды бартерныхопераций. Учетные данные для определения добавленной стоимости на предприятиивсех видов первичных платежных документов: счетах-фактурах, накладных, актахприемки-сдачи, платежных поручениях, чеках и т.д. Все необходимые сведенияотражаются в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и могут быть использованыдля определения отчетного показателя добавленной стоимости на предприятии.
Предлагаемый показатель потенциального выпуска продукции, которыйбудет временно заменять показатель потенциального объема производства, долженисчисляться на основе нормативов загрузки производственных мощностей по выпускупродукции. Если производственную мощность следует рассматривать в большей мерекак категорию техническую, то загрузка производственной мощности является категориейэкономической. Поэтому оценка потенциального объема выпуска продукции должнапроизводиться как для отдельно взятого предприятия, так и для всехсовокупностей. Следует обратить внимание на тот факт, что данный метод являетсяспецифическим, предназначенным для условий Украины, вытекающим из тех возможностей,которые определяются особенностями существующей системы учета и
отчётности промышленных предприятий. Метод заключается в следующем.Потенциальный выпуск продукции для предприятий определяется за отчетный период(месяц, квартал, год) по формуле:
/>, (1.3)
где ПВП – потенциальный выпуск продукции, выраженный в добавленнойстоимости (грн.); ДС – добавленная стоимость (грн.); />– нормативный коэффициентзагрузки производственной мощности (или%); />–средний индивидуальный коэффициент использования производственной мощностипредприятия по отчету (или%).
Для группы предприятий, входящих в производственные или отраслевыеобъединения, на основании их статистических отчетов сводный потенциальныйвыпуск продукции определяется способом простого суммирования индивидуальныхпоказателей отдельныхпредприятий:
/>, (1.4)
Где /> ― сводныйпотенциальный выпуск продукции для группы предприятий (грн.); /> ― потенциальный выпускпродукции j-го предприятия (грн.); j = 1, 2,…, m – перечень предприятий в группе.
Косвенным путем потенциальный выпуск продукции для группыпредприятия рассчитывается по формуле:

/>, (1.5)
где/> – добавленнаястоимость j-го предприятия (грн.); /> – среднийсводный нормативный коэффициент загрузки производственной мощности для группыпредприятий (или%);/>– средний сводныйфактический коэффициент использования производственной мощности для группыпредприятий; j=1,2,… m – перечень предприятий в группе.
В формуле (3) применяется показатель среднего сводногонормативного коэффициента загрузки производственной мощности для группыпредприятий, который может быть вычислен на основе аналогичных индивидуальныхкоэффициентов предприятий способом средней арифметической взвешенной величины сприменением в качестве весов показателя производственной мощности предприятия.Расчеты выполняются по формуле:
/>, (1.6)
где /> ― среднийиндивидуальный нормативный коэффициент загрузки производственной мощности j-го предприятия, вычисленный понормативному коэффициенту загрузки мощностей по выпуску отдельных продуктов;/> – производственнаямощность j-го предприятия по добавленной стоимости.
Такой сводный учет необходим в интересах оценки общего возможногопотенциального объема производства в Украине, а также степени его использованияи резервов, который может быть получен путем учета потенциального выпускапродукции предприятий отраслей и регионов. Оценку сводного показателядобавленной стоимости можно выполнить по данным учета производства ВВП всистеме национальных счетов Украины [1, c. 42–47].
Различаютследующие формы воспроизводства мощностей производства: новое строительство,модернизация, реконструкция и техническое перевооружение.
К новому строительству (новостройки) относится строительствозданий, сооружений на предприятии, осуществляемое на новых площадках и попервоначально утверждённому в установленном порядке в проекте до завершениястроительства.
Подмодернизацией действующего предприятия подразумевается строительство по новомупроекту вторых и последующих очередей существующего предприятия дополнительныхпроизводственных комплексов и производств. Цель модернизации действующегопредприятия – увеличение производственных мощностей за короткие сроки и сминимальными удельными затратами (по сравнению с созданием аналогичныхмощностей путём нового строительства) с одновременным повышением техническогоуровня и технико-экономических показателей предприятия.
Реконструкция– осуществляемые по одному проекту полного или частичного переоборудования ипереустройства производства. Признаками реконструкции являются: замена моральноустаревшего и физически устаревшего оборудования, механизации и автоматизациипроизводства, устранения диспропорций в технических звеньях и вспомогательныхслужбах. В результате обеспечивается увеличение объёма производства на базеновой, более совершенной технологии. Улучшение технико-экономическихпоказателей происходит с меньшими затратами и в более короткие сроки, чем пристроительстве новых и модернизации действующих предприятий.
Нельзя отождествлятьреконструкцию и техническое перевооружение предприятий. Характерной чертойреконструкции является производство работ по единому комплексному проекту.
Техническоеперевооружение ведётся без расширения имеющихся производственных мощностей, всоответствии с планом технического развития оборудования предприятия попроектам и сметам на отдельные объекты или виды работ.
В настоящеевремя значительно повышается доля затрат на реконструкцию и техническоеперевооружение производства. Это повысит производительность и эффективность капитальныхвложений, ускорит ввод производственных мощностей, позволит в более короткиесроки увеличить выпуск дополнительной продукции [10, c. 67–69].
1.2 Цели и задачистратегического планирования производства
 
В настоящее времядовольно трудно дать однозначное определение понятия стратегии, поскольку ононастолько многогранно, что при даже при незначительном изменении угла зрения нанего, картина меняется весьма существенно.
Выбор стратегии и еёреализация составляет основную часть содержания стратегического управления.Существует два взгляда на понимание стратегии.
Первое пониманиестратегии базируется на следующем процессе: определяется достаточно точноконечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежутоквремени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этоконечное состояние. После этого составляется план действий с разбивкой повременным интервалам, реализация которого должна привести к достижениюопределённой цели. Такое понимание стратегии существовало в системах сцентрализованной плановой экономикой. Таким образом стратегия – конкретный,долгосрочный план достижения конкретной цели. А выработка стратегии –нахождение цели и составление долгосрочного плана. Такое понимание стратегиибазируется на том, что все изменения предсказуемы и поддаются полному контролюи управлению. Однако данная предпосылка неверна ни для плановой, ни длярыночной экономики, потому что стратегия поведения предприятия в рыночнойэкономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от изменений ипорождаемых ими возможностей. При втором понимании стратегии, онарассматривается как долгосрочное качественно определённое направленное развитиеорганизации, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношения внутриорганизаций, а также позиций организации в окружающей среде, приводящее её кцелям [16, стр. 121].
Стратегия предприятия вцелом представляет собой систему конкретных стратегий. В наибольшей степениполучили распространение следующие стратегические направления:
1.   Стратегия деятельности;
2.   Стратегия удовлетворения потребностей;
3.   Стратегия роста;
4.   Стратегия научно-технического развития;
5.   Маркетинговые стратегии или стратегии конверсиидеятельности;
6.   Стратегии конкуренции на товарных рынках;
7.   Стратегии конкуренции и кооперации при создании новойпродукции и технологии.
Теперь кратко рассмотримкаждую стратегии.
1. Стратегиядеятельности предприятия представляет собой непрерывную цель разнообразныхрешений на изменение внешней среды и прежде всего, рынка товаров и технологий.Новшества, вносимые данной стратегией, могут иметь различную степеньрадикальности: от смены каналов распределения продукции до коренного изменениятехнологической специализации. Наиболее типичными являются стратегия измененияструктуры ассортимента продукции и стратегии технологической специализации.
Стратегия частичногоизменения структуры ассортимента продукции предусматривает создание и включениев ассортимент отдельных новых моделей продукции, что в свою очередь, требуетзамены или модификации отдельных элементов технической системы илиреконструкции отдельных производственных участков. Такие изменения носятхарактер конкурентной реакции и осуществляется в пределах данного жизненногоцикла технологии / спроса.
Стратегия полной сменыассортимента реализуются при инновационной реакции. Она предусматривает переходк новому жизненному циклу технологии / спроса и достигается проектированиемновой структуры и новых моделей всего ассортимента продукции одновременнойреконструкцией технологической системы.
Стратегия изменениятехнической специализации соответствует инновационной или предпринимательскойреакции и может реализовываться в интересах диверсификации производства,конверсии производства на удовлетворение иных сложившихся потребностей иконверсии производства на удовлетворение новых потребностей, свойственныхпостиндустриальной эпохе.
2. Посколькупроизводство существует исключительно для удовлетворения общественныхпотребностей, а последние постоянно изменяются как по виду, так и по объёму,производственная система должна находиться в состоянии постоянных адекватныхизменений – в противном случае не может быть создан товар в потребномколичестве, ассортименте и нужного качества, поэтому предприятие применяетстратегия удовлетворения потребностей.
3. Различают несколькоальтернативных стратегий роста, которыми руководствуются предприятия:
-  стратегия интенсивного роста потенциалапредприятия, реализация, которой ведёт к ежегодному существенному повышению значенийкритериев достижения целей над уровнем предыдущего года. Стратегия роста имеетявно предпринимательский характер. Она применяется в динамично развивающихсяотраслях, с быстроизменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним ивнешним. Внутренний рост осуществлялся за счёт расширения ассортимента товаровили создания новых видов товара, пользующихся растущим спросом. Внешний ростдостигается включением предприятия в смежные отрасли производства путём слиянияи присоединения предприятия или участия в других компаниях;
-  стратегия ограниченного ростапотенциала компании, которой придерживается большинство фирм. Для этойстратегии характерно установление целей от достигнутого, скорректированного сучётом инфляции. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности состатичной технологией, когда организация удовлетворена своим положением. Еслифирма была прибыльной в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста,то она будет следовать этой стратегии и впредь;
-  стратегия сокращения, в которой уровеньпреследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирмэто означает здравый путь рационализации и переориентации деятельности. К этойстратегии прибегают, если показатели деятельности предприятия продолжаютухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации.
4. При формированиистратегии научно-технического развития производства следует ориентироваться нату или иную стратегию активной реакции предприятия на технические сдвигиотраслевого и межотраслевого характера. Можно выделить следующие стратегии:
-  стратегия разработки новых технологии,способных обеспечить лидерство на рынке (она основана на поиске радикальныхнововведений в широком спектре технологий. Такая стратегия предполагаетширокомасштабное проведение НИОКР в области продукции и технологии);
-  разработка технологий, способныхобеспечить лидерство в одном из сегментов рынка (в этой стратегии НИОКР ведётсяв узком спектре систем продукции и технологии);
-  стратегия следования за лидером,указавшим магистральный путь технического развития (при такой стратегииосуществляется адаптация технологи лидера к условиям предприятия, перенявшегоданную технологию, а также адаптация продукции, изготавливаемой по технологиилидера, к рынку, на котором намерено конкурировать предприятие).
6. Рыночная конкуренцияпроявляется в борьбе фирм за ограниченный объём спроса потребителей надоступных фирмам сегментах рынка. Когда спрос неограничен, нет и конкуренции.Характерны следующие четыре стратегии конкуренции на товарном рынке:
-  виолентная стратегия – стратегиядоминирования на обширном рынке, ориентированная на высокую производительность иснижение издержек производства, и следовательно, и снижение цены продаж. Такойстратегии придерживаются многие большие предприятия, производящие товар вбольшом ассортименте, что сочетается с хорошим его качеством и доступной цене;
-  патиентная стратегия – стратегияориентирующая на выпуск огромного количества специализированной продукциивысокого качества. Фирмы, придерживающиеся такой стратегии, стремятсяуклониться от прямой конкуренции с ведущими компаниями и найти на рынке собственнуюнишу;
-  коммутантная стратегия – стратегия,направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объёмукратковременных, часто меняющихся потребностей;
-  пионерская стратегия – стратегия,ориентирующая на радикальные нововведения и привитие новых потребностей испроса на принципиально новые товары[12, стр. 90–109].
Определение стратегиидля фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой онанаходится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимаетразличные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирманамеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решенийсуществуют на фирме, и т.д. Фактически можно сказать, что сколько существуетфирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает,что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления. Анализпрактики выбора стратегии показывает, что существуют общие подходы кформированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии. Приопределении стратегии руководство сталкивается с тремя вопросами, связанные сположением фирмы на рынке:
-  какой бизнес прекратить;
-  какой бизнес продолжить;
-  в какой бизнес перейти.
При этом вниманиеконцентрируется на том:
-  что организация делает и чего неделает;
-  что более важно и что менее важно восуществляемой организацией деятельности.
Выбор стратегии фирмыосуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов,характеризующих состояние фирмы, с учётом результатов анализа портфеля бизнесов,а также характера и сущности реализованных стратегий.
Основными ключевымифакторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии,являются следующие.
Состояние отрасли ипозиция фирмы в отрасли могут играть решающую роль при выборе стратегии ростафирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованиювозможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этогоположения. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отрасли должны выбиратьразличные стратегии роста. Так, например, если отрасль идёт к упадку, тоследует делать ставку на стратегии диверсификации, если же бурно развивается,то выбор должен падать на стратегию концентрированного роста либо же стратегиюинтегрированного роста.
Слабые фирмы должнывести себя по-другому. Они должны выбирать те стратегии, которые могут привестик увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они должны покинутьданную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстрорастущей отрасли спомощью стратегий концентрированного роста не приведут к желаемому состоянию,фирма должна реализовывать одну из стратегий сокращения.
Томпсон и Стрикландпредложили следующую матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики ростарынка на продукцию и конкурентной позиции фирмы (рис. 1.1).
Цели фирмы придаютуникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждойконкретной фирме. В целях отражено тоэ, к чему стремится фирма. Если, например,цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбранысоответствующие стратегии роста, даже несмотря на то, что для этого есть всепредпосылки как на рынке и в отрасли, так и в потенциале фирмы.
Интересы и отношениевысшего руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развитияфирмы. Например, бывают случаи, когда высшее руководство не хочетпересматривать принятые им ранее решения, даже если и открываются новые перспективы.Руководство может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любымиспособами избегать риска. И это отношение может быть решающим в выборестратегии развития, например, в выборе стратегии разработки нового продукта илиосвоения новых рынков. Личные симпатии или антипатии со стороны руководителейтакже могут очень сильно влиять на выбор стратегии. Например, может быть взяткурс на диверсификацию или на поглощение другой фирмы, только чтобы свестисчёты или доказать что-то определённым лицам.
Финансовые ресурсы фирмытакже оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения вповедении фирмы, такие как, выход на рынки, разработка нового продукта ипереход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат. Поэтому фирмы,имеющие большие финансовые ресурсы либо же лёгкий доступ к ним, при выборестратегии поведения находятся в гораздо лучшем положении и имеют для выборагораздо большее число вариантов стратегии, нежели фирмы с сильно ограниченнымифинансовыми возможностями.
Квалификация работников,так же как и финансовые ресурсы, являются сильным ограничительным фактором привыборе при выборе стратегии развития. Углубление и расширение квалификационногопотенциала работников является одним из важнейших условий, обеспечивающихвозможность перехода к новым производствам либо же к качественному технологическомуобновлению существующего производства. Не обладая достаточно полной информациейо квалификационном потенциале, руководство не может сделать верного выборастратегии фирмы.
Обязательства фирмы попредыдущим стратегиям создают некую инерционность в развитии. Невозможнополностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом кновым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тотфакт, что ещё некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которыесоответственно будут сдерживать либо же корректировать возможности реализацииновых стратегий. В связи с этим, чтобы избежать сильного негативного влияниястарых обязательств, необходимо их по возможности полно учитывать при выбореновых стратегий и закладывать их выполнение в процесс осуществления новыхстратегий.
Временной фактор долженобязательно приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии. Связаноэто с тем, что и возможности и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегдаимеют определённые временные границы. Очень часто успеха добивается та фирма,которая научилась учитывать время и соответственно лучше умеет управлять процессамиво времени.
Таким образом, оценкавыбранной стратегии в конечном счёте подчинена одному: приведёт ли выбраннаястратегия к достижению фирмой своих целей.
Теперь рассмотрим такойвопрос:'' Как связана стратегия предприятия с его производственной мощностью''.
Получение доходапредприятием как конечного результата хозяйственной деятельности зависит отрезультатов реализации продукции, что становится существенным для предприятийвсех форм собственности и отраслей народнохозяйственного комплекса. В условияхрыночной экономики производство продукции не является самоцелью и не можетслужить критерием эффективного использования производственных мощностей предприятий.В практических условиях нередки случаи, когда достаточно высокий уровеньиспользования производственной мощности сопровождается отсутствием соответствующейреализации продукции и, как результат, убыточностью производства тех или иныхеё видов. Предприятия, вкладывая значительные материальные и финансовые ресурсыв производство и не интересуясь возможностями реализации, не только не получаютприбыли, но и имеют отрицательные финансовые результаты. Возникновение подобнойситуации указывает на то, что существующая структура производственных мощностейпо видам продукции, по своему техническому и технологическому содержаниюперестала соответствовать реальному рыночному вопросу, выражением которогоявляется реализация. Данное обстоятельство вызывает необходимость примененияопределённого методического подхода и выработки практических рекомендаций пооперативному анализу имеющейся структуры производственных мощностей,произведённой товарной продукции и объёма её реализации с целью определениякритического изменения спроса. Результатом анализа может быть вывод осоответствии имеющейся структуры производственной мощности структуре рыночногоспроса, позволяющий своевременно выявить принципиальное изменение рыночнойситуации, а также решение о принятии соответствующей концепции управления иреструктуризации производственных мощностей.
Практикапредпринимательства показывает, что реальная оценка объёмов рынка под имеющиесяили предполагаемые производственные мощности практически отсутствует илималодостоверна. Время стабильности производства ушло в историю, усилия поподдержанию стабильности не оправдывают себя. Однако работать на рынке вслепуютакже проблематично. Нужно уметь быстро реагировать на состояние рынка ипринимать новые условия работы. Необходимы текущие оценки состояния рынка ипроизводства, прогнозы и их оценки, так как бессистемная реакция на постоянновозникающие новые обстоятельства недопустима. Предприниматель имеет возможностьэффективно влиять на стратегию увеличения общественного богатства и личныхдоходов только путём регулирования обращения собственного капитала и егоконкретного воплощения ― производственных мощностей. Вместе с тем производственнаямощность как инструмент управления экономикой ни в коем случае не является и неможет быть инструментом точной настройки производства, так как величинапроизводственной мощности в общем виде является избыточной и недостаточнойодновременно.
Точнаянастройка производственной мощности является результатом сбалансированнойсовокупной оценки производства и потребления, возникающей при стабильнойэкономике. Однако сохранение баланса препятствует её развитию. Достаточно иметьпредставление об экономически обоснованных пределах для величины эффективногоиспользования производственной мощности и в процессе управленияпроизводственными мощностями следить за отклонениями в их использовании,выходящими за обоснованные пределы, для принятия необходимых решений.
Важнымусловием успешного управления производственными мощностями в процессефункционирования предприятия является установление периодов относительностабильного и нестабильного их использования, а также установление критическихмоментов времени для изменения их состава и структуры путём выбора продукта. Вметодическом плане постановка и решение данной задачи возможно на основетехнико-экономического анализа и изучения предыстории текущего состоянияиспользования производственных мощностей с применением статистических методов,в частности критерия согласия К. Пирсона '' хи-квадрат''. При помощиданного критерия можно решить по меньшей мере две задачи. Первая задача будетзаключаться в сопоставлении распределения товарного выпуска продукции сраспределением производственных мощностей по отдельным продуктам. Вторая задачарешается на основе сопоставления реализованной и товарной продукции. Припостановке и решения первой задачи в качестве теоретического распределенияможно принять соотношения нормативов производственных мощностей по отдельнымпродуктам. В качестве эмпирического распределения принимается соотношения фактическихвыпусков товарной продукции. При постановке и решении второй задачи в качестветеоретического распределения принимается соотношение товарного выпуска поотдельным продуктам. В качестве эмпирического распределения принимаетсясоотношение фактической реализации продукции по отдельным продуктам изимеющегося товарного выпуска.
Анализсостояния рынка и производств с помощью критерия К. Пирсона «хи-квадрат»позволяет обосновать пределы устойчивых объёмов продукции для принятия решенийпо управлению производственными мощностями. Если при анализе состояния рынка втечение определённого периода наблюдается с повторениями критическое несоответствиеструктур производственной мощности и реализованной продукции, следовательно,необходимо принимать неотложные меры по изменению состава производственныхмощностей путём их перепрофилирования, вывода в резерв, частичной или полнойликвидации, ввод новых мощностей [11, с. 60–64].
1.3 Оптимальноекраткосрочное планирование выпуска продукции
 
В краткосрочном периоде предприятие располагаетнеизменным оборудованием и пытается максимизировать прибыль и минимизироватьсвои убытки, приспосабливая свой объём производства посредством изменений в величинепеременных ресурсов (материалов, труда), которые она использует. Существуют дваподхода к определению уровня производства, при котором предприятие будетполучать максимальные прибыли или минимальные убытки. Первый включает сравнениевалового дохода и валовых издержек; второй ― сравнение предельного доходаи предельных издержек. Оба эти подхода применимы не только к чистоконкурентному предприятию, но также и к предприятиям, функционирующим вусловиях любой из трёх рыночных структур.
Методсравнения валового дохода и валовых издержек
Прификсированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоит тривзаимосвязанных вопроса: Следует ли производить? Если да, то какое количествопродукции? Какая прибыль будет получена?
Вкраткосрочном периоде часть валовых издержек фирмы является переменнымииздержками, а остальные – постоянными издержками. Последние должны бытьоплачены из кармана, даже когда фирма закрывается.
Ответ навопрос «Следует ли производить?» – таков: фирме следует производить вкраткосрочном периоде, если она может получить либо
1)экономическуюприбыль, либо
2)убыток,который меньше, чем ее постоянные издержки.
Теперьрассмотрим два случая, которые продемонстрируют обоснованность этих двух обобщений.
Случаймаксимизации прибыли.
Сравниваемваловой доход и валовые издержки. Валовые издержки возрастают (не планомерно) сростом производства, а валовой доход возрастает планомерно. Степень увеличенияваловых издержек меняется в зависимости от эффективности фирмы. В частностиданные об издержках отражают действие закона убывающей отдачи, согласнокоторому с течением времени темп роста валовых издержек становится все меньше именьше, т. к. фирма использует свои постоянные ресурсы более эффективно.Потом через некоторое время, валовые издержки начинают увеличиваться все болеевозрастающим темпом вследствие не эффективности, которая сопровождаетсячрезмерным использованием оборудования фирмы.
Случайминимизации убытков. Предполагая что издержки остаются неизменными, фирма не можетполучить экономической прибыли, если рынок снизит цену. В этом случае фирмасведет к минимуму свои убытки, произведя меньшее количество продукции, иполучит валовой доход достаточный для того чтобы возместить все переменные издержки.
Вообщеговоря, всегда, когда валовой доход превышает совокупные переменные издержки,фирма будет осуществлять производство.Метод сравнения предельныхиздержек с предельным доходом
Альтернативнымподходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочетпредложить на рынок по любой возможной цене, является определение и сравнениесумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять кваловому доходу, с одной стороны и к валовым издержкам с другой. Иначе говоряфирме следует сравнить предельный доход и предельные издержки каждойпоследующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход откоторой превышает ее предельные издержки, следует производить.
Правилоравенства предельного дохода и предельных издержек. На начальных стадияхпроизводства, когда объем выпуска относительно небольшой, предельный доходбудет превышать предельные издержки. Следовательно, прибыльно производить впределах этого объема производства. Но на следующих стадиях производства когдаобъем выпуска относительно велик, повышающиеся предельные издержки вызовутобратное действие. Предельные издержки будут превышать предельный доход.Очевидно, что следует избегать производства продукции попадающей в этотинтервал, в интересах максимизации прибыли. Разделять эти интервалыпроизводства будет особая точка, в которой предельный доход равен предельнымиздержкам. Эта точка ключ к правилу, определяющему объем производства: фирмабудет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производства в тойточке, где предельный доход равен предельным издержкам.
Триотличительных черты этого правила.
1.Ограничение:правило предполагает, что фирма предпочитает производить, нежели закрыться.Короче, мы заметим, что предельный доход должен быть равен или превышатьсредние переменные издержки, или фирма предпочтет закрыться, чем производитьпродукции, при котором предельные издержки будут превышать продельный доход.
2.Нужноподчеркнуть, что правило равенства предельного дохода и предельных издержекявляется точным ориентиром максимизации прибыли для всех фирм.
3.Третиймомент состоит в том, что правило равенства предельного дохода и предельныхиздержек можно сформулировать в несколько иной форме. Вспомним, что ценапродукции широкими рыночными силами предложения и спроса. Кривая спросаконкурентного продавца совершенно эластична при текущей рыночной цене. Врезультате цена продукта и предельный доход; то есть каждая проданнаядополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу. Такимобразом в условиях чистой конкуренции – и только при чистой конкуренции – мыможем заменить цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучатьследующим образом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки,конкурентной фирме следует производить в точке, где цена равна предельнымиздержкам.
Уровеньэкономической прибыли, полученный фирмой, может быть легко подсчитан на основеданных о количестве единиц и издержках. Умножая цену на объем производства, мынаходим валовой доход. Валовые издержки вычисляются путем умножения среднихваловых издержек на объем производства. Разность валового дохода и валовыхиздержек является экономической прибылью. Альтернативным способом вычисленияэкономической прибыли служит определение прибыли на единицу продукции путемвычитания средних валовых издержек из цены продукта и умножения разности наобъем производства.
Следуетзаметить, что фирма стремится максимизировать свои совокупные прибыли, а неприбыли на единицу продукции. Фирма легко согласится на более низкие прибыли наединицу продукции, если в результате дополнительно проданные единицы более чемкомпенсируют понижение прибыли на единицу продукции [2, c. 454–463].
После тогокак фирма сосредоточила свое внимание на технологически эффективных способахпроизводства, она должна выбрать экономически эффективный способ, с тем, чтобыминимизировать издержки, т. к. издержки должны быть как можно болеенизкими для того чтобы максимизировать прибыль.
Экономическиэффективный способ производства какого-либо заданного объема продукции – этотакой способ, минимизирует альтернативную стоимость используемых в процессепроизводства видов затрат.
Чтобыдобиться экономической эффективности, фирма должна рассматривать стоимость всехвидов затрат которые она могла бы использовать.
Развитиеэкономики, совершенствование отраслевой структуры, увеличение масштабов итемпов роста в решающей степени осуществляется на основе повышенияэффективности производства.
Экономическаяэффективность в общем виде определяется как отношение результатов к затратамресурсов (материальных, трудовых, финансовых), которые были необходимы для ихдостижения:
Еобщ = Р – max / B – min, (1.7)
где Еобщ –эффективность хозяйственной деятельности;
Р –результаты хозяйственной деятельности;
В-суммарныезатраты ресурсов всех видов.
После тогокак фирма сосредоточила свое внимание на технически эффективных способпроизводства, она должна выбрать экономически эффективный способ, с тем чтобыминимизировать затраты, так как затраты должны быть как можно более низкими длятого, максимизировать прибыль.
Экономическиэффективный способ производства, какого либо заданного объема продукции – этотакой способ, который минимизирует альтернативную стоимость используемых впроцессе производства видов затрат.
Чтобыдобиться экономической эффективности, фирма должна рассматривать стоимость всехвидов затрат, которые она могла бы использовать.
Процесспрогнозирования экономической эффективности находится в виде всех факторов,которые влияют на динамику затратных и результатных показателей, в максимально полномперечни учета степени их влияния [8, стр. 92–97].
Алгоритм оптимального краткосрочного планированиявыпуска продукции:
1)             Определимэкономико-математическую модель валовых издержек предприятия;
2)             Определимпредельный доход и предельные издержки предприятия;
3)             Воспользуемсяаналитическими методами расчёта оптимального объёма производства продукции, аименно: методом сравнения валовых издержек с валовым доходом и предельныхиздержек с предельным доходом;
4)             Воспользуемсяграфическими методами расчёта оптимального объёма производства: методомсравнения валовых издержек с валовым доходом и предельных издержек с предельнымдоходом;
5)             Сравнимполученные данные из аналитических и графических методов. Показатель оптимальногообъёма производства продукции должен быть одинаковым.

2. Разработкаоптимальной производственной программы предприятия на краткосрочный период
2.1 Анализ технико-экономических показателей работыпредприятия за отчётный год
Для анализа технико-экономическихпоказателей необходимо рассчитать помесячно, поквартально и за год:
1)      по основным фондам:
а) среднемесячную, среднеквартальную исреднегодовую стоимость ОФ;
б) фондоотдачу и фондоёмкость ОФ;
в) фондовооружённость труда;
2)      по оборотным средствам:
а) среднемесячные, среднеквартальные исреднегодовые остатки ОС;
б) коэффициент оборачиваемости,закрепления и длительность одного оборота;
3)      по трудовым ресурсам:
а) среднеквартальную, среднегодовуюсписочную численность работников предприятия;
б) производительность труда итрудоёмкость работ;
4)      финансовые показатели:
а) налогооблагаемую и чистую прибыльпредприятия;
б) чистые денежные поступления;
в) уровень рентабельности производства.
Определим среднемесячную, среднеквартальную и среднегодовуюстоимость ОФ по следующим формулам:
/>,
/>, (2.1)
/>,
/>,(2.2)
/>, (2.3)
где /> /> — стоимость ОФ в январе –декабре, тыс. грн;
/> /> — средняя стоимость ОФ вянваре – декабре, тыс. грн;
/> — стоимость ОФ на началогода, тыс. грн;
/> – стоимость введённыхОФ, тыс. грн;
/> — стоимость выбывших ОФ,тыс. грн;
/> – стоимость ОФ за 1–4кварталы, тыс. грн;
/> – средняя стоимость ОФза 1–4 кварталы, тыс. грн;
/> — средняя стоимость ОФ загод, тыс. грн.
Определим фондоотдачу (/>), фондоёмкость (/>) и фондовооружённость (/>) определим по следующимформулам:
 
/>, (2.4)
/>, (2.5)
/>, (2.6)
где /> – объёмпродукции за определённый календарный период, тыс. ед.;
/> — средняя стоимость ОФ заопределённый период времени, тыс. ед.;
/> – среднесписочнаячисленность работников предприятия за определённый период времени, человек.Результаты по формулам (2.1) – (2.6) приведены в таблице2.1.
Таблица 2.1 ― Наличие и движениеосновных фондов предприятия в отчётном годуМесяц Средняя стоимость ОФ помесячно, тыс. грн Средняя стоимость ОФ за квартал, тыс. грн Средняя стоимость ОФ за год, тыс. грн Фондоотдача Фондоёмкость
Фондоворужённость труда,
/>
Объём производства,
тыс. ед.
/>
/>
/>
/>
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
4073,3
4097,6
4032,8
4032,9
4032,8
4070,7
4193,8
4193,8
4131,5
4180,8
4204,2
4204,2
8135,8
8090,9
8346,2
8392,8 8241,4
0,0118
0,0106
0,0100
0,0113
0,0115
0,0113
0,0116
0,0100
0,0099
0,0106
0,0111
0,0112
0,8874
0,7887
0,7513
0,8517
0,8629
0,9008
0,8065
0,7563
0,7442
0,8017
0,8349
0,8420
84,5
95,1
99,8
88,1
86,9
83,2
92,9
99,1
100,7
93,5
89,8
89,1
1,12
1,27
1,33
1,17
1,15
1,10
1,23
1,32
1,34
1,24
1,19
1,18
1,76
1,78
1,75
1,74
1,74
1,75
1,81
1,80
1,77
1,79
1,79
1,80
48,2
43,1
40,4
45,8
46,4
48,9
45,1
42,3
41,0
44,7
46,8
47,2
Среднемесячные (/>), среднегодовые (/>) и среднеквартальные (/>) остатки оборотных средствопределяются по формулам:
/>, (2.7)
/>, (2.8)
/>, (2.9)

где /> – оборотные средствапредприятия на начало года, тыс. грн;
/> – оборотные средствапредприятия на конец года, тыс. грн;
/> — средние оборотныесредства предприятия за каждый месяц, тыс. грн.
Определимкоэффициент оборачиваемости (/>), коэффициентзакрепления (/>) и период оборачиваемости(/>) оборотных средств последующим формулам:
/>, (2.10)
/>, (2.11)
/>, (2.12)
где Р – объёмреализованной продукции, тыс. ед.;
Т –длительность анализируемого периода, дней;
/> – средний остатокоборотных средств предприятия, тыс. грн.Результаты по формулам (2.7) – (2.12) приведены в таблице2.2.

Таблица 2.2 ― Наличие и движениеоборотных средств предприятия в отчётном годуМесяцы Объём производства, тыс. грн Среднемесячная стоимость ОС, тыс. грн Среднеквартальная стоимость ОС, тыс. грн Среднегодовая стоимость ОС, тыс. грн Коэффициент оборачиваемости, оборотов Коэффициент закрепления, тыс. грн / тыс. ед. Период оборачиваемости, дней
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
3618
3232
3030
3435
3480
3667
3383
3173
3075
3353
3510
3540
2007,3
2006,4
1949,4
1931,9
1944,6
1930,0
1929,0
1935,0
1961,6
1980,4
1958,0
1913,0
1987
1936
1942
1950 1954
1,80
1,61
1,55
1,77
1,78
1,90
1,75
1,63
1,57
1,69
1,79
1,85
0,55
0,62
0,64
0,56
0,55
0,52
0,57
0,6
0,67
0,59
0,56
0,54
16,6
18,7
19,3
16,9
16,8
15,7
17,1
18,4
19,1
17,8
16,8
16,2
Далееопределим среднеквартальную (/>) исреднегодовую (/>)
численностьработников предприятия, а также производительность труда (/> и />), трудоёмкость работ внатуральном и стоимостном выражении по нижеприведенным формулам:
/>, (2.13)
/>, (2.14)
/> и />, (2.15–2.16)
/> и /> (2.17–2.18)

где />, />, /> – среднесписочнаячисленность работников по месяцам, тыс. человек;
/> — объём производства внатуральном выражении, тыс. ед.;
/> — объём производства встоимостном выражении, тыс. грн;
/> – трудоёмкость внатуральном выражении, />
/> — трудоёмкость встоимостном выражении, />
Результаты поформулам (2.13) – (2.18) приведены в таблице 2.3.Таблица 2.3 ― Трудовые ресурсы предприятияМесяц Объём производства Среднесписочная численность работников помесячно, чел. Среднесписочная численность работников за квартал, чел. Среднесписочная численность работников за год, чел. Производитель-ность труда Трудоёмкость
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
48,2
43,1
40,4
45,8
46,4
48,9
45,1
42,3
41,0
44,7
46,8
47,2
3618
3232
3030
3435
3480
3667
3383
3173
3075
3353
3510
3540
2314
2300
2291
2307
2315
2320
2312
2322
2334
2337
2341
2338
2302
2314
2323
2339 2320
20,8
18,1
17,3
19,2
21,1
21,0
19,4
18,1
17,5
19,8
19,9
20,1
1560
1400
1300
1480
1500
1580
1460
1370
1310
1430
1490
1510
0,048
0,053
0,056
0,050
0,049
0,047
0,051
0,054
0,056
0,052
0,050
0,049
0,00063
0,00071
0,00076
0,00067
0,00067
0,00063
0,00068
0,00073
0,00076
0,00070
0,00067
0,00066

Далее определимналогооблагаемую (/>) и чистую (/>) прибыль, а также чистыеденежные поступления (/>) и уровеньрентабельности производства, используя нижеприведённые формулы:
/>, (2.19)
/>, (2.20)
/>, (2.21)
где /> — валовые издержки, тыс.грн;
/>-валовой доход, тыс. грн;
АО –амортизационные отчисления, тыс. грн;
Для того, чтобыопределить амортизационные отчисления помесячно, используем формулы:
/>, (2.22)
/>     группа – />,
/>группа – />,
где /> – балансовая стоимость ОФв рассматриваемый период, тыс. грн;
/> – балансовая стоимостьОФ за предыдущий период, тыс. грн;
/>   –амортизационные отчисления в настоящий период;
/> – амортизационныеотчисления за предыдущий период, грн;
/> — норма амортизации ОФпредприятия, %;
/> – индекс инфляции, %;
/>, /> – стоимость введённых ивыбывших ОФ, тыс. грн.
Уровеньрентабельности производства определяется по четырём показателям:
/>, (2.23)
/>, (2.24)
/>, (2.25)
/>, (2.26)
где />,/>, />, /> – показателирентабельности производства;
/> – балансовая прибыль,тыс. грн.
Результаты поформулам (2.19) – (2.26) приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Финансовыепоказатели работы предприятияМесяц Налогооблагаемая прибыль, тыс. грн Чистая прибыль, тыс. грн Чистые денежные поступления, тыс. грн Амортизационные отчисления помесячно, тыс. грн Отношение налогооблагаемой прибыли к сумме ОФ и ОС, % Отношение налогооблагаемой прибыли к валовым издержкам, % Отношение чистой прибыли к валовым издержкам, % Отношение чистой прибыли к сумме ОФ и ОС, %
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
256,2
221
160,4
253,2
255,8
247,2
248,5
206,7
176,3
244,6
256,6
256,6
179,3
154,7
112,3
177,2
179,1
173,1
173,9
144,7
123,4
171,2
179,6
179,6
266,2
240,9
196,7
260,4
261,5
255,4
260,2
229,7
205,6
253,4
261,3
260,0
86,855
86,191
84,401
83,162
81,950
82,334
86,300
85,025
82,217
82,233
81,613
80,422
4,21%
3,60%
2,61%
4,23%
4,32%
4,16%
4,03%
3,47%
2,93%
4,02%
4,26%
4,19%
7,64%
7,32%
5,69%
7,93%
7,35%
7,25%
7,93%
6,98%
6,11%
7,97%
7,80%
7,79%
5,38%
5,13%
3,97%
5,62%
5,55%
5,18%
5,52%
4,95%
4,32%
5,58%
5,44%
5,43%
2,94%
2,52%
1,98%
3,02%
2,95%
2,81%
2,87%
2,42%
2,07%
2,83%
2,97%
2,92%
Теперьизобразим графически: динамику фондоотдачи ОФ по месяцам отчётного года, атакже динамику производительности труда, динамику коэффициента оборачиваемостии динамику уровня рентабельности производства. Они представлены на рисунках 2.1– 2.4.

/>
Рисунок2.1 –Динамика фондоотдачи основных фондов на предприятии за отчётный период
/>
Рисунок 2.2 – Динамика коэффициентаоборачиваемости на предприятии за отчётный период
 

/>
Рисунок 2.3 – Динамикапроизводительности труда на предприятии за отчётный период
 
/>
Рисунок 2.4 – Динамикарентабельности производства (отношение чистой прибыли к валовым издержкам)
Такимобразом, из вышеприведенных графиков можно сделать вывод, что максимальноезначение />=0,0118 ед./грн, Коб=1,9обор., Птр=21,1 ед./ 1 чел., УР3=5,62%; минимальное значение />=0,0099 ед./грн, Коб=1,55 обор., Птр=17,2 ед./ 1 чел.,УР3=3,97%; среднее значение />=0,0109ед./грн, Коб=1,72 обор., Птр=19,4 ед./ 1 чел., УР3=5,17%.
Прогноз будущих значений показателей в соответствии свыявленными тенденциями.
Анализируя тенденцию показателей в таблицах 2.1–2.4,можно сделать вывод, что они на конец года по сравнению с его началом,изменились незначительно, а именно: чистая прибыль, коэффициент оборачиваемостиоборотных средств, фондоёмкость, трудоёмкость – увеличились от 2 до 5%. Резкихизменений данных показателей в течение года не наблюдалось. Исходя из этихданных, можно сделать прогноз, что на следующий год предприятие будет работатьс теми же экономическими и производственными показателями, которые былидостигнуты в рассматриваемом отчётном периоде.
2.2Разработка экономико-математических моделей издержек предприятия
 
/>
Рисунок 2.5 – Линейнаязависимость валовых издержек от объёма производстваНа рисунке 2.5 показана линейная зависимость валовыхиздержек от объёма производства, а также линейноеуравнение: ВИ(Vпр) = 64,115*(Vпр) + 258,08 и коэффициент детерминации R/> = 0,9933.

/>
Рисунок 2.6 – Квадратичнаязависимость валовых издержек от объёма производства
На рисунке 2.6 показана квадратичнаязависимость валовых издержек от объёма производства, а также квадратичноеуравнение:
ВИ(Vпр)= 2,1961*(Vпр)/> – 131,57*(Vпр) + 4601,5 икоэффициент детерминации R/> = 1.
/>
Рисунок 2.7 – Кубическаязависимость валовых издержек от объёма производства
На рисунке2.7 показана кубическая зависимость валовых издержек от объёма производства, атакже кубическое уравнение:
ВИ(Vпр) =0,0373*(Vпр)/> – 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9
и коэффициентдетерминации R/> = 1.Так как коэффициент детерминации самый большой при кубической зависимостиваловых издержек от объёма производства, следовательно, для дальнейших расчётовбудем использовать кубическое уравнение, а именно:
ВИ(Vпр) =0,0373*(Vпр)/> – 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9,
гдепеременные издержки, ПеИ =0,0373*(Vпр)/>-2,8049*(Vпр)/> +91,676*(Vпр);
постоянныеиздержки, ПоИ =1286,9 тыс. грн.
Найдём производнуюот валовых издержек, тогда имеем: ВИ’ (Vпр)=ПрИ(Vпр) =0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 91,676, грн / ед.
 
2.3Определение оптимального объёма производства
 
Определимоптимальный объём производства:
1)  аналитическими методами:
Ⅰ Сравнениеваловых издержек с валовым доходом.
Из методасравнения валовых издержек с валовым доходом имеем что,
оптимальныйобъём производства достигается при равенстве валового дохода и валовых издержекВД(Vпр)=ВИ(Vпр), следовательно, (Ц* Vпр)=0,0373*(Vпр)/> – – 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9, атак как прибыль стремится к максимуму при (ВД(Vпр))̀= (ВИ(Vпр))̀, тогдаимеем следующее уравнение:
(Ц* Vпр)̀= (0,0373*(Vпр)/> –2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9)̀;
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 75;
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 16,676 = 0;
Теперь найдём оптимальный объём производства извышеприведенного квадратного уравнения. Он равен 47 тыс. единиц продукции вмесяц.
Ⅱ Сравнение предельных издержек с предельным доходом.
При методе сравненияпредельных издержек с предельным доходом, оптимальный объём производстванаходится так:
Берётся производная отВИ(Vпр)̀=ВД(Vпр)̀, тогда производные от валовых издержек ивалового дохода есть ни что иное, как ПрИ(Vпр)=ПрД(Vпр). Оптимальныйобъём производства достигается при равенстве предельных издержек и предельногодохода, тогда:
(75* Vпр)̀=(0,0373*(Vпр)/> – 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9);
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 75;
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 16,676 =0.
Оптимальный объёмпроизводства из уравнения равен 47 тыс. ед. в месяц.
Рассчитаем оптимальныйобъём производства графическими методами сравнения валового дохода с валовымииздержками и предельного дохода с предельными издержками.
Методсравнения валового дохода и валовых издержек.
/>
Рисунок 2.8 – Метод сравнениявалового дохода с валовыми издержками
Методсравнения предельного дохода с предельными издержками.

/>
Рисунок 2.9 – Метод сравненияпредельного дохода с предельными издержками

3. Оценка эффективности оптимизации производственной программыпредприятия
3.1 Расчёт технико-экономических показателей оптимальногоплана производства продукции
Рассчитаемфондоотдачу, фондоёмкость, коэффициент оборачиваемости, коэффициентзакрепления, продолжительность одного оборота, производительность труда итрудоёмкость работ, а также прибыль и рентабельность для оптимального объёмапроизводства и сопоставим эти показатели с фактически достигнутыми в отчётномпериоде со среднемесячными величинами. Полученные показатели оформим в видетаблицы 3.1.
Таблица 3.1 – Сравнениепоказателей оптимального плана производства продукции с фактическими,достигнутыми в отчётном годуПоказатель Значение показателя Отклонение Фактическая средняя, за год При оптимальном объёме производства, за год
Абсолютное,
(+,–)
Относительное,
%
Средняя фондоотдача:
– тыс. ед. / тыс. грн, за год
– тыс. грн, за год
Средняя фондоёмкость:
тыс. грн / тыс. ед., за год
– тыс. ед., за год
Средний коэффициент оборачиваемости ОС: – оборотов в год
Средний коэффициент закрепления:
– тыс. грн / тыс. ед., за год
Средняя продолжительность 1-го периода оборота ОС:
– дней, за год
Средняя производительность труда:
-             ед. / 1 чел., за год
-             грн / 1 чел., за год
Средняя трудоёмкость работ:
-             чел. / 1 грн, за год
-             чел. / 1 ед., за год
Чистая прибыль:
– тыс. грн, за год
Рентабельность (средняя за год):
– отношение чистой прибыли к ВИ, %
– отношение чистой прибыли к ОФ+ОС, %
0,0109
0,8190
91,9
1,22
1,72
0,58
17,5
19,4
1449
0,0513
0,00068
1948,1
5,17%
2,71%
0,0114
0,8565
87,6
1,17
1,80
0,55
16,6
20,3
1520
0,0493
0,00065
2164,1
54,2%
17,7%
+0,0005
+0,0375
-4,3
-0,05
+0,8
-0,3
-0,9
+0,9
+71
-0,002
-0,00003
+216
+ 49,03
+ 19,99
95,6%
95,6%
104,9%
104,2%
95,5%
105,5%
105,4%
95,6%
95,3%
104,1%
104,6%
90%
9,5%
15,3%
Данные втаблице 3.1 получены по формулам (2.4–2.5), (2.10–2.12), (2.15 – -2.18), (2.20–2.26).
Таким образом, анализируя вышеприведенную таблицуможно сделать вывод, что при оптимальном объёме производства по сравнению спроизводством в отчётном году:
1)   Значительно увеличиваетсячистая прибыль – на 216 тыс. грн;
2)   Увеличиваетсяпроизводительность труда – почти на 5%;
3)   Увеличивается коэффициентоборачиваемости оборотных средств – на 4,5%;
4)   Увеличивается фондоотдача– на 4,6%;
5)   Уменьшается фондоёмкость –на 4,9%;
6)   Уменьшается коэффициентзакрепления ОС – на 5,5%;
7)   Уменьшается трудоёмкостьработ, как в натуральном, так и в стоимостном выражении – соответственно на 4,1%и 4,6%;
8)   Увеличивается значительнорентабельность производства.
 
3.2 Анализплана предприятия в условиях рынка
1) Рассчитаемоптимальный объём производства при снижении цены на 10%.
Для этоговоспользуемся аналитическим методом сравнения валовых издержек с валовымдоходом, который был представлен в разделе 2.3.
ВД(Vпр)= />= Ц = 75–7,5 =67,5 грн /ед.
ВИ(Vпр) ̀ =. 0,0373*(Vпр)/> — 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9.
ПриравняемВД(Vпр) и ВИ(Vпр), и, следовательно, изквадратного уравнения найдём оптимальный объём производства:
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 67,5;
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 24,176 = 0;
Из данногоуравнения оптимальный объём производства (Vпр) равен 45,2 тыс. ед.
2) Рассчитаемоптимальный объём производства при увеличении цены на 10%.
ВД(Vпр)= />= Ц = 75+7,5 =82,5 грн /ед.
ВИ(Vпр)=. 0,0373*(Vпр)/> — 2,8049*(Vпр)/> + 91,676*(Vпр) + 1286,9.
ПриравняемВД(Vпр) и ВИ(Vпр), и, следовательно, изквадратного уравнения найдём оптимальный объём производства:
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 91,676 = 82,5;
0,1119*(Vпр)/> – 5,6098*(Vпр) + 9,176 = 0;
Из данногоуравнения оптимальный объём производства (Vпр) равен 48,4 тыс. ед.
3) Рассчитаемчистую прибыль предприятия при оптимальном объёме производства, которое равно45,2 тыс. ед.
Для этогоприменим формулы (2.19–2.20) из подраздела 2.1:
/> и />,

где /> — валовые издержки, тыс.грн;
/>-валовой доход, тыс. грн;
АО –амортизационные отчисления, тыс. грн;
Пч – чистаяприбыль, тыс. грн;
Пнал –налогооблагаемая прибыль, тыс. грн
Такимобразом, Пнал = (3051 – 3144,7)*12= – 1124,4 тыс. грн в год.
При данномобъёме производства 45,2 тыс. ед. и цене продукции 67,5 грн /1 ед. предприятиебудет иметь убыток в размере 1124 тыс. грн.
4) Рассчитаемчистую прибыль предприятия при оптимальном объёме производства, которое равно48,4 тыс. ед. и цене продукции 82,5 грн / 1 ед.
Найдёмналогооблагаемую прибыль: Пнал= (3993–3382,5)*12 месяцев = 7326 тыс. грн. вгод.
Найдём чистуюприбыль: Пч = 7326*0,7=5128,2 тыс. грн в год.
При данномобъёме производства 48,4 тыс. ед. и цене продукции 82,5 грн/ 1 ед. предприятиебудет иметь прибыль за год в размере 5128,2 тыс. грн.
Вывод: такимобразом, предприятие в условиях рынка должно придерживаться следующего интервалапланового объёма производства [45200 ед.; 48400 ед.] и интервала прибыли [-1124тыс. грн; 5128,2 тыс. грн].
3.3 Разработка мероприятий по достижению оптимальногообъёма производства продукции
Проверим достижимостьоптимального плана производства продукции из условия наличия мощностей, дляэтого сравним оптимальный объём производства с производственными мощностямипредприятия, под которыми будет пониматься максимальный объём производствапредприятия в отчётном году.
Если Vопт > ПМ, то такойплан для предприятия будет не достижим, а если Vопт
В нашемслучае Vопт
Теперьрассчитаем потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах. Дляэтого воспользуемся данными из таблицы 3.1, а именно:
/>1,8 оборотов, /> 1,72 оборотов,
где /> — коэффициентоборачиваемости ОС для оптимального объёма производства;
/> — коэффициентоборачиваемости ОС для текущего объёма производства.
Далее найдёмоборотные средства для оптимального (/>) ифактического (/>) объёмапроизводства, используя следующие формулы:
/>, (3.1)
/>, (3.2)
где /> и /> — оптимальный и фактическийобъём производства за год, соответственно, тыс. грн.
/>/>= 42300000: 1,8 =23500000 грн;
/>/>= 40496000: 1,72 = 23544180 грн.
Для достижения оптимального объёма производствапредприятию требуется 23544180 грн – 23500000 грн = 44180 грн. Источники ихпривлечения:
1)  Денежныйкредит или займ;
2)  Акции;
3)  Кредиторскаязадолженность;
4)  Прочиепассивы.
Разработаем мероприятия увеличивающие:
1)  Производительностьтруда;
К данным мероприятиям по повышениюпроизводительности труда относят:
-                механизациюи автоматизацию производства;
-                внедрениеновых видов оборудования;
-                внедрениеновых технологических процессов;
-                улучшениеконструктивных свойств изделия;
-                повышениекачества сырья и новых конструктивных материалов;
-                повышениенорм и зон обслуживания;
-                уменьшениечисла рабочих, не выполняющих нормы;
-                изменениерабочего периода;
-                повышениеуровня специализации производства;
-                изменениетрудоёмкости производственной программы;
-                изменениеудельного веса новой продукции [17, стр. 175].
2)  Фондоотдачу;
К данным мероприятиям по повышению фондоотдачиотносят:
-                повышениепроизводительности оборудования в результате технического перевооружения иреконструкции действующих и строительства новых предприятий;
-                повышениекоэффициента сменности работы оборудования;
-                улучшениеиспользования времени и мощностей;
-                ускорениеосвоения вновь вводимых мощностей;
-                заменаручного труда машинным;
-                снижениестоимости единицы мощности вновь вводимых, реконструируемых и перевооружаемыхпредприятий [17, стр. 222].
3)  Коэффициентоборачиваемости;
К данным мероприятиям по повышению коэффициентаоборачиваемости относят:
-                настадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованныхнорм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов и др. кпотребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складскойсистема материально-технического обеспечения, а также оптовой торговлиматериалами и оборудованием; автоматизация погрузочных и разгрузочных работ наскладах;
-                настадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса;развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форморганизации промышленного производства; применение более дешёвых конструктивныхматериалов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышеннымспросом;
-                настадии обращения – приближение потребителей продукции к её изготовителям;совершенствование системы расчётов; увеличение объёма реализованной продукции вследствии выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции,изготовления продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременнаяподборка отгружаемой продукции в строгом соответствии с заключёнными договорами[17, стр. 247].
Разработаем мероприятия понижающие себестоимостьпродукции:
-                снижениезатрат на производство и реализацию продукции;
-                экономияресурсов, потребляемых в процессе производства;
-                снижениетрудоёмкости выпускаемой продукции, роста производительности труда;
-                сокращениячисленности административно-обслуживающего персонала;
-                контрольза качеством сырья и материалов [17, стр. 576–579].
Разработаем маркетинговые мероприятия, которыебудут способствовать росту сбыта:
-                нужнознать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спросана данный товар, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятиянаучно-технических производственных решений;
-                максимальноприспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективностифункционирования предприятия. Производить то, что продаётся.
-                воздействоватьна рынок, на спрос с помощью всех доступных средств для его формирования внеобходимых для предприятия направлениях;
-                обеспечитьцелевое управление процессом: научные разработки – производство – реализация –сервис;
-                завоёвыватьрынок товарами наивысшего качества и надёжности;
-                добиватьсяпреимуществ в конкурентной борьбе за счёт повышения технического уровня икачества продукции, предоставления покупателю большого объёма и лучшегокачества сопутствующих услуг;
-                ориентироватьстратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеваниюрынка, расширению объёма продаж, особенно на перспективных секторах рынка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фондовая биржа 3
Реферат А. С. Макаренко Педагогическая техника
Реферат Учет на предприятии малого бизнеса 3
Реферат Система финансирования фонда социального страхования в России
Реферат Причины победы большевиков в 1917 году
Реферат Ущерб от травматизма на производстве
Реферат Американская депозитарная расписка
Реферат Эти разные-разные судьбы
Реферат Один из вариантов экзаменационных билетов по культурологии - осенний семестр 2000 года
Реферат «Відродження», «Кати та вандали ХХ століття», «Діяльність шістдесятників», «Голодомор 1932-1933 років», «С. Бандера – провідник оун», «Герої Крут», «Симон Петлюра – голова Директорії унр», «Ніл Хосевич – митець упа», «Битва під Берестечком», «Бої див
Реферат Валютні операції банку та валютні ризики
Реферат Раковский, Христиан Георгиевич
Реферат Разработка технологического процесса механической обработки детали типа вал-червяк
Реферат Presidential Power In A National Crisis Essay
Реферат The comparative typology of English Russian and Uzbek languages