Реферат
на тему:
«Общие принципыфункционирования предприятия»
1.Миссия, цели и основныенаправления деятельности предприятия в современной экономической системе
Предприятие – этосамостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящийпродукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономическойдеятельности.
Существенным признакомпредприятия является совокупность работников, объединенных общим процессомтруда, который называется промышленными отношениями. Они включают:
1. Организационныеотношения, обновленные особенностями технологии и разделения труда.
2. Отношения собственности,вытекающие из прав на объектысобственности, связанные с переходом собственности из одних рук в другие,дележом собственности, возникновением новых прав собственности.
3. Связи, в которыевступают предприятия сдругими внешними субъектами хозяйствования.
Для эффективногохозяйствования любого предприятия необходимо определить цель его образования ифункционирования.
Главную цель предприятия,четко очерченную причину его существования в мировой практике принято называтьмиссией. Миссия предприятия носит двойственный характер:
Во-первых, получить отреализации продукции прибыль и сделать ее больше;
Во-вторых, получитьприбыль, лишь производя нужную для потребителя продукцию.
В практике ведениябизнеса различают следующие мотивационные начала бизнеса:
1. Мотив максимизацииприбыли
Прибыль является цельюпрактически всех предприятий и может считаться универсальным мерилом успешностидействия фирмы. С методологической точки зрения, мотивация максимизации прибылив чистом виде встречается редко и приемлема, когда:
А) конкурентные силыотносительно сильны (в конкурентном рынке пределы прибыли весьма узки
Б) в конкурентную борьбувовлечена большая группа фирм, и поведение каждой фирмы не определено. Рыночныесилы не оставляют возможностей для независимых действий на свое усмотрение. Втаких условиях заработать нормальную прибыль – задача не из легких, икраткосрочная прибыль является доминантной мотивацией фирмы;
В) основное воздействиена цены, выпуск и издержки со стороны специфических изменений на рынке можетбыть объяснено или предсказано;
Г) но известно тольконаправление изменений в рыночных условиях, а не их количественное изменение.
2. Мотивпредпринимательства
Рациональное поведение,когда целью фирмы является получение определенного «удовлетворительного» уровняприбыли, т.е. будущие прибыли должны быть не меньше, чем текущие.
Существует другоеобъяснение рационального поведения. Когда высший эшелон управления долженподдерживать баланс между интересами акционеров, желающих высокой прибыли;требованиями персонала высокой оплаты труда и большей экономическойзащищенности, давлением со стороны потребителей, желающих, обычно, более низкихцен и лучшего качества продукции, устремлениями розничных продавцов на большиемаржи, требованиями со стороны поставщиков относительно надежных условий приобретенияресурсов и, наконец, желаниями общества жить в чистой окружающей среде, в условияхэкономической и иной безопасности.
3. Максимизация дохода
При достижении приемлемогоуровня прибыли фирмы предпочитают иметь более высокий уровень продажи вденежном выражении. Доход от продажи отражает отношение потребителя к продуктуфирмы и ее конкурентоспособность на рынке. Существует и собственный интересуправляющего звена в стратегии увеличения продаж, т.к. оплата труда управляющихво многих случаях более сильно коррелирует с масштабом операций, чем с прибыльюфирмы.
4. Цель достиженияопределенной рыночной доли
Многие фирмы из-заважности эффекта кривой жизненного цикла (эффекта масштаба производства) ставятсебе в качестве цели объем продаж или рыночную долю. Это делает фирму рыночнымлидером. Однако, совсем не очевидно, что достижение большей доли на рынкепринесет больше прибыли. Борьба за рыночную долю через снижение 6
цен и желание делать все,что можно для переманивания и привлечения покупателей, может представлять собойбольшую опасность для прибыльности.
5. Долгосрочные целивыживания
Фирмы, производственныепредприятия, как и большинство других систем и индивидуалов, имеют непреодолимыйинстинкт и мотивацию к выживанию. И, если выживание вообще обеспечено, тогдасоздана предпосылка для других целей и задач, которые мотивируют управленческиерешения. Как главный мотив поведения фирмы, эта цель имеет место в случаяхзатруднительного положения фирмы (недостаточные и несоответствующие денежныепотоки, усыхающий рынок, захват части продаж конкурирующими фирмами и т.д.).
6. Персональные цели
Разделение собственности и контроля вкорпорациях могут привести к выдвижению персональных (часто амбициозных иполитических) целей. Это могут быть следующие мотивации:
• слава отраслевоголидера;
• тщеславные амбиции;
• гордость от пребыванияво главе большого предприятия;
• привлекательность работыв фешенебельных отраслях;
• большие заработки;
• или наоборот – предпочтениепокоя;
• простой жизни;
• большого количествасвободного времени;
• чрезмерное инеобоснованное увлечение технологическими новшествами.
Все это отвлекает отпрослеживания за доходами фирмы и получаемой прибылью.
7. Социальнаяответственность
В последние годы встранах со сложившейся рыночной экономикой появилось множество публикаций отом, что фирмы и в особенности крупные корпорации, должны выбирать такие линииповедения, которые отвечают идее ответственности перед обществом.Государственные системы регулирования экономической деятельностью многих странвсячески стимулируют подобный подход к бизнесу. Социальная ответственностьучитывает:
• существуют различныегрупповые интересы внутри принимающих решение сфер;
• миссия фирмы должнасоответствовать изменяющимся потребностям общества;
• интересы акционеров иобщества в целом должны быть сбалансированы;
• стратегии и линииповедения должны способствовать повышению общественного благосостояния;
• фирмы при проведениисвоего бизнеса должны способствовать решению стоящих перед обществом проблем.
С точки зрения социальнойответственности, прибыльная ориентация фирмы должна быть вторичной.
8. Цели роста идиверсификации
Рост через увеличениерыночной доли обеспечивает фирме устойчивую рыночную позицию противконкурентов, поставщиков и потребителей. Рост через диверсификацию освобождаетфирму от зависимости от своего одного или ограниченного круга продуктов, т.к.потери или неудачи, связанные с выводом на рынок отдельных продуктов, могутбыть скомпенсированы выгодой от других (а также от других альтернативдеятельности). Диверсификация деятельности может дать фирме возможность нетолько выжить, но и улучшить свою деятельность. Кроме того, долгосрочный ростявляется одним из критериев успеха в бизнесе. При принятии решения обинвестировании в конкретное производство, принимают во внимание не текущие(абсолютные) значения продаж и прибыли, а темпы их роста. Рост и диверсификациямогут быть связаны с получением высоких прибылей, растущих продаж, усилением изащитой конкурентных позиций фирмы, выплатой более высоких дивидендовакционерам, созданием звучного имени корпорации, повышением стоимости акцийпредприятия.
Из всех перечисленныхмотивов бизнес-деятельности, прибыльная мотивация является наиболее глубокой пошироте воздействия на результаты деятельности фирм и более общепринятой впрактике.
Итак, важным выводом,который должен быть усвоен предпринимателями любого уровня – от индивидуальногочастного предпринимателя до концерна – может быть следующее утверждение:эффективная деятельность фирмы обеспечивается выбором такой ее миссии, котораяпродиктована, прежде всего, мотивом достижения устойчивого роста прибыли вразмерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала фирмыи уровня ее конкурентного преимущества.
На основе общей миссииформируются цели для каждого направления деятельности, которые должны отвечатьследующим требованиям:
1. Цели предприятия должныбыть конкретными и измеренными для любой деятельности.
2. Цели должны бытьориентированы во времени для того, чтобы иметь конкретный горизонтпрогнозирования.
3. Цели предприятия должныбыть достижимыми.
4. Цели должнывзаимодополнять друг друга, т.к. действия и решения, которые необходимы длядостижения одной цели не должны мешать реализации другой цели.
В соответствии с миссиейпредприятия и частными целями, можно обозначить направления деятельностипредприятия, которые состоят из логически последовательных стадий производства.
Направления деятельностипредприятия в соответствии с функциональными областями;
1) Кадровая функцияобеспечивает производство рабочей силой и другими людскими ресурсами;
2) Финансы и бухгалтерскийучет имеет дело с денежными аспектами бизнеса;
3) Обеспечение поставщикамипредполагает организацию процесса обслуживания производственной системы всемиресурсами, кроме людских;
4) Исследование, развитие иизобретения объединены в функцию (ее принятое обозначение R&D), которая имеет дело сразвитием продукта и процесса производства. Еще эту деятельность можно назватьинновационной;
5) Распространениепродукции означает доведение товаров и услуг до потребителей;
6) Производственнаяфункция обеспечивает процесс изготовления товара, принятие решений в сферепроизводства технологий, календарного планирования производства и запасов,контроля качества;
7) Маркетинг,предусматривающий выявление и удовлетворение потребностей потребителей,изучение рынка товара, уровня цен на продукцию, методов формирования опросов иканалов товарооборота.
2. Анализ внешней ивнутренней среды предприятия
Предпринимательская среда– это наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционированиепредприятия. Различают внутренние и внешние факторы.
Внутренняя среда – этохозяйственный механизм предприятия, включающий управление и экономическиймеханизм, направленный на оптимизацию научно-технической ипроизводственно-сбытовой деятельности предприятия.
Внешняя среда – это всеусловия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельностиконкурентов предприятия, но оказывающие прямое или косвенное влияние. Различают5 основных составляющих внутренней среды предприятия:
1. Цели фирмы
2. Задачи фирмы
3. Структура фирмы
4. Технология
5. Кадры
1) Цели фирмы мырассмотрели ранее.
2) Задачи фирмы – эторабота, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранееустановленные сроки. Задачи предписывают не работнику, а должности. Задачиделятся на категории:
• работа с людьми;
• работа с предметами:сырье и материалы, технологическое оборудование, инструменты и т.п.
• работа с информацией.
3) Структура предприятия – этологическое взаимоотношение и связи уровней управления и функциональныхобластей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективноедостижение целей предприятия. Структура предприятия должна выполнять рядфункций:
• Обеспечить достижениепредприятием максимальной рентабельности;
• Охватить минимальноеколичество промежуточных звеньев;
• Обеспечить условиеподготовки кадров на перспективу.
4) Технология – это средствопреобразование сырья в необходимые продукты и услуги. Технология сочетаетквалификационные навыки, оборудование, инфраструктуры, инструменты исоответствующие технические знания, различают следующие виды классификациитехнологии:
1. классификация технологии:
а) единичное,мелкосерийное и индивидуальное производство, где одновременно изготавливаютсятолько одно или малая серия изделий;
б) массовое иликрупносерийное производство, которое применяется при большом заказе иизготавливаются на базе технологий массового производства;
в) непрерывноепроизводство использует автоматизированное оборудование, которое работает целыесутки (добыча нефти).
2 классификациятехнологии:
а) многозвеньеваятехнология, характеризующая последовательность выполнения операций (сборкамашин);
б) посредническиетехнологии, характеризующиеся встречами групп людей, взаимосвязанных междусобой (банковские операции, центр занятости);
в) интенсивныетехнологии, характеризующиеся применением навыков и услуг для изменения вконкретном материале, поступающим в производство (монтаж фильма).
5) Кадры являются решающимфактором внутренней среды предприятия, осуществляя взаимоувязку целей, задачпредприятия с конкретной технологией и получением окончательного результата – готовойпродукции. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не можетбыть выполнена без сотрудничества людей.
Схематическоепредставление внешней и внутренней среды предприятия представлено на рисунке 1.
/>
Рис. 1.Схематическое представление внешней и внутренней среды предприятия
Силы внешней средыпредприятия и ближайшего окружения:
1. Поставщики – это целаягруппа различных но своей природе организаций отдельных лиц, принимающихучастие в процессе материально – технического обеспечения производственной инаучно-технической деятельности фирмы. Серьезными ограничениями со стороныпоставщиков могут быть: пены на материальные ресурсы, качество поставляемыхтоваров, услуг и сырья, условия поставок.
2. Потребители – это:
а) отдельные лица, фирмыи организации, приобретающие товары для личного потребления и дляпроизводственного использования;
б), промежуточныепродавцы – торговые посредники.
3. Фирмы, занятыетранспортировкой и складированием товара.
4. Рабочая сила.
5. Конкуренты:непосредственные, т.е. фирмы, работающие в данной отрасли и потенциальные,предоставляющие угрозу при входе в отрасль.
6. Финансовые круга,обеспечивающие фирму капиталом: банки, инвестиционные компании, брокерскиефирмы, инвесторы.
7. Средства массовойинформации (рекламные агентства, газеты, журналы, радио и телестанции).
8. Государственныеучреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственнойдеятельности. Налоговая система и налоговые органы Украины.
9. Общественныеорганизации, гражданские группы общественного мнения, региональные организации.
10. Профсоюзы, собственныеслужащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждение одеятельности фирмы и могут как позитивно так и негативно влиять на возможностьфирмы достигать поставленных целей.
Внешняя среда дальнегоокружения представлена рядом факторов:
1. Характер и состояниерыночных отношений. Они обусловлены в первую очередь правовой инфраструктурой,в которой функционируют предприятия. Это совокупность законов и законодательныхактов, в которых устанавливаются юридические нормы и требования к хозяйственнойдеятельности предприятия.
2. Хозяйственные связипредприятия, в том числе внешнеэкономические связи и отношения с таможеннойсистемой.
3. Регулированиепредпринимательской деятельности о стороны налоговой системы государства,
4. Обеспечение безопасностидеятельности фирмы путем использования различных услуг, предлагаемых страховымикомпаниями.
5. Общеэкономические иобщеполитические факторы.
Анализ общеэкономическихи общеполитических факторов производится по разделам:Факторы, способствующие благоприятному предпринимательскому климату Факторы, отрицательно влияющие на развитие предпринимательства.
1. Стабильность государственной и социальной политики.
2. Льготный налоговый режим. Упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государства (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации).
3. Обеспеченность информационной технологией и средствами коммуникаций.
4. Свобода творчества и предпринимательства
1. Высокие налоговые ставки
2. Чрезмерное государственное регулирование
3. Низкая производительность труда
4. Рост цен на энергоресурсы.
5. Субсидии неэффективным предприятиям.
6. Рост доли сферы услуг и торговли. 7. Высокий уровень преступности в государственных масштабах