МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему: «Мотивация предпринимательскойдеятельности»
Выполнилстудент группы Сл — 063
Мазурак И.Е.
Научныйруководитель:
КурбатоваМ. В., д. э. н., проф.
Кемерово 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Предпринимательскаядеятельность
1.1 Содержание предпринимательской деятельности
1.2 Особенности предпринимательской деятельности
Глава 2. Структура мотивациипредпринимательской деятельности
2.1 Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности
2.2 Мотивы предпринимательской деятельности и их виды
Заключение
Списоклитературы
Введение
Предпринимательскаядеятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночнойэкономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающеймассы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, чтоважнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев ииндивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства,поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства каксоциально-экономического феномена.
Основнымдвигателем развития и обновления экономической жизни на современном этапеявляются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или инуюдеятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование ианализ мотивации современного предпринимателя в частности и предпринимательскойдеятельности в целом.
Рыночнаясистема хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается напредпринимательском типе экономической системы с сохранением в рукахгосударства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский типэкономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимыхсубъектов экономического процесса.
Предпринимательствоявляется главной опорой для рыночной экономики страны. Именно поэтомугосударственные органы стараются стимулировать развитие малого и среднегобизнеса, что бы в итоге налоговые платежи этих предприятий стали лептойгосударственного бюджета, и ощущался прирост ВВП в экономике страны.
С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственноедействие мотивировано экономическим интересом.
Определяющей чертой социологии является сфокусированность намотивации предпринимателя к той или иной хозяйственной деятельности. При такомподходе мотивация предпринимателей превращается в социологическую проблему.
Объектом работы является предпринимательская деятельность.
Предметом является мотивация предпринимателей в их экономическойдеятельности.
Цель работы состоит в теоретическом и методологическом анализе мотивациипредпринимательской деятельности.
Длядостижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Дать определение предпринимательской деятельности и бизнеса;
2. Рассмотреть структуру предпринимательской деятельности;
3. Описать теоретические и методологические основы мотивациипредпринимательства, основные мотивы предпринимательской деятельности;
4. Выявить оценку эффективности предпринимательской деятельности.
В даннойработе попытаемся раскрыть сущность и содержание понятия предпринимательства,выделить особенности предпринимательского бизнеса, предпринимательских структур.И определить общее положение дел предпринимательской деятельности в России.
В основуработы положены научные труды Радаева В. В., Халина С. М., Шевченко И. К.
Глава 1. Предпринимательская деятельность:понятие, структура
1.1 Предпринимательство и бизнес
Первоначальнопроблема предпринимательства была поставлена политической экономией какпроблема объяснения источников экономического роста и природы прибыли (термин «предпринимательство»введен Р. Кантильоном в XVIII в.). Определение предпринимателя как собственника капитала господствуетв трудах классиков политической экономии – Ф. Кенэ, А. Смит. При этом у Ж.Тюрго, а позднее у немецких историков (В. Рошер, Б. Гильдебранд) он не толькоуправляет своим капиталом, но и совмещает функции собственника с личнымпроизводительным трудом.
Со временемпредпринимателя все реже отождествляют с капиталистом. Ж.Б. Сэй и Дж.С. Милльрассматривают предпринимателя как организатора производства, который неотягощен правами собственности. Функциональное разграничение междусобственником и предпринимателем проводит К. Маркс. Неоклассики – А. Маршалл,Л. Вальрас, К. Менгер, Ф. Визер дают определение предпринимателя как менеджера.Ис тех пор нейтральность по отношению к обладанию собственностью становитсяобычным элементом большинства теорий предпринимательства – классических (Й.Шумпетер) и современных (А. Коул, П. Дракер)[1].
Предпринимательствоявляется сферой профессиональной деятельности особой группы людей –предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическимагентом, действующим на свой собственный страх и риск и под своюответственность, в том числе и материальную. Он должен обладать правами наиспользование функционирующего капитала, скажем, «пучком» из четырех прав:
1) прававладения, то есть права исключительного физического контроля над благами;
2) праваиспользования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;
3) правауправления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использованиеблаг;
4) права надоход, то есть права обладать результатами от использования благ.
Чтобыполучить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полномусобственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде аренднойплаты). Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал(например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). Приступая кпредпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности),предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: чтопроизводить, как производить, для кого производить?
Наиболеетипичное и емкое определение предпринимательства дано в работе американскихученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс созданиячего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы,предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальнойответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворениедостигнутым»[2].
Существенноезначение в развитие теории и практики предпринимательства внесли выдающиесязарубежные ученые-экономисты: Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Дракер, а такжероссийские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем: А.И. Агеев,А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.
Большоетеоретическое и практическое значение имеет точка зрения П. Дракера осущности понятий «предпринимательская экономика», «предпринимательскоеобщество», «предпринимательское управление». Он исследует проблемы формированияпредпринимательской среды, мотивации предпринимателей, условий осуществленияими своего бизнеса.
П. Дракерсчитает, что предпринимательство основано на экономической и социальнойтеориях, согласно которым изменение – вполне нормальное и естественное явление.Новые идеи как раз и составляют смысловую основу термина «предпринимательство»,поэтому предпринимательской задачей является «созидательное разрушение».Предпринимателей, подчеркивает П. Дракер, отличает инновационный тип мышления.И далее – предпринимательским является предприятие не потому, что оно новое, ине потому, что оно небольшое (мелкое), хотя и быстро развивающееся, а потому,что в основе его деятельности лежит осознание того факта, что выпускаемыеизделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них вырос до такойстепени, что образовалась «рыночная ниша», а новая техника делает возможнымпревращение сложных операций в научный процесс.[3]
Определениепредпринимателя в институциональной экономической теории (Р. Коуз, О.Уильямсон), заключается в том, что он становится субъектом, совершающим выбормежду контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целяхэкономии трансакционных издержек[4].Предпринимательство – это особый регулирующий механизм, который отличается отценового механизма и механизма государственного регулирования, а в чем-тоальтернативен им обоим.
Предприниматель,по Зомбарту[5],должен быть триедин, обладая качествами:
•завоевателя (духовная свобода, позволяющая планировать свои действия; воля иэнергия; упорство и постоянство);
•организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать,координируя их действия);
• торговца(способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своейпродукции, внушать доверие).
Й. Шумпетерсчитает, что для развития предпринимательства необходимо два составляющихфактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода.Он является защитником свободного предпринимательства.
Й. Шумпетерпротивопоставляет себя неоклассикам, выводя из процесса кругооборота капиталапринципиальную необходимость особой предпринимательской функции, котораясостоит в осуществлении организационно-хозяйственной инновации.Предприниматели, по Шумпетеру, не образуют особой профессии или отдельногокласса. Речь идет именно о функции, осуществляемой периодически разнымисубъектами. В каждой хозяйственной сфере она то появляется, то пропадает,сменяясь более рутинными действиями. При этом предприниматель не обязательносам изобретает «новые комбинации». Он осуществляет их практически, зачастуюимитируя при этом чужой хозяйственный опыт.
Исходя изпредположений Й. Шумпетером, можно дать общее определение предпринимательства –это осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (другогодополнительного дохода)[6].Предпринимательство, таким образом, конституируют три необходимых элемента:
•организационное действие;
•инициирование изменений;
• денежныйдоход как цель и критерий успеха.
В конечномитоге во всех научных определениях предпринимательства учеными Запада речь идето таком поведении (процессе), в котором требуется проявление инициативы,организации и реорганизации социально-экономического механизма, с тем, чтобысуметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взятьна себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать. Вопределении, как видно, сочетаются экономический, социальный, личностный иуправленческий подходы.
В западныхстранах с научно-практической точки зрения современное предпринимательствохарактеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид хозяйствования,в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации,умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы изсамых разнообразных источников.
Предпринимательство в нашей стране находится вместе с развитием рыночной экономики встадии становления. Для развития предпринимательства в нашей странесущественное значение, по мнению российских исследователей, имеет пониманиетого, что не любое новое дело является предпринимательством.
Поступательноеразвитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнениеработ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств,других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является однимиз определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП инационального дохода, повышения эффективности общественного производства.
Предпринимательствокак экономическое явление отражает товарный характер отношений хозяйствующихсубъектов на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса ипредложения, стоимости, конкуренции и др.) и всех инструментов товарногопроизводства и обращения (цены, денег, финансов, кредита и т.д.).
Предпринимательство,как социальное явление, отражает возможности каждого дееспособного индивидуумабыть собственником дела, проявлять с наибольшей отдачей свои индивидуальныеспособности, творчество. Оно проявляется в формировании нового слоя людей –предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономическойдеятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивлениесреды и добиваться поставленных целей. При этом оно способствует увеличениючисленности наемных работников которые, в свою очередь экономически и социальнозаинтересованы в устойчивости предпринимательской деятельности.
Развитиепредпринимательства, предполагая эффективное использование материальных,финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует и государственногорегулирования в направлении создания определенных благоприятных для этогоусловий.
Предпринимательствоуспешно развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупностиобеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Последнююследует понимать как интегрированную совокупность различных (объективных исубъективных) факторов, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализациипоставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров сполучением достаточной прибыли (дохода).
В известноймере предпринимательство отражает и политическую ситуацию в стране. С однойстороны, условия и факторы его развития зависят от политической обстановки встране (благоприятной или неблагоприятной), а с другой стороны,предпринимательские ассоциации, объединения, союзы сами оказывают влияние наформирование политической обстановки в стране, принимая участие в политическойдеятельности государства.
Предпринимательство– по сути, тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведениисобственников предприятий, на умении находить и использовать идеи, воплощать ихв конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, ипоэтому должно быть тщательно обоснованно, опираясь на знания рынка сбыта иконкурентов, не пренебрегая при этом собственной интуицией и, безусловно,поддержкой государственных органов.
Такимобразом, предпринимательство в обобщенном смысле отражает совокупностьотношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.),связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров(работ, услуг) и получением желаемых результатов в виде прибыли (дохода)[7].
За понятием«предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта(полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Частопредпринимательскую деятельность называют бизнесом.
Термин «бизнес»в переводе с английского «business» означает дело, занятие, торговля, коммерция. Бизнесмен – этоделовой человек, стремящийся сделать прибыльной свою деятельность. Взаконодательстве слово «бизнес» не употребляется, но широко используется термин«предпринимательство».
Бизнес – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность,поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческихсделок, в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли)[8].
Предпринимательствоотражает и систему отношений, которые возникают у предпринимателей какхозяйствующих субъектов друг с другом (финансовые, экономические, социальные),а также с потребителями их продукции (работ, услуг), поставщиками всех факторовпроизводства (сырья, материалов, оборудования, топлива, электроэнергии и т.д.),с банками и др. субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и,наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти иместного самоуправления.
Понятие«предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя: «Предпринимательство»(предпринимательская деятельность) – самостоятельная, инициативнаядеятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода иосуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественнуюответственность или от имени и под имущественную ответственность юридическоголица (предприятия)»[9].
Предпринимательможет осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенныезаконом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную,консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Одним изключевых в гражданском и предпринимательском праве является понятиепредпринимательская деятельность, которое имеет общее значение дляиндивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективныхпредпринимателей (юридических лиц). В настоящее время нормативное определениеэтого понятия содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. Следует обратить вниманиена то, что физические лица и коммерческие организации по общему правилу,участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях.
Предпринимательскаядеятельность – самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получениеприбыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ илиоказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконом порядке[10].
Приведенноеопределение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательствоот других видов деятельности граждан и юридических лиц. В юридическойлитературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимостиот различных оснований классификации. В то же время в соответствии с логикойизложения данного определения в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ можно последовательновыделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решениявопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской. При этомзаконной предпринимательской деятельностью может признаваться только тадеятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками всовокупности.
Первыйпризнак – самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.
Второйпризнак тесно связан с первым – предприниматель действует на свой риск.
Третийпризнак – цель предпринимательской деятельности заключается в систематическомполучении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг.
Четвертыйпризнак легальной предпринимательской деятельности характеризует ее участников[11].
Пятыйпризнак – инновационность. Под предпринимательской деятельностью надо пониматьне любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, алишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процессинновационного, поискового элемента, который может заключаться в различныхмоментах – поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путемизменения профиля существующего производства или основания нового предприятия;внедрение новых методов организации производства, контроля за качествомпродукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новыхисточников материальных и финансовых ресурсов.
1.2 Особенности предпринимательскойдеятельности
Предпринимательскаядеятельность осуществляется физическими и юридическими лицами.
Физическиелица – это индивидуальные предприниматели, правовое положение которыхрегулируется соответствующими законами.
Предпринимательскаядеятельность, осуществляемая физическими лицами, относится к индивидуальной(частной) предпринимательской деятельности.
Предпринимательскаядеятельность, осуществляемая юридическими лицами, относится к коллективномупредпринимательству.
Юридическиелица в предпринимательской деятельности – все виды предприятий: хозяйственныетоварищества (полные и коммандитные) хозяйственные общества (акционерные ОАО,ЗАО, ООО, ОДО); производственные кооперативы и унитарные предприятия.
Всовременной России субъекты предпринимательской деятельности и лица, имеющиенамерение стать предпринимателями, могут рассчитывать на защиту со стороныгосударства.
Вбольшинстве стран мира предпринимательство служит мощным двигателемэкономического и социального развития. Без предпринимателей потребности людейне могут быть удовлетворены в полной мере. Кроме того предпринимательствовыполняет управленческую, организационную, рыночную функции; формирует элементытворчества в социально – экономической жизни общества. Посредствомпредпринимательства реализуются нововведения в торговле, управления,информационных технологиях.
Переход крыночным отношениям ставит перед обществом множество сложных задач, средикоторых важное место занимает развитие предпринимательства.
В настоящеевремя необходимо ускоренное формирование комплекса условий дляпредпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательскогоклимата. Непременным условием развития предпринимательства является частнаясобственность.
Процесс приватизации,начавшийся в России с конца 80-х годов XX века, способствуетвозрождению частной собственности как основы предпринимательства. Она такжедолжна возродить конкуренцию, предоставить свободу действия предпринимателям ируководителям – менеджерам предприятий различных форм собственности.
Дляразвития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себястабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговыйрежим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существованиеэффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибкихрыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок.Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему,предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье икомплектующие изделия.
Предпринимательствообеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует вымываниюустаревших.
Предпринимательствосоздает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок иконкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.
Такимобразом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый, творческийтип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторовдостижения экономического успеха.
Предприниматель,чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательноанализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важнырасчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требуетопределенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретнойэкономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзясбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошломопыте и проницательности.
Посколькуриск является вероятностной категорией, то он может измеряться. В практикеприменяются статистический и экспертный метод измерения риска.
Статистическийметод состоит в том, что на основе статистических данных об имевших местопотерях в аналогичных видах предпринимательской деятельности определяется такназываемая частота появления определенного уровня потерь, а по ней прогнозируютвероятность какого-то уровня потерь.
Экспертныйметод заключается в том, что путем обработки мнения группы привлеченныхэкспертов из числа предпринимателей или специалистов о вероятности определенныхуровней потерь, определяется частота оценок тех или иных потерь, представляющаясобой частное от деления числа экспертов, высказывающихся за ту или инуювеличину потерь, на общее число экспертов.
Расчетыпредпринимательского риска еще не дают ответа на вопрос, как должен поступить предприниматель,поскольку они лишь дают представление о возможном риске при тех или иныхвариантах его действий, крайними случаями которых могут быть получениеминимальной прибыли при отсутствии риска и максимальной — при очень высокой еговеличине.
Выборварианта действий должен осуществлять сам предприниматель, т. е. он сам долженрешить, на риск какой величины он готов пойти для достижения приемлемой длянего величины прибыли. Такой выбор связан с деловыми качествамипредпринимателя, основу которых формируют его личностные особенности,являющиеся результатом сочетания врожденных свойств, природныхпредрасположений, предшествующей подготовки и накопленного профессионального опыта.
Перечисленныеважнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
Чтобы бытьпредпринимательским, предприятие должно обладать определенными свойствами.Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое иотличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.
Характерныйпризнак предпринимательства заключен в его принадлежности к относительнократковременным, тактическим способам действия. Так, к примеру, еслидолговременный проект ставит своей основной целью получение прибыли, сопряжен сриском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях, его правомерносчитать предпринимательским.
Предпринимательскаядеятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельноосуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительнонепродолжительным, четко очерченным временным интервалом. Сделка – основнойкирпич, из которого строится предпринимательское здание.
Предпринимательствовсегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельностиобратили внимание Й. Шумпетер и А. Маршалл. Если Й. Шумпетер показалтождественность предпринимательства и нововведений, то А. Маршалл утверждал,что действительная роль предпринимателей в жизни общества состоит в том, чтосвоим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, ужеконструктивно созревающие в обществе. Представляется более правильной оценкапредпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежниеформы производства и организации жизни общества, являющейся революционером вэкономике, зачинателем социальной и политической революции. По представлению Й.Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет «созидательное разрушение»,являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.
Из всегосказанного выше можно сделать вывод о том, что предпринимательство иноваторство в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.
Видыпредпринимательской деятельности[12]
Предпринимательскаядеятельность весьма разнообразна. Поскольку любой бизнес в той или иной степенисвязан с основными фазами производственного цикла – производством продукции иуслуг, обменом и распределением товаров, их потреблением – можно выделитьследующие виды предпринимательской деятельности:
· производственное предпринимательство,
· коммерческое,
· финансовое.
Кромеэтого, в последние десятилетия во всех экономически развитых странах миравыделяется, обосабливается такой самостоятельный вид предпринимательства, какконсультативный (консалтинг).
В то жевремя каждый из названных видов предпринимательства распределяется на некотороечисло подвидов.
Производственноепредпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесьосуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги,создаются определенные духовные ценности. Однако именно эта сфера деятельностипри переходе к рыночной экономике претерпела наибольшие негативные изменения:распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение,резко упал сбыт продукции, ухудшилось финансовое положение предприятий.
Наибольшееразвитие в первые годы перехода к рынку в России получило коммерческоепредпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле ипродаже услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многомограниченная ранее, стала стремительно развиваться, главным образом как частноеиндивидуальное предпринимательство. Сюда направили свои усилия многиеэнергичные, инициативные люди. Нередко среди них имеются и те, кого раньшеотносили к так называемой «теневой» экономике. Если производственнаядеятельность обеспечивает, как правило, 10-12% рентабельности предприятия,фирмы, то коммерческая – 20-30%, а нередко и выше.
Особым видомпредпринимательской деятельности является финансовое. Сфера его деятельности –обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и впроизводственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной:банковское, страховое дело и др.
Финансоваясделка предполагает не такую высокую норму рентабельности, как предыдущие видыпредпринимательской деятельности: эта величина может составить 5-10%.
В последниегоды все большее развитие в России получает такая перспективная форма, какконсультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений и,сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами,можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительноразвиваться.
Будучиотносительно самостоятельными, виды предпринимательской деятельности взаимнопереплетаются, дополняют друг друга. При этом приоритет надо отдатьпроизводственному предпринимательству, определяющему все видыпредпринимательской деятельности и наиболее сложному.
Под функциями предпринимательства[13] понимается осуществлениедеятельности по производству и обмену между предпринимателем и другимисубъектами (элементами) хозяйственной среды.
Сущностьпредпринимательской деятельности(трудапредпринимателей) как социального явления выражается в его основной функции –создании особых экономических благ (ценностей) в виде эффективных динамичныхструктур, позволяющих удовлетворять различные потребности людей, общества вцелом[14].
К функциямотносят:
1)Производственная – превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, которыйпригоден для продажи клиентам предприятия.
2) Материально-техническоеобеспечение – приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки,необходимые для хозяйственной деятельности.
3) Кадровая– отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса.
4) Ведениефинансов и учета.
5)Маркетинг.
6)Научно-исследовательские и проектные работ – деятельность по разработке иреализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшенияпредпринимательства.
7) Связи собщественностью (паблик рилейшнз) – осуществление и управление отношениямимежду предприятием и общественными структурами или средствами массовойинформации.
Такимобразом, предпринимательская деятельность направлена на достижениекоммерческого успеха: получение прибыли или предпринимательского дохода.Большая часть предпринимательского дохода направляется не на личноепотребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективныхнаправлений хозяйственной деятельности. Кроме этого предпринимательствонаправлено на наилучшее использование капитала: собственности и другогоимущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.
Такимобразом, рассмотрев основные положения предпринимательской деятельности, можносделать вывод, что с точки зрения мотивации мы можем рассматривать личностьпредпринимателя в двух ипостасях: во-первых, как собственника имущества идругих ресурсов, старающегося извлечь максимальный доход из своей деятельности,а во-вторых, как руководителя по отношению к наемным работникам, работающим унего на условиях контракта. Из этих двух положений мы и будем исходить вдальнейшем.
Потребностиличности во многом определяет успех занятий бизнесом или предпринимательством.С одной стороны само проявление интереса к бизнесу, работа в нем являютсяреакцией индивида на удовлетворение своих социальных потребностей (добитьсяуспеха, преуспеть, заняться общественно-значимым делом и т.д. ). Но с другойстороны, только знание реальных потребностей клиентов, умение прогнозировать ихразвитие позволят этому бизнесу состояться.
Глава 2. Структура мотивациипредпринимательской деятельности
2.1 Теоретические основы мотивации предпринимательскойдеятельности
предпринимательствобизнес мотивация
Источникилюбого производства – это ресурсы и факторы производства. Ресурсы производства– это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут бытьиспользованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Вэкономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: природные,материальные, трудовые и финансовые.
Всовременных условиях труд как фактор производства часто становитсяопределяющим, поскольку способен принести доход собственнику производства. Норечь идет не о любом труде, а о труде профессиональном, эффективном,организованном и мотивированном.
Уже в 30-хгодах ХХ-го столетия, в годы перехода от экстенсивных методовкапиталистического хозяйствования к интенсивным, возникла необходимость поискановых форм мотивации, характеризующихся более выраженным социологическим ипсихологическим содержанием. Цель такого поиска заключалась в устранениидеперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориямменеджмента, а также бюрократическим моделям, и замене их концепциейсотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Процессуальныетеории мотивации исследуют выбранный тип поведения человека в процесседостижения поставленных перед ним целей.
Рассмотриммотивацию предпринимателя, опираясь на две процессуальные теории: предпочтенияи ожидания В. Врума и справедливости С. Адамса.
Перваятеория базируется на положении о том, что наличие активной потребности неявляется единственным и необходимым условием мотивации человека на достижениеопределенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им типповедения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого имблага. Для предпринимателя желаемое благо – это успешная деятельность его фирмыи максимизация прибыли.
Ожидания –оценка данной личностью вероятности определенного события. Например,большинство людей ожидают, что окончание высшего учебного заведения позволит имполучить более хорошую работу или, что если работать с полной отдачей сил, томожно сделать карьеру. Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теорияожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты;результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением).Ожидания в отношении первой связки (3-Р) – это соотношение между затраченнымиусилиями и полученными результатами. Ожидания в отношении результатов–вознаграждений (Р-В) — это ожидания определенного вознаграждения или поощренияв ответ на достигнутые результаты труда, т.е. то, что в настоящий моментнаиболее ценно для предпринимателя Третий фактор – валентность (ценностьпоощрения или вознаграждения) – это предполагаемая степень относительногоудовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие полученияопределенного вознаграждения. Так как у различных людей потребности и пожеланияв отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение,предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для нихникакой ценности.
Теориясправедливости также дает объяснение того, как люди распределяют и направляютсвои усилия для достижения поставленных целей, как работники, так ипредприниматели.
Все вышеописанноепри рассмотрении данной теории справедливо для наемных работников, работающих вфирме предпринимателя. Что касается личности самого предпринимателя, то егомотивация несколько иная. Как мы уже говорили, вознаграждение для него – этолибо внутреннее от результатов предпринимательского труда, либо максимальновозможная прибыль. В условиях конкуренции, существующей в рыночной экономике,аналогичные предприниматели, выпускающие товары-заменители, могут получитьболее высокую прибыль за тот же объем реализованной продукции в силу условий,зависящих от спроса и предложения.
На основевышесказанного можно сделать вывод о том, что мотивация предпринимателя в егодеятельности имеет такое же большое значение как и мотивация работника впроцессе труда и даже более значимое, поскольку предпринимательская инициативаявляется двигателем прогресса и способствует развитию и установлениюсовершенных рыночных форм хозяйствования.
В связи сэтим изучение мотивирующих факторов и формирование четкого мотивационногомеханизма в деятельности предпринимателя требуют детального и глубокого исследованияи принятия обществом.
Ни одна изсуществующих мотивационных теорий не может комплексно объяснить все потребностии мотивы поведения человека в процессе его деятельности.
Теоретическиевопросы «очеловечивания» бизнеса и производства вначале нашли отражение вучениях школы человеческих отношений Мэйо и в так называемой «производственнойдемократии» – форме соучастия, дающей работникам всех уровней организации правоучаствовать в решениях, затрагивающих их интересы. В последние десятилетияпроцессы движения к социально ориентированной рыночной экономике получиливыражение в концепции «развития человеческих ресурсов». Данная концепция леглав основу теории человеческого капитала, согласно которой вложение средств в образование,повышение качества рабочей силы столь же естественно, как инвестиции в техникуи технологию.
Формированиерыночной экономики в России невозможно без повышения роли человеческогофактора. Особую важность в настоящих условиях приобретают вопросы работы скадрами, которые и составляют человеческий фактор развития общественногопроизводства.
2.2 Мотивы предпринимательской деятельностии их виды
Для успешного вхождения физического лица в образ предпринимателя,последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его открыть своедело и, тем самым, стать самостоятельным субъектом предпринимательскогобизнеса.
Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к темили иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются приналичии потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученнаяпотребность становится поведенческим мотивом. Поэтому предприимчивые действиялюдей и выбор ими предпринимательской профессии опираются не только на ихпризвание, но и на их желание.
Мотив (установка) предпринимательскогодействия – состояние предрасположенности, готовности, склонностипредпринимателя действовать тем или иным образом. Предрасположенность является внутреннейпозициейпредпринимателя по отношению к различным объектам и ситуациям,включая других людей, касающимся его деловой сферы. Мотивы (установки) придаютситуации личностный предпринимательский смысл.
Получениедохода, извлечение прибыли является основным мотивом, но не является самоцельюи не является конечным. Не вся предпринимательская деятельность осуществляетсяради личного потребления, напротив, она противостоит всякого рода гедонизму. Т.к. предпринимательство по своей сути не только стратегическая, но творческаядеятельность с высокой степенью автономности в принятии решений. Другими словами,предпринимателя увлекает сам процесс стремления к независимости исамореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, которыйдемонстрирует, насколько хорошо реализован изначально задуманныйпредпринимательский проект. Также эти деньги выступают средством обеспечениясоциального признания со стороны общества и повышения деловой репутациипредпринимателя.
/>Таким образом можноизобразить схему:
Понятия «мотив предпринимательской деятельности» и«предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив более подвижен,более подвержен эмоциям. Наоборот, установка носит более стабильный характер.
Можно выделить следующие группы мотивов[15], побуждающие людей к предпринимательскойдеятельности:
1. экономические мотивы;
2. социальные мотивы;
3. психологические мотивы;
4. физические мотивы;
5. гуманистические мотивы.
Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгодупосредством достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того идругого одновременно. Экономическая выгода состоит в обеспечении себя и своихблизких средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержанияжизни и воспроизведения своей рабочей силы, как максимум – для укрепленияличного конкурентного потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществнад другими предпринимателями.
Экономические мотивы предпринимательской деятельности внешневыступают как:
· имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либорасширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию,укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административногоресурса;
· трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов впрофессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности,усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентныхнедостатков;
· финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовойвыручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.
К предпринимательской деятельности людей подталкивают не толькоэкономические мотивы, но и другие. Так, в число социальных мотивов предпринимательскогоповедения входят:
· инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций)как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальнойэнергетики;
· достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержаниеправовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании синициированием улучшения этих норм;
· публичная презентация личных конкурентных преимуществ идостижений;
· формирование и укрепление положительной репутации в глазахокружения;
· приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числеиспользование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужихошибках;
· обретение социального, в том числе правового комфорта.
Социальные мотивы предпринимательского поведения отражаютсоциальное начало в природе людей, потребности в социальных коммуникациях,стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальноеобщение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельнопредпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтомусоциальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постояннойэволюции социальных коммуникаций.
Психологические мотивы предпринимательской деятельности отражаютпотребность многих людей в эффективной самореализации, развитии личностныхкачеств, осознании собственной личности, самоутверждении в деловых отношениях,оптимизации межличностных контактов и формировании психологическойустойчивости. Посредством предприимчивого поведения люди формируют механизмыэмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такиекачества, как настойчивость, уверенность в себе, внимание, воля, аккуратность,открытость, терпение, последовательность в действиях и др.
И, наконец, в основе гуманистической мотивации людей кпредпринимательской деятельности лежат их потребности, имеющие этический,эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистическиемотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к этической, эстетической,идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базеследования сложившимся представлениям и установленным порядкам, инициированияизменений для установления новых порядков и формирования новых представлений.Данные мотивы отражают потребности людей в актив ном поведении, доминировании,развитии, обретении комфорта в этической, эстетической, идейной областях.
Следует различать среди мотивов предпринимательского поведения мотивы-побуждения,то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которыепровозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние можноназывать предпринимательскими мотивировками.
В структуремотивации российского предпринимателя можно выделить несколько основных вех[16]:
1. Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показатьсебя и свои способности.
2. Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которыебудто бы наживается на простых смертных.
3. Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.
4. Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.
Люди включаются в профессиональное предпринимательство, не толькооткликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможностьнайти работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление кпрофессиональному развитию.
Каждый юридически свободный человек обладает правом выбора междупрофессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведьможно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вестипредпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудитьсяметаллургом, проектировщиком или строителем метрополитена.
Выбор людьми предпринимательской профессии дополняется выборомпредмета предпринимательства – предметной области или предметных областейэкономики, определенного сектора или совокупности секторов рынка.Профессиональный предприниматель должен предстать перед своим окружением какспециалист в своем деле. Таковым он становится, осуществляя профессиональныедействия в тех предметных областях бизнеса, которые он счел необходимымосвоить. Он выступает как предприниматель-специалист, ведущий бизнес накаком-либо одном, определенном секторе рынка, либо какпредприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.
Мотивированный выбор между наемным трудом и предпринимательскимбизнесом в пользу предпринимательства автоматически включает определение географиии предметного состава рынков, на которые решается вторгнуться новый субъектпрофессионального предпринимательства либо на которых он собираетсязакрепиться.
Изучение мотивов, установок, ценностных ориентаций поведенияразличных категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самихпредпринимательских структур, или же заинтересованных государственных органов,позволяет определить преобладающие тенденции в отношениях предпринимателей ксвоей деятельности, что очень важно для всего населения региона, страны.Создавая на основе подобного знания мотивов деловой активности системустимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как состороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующихгосударственных структур – представительной и исполнительной власти, чтосегодня очень важно.
Заключение
Анализтеоретического материала по общей проблеме, который раскрывает мотивациюсовременного предпринимательства, показал, что мотивационная сфера личностипредпринимателя отличается сложностью и многогранностью.
Рассмотрениепроблемы показало, что предприниматели, ориентированные на успех, предпочитаютумеренный риск, который оправдывает ожидание. Те же, кто боится неудач,предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем вышемотивация предпринимателя к успеху – достижению цели, тем ниже готовность криску. В целом, исследование показало, что мотивация предпринимателей кдостижению успеха преобладает над мотивацией к избеганию неудач, хотя и незначительно.
К особенностяммотивации современного предпринимательства можно отнести следующиесоставляющие:
во-первых,готовность предпринимателей к риску. В ходе рассмотрения данной проблемы быловыявлено, что хотя он и предпочитает ситуации «вызова», он более склонен кумеренному риску; он скорее взвешивает риск и предпринимает действия, чтобы егоуменьшить или контролировать результаты;
во-вторых,свобода выбора предпринимателей и их стремление к независимости. Свобода выборапредполагает, прежде всего, возможность творчески работать, несмотря наобстоятельства и объективные причины;
в-третьих,волевые качества. Среди важнейших волевых качеств, присущих современнымпредпринимательству, выделим инициативность, самостоятельность, независимость,решительность, настойчивость и самоконтроль;
в-четвертых,наличие предпринимательского напряжения. Предпринимательское напряжение какличностная черта может возрастать или ослабляться в зависимости от ожидаемогорезультата деятельности, и оно есть не что иное, как проявление тревожности.
Резюме
Курсоваяработа состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен теоретическим вопросампредпринимательской деятельности. Первый подраздел описывает понятия«предприниматель», «предпринимательская деятельность» и «бизнес». Во второмподразделе описывается сущность (структура) предпринимательства: черты, виды ифункции.
Во второмразделе описывается и анализируется структура мотивации предпринимательскойдеятельности. Первый подраздел посвящен теоретическим и методологическимосновам мотивации в современном предпринимательстве. Второй подраздел посвященописанию мотивов предпринимательской деятельности и их видов. В последнем,третьем подразделе проводится оценка эффективности предпринимательскойдеятельности.
Списоклитературы
1. Радаев, В.В. Экономическая социология: учебное пособие. / В. В.Радаев. – М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 603 с.
2. Экономический словарь [Электронный ресурс]: — Режим доступа: abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_aassoaeuiinou.html.
3. Радаев, В. В. Еще раз о предмете экономической социологии / В. В.Радаев // Экономическая социология – 2002. – Том 3, № 2. – С. 21-34.
4. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / Сост. А. А.Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. –Мн.: Книжный Дом, 2003. – Режим доступа: slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-1317.html.
5. Социологический энциклопедический словарь // под ред. Г. В.Осипова. – Издательская гр. ИНФА. М – НОРМА. М.: 1998. – 488 с
6. Энциклопедический социологический словарь // под ред. Г. В.Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.
7. Плотникова, О.А. Малое предпринимательство и его роль вобеспечении развития национальной экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] / Моск.гуманит. ун-т. – Электрон. учебн. – 2006. – Режим доступа: www.mosgu.ru/nauchnaya/publications
/Plotnikova/
8. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. – М.:Прогресс, 1982. – 452 с.
9. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 1. // рук-ль научногопроекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 694 с.
10. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. // рук-ль научногопроекта, доктор политических наук Г. Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 863 с.
11. Халин, С.М. Социологияпредпринимательства: (попытка теоретической интерпретации понятия): Учебноепособие. / С. М. Халин. –Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. –82 с.
12. Дружинин, В. Н. Психология предпринимательства [Электронный ресурс] / В. Н. Дружинин. – Режим доступа: www.i-u.ru/biblio/archive/drujinina
13. Финансовая библиотека [Электронный ресурс] / — Режим доступа: lib.mabico.ru/2141.html.
14. Шевченко, И.К. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: Учеб.пособие. / И. К. Шевченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ. Режим доступа:www.aup.ru/books/m91/01.htm
15. Ерженина, Е. Ф. Механизм развития экономической мотивации впредпринимательстве: Дис.… канд. экон. наук: 08.00.05: РГБ ОД,61:03-8/1922-4 / Ерженина Екатерина Феликсовна. – СПб, 2002 – 188 c.
16. Тихомиров, М. Ю. Индивидуальный предприниматель. Правовоеположение и виды деятельности [Электронный ресурс]: Российское законодательствои Комментарии / Электрон. журн. – Режим доступа к журн.: kommentarii.org/
17. Яковлева, А.В. О государственном регулировании малого бизнеса ипреодолении безработицы в России [Электронный ресурс]: Проблемы современнойэкономики / Электрон. журн. — N 3(31) – Режим доступа к журн.: www.m-economy.ru/art.php3?artid=26116
18. Формы и виды предпринимательства [Электронный ресурс]: / Режимдоступа: www.5ballov.ru/referats/preview/84807/4
19. Функции, среда и модели предпринимательской деятельности[Электронный ресурс]: / Режим доступа: revolution./management/00038009_0.html
20. Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность:Учебно-практическое пособие / А.Н.Алейников. — М.: Новое знание, 2003. – 304с.
21. Бусыгин, А.В. Предпринимательство [Электронный ресурс] / А. В.Бусыгин. – Режим доступа: www.maxdiplom.ru/order/themes-798/
22. Побудительные мотивы к созданию субъекта предпринимательскогобизнеса [Электронный ресурс]: Market-pages.ru – информационный бизнес-портал. – Режим доступа: market-pages.ru/bussines/17.html
23. Нешитой, А.С. Концептуально-методические основы комплекснойоценки эффективности предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]:Журн.Финансовый менеджмент– Электрон. журн. – 2002. – №4 – Режим доступа к журн.: www.finman.ru/articles/2002/4/650.html/>
24. Поведение производителей. Производство и издержки производства [Электронный ресурс] / Режимдоступа: www.ido.rudn.ru/ffec/econ/ec5.html
25. Богатин, Ю. В. Основы управления бизнесом. Бизнес, егоорганизационно-правовые формы и управление [Электронный ресурс] / Ю. В.Богатин, В. А. Швандар. – Режим доступа: polbu.ru/bogatin_econmanage/ch02_i.html
26. Глущенко, Е.В. Капцов А.Н. Основы предпринимательства. – М., 1996.
27. Дубодел, А. М. Трудовая мотивация и образ российскогопредпринимателя: история и современность [Электронный ресурс] / А. М.Дубодел Саранск, 1999. – Режим доступа:hke.in/?book=disser&cat=n07a&str=0&nomer=1027
28. Костанди, Г. Г. Мотивация к инновационному предпринимательству:Дис.… канд. экон. наук: 22.00.03: РГБ ОД, 61:00-8/1220-5 / Костанди ГеоргийГеоргиевич. – СПб., 1999 197 c.
29. Круглова, Н.Ю. Мотивационные механизмы предпринимательства учеб.Пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: РЗИТЛП, 1996. – 98 с.
30. Еваленко, М. Потенциал малого предпринимательства и экономикароссийских регионов / М. Еваленко // Российский экономический журнал – М.:Изд-во «Финансы и статистика». 2003. – №9-10 –30-51 c.