Молодежнаябезработица
(реферат)
Содержание
Введение
Сущность и содержание понятия «безработица»
Проблемы безработицы: молодежный аспект
Заключение
Список литературы
Введение
Роль молодежи в сферезанятости, ее трудовой потенциал остается высоким около 3\4 занятых в народномхозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако это неисключает нарастающей безработицы среди молодежи, значительная часть которойработает в государственном секторе. Конфликт между потребностью молодежи втрудоустройстве и дефицитом рабочих мест на рынке труда является наиболееактуальным сейчас. Молодые люди в возрасте до 30 лет, по данным государственнойстатистики, составляют около трети безработных, зарегистрированных на биржетруда. Особый размах приобрела «скрытая безработица», создающаяся засчет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели.
В связи с ухудшениемкриминогенной обстановки, люди пытаются добыть деньги любым путем. Особенно этокасается молодежи, которая очень легко попадает под влияние криминалистическихструктур, создает свои группировки, привыкает к «легкой жизни»;существует зависимость между преступностью и безработицей. Отсутствие работыведет к обострению проблемы девиантного поведения, алкоголизации, наркотизации,росту проституции, бездомности.
Другая проблема – эторост социально-политической напряженности, угроза социального взрыва,обострение межнациональных проблем, забастовки и др. Создается угроза ростамассовой безработицы (превышает нормативную более чем в два раза).
Таким образом, выключениеиз активной экономической жизни большого количества трудоспособных ресурсовложится тяжелым бременем на бюджет, растет потребность в ресурсах для оказаниясоциальной помощи, возникают проблемы, связанные с организацией структур службызанятости, «утечки мозгов», снижение рождаемости и увеличениесмертности ведет к «старению населения» и к увеличению нагрузки натрудовые ресурсы.
Сущность и содержаниепонятия «безработица»
Переход России к рыночнымотношениям повлек за собой специфические проблемы социально-трудовой сферы.Дефицит рабочей силы сменился дефицитом рабочих мест, что привело кбезработице. В этой связи особенно актуальным становится изучение современныхпроцессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы.
Основнымнормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ «О занятостинаселения в РФ» от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяетправовые, экономические и организационные основы государственной политикисодействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализацииконституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
Безработица (ст. 3 ФЗ) –это сложное социально-экономическое явление, не позволяющее части экономическиактивного населения, желающего работать на условиях найма или созданиясобственного дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствияподходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вследствие этого основногодохода (зарплаты).
В соответствие сопределением международной организации труда (МОТ) безработица рассматриваетсякак потеря заработков в связи с тем, что человек, способный трудиться, готовыйтрудиться и действительно ищущий работу, не имеет возможности получитьнастоящую должность. Безработными являются лица в возрасте экономическойактивности населения (15-72 года), не участвующие в общественном производстве втечение определенного периода и соответствующие во время обследования тремкритериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском работыв течение четырех недель, предшествующих неделе обследования, используя разныеспособы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с моментапроведения обследования.
В России безработнымисчитаются трудоспособные граждане не имеющие работы и заработка (трудовогодохода), проживающие на территории страны, зарегистрированные в органахзанятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие ее иготовые приступить к ней.
Безработными не могутбыть признаны:
— граждане, не достигшиешестнадцатилетнего возраста;
— граждане, которые всоответствии с законодательством назначена трудовая пенсия по старости илиинвалиды, кроме инвалидов третьей группы;
— те, кто в течениедесяти дней после обращения в службу занятости отказался от двух вариантовподходящей работы, и впервые ищущие работу и не имеющие специальности(профессии);
— после двух отказов отполучения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числевременного характера;
— лица, представившиедокументы, содержащие заведомо ложные сведения для признания их безработными;
— трудоспособныеграждане, проходящие очный курс обучения.
Последствия безработицыкак сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно,она имеет и негативное, и позитивное значение. Отношение к безработице стечением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как «социальноезло», в середине столетия – как закономерное явление для стран с рыночнойэкономикой. В настоящее время безработица является устойчивой социально-экономическойкатегорией.
Виды и формыбезработицы
Явление безработицынеотъемлемо связано с рынком труда. Рынок труда – динамичная системасоциально-трудовых отношений, определяющих условия найма, использования иобмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм ее самореализации наоснове информации, поступающей в виде изменений цены труда (зарплаты).
Экономисты рассматриваюти неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Определены основные виды безработицыпо сущностным характеристикам – причинам возникновения и продолжительности.
Причины возникновенияпозволяют выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу.
Фрикционнаябезработица – этонезанятость в период перехода трудящегося с одного места работы на другое,носящая временный характер. Данный вид безработицы объективен и определяетсясвободой выбора рода деятельности и места работы человека. Это может бытьзапланированный переход, когда человек добровольно в связи с определеннымиличными потребностями меняет род деятельности.
На рынке трудафрикционная безработица является определенным балансом между спросом ипредложением, когда уровень профессиональной подготовки работников, находящихсяв положении таких безработных, отвечает запросам производства и работодателей.Чаще всего инициатива увольнения исходит от самого человека, то есть посуществу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этомнезанятость не взывает психологического дискомфорта.
Структурнаябезработица – этоотсутствие достаточного спроса на данный труд в данной отрасли хозяйственнойдеятельности. В определенный период времени в структуре потребительского спросапроисходят существенные изменения, которые влияют на структуру общего спроса, вт.ч. и на работников. Развитие экономки влечет за собой внедрение болеепрогрессивных технологий, а значит и соответствующие структурные измененияпроизводства.
Структурные безработныевряд ли смогут получить работу без соответствующей подготовки. Работодательосуществляет набор и обучение кадров, занимающихся повышением квалификацииимеющихся работников, хотя часть сотрудников могут быть не востребованы.
Циклическаябезработица – этоотсутствие достаточного спроса на труд вообще, она обусловлена спадомпроизводства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигаетсвоего пика при кризисе экономики и минимальны при ее подъеме. Даннаябезработица создает серьезные проблемы на рынке труда, т.к. в условияхэкономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшают,уровень занятости сокращается, а безработица растет.
Снижение ее влечет засобой существенное финансовое влияние со стороны государства. Наиболееэффективной была бы разработка и принятие специальной программы по обеспечениюзанятости населения, субсидирования государством и носящая комплексныйхарактер.
Одной из разновидностейбезработицы является сезонная незанятость, которая связана с временнымхарактером выполнения определенных видов деятельности.
Неэффективноеиспользование человеческого капитала ведет к появлению частичной, или скрытойбезработицы, когда для сохранения кадров работодатель дает им возможностьработать неполный рабочий день или неделю.
Для изменения безработицыкак явления существуют два показателя:
1) уровень безработицы –отношение количества безработных к общей численности экономически активногонаселения (в процентах);
2) продолжительностьбезработицы – время пребывания в качестве безработного.
Учетом безработных внашей стране занимается Госкомстат и Государственная служба занятости.Численность безработных определяется на основе их добровольной регистрации врайонных и городских отделениях государственной службы занятости. Госкомстатделает заключение на основе выборочного обследовании занятости населения,исходя из его общей численности.
Для измерения уровнябезработицы, определения статуса безработного создаются нормативные акты. Кданной категории безработных относят незанятых граждан, которые ищут работу,готовы приступить к ней и является клиентом государственной службы занятости.
Специалисты отмечают, чтопочти 1/3 рабочей силы в мире либо являются безработными, либо работаютнеполное рабочее время. Однако в службу занятости обращается, как правило,25-30% граждан, не имеющих работы.
Основная масса людейстремится трудоустроиться самостоятельно, поэтому уровень реальной безработицыопределить очень трудно. Следовательно, и помощь может быть оказана только тем,кто обратился в службу занятости.
Проблемы безработицы:молодежный аспект
Специфика скалывающегосяв условиях переходной экономики России рынка труда во многом предопределенаналичием открытой и скрытой форм безработицы. По данным Федеральной службызанятости число безработных в России на лето 2006 г. составляло 5,4 млн.человек,или 7,3% экономически активного населения. Приблизительно четверть из них –молодежь. Такой уровень безработицы может быть охарактеризован как достаточновысокий. Предложение рабочей силы в том де году превышало спрос на нее вомногом за счет максимального за последние годы прироста населениятрудоспособного возраста (на 674 тыс.), обусловленного вступлением втрудоспособный возраст граждан, родившихся в 80-е годы. В Республике Бурятияобщая численность безработных на сентябрь 2008 г. Составила 55,7 тыс.человек.
Молодежь — это большаяобщественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты,наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так итем, что их социально-политическое и общественно-политическое положение, ихдуховный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычноотносят людей в возрасте 16-30 лет.
Молодых людей, впервыеприходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного опыта, вовсех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В тоже время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационныйресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частьюсоциально-экономической политики государства. А это значит, что подготовкавысококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики ивладеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической возможности,от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ееконкурентоспособности.
Факт безработицыобуславливает психологическую перестройку кандидатов на вакантные места, делаяих более гибкими, приспособляемыми к условиям найма. Наличие конкуренциипредопределяет повышенные требования к деловым и личным качествам претендентовна рабочее место, к уровню их образования, квалификации, способности кдальнейшему обучению или переобучению. Между тем за последние годы, в связи соструктурными преобразованиями в экономике России обострилась проблемадисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда из-занесоответствия уровня подготовки молодых специалистов требованиям работодателя.Присутствует также противоречие между потребностями рынка труда в рабочих испециалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов,в которых экономика регионов не нуждается или спрос на них уже полностьюудовлетворен.
Сложившаяся нынедифференциация заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационнымгруппам, а также изменение в последнее десятилетие ценностных ориентировзаметно уменьшили приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификацииработников. К тому же неадекватная самооценка многих выпускников высших исредних специальных учебных заведений, подчас, затрудняет их адаптацию всовременных экономических условиях. В результате рынок труда ощущает острую нехваткупрофессионалов, готовых работать в сфере производства. Иначе говоря, невосполняется значительная потеря квалифицированных кадров (особенно рабочихспециальностей).
Ожидания и оценки молодыхспециалистов, как уже отмечалось, зачастую не соответствуют требованиям,которые предъявляют работодатели к своим потенциальным сотрудникам. К нимпомимо серьезных профессиональных знаний, относятся: инициативность,нестандартность мышления, умение принимать решения и быстро адаптироваться кнестандартным рыночным ситуациям. К сожалению, учебные заведения не всегдауделяют внимание формированию у обучающихся данных качеств.
Ситуацию осложняетпрактическое отсутствие взаимосвязи между рынком образовательных услуг и рынкомтруда. Одним из просчетов проводимых в нашей стране реформ стал отказбольшинства работодателей от заботы о сохранении и развитии трудовых ресурсов,от инвестирования деятельности сегодняшних средних специальных профессиональныхобразовательных учреждений, а также ослабление государственного контроля надэтим процессом. В итоге наблюдается снижение престижа рабочих профессий умолодежи, потеря преемственности поколений и явное старение рабочих кадров.
Во всехпостсоциалистических странах достигшие совершеннолетия молодые людисталкиваются с совершенно иной ситуацией с точки зрения трудоустройства, нежелиих родители, жившие в условиях централизованно планируемой экономики. Вдореформенный период государство конституционно гарантировало право на труд ипредпринимало усилия для его реализации, бронируя, в частности, рабочие места вотраслях народного хозяйства для выпускников школ, профтехучилищ, техникумов ивузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалось.
В 1991 году российскоегосударство отказалось от конституционных гарантий права на труд и требованийего обязательности. Ушла в прошлое структурированная система направления наработу, с одной стороны, ограничивающая выбор молодых людей, с другой –обеспечивающая стабильность и социальную интеграцию, сразу предлагая им работуи гарантированную заработную плату, а также широкий доступ к таким льготам какдетские учреждения, медицинское обслуживание по месту работы, предоставлениежилья. У нынешней молодежи формально больше возможностей в предложении труда,однако ей приходится решать гораздо больше проблем, нежели сверстникам 20 летназад.
Общий спад производства встране, фактический диктат работодателей при найме и увольнении работников,более ранний выход молодежи на рынок труда из-за обнищания многих семей,ужесточение требований со стороны нанимателей к рабочей силе при сокращениирасходов на ее подготовку и др. привели к тому, что молодежь в возрасте от 15до 29 лет составляет сегодня наиболее многочисленную группу безработных (37%численности зарегистрированных безработных).
Хотя для молодых людейдлительная безработица представляет меньшую проблему, чем для взрослогонаселения, она тем не менее заслуживает очень серьезного внимания в том числе ипотому, что это определяющий этап их жизни. Молодежная безработица частоявляется причиной асоциального образа жизни, связанного с алкоголизмом,наркоманией, преступностью.
Заключение
Безработица представляетсобой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклоненияот равновесия, и может быть определена как отношение между работником иобществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудовогоресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать вобщественном производстве.
В настоящее время вРоссийской Федерации государством не создано необходимых условий,обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы средимолодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, дляличности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический ипрофессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущегоэкономического роста. В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор недействует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего,федерального закона о государственной молодежной политике, а такжебюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамкахпрограммно-целевого подхода к молодежной политике.
На уровне регионов, вцелом, складывается система социальных служб по работе с молодежью. Однакоследует отметить, что это лишь контуры, зачатки того огромного механизма,который должен оказывать социальную помощь молодежи. Это особенно отчетливовидно на примере организации молодежных социальных служб в Европе, которыехорошо структурированы и обеспечены средствами.
Проведенный анализпоказал, что главными причинами роста безработицы среди молодежи являютсяследующие факторы:
1. Структурныенесоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствиенаучного прогноза в востребованности кадров.
2. Несоответствие уровняквалификации выпускников требованиям работодателей.
3. Снижение практическихнавыков по полученной профессии у молодых специалистов.
4. Низкая зарплата умолодых специалистов.
5. Нежелание и отсутствиевозможности обучения молодых специалистов на производстве, нескрываемоеигнорирование работодателями социальных прав молодых специалистов.
6. Ошибочный иликонъюнктурный выбор профессии, специальности.
С целью смягченияпоследствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросытрудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствияфинансирования данное направление работы осуществляется в незначительныхобъемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию.
Чтобы трудоустройствомолодых людей было успешным и долгосрочным, работа по их профориентации должнаосуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителямиобразовательных учреждений и работодателями. Каждая из этих трех сторон может идолжна вносить в нее свой весомый вклад.
Список литературы
1. Багаев В. Занятость молодежи – задача государственная//Человек и труд. — №12. – 2003. –С. 45-46.
2. Закон РФ «О занятости населения в РФ» от19.04.1991.
3. Махов, Д. В. Молодежная безработица и ее социальныепоследствия: — СПб., 2004.
4. Российский статистический ежегодник. М.: ГоскомстатРФ.2007
5. Рыбаков Л. О проблемах трудоустройства молодыхспециалистов // Человек и труд. -№1.– 2001 –С. 70.
6. Рынок труда в России: проблемы формирования ирегулирования / Под ред. К.И. Микульского. М.: Наука, 2005.
7. Селиванова О. Занятость молодежи – стратегическая проблема// Человек и труд. -№3. – 2003 –С. 29-32.
8. Чукреев П.А. Социальные технологии регулирования занятостимолодежи. –У-У, 2000.
9. Юлиникова М.С, Проблемы занятости молодежи // Труд исоциальные отношения. Спецвыпуск. Соискатель. №2 (29), 2005. –С. 28-34.