Введение
Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет дветенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получениянаибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предпринимателивступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятсяулучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Этостановится движущей силой совершенствования производства, техническогопрогресса.
Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей,поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условияхпродажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и такимспособом получить преимущество.
Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать,проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентнойсреды.
Эта тема актуальна, так как в России существуют экономическиегиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И росттаких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать иусовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы являетсяизучение и рассмотрение различных форм монополий, а также методы борьбы иконтроля над монополистическими объединениями. Задачи работы: изучить причинывозникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущностьмонополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России,изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективныеметоды, используемые в этой сфере регулирования экономики. Объектомисследования в моей работе, в целом, являются виды несовершенной конкуренции. Апредметом более подробного рассмотрения – фирмы монополисты и методыгосударственного регулирования их деятельности.
Отношение общественности и государства к различным формамнесовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой ролимонополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукциии устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения нарынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливаетусиление неравенства доходов. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют вполной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономическогопотенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступленияв отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективностиза счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий.Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что ипозволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизациявоздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма назащищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведенияисследований и разработок. Не следует также забывать и того, что крупныемонополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживаяпадение производства и, следовательно, увеличения безработицы во время кризиса.
Но, учитывая двойственный характер монополистических объединений,правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются все-такипротивостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
1. Механизм рынка несовершенной конкуренции
1.1 Возникновение и сущность несовершенной конкуренции
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметнымограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Дляэтого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сферепредпринимательской деятельности, возможность какой-либо группыпредпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять наконъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при которомне выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основныетипа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополистическаяконкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм,выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входомна рынок и выходом с рынка. Монополистическая конкуренция, с одной стороны,схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностьюконтролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершеннойконкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а такжесвободный вход на рынок и выход с рынка, т.е. возможность появления новых фирм.Олигополия – это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы.Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм.Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластиюмонополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего.
Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внеслитакие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикси другие знаменитые ученые. Остановимся поподробнее на содержании книг «Теориямонополистической конкуренции» Э. Чемберлина и «Экономическая теориянесовершенной конкуренции» Дж. Робинсон.
Одно из основных теоретических положений книги Э. Чемберлинасостоит в том, что главным условием овладения рынка, сутью монополии, являетсяконтроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилениемвзаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э. Чемберлинпо этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мереусиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде,где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладаетабсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергаетсяконкуренции со стороны более менее несовершенных заменителей». Исходя из этого,он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о«конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистическойконкуренции». Рынки, на взгляд Э. Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку накаждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействоватьдля реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден,что «рынки в реальной действительности более менее несовершенны», а «наивноеумозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» кравновесию, не имеет под собой оснований». В результате каждый продавецрассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный кругпокупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром,и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавецрегулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, чтореальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будутвыше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой продукт имонополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистическойконкуренции, невозможны, по мысли Э. Чемберлина, без главного условия – дифференциациипродукта.
Главная идея книги Дж. Робинсон заключается в выявлении рыночных аспектов функционированиямонополий, конкуренция в условиях существования которых, и между которыми, всвязи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной(а по терминологии Э. Чемберлина – монополистической). Как и Э. Чемберлин,Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизмустановления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольнымобладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину ипочему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене,приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многомрасходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, еслипоследний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристикестественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря онесовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерюнормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже«эксплуатацию» наемного труда. В работе Дж. Робинсон можно выделитьследующие основные положения. Во-первых, по убеждению Дж. Робинсон, вусловиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы вмонополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в которомотдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируютнеэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить ценына свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производствапутем совершенствования организации производства в отрасли». Во-вторых, навзгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметнойобособленности продукции от «товаров-субститутов», говоря по-другому,дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым«фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающимиоптимальные». В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершеннойконкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующаявыяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматриватьрынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собойпокупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрацииспроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственныйпокупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых,завершая собственное теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит «…кзаключению, что преобладание в действительном мире условий несовершеннойконкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторовпроизводства, и усиливается благодаря образованию крупных объединений,поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы», что увеличениеразмеров единицы управления обязательно способствует еще большейнесправедливости в распределении богатства».
В итоге исследования экономистов показали, что в основуопределения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура[1], должны быть положены следующиекритерии:
ü количество фирм, представленных на рынке той продукции, котораявыпускается данной отраслью;
ü характер производимой продукции;
ü наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в даннуюотрасль или выхода из нее;
ü степень контроля фирм над ценой.
В данной работе более подробно хотелось бы остановится на такомтипе несовершенной конкуренции, как монополия.
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений
Что представляют собой монополия? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
В переводе с греческого языка слово «монополия» означает «один продаю». В этом термине отражена самая существенная черта взаимодействия между участниками рынка.
Монополииразличаются по степени охвата рыночной экономики. Наибольшей степени охватадостигает абсолютная (полная) монополия, которая может распространяться нарыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местныхи отраслевых рынков), так и всей страны.
Bзависимости от характера и причин возникновения монополии делятся на легальные,административные, случайные, естественные и искусственные (экономические).
1.Легальные (законные) монополии образуются на основании принятых
государствомзаконов. О принадлежности к легальным монополиям свидетельствуют торговые знаки– специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицироватьтовар, услугу или фирму (другим лицам запрещается использоватьзарегистрированные торговые знаки). К ним можно отнести ряд монополистическихобъединений:
ü клегальным относятся монополии, основанные на патентном праве. Патентом являетсясвидетельство, выданное правительством страны гражданину на правоисключительного пользования сделанным изобретением. Срок действия патентаустанавливается национальным законодательством (как правило, 15–20 лет).Обладатель патента имеет право выдавать другим лицам разрешение наиспользование запатентованного изобретения. B этом случае он получаетопределенную долю дохода от использования его изобретения;
ü клегальным относятся также монополии, возникающие на основе авторского права,согласно которому интеллектуальные собственники получают исключительное правопродавать или тиражировать свои произведения в течение всей своей жизни иликакого-то периода.
2.Административные монополии – это компании, которые создаются по решению органовгосударственного управления и, как правило, подчиняются отраслевымминистерствам. Здесь, обычно, группируются предприятия одной отрасли. Онивыступают на рынке, как один хозяйствующий субъект и между ними не существуетконкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболеемонополизированной в мире. Доминирующей там была именно административнаямонополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Болеетого, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управленияэкономикой, которая основывалась на господствующей государственнойсобственности на средства производства.
3.Случайные монополии возникают в результате временного превосходства спроса надпредложением. Могут возникнуть когда на каком либо рынке временно оказываетсяодин продавец какого либо товара.
4.Естественная монополия возникает в случае, если присутствие в отрасли однойкомпании экономически более выгодно для общества, чем наличие нескольких фирм.Естественные монополии в основном создают собственники и хозяйственныеорганизации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимыеэлементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки подвиноградники). К ним также могут относиться отрасли хозяйства, имеющие особоважное стратегическое значение (железнодорожный транспорт, оборонно-промышленныйкомплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, чтоони дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства.Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов,которые были бы на множестве конкурирующих между собой фирм. Естественнаямонополия защищена от конкуренции государством.
5.Искусственные (экономические) монополии возникают либо в результате эффективнойдеятельности, либо в результате поглощения более мелких фирм в условияхконкуренции. Под этим условным названием имеется в виду объединениепредприятий, которое не имеет юридической защиты от конкурентов. В целяхполучения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет структурурынка:
ü создаетбарьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
ü ограничиваетаутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение)доступ к источникам сырья и энергоносителям;
ü создаеточень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
ü достигаетбольшей эффективности производства за счет увеличения его масштабов;
ü «забивает»новые фирмы хорошо поставленной рекламой.
Кискусственным монополиям относятся такие виды монополистических объединений каккартель, синдикат, трест и концерн.
Картель– это союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором егоучастники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, асозданные изделия сами продают на рынке; они договариваются о квоте – долекаждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков идр.
Синдикат– это объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; заучастниками объединения сохраняется собственность на материальные условияхозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние черезсозданную для этого контору.
Трест– это монополия, в которой создается совместная собственность группыпредпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн– это союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности,торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуетфинансовый (денежный) контроль над всеми участниками.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Набольшинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагаетсяограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих рукахзначительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях срыночной средой. Занимая господствующее положение на рынке, они могутсущественно влиять на условия реализации продукции.
Государство,стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допуститьнедобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность нарынках несовершенной конкуренции. Об этом и пойдет речь в следующем параграфе.
1.3Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы
Антимонопольное регулирование представляет собой систему мерправового, административного, финансового и другого характера, направленных наобеспечение эффективного равновесия между конкуренцией и монополией.
К целям антимонопольного регулирования относятся:
ü усиление и защита конкуренции путем создания препятствий длявозникновения неэффективных монополий;
ü определение правовых и экономических рамок функционированиянеобходимых монополий.
Вэкономической науке выделяют следующие направления антимонопольногорегулирования:
ü институциональное – это введение ограничений на создание самихмонополий (характерно для США, Канады, Японии и Австралии);
ü функциональное – это введение запретов на злоупотреблениемонопольной властью (характерно для стран Европы).
В основе антимонопольного регулирования лежит антимонопольноезаконодательство. Антимонопольное законодательство – это совокупностьнормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующихсубъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды,предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.
При этом все антимонопольные законы делятся на две группы:
ü Антитрестовые законы, направленные на противодействие различногорода объединениям, в рамках которых фирма теряет свою самостоятельность.
ü Антикартельные законы, направленные на противодействие различногорода сговорам.
К основным методам борьбы с монополизацией экономики относятся:
ü Принудительное разделение крупной фирмы на несколько мелких;
ü Упрощение процедуры создания новой фирмы;
ü Использование налоговых льгот для фирм впервые пришедших на рынок;
ü Льготное кредитование малых фирм;
ü Субсидирование малых фирм;
ü Допуск иностранных компаний на внутренний рынок.
Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами,непосредственно приводящими в жизнь антимонопольное законодательство,заключается в следующем: каковы те экономические критерии, на основании которыхустанавливается факт монополизации? Поясним эту проблему постановкой вопросов,которые предстоит каждый раз решать государственным антимонопольным службам:что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля)всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате?Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?
Всё это непростые вопросы, на которые нельзя во всех случаях датьоднозначного ответа. А что, если крупная корпорация добилась низкого продажногоуровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологиии вообще хозяйственной эффективности? Как отличить «демпинговые» цены, отнизких цен, сложившихся в силу высокой эффективности? И вообще, вводя запрет напродажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антимонопольноезаконодательство – конкуренцию или какие-то группы конкурентов?
Государственные службы, призванные осуществлять реализациюантимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами:во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципом разумности».Дело в том, что во многих отношениях юридический язык антимонопольных актов(например, закон Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США могбы подвести под сферу его действия любых двух партнеров, решивших вестисовместное дело. Поэтому «принцип разумности» означает, что только неразумноеограничение торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, то естьискусственный дефицит) попадают под действие акта Шермана.
Все эти проблемы показывают, насколько сложным являетсяпрактическое воплощение в жизнь антимонопольного законодательства. Государстводолжно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностьюразрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции (а любоевмешательство государства, даже с целью поддержания конкуренции, сопровождаетсятем или иным ограничением конкурентных возможностей). Как известно, благиминамерениями вымощена дорога в ад. Антимонопольная практика должна действительноподдерживать конкуренцию, а не ограничивать ее, представляя наиболее льготныйрежим одним группам производителей (потребителей) за счет других.
Для того, что бы установить факт монополизации, антимонопольноерегулирование предполагает широкое использование математического инструментарияи теоретического аппарата концепций несовершенной конкуренции, разработанных Э. Чемберлином,Дж. Робинсон, В. Парето и другими экономистами. Исполнительные органывласти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу попредотвращению монополистических ограничений.
Важно отметить, что антимонопольное законодательство направлено непротив крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, так как размеркомпании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольноерегулирование направленно против ограничительной деловой практики, подрывающейэффективную конкуренцию. И если использовать принцип сравнения дополнительныхиздержек и дополнительных выгод, то можно утверждать: неизбежные издержки,которыми сопровождается антимонопольное регулирование, все таки оказываютсяниже тех преимуществ, которые приносит сдерживание монополистических тенденцийв рыночной экономики.
2. Монополии в России. Российская антимонопольная политика
2.1 История возникновения и развития монополии в России
Развитие монополий в России было достаточно своеобразным. Первыемонополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.).Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательствегосударственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях,обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение вего системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарнаяпромышленность). Это привело к раннему возникновениюгосударственно-монополистических тенденций. В 80–90 годах действовало не менее50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте.
Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле.Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. Доначала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие наих развитие оказал экономический кризис 1900–03 гг. Монополии постепенноохватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в видекартелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении ихучастниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали иобъединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест идр.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядокоформления и деятельности монополий, делало возможным использование против нихгосударством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий.Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, частькоторых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз»,военнопромышленные монополии).
Нелегальное положение создавало неудобства (ограничениекоммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовойлегализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупныесиндикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь»,«Проволока», РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями,действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласнымиконтрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовалиодновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910–14 гг.)происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей исиндикатов составило 150–200. Несколько десятков их было на транспорте. Вбанковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновениекоторых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинированияпроизводства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п.(Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово»,«Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. Водних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение,нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основнуючасть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, вдругих (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) – уровень монополизациибыл невысок.
В годы первой мировой войны 1914–18 гг. прекратиласьдеятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила числомонополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева,Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военнымпроизводством. Российский монополистический капитализм существовал на основесращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат,Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» поинициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевскаяорганизация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированыв результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности ибанков. Советское государство частично использовало учетные и распределительныеорганы монополий при создании органов управления народным хозяйством. Припереходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
Рынок вновь возник весной 1921 г. Проводимая советскойвластью новая экономическая политика создала благоприятные условия длявозрождения товарного производства и денежного обращения.
В период новой экономической политики мелкие собственники икапиталистические предприниматели получили определенную свободу производить ипродавать товарную продукцию. Сложился свободный конкурентный рынок. Началсябыстрый рост промышленности и сельского хозяйства. Но с начала 30-х годов и надесятилетия государство установило абсолютную монополию, которая опиралась навсеохватывающую рыночную власть. Оно сосредоточило в своих руках производство ипродажу основной массы товаров и услуг, закупало подавляющую часть сырьевойпродукции у сельскохозяйственных кооперативов. Свободное предпринимательство былозапрещено, а рыночная конкуренция была заменена социалистическим соревнованием.
Централизованно установленные цены на все виды товаров и услугнеспособны обеспечить равновесное соотношение предложения и спроса. При этом неучитываются должным образом производственные затраты на изготовление товаров ипокупательский спрос. В итоге покупательский спрос обгонял предложение, чтоусиливало товарный дефицит. Полное игнорирование рыночных законов приводило красстройству товарно-денежного обращения, к непреодолимым противоречиям междугосударственным производством товаров и услуг, с одной стороны, и народнымпотреблением, с другой.
Большой ущерб стране наносило несоответствие междузапланированными пониженными ценами на средства производства и гораздо болеевысокими ценами на эту продукцию на мировом рынке. Продажа непомерноудешевленных ресурсов приводила к их неэкономному использованию внутри страны ик невыгодным сделкам с иностранными покупателями.
В 1992 г., когда в России был провозглашен ускоренный переходк рыночной экономике, обнаружились большие трудности. Дело в том, что междустартом – абсолютной монополией государства и финишем – современнымконкурентоспособным рынком дистанция огромного размера[2].
2.2 Монополии в современной России
Пожалуй, важнейшей проблемой антимонопольного регулированияявляется высокая степень административного монополизма, в первую очередь,монополизма центральных государственных органов управления. «…Независимыеэксперты считают, что причиной монополизма в России является концентрациячиновников… вместе с тем в структуре выявленных нарушений антимонопольногозаконодательства явно прослеживается тенденция к увеличению антиконкурентныхдействий органов власти. Если в 2008 г. вклад чиновников в общий объемнарушений антимонопольного законодательства перевалил за половину (53%), то в2009 г. их доля подскочила до 60,5%, значительно опередив все другие видынарушений».[3]
Одним из специфических обстоятельств, характерных для современногопериода развития России, является то, что решение задачи преодоления элементовчрезмерного государственного административного монополизма предполагает вближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма. Такполучается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм – большоезло, но становление эффективных рыночных структур, ускоренный выход страны изсостояния глубокого кризиса не могут быть осуществлены без усиления прямоговмешательства государства в экономику.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий-монополистов,и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий –500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровнеявляются электроэнергия, нефть и газ, железнодорожные перевозки, а такжеотдельных подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги –тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируютсягосударством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что вомногих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулированиясущественно сократились в результате появления новых подходов к формированию ирегулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.
Все предприятия, имеющие на рынке определенного товара долю более35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Изучаяреестр можно придти к выводу, что российские монополисты федерального уровня –это, в основном, узкоспециализированные производства. Специфика их заключаетсяв том, что они сознательно создавались государством в ходе проведения политикипо усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерногоприкрепления поставщиков продукции к потребителям.
В российской экономике очень распространено такое явление как «локальный»монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионахневольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаютсяпереработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживаниемв малонаселенных отдаленных пунктах (Например: Группа лиц в составе ОАО «Калужскийхлебокомбинат», ЗАО «Хлебокомбинат», ООО «Хлеб»>65%)[4]. Предприятия жилищно-коммунальногохозяйства – также локальные монополии (АО «Калугаоблгаз»>65%, Обнинское МП«Горэлектросети»>65%, КГУП «Хабаровскводтранс» >65%).[5]
Особое и значительное место в экономике России занимаютестественные монополии. Четыре главных естественных монополиста России:
ü РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
ü ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
ü МПС (железнодорожные перевозки);
ü «Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи).
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, «18 октября 2010 года Арбитражный суд города Москвы оставил в силе решение и предписание ФАС России, вынесенные в отношении ОАО «Косметическое объединение Свобода». Ранее Комиссия ФАС России признала действия Косметического объединения «Свобода», связанные с незаконным использованием товарного знака, правообладателем которого является Концерн «Калина» (ОАО), актом недобросовестной конкуренции. Концерн «Калина» и Косметическое объединение «Свобода» производят и реализуют косметическую продукцию: кремы для рук «Бархатные ручки» и «Бархатный». Упаковка крема для рук «Бархатные ручки», производителем которого является Концерн «Калина», охраняется свидетельством на товарный знак. Косметическое объединение «Свобода» при выборе стиля оформления упаковки кремов для рук «Бархатный» не стало разрабатывать собственный дизайн упаковки, а использовало дизайн, сходный с дизайном упаковки крема для рук «Бархатные ручки», что привело к смешению на рынке продуктов двух разных производителей»[6].
Для преодоления высокой степени монополизации российской экономики и для развития конкуренции были разработаны специальные государственные программы. Основной задачей этих программ являлось снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках РФ по приоритетным группам товаров, а также диверсификация производства и увеличение выпуска конкурентоспособной продукции. Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10–15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. «Между тем именно государство несет ответственность за конкурентную среду и слабое развитие малого и среднего бизнеса, который в развитых странах производит большую часть ВВП. А без создания конкурентных условий для средних и малых предпринимателей Россия так и будет обречена на постыдную зависимость от поставок наших сырьевых ресурсов за рубеж и резкое падение ВВП во время мировых кризисов»[7].
2.3 Демонополизация экономики России
Весной 1994 г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт), машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и не содержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональными органами власти в рамках Государственной программы, зачастую консервируют сложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.
Здесь же замечу, что исключение железнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочередной демонополизации может создавать препятствия для изменения структуры данной отрасли, чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например, выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из состава Министерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции на рынках соответствующих услуг.
В декабре 1993 г. был издан Указ Президента РФ N2096, который стал правовой основой для появления официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ). В качестве цели создания ФПГ предполагалось усиление конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках посредством аккумулирования научно-технических достижений крупными производственными структурами с участием банковского капитала. Указ предполагал как добровольное, так и директивное (в случае государственной собственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений.
К середине 1996 г. более 30 ФПГ прошли официальную регистрацию в Госкомпроме России. Первыми ФПГ стали Уральские заводы: «Сокол», «Драгоценности Урала», «Русхим», «Сибирь», «Объединенный горно-металлургический комплекс», «Скоростной флот», «Интеррос», позднее к ним присоединились «Менатеп», «Инкомбанк», «Альфа», «Алкор» и другие.
Существуют также крупные структуры, не прошедшие регистрацию как ФПГ, но, по сути, выполняющие аналогичные функции. Так в ходе приватизации государственных предприятий был создан, например, многопрофильный концерн «Гермес»; другие крупные экономические структуры («Газпром», «Лукойл»), созданные на основе решений президента и правительства, также имеют тенденцию к развитию в структуры типа ФПГ.
Создание ФПГ вызывает беспокойство у независимых экспертов по нескольким причинам.
Во-первых, ФПГ могут препятствовать развитию конкуренции. Хотя в документах об образовании ФПГ декларируется положение о том, что ими не будет создаваться угроза для конкуренции на рынке. Соответствующие проекты не проходят антимонопольной экспертизы в полном объеме, и угроза конкуренции может возникать если и не напрямую (объединение субъектов, поставляющих товары на один рынок), то косвенно, например, через поглощение ФПГ источников сырья или сетей распределения для производителей одноименной продукции.
Во-вторых, некоторые предприятия и финансовые организации стремятся использовать институт ФПГ для получения финансовой помощи от государства через налоговые льготы, субсидии и т.п. Известны даже попытки создания псевдо-ФПГ, за которыми не стояли реальные промышленные проекты.
В-третьих, формирование ФПГ снизу не вызывает возражений при отсутствии стремления к монополизации товарных рынков. Вместе с тем широкомасштабное принудительное создание ФПГ под опекой государства в стране, где административно-командная экономика господствовала в течение многих десятилетий, может достаточно быстро привести к формированию закрытой экономики с высоким уровнем монополизации производства.
16 января 1995 г. Правительством была утверждена Программа содействия формированию финансово-промышленных групп. В программе декларируется необходимость учета антимонопольных требований при создании ФПГ, в частности недопущение приобретения ими монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничения доступа на них других субъектов, включая иностранных. Однако программа не содержит конкретных мер и процедур, которые бы могли предотвратить монополизацию товарных рынков отдельными ФПГ.
До 1994 г. на основе целого ряда правительственных постановлений осуществлялось декларирование цен и регулирование рентабельности по отношению к себестоимости для предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов. Регулирование монополий в 1992–1993 гг. в целом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых, регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составлен произвольно (без обоснования доминирующего положения предприятий), в спешке (несколько тысяч предприятий за два-три месяца) и включал в себя чрезмерно большое число предприятий, значительно превосходившее масштабы сферы естественных монополий. Во-вторых, методы, применявшиеся при регулировании, плохо работали в условиях ускоренной инфляции. Регулируемые предприятия завышали издержки, стремясь уложиться в заданные границы рентабельности, или тратили впустую время, ежемесячно декларируя свободные цены в комитетах по ценам. Регулирование монополистов создавало препятствия и для развития конкуренции, так как предприятия не стремились начинать производство новых для них товаров, цены которых подвергались регулированию.
С начала 1994 г. регулирование предприятий-монополистов было прекращено и реестр стал лишь списком предприятий, доминирующее положение которых на рынке определяет необходимость отслеживания.
Существенной проблемой, особенно в первые годы реформы, было административное закрытие региональных рынков. Регулирование цен на многие товары приводило к тому, что предприятия стремились продавать их в других регионах. Региональные органы власти запрещали вывоз товаров – происходила регионализация рынков.
В начале 1995 г. регулирование цен на федеральном уровне было практически прекращено. Некоторые исключения, в том числе цены и тарифы на продукцию и услуги отраслей естественных монополий, нашли отражение в специальном правительственном постановлении. Одновременно этим же постановлением было разрешено региональное регулирование цен на некоторые виды товаров.
Во всех отраслях – естественных монополий в том или ином виде присутствовала дифференциация тарифов в зависимости от расстояния транспортировки. Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрывались за счет грузовых тарифов.
В первые годы экономической реформы были проведены акционирование и приватизация отраслей – естественных монополий (кроме железнодорожного транспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождалась изменением отраслевых структур. Производственные подразделения, которые при определенных условиях могли бы конкурировать между собой и с независимыми производителями, не были отделены от транспортных предприятий, сетевая структура которых предопределяет необходимость организации эффективного регулирования.
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО «ЕЭС»: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
3. Современная антимонопольная политика
3.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран
Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий вразвитых странах обычно сочетает два подхода.
Функциональный подход преобладает по отношению к уже сложившимсяфирмам-монополистам. Карательные меры против них принимаются обычно только порезультатам судебного разбирательства конкретных монополистическихзлоупотреблений. При этом самые жесткие меры используются с большойосторожностью. Так, случаи принудительного раздробления фирм во всем мире можнопересчитать по пальцам.
Структурный подход в основном используется по отношению к вновьформирующимся монополистическим структурам. При этом если рост фирмы носитестественный характер, т.е. она захватывает все большую долю рынка благодарявысокому качеству продукции, ее доступной цене и быстрому обновлению, тоникакие меры против такой фирмы не принимаются, вне зависимости от величины еерыночной доли. Зато, когда новая компания формируется путем слияний с другимифирмами или их поглощения, антимонопольные органы тщательно следят, чтобывозникшая гигантская фирма на одном рынке, на котором она действует, непревысила бы определенной доли.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежомосуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнемслучае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложная ситуация с государственным контролем замонополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенностиразвития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданиюдвух систем контроля над монополиями. В первой из них, основанной на законах одобросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство подобросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарьторговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотреннаязаконодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводитСуду по ограничительной практике. Ведомство по добросовестной торговле хранитразличные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информируетправительство о своих решениях и, в случае необходимости, возбуждает следующиепроизводства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли вКомиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниямипредприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительнойпрактике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажныхцен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определенииконкурентной политики носит консультативный характер. Основная задача Комиссиипо монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составлениядокладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуациилибо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиямпридет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарьимеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия направонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, озапретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете илиограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо ихчастей или каким-то иным способом. Роль государственного секретаря торговли ипромышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренциивесьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носятрекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольнымситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственнымсекретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарьнаделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательстваоб ограничительной торговой практике на основании хозяйственнойнезначительности соответствующих картельных договоров.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольноезаконодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Онобазируется на «трех китах», т.е. трех основных законодательных актах:
ü Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайнаямонополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор оценах.
ü Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловуюпрактику в области сбыта, ценовую дискриминацию, определённые виды слияний идр.
ü Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) – запрет на ограничительнуюделовую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.
В США главную работу по государственному контролю надмонополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерстваюстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц,которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстициипроведение государственного контроля над соблюдением антитрестовскогозаконодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с темследует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает нафедеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оцениваетзаконность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорахили методах хозяйственной деятельности.
В Германии государственным регулированием рыночных отношений,которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации,занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятсяФедеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшиеорганы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная дляпредоставления заключений о концентрации предприятий в Германии. Деятельностьпромышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслейправил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентныхотношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить вотношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциацийадминистративное производство, производство по взысканию административныхштрафов или осуществлять расследование. В ходе административногоделопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запретакартельных договоров, признания договоров о слиянии предприятийнедействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынкепредприятий.
Во Франции контроль над монополистической деятельностью возложенна Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом,на решения которого министр экономики не может налагать «вето». Он выполняетконсультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а вопределенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющейчастью контроля над монополистической практикой во Франции является проверкаэкономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советомпо вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации илилюбая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частностисоздание или усиление доминирующего положения на рынке.
3.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной СлужбыРоссии
Федеральная антимонопольная служба (ФАС[8]) России является уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятиюнормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательствав сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовыхуслуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдениемзаконодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции поконтролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.[9]
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с УказомПрезидента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольнойслужбе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральныйорган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляетПравительство Российской Федерации.
Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.
Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС Россиивозложены на заместителей руководителя службы:
А.Ю. Цариковский (статс-секретарь – заместитель руководителяслужбы): контроль за размещением госзаказа, борьба с картелями, контроль нарынке ЖКХ, строительства и природных ресурсов.
А.Н. Голомолзин: контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики,информационных технологий, транспорта и связи.
А.Б. Кашеваров: контроль социальной сферы и торговли,промышленности и оборонного комплекса, финансовых рынков и рекламы.
П.Т. Субботин: контроль органов власти и координациядеятельности территориальных управлений ФАС России.
А.Г. Цыганов: контроль агропромышленного комплекса ихимической промышленности, контроль иностранных инвестиций, международноеэкономическое сотрудничество.
Борьба против засилья монополий в нашей стране вступает в новуюфазу. Минэкономразвития совместно с ФАС разработали Программу развитияконкуренции, которая предусматривает введение в соответствующеезаконодательство уголовной ответственности за нарушение антимонопольногозаконодательства.
«Наша антимонопольная служба, по оценкам правительственныхэкспертов, страдает от перегруженности заявлениями и делами, лишь косвенносвязанными с защитой конкуренции. Дело в том, что существующеезаконодательство, по сути, не проводит различий между неправомерным отказом,например, в подключении частного дома к электрическим сетям и картельнымсговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды инеопределенного круга потребителей. В зарубежной практике дела, не связанные сконкуренцией, как правило, рассматриваются судами либо отраслевымирегуляторами.
Чтобы преодолеть этот недостаток, разработчики Программыпредлагают четко разграничить две категории нарушений антимонопольногозаконодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничениемконкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольногозаконодательства, которые прямо ограничивают или могут ограничить конкуренцию.Они наносят вред конкурентной среде отдельного рынка (или нескольких рынков) изатрагивают неопределенный круг лиц, ведущих на них хозяйственную деятельность»[10].
Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральныхантимонопольных органов России, специалистам приходится отмечать её «невнятность»,практическое отсутствие.
3.3 Современная антимонопольная политика России
Борьба против засилья монополий в нашей стране вступает в новуюфазу. Минэкономразвития совместно с ФАС разработали Программу развитияконкуренции, которая предусматривает введение в соответствующеезаконодательство уголовной ответственности за нарушение антимонопольногозаконодательства.
Теперь главное – обеспечить четкое доказательство виновностинарушителей, чтобы маховик закона не раздавил невиновных предпринимателей.
С разделением всех правонарушений на две категории связана,пожалуй, самая громкая законодательная инициатива ФАС, которая сейчас близка квоплощению в жизнь. Речь идет о законопроекте, уже внесенном Правительством вГосдуму, который предполагает уголовную ответственность за нарушенияантимонопольного законодательства, прямо ограничивающие конкуренцию.
Проект новой редакции ст. 178 УК РФ предусматривает лишениесвободы до 3 лет за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путемзаключения соглашений или осуществления согласованных действий, неоднократногозлоупотребления доминирующим положением. Они могут выражаться, в частности, вустановлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой ценытовара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничениидоступа на рынок.
Предприниматели и должностные лица, виновные в подобных грехах,рискуют попасть в места не столь отдаленные на срок до 3 лет, если они нанесликрупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлекли личныйдоход в крупном размере. Заметим, что пороговое значение крупного ущерба илидохода высоким не назовешь – 1 млн. руб. (особо крупный до 3 млн. руб., а сроксоответственно 7 лет).
Похоже, маятник экономической политики, а вслед за ним и весыправосудия качнулись от почти полной безответственности к жесткому закручиваниюгаек в отношении нарушителей антимонопольного законодательства. В такойситуации самое важное – гарантировать четкое доказательство виновностиправонарушителей, иначе на скамью подсудимых попадет часть предпринимателей,слегка завысивших в погоне за прибылью цены на свою продукцию. Тем более чтоеще одной проблемой, тормозящей эффективное антимонопольное регулирование, самиже создатели Программы называют несовершенную нормативно-правовую базу.Действующий закон не всегда требует проведения экономического анализарассматриваемых отношений, прогнозирования возможных экономических последствийприменения тех или иных норм.
Сегодня компания автоматически признается доминирующей при долерынка 50%, а при доле меньше 35% фактически не может быть признана таковой.Однако связь между размером рыночной доли и конкуренцией далеко не всегдаявляется безусловной, а вывод о наличии либо отсутствии доминирующего положениякомпании, сделанный исключительно на основании показателя концентрации, можетне соответствовать текущей ситуации на рынке.
Квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действийтакже осуществляется по формальным признакам правонарушения и непредусматривает оценку рыночной силы компаний и их реальных возможностейпосредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.
Кстати, в большинстве развитых стран мира (США, Европейский союз,Великобритания) преобладает так называемый поведенческий подход. Оносновывается на определении возможности компании влиять на рынок по результатаманализа множества факторов. Согласно данным Международной конкурентной сети,критерием доли рынка руководствуются только 5 юрисдикций, а поведенческим – 28.
Разработчики документа предполагают продолжить начатый процессповышения экономической обоснованности принимаемых антимонопольным органомрешений. Для этого предстоит изменить порядок установления доминирующегоположения хозяйствующего субъекта. Оно должно признаваться по результатаманализа совокупности факторов, а не только размера доли рынка. К таким факторамбудут относиться наличие препятствий для входа на рынок новых участников,эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов,соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабахпроизводства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ееконкурентов.
Разработчики также намерены повысить доказательственный статусэкономического анализа и оценки конкурентной среды, более жестко формализоватьи регламентировать процедуру его проведения. Для этого в специальномфедеральном законе будут закреплены основные поведенческие и структурныекритерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотренообязательное включение результатов анализа в решение по результатамрассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Но проект закона об уголовной ответственности Правительство ужевнесло в Государственную Думу. Усиливать ответственность за нарушенияантимонопольного законодательства, безусловно, необходимо. Но сначалажелательно определиться с составом преступления и методами его доказательства,а затем сажать в тюрьму правонарушителей.
Ко второй категории правонарушений антимонопольногозаконодательства относятся нарушения, не влекущие общественно опасныхпоследствий и связанные исключительно с отдельным фактом ущемления доминирующимсубъектом конкретного потребителя (контрагента). Сейчас они составляютсущественную часть нагрузки ФАС – больше половины всех рассматриваемых ею дел.
Многие нарушения порядка доступа к объектам инфраструктурыестественных монополий (например, срыв сроков подключения к электрическим сетямнеконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющегопредпринимательскую деятельность) относятся к подобным делам. Они являютсятиповыми, не требуют проведения детального анализа рынка, могут быть разрешеныпо формальным признакам и гораздо более оперативно, чем дела, в рамках которыхтребуется детальное исследование состояния конкуренции.
Авторы Программы предлагают для дел о нарушениях, не связанных свозможностью ограничения конкуренции, устанавливать упрощенный порядок исокращенные сроки производства. Кроме того, целесообразно предусмотреть менеезначительные штрафы, дополненные возможностью дисквалификации должностных лицвиновного в нарушении хозяйствующего субъекта.
Весьма интересен тезис разработчиков документа онецелесообразности использования по делам данной категории так называемогооборотного штрафа. Наложение санкции, кратной обороту компании на определенномрынке, – адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданнаяв ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительноеобжалование такого штрафа затягивают исполнение предписания антимонопольногооргана и процесс подключения потребителя к инфраструктуре.
Но самое главное здесь другое: затраты на выплату штрафа вконечном итоге также ложатся на плечи потребителя, поскольку субъектестественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату черезвключение суммы штрафа в инвестиционную программу и в тариф на услуги.
Следует заметить, что законопроект об изменениях в КоАП,предусматривающий возможность дисквалификации и наложения штрафов натоп-менеджеров естественных монополий и госслужащих, уже одобрен Госдумой впервом чтении. Это даст возможность персонифицировать ответственностьнарушителей антимонопольного законодательства вместо ее возмещения за счетпотребителей.
В целом Программа и законодательные инициативы ФАС могут статьреальным шагом вперед в борьбе за формирование свободной конкуренции в нашейстране. Только обязательно нужно сделать его очень точно, чтобы не наступить впылу борьбы на оказавшихся рядом предпринимателей.
Заключение
В процессе данной работы нам удалось определить, что:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальныеальтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степениуникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли,для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.
Существует много классификаций монополии, но в данной работевнимание акцентировалось на делении на естественные и искусственные монополии.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечениемонополистических злоупотреблений.
Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективныхпричин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественныхмонополий состоит в государственном контроле над ценообразованием наестественно-монопольные товары и / или за объемом их производства.
В случае искусственного монополизма основным направлениемрегулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой иразрушение уже сложившихся.
Основаниемдля приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого издвух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации оченьбольшой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы сконкурентами;
При определении степени концентрации в той или иной отраслигосударство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейшихкомпаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важнымиз них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке,поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товараконцентрирует данная фирма.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется втрех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
Реализацияположений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется вадминистративном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решенияадминистративных органов могут быть обжалованы в судах.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степенимонополизации в России: прямое разделение монопольных структур, иностраннаяконкуренция, создание новых предприятий.
Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» изакон «О естественных монополиях».
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причинывозникновения монополий; особенности современной монополизации экономики.Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство иантимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурныхпреобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаяхсуществование монополии является оправданным и необходимым, но за этимипроцессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства понедопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиямискладывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным исамоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений – не единовременнаямоментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числапредприятий – губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечатболее высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструюсменяемость ассортимента.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольноезаконодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфераего функционирования затрагивает интересы не только производителей, но ипотребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке вусловиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик иразнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческимипричинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложилисьразные системы антимонопольного регулирования.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает бытьчисто экономической, и все больше становится политической. Однако,общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политическойпринадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменитьдесятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Список используемой литературы
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 02.02.2006)
2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (в редакции от 8.11.2008)
3. Реестры хоз. Субъектов (от 27.09.2010)
4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов: под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
5. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – 2-е изд. – Дрофа, 2008
6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008
7. Учебник по основам экономической теории: под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 1999
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 2005
9. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М., 2001
10. Курс экономической теории: учебник: под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – 6-е изд. – Киров: АСА, 2009
11. Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию» // Экономика и жизнь №08, 2009
12. Д. Титов «Кто мешает конкуренции» // Экономика и жизнь №32, 2010
13. www.cepa.newschool.edu/het
14. www.fas.gov.ru
15. www.libertarium.ru