Реферат по предмету "Экономика"


Модели рыночной экономики:мировой опыт

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г.ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИКафедраэкономики и управления на предприятииДисциплина «Экономическая теория»
Курсовая работа
на тему: МОДЕЛИРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: МИРОВОЙ ОПЫТ
 
Выполнена студенткой 1 курса 111-Б
группы специальности 080109
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
очного факультета
Осадчей Ириной Евгеньевной
Научный руководитель:
Шалыгин Андрей Алексеевич
Южно-Сахалинск2007
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ...……5
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ……………………….....…10
3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКИ……………………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ……………….......27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………....30

ВВЕДЕНИЕ
 
В каждой системесуществуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страныотличаются уровнем экономического развития, социальными и национальнымиусловиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержаниюмоделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействиягосударства  на экономику и от приоритетных задач.
Однако современная модельрыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- исреднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общихзакономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны вцелом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулированиянациональной экономики; экономическим ростом.
Таким образом, тема  курсовойработы имеет большую актуальность в наши дни, так как сегодня Россия имеетместо  в процессе перехода к рыночным отношениям. Она находится в зоне неустойчивости,потому что не определен конкретный вариант дальнейшего развития. Это связано спроблемой выбора модели экономики. Пока еще относительно легко направитьразвитие по тому или иному пути. Но в дальнейшем изменение выбранногонаправления развития становится весьма трудным.
У нашей страны естьнесколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор междууже показавшими себя на практике национальными моделями организации хозяйства.Но успешное использование мирового опыта в отечественной экономике должнопроисходить с учетом различий в нынешнем уровне производительной базы,национального колорита. Необходимость дальнейших рыночных реформ, традиционновысокая роль государства, усиление социальных начал в современной экономике,невозможность и нежелательность возврата к тотальному доминированию государствав экономике сужают теоретически широкий выбор   до модели социального рыночногохозяйства. Поэтому судьбоносное значение переживаемого Россией историческогомомента – не громкие слова, а суть современной ситуации.
Главной целью курсовойработы является необходимость понять условия развития рыночного хозяйства напримере стран, экономика которых имеет отличительные черты, и исследоватьпринимаемые этими странами меры для дальнейшего экономического процветания.
Курсовая работа имеет рядзадач:
– выявить понятие исущность экономических систем;
 – определить основныетипы экономических систем;
 – установить основныемодели рыночной экономики.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
 
Экономики разных страннаряду с общими чертами имеют различия, иногда довольно существенные. Чащевсего такие различия вызваны масштабами и уровнями развития, спецификойотраслевой структуры экономики, зависящей от природных ресурсов. Сказываются иисторические особенности. Однако главное отличие экономик заключается впринципах организации воспроизводственных процессов. Устройство экономическойжизни в стране вытекает из того, каким образом правительство и народ страныотвечают на три главных вопроса экономической науки: «Что, как для когопроизводить?»
В зависимости от того,как действуют экономика и как ею управляют, различают разные типы экономическихсистем. К тому же на любой экономической системе лежит отпечатокгосподствующего в стране политического строя, государственной идеологии. [1. С.57]
Экономика любой страныфункционирует как самостоятельная большая система. И каждое звено этой системыможет существовать только потому, что получает что-либо от других звеньев, т.е.находится с ними во взаимосвязи и взаимозависимости.
Таким образом,экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей междупроизводителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Многогранностьэкономической системы позволяет определять ее по-разному: это и совокупностьмеханизмов и институтов, касающихся производства, доходов; это и институтыорганизации; законы и правила, традиции, убеждения, касающиеся экономическогоповедения и т. п. [2. С.31]
Экономическая системавыделяется из прочих видов систем (например, технических) своимиспецифическими: производством, обменом и распределением благ в обществе,доведением их до конечного потребителя. Нет ни одного человека, который неучаствовал бы в этом процессе. Это участие может быть прямым либо косвенным.Например, пенсионеры вовлечены в выполнение функций экономической системыпредоставлением своих сбережений либо банкам, вкладывая в них деньги, либоакционерным обществам, приобретая их акции и облигации. Практически всетрудоспособное население либо служит в государственных учреждениях, либо имеетсвой бизнес, либо работает по найму, а иногда и совмещает некоторые из видовдеятельности. Таким образом, одни и те же люди выступают и как производители, икак потребители благ, создаваемых внутри экономической системы. [3. С.36]
Экономическая система –совокупность экономических явлений и процессов, совершающихся в обществе наоснове действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых формхозяйствования.
Экономическое явление –это деятельность экономических субъектов или агентов. К ним относятсядомохозяйства, отдельные предприниматели,  руководители банков, фирм,ассоциации, объединения, правительственные органы и учреждения. [4. С.28]
Положение и роль каждогоэкономического агента определяются его отношением к ресурсам (факторам)производства. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью,определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении предпринимательскойдеятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и ихвозможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участиев управлении ограничены.
Экономическое явление вдинамике (развитии) есть экономический процесс. Причинно-следственныевзаимосвязи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития,называются экономическим механизмом. Они используются экономическим субъектомдля достижения положительных результатов экономической деятельности.Экономическая деятельность – это производство различных жизненных благ и услуг,что является основой существования каждого человека и всего общества в целом.
Основным содержаниемэкономической системы является труд в определенной общественной форме,организуемый различным образом, а также условия экономической деятельности.
 Основное различиеэкономических систем вытекает из характера распределения и обмена производимыхэкономических продуктов. Технология производства, основывающаяся на всеобщихзаконах физики, химии и других точных наук, находится вне политическоговлияния. В значительной степени однотипны потребности людей. Особеннофизиологические. Но в отношении того, как распределять и обменивать продуктпроизводственной деятельности, точки зрения могут существенно расходиться илидаже быть полярно противоположными.
 Система всегда находитсяв развитии. Современный мир характеризуется наличием самых разных экономическихсистем, которые, возникая в тот или иной исторический период, не оставалисьнеизменными, а постоянно развивались. Чтобы лучше понять то ли иное явление в жизниобщества, необходимо наблюдать его не у одного какого-либо народа и не в однукакую-либо эпоху, а рассматривать его в процессе исторического развития. [5. С.51]
Для каждой экономическойсистемы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так какстраны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития,социальными и национальными условиями. Так, для административно-команднойэкономической системы характерны были советская и другие модели. Современнойкапиталистической системе также присущи различные модели. 
С каких бы позиций мы нерассматривали  экономическую систему, в ней всегда присутствуют три основныхсубъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых  государствахданная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом –иностранным сектором.
Первичным субъектомпредставляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки,нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейкахформируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками.Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, ониполучают денежный доход и направляют его на потребление.
Фирмы представляют изсебя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные издомашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими всеразнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю вэтом процессе достается прибыль.
Государство –совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цельгосударства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатнойоснове: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры;обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сбореналогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется  испецифическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги иконтролирует их движение в экономической системе.
Иностранный сектор восновном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей.Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четкомвыполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может покакой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении даннойстраны международные организации предпринимают меры принудительного характера.
В любой стране существуютсотни тысяч, а то и миллионы фирм, еще больше домашних хозяйств, да и самогосударство состоит из значительного количества учреждений и организаций.Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но иобщественных организациях.
Все они принимаютуправленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы.Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи иотношения. В результате чего образуется общее экономическое пространстводеятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъектыэкономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства,фирмы, государство. и именно в этом качестве и рассматриваются экономическойтеорией.[3. С.37]
Экономическая системавыполняет такие функции, как создание материальных средств для общества,осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейсяподсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия дляразличных сторон жизни.
Таким образом,экономическая система – это часть общества в целом, которая помимоэкономических отношений, включает политические, идеологические,социально-культурные, юридические и т.д. отношения.  
Общество же посредствомсвоих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы,которые используются для экономического развития, создаетсоциально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.
Таким образом, усвоивсущность экономической системы, можно понять закономерности развитияэкономической жизни общества. Экономическая система служит связующим звеноммежду природой и обществом. На входе у нее ресурсы (природные, трудовые), а навыходе – продукты, которые удовлетворяют потребности людей и общества в целом.  Именнопоэтому в представлении людей экономическая система ассоциируется с понятием «экономика».

2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХСИСТЕМ
 
Можно по-разномуклассифицировать экономические системы. Это зависит от выбора критериев. Всовременной экономической литературе основным критерием  различия системявляется идея экономического равновесия в качестве организующего иопределяющего фактора. Исходя из принципа равновесия. Можно выделить следующиевиды экономических систем: традиционная и командная; рыночная и смешанная.Кроме того, в настоящее время еще выделяют системы переходного типа. Кудаотносят бывшие социалистические страны. Однако это деление носит теоретическийхарактер, поскольку в реальной действительности чистых систем не существует. [6.С.20]
Традиционная экономика –это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обрядыиграют важную роль в регулировании отношений производства, обмена,распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присущаслаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованнойэкономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс ивнедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречиес устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя.Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономическойдеятельностью. [7. С.182]
Эта система базируется намногоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталойтехнологии.
Многоукладность экономикиозначает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняютсянатурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведениихозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятсякрестьянское и ремесленное хозяйства. [8. С.32] Обычаи определяют начало иконец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – детидолжны наследовать занятие отца.
Высокая рождаемость приданном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения нанищенское существование. В традиционной системе активную роль играетгосударство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять наоказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитиеинфраструктуры.
В этих странах в условияхотносительно слабого развития национального производства большую роль играетиностранный капитал.
Наличие специфическихресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач.Например, если Бразилия  в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этомгоду она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для техже потребителей-импортеров. [9. С.37]
 Эта системахарактеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столькопреимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна кбыстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет кповышению уровня жизни населения. [10. С.15]
Также для этих странхарактерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большойвнешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики;неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции;малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство;большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокийуровень безработицы.
Интересно, что и в нашевремя изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которыесоблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровеньпотребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к инымтипам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так,например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших подвоздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоитьсовременные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, вчастности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли)на больших территориях Африки. [11. С.71]
Командно-административнуюсистему можно определить как особую форму организации экономическойдеятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике,принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределениематериальных благ.
Характерными чертамисистемы выступают:
– прямое управлениепредприятиями из центра;
– полный контрольгосударства за производством  и распределением;
– управление с помощьюадминистративно-приказных методов.
Централизованный план вусловиях монополизма государственной собственности является обязательнойдирективой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей,отдельных производств, включая сельское хозяйство.
Государственный планпредставляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органовгосударственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациямнародного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, ценыи другие аспекты их хозяйственной деятельности.
Материальное богатство исоциальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархиии принадлежности к той или иной профессиональной группе. Это воспроизводитпринципы феодального устройства общества и есть огромный шаг назад вмагистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономностииндивида. [12. С.756]
Фактически для команднойэкономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйствекрестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукти часть необходимого продукта изымается государством… Происходит строгоерегламентирование со стороны государственных органов объема и ассортиментапродукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., чтоведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Приоритет принадлежитнатуральным показателя, затраты факторов производства, эквивалентность в обменене играет существенной роли. В основе экономической деятельности лежитзатратный механизм
 Командная системабазируется на государственной форме собственности, вся экономическаядеятельность планируется и координируется из единого центра, где происходитсогласование объемов производства и потребностей через количественные балансы;выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленнымичиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан.Государственный аппарат выступает в роли работодателя.
Предприятия являютсясобственностью государства и осуществляют производство на основегосударственных директив. Таким же образом осуществляется и распределениепотребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателяотсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др.
Приказное управлениеоправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственнойразрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточитьматериальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальныенароднохозяйственные задачи. В экстремальных условиях данный тип может отказатьсяединственно возможным и по-своему эффективным. [13. С.338]
В XХ веке командно-административный типэкономики  был достаточно широко распространен, попытки реализовать егоосуществлялись в СССР, Китае, странах Восточной Европы и др. однако в конце ХХвека эти попытки потерпели крах и ортодоксальные коммунистические режимысохранились у власти лишь в КНДР и на Кубе. [14. С.12]
Противоположностьюкомандной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такаяэкономическая система, где координация действий осуществляется на основевзаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательствомгосударства.  Здесь все решения отдельными лицами, домашними хозяйствами,предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессеих взаимодействия на рынке.
Рыночная экономическаясистема  функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производстванаходятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личнуюнезависимость и возможность развития экономической деятельности каждомучеловеку.
Инициативасосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок.Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, которыйподдерживает равновесие между производством и потреблением, спросом ипредложением.
Благосостояниекаждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно онможет продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки,собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции.Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях,открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.
Рыночной экономикойуправляют, по меткому выражению  великого экономиста Адама Смита, «невидимаярука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция. [15.С.53]
Основным регулирующиминструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ееучастника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъектэкономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основеиндивидуального принятия решений. В такой системе существует многосамостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса.Экономическая власть здесь широко рассеяна, здесь мала или вовсе отсутствуетнеобходимость в правильном вмешательстве в экономический процесс и вправительственном контроле. Роль правительства ограничивается защитой частнойсобственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционированиесвободных рынков.
Особенности современнойрыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией являетсяне прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижениезатрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательскойдеятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса (производит до 30% ВВПСША); государственное регулирование конкуренции; формирование нового типатрудовых отношений через участие в собственности, в управлении производствомрабочих. [16. С.83]
В такой системе поведениекаждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами;каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основеиндивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качествемеханизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаютсягласности и координируются. Существует много самостоятельно действующихпокупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическаявласть широко рассеяна. Роль правительства ограничивается защитой частнойсобственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающейфункционирование свободных рынков. [17. С.22]
Рынок как эффективныймеханизм координации деятельности экономических субъектов характеризуетсяследующими преимуществами: эффективное распределение ресурсов; возможностьфункционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкаяприспособляемость к изменениям (70-е гг. – рост цен на энергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальноеиспользование результатов НТР; свобода выбора и действий; способность кудовлетворению разнообразных потребностей.
Отрицательными сторонамирыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности,циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.Практика современной экономики предполагает использование гибкой фискальнойполитики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизацииразвития национальной экономики в кризисных ситуациях.
Проявлениемонополистических тенденций, ведущих к повышению цен, сокращению производства иухудшению качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государствомвзвешенной антимонопольной политики и стимулирование конкурентной борьбы натоварных рынках.
Значительнаядифференциация доходов, их неравномерное распределение. Поэтому одной изфункций государства является проявление эффективной налоговой политики иосуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. [18.С.35]
В сегодняшней реальнойжизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государстваэкономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболеерациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятсяорганически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственнымрегулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешаннуюэкономику.
Образование таких системобусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежнопорождает могущественные экономические организации (монополии), которыестремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить  себе экономическиепреимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночнойсистемы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективнотребует вмешательство государства  в процесс регулирования экономическихпроцессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет к расширениюэтого вмешательства как методами экономического характера, так иадминистративными методами.
В ней с одной стороны,большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленныемалые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частнойинициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность вхозяйственной деятельности, свободные цены, конкуренция, свобода торговли.
В то же время, с другойстороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образованиеи здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительствоактивно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иныхгосударств о развитии столь значительна (как скажем, в Германии, Швеции), чтохозяйство таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.
В разных странах ирегионам складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются другот друга своим специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка игосударственного регулирования, капитала и социальности,  экономической ипостэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня ихарактера материально-технической базы, исторических и геополитических условийформирования общественного устройства, национальных и социокультурныхособенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п.более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или инаясторона параметров.
Смешанная экономика –экономическая система, в которой и правительственные, и частные решенияопределяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывшихсоциалистических странах доминирующе административно-командное управлениедопускало существование рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию,Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в которой и государство, ичастный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль впроизводстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальныхблаг. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобысовсем уничтожить регулирующую роль рынка.
 Таким образом, можносделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогдане может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества несуществуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки.Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна,открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться наопыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность,отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.   

3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКИ
 
Экономическая моделькаждой страны – это результат длительного исторического процесса, в течениекоторого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм ихвзаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая системауникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.
Эффективность той илииной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностьюпостоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. Вконечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателяхроста экономического потенциала и благосостояния населения.
 При всей своейустойчивости каждая национальная экономика имеет свой жизненный цикл.Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного идинамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивнымипреобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют«экономическим чудом». [19. С.188]
Конечно, в разных странахсистемы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегдабудут преобладать элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном накомандные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешаннойэкономики (табл. 1.). 
Например, модель сминимальным участием государства в регулировании экономики. В ней преобладает сферарынка по сравнению с государственным сектором. Это американская (илилиберальная) модель рыночной экономики. В СШАпримерно 4/5 валовогонационального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его частьпроизводится под контролем государства.
Прежде всего деломгосударства является обеспечение экономики нужным количеством денег, котороедолжно предотвращать инфляцию.  
Другой государственнойфункцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собойпобочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка.
Особая задача государства– управление нерыночным сектором национального хозяйства, который представляетнаселению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальнойобороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сетикоммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках ит.п. [20. С.343]
Американская модельоснована на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан надостижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую активность,обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктатасоциального равенства как государственной задачи именно оно создает приемлемыйуровень жизни малообеспеченным группам населения за счет частичных льгот ипособий.
Таким образом, отметимхарактерные для американской модели   черты:
 - абсолютноепреобладание частной собственности;
— законодательноеобеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
— ограничение сферыгосударственного регулирования в основном проведением макроэкономическойполитики;
— относительно небольшаядоля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и  выплат полинии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Германская модель – этомодель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных началувязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостаткирынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структурысубъектов социальной политики.
В Германии государствуотведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньшегосударства, насколько это возможно, и столько государства, насколько этонужно».
Наемные работники иработодатели выступают как социальные партнеры, свободно и в основномблагоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительностирабочего времени и отпусков, о других условиях труда.  
Одновременно действуетразветвленная система социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам,безработным; помощь тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия илиосваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концуХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбиваячасть немцев начала ими злоупотреблять. [21. С.162]
Функционирование данноймодели создает правовые и социальные рыночные условия для экономическойинициативы. Они воплощаются в социальном равенстве граждан – равенстве прав,стартовых условий и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом –обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.
Таким образом, длягерманской модели социально-ориентированной рыночной экономики характерныследующие основные черты:
– смешанная экономикахарактеризуется более или менее значительным государственным сектором;
 – осуществляетсягосударственное регулирование не только макроэкономических процессов, но иотдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
– социальная ориентацияэкономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государствареализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким путемгарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения в услугахздравоохранения, образования, культуры, в жилье;
– направленностьрегулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрациикапиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
 – регулированиезанятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
 – большой удельный весгосбюджета в ВВП (хотя ФРГ находится в середине развитых капиталистическихстран по этому показателю);
– регулирование экономикив основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.
Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращениеимущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода впользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормыналогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации»,при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующий наконкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – нагосударство.
Шведская модель в ееклассическом виде – это социальная модель, для которой характерен высокийуровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходови распространении многообразных «свободных ассоциаций».
В целом шведскую модельможно определить как модель, сочетающую полную занятость населения и стабильностьцен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненнойселективными мерами для поддержания высокого уровня занятости икапиталовложений.
Доминирование в целяхмодели полной занятости и выравнивания доходов объясняется уникальной силойшведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление кравенству.
Специфическим фактором,присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. [22. С.100]
Швеция, избравшая принципвсеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера,что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населениябыла занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставкахналогообложения. Суммарные государственные доходы, включающие, как издержки нагосударственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции,что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской моделихарактеризуется как социализация основных потребностей, таких как образование,здравоохранение.
Меньших успехов достиглаШвеция в других областях, в частности, цены росли быстрее, чем в рядезападноевропейских государств. Почти не увеличивалась производительность труда.Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной занятости истабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост сталисвоего рода оплатой полной занятости и политики равенства.
Выделим специфическиечерты шведской модели:
-низкая безработица;
-профсоюзная политикасолидарности в области зарплаты;
-централизованныепереговоры по зарплате;
-значительныйгосударственный сектор;
-тяжелое налоговое бремя.
Социал-демократическаямодель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации,возможной в рыночной экономике:
-значительна рольгоссектора, в структуре которого преобладают объекты социального назначения;
-доля госбюджета в ВВПпревышает 50%, в расходной части бюджета доминируют статьи, по которымфинансируется социальная сфера;
-регулирование трудовыхотношений не на уровне предприятий и отраслей, а на национальном уровне;
-государственнаясоциальная политика включает средства, минимизирующие уровень безработицы идифференциацию населения по уровню доходов;
-развитая системапроизводственной демократии.
Такая модель присущаэкономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским странам. Этаэкономическая система известна как шведская модель.
Японская модель – модельрегулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможностинакопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулированияв сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционнойи внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного(внутрифирменного) начала. [23. С.60]
Японская модель экономикиотличается развитым планированием, координацией деятельности правительства ичастного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательныйхарактер. Планы представляют собой государственные программы,  ориентирующие имобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций призаимствовании у других стран того, что нужно для развития страны. Это позволяетсоздавать такие системы управления и организации производства, которые вусловиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другимистранами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества),поскольку в этих странах нет японских традиций.
Японскаямодельхарактеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числезаработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигаетсяснижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности намировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модельвозможна только при исключительно высоком, самосознании, приоритете интересовнации над интересами конкретного человека, готовности населения идти наопределенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностейяпонской модели является социальная организация общества в Японии,предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и вовсех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. Набазе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовойдеятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного иконфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличиичастных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
-господство частной собственности ичастной инициативы;
-рыночная экономика играет решающуюроль в их развитии;
-основными производителями являютсякрупные объединения, контролирующие движение капитала;
-государственное регулированиеэкономики стало необходимым условием экономического роста, и государство сталоактивным субъектом экономики;
-наблюдается тенденция к формированиюсоциально-ориентированных систем;
-стремление к открытой экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Таким образом, подводяитог всей курсовой работы, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, рассматриваявышеперечисленные экономические системы, следует заметить, что в современноммире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Онисуществует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Странысвязаны между собой  с помощью экономических отношений. Поэтому процессисторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос онеобходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым,изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает,что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, странызаимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем.
Во-вторых, ни одна изэкономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Как медальимеет лицевую и оборотную сторону, так и экономическая системе имеет свои плюсыи минусы.  Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремитьсяк системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения иприемлемый уровень организации хозяйства.
Таким образом, задачикурсовой работы выполнены. А именно, выявлено четыре типа экономических систем.
Традиционная экономика –это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обрядыиграют важную роль в регулировании отношений производства, обмена,распределения и потребления, экономических благ.
Командно-административнуюсистему можно определить как особую форму организации экономическойдеятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике,принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределениематериальных благ.
Рыночная экономика — этотакая экономическая система, где координация действий осуществляется на основевзаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательствомгосударства.
Смешанная экономика представляетсобой экономическую систему, в которой и правительственные, и частные решенияопределяют структуру распределения ресурсов.
Также исследованы понятие экономических систем и их сущность, особое внимание в процессеподготовки было уделено непосредственно моделям рыночной экономики.
Американская модель — модельс минимальным участием государства в регулировании экономики.
Шведская модель– этосоциальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий,базирующихся на широком перераспределении доходов и распространениимногообразных «свободных ассоциаций».
Германская модель – этомодель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных началувязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостаткирынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной структурысубъектов социальной политики.
Японская модель экономикиотличается развитым планированием, координацией деятельности правительства ичастного сектора.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
 
1.        Райзберг Б.А.Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 408 с. – (Серия «Высшееобразование»)
2.        Экономическаятеория: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Кузнецова – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д;Издат.  центр «МарТ», 2004. – 418 с.
3.        Добрынин А.И.,Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 302 с.
4.        Кураков Л.П. Курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов /Л.П.Кураков, Г.Е.Яковлев. –М.: Гелиос АРВ, 2005. – 516 с.
5.        Введение вэкономическую теорию /Под ред. Н.М.Пилипенко. – М.: Современный ГуманитарныйУниверситет, 2003. – 114 с.
6.        Ревинский И.А.Курс современной экономики: Учеб. пособие. –Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во,2002. –319 с.
7.        Зубко Н.М., ЗубкоА.Н. Экономическая теория/Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д:«Феникс», 2002. – 704 с.
8.        Слагода В.Г.Основы экономики: Учебник для ср. проф. образования /В.Г.Слагода. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2005. – 224 с.
9.        Экономическаятеория: Учебник для вузов /В.Д. Камаева, М.Л.Абрамов, Л.С.Александрова и др.;Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 638 с.
10.      Бушуев С.А.,Гребеник В.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для студентов вузов /С.А.Бушуев, В.В.Гребеник. –М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2004. –248 с.
11.     Микроэкономика.Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов /Подред.А.Г.Грязнова, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д»,2001. – 544 с.
12.     Курсэкономической теории: Учебник для вузов / Моск. гос. институт междунар.отношений; под общей ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 2005. –832 с.
13.     Океанова З.К.Экономическая теория: Учебник /З.К.Океанова. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и КО», 2004. – 632 с.
14.     Лащев А.М.,Марков М.В. Общая экономическая теория /А.М.Лащев, М.В.Марков. – СПб.:Издательский дом «Нева», 2003. –288 с.
15.     Аширов Ф.Х.,Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 407 с.
16.     Экономическаятеория: экзаменационные ответы /Под ред. проф. Белокрыловой О.С. Серия «Сдаемэкзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
17.     Носова С.С.Экономическая теория: Учебник /С.С.Носова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,2005. – 516 с.
18.     Экономическаятеория: Учеб. пособие для студентов вузов /Г.В. Андриянов, Л.Г.Орлова, В.В.Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 287 с.
19.     Мироваяэкономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф.В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московскийпсихолого-социальный институт, 2001 – 480 с.
20.     Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
21.     Куликов А.М.Основы экономической теории: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.– 400 с.
22.     Бабашкина А.М.Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.:Финансы и статистика, 2003. – 480 с.
23.     Курсэкономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика.Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие /Под ред. д.э.н.проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: «Дело и Сервис». 2001. –832 с.
 
24.     Белокрылова О.С.,Ищенко О.А. Современная экономика: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. –436 с.
25.     Большаяэнциклопедия Кирилла и Мефодия 2006: (Электрон. ресурс): Современнаяуниверсальная российская энциклопедия. – Электрон. дан. – М.: ООО «Си Ди КЛУБ»,2006. – 3 электрон. опт. диска (CD-ROM).
 

ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Таблица 1
Модели современногорыночного хозяйства Модели Критерии Социальное рыночное хозяйство Либеральная экономика Корпоратив-ная экономика Цель государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательст-ва Защита интересов крупного бизнеса Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирова-ние Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначитель-ная Наиболее типичные страны Швеция, Германия США Япония


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.