Реферат по предмету "Экономика"


Макроэкономическое равновесие и его механизмы

--PAGE_BREAK--Формы и механизмы экономической политики


В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойствен­ной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы[1]:

— Совокупность экономических процессов.

— Различные виды экономических порядков.

— Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков — с другой, существует неравнове­сие, отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Вальтер Ойкен понимал рамочные ус­ловия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представля­ющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъ­екты могли принимать решения и совершать те или иные действия.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регу­лирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограничен­ных ресурсах, государственные органы выступают своего рода «нехваткомером» (Mangelmap) или вычислительной машиной, встроенной в хо­зяйственный порядок.


Типология экономических политик
В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывает правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faive(свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управле­ния экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного по­рядка и точечная политика.

Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России — с ее упраз­днением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес пред­ставляют сами формы отмирания подобного порядка. Проблемным является вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общес­твенный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика «среднего пути» предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей те­кущей экономической политики является ограничение или недопуще­ние тенденций к концентрации экономической власти (процессов моно­полизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологичес­кого ущерба; разработка путей его компенсации.

Точечная (или пунктирная)экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном пла­тежеспособном спросе и денежные расстройства.

Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и «тонкой настройки» и т.д.).
Механизм воздействия политических структур на национальное хозяйство
В широком смысле государственное регулирование — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на на­циональное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, сте­пень рациональности ожиданий у публики, доверия к действиям прави­тельства и т.д.

На рис. 2.1 показано прохождение регулирующего импульса:




Обоснованность

решений

 


Рис. 2.1. Механизм государственного воздействия на экономику


Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порож­дает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.

Это, однако, не означает, что активного государственного вмешательства в экономику следует избегать. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых со­вместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.

Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников.

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходи­мого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Пос­кольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод зако­нов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии.

По мере совершенствования системы государственного регулирова­ния вырисовываются два противоположных начала:

-                            давление фискальной, директивной политики, творимой чиновника­ми, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;

-                              меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам.

Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников.

В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводите­лей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также осво­бождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.

Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.

Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же вре­мя оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кре­дитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависи­мы, но обязательно имеют социальную подоплеку.

Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидарен создатель после­военного «германского чуда» Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкурен­ции, должно быть дозированным.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.