МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В Г.КАЛУГА
Кафедраэкономики предприятий и предпринимательств
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине«Экономика предприятия»
На тему«Малые предприятия и их развитие в современных условиях»
(наматериалах ООО «Дом Купцов Кудриных»)
КАЛУГА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Сущность малых предприятий и их место в экономикеРоссии
1.1 Место малогопредприятия в рыночной экономике
1.2 Развитие малогопредпринимательства в экономике страны
1.3 Особенностиналогообложения малого бизнеса
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия ООО«Дом Купцов Кудриных», особенности его создания и функционирования
Глава 3. Преимущества и проблемы малого предприятия, путирешения проблем
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы в Россиибыли созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной идостаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малыепредприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой дляопределения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые)используются следующие основные признаки: численность производственногоперсонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственныхфондов.
В условиях развитиямногоукладной экономики на основе многообразия форм собственности ихозяйствования малый бизнес вносит существенный вклад в формированиеконкурентной среды, что для нашей современной экономики имеет большое значение.Малый бизнес, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придаетэкономике необходимую гибкость. Развиваясь, малый бизнес, создаетдополнительные рабочие места, обеспечивая снижение уровня безработицы исоциальной напряженности.
Особую роль малоепредпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. болеегибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивымк новым разработкам.
Малое предпринимательство всилу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект, поскольку малыепредприятия строят свою деятельность исходя, прежде всего, из потребностейместного рынка, объема и структуры локального спроса. В условиях развитияхозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес должен стать основнымфактором развития региональной экономики.
Малое предпринимательство является тем сектором экономики,который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке:изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д. Уровеньразвития малого предпринимательства в регионе является индикаторомблагоприятного климата для развития бизнеса, привлечения инвестиций, расширениясфер деятельности.
Для раскрытия сущности малых предприятий и их развития всовременных условиях, в данной работе раскроем следующий перечень вопросов.
Рассмотрим место малых предприятий в рыночной экономике,развитие малого предпринимательства в экономике страны, а также особенностиналогообложения малого бизнеса, то есть дадим характеристику упрощенной системеналогообложения и единого налога на вмененный доход.
Дадим технико-экономическую характеристику малого предприятияООО «Дом Купцов Кудриных», разберем особенности его создания ифункционирования. То есть проведем аналитические расчеты на основе следующихпоказателей: выручка от продаж, объем товарной продукции, себестоимостьпродукции, прибыль от продаж и т.д., а также произведем расчет показателейрентабельности и производительности труда.
В третьей главе данной работы на материалах предприятия ООО«Дом Купцов Кудриных» покажем преимущества малого предпринимательства, раскроемпроблемы и пути их решения.
Глава 1. Сущность малыхпредприятий и их место в экономике России
1.1 Место малогопредприятия в рыночной экономике
Ведущей проблемойсовременного этапа формирования структур в экономике России являетсяразгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решаетсяона главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждоеиз которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средствпроизводства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малыхрыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страныотвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всехстранах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольшихпредприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время вэкономике России одновременно функционируют крупные средние и малыепредприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном исемейном труде.
Размеры предприятийзависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действияэффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью изначительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуютсябольшие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываютсяпредпочтительнее.
Для современной экономикихарактерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, стенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влияниеммногих факторов.
С одной стороны,устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрацияпроизводства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными,финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способнывести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшиетехнологические сдвиги.
С другой стороны, впоследнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства,особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, большихобъемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и среднихпредприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях,связанных с производством потребительских товаров (табл.1).
Таблица1. «Число малыхпредприятий по видам экономической деятельности
(на конец года)» — [№13, с.356] 2005 2006 Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Всего 979,3 100 1032,8 100 из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8 рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2 добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4 обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0 производство и распределение электроэнергии, газа, воды 2,9 0,3 4,1 0,4 строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий 448,8 45,8 464,6 45,0 гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7 финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 образование 2,7 0,3 2,7 0,3 здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4
Возможность эффективногофункционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ посравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление кзапросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам;исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуетдифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личногопотребления.
В свою очередь развитиемелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровленияэкономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочиеместа; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительскийсектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами,повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевыхресурсов.
Большое значение имеетспособность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новыевозможности не только для трудоустройства, но прежде всего дляпредпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил ииспользования свободных производственных мощностей.
Малый бизнес играетважную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейскогосообщества (ЕС), в Соединенных Штатах Америки, в Японии на малые и средниепредприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в ВВПпревышает 50% (Таблица 2.)
Таблица 2. «Масштабыразвития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах» — [№2,с.84]Страны Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. Доля малых и средних фирм, % тыс. ед. в расчете на 1 тыс. жителей в общей численности занятых в ВВП Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53 Германия 2290 37 18,5 46 50-54 Италия 3920 68 16,8 73 57-60 Франция 1980 35 15,2 57 55-62 Страны ЕС 15777 45 68,0 72 63-67 США 19300 74,2 70,2 54 50-52 Япония 6450 49,6 39,3 78 52-55 Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10-11
Как видно из таблицы 2,малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с развитымистранами. В составе важнейшего итогового экономического показателя – валовоговнутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних предприятий в России составляетлишь 10-11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%.
К сожалению, надоотметить, что количество работающих на малых предприятиях в России, так же каки объем производства, за последние 10 лет практически не меняется. Приведенныеданные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы ростамалого предпринимательства. От темпов роста этой сферы хозяйственнойдеятельности в ближайшие годы в России в значительной степени будет зависетьразвитие всей экономики.
Малый бизнес, являясь неотъемлемой частью рыночнойэкономики, не только устойчиво сохраняет достигнутые позиции, но и с каждымгодом усиливает свое влияние на формирование общих экономических показателей вразличных отраслях экономики города Калуги.
За прошедшее время малое предпринимательствосформировалось и заявило о себе как о динамично развивающемся сектореэкономики, надежной налогооблагаемой базе и реальном источнике создания новыхрабочих мест. Именно малые и средние предприятия способны генерировать наиболееэффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменениярыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши.
Малые предприятияпользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, чтомалое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимоготруда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность вравной степени полезна как для каждого гражданина в отдельности, и поэтомузаслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятиявключают в процесс общественного производства дополнительный труд, которыйсоздает новые ценности, приумножает национальный доход и национальноебогатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, откоторого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
1.2 Развитие малогопредпринимательства в экономике страны
Для эффективногофункционирования экономики любой страны необходимо оптимальное сочетание междукрупным, средним и мелким бизнесом.
Необходимо отметить, чтов бывшем СССР не придавалось должного внимания развитию мелкого бизнеса, априоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечномитоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночныеотношения это стало существенным тормозом для развития рыночных отношений вРоссии.
Субъектом малогопредпринимательства (МП) является малое предприятие. Рассматриваязаконодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий встране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основныеэтапы развития малого предпринимательства (табл. 3.).
Таблица 3. «Этапыразвития малого предпринимательства в современной России» — [№12, с.93]Нормативный акт Дата принятия Основное содержание Последствия применения в экономике Закон СССР «О кооперации в СССР» 26 августа 1988 г. Созданы привилегированные условия для одной формы собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы Положение об организации деятельности малых предприятий (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР) 6 июня 1988 г. Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны Закон СССР «О предприятии в СССР» 4 июня 1990 г. Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности Рост предприятий различных форм собственности
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»
Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий»
8 июля 1990 г.
18 июня 1991 г.
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.
Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании
Развитие малого бизнеса в стране Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 27 декабря 1991 г. Определены дополнительные льготы для малых предприятий Усилена государственная поддержка малого бизнеса
Постановление Совета Министров – Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
11 мая 1993 г.
12 мая 1995 г.
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП
Эффективность работы малых предприятий
Развитие и повыше-ние эффективности деятельности МП Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» 8 декабря 1995 г. Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций Дальнейшие развитие малого бизнеса в стране
малыйпредприятие экономика налогообложение
Законодательство о маломпредпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности МПнезависимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерииопределения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержкималого бизнеса, налогообложения и др.
В России малый бизнесстал развиваться наиболее интенсивно с 1990 г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» к малым относилисьпредприятия с численностью:
в промышленности истроительстве – 200 человек;
в науке и научномобслуживании – до 100 человек;
в других отрасляхпроизводственной сферы – до 50 человек;
в отрасляхнепроизводственной сферы и в розничной торговле – до 15 человек.
Затем согласно Закону РФ«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены. Под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия):
в промышленности,строительстве и на транспорте – 100 человек;
в научно-техническойсфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50человек;
в розничной торговле ибытовом обслуживании населения – 30 человек;
в других отраслях и приосуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Развитие в России малогобизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующихобстоятельств:
· мелкий бизнеспозволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребностинаселения в потребительских товарах и услугах;
· для созданиямелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
· развитие мелкогобизнеса – это одно из действенных направлений антимонопольной политики иобеспечения конкурентной среды;
· мелкиепредприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческиеструктуры;
· мелкие фирмымогут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новуютехнологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигатьоптимального сочетания механизированного и ручного труда;
· развитие мелкогобизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблемебезработицы;
· с развитиеммелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников,заинтересованный в стабилизации экономики и наведения элементарного порядка встране.
Имеются и другиеположительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многихстранах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяетсябольшое внимание и оказывается поддержка со стороны государства.
В РФ также началасоздаваться система поддержки и развития малого предпринимательства. Основойэтой системы является Закон РФ «О государственной поддержке малогопредпринимательства в РФ». Им определены главные направления государственнойподдержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методыгосударственного управления и регулирования деятельности субъектов малогопредпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагаетсяна вновь созданный Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малогопредпринимательства.
Законом определено, чтотеперь не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядкеразмещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик,выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федеральногобюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях всоответствии с договором.
По новому законуправительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программугосударственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (доутверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу.То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальномуровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которогопойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.
«В связи с введением вдействие нового Федерального закона «О развитии малого и среднегопредпринимательства в российской Федерации» от 24.07.2007. №209-ФЗ Федеральнаяслужба государственной статистики, проанализировать действующую системустатистических наблюдений, определила направление ее реформирования с учетомтребования названного закона. Закон устанавливает новые критерии отнесения ксубъектам малого предпринимательства. Им введены также новые понятия: «среднеепредприятие», «микропредприятие».» — [№14, с.3]
В соответствии с указаннымзаконом, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенныев Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы икоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальныхунитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единыйгосударственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее –индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства,соответствующие установленным законом условиям по структуре уставного капитала,средней численности работников, размеру выручки от реализации товаров (работ,услуг) и балансовой стоимости активов.
Независимо от видаэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства,законом установлены следующие категории по средней численности работников:
— до 100 человеквключительно – малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15человек);
— от 101 до 250 человеквключительно – средние предприятия.
Таким образом, к ранеенаблюдаемой совокупности малых предприятий добавились предприятияпотребительской кооперации (ранее некоммерческие организации к малымпредприятиям не относились); ряд предприятий перешел из категории крупных исредних в малые по критерию средней численности работников (например, какрассматривалось выше, в оптовой торговле ранее порог численности был до 50человек, в розничной торговле – до 30 человек, по новому закону – до 100человек).
Законом специальнооговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия неявляются субъектами малого и среднего предпринимательства.
Добавился новый критерийпо значениям выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовойстоимости активов. В настоящее время предельные уровни по данным показателямПравительством Российской Федерации еще не установлены.
1.3 Особенностиналогообложения малого бизнеса
Упрощенная системаналогообложения. По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применитьупрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощеннойсистеме налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 года. Упрощеннаясистема налогообложения вводится параллельно с действующими условияминалогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, незаменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупностифедеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядокуплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта,лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетныефонды. Малым предприятиям (с определенной численность работающих до 15 человек)и гражданами-предпринимателями разрешено применять упрощенный порядоксоставления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плановсчетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовойвыручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установленыпредельные ставки единого налога: если объектом налогообложения являетсясовокупный доход, то 10% дохода – в федеральный бюджет и до 20% — в бюджетсубъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка– 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемогов бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органагосударственной власти субъекта федерации.
Выбор объектаналогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственнойвласти субъекта федерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный заотчетный период (квартал), либо валовая выручка, полученная за отчетный период.
Организация имеет правоперейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцевтого года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощеннуюсистему налогообложения, доход от реализации (определяемый в соответствии сост. 249 НК) не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимостьи налога с продаж).
«Не вправе применятьупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности:
· организации,имеющие филиалы и представительства;
· банки,страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды,профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;
· организации ииндивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
· предприниматели,занимающие игорным бизнесом;
· организации, вкоторых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%;
· организации ииндивидуальные предприниматели, средняя численность которых превышает 100человек;
· организации, укоторых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности,превышает 100 млн. рублей.
Объектом налогообложенияпризнаются:
· доходы (дляторгового предприятия это товарооборот);
· доходы,уменьшенные на величину расходов». — [№6, с.281].
Согласно Федеральномузакону от 24 июля 2002 г. №104-ФЗ начиная с 1 января 2005 г. для всехналогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектомналогообложения признается доход, уменьшенный на величину расходов.
Организации приопределении объекта налогообложения по упрощенной системе учитывают доходы отреализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав ивнереализационные доходы в том же порядке, что и для налогообложения прибыли.
Что касается расходов, навеличину которых уменьшаются доходы при определении налогооблагаемой базы,имеются особенности, определяемые законодательством (ст. 346.16 НК). К нимотносятся: расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов,расходы на ремонт основных средств, арендные платежи, материальные расходы,расходы на оплату труда, расходы на обязательное страхование работников иимущества, суммы НДС по приобретаемым товарам, расходы на канцелярские товары,на оплату услуг связи, расходы на рекламу, расходы на командировки и т.д.
К числу ограниченийотносится также запрет перехода на упрощенную систему налогообложения, учета иотчетности субъектами малого предпринимательства, если в течение года,предшествующему кварталу, в котором происходит подача заявления на правоприменения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупныйразмер валовой выручки налогоплательщика превышает сумму 100000-кратногоминимального размера оплаты труда.
Для перехода наупрощенную систему налогообложения малые предприятия должны подать заявление вналоговые органы по месту своей регистрации. Официальным документом,удостоверяющим право применения упрощенной системы, является патент. Годоваястоимость патента зависит от вида деятельности малого предприятия. Выплатагодовой стоимости патента осуществляется ежеквартально и засчитывается в счетобязательств по уплате единого налога. Индивидуальные предпринимателиуплачивают только стоимость патента.
Следующей особенностьюналогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительныельготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.
Для всех малыхпредприятий установлены следующие дополнительные льготы:
· в первый годэксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50%первоначальной стоимости оборудования со сроком службы 3 лет. Кроме того, всемалые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все этопозволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную частьосновных фондов и меньше платить налога на прибыль;
· налог надобавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числамесяца, следующего за отчетным;
· освобождаются отуплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;
· в течение 4 лет смомента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Малые предприятия,производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товарынародного потребления, медицинские лекарства и препараты, занимающиесястроительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального иприродоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога наприбыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общегообъема реализации. В третий и четвертый год работы они платят налог на прибыльпо пониженным ставкам: в 3-й год – по ставке 25%, в 4-й – 50% ставки налога наприбыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% вобщем объеме реализации.
Среди мер, косвенностимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженнуюставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков,предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и длястраховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетныйпериод от страхования имущественных рисков малых предприятий.
В соответствии с ЗакономРСФСР от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите» малыепредприятия имеют право получить инвестиционный налоговый кредит, под которымпонимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органамигосударственной власти или налоговыми органами.
Из всего этого можносделать вывод, что малые предприятия имеют довольно существенные налоговыельготы, что, естественно, способствует развитию малого предпринимательства.
Единый налог на вмененныйдоход. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход дляотдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом и вводится вдействие законами субъектов Российской Федерации.
Эта система можетприменяться по решению субъекта РФ в отношении следующих видовпредпринимательской деятельности:
1) оказания бытовыхуслуг,
2) оказанияветеринарных услуг;
3) оказания услуг поремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничнойторговле, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 70квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в томчисле не имеющие стационарной площади;
5) оказания услугобщественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более70 квадратных метров;
6) оказанияавтотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемыхорганизациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20автомобилей.
Законами субъектов РФопределяются: порядок введения единого налога на территории соответствующегосубъекта РФ; виды предпринимательской деятельности (в пределах установленногоперечня), в отношении которых вводится единый налог; значения корректирующегокоэффициента (К2) в пределах от 0,1 до 1.
Уплата организациямиединого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организации (вотношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемойединым налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношенииопераций, являющихся объектами обложения с ответственно налогом на добавленнуюстоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий иединого социального налога.
Организации ииндивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога,уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложениядля применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика –потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый сучетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанногодохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленнойставке.
«Величина вмененногодохода рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному видупредпринимательской деятельности и величины физического показателя,характеризующего данный вид деятельности. Ниже (табл. 4.) даны физическиепоказатели, характеризующие некоторые виды предпринимательской деятельности, изначения базовой доходности в месяц:» — — [№6, с.285]
Таблица 4.Вид деятельности Физические показатели Базовая доходность в месяц (рублей) Розничная торговля (через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы) Площадь торгового зала (в квадратных метрах) 1200 Розничная торговля (через объекты торговой сети, не имеющие торговых залов и другие объекты нестационарной торговой сети) Торговое место 6000 Общественное питание Площадь зала обслуживания посетителей (кв. метр.) 700
Базовая доходностькорректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.
К1 – корректирующийкоэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей веденияпредпринимательской деятельности, а также места расположения внутри населенногопункта, определяемый как отношение значения кадастровой стоимости земли поместу осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровойстоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром.
К2 – корректирующийкоэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность прочих особенностейведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров(работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности.
К3 –коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен натовары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициенты-дефляторыпубликуются в порядке, установленном правительством российской Федерации.
Налоговым периодом поединому налогу признается квартал.
Ставка единого налогаустанавливается в размере 15 процентов вмененного дохода.
Сумма единого налога,исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на суммустраховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое всоответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этотпериод времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам,занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачиваетсяединый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей,уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этомсумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Глава 2.Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «Дом КупцовКудриных», особенности его создания и функционирования
Краткая характеристикадеятельности предприятияОбщество с ограниченнойответственностью «Дом Купцов Кудриных» успешно работает на Калужском рынке ужеболее 16 лет. Краткая история компаниивключает в себя несколько этапов развития:
- В 1990 году этомногопрофильная хозрасчетная кооперативная фирма «Демир», основнойдеятельностью которой являлось производство строительных материалов,строительство жилых и нежилых зданий.
- В 1992 году фирма«Демир» преобразована в общество закрытого типа «Стрелец», основнойдеятельностью которого являлось производство промышленной продукции,организация и ведение коммерческой деятельности, связанной со строительствомжилых и нежилых зданий, прокладка автодорожных магистралей.
- В 1997 году АОЗТ«Стрелец» преобразовано в АОЗТ «Блеск», которое стало заниматься коммерческойперевозкой грузов и в пределах и за пределами СНГ, розничной и оптовойторговлей.
- В 1998 году АОЗТ«Стрелец» преобразовалось в ЗАО «Блеск», направления деятельности которой –розничная и оптовая торговля, предоставление информационных услуг, субарендаторговых мест.
- В 2001 году ЗАО«Блеск» переименовано в ЗАО «Дом Купцов Кудриных».
- В 2002 году ЗАО«Дом Купцов Кудриных» получило лицензию на производство полиграфии, изданиегазет и прочей издательской деятельности.
- В 2005 годупроизошла реорганизация ЗАО «Дом Купцов Кудриных» в форме преобразования в ООО«Дом Купцов Кудриных».
Юридический адресорганизации: 248001, г. Калуга, ул. Дзержинского, д.28.
ООО «Дом Купцов Кудриных»осуществляет свою деятельность на основании Устава, который разработан всоответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом«Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Единственным учредителеморганизации является её генеральный директор Зубенко Андрей Александрович.
Цель деятельности ООО«Дом Купцов Кудриных» — получение прибыли и наиболее полное и качественноеудовлетворение потребностей российских и иностранных юридических и физическихлиц в товарах, работах и услугах, производимых организацией в соответствии спредметом её деятельности.
Организациясамостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, определяетперспективы развития, исходя из конъюнктуры рынка, распоряжается выпускаемойпродукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
Хозяйственнаядеятельность организации осуществляется на основе договоров с заказчиками ипотребителями.
Прибыль, получаемаяорганизацией в результате ее хозяйственной деятельности, подлежитналогообложению по действующему законодательству и после выплаты налогов идругих платежей используется для создания фондов организации, которые повышаютактивность деятельности.
Организация осуществляетсамостоятельную деятельность по следующим направлениям:
- арендастроительных машин и оборудования с оператором и без оператора, арендагрузового автомобильного транспорта, сдача внаем собственного недвижимогоимущества производственного и непроизводственного назначения;
- производство ремонтно-строительных,строительных и строительно-монтажных работ по заказам предприятий и населения,строительство жилых и общественных зданий;
- проведение всегокомплекса посреднических, торгово-закупочных, коммерческих операций,организация магазина по продаже различных товаров, в том числе организациярозничной торговли цветами, другими растениями, семенами и удобрениями;
- издательскаядеятельность, в том числе издание газеты;
- предоставлениеинформационных услуг, в том числе диспетчерских информационных услуг;
- оказаниерекламных услуг организациям и гражданам;
- оказаниетранспортных услуг населению и организациям, осуществление пассажирских игрузовых перевозок.
Все виды деятельности осуществляются организацией на основаниисоответствующих специальных разрешений, т.е. лицензий.
Кроме аренды строительныхмашин и транспорта, организация сдает в субаренду торговые места в районе рынка– «Белорусский минирынок». Количество сдаваемых торговых мест составляет более30.
Организация занимаетсястроительством туристической базы в п.Лобаново Юхновского района Калужскойобласти, где планируется проведение комплексного туристического и сервисногообслуживания, предоставление туристических информационных и экскурсионныхуслуг, а также оказание услуг в области рыболовства, рыбоводства и охоты.
К издательскойдеятельности организации относится издательство газеты «Купи правильно»,которая является рекламным изданием. Газета распространяется бесплатно помагазинам, почтовым отделениям, другим организациям города Калуги. Ежемесячныйтираж газеты – 42 тысячи экземпляров.
Розничная торговляосуществляется в магазине «Зеленый мир», где продается различная цветочнаяпродукция.
Организация предоставляетинформационные услуги такси «Три дюжины», в котором на линии работает более200-т единиц автотранспорта. Ежедневное среднее количество вызовов такси – 2тысячи.
Деятельность ООО «ДомКупцов Кудриных» направлена на предоставление спектра услуг широким слоям физическихи юридических лиц и не зависит
от крупных покупателей ипоставщиков.
В таблице 5. представленыпоказатели деятельности организации.
Таблица 5
Показатели деятельностиООО «Дом Купцов Кудриных» за 2004 – 2006 гг.Показатель Значение показателя, в тыс. руб. Изменение значений показателя*, % 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. от 2004 г. 2006 г. от 2005 г. Выручка от продаж 8037 7135 6199 -12,6 -15,1 Объем товарной продукции 545 1441 1307 62,2 -10,3 Себестоимость продукции 7880 6962 5561 -13,2 -25,2 Фонд оплаты труда 197 204 360 3,4 43,3 Среднемесячная зарплата 1,4 1,3 1,8 -7,7 27,8 Прибыль 157 173 638 9,2 72,9 Численность работников 12 13 17 7,7 24
*Процентное изменениезначений показателей исчисляется по следующей формуле:
Процентное отклонение = />.
Исходя из данныхприведенных в таблице 5, можно сказать, что в целом, в 2005 году, финансовоесостояние предприятия не улучшилось. Выручка от продажи продукции в стоимостномвыражении составила 7135 тыс. руб., снизившись к уровню прошлого года на 902тыс. руб. или на 12,6%. В 2006 г. по сравнению с 2005 г. так же наблюдаетсяснижение на 15,1%.
Объем товарной продукцииотражает стоимость произведенной в текущем году готовой продукции напредприятии, предназначенной для реализации на сторону. Объем товарнойпродукции в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился на 62,2%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. уменьшился на 10,3%. Это обусловлено снижением себестоимостипродукции.
Соответственно,себестоимость проданных товаров также снизилась: в 2005 г. – на 13,2%, а в 2006 г. – на 25,2%, что связано с уменьшением объемов производства в 2006 г.
Для фонда оплаты трудахарактерно увеличение на 3,4% в 2005 г., и на 43,3% в 2006 г., что связано с увеличением средней заработной платы на предприятии в 2006 г.
Среднемесячная заработнаяплата в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилась на 7,7%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 27,8%.
Прибыль определяется какразница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налогана добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.Не смотря на сокращение объемов производства и реализации, прибыль с каждымгодом увеличивается: в 2005 г. – на 9,2%, и в 2006 г. – на 72,9%.
Среднегодовая численностьработников организации в 2005 г. выросла на 7,7%, а в 2006 г. – на 24%. Это связано с расширением деятельности ООО «Дом Купцов Кудриных» (производствообщестроительных работ на новых объектах), что потребовало увеличения штатаорганизации. Также выросло количество диспетчеров такси в связи с увеличениемчисла заказов.
Эффективностьиспользования трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменениипроизводительности труда – результирующего показателя работы предприятия, вкотором отражаются как положительные стороны работы, так и все его недостатки.
Производительность труда,характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве,определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени,или затратами труда на единицу продукции.
Таким образом, длярасчета производительности труда используем следующую формулу:
Производительность труда = />.
Рентабельность –показатель экономической эффективности производства на предприятиях, вобъединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. Рентабельностькомплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежныхресурсов, а также природных богатств.
Показатель эффективностидеятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степеньиспользования средств.
Показатель рентабельностирассчитываем по формуле:
Рентабельность = />.
Рассчитав показателирентабельности и производительности труда, используя данные таблицы №5,получаем следующие данные.
Таблица6Показатель Значение показателя. Изменение значений показателя, % 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2005 г. от 2004 г. 2006 г. от 2005 г. Производительность труда 45,4 110,9 76,9 59,1 -44,2 Рентабельность 0,3 0,1 0,5 -200 80
Показательпроизводительности труда в 2005 г. увеличился на 59,1%, а в 2006 г. уменьшился на 44,2%. Это объясняется тем, что объем товарной продукции в 2005 г. увеличился,а в 2006 г. уменьшился.
Показатель рентабельностив 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизился на 200%, а в 2006 г. по сравнению с 2005 г. вырос на 80%. Увеличение рентабельности связано с увеличением прибылиот реализации продукции.
Уставный капиталорганизации создан за счет средств учредителя и составлял 1.012 миллионоврублей, а в 2006 году был увеличен до 7 миллионов рублей.
Единоличным органом управления ООО «Дом Купцов Кудриных» являетсяГенеральный директор. Он имеет право принимать решения по любым вопросамдеятельности организации.
В соответствии сПоложением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вРоссийской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РоссийскойФедерации от 29 июля 1998 г. №34-н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетнаяполитика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от 9 декабря 1998 г. №60-н, в организации разработана учетная политика. Она состоит из двух основных разделов:
- Учетная политикадля целей бухгалтерского учета;
- Учетная политикадля целей налогообложения.
Также как и бухгалтерскийучет, налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой, возглавляемой главнымбухгалтером.
Налоговый учет ведетсяотдельно по видам деятельности, попадающим под общий режим налогообложения иединый налог на вмененный доход.
Уплата организацией ООО«Дом Купцов Кудриных» единого налога предусматривает замену уплаты налога наприбыль организации (в отношении прибыли, полученной от предпринимательскойдеятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость иналога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения сответственно налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж,осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единымналогом), налога на имущество предприятий и единого социального налога.
Вмененныйдоход является потенциально возможным доходом ООО «Дом Купцов Кудриных».Рассчитывается он на очередной календарный год. Основная особенность данногопорядка налогообложения состоит в том, что он опирается на натуральныепоказатели.
Основойдля его расчета является базовый тариф, например, доходность 1 кв.м. занимаемойплощади или единицы основных мест (1 посадочное место, 1 телефонная линия ипр.). Базовый тариф повышается или понижается при помощи соответствующихкоэффициентов в зависимости от месторасположения, качества занимаемогопомещения и т.д.
Помнению разработчиков новой системы налогообложения, номинальная налоговаянагрузка на предприятие снижается. А доходы бюджета растут за счет расширенияналогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверхфиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налогвыгоден для ООО «Дом Купцов Кудриных».
Срединедостатков данной системы налогообложения следует отметить то, что налоговыеорганы не способны на сегодняшний момент точно оценить вмененный доход. Приотсутствии проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов,составит 30-50%. А это черевато разорением половины предпринимателей.
Системаналогообложения ООО «Дом Купцов Кудриных» на основе вмененного дохода имеетнесколько узких мест, связанных с неразработанностью системы оценки вмененногодохода, результатом чего может стать значительный рост злоупотреблений как состороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
Таким образом, доходы ООО«Дом Купцов Кудриных», подпадающие под налогообложение единым налогом навмененный доход относятся, к группе производных доходов.
Необходимо отметить, чтопереход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемыхналогов, установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы РФ». В тоже время за предприятием ООО «Дом Купцов Кудриных» сохраняется обязанностьуплаты ряда налогов, среди которых:
— государственная пошлина;
— таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
— лицензионные и регистрационные сборы;
— налог на приобретение транспортных средств;
— налог на владельцев транспортных средств;
— земельный налог;
— налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженныхв иностранной валюте;
— подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключениемдоходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности всферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
— удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налогана доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательнымиактами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налогау источника выплат.
Такимобразом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означаетпереход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога,тем не менее вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем дляостальных юридических лиц.
Объектомобложения единым налогом с вмененного дохода является вмененный доход наочередной календарный месяц. Вмененный доход – это потенциально возможныйваловый доход ООО «Дом Купцов Кудриных» единого налога за вычетом потенциальнонеобходимых затрат. Вмененный доход рассчитывается с учетом совокупностифакторов, которые непосредственно влияют на получение такого дохода.
Прирасчете вмененного дохода учитывается такие составляющие как базовая доходность(условная доходность на единицу физического показателя) того вида деятельности,который осуществляет налогоплательщик, физические показатели (единица площади,численность работающих и другие) и повышающие (понижающие) коэффициенты.
Данныекоэффициенты, устанавливаются в зависимости от:
— ассортимента реализуемой продукции;
— качества предоставляемых услуг;
— сезонности;
— суточности работы;
— качества занимаемого помещения;
— производительности используемого оборудования;
— возможности использования дополнительной инфраструктуры;
— инфляции;
— количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
Наэти коэффициенты базовая доходность корректируется при расчете вмененногоналога.
Длятого чтобы рассчитать единый налог, подлежащий уплате в бюджет, необходимовмененный доход умножить на 0,2 (ставка единого налога – 20 процентов).
Определенныекоррективы вносятся в порядок ведения бухгалтерского учета предпринимателем всторону его упрощения.
Следует также отметить,что предприятие ООО «Дом Купцов Кудриных» осуществляет несколько видов деятельности,попадаемых под действие закона, и поэтому учет доходов и расходов ведетсяраздельно по каждому виду деятельности.
Вцелом же надо сказать, что система бухгалтерского учета и отчетности длясубъектов малого предпринимательства значительно упрощается с введением единогоналога на вмененный доход, что в целом, безусловно является положительныммоментом для налогоплательщиков, в частности для ООО «Дом Купцов Кудриных», таккак позволит упростить процедуру расчета и сбора налогов, избежать ошибок приналогообложении. Однако с другой стороны, следует отметить, что упрощеннаясистема учета предполагает отказ от метода двойной записи, что может привести ктому, что через время в случае, если малое предприятие разовьется, перестанетбыть малым, будет невозможно восстановить учет, будет остаток по бухгалтерскимсчетам.
Такимобразом, для того чтобы заплатить авансовые платежи по единому налогу навмененный доход, малые предприятия будут вынуждены любым способом обеспечитьдостаточный уровень рентабельности, что скорее всего выразится в повышение ценна товары (работы, услуги) производимые ими.
Глава 3. Преимущества ипроблемы малого предприятия, пути решения проблем
Малые предприятия вРоссии в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основываясь на данныепредприятия ООО «Дом Купцов Кудриных» можно сказать, что основная проблемаданного предприятия, как и всех малых предприятий – недостаточная ресурснаябаза, как материально техническая, так и финансовая.
Эти средства надлежитсейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет ихисточником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и онинезначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной иусиливающейся инфляции.
Положение едва ли можетсерьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов кделу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенныйрост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, покрайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучшеприменять эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательновыверенная, последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющаяпредоставлять ощутимые приоритеты тем. Кто более полезен обществу. В целом насегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения придетальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз инавсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественногоспроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденции.
Также, одной из важнейшихпроблем малого бизнеса в Росси, и в частности ООО «Дом Купцов Кудриных»,является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство,которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малыхпредприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступаютпоручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживаниямалого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные малыепредприятия. Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренциис иными предприятиями.
ООО «Дом Купцов Кудриных»нуждается также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготномбанковском кредите и в другой помощи.
В соответствии с такойисходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования,налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные свнешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшееудовлетворение потребностей населения при создании условий дляпоследовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема ООО«Дом Купцов Кудриных» – это та законодательная база, на которую сейчас можетопираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а вомногих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немалоправовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство(Гражданский Кодекс РФ, Законы РФ «О собственности в РСФСР», «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указовПрезидента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единойзаконодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установленияпретворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малогопредпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когдаудастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключаетнеобходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
Отсутствует системапроведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащегоучета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по темпоказателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами поналогообложению.
Материально-техническоеобеспечение ООО «Дом Купцов Кудриных» осуществляется в недостаточном объеме инесвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малыхпредприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ предприятияк высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовыхфинансовых затрат.
В целях развития малогобизнеса и обеспечения государственной поддержке малого предпринимательстваСоветом Министров – Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. ВПостановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства вроссийской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446 отмечается, что государственнаяподдержка малого предпринимательства является одним из важнейших направленийэкономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развитиямалого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработкасельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаровнародного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказаниепроизводственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектовжилищного и производственного назначения.
Предусматриваютсяпоручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработкесоответствующих положений в области финансирования и кредитования,научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбытапродукции, подготовки кадров, а также установление дополнительных налоговыхльгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлениюутвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства вРФ: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение,информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность,организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономикиРФ возложена разработка основ политики государственной поддержки малогопредпринимательства, а также координация деятельности центральных органовфедеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малогопредпринимательства. Дальнейшее развитие «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации».
Особое значение мелкиепредприятия имеют для эффективного использования трудовых ресурсов. Помимотого, что они создают дополнительные рабочие места и представляют возможностьреализовать свои творческие способности специалистам, для которых работа накрупном предприятии не дает такой возможности самореализации, мелкие фирмыявляются своеобразным «полигоном», на котором проходят первоначальнуюподготовку большинство будущих менеджеров и высококвалифицированныхспециалистов.
Основываясь на изложеннойинформации, можно сказать, что преимущества малых предприятий, обеспечивающиеих эффективность в условиях рыночной экономики, заключается в следующем:
— гибкость и способностьбыстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка;
— стремление к быстромуполучению эффекта, обуславливающие оперативное успешное внедрение последнихдостижений науки и техники;
— склонность к риску ипредприимчивость, характерная для большинства мелких фирм;
— возможность раскрытиятворческих способностей, интеллекта и энергии работников, что являетсяосновными характеристиками современной рабочей силы;
— создание новых рабочихмест в условиях постоянной безработицы, свойственной любой рыночный экономике;
— способность мелких фирмиспользовать местные источники сырья и энергии, что приобретает особое значениев условиях нарастающего энергетического кризиса и удорожания перевозок;
— возможностьэффективного взаимодействия с крупным производством, для которого мелкие предприятиявыступают как поставщики и производители деталей и комплектующих изделий иявляются источником нововведений.
Эффективность российскихмалых предприятий пока еще значительно уступает эффективности крупных и среднихпредприятий. Малое предпринимательство дает определенные возможностидополнительного заработка для достаточно широкого круга лиц, в том числеофициально числящихся работающих на крупных и средних предприятиях.
Заключение
Рассмотрев определенныйперечень вопросов по данной теме можно сделать следующие выводы. Малыепредприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системыстраны.
Во-первых, ониспособствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, посколькузначительная часть населения втягивается в эту систему отношений, посколькузначительная часть населения втягивается в эту систему отношений. Во-вторых,они обеспечивают необходимую мобильность производства в условиях рынка,углубление специализации и широкое развитие кооперации производства, безкоторых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет кдинамичности хозяйственного развития и росту национальной экономики. В-третьих,роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянновозрастает. Большое значение имеет способность малых предприятий расширятьсферу приложения труда, создавать новые возможности не только длятрудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельностинаселения и использования свободных производственных мощностей.
На основе данных малого предприятия- ООО «Дом Купцов Кудриных» выявили основные проблемы и преимущества малыхпредприятий в России.
Что касается проблем, скоторыми сталкиваются в настоящее время малые предприятия, то здесь необходимовыделить, прежде всего, несовершенство налогового законодательства, чтоявляется одной из основных причин, по которой в последние годы рост числа малыхпредприятий приостановился.
Преимущества малогобизнеса заключается в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениямрыночной конъюнктуры, оперативнее отражает изменения потребительского спроса,существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы икапитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развитияконкуренции. На плаву держатся те малые предприятия, которые функционируютэффективнее. Роль малого бизнеса в экономике значительна. Он связываетэкономику в единое целое, образует своего рода фундамент.
В России малоепредпринимательство рассматривается как надежная налогооблагаемая база длябюджетов всех уровней и как источник создания рабочих мест. Кроме того, малыепредприятия создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в целомблагоприятно влияет на экономическую и социальную обстановку в стране.
Значительную помощьмалому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержкипредпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитиемалых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров иуслуг, льготным кредитованием, предоставление оборудования по лизинговымдоговорам и другими мерами.
Список литературы
1) Справочникдиректора предприятия / Под ред. проф. М.Г.Лапусты. 6-е изд., испр., измен. Идоп. – М.: ИНФРА-М, 2003 г. – 128с.
2) Экономикапредприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. – 84с.
3) Экономикаорганизации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А.Сафронова. 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Экономистъ, 2004 г. – 218с.
4) Экономикапредприятия: Учебник / И.Н.Чуев, Л.Н.Чечевицина, — 3-е изд., перераб. и доп., 2006 г. – 21с.
5) Экономикапредприятия: Учебник для вузов / К.А.Раицкий, — 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002 г. – 201с.
6) Экономикапредприятия: Учебник для вуза / А.М.Магомедов. – 2-е изд., доп. – М.:Издательство «Экзамен», 2004 г. – 281 с.
7) Экономикапредприятия: Учебное пособие / И.В.Сергеев. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2003 г. – 63 с.
8) Экономикапредприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие / В.К.Скляренко,В.М.Прудников, Н.Б.Акуленко, А.И.Кучеренко/ Под ред. проф. В.К.Скляренко,В.М.Прудникова. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – 35 с.
9) Экономикапредприятия: Учебник для вузов 15-е изд. / Пер. с нем. под общ. ред. И.П.Бойко,С.В.Валдайцева. – СПб.: Питер, 2005 г. – 423 с.
10)Экономика предприятия: Учебник /В.К.Скляренко, В.М.Прудников. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – 43с.
11)Экономика предприятия: Учебник /Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2004 г. – 154 с.
12) Экономика предприятия: Учебникдля вузов / Л.Я.Аврашков, В.В.Адамчук, О.В.Антонова и др.; Под ред. проф.В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки ибиржи, ЮНИТИ, 1998 г. – 92с.
13) Российский статистическийежегодник. 2007: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2007 г. – 356 с.
14) Журнал «Вопросы Статистики» №1 / 2008 г. – 3с.