Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Кафедра«Экономика и антикризисное управление»
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:
Малыепредприятия: организация, функционирование, эффективность
Москва2009 год
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическиеосновы малого предпринимательства
1.1 Роль и значениемалого предпринимательства
1.2 Развитие малогопредпринимательства в России
1.3 Влияние кризисныхявлений в экономике на малый бизнес
ГЛАВА 2. Современный уровень развитияООО «Алтай-Аристон»
2.1 Краткаяхарактеристика предприятия
2.2 Оценкаэкономической эффективности функционирования предприятия
2.3 Факторы внутреннейсреды, влияющие на функционирование предприятия
2.4 Экономическаяоценка факторов внешней среды
ГЛАВА 3. Финансовыйкризис и малые предприятия: проблемы и решения
3.1 Особенноститекущего момента
3.2 Меры, направленныена снижение воздействия кризисных явлений наООО «Алтай-Аристон»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованнойлитературы
ВВЕДЕНИЕ
Мировой опытподтверждает: малое предприятие — очень важный элемент рыночной экономики, безкоторого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темпэкономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Развитиемалого предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
формированиесреднего класса;
рост долиэкономически активного населения;
созданиеновых рабочих мест;
трудоустройствовысвобождаемых в госсекторе работников;
разработка ивнедрение технологических, технических и организационных новшеств;
косвеннаястимуляция эффективности производства крупных компаний;
ликвидациямонополий производителей, создание конкурентной среды;
мобилизация иэффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;
улучшениевзаимосвязи между различными секторами экономики.
В России,несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия,действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий,но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.
/>Нельзя сказать, чтопроблемы малого предпринимательства находятся вне государственного внимания (впрошлом году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в РФ», новым президентом подписан Указ «О неотложных мерахпо ликвидации административных ограничений при осуществлениипредпринимательской деятельности»), но проблемы остаются, появляются новые ирешать многие из них приходится предпринимателям самостоятельно.
/>В настоящее времяпредпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействиемалому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так иобщественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства).Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную инегосударственную политику в отношении малого бизнеса.
/>Государственную политикунеобходимо направлять не на административно-директивное регулирование малогобизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системыгосударственной и общественной поддержки его развития.
/>В развитых странах давнопоняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также труднопереоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оноспособно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширитьпроизводство многих потребительских товаров и услуг с использованием местныхисточников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-техническийпрогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
/>Таким образом, проблема функционированиямалых предприятий является для России очень актуальной.
/>Цель данной курсовойработы изучить развитие малого предпринимательства в нашей стране, а именно организациюмалых предприятий, их функционирование и эффективность.
/>Для достиженияпоставленной цели поставлены следующие задачи:
/> — рассмотретьтеоретические основы малого предпринимательства;
/> — проследить эволюциюпредпринимательства в России;
— осуществитьанализ экономической эффективности конкретного предприятия;
— на основеизучения факторов внутренней и внешней среды предприятия дать рекомендации длядальнейшего развития и повышения эффективности функционирования.
Объектомисследования в данной работе является малое предпринимательство Российскойфедерации.
Субъектомизучения стало Общество с ограниченной ответственностью «Алтай-Аристон»г.Барнаул.
Работасостоит из трех глав, введения, заключения и двух приложений.
Источникамиинформации для представленного исследования послужили: отчетность ООО «Алтай-Аристон»,научная и учебно-методическая литература, нормативные акты и средства массовойинформации./>/>/>
ГЛАВА 1. Теоретическиеосновы малого предпринимательства/>/>/>1.1Роль и значение малого предпринимательства
Впервыепонятие «предпринимательство» употребил английский экономист Ричард Кантильон вконце 17 – начале 18 в.в. Он высказал мнение, что предприниматель – эточеловек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считалземлю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономическихблаг.[10]
Позжеизвестный французский экономист Ж.Б. Сэй в книге «Трактат политическойэкономии» сформулировал определение предпринимательской деятельности «каксоединения, комбинацию 3 классических факторов производства – земли, капитала,труда»[8]. Основной тезис Ж.Б. Сэя состоит в признании активной ролипредпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Ж.Б.Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организоватьпроизводство и сбыт продукции. Предприниматель, указывал он, — это лицо,которое берет на свой страх и риск и в свою пользу произвести какой-нибудьпродукт. [9]
Насегодняшний день в мире не существует общепринятого определенияпредпринимательства. Американский ученый Роберт Хизрич определяетпредпринимательство “как процесс создания чего-то нового, что обладаетстоимостью», а «предпринимателя — как человека, который затрачивает на это всенеобходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический исоциальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым». Вамериканской учебной и научной литературе дается множество и другихопределений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя сэкономической, политэкономической, психологической, управленческой и другихточек зрения. Например, английский профессор Алан Хоскинг утверждает:«Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свойсчет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность заобеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Еговознаграждением является полученная в результате предпринимательскойдеятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятиясвободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весьриск потерь в случае банкротства его предприятия».[8]
Предпринимательство– это особый вид экономической активности, ибо его начальный этап связан, какправило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствиипринимающей материализованную форму.
Предпринимательствохарактеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь топроизводство нового товара, смена профиля деятельности или основание новогопредприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новыхметодов организации производства или новых технологий — это тоже инновационныемоменты.
Для изученияпредпринимательства также необходимо выделить его существенные признаки иреализуемые им цели, к которым относятся:
— во-первых,предпринимательство – вид рисковой человеческой деятельности, связанный сосвободой выбора направлений и методов деятельности, самостоятельности и ответственностив принятии решений. При этом следует отметить в виду то обстоятельство, что,рискуя, предприниматель в рыночной системе хозяйствования не обходится безбанкротства и множества негативных последствий;
— во-вторых,предпринимательство – это деятельность, направленная на получение прибыли,успеха, наилучшего конечного результата. Качествами предпринимателя обладаютлюди не только в материальном производстве, но и занимающиеся творческимтрудом, достигая не материального успеха, а признания;
— в-третьих,цивилизованная предпринимательская деятельность позволит не только получитьприбыль, либо успех, но и решает социальные проблемы общества;
— в-четвертых, сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях:
Экономическаяфункция предпринимательства заключается в том, что она обеспечиваетнепрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системыобщества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразнымпреобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствуетповышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрениюдостижений научно-технического прогресса и др.
Социальнаяфункция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийноевоздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Этафункция способствует росту культурного и образовательного уровня населения,защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.
Уже сегодняактуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функцияпредпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночнойэкономикой.
Законодательно в России субъекты малого предпринимательстваопределены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого исреднего предпринимательства в РФ», вступившим в силу 1 января 2008 года. Встатье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднегопредпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительскиекооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных имуниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные вединый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица,крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.
Первыйкритерий — составучредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием,доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественныхорганизаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (заисключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей)может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями.Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.
Второйкритерий — средняячисленность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человекпризнаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых.Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняячисленность работников за календарный год определяется с учетом всех егоработников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или посовместительству с учетом реально отработанного времени, работниковпредставительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третийкритерий — выручкаот реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов запредшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленномНК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствиис законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Предельныезначения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основеданных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднегопредпринимательства.
Органыстатистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных илиежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).
Категорияпредприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подрядчисленность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленныхзаконом предельных значений. [1]
/>Предпринимательство в масштабе малого предприятияобладает рядом качественных особенностей:
В первую очередьстоит отметить единство права собственности и непосредственного управленияпредприятием.
Вторая характеристика – такназываемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызываетособый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, чтопозволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокойстепени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшиерынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезноевлияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированныйхарактер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малоепредприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятая – ключевая рольруководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результатыхозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своейнепосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с егоорганизацией.
Шестая специфическая черта –семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуетсяпрямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмаяособенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпаютнеобходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятияполагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный”рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Предпринимательствовсегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено всистему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены вобществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способнуюобъединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика,способная дать людям высокое качество жизни. />/>/>1.2Развитие малого предпринимательства в России
В российскойпрактике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явлениемалое предпринимательство в нашей стране существует уже 20 лет и в настоящеевремя переходит от стартового к этапу глубокого и качественного развития.Данные по изменению количества малых предприятий в 1999 – 2006 годах приведенына рис. 1.
/>
Рис. 1 Общееколичество малых предприятий на 100 000 жителей в РФ в период с 1999 по 2006гг.
Как видно изприведенной диаграммы, до 2001 года наблюдалось снижение количества малыхпредприятий, и с 2002 года наблюдается устойчивый рост их числа, связанный состабилизацией экономики страны, а также с претворением в жизнь государственныхпрограмм по развитию малого бизнеса.
В 1995-2005гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось. Этуситуацию эксперты сводно-аналитического отдела управления государственногокомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства объясняютналичием объективных причин, мешающих развитию малого бизнеса. Среди них:бюрократические барьеры, увеличение стоимости сырья и услуг, невозможностьполучения кредита, низкая покупательная способность населения. Согласнопринятому Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации» от 14.06.95 № 88-ФЗ, изменились критерии отнесенияпредприятий к малым, что и «сократило» количество тех, которые до этогосчитались малыми, а затем стали средними. Снизилась максимальная численностьработников малого предприятия. Данные по количеству малых предприятий в целомпо РФ и по регионам даны в приложении 1. Как видно из приведенной таблицы,число малых предприятий, в период с 2002 по 2006 год, за исключением некоторыхрегионов, неуклонно растет. Как и следовало ожидать, распределение количествамалых предприятий по территории РФ чрезвычайно неравномерное, это связано сособенностями экономического и географического положения регионов. Такженаблюдается неравномерность в темпах развития, увеличения количества малыхпредприятий. Во многих регионах, при общей тенденции к увеличению количествамалых предприятий, наблюдается снижение их количества.
В целом,темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общуюстабилизацию экономики страны. Если же смотреть на количество рабочих местприходящихся на малые предприятия, то складывается иная картина. Эти данныеприведены в приложении 2. Хотя во многих регионах, наблюдается значительныйрост рабочих, занятых на предприятиях малого бизнеса, но общероссийскийпоказатель по росту количества занятых на данных предприятиях отстает от ростаколичества самих предприятий, а в последний год наблюдается даже спад. Этоговорит о том, что преимущественно создаются мелкие предприятия, с малым числомзанятых на рабочих мест.
Для повышенияэффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличениюмалых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создатьсоответствующие условия. Если посмотреть на распределение малых предприятий поотраслям экономики в России, приведенное на рис.2, то можно увидеть, что малыйбизнес в первую очередь стремится в те сферы экономики, которые обеспечиваютему наибольшую прибыль и рентабельность (около 30%), а это – торговля иобщественное питание. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малыйбизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но прислабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переходв другие сферы связан со значительными затратами и риском.
/>
Рис.2.Распределение малых предприятий России по отраслям экономики в 2006 г.
Как видно наприведенной диаграмме, практически половина предприятий малого бизнесаотносится к сфере торговли и общественного питания. Также, достаточно многопредприятий в промышленности и строительстве. Обращает внимание малоеколичество предприятий в сфере бытового обслуживания населения (1,1 % от общегочисла малых предприятий), хотя считается, что данная отрасль является одной изнаиболее оптимальных.
В тоже времясубъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которыхследует выделить самые существенные: более высокий уровень риска, поэтомувысокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупныхкомпаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей;повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности впривлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др.Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как свнутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.
Качественныехарактеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и вроссийских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятиятрансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики,определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных ислабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнениюс другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.
Как ужеотмечалось выше, с 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно этому закону, субъектымалого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридическиелица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями,установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числек микропредприятиям, и средним предприятиям
В статье 6Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики поразвитию малых и средних предприятий.
Средиосновных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию впрограммах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти,участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализациигосударственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства,экспертизе законопроектов.
В числеосновных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил веденияналогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговыхдеклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядкаприватизации государственного и муниципального имущества, специальных формучастия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услугдля государственных и муниципальных нужд.
Поддержкаоказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого исреднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона №209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.
Конкретныельготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программахразвития, которые на основании данного закона будут принимать органы властивсех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная,информационная, консультационная, поддержка в области подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названыв отдельных статьях Закона.
В статье 14Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов заоказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однакоона не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства,которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключениемпотребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионнымфондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникамсоглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскуюдеятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютномузаконодательству (за исключением случаев, предусмотренных международнымидоговорами РФ).
Статьей 17Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого исреднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуруподдержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путемпредоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальныхгарантий по обязательствам этих организаций.
Финансоваяподдержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизныхтоваров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.
Предусмотренаи имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться ввиде передачи во владение и (или) в пользование государственного илимуниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений,сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок,транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмезднойоснове или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевомуназначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал другихпредприятий.
Кроме того, взаконе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки.Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, созданиеинформационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.
Законом такжепредусмотрена поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в областях:
- подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров;
- инновацийи промышленного производства;
- ремесленной,внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности. 1.3 Влияние кризисных явлений в экономике на малый бизнес
Какуже указывалось выше, в 2006–2008 годах была активизирована государственнаяполитика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательскихинициатив как на федеральном, так и региональном уровне.
Итогиактивизации показывают данные Федеральной службы государственной статистики,число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1,1 млн., аиндивидуальных предпринимателей – 3,4 млн. человек. Можно констатировать, чтотенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких лет.
Однакоположительные тенденции развития малого предпринимательства могут быть снятывоздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризиснымиявлениями в экономике зарубежных стран и России. К общим негативным факторамможно отнести, например, снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционнуюактивность.
Кспецифическим факторам в свою очередь относятся следующие. Во-первых, это резкое сокращение доступа кдополнительным финансовым возможностям ивозможностям для инвестирования. Несмотря на то, что в настоящий моментзависимость от банковского сектора и банковского финансирования малыхпредприятий в отличие от крупных и средних компаний не является сильновыраженной, кризис ликвидности сократит возможности банков для выделениядополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малогобизнеса в меньшей степени пользуются кредитами для реализации проектов порасширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малогопредпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотныхсредств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами,у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочныхкредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогутудовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себемалые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые внастоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью иуже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малогопредпринимательства.
Во-вторых,необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса отвнутреннего спроса. Данный факторзаключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворениепотребностей населения и предприятий, действующих в России. Доляэкспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижениеплатежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет негативноевлияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет ксокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезатьиздержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штата,приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.
В-третьих,для малого бизнеса станет нецелесообразным использование при работе с крупнымипроизводителями и поставщиками схемы«предоплата за продукцию – отгрузка продукции», поскольку из-закризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия небудут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимыхтоваров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельныхмалых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.
В-четвертых,кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержкималых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и ихспроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги некоторыеорганизации могут прекратить свое существование. При этом продолжитсядеятельность только тех из них, которые специализируются на предоставлениималым предприятиям финансовых услуг. Например, микрофинансовых организаций,венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно,именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станутединственным источником заемных денег для малого бизнеса.
В-пятых,кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий.В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малогопредпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобывысвободить дополнительные средства, они будут минимизировать налоговыепоступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числеукрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налоговогоадминистрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказыватьсяизлишнее административное давление с целью сохранения существующего уровняналоговых платежей от конкретных предприятий.
Безусловно,кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущербот экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательствабудет не очень сильным. К таким прежде всего относятся:
— предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса ипредоставляющие относительно дешевые услуги населению;
–предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;
–предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;
–предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могутпредоставить кредиты в сложный момент;
–предприятия, имеющие административную поддержку и работающие погосударственному/муниципальному заказу.
/>/>/>ГЛАВА 2. Современный уровень развития ООО«Алтай-Аристон»
/>/>/>2.1 Краткая характеристика предприятия
Общество сограниченной ответственностью «Алтай-Аристон» зарегистрировано ИФНСЦентрального района г. Барнаула в 2002 году.
ООО “Алтай-Аристон” — коммерческаяорганизация, целью которой является получение прибыли путем осуществленияоптово-розничной торговли. Компания «Алтай-Аристон» является профилированнымпредприятием по продаже оборудования для отопительных систем, и системводоснабжения, а также сопутствующих материалов в Алтайском крае и в Барнауле.
Фирма предлагает потребителям электрическиеводонагреватели и газовые котлы накопительные и проточные (отопительныеприборы) известной марки «ARISTON»(Аристон). Нароссийском рынке водонагреватели Ariston занимают более 50%. Завоевываетпризнание потребителей и отопительная техника Ariston.
Кроме того, вассортименте фирмы отечественная техника для отопления.
Приреализации техники в розницу предоставляется консультация по установке и наладке оборудования, а такжеза дополнительную плату производится доставка, установка и наладка.
ООО «Алтай-Аристон»в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и несет всюполноту ответственности за соблюдением интересов государства, граждан,выполнения принятых на себя обязательств.
Предприятиеявляется малым, то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов,но функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточночетко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать слаженно .
Главным органомуправления фирмы является собрание учредителей. Оно назначает на должностьдиректора предприятия, который является официальным главным представителеминтересов фирмы и уполномоченным принимать финансово — хозяйственные решенияразличной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора,несет ответственность за совершаемые сделки. Поскольку предприятие небольшое, удиректора ООО «Алтай-Аристон» один заместитель. Это необходимо в связи с тем,что деятельность фирмы можно условно разделить на два вида: взаимодействие сокружающей средой (поиск клиентов, заключение договоров, их обслуживание — т.е. контакты с клиентами; взаимодействие с другими контрагентами игосударственными органами — налоговой инспекцией, фондами страхования) исобственно реализация продукции .
Офис и складотделены друг от друга не только функционально, но и территориально — офисноепомещение находится в центре Барнаула, а складское — на окраине. Это связано стем, что заказчики, приходя в офис фирмы, должны вынести благоприятноевпечатление о предприятии — о его надежности, стабильности и состоятельности.Но аренда подобного помещения стоит достаточно дорого. Поэтому хранение товаровведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для данного видадеятельности.
Офис и складсвязаны между собой единым процессом обслуживания клиентов: менеджеры и агентыофиса находят клиентов, подготавливают и заключают хозяйственные договора напродажу товаров и услуг. Затем данные о полученных заказах и необходимости ихвыполнения передаются на склад. После того, как товар выбран в стенах офисногопомещения, необходимо ее доставить в нужное заказчику место. Бригада рабочихвыезжает по заданному адресу. Производит установку и наладку оборудования. Кофису также относится бухгалтерия ООО «Алтай-Аристон», которая начисляетзаработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контрольхозяйственной деятельности, отчитывается в фондах страхования, в Управлениистатистики и ИФНС. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и бухгалтера — кассира. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно Директору предприятия.
Такимобразом, взаимодействие офиса и склада обеспечивает целостность фирмы ивозможность ее нормального существования в условиях рынка. />/>/>2.2 Оценка экономической эффективности />/>функционирования предприятия
На основанииимеющихся данных (Табл.3) дадим оценку деятельности ООО «Алтай-Аристон».
Практически втечение всего анализируемого периода наблюдается рост выручки от продаж, чтоявляется благоприятным фактором, так как это свидетельствует о расширениидеятельности предприятия, увеличении объемов продаж.
Темп прироставыручки в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 5% или 445 тыс. руб. Такимобразом, предприятие в 2004г. получило выручку в размере 4705 тыс. руб. против4260 тыс. руб. 2003г.
Незначительноеснижение выручки от продаж в динамике наблюдается в 2005г. по сравнению с2004г. – снижение произошло на 15% и выручка в 2005г. составила 3977 тыс. руб.против 4705 тыс. руб. 2004г.
В 2006г.размер выручки от продаж составил 5255 тыс. руб., что на 32% больше предыдущегогода.
Таблица 3
Основныепоказатели производственно–финансовой деятельности ООО «Алтай-Аристон» за2003-2007гг.Показатели 2003 2004 2005 2006 2007 Темп прироста, % 2004 от 2003 2005 от 2004 2006 от 2005 2007 от 2006 2007 от 2003 Выручка от продажи, тыс. руб. 4260 4705 3977 5255 6059 10 -15 32 15 42 Численность работников, чел. 78 81 84 92 97 3,8 3,7 9,5 5,4 24,4 Выработка 1 работника, тыс. руб. 54,6 58,1 47,3 57,1 62,5 6,4 -18,6 20,7 9,5 14,5
Среднемесячная зарплата
1 работника, руб. 1190 1885 2605 2990 3250 58,4 38,2 14,8 8,7 173,1 Фактическая себестоимость продукции, тыс. руб. 3111 3513 3235 4440 4932 12,9 -7,9 37,2 11,1 58,5 Уровень затрат на 1 руб. продукции, коп. 73 75 81 84 81 2,7 8 3,7 -3,6 11 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. 1495 2061 2406 2405 2630 37,9 16,7 -0,04 9,3 75,9 Фондоотдача 2,85 2,28 1,65 2,19 2,30 -20 -28 33 5 -19 Фондоемкость 0,35 0,44 0,60 0,46 0,43 25,7 36,4 -23,3 -6,5 22,9 Валовая прибыль, тыс. руб. 1525 1505 875 2055 1309 -1,3 -41,9 134,9 -36,3 -14,2 Прибыль от продаж, тыс. руб. 1149 1192 742 815 1127 3,7 -37,8 9,8 38,3 -1,9 Общая сумма прибыли, тыс. руб. 1302 1173 591 1103 1211 -9,9 -49,6 86,6 9,8 -7,0 Чистая прибыль, тыс. руб. 912 821 414 772 920 1,0 -55,0 86,5 19,2 0,9
В 2007г.предприятие получило выручку в размере 6059 тыс. руб., что на 15% или 804тыс.руб. больше выручки 2006 г.
За весьанализируемый период размер выручки от реализации увеличился с 4260 тыс. руб. в2003г. до 6059 тыс. руб. в 2007г., что составляет 42% или 1799 тыс. руб.
Растет втечение всего анализируемого периода численность работников предприятия, чтотакже свидетельствует о расширении деятельности ООО «Алтай-Аристон».
Темп приростачисленности в 2004г. по сравнению с 2003г. составил 3,8% или 3 чел. В 2005г. посравнению с 2004г. темп прироста составил 3,7% (3 чел). В 2006г. по сравнению с2005г. темп прироста составил 9,5% или 8 чел., в 2007г. – 5,4% (5 чел.).
За весьпериод произошло увеличение численности на 24,4% (или 19 чел.) и на конец2007г. общая численность работников ООО «Алтай-Аристон» составила 97 чел. против78 чел. В 2003г.
Роствыработки, который происходит почти в течение всего анализируемого периода,является благоприятным фактором, так как свидетельствует об эффективном использованиитрудовых ресурсов организации.
В 2004г. посравнению с 2003г. выработка увеличилась на 6,4%; в 2005г. по сравнению с2004г. – снизилась на 18,6%; в 2006г. по сравнению с 2005г. – возросла на20,7%; в 2007г. по сравнению с 2006г. – возросла на 9,5.
В течениевсего анализируемого периода происходит рост выработки с 54,6 тыс. руб. в2003г. до 62,5 тыс. руб. в 2007г., что составляет 14,5% или 7,9 тыс. руб.
Размерзаработной платы увеличился в 2004г. по сравнению с 2003г. на 58%; в 2005г. посравнению с предыдущим годом – на 38%; в 2006г. – на 15%; в 2007г. – на 9%.
В течениеанализируемого периода происходит увеличение размера заработной платы с 1190тыс. руб. в 2003г. до3250 тыс. руб. в 2007г., что составляет 173%.
Ростзаработной платы можно оценить как положительную тенденцию, так как заработнаяплата – основной мотивирующий фактор деятельности работников.
Ростсебестоимости можно расценивать как отрицательный момент в деятельностипредприятия. Однако в абсолютных единицах рост себестоимости еще не говорит о сниженииэффективности по обычным видам деятельности. Темпы роста себестоимости необходимосоотносить с темпами роста выручки от продаж. Для этого рассчитывается уровеньзатрат на 1 руб. реализованной продукции.
В 2003г. на 1руб. выручки от продаж приходится 73 коп. затрат, т.е. с 1 рубля выручкипредприятие получает 30 коп. прибыль от продаж. В 2004г. на 1 руб. выручки приходится75 коп. затрат, в 2005г. – 81 коп., в 2006г. – 84 коп., в 2007г. 81 коп.
Рост данногокоэффициента нежелателен, так как, чем больше коэффициент, тем больше вструктуре выручки занимает себестоимость и меньше прибыль. В ООО «Алтай-Аристон»в течение почти всего анализируемого периода (за исключением 2007г.) наблюдаетсярост уровня затрат в структуре реализованной продукции, что свидетельствует оснижении эффективности основной деятельности предприятия.
Происходитрост среднегодовой стоимости основных производственных фондов: в 2004г. приростосновных производственных фондов составил 37,9% по сравнению с предыдущимгодом; в 2005г. – 16,7%; в 2006г. наблюдается снижение ОПФ на 0,04%; в 2007г. –рост на 9,3%.
В целом запериод ОПФ увеличились с 1495 тыс. руб. в 2003г. до 2630 тыс. руб. в 2007г.,что составляет 75,9% (в 176 раз) или 1135 тыс. руб.
По полученным данным можно сделать вывод, что предприятиеперешло на стратегию создания материальных условий для расширения деятельности,так как значительно увеличился размер основных средств.
Фондоотдачасвидетельствует о высокой эффективности использования основных фондов ООО «Алтай-Аристон»,так как в 2003г. с 1 руб., вложенного в основные фонды, предприятие получило2,85 руб. выручки, в 2007г. – 2,3 руб. выручки.
Тем не менее,необходимо отметить, что в целом за период фондоотдача падает: на 20% в 2004г.,на 28% в 2005г., в 2006г. возрастает на 33%, в 2007г. – на 5%, в целом фондоотдачав 2007г. по сравнению с 2003г. падает на 19%.
Фондоемкостьпоказывает, сколько на 1 руб. выручки приходится ОПФ, т.е. это показатель,обратный фондоотдаче. На 1 руб. выручки в 2003г. приходится 35 коп. ОПФ, в2004г. – 44 коп., в 2005г. – 60 коп., в 2006г. – 46 коп., в 2007г. – 43 коп.
О сниженииэффективности по обычным видам деятельности свидетельствует динамика валовойприбыли: происходит снижение валовой прибыль на 1,3% в 2004г., на 41,9% в2005г., на 36,3% в 2007г. Только в 2006г. валовая прибыль возрастает на 135%.
В целом запериод валовая прибыль снизилась с 1525 тыс. руб. до 1309 тыс. руб., чтосоставляет 14,2% или 216 тыс. руб.
Прибыль отпродаж в 2004г. возрастает на 4%, в 2005г. падает на 38%, в 2006г. – возрастаетна 10%, в 2007г. – на 38%. В целом за период происходит снижение прибыль отпродаж на 2%.
Общая суммаприбыль (прибыль до налогообложения) в 2004г. снижается на 10%, в 2005г. – на50%, в 2006г. возрастает на 87%, в 2007 г. – на 10%. В целом за период общая сумма прибыли падает с 1302 тыс. руб. в 2003г. до 1211 тыс. руб. в 2007г., чтосоставляет 7% или 91 тыс. руб.
Размернераспределенной прибыли в 2003г. составил 912 тыс. руб. В 2004г. размернераспределенной прибыли снизился до 821 тыс. руб., что на 1% (или 9 тыс. руб.)меньше предыдущего года. В 2005г. наблюдается снижение чистой прибыли до 414тыс. руб., что на 55% (507 тыс. руб.) меньше прибыли 2004г. В 2006г. чистаяприбыль составляет 772 тыс. руб. против 414 тыс. руб. предыдущего года. Такимобразом, происходит ее рост на 86,5% (358 тыс. руб.). Прибыль 2007г. равна 920тыс. руб. против прибыли 2006г. в размере 772 тыс. руб., что больше на 19,2%или 148 тыс. руб.
В течениевсего анализируемого периода наблюдается рост чистой (нераспределенной) прибылис 912 тыс. руб. в 2003г. до 920 тыс. руб. в 2007г. Таким образом, размерприбыли увеличивается на 0,9%, что составляет 8 тыс. руб.
В целом можносделать вывод, что предприятие работало эффективно, так как его деятельность втечение всего анализируемого периода приносила прибыль, убытки отсутствовали./>/>/>2.3Факторы внутренней среды, влияющие />/>на функционирование предприятия
Внутренняясреда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Онаоказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционированиеорганизации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых всовокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагаеторганизация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какимисильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служатбазой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую онадолжна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предметпристального внимания со стороны руководства, которое должно делать всевозможное, чтобы избавиться от них.
Информация овнутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутреннийпотенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе длядостижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучшеуяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции,оказания услуг, организация обеспечивает возможность существования своимработникам, создает определенные условия для их жизнедеятельности.
Итак, методомэкспертных оценок проведем анализ внутренней среды по следующим направлениям:
Производственныйпроцесс: объем, структура, темпы реализации товаров, номенклатура товаров;обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость ихиспользования, система контроля запасов, наличный парк оборудования и степеньего использования, ресурсные мощности, техническая эффективность мощностей,местонахождение предприятия и наличие инфраструктуры; экология, контролькачества, издержки и качество технологий, патенты, торговые марки и т.п.
Персонал: структура, потенциал,квалификация, количественный состав работников, производительность труда,текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников.
Организацияуправления: организационная структура, система управления, уровеньменеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства:фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций.
Маркетинг: товары, реализуемыефирмой, доля на рынке, возможность собирать необходимую информацию о рынках,маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы,нововведения, имидж, репутация и качество товаров, стимулирование сбыта,реклама, ценообразование
Финансыи учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность ирентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам). Собственныеи заемные средства и их соотношение: эффективная система учета, в том числеучета издержек, формирование бюджета, планирование прибыли.
/>
Рис. 3Факторы внутренней среды ООО «Алтай-Аристон»
В ходепроведенного исследования выявлены следующие сильные и слабые стороны фирмы ООО«Алтай-Аристон»:
Сильные стороны:
- Дилерская сеть в различных районах края
- Наличие квалифицированного сбытового персонала
- Наличие хорошей производственной базы (складскиеи офисные площади
- Широкая номенклатура продукции
- Высокое качество представляемой на рынокпродукции
- Эксклюзивное представительство крупногостоличного поставщика
- Умеренная цена
Слабые стороны:
- Недостаточная степень «регуляризации»управления при росте объемов и сложности задач
- Отсутствие налаженных механизмов поиска иуправления персоналом
- Недостаток сбытовых сотрудников требуемойквалификации
- Отсутствие интегрированной корпоративнойинформационной системы
- Трудности подтверждения и обоснованиякачественных характеристик продукции
- Отсутствие целенаправленной стратегии
- Не использование нестандартных финансовыхинструментов
- Слабая ответственность и мотивация менеджеровнаправлений за результаты./>/>/> 2.4 Экономическаяоценка факторов внешней среды
Внутренниефакторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время каквнешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которыеоказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупныхконкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы,государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторынаходятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство ООО «Алтай-Аристон»стремится сделать так, чтобы их предприятие реагировало на изменения вконкретной внешней среде, так как предприятие намеревается достичь поставленныхцелей. На рис. 4 представлена структура и место внешнего и внутреннегоокружения предприятия.
/>
Рис. 4.Структура внешней и внутренней среды предприятия ООО «Алтай-Аристон»
На рис. 5приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных фактороввнешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализаособенностей функционирования предприятия в условиях стабильной внешней ивнутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнеговоздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнегоокружения, видом реализуемой продукции, принятыми управленческими решениями.
/>
Рис. 5.Степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие
Менеджеры ООО«Алтай-Аристон» учитывают действие факторов, находящихся вне организаций,поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношениипоставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер выявляетсущественные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию,подбирает методы и способы реагирования на внешнее воздействие. Организациявынуждена приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
Выделяютследующие основные характеристики внешней среды:
Взаимосвязьфакторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного факторавоздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения можетобуславливать изменение других.
Сложностьвнешнейсреды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а такжеуровень вариативности каждого фактора;
Подвижностьсреды– скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружениесовременных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижностьвнешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и нижедля других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должныопираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективныерешения.
Неопределенностьвнешнейсреды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагаеторганизация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннейвнешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Средапрямого воздействия включает факторы, которые влияют на деятельность организации. Кним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждениягосударственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Под средойкосвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямогонемедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании.Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-техническийпрогресс, социокультурные и политические изменения влияние групповых интересови существенные для организации события в других странах.
/>
Рис. 6.Факторы внешней среды ООО «Алтай-Аристон»
Итак,рассмотрим существующие на данном этапе положительные и отрицательные моментывнешнего окружения ООО «Алтай-Аристон».
/>/>/>/> — Угрозы во внешнем окружении
Политика
è Неблагоприятныеизменения в торговой политике иностранных государств
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Устойчивыесвязи с большим числом клиентов// /Сильная сторона
· Ориентацияв основном на зарубежных поставщиков // /Слабая сторона
· Недиверсифицированнаядеятельность// /Слабая сторона
è Увеличениетаможенных пошлин
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Ориентацияв основном на зарубежных поставщиков// /Слабая сторона
Экономика
è Возможныйспад в российской промышленности и замедление роста рынка
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Пониманиеруководством значения и необходимости «регулярного менеджмента»///Сильная сторона
· Отсутствиецеленаправленной стратегии// /Слабая сторона
· Неиспользование нестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона
· Отсутствиеинтегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
· Недиверсифицированнаядеятельность// /Слабая сторона
è Неблагоприятныеизменения в обменных курсах валют
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Достаточныйоборотный капитал из-за льготных условий основного поставщика// /Сильнаясторона
· Неиспользование нестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона
Технология
è Ростколичества «суррогатов» продукции
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Широкаяноменклатура продукции// /Сильная сторона
· Высокоекачество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона
· Умереннаяцена// /Сильная сторона
· Трудностиподтверждения и обоснования качественных характеристик продукции// /Слабаясторона
Рыночное окружение
è Применяемыероссийскими производителями-конкурентами формы неденежной оплаты,трудновыполнимые для компании
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Хорошаяпостановка и компьютеризация бухгалтерского учета// /Сильная сторона
· Не использованиенестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона
· Отсутствиеинтегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
è Возможностьпроникновения на рынок западных компаний в случае изменения их ценовой политики
/>/>/>/>Сопоставляемыефакторы внутренней среды:
· Дилерскаясеть в различных регионах// /Сильная сторона
· Высокоекачество представляемой на рынок продукции// /Сильная сторона
· Наличиеквалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона
· Наличиехорошей производственной базы (производственные и офисные площади)// /Сильнаясторона
· Устойчивыесвязи с большим числом клиентов// /Сильная сторона
· Известностьторговой марки// /Сильная сторона
· Отсутствиецеленаправленной стратегии// /Слабая сторона
· Недостаточнаястепень «регуляризации» управления при росте объемов и сложностизадач// /Слабая сторона
· Неиспользование нестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона
· Отсутствиеналаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона
· Недостатоксбытовых сотрудников требуемой квалификации// /Слабая сторона
· Отсутствиеинтегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона
è Существующиена данном рынке неэкономические методы конкуренции
Сопоставляемые факторы внутренней среды:
· Дилерскаясеть в различных регионах// /Сильная сторона
· Наличиеквалифицированного сбытового персонала// /Сильная сторона
· Наличиехорошей производственной базы (производственные и офисные площади)// /Сильнаясторона
· Эксклюзивноепредставительство завода-поставщика// /Сильная сторона
· Шестилетнийопыт работы на рынке// /Сильная сторона
· Недостаточнаястепень «регуляризации» управления при росте объемов и сложностизадач// /Слабая сторона
· Неиспользование нестандартных финансовых инструментов// /Слабая сторона
· Слабаяответственность и мотивация менеджеров направлений за результаты// /Слабаясторона
· Отсутствиеналаженных механизмов поиска и управления персоналом// /Слабая сторона
· Недостатоксбытовых сотрудников требуемой квалификации// /Слабая сторона
· Отсутствиеинтегрированной корпоративной информационной системы// /Слабая сторона.
Такимобразом, торговая фирма ООО «Алтай-Аристон» имеет ряд преимуществ передконкурентами на рынке, но и отмеченные негативные стороны дают менеджментупредприятия пищу для размышления и показывают направления для дальнейшегоразвития.
ГЛАВА 3. Финансовый кризис и малые предприятия: проблемы ирешения
3.1Особенности текущего момента
Малый бизнесдо недавнего времени был одной из самых динамичных составляющих российскойэкономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота иинвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по Россиисоставляли 15-20%. Это можем наблюдать на примере ООО «Алтай-Аристон» — типичном представителе малого предпринимательства во второй главе данногоисследования. По предварительным итогам 2008 г. — уже 5-7%, а в 2009 г.показатели развития малого бизнеса уйдут в минус. В большей степени от кризисастрадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия,оказывающие бизнес-услуги. При углублении кризиса более половины из них (тоесть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозитьсвою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли,общественного питания и производства товаров потребления (на них в общейсложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущатькризисные явления, но уже готовятся к большему спаду — не менее чем на 20-25%по итогам 2009 г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеютмалые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услугинаселению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта длязамещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придетсябороться, не брезгуя никакими средствами.
Государство вборьбе за выживание не помощник. Скорее наоборот. Малые предприятия вынужденыпреодолевать возросшее административное давление со стороны проверяющих иконтролирующих органов. В частности, в конце 2008 — начале 2009 г., по даннымопроса НИСИПП[1], более чем в 2 разаувеличился прессинг налоговых органов, стремящихся выполнить свой план и взятьвсе до последней копейки с тех, с кого легче всего «стрясти». Например:Предприниматели — матери-одиночки с малолетними детьми, доход, которых непозволяет получать даже мизерное пособие, но вынужденные выплачиватьнеобходимое государству. Сыт ли при этом ребенок – уже проблема матери.
Теневыеиздержки бизнеса на преодоление административных барьеров, по экспертнымоценкам, и так уже составляют порядка 6-7% от выручки предприятия, а в условияхужесточения административного прессинга они будут только увеличиваться.Возможная помощь от государства в объеме 30-50 млрд руб. вряд ли сможет снизитьнегативное влияние кризиса. Просто потому, что не дойдет до получателей. Так, в2008 г. при выделении 9 млрд. руб. лишь около 6000 малых предприятий из 1 млн(то есть 0,6%) смогли получить какую-то поддержку. Вряд ли в условиях кризисамеханизм помощи малому бизнесу будет более эффективным. Заставить банкикредитовать малые предприятия тоже вряд ли получится.
Спасаясь отадминистративного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. По даннымНИСИПП, доля теневой активности малых предприятий до кризиса составляла порядка30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что из-за кризиса в этом году цифра можетувеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за стольмассированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показатьколлапс этого сектора экономики.
Вновь входитв практику давно забытая «бартеризация». В условиях отсутствия оборотныхсредств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путемобмена товарами и услугами. В регионах уже начинают создаваться так называемыеантикризисные расчетно-товарные центры, действующие по сетевому принципу испециализирующиеся на обмене товаров и неплатежей. Конечно, вряд ли долябартера в товарообороте малых предприятий достигнет уровня, зафиксированного вовремя кризиса 1998 г. (около 70-80%), но очевидно, что она резко увеличится. Наблюдаетсятенденция увеличении количества фирм-однодневок, специально создаваемых дляманипуляции активами и сокрытия доходов. Собственники малого предприятия могутрегистрировать новую организацию и переводить туда все ценные активы прежнейорганизации, оставляя за последней все долги и обязательства. Кредиторы жепредприятия в данной ситуации останутся ни с чем. Таким образом, всеобщее «затемнение»ведет, может быть, к самому опасному — полной потере доверия предпринимателейдруг к другу.
Итак, кризис можетобусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход срынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временносвернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность,сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборотаи инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.
Анализ спецификикризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующиепроблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства (Табл.4). [17]
Таблица 4
Проблемные и уязвимыеточки субъектов малого предпринимательстваКатегория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные точки Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги снижение спроса на услуги, риск неплатежей Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала – середины года Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе – снижение спроса на продукцию Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г., повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию, расширение производства отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития Все субъекты МП административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
Основные существующие иливозможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носятфинансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа кбанковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами,так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствиесвободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержкималого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов иограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса напродукцию при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателейоборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами,снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания». 3.2 Меры,направленные на снижение воздействия кризисных явленийна ООО «Алтай-Аристон»
Для решения указанныхпроблем и предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность исследуемогопредприятия должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базымалого бизнеса и снижение издержек малого бизнеса.
В первую очередь,необходимо максимально сократить затраты. Как не прискорбно, но основной резервнаходится в точке личного потребления и нерационального использования трудовыхресурсов.
Как показала практика,рядовому предприятию в провинции особой поддержки от кого-либо из громкообещающих и обнадеживающих, ждать неразумно. Здесь нужно самим искать способывыжить.
ООО «Алтай-Аристон» — предприятие, реализующее продукцию, пик высоких продаж, которой приходится навесенне-летний период, т.е. уже можно подготовиться и провести ряд мероприятий.
В связи с развитиемИнтернет-торговли и виртуальных офисов можно порекомендовать рассмотреть именноэто направление развития.
Виртуальный офис,например, который предлагает одна известная в сети компания, позволяетсотрудникам работать из своего дома. Преимущества очевидны: нет необходимостинести затраты на реальный офис.
Стоит обратить особоевнимание на создание Интернет-магазина. Это окажет заметный эффект вконкурентной борьбе.
Расходы на рекламу можносократить значительно, путем контекстной рекламы в Интернете.
В настоящее время методпрямых продаж также приобретает особую актуальность. Многие компании в мирепереходят на данный способ продаж.
Продолжая изучать мировойопыт выхода из кризиса, следует отметить, что набирает обороты дистанционнаяторговля по каталогам. Потенциальным покупателям рассылаются по почте каталоги,которые позволяют им, в спокойной домашней обстановке выбрать необходимыйтовар.
Итак, как показываетистория, кризис – это новый шанс, это возможность начать новое.
Примером человека, который начал свой бизнес во время кризисаможет быть, например, Джеймс А. Райдер, который создал компанию Ryder Systems.В начале большого кризиса 1929 года его уволили с должности инженера. Но, он непал духом, а купил себе грузовик и стал заниматься вывозом мусора с пляжейМалибу и перевозкой строительных грузов. Спустя два года, Райдер покупает ещенесколько грузовиков и начинает сдавать их в аренду компаниям. После того, каккризис закончился, грузовики стали составлять конкуренцию поездам по скоростидоставки грузов. На данный момент, стоимость компании Ryder Systems составляет2,1 млрд. долларов.
Таким образом, данный кризис – не первый и не последний,причем у предприятий малого бизнеса есть одно значительное преимущество — онипросто обязаны воспользоваться некоторым снижением активности «акул бизнеса» иперехватить инициативу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальностьданного исследования у всех на слуху. Тема финансового кризиса не покидает СМИи головы соотечественников. В этой связи, малые предприятия переживают не лучшиевремена, поэтому имеет смысл обратиться к их проблемам.
Начало даннойкурсовой работы посвящено теоретическим аспектам малых предприятий. Даноопределение, изучены функции, роль, значение в экономике, особенности развития истановления в Российской Федерации.
Во второйглаве глубоко изучена деятельность ООО «Алтай-Аристон». На основаниипроизводственных показателей оценена экономическая эффективностьфункционирования фирмы в последние пять лет. Дан анализ внутренним и внешнимфакторам, влияющим на функционирование фирмы. Сделаны выводы и дан ряд рекомендацийпо дальнейшему развитию.
Основнойпроблемой текущего периода является мировой кризис в экономике, с началомкоторого, региональные предприятия не до конца понимали, каким образом – этоможет отразиться на них. Но любое, даже самое малое предприятие, являетсячастью мировой финансовой системы. Таким образом, основной целью данной работыбыло выявить и осветить особенности малых предприятий в текущий момент. Малыйбизнес, конечно, не так богат как крупный, но он более гибок.
Изучивконкретное предприятие, в третьей главе предложены меры по снижению влияниякризисных явлений и дальнейшему развитию именно этого субъекта малогопредпринимательства.
Итак,возрожденная форма хозяйствования – малое предприятие – в постсоветской Россииво второй половине 80-х годов XX века, убедительно доказывает свою эффективность,так как обеспечивает работой широкие слои населения; организационно-технологическимобильна; имеет возможность высокими темпами внедрять инновации; проводит активнуюконкурентную политику; не имеет жесткой бюрократической структуры и громоздкогоуправленческого аппарата; быстро реагирует на потребности рынка;
даёт возможность государству получать доход от егоналогообложения.
/>/>/>Списокиспользованной литературы
1. Федеральныйзакон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации»
2. Огосударственной регистрации юридических лиц: федеральный закон: принят Гос.Думой 8 августа 2001 г.
3. Олицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон: принят Гос.Думой 25 сентября 1998г.
4. Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора): федеральный закон: принят Гос. Думой 8 августа 2001 г.
5. ПостановлениеПравительства Российской Федерации. О первоочередных мерах по развитию игосударственной поддержке малого предпринимательства в РФ официальный текст: [принят Гос. Думой 11 мая1993г.]
6. Бусыгин,А.В. Предпринимательство.учебник / А.В. Бусыгин. Академия народного хозяйствапри Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 640 с.
7. Горфинкель,В.Я., Поляк Г.Б., Швандар А. Предпринимательство. учебник / В.Я. Горфинкель. –М.: Юнити-Дана, 2001. – 581 с.
8. Коноплев,В.А. Основы предпринимательской деятельности и бизнеса: учебное пособие / В.А.Коноплев. ГОУ ВПО «Кемеровский госуниверситет». – Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 328 с.
9. Лапуста,М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай А.Г. Предпринимательство: учебник /М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2000.-448 с.
10. Муравьев, А.И., ИгнатьевА.М, Крутик А.Б. Предпринимательство: учебник / А.И. Муравьев. – СПб.: Лань,2001. – 696 с.
11. Пелих, А.С. Основыпредпринимательства: учебник / А.С. Пелих. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
12. Предпринимательство: от идеи до воплощения.Практическое пособие. Часть 1. / Отв.ред. В.А.Кузнецов, Барнаул, 2007. — 187 с.
13. Предпринимательство. Вопросы теории ипрактики. Учебное пособие / Под общей ред. Локтева С.А., Барнаул: Азбука, 2007.-557 с.
14. Дадашев, А. Ресурсная эффективность малыхпредприятий // Экономист. – 2006. — №6. – С. 55-61.
15. Калугина, З. Большие проблемы малого бизнесаСибири // ЭКО. – 2008. – №2. – С. 105-127.
16. Карачаровский, В.Развитие малого высокотехнологичного бизнеса в России // ЭКО. – 2004. — №9. –С. 68-80.
17. Литвак Е. Малый бизнес во время кризиса: проблемные точки и«лекарство» для выживания // www.b-port.com/ 22.01.2009
18. Орлов, А. Малоепредпринимательство в России: развитие или стагнация? //Вопросы экономики. –2008. — №10. – С. 70-79.
19. Орлов, А. Перспективыразвития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. – 2008. — №7. – С. 119-126.
20. Ушаков, Д. Административныебарьеры в сфере российского малого предпринимательства: оценка временных иденежных издержек их преодоления // РЭЖ. – 2005. — №3. – С. 92-95.
21. Царев, И. Малоепредпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2004. — №1. – С. 117-123.
22. Шестоперов А. Большое сжатие малого бизнеса // SmartMoney.- 2009 г.- № 6
23. smb.economy.gov.ru/
24. gks.ru — Официальный сайтФедеральной Службы Статистики
25. http://businesspress.ru — Портал электронных СМИ для предпринимателей
26. http:// mirkrizis.ru –Финансово-аналитический блог
27. www.regnum.ru — «Регионы России в условиях финансового кризиса»