Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание любви к живой природе на уроках литературного чтения, посвящённых творчеству Паустовского

Введение
Актуальность исследования
Как актуальна сейчасвообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так иактуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников науроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина ГеоргиевичаПаустовского.
Необходимость любви к природе,а, следовательно, и необходимость её воспитания в детях вытекает, прежде всего,из Господом данной заповеди о любви к Нему, первой и наибольшей. Поскольку намзаповедано любить Бога, то должны мы любить и всё Его творение.
Кроме того, ещё праотцамАдаму и Еве в раю Богом было повелено владычество над всею землёю, о чёмговорится в книге Бытия. А без любви всё – ничто.
Обратной стороной этоймедали является познание Бога через природу. Творец всего и Создатель открываетСебя человеку через природу, через Своё творение. Увидеть же Бога, отблескиБожественного Света, Его Всемогущую руку в природе возможно только любовью кней (природе).
С другой стороны, любовьк живой природе, забота о ней, о братьях меньших делает нас добрее и помогаетнаучиться любви к братьям во Христе. Особенно это важно в детском возрасте.Таким образом, необходимость воспитания любви к живой природе обусловленапотребностью в любви и её проявлении к ближнему, к человеку, людей друг кодругу.
Посмотрев же подругим углом на данный вопрос, следует отметить и особенную остроту проблемысохранения природы, её богатств, чистоты, девственности, и потому необходимостизаботиться о природе, что также не возможно без любви, которая являетсямощнейшим и наиболее эффективным двигателем человеческими поступками. Человектак устроен, что, скорее, поступит по велению своего сердца, нежели, опираясьна доводы разума. «Людям свойственно защищать то, что они любят… любовь кприроде является чуть ли не основной мотивацией природоохраны». [5]
«Известныйфранцузский природоохранник Жан Дорст писал, что спасти природу может тольколюбовь… С ним согласен видный российский деятель заповедного дела Ф.Р.Штильмарк: “Поэтому идеалисты, считающие, что спасти природу может тольколюбовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумномууправлению биоценозами…”»[5]
Одним из средств жевоспитания любви к живой природе является слово, художественная литература,знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературы,литературного чтения.
Рассказы КонстантинаГеоригиевича Паустовского в этом аспекте являются уникальными и несут в себеогромнейший, неоценимый воспитательный потенциал. Произведения других авторов,писавших о природе, носят, скорее, познавательный характер, или же в них ярко,красочно, эмоционально описывается жизнь только животных, во взаимоотношенияхих друг с другом, без участия человека…
Цель исследования –выявить возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников науроках литературного чтения, посвящённых творчеству Константина ГеоргиевичаПаустовского.
Задачи исследования: 1.Проследить воспитание любви к живой природе в системе начального образования.
2. Выявить возможностьвоспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературногочтения, посвящённых изучению произведений Константина Георгиевича Паустовского.
3. Объект исследования — воспитания любви к живой природе в начальной школе.
Предмет исследования –процесс воспитания и возможность воспитания любви к живой природе у младшихшкольников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений К.Г. Паустовского.
§1. Воспитание любви кживой природе у младших школьников в системе начального образования
Справедливость мысли онеобходимости и важности любви к природе и её воспитания в детях, обозначеннаяв актуальности данного исследования, отражена в трудах многих авторов,писателей, учёных, педагогов.
«Любовь к природе –великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее,ответственнее».
«Наличие этого чувства –обязательный признак доброго сердца…».
Это также «выражениеблагодарности земле, которая нас родила, вскормила и стала нашим домом».
Другим аспектомнеобходимости любви к природе и одной из проблем современности, что также былоотмечено уже в актуальности курсового исследования, является экологическийкризис. Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном кней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почтиневозможно. По мысли Е. В. Борейко, любовь к природе является главноймотивацией её охраны. Считающие, что «…спасти природу может только любовь,…более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами…» спастиприроду может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, ктопризывает к разумному управлению биоценозами…». Воспитание же любви к природе очень тесно взаимосвязано с экологическимвоспитанием. «Экологическое воспитание – это составная часть воспитания,направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формированиеэкологического мышления и умения грамотного экологического поведения вокружающей среде, нравственно-эстетических качеств по отношению к природе».Любовь к природе без этих определённых экологических знаний своего родабесплодна, неплодотворна. Потому, говоря о воспитании любви к природе у младшихшкольников в системе начального образования, целесообразно говорить об ихэкологическом воспитании.
«Отношение к окружающейсреде – сплав знаний, чувств и действий». Эта мысль ещё раз подтверждаетпотребность воспитания в детях не только любви к природе, но и экологическоговоспитания.
«Ответственное отношениек окружающей среде, — как пишет Л. П, Салеева, — формируется у человекапрактически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьныегоды». Дети в младшем школьном возрасте особенно удобопреклонны к восприятиюлюбви, добра, красоты. Особую близость ребёнка в этом возрасте к природеподчёркивает Н. В. Воронина в статье «Экологическое воспитание младшихшкольников». Она же говорит о том, что ребёнка-младшего школьника много легченаучить любить природу, беречь её. «Детям свойственны доброта илюбознательность, но им не хватает опыта и знаний», — пишет В. Д. Купров.Потому одной из важнейших задач начальной школы является экологическоевоспитание. Начальная школа имеет богатый арсенал средств и методоввоспитательного воздействия на душу и ум ребёнка.
Содержание всех предметовначальной школы, несущих какую-либо информацию о природе и о взаимодействиичеловека с природой составляет основу для становления и развития ответственногоотношения к природе. Возможности для экологического воспитания учащихсязаложены в содержании каждого учебного предмета. «Каждый учебный предмет вноситопределённый вклад в формирование экологической культуры младших школьников»[27], но ни для одного из них эта задача не являетсяглавной, ни один из них не ставит перед собой цели экологического воспитания,воспитания ребёнка в духе бережного отношения к окружающей среде. Исключениемявляется интегративный курс «Окружающий мир».
С целью изучения даннойдисциплины разными авторами создано множество программ. Одной из них, самойшироко известной, является программа «Зелёный дом» А. А. Плешакова. Программа«Зелёный дом» — это система учебных курсов с экологической направленностью.«Зелёный дом» «обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром,их естественно-научное и экологическое образование». «Приоритетной задачейпрограммы, — говорится в пояснительной записке, — является формирование в сознанииучащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома,своего собственного и для всех людей, для всего живого. На этой основепроисходит у детей становление современной экологически ориентированной картинымира…»[26] «На формирование бережного отношенияк богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственнообоснованного поведения в природной и социальной среде» нацелен один из курсовпрограммы для 1-2 классов.
В 3-4 классах четырёхлетнейначальной школы «удовлетворению общественной потребности в действенномэкологическом воспитании младших школьников» [26] призвано служить изучение одного из курсов программы «Зелёный дом», курса«Природоведение». Воспитание бережного и ответственного отношения к природеявляется одной из целей данного курса, посредством которого учащиеся знакомятсясо многими экологическими проблемами, вставшими и встающими перед людьми. Впояснительной записке также говорится, что «важной задачей курса являетсяпреодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающегобезответственное отношение к ней», что «изучение природоведения способствуетформированию у детей убеждения у детей необходимости охраны природы». [26] В ходе изучения природоведения учащиеся приобретаюттакже определённые умения, позволяющие им участвовать в практическойдеятельности по охране природы. Значительную роль в программе автор отводитнаблюдениям в природе и практическим работам.
В программе«Природоведение» З. А. Клепининой красной нитью также проходят идеи взаимосвязичеловека и природы, правила охраны природы и способы предотвращения еёразрушения.
В пояснительной записке кпрограмме «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой и И. В. Потаповатакже говорится о цели этого предмета как о воспитании правильного отношения кокружающей среде. По программе «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой и В. Д. Шилинаодним из основных учебно-воспитательных задач курса является воспитание уучащихся бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе, формированиеу них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
«Содержаниеприродоведения обеспечивает естественную основу в понимании младшимишкольниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяетсяособое внимание формированию конкретных знаний о живой природе» [38], помогающие правильно вести себя в окружающей среде,приобретают багаж знаний, необходимый для экологически грамотного поведения вприроде, такого поведения, при котором будет невозможно как-либо навредить природеи принести ей боль. Это знания о взаимосвязях всего живого и неживого, озакономерностях и условиях развития животных и растений, о последствиях тех илииных поступков человека по отношению к природе, об охране редких растений иживотных, о пользе и чрезвычайной значимости каждого элемента природы, каждогоживого существа.
Огромную роль в привитиитаких знаний несут, являющиеся одной из форм организации учебно-воспитательнойработы с учащимися, экскурсии в природу. На основе проведения экскурсий «обогащаетсяопыт детей непосредственными наблюдениями за состояниями природы в разное времягода, за поведением животных[26] Черезэкскурсию происходит «развитие у школьников способности радоваться и удивлятьсяв процессе общения с природой…» [26],«накоплении опыта живых впечатлений от общения с миром животных, которых онивидят в лесу, зоопарке, живом уголке…»[26]
На уроках трудовогообучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природныхматериалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению собъектами природы и изделиями из них». [26] Наних детям также предоставляется возможность проявить своё неравнодушное,ответственное отношение к живой природе. На занятиях по трудовому обучениюучащиеся изготавливаю кормушки для птиц, скворечники.
§2. Воспитание любви кживой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённыхизучению произведений К. Г. Паустовского
Не менее важную роль, аскорее даже, наоборот, в экологическом воспитании младших школьников играютуроки литературного чтения, что отражено и в программе по литературному чтениюЛ. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой. Обогащение чувственногоопыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе – однаиз основных задач курса литературного чтения. «Изучение литературныхпроизведений на тему природы – важный аспект экологического воспитания детей» [15] Произведения таких писателей как Михаил МихайловичПришвин, Виталий Валентинович Бианки, Николай Иванович Сладков, носящиеприродоведческий характер расширяют и углубляют знания детей о природе,помогают увидеть живой мир так, как это не возможно на уроках окружающего мира,в деталях, не описываемых природоведением. Любовь же к природе, с развития темыо которой было начато курсовое исследование, «возникает не на основе знаний, ана основе эмоциональных переживаний»[5], иименно на уроках литературного чтения наиболее успешно происходит её воспитаниев детях.
Уроки литературногочтения открывают ребёнку дорогу в огромный, разнообразный и прекрасный мирхудожественной литературы, которая является, как пишет Н. И. Кремянская,ближайшим помощником учителя в важном деле воспитания у детей любви к природе.«Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическимсодержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства,сознание, волю. Оно по своей природе оказывает на ребёнка большоевоспитательное воздействие…», говорится в программе по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого и М. В. Головановой.
Многие писатели и поэты,писавшие о мире животных и растений, воспевшие в своих произведениях красоту ивеличие природы, её невыразимое премудрое устроение, затрагивают самые нежныеструны человеческой души. При помощи художественного слова они приобщаютчитателя к миру природы, помогают увидеть и видеть красоту её. Стихи и проза,живописующие о природе, воспитывают любовь к ней, ту любовь, которая, по словуС. Образцова, педагога и создателя кукольного театра, «возникает тогда, когдаребёнок начинает чувствовать ответственность за своего котёнка, посаженнуюберёзку, прилетевшего снегиря».
Здесь «слово становитсяобъектом внимания читателя и осмысливается им как средство созданиясловесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли,чувства, идеи». На уроках литературного чтения средством воспитания являютсясами тексты произведений, сам литературно-художественый текст здесьнепосредственно воспитывает. «… глубокое читательское вхождение в пространствохудожественного текста, в образ литературного героя, в обстоятельства егожизни, в его проблемы вызывает у любого читателя желание «примерить насебя» его судьбу, его обстоятельства…».
Одними из наилучшихпроизведений, содержащих в себе огромный воспитательный потенциал, являютсярассказы Константина Георгиевича Паустовского.
В произведениях другихавторов, писавших о природе, таких как Николай Иванович Сладков, МихаилМихайлович Пришвин, Виталий Валентинович Бианки, чаще всего, изображаютсяживотные и растения во взаимоотношениях друг с другом. Человеку в этихпроизведения места нет. Он является в данном случае своего рода стороннимнаблюдателем, никаким образом не участвующим в жизни героев произведения. Врассказах же Паустовского показаны непосредственные отношения между человеком иживой природой. Читатель этих рассказов как бы сам становится одним из героевпроизведения, проникается их жизнью. Картины природы в произведенияхКонстантина Георгиевича Паустовского очень реалистичны и в то же время лиричны.Природа в его рассказах «увидена глазами наблюдательного читателя, доброго,любящего её человека, способного удивляться, радоваться каждой травинке,восхищаться живым существом, находить с ним родственную связь».
Справедливым будетотметить, что такими же глазами в своих рассказах Паустовский смотрит и начеловека. Его авторское внимание занимают и
«… малейшие движениячеловеческого сердца, едва приметные волнения души», как пишет А. Эрлих. Такимобразом, можно сказать, что Паустовский писал не только о природе, но и очеловеке, о людях, о тесной взаимосвязи природы и человека.
Со стороны встречаемостипроизведений Константина Георгиевича Паустовского в курсе литературного чтения иих тематического распределения в нём были проанализированы следующие программыпо литературному чтению:
О. В. Джежелей; Г. М.Грехнёвой и К. Е. Кореповой; О. В. Кубасовой; Л. Ф. Климановой и В.Г.Горецкого; Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой; Г. Н. Кудиной и З. Н. Новлянской, атакже Л. А. Ефросининой и М. И. Омороковой.
В результате анализа этихпрограмм была сделана, приведённая в приложении, таблица, наглядно показывающаясоотношение в различных программах изучаемых произведений КонстантинаГеоргиевича Паустовского, классов, в которых происходит знакомство детей сэтими произведениями и тем, разделов, в которые они включены.
В программе О. О.Джежелей встречаются только два произведения Паустовского. В третьем классе это«Заботливый цветок», а в четвёртом классе – «Заячьи лапы». Оба эти рассказа впрограмме объединены общей, посвящённой детству, темой.
Больше всего произведенийКонстантина Георгиевича в программе Ефросининой, Омороковой и Грехнёвой,Кореповой.
В третьем классе попрограмме Ефросининой и Омороковой учащиеся читают один рассказ «Барсучий нос»,включённый в тему «О братьях наших меньших». В четвёртом же – дети по даннойпрограмме знакомятся с четырьмя рассказами «Стальное колечко», «Заячьи лапы»,«Кот-Ворюга» и «Какие бывают дожди». Последние четыре рассказа приводятся втеме «Произведения Паустовского».
По программе Грехнёвой,Кореповой ребята должны познакомиться во втором классе с рассказом «Барсучийнос», в третьем классе — с отрывком из произведения «Мой дом», отрывком«Кишата» из книги «Повесть о жизни» и произведением «Жара стояла над землёй», ав четвёртом — со сказкой «Стальное колечко». Рассказ «Барсучий нос» и отрывок«Мой дом» читаются по теме
«О братьях наших меньших»,а произведение «Жара стояла над землёй» Грехнёва и Корепова относят к темевремён года «Лето красное».
К теме времён года втретьем классе произведения Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос»и « Стальное колечко» относит также в своей программе по литературному чтениюО. В. Кубасова. Рассказы «Заячьи лапы» и «Корзина с еловыми шишками» включеныею в тему четвёртого класса «Рассказы». О. В. Кубасова также два произведения«Великий сказочник» приводит для четвёртого класса по теме «Познавательнаялитература».
В программе Климановой,Горецкого в третьем классе в разделе «Были-небылицы» происходит знакомство срассказом «Растрёпанный воробей». В четвёртом – в разделе «Человек и природа» срассказом «Скрипучие половицы» и в разделе «Страна далёкого детства» срассказом «Корзина с еловыми шишками».
Бунеевы рассказы«Кот-Ворюга» и «Жильцы старого дома» считают нужным поместить в третий класс враздел «Летние путешествия и приключения», а рассказ «Корзина с еловымишишками» — в раздел «Наполним музыкой сердца». В первом классе по программеБуневых учащиеся знакомятся с произведением «Приточная травка».
И, наконец, в седьмойпроанализированной программе Кудиной, Новлянской из произведений КонстантинаГеоргиевича Паустовского находятся три. Это рассказ «Барсучий нос» в третьемклассе в разделе «Сказки и рассказы» и рассказы «Подарок», «Стальное колечко» вчетвёртом, в разделе «Эпос».
Сделанный анализ программприводит к выводу, что большинство авторов, их написавших, не видятцелесообразным рассматривать произведения Паустовского, главным образом, какпроизведения о природе. Только в трёх программах рассказы КонстантинаГеоргиевича включены в разделы, посвященные миру природы.

Библиография
1. Айкина Г. А. Как сделатьэкологическое воспитание эффективным?//Начальная школа.- 2008.- №8
2. Бобылёва Л. Д., Бобылёва О. В.Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа.//Начальнаяшкола.- 2003.- №5
3. Борейко В. Е. Любовь к природе:Спорные вопросы.//Гуманитарный экологический журнал. Т.6. Вып. 2.-2004
4. Веселова Т. М. Формированиеэкологической культуры младших школьников на основе краеведческогоматериала.//Начальная школа.- 2003.- №2
5. Воронина Н. В.Экологическое воспитание младших школьников.//www. Den-za-dnem.ru/page.php? article=412
6. Дементьева О. Н. Воспитательныевозможности урока литературного чтения, способы и методы их реализации.// demen.21416s23.edusite.ru/DswMedia/doklad.doc
7. Воюшина М. П. Анализхудожественного произведения.//Начальная школа.- 1989.- №56.
8. Высказывания современников оПаустовском. paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio
9.Гордеева Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся.//Начальнаяшкола.- 2004.- №2
10. Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.Программа «Литературное чтение» 1-4 классы.//Начальная школа.- 2000.-№8
11. Жесткова Н. С. Состояниеэкологического воспитания учащихся.//Начальная школа.- 1989.- №10-11
12. Климцова Т. А. Экология вначальной школе.//Начальная школа.- 2000.- №6 www. paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/bio/avtobiografiya-1966.htm
13. Кохно О. И. Человек и мир природыв детской литературе.// www.academy.edu.by/materials/official…chelimir.doc
14. Краткий педагогический словарь:Учебное справочное пособие. / Андреева Г. А., Вяликова Г. С., Тютькова И. А. –М., 2005.
15. Кременцов Л. П. КонстантинГеоргиевич Паустовский. Жизнь и творчество. Книга для учителя.- М, 1982
16. Кремянская Н. И. Друг и защитникживой природы – Д. Н. Мамин-Сибиряк.//Начальная школа.- 1989.- №6
17. Купров В. Д. Экологическоеобразование младших школьников.//Начальная школа.- 2000.- №7
18. Лоскутова З. С. Воспитание любвик природе.//Начальная школа.- 1983.-№12
19. Нефёдова Л. К. Художественноесвоеобразие рассказа
К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» иработа над ним.//Начальная школа.- 1989.- №12
20. Основы социальнойконцепции Русской Православной Церкви.//www.patriarchia.ru/db/text/141422.html
21. Паустовский К. Г. Биография.//www.n-sladkov.ru/index.php/skrebicky
22. Паустовский К. Г. Внеклассноечтение. Теплый хлеб и другие рассказы. – М., 2007
23. Пипилюк Н. Г. Уроки литературногочтения – залог успешного воспитания и обучения.// ido.tsu.ru/ss/?unit=264&page=798
24. Программы общеобразовательныхучреждений. Начальные классы. М., 2002.
25. Салеева Л. П. Опыт экологическоговоспитания младших школьников.//Начальная школа.- 1991.- №4
26. Сильченкова Л. С. Один извариантов работы с крупнообъёмным произведением.//Начальная школа.- 1989.- №6
27. Симонова Л. П. О перспективахразвития экологического образования в начальной школе.//Начальная школа.-1998.- №6
28. Тарасова Т. И. Экологическоеобразование младших школьников на межпредметной основе.//Начальная школа.-2000.- №10
29. Торохова Е. Р. Пути повышенияэффективности экологического образования учащихся.//Начальная школа.- 2004.-№12
30. Трусова Т. М. Воспитание любви кприроде.//Начальная школа.- 1986.- №8
31. Цветкова И. В. Экология дляначальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов.
32. Экологическое воспитание.//rodniki62.narod.ru/akologija.html

ПриложениеАвтор программы Класс Тема Название произведения ДжежелейО. В. 3 Всё начинается с детства. Из века 20-го в век 21-ый. «Заботливый цветок» 4 Литература для детей. Из века 20-го в век 21. «Заячьи лапы» 2 О братьях наших меньших «Барсучий нос» Грехнёва Г. М., Корепова К. Е. 3 О братьях наших меньших «Мой дом» (отрывок) Красна птица перьем, а человек – уменьем «Кишата» (из книги «Повесть о жизни») Лето красное «Жара стояла над землёй» 4 Сказки русских писателей «Стальное колечко» «Барсучий нос» Кубасова О. В. 3 Весна идёт, весне дорогу!.. «Стальное колечко» 4 Рассказы
«Заячьи лапы»
«Корзина с еловыми шишками» Познавательная литература
«Великий сказочник»
«Сказки Пушкина» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. 3 Были-небылицы «Растрёпанный воробей» 4 Человек и природа «Скрипучие половицы» Страна далёкого детства «Корзина с еловыми шишками» Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. 1 Паустовский К.Г «Приточная травка» 3
Летние путешествия и приключения
Наполним музыкой сердца
«Кот-ворюга»
«Жильцы старого дома»
«Корзина с еловыми шишками»
Кудина
Г. Н., Новлянская З. Н. 3 Сказки и рассказы «Барсучий нос» 4 Эпос
«Подарок»
«Стальное колечко»
Ефросинина Л. А., Оморокова
М. И. 2 О братьях наших меньших «Барсучий нос» 3 Произведения Паустовского
«Стальное колечко»
«Заячьи лапы»
«Кот-ворюга»
«Какие бывают дожди»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.