Предисловие
Мы изучаеммакроэкономические счета, в частности, потому, что они содержат разные понятияи показатели, без которых не может обойтись ни один гражданин, считающий себяхорошо информированным. Мы изучаем их также потому, что они позволяют охватитьодним взглядом экономическую деятельность и взаимосвязи между производством,доходами и расходами.
Макроэкономическаястатистика является основой для оценки и прогнозирования экономическойдеятельности. Таким образом, надежные статистические данные крайне необходимы вруководящей деятельности. Такого рода статистика может быть подразделена начетыре независимые, но взаимосвязанные категории: счета национального дохода ипродукта, платежный баланс, статистика финансов государственного сектора,денежные счета. Поскольку различные категории макроэкономической статистикиосвещают различные аспекты экономики, они должны, в принципе, использовать восновном одни и те же основные концепции с тем, чтобы создать внутренневзаимосвязанную последовательную систему. Внимание курсовой работысосредоточено на наиболее важных концепциях, лежащих в основе различных группсчетов, а также на их взаимосвязях.
Содержание
Общие черты макроэкономическихпонятий 2
1. Резиденты ииностранцы 2
2. Экономическиеоперации 2
Счета национального дохода ипродукта 3
Платежныйбаланс 7
Денежные и другие макроэкономическиесчета 10
Бюджетные и другие макроэкономическиесчета 12
Финансовые операции: движение денежныхсредств 15
Список литературы 17
Общие чертымакроэкономических понятий
1. Резиденты ииностранцы
Четыре группымакроэкономических счетов по соответствующим областям экономики выделяются сцелью охвата всех лиц, постоянно проживающих в этой стране. Резиденты — это такие экономические единицы, которые имеют более тесные связи стерриторией данной страны, чем с любой другой страной. Экономические единицы,не являющиеся резидентами, рассматриваются как нерезиденты.Подобное разделение на резидентов и нерезидентов не связано с гражданством:резидент одной страны может иметь гражданство другой страны.
Дадим определениестатуса резидента. Резидентами считаются лица, постоянно проживающие в стране.Рабочие-мигранты являются резидентами той страны, в которой они работают, еслиони проживают в этой стране не менее одного года. Правительство страны, включаяего деятельность за границей, например, дипломатические представительства,считается резидентом своей страны. Все предприятия, осуществляющие своюхозяйственную деятельность в пределах территории страны, классифицируются какрезиденты даже в том случае, если они частично или полностью являютсяиностранной собственностью. И таким же образом, зарубежные отделения и филиалыпредприятий-резидентов будут рассматриваться как нерезиденты.
2. Экономическиеоперации
Макроэкономическиесчета представляют собойсводку экономических операций. Экономическая операция имеет место тогда, когдапроизводится перевод владения материальными или финансовыми активами илипредоставляются услуги одной экономической единицы другой. В большинствеслучаев экономические операции включают в себе следующие обмены: товары иуслуги могут обмениваться на финансовые активы или финансовые активы могутобмениваться на другие финансовые активы (например, ценные бумаги могутпродаваться за деньги). В некоторых случаях товары и услуги или финансовыеактивы передаются без какого-либо видимого обмена, например, при бесплатнойпоставке медикаментов пострадавшему от землетрясения населению. Такого родаоперации также принято рассматривать с двух сторон: движение товаров, услугили финансовых активов, с одной стороны, и безвозмездное предоставление средствс другой. Подобные операции могут иметь место как в пределах одной страны, таки между странами.
В счетахнационального дохода концепция экономических операций представлена более широкои включает в себя определенные операции внутри одной и той же экономическойединицы. Например, фермер может производить продукты питания для собственногопотребления. В этом случае оплата не производится потребителем и не полученапроизводителем. Однако, необходима запись подобных операций в пределахэкономической единицы для обеспечения полного учета и сопоставимости междуразличными странами совокупных показателей производства и потребления. Такимобразом, считается, что фермер, как производитель, продает свою продукциюсамому себе, как потребителю.
Обе указанные вышестороны в каждой экономической операции могут рассматриваться как потокив том смысле, что ими определяется деятельность данного подразделения заопределенный отрезок времени. Данныепотоки обычно рассматриваются либо как нефинансовые (реальные) или какфинансовые потоки. Нефинансовые потоки относятся к операциям, которыесовершаются в процессе производства или приобретения товаров и услуг, т.е.движение товаров, услуг, дохода и неоплаченные трансферты. Финансовые потокивключают в себя изменения в финансовых активах и пассивах. Многие финансовыеоперации не имеют корреспондирующих нефинансовых операций, например, когда одинфинансовый инструмент обменивается на другой.
Реальные и финансовыепотоки, вместе взятые, отражают все доходы и расходы экономической единицы(семей, предприятий и правительства). В отношении любой данной экономическойединицы или сектора, баланс по нефинансовым операциям должен, исключаястатистические ошибки, быть равен изменению ее финансовых активов и пассивов поотношению к другим внутренним секторам экономики и другим странам мира, т.е.превышение расходов семьи над ее доходами должны быть равно патере ею своихсбережений или сумме полученных займов, а в случае наличия избыточных средств,этот избыток должен быть равен сбережениям семьи или сумме кредита,предоставленного ею третьим лицом.
В системенациональных счетов дохода и платежного баланса, моментом совершения операциисчитается момент возникновения обязательства, а не момент произведения расчета,или, как это принято называть, операции отражаются в момент их совершения, а неплатежа.
Счета национальногодохода и продукта
Отправной точкой всистеме счетов национального дохода и продукта является равенство объемапроизводства и его использования. Предложение товаров и услуг и данный годможет рассматриваться как сумма продукта, произведенного внутри страны, иимпорта. Использование предложения состоит из совокупных расходов резидентовстраны на потребление и инвестиционную деятельность, плюс экспортные товары,закупленные иностранцами. Это можно представить следующей формулой:
Y + IM = C + Ig + X (1)
где
Y = величина продукции, производимой внутри страны
IM = импорт
C = расходы на потребление семей, предприятий и правительства
Ig = валовые капиталовложения домохозяйств, предприятий и
государственного сектора (включая изменения товарно-материальных
запасов)
X = экспорт
Преобразоваввышеприведенное равенство, получаем:
Y = C+ Ig + (X — IM) (2)
Объем производства,Y, может быть определен несколькими способами. Валовой внутренний продукт(GDP) равен добавленнойстоимости, произведенной всеми производственными единицами-резидентами; он аналогичен(но не полностью идентичен) объему производства на территории даннойстраны. Термин валовой означает, что никакого вычитания не производится по потреблению (амортизации) основного капитала, использованногона текущее производство. Когда подобное вычитание произведено, мы получаемчистый внутренний продукт (NDP).
Таблица 1. Использование ВВП Армении
(в млн. драм по текущим рыночным ценам) 1994 1995 1996 1997 ВВП 187 065 522 256 660 310 798 555 Конечное потребление 197 972 613 392 747 156 909 487 Инвестиции в основной капитал 6 012 11 859 13 021 12 084 Изменение величины товарных запасов 6 012 11 859 13 021 12 084 Чистый экспорт -63 177 -198 810 -216 543 -298 536 Статистическое расхождение 8 403 12 451 9 206 18 680
Другим показателемдля измерения объема производства является валовой национальный продукт. Этовеличина дохода, полученного как внутри страны, так и за ее пределами, врезультате использования факторов производства, находящихся во владениирезидентов. Более конкретно, ВНП определяется как ВВП плюс платежи, поступающие из-за рубежа резидентам за услуги, предоставляемыми факторамипроизводства, находящимися в собственности резидентов, но территориальнорасположенными за пределами страны, по которой составляется отчет, минусплатежи иностранцам за услуги, предоставляемые факторами производства,находящимися в их собственности, которые территориально расположены в этойстране. Разница между ВВП (GDP) и ВНП (GNP) называется чистым факторнымдоходом из-за рубежа и может быть положительной и отрицательной.
Подобные платежи ипоступления связаны с доходом от инвестиционной деятельности, например, поступления по прямым инвестициям и процентам (платежам) с резервов и финансовых активов и пассивов; трудовой доход, например, от рабочих мигрантовв том случае, если они являются резидентами своих стран и не являютсярезидентами тех стран, в которых работают; и арендная плата за землю, здания иавторские гонорары (за книги, фильмы, музыку и т.д.).
ВНП — это рыночнаястоимость товаров и услуг, произведенных с использованием внутренних ресурсовстраны в течение данного периода времени. Оценки ВНП сообщаются правительствомспустя несколько недель по окончании каждого квартала и немедленноанализируются средствами массовой информации для того, чтобы определить, каковотекущее состояние экономики, а также оценить ее перспективы. Данные ВНПиспользуются как для сравнения уровня доходов в различных странах, так и дляизмерения роста выпуска продукции в каждой из них в отдельности. Данные ореальном ВНП используются также для сравнения функционирования экономикикакой-либо одной страны в разные периоды времени.
ВНП (GNP), каквыражение изменения дохода, которым располагает страна, оказывается лучше, чем ВВП (GDP) , в особенности, когда платежи по международному факторномудоходу велики, и диапазон их колебаний широк. Как в случае с ВВП, чистыйнациональный продукт (NNP) может быть получен с помощью вычета суммыамортизации.
Выбранное определениеобъема производства, таким образом, оказывает влияние на то, что включено впонятие «Х » и «IM» в уравнении (2). Если Y — это ВВП, тоэкспорт и импорт будут включать товары и нефакторные услуги. Прибавляя чистыйфакторный доход, поступающий из-за рубежа (YF) к уравнению (2), получим ВНП,т.е.:
GNP = Y + YF = C + Ig + (X — IM + YF) (3)
Может оказаться полезнымеще один показатель объема производства, называемый валовой национальныйдоход, использованный на потребление и накопление (GDI). Для того чтобы еговывести, величина чистых платежей по трансферту из-за рубежа (TR) прибавляетсяк уравнению (3), и получаем:
GDI = Y + YF + TR = C + Ig + (X — IM + YF+ TR) (4)
ВНД — это общий доходрезидентов для расходования на потребление, и чистое капиталообразование, еслиони не являются нетто-экспортерами или нетто-импортерами капитала. Важностьприбавления текущих трансфертов к факторным доходам с целью правильногоизмерения дохода экономики становится очевидной при учете статусарабочих-мигрантов. Если такие рабочие считаются резидентами страны, в которойони работают, их денежные переводы на родину классифицируются как трансферты;если они рассматриваются как резиденты своей родины, то эти отчисления становятся факторными платежами. При измерении дохода при помощи ВНД, доходстран, производящих или получающих трансфертные платежи, не зависит от того,резидентами какой страны являются такие рабочие. Чистый национальныйиспользованный доход (NDI) можно получить, вычтя сумму амортизации изВНД.
Выражение,заключенное в скобки в правой части уравнения (4), включает в себя объемэкспорта и импорта товаров и всех услуг и чистых иностранных трансфертов. Этасумма равна общему определению сальдо счета текущих внешнеэкономическихопераций платежного баланса (САВ).
Уравнения (2), (3) и(4) показывают, что, независимо от используемого определения продукта, любойдисбаланс внешних расчетов должен отражаться на дисбалансе внутреннихрасчетов, при котором расходы резидентов на отечественные и иностранные товары и услуги — сумма расходов на потребление и инвестиционную деятельность,которая часто называется абсорбцией — либо превышают, либо отстают отвнутреннего объема производства.
Преобразовавуравнение (4), получаем:
GDI — A = X — IM + YF + TR = CAB (5)
где
A = расходы резидентов наотечественные и
иностранные товары и услуги,т.е. C + Ig.
Дисбаланс внутреннихрасчетов может быть также выражен как дисбаланс между сбережениями и инвестициями.
С учетом приведенногоопределения GDI, валовые сбережения (Sg) могут быть определены как та часть GDI,которая не была потреблена.
Sg =GDI — C (6)
Подставим уравнение(6) в уравнение (4) и получим:
Sg — Ig =X — IM + YF +TR = CAB (7)
Уравнение (7)указывает на то, что превышение объемов инвестиций уровня сбережений будетотражено в дефиците внешнего текущего платежного баланса. Следуетподчеркнуть, что уравнения (5) и (7) являются тождественными. Бездополнительной информации, из этих уравнений нельзя сделать никаких выводовотносительно того, являлся ли источник дисбаланса внешним (например,ухудшения условий торговли) или внутренним (например, экспансионистскаяфинансовая политика, стимулирующая экономический рост).
Полезно зановопереписать уравнение (7) в отношении вкладов различных секторов экономики вобщие сбережения. Традиционный подход заключается в том чтобы определитьдолю государственного сектора по отношению к остальной части экономическойсистемы: с намерением определить чистые сбережения государственного сектора,которые, в общем, находятся под контролем властей, от чистых сбережений частного сектора, на которые власти могут оказать лишь косвенное влияниепосредством различных мер экономической политики. В тех странах, в которых преобладает государственная собственность на предприятия, и где власти могут прибегнутьк обширным административным рычагам контроля над этими предприятиями, можетоказаться более уместной другая классификация, при которой положение семей ипредприятий указываются отдельно, для отражения различного поведения.Уравнение по секторам выглядит следующим образом:
(SgH- IgH)+ (SgE- IgE)+ (SgG — IgG)= CAB (8)
где:
SgH = валовые сбережения семей
IgH = валовые капиталовложения семей
SgE = валовые сбережения предприятий
IgE = валовые инвестиции предприятий
SgG = валовыесбережения государственного сектора
IgG = валовыеинвестиции государственного сектора
В целяхэкономического анализа, уравнения (7) и (8) часто выражаются в форме отношений к общему доходу или объему производства с тем, чтобы указать наотносительный размер дисбаланса каждого сектора, а также облегчить сравнения между годами. Более того, концентрируя внимание на этих коэффициентах, можноболее четко определить меры экономической политики, направленные, например, на увеличение доли капиталовложений и внутренних сбережений в стране.
Платежный баланс
Платежный баланссостоит из счета текущих внешнеэкономических операций платежного баланса, т.е.записи операций между резидентами и иностранцами по товарам, услугам иодносторонним трансфертам, и сальдо счета состояния капитала, в которомпредставлен статистический результат чистых активов резидентов страны,происшедшего в результате осуществления таких операций, как внешние займы иливыплаты, прямые иностранные капиталовложения и движение капитальныхкраткосрочных активов.
Система записиплатежного баланса имеет вид системы двойной записи, при которой каждаяоперация отражается как в кредитовом, так и дебетовом счетах. Кредитовые счетаиспользуются для учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих экспорт; и(2) финансовых потоков, отражающих либо уменьшение иностранных активов илиувеличение внешних обязательств. И наоборот, дебетовые записи производятся сцелью учета (1) потоков материальных ресурсов, отражающих импорт; и (2)финансовых статей, отражающих либо увеличение активов, либо уменьшениепассивов. Например, экспортная операция, при которой поступления в иностраннойвалюте размещены за границей, будет записана в следующем виде:
Экспорттоваров: кредит
Краткосрочныйкапитал: дебет
Учитывая принятоеотражение кредита знаком плюс и дебета знаком минус и то, что каждая операция,в принципе, включает запись одинаковой суммы кредита и дебета, сумма всехзаписей должна быть равна нулю. Однако, на практике, информацию по дебитным икредитным операциям обычно получают из различных источников. Недостатокзаписей, а также неодновременность записей и расхождения методов оценкиопераций, обусловливают введение в счета балансирующей статьи. Обычно онаназывается чистыми ошибками и пропусками.
Как же тогда можноговорить об активном сальдо платежного баланса или его дефиците, если суммавсех статей, включая чистые ошибки и пропуски, по определению равна нулю?Активное сальдо или дефицит платежного баланса включает суммирование подгруппывнешнеэкономических операций и разграничение операций в пределах группы («надчертой») от операций за ее пределами («под чертой»). Решение о том, гдепровести эту черту, отражает нормативную точку зрения на то, какой наборопераций более всего указывает на необходимость корректировки платежногобаланса.
До тех пор, покасуществуют пределы изменения резервов, которые страны хотят или могут принять,общий дисбаланс является важным показателем необходимости в корректированииплатежного баланса. Адекватность размеров часто рассматривается в валовомвыражении, (т.е. исключаются краткосрочные обязательства) и в отношении к объемуимпорта страны. Тождество платежного баланса можно записать следующим образом:
DR = CAB + DFI (9)
где />
DR = изменение чистых международных резервов
финансовых властей
DFI = изменения чистой внешней задолженности
резидентов страны, за исключением
отнесенной к государственным резервам.
Уравнение (9)показывает, каким образом платежный баланс выступает в качестве фактора,сдерживающего использование ресурсов в экономике. А именно, дефицит текущегоплатежного баланса может поддерживаться лишь до тех пор, пока продолжаетсяприток капитала, и/или пока не исчерпаются чистые международные резервы страны.
Дисбалансы текущегосчета не всегда подразумевают необходимость изменения политики. Например,страна может пожелать осуществлять финансирование дефицита текущего счетадолгосрочными притоками капитала, связанными с расходами на развитие. Важнымфактором, определяющим такие потоки, является мнение кредиторов о способностистраны обслуживать долг и о том, насколько эффективно будут использоватьсязаемные средства. Страна может также пожелать иметь активное сальдо текущихопераций счета для того, чтобы финансировать внешние инвестиции или уменьшатьвнешний долг.
Таблица 2. Платежный баланс Армении
1994 1995 1996 1997 Товарный баланс Млн. дол -178.4 -403.0 -565.5 -660.8 Экспорт Млн. дол 215.5 270.9 290.1 232.6 Импорт Млн. дол 393.9 673.9 855.5 893.4 Текущий счет /ВВП (%) -16.0 -22.0 -18.0 -18.7 Текущий счет без правитель- ственных трансфертов /ВВП (%) -31.0 33.0 -26.0 -26.1 Внешний долг /ВВП (%) 3.8 4.3 12.2 10.1 Валовые правительственные запасы Млн. дол 32.0 111.0 168.0 239.8
В течение 1994-1997г.г. в Армении основным источником покрытия дефицита текущего и капитальногосчетов, а также пополнения государственных резервов явились кредиты,полученные от международных финансовых организаций (Международный валютныйфонд, Международный банк, Европейский банк реконструкции и развития). Впоследние годы увеличилось значение двухсторонних кредитов и торговогофинансирования.
Согласно данным МВФ втечение 1994 — 1996 г.г. в валовом финансировании 26% составило участиемеждународных финансовых организаций, тогда как другие источникифинансирования (двухсторонние и торговые кредиты) составили 15%. В течениепервых трех кварталов 1997 г. Эти показатели соответственно составили 24% и19%.
Увеличение дефицитатекущего и капитального счетов привело к увеличению внешнего долга. Внешнийгосударственный долг (включая внешние обязательства и внешние государственныегарантии правительства РА и центрального банка) в конце 1997г. составил 694,25млн. долларов. Ожидается, что в конце 1998 г. он составит 840 млн. долларов.Начиная с 1991г. средний годовой рост внешнего долга составил чуть больше 100млн. долларов. Соотношение внешнего государственного долга и ВВП в 1994г. было30%, а в конце 1997г. более чем 40%. Источником внешнего финансирования явилисьмеждународные финансовые организации, их доля во внешнем долге составила61,3%. В 1998г. существенных изменений не предвидится. Обязательства поотношению к основному кредитору (Международный банк, в частности Международныйфонд развития) составили 250 млн. долларов, что составляет 36% от общего долга.В течение последних лет во внешнем долге увеличилась доля от льготных кредитови в 1996г. это составило 39%. Ожидается, что в 1997 будет 83% а в 1998г — 80%.Это относится как к двухсторонним, так и к многосторонним кредитам.
Денежные и другиемакроэкономические счета
Учреждения в рамкахденежно-финансовой системы, подразделяются на два проспекта: денежно-финансовыеорганы и коммерческие банки. К финансовым органам обычно относитсяцентральный банк в качестве учреждения, выпускающего валюту, хранящего внешниенациональные резервы, получающего кредиты для целей платежного баланса ируководящего денежно-финансовой системой; если некоторые из этих функций выполняются другими государственными органами, то счета этих органов, впринципе, должны быть объединены со счетами центрального банка.
Типичныйкоммерческий банк получает средства из депозитов, обычно переводимых чеком илидругими способами при расчетах по обязательствам вкладчика, а также отцентрального банка и/ или внешних кредитов. Эти средства главным образом используются для представления займов.
Денежная статистикаполучается сведением данных на трех различных уровнях: это активы и пассивыденежно-финансовых органов, активы и пассивы коммерческих банков, и, наконец,обзор состояния денежной сферы. Последний является суммарным представлением сводных балансовых отчетов всей банковской системы за вычетом всех банковскихопераций.
Главной цельюсоставления обзора состояния денежной сферы является анализ финансовыхагрегатов, на которые играют важную роль в определении объема производства,цен состояния платежного баланса. Бюллетень состояния денежной сферыподчеркивает, что обязательства банковской системы перед частным сектором игосударственными предприятиями — т. е. денежная масса, состоящая из наличныхденег в обращении, депозитов и других инструментов, выпускаемых банковскойсистемой, — соответствуют сумме чистых заграничных активов (оцененных вместной валюте) и чистого внутреннего кредита, предоставленного банковскойсистемой:
M =FA + DC (10)
где
M = пассивы банковской системы (денежная масса)
FA = чистые заграничные активыбанковской системы, включая
чистые международные резервыгосударственного сектора
DC = чистыйвнутренний кредит, предоставляемый банковской
системой, включая другие статьи (чистые).
Каждая операциябанковской системы с заграничными активами должна быть соответственно введенав платежный баланс и отражена либо в общем, балансе, либо над чертой в счете движения капитала. А именно, изменение чистых заграничных активов должно быть равно (1) изменению чистых международных государственных резервов, как этоотражено общем балансе; и (2) изменению чистых иностранных активов банковскойсистемы, не включенных в определение официальных резервов, отраженных в счетедвижения капитала.
Для согласованияизменений в чистых заграничных активах, отраженных в платежном балансе, исоответствующих запасов чистых заграничных активов, следует принимать вовнимание изменения стоимостной оценки (в местной валюте) в обзоре состоянияденежной сферы активов и пассивов, оцененных в иностранной валюте, врезультате колебаний валютного курса. Например, изменение валютного курсаотразится на стоимости чистых заграничных активов в обзоре состояния денежнойсферы. Так как это изменение не влияет на денежные показатели, то будетсделана соответствующая запись в других статьях (чистых). Счета платежногобаланса, с другой стороны, не будут содержать оценки изменения стоимости, за исключениемслучаев, когда они составляют в местной валюте, кроме изменений стоимостирезервов, вызванных изменениями валютных курсов между расчетной валютой ивалютами, в которых оценены резервы.
Взаимодействие междусостоянием денежной сферы, зарегистрированным в обзоре, и счетами национального дохода и продукта не подчиняется напрямую бухгалтерскимтождеством. Скорее, их взаимоотношения отражают динамические связи, т.е.реакцию составных частей счетов национального дохода и продукта (таких, какпотребление или инвестиционная деятельность) на изменения важнейшихкомпонентов денежной сферы (таких, как внутренний кредит или денежная масса).Более того, изменения в объеме производства и расходах повлияют на счеттекущих операций платежного баланса, что в свою очередь, приводит кизменениям чистых заграничных активов, тем самым компоненты, регистрируемые обзором, оказывают эффект вторичной «обратной связи».
Таблица 3. Армения: Кредитно-денежный обзор
(в млн. драм) 12/95 12/96 12/97 03/98 Чистые иностранные активы 14823 5569 27595 23824 Чистые внутренние активы 25572 49024 43229 47384 Денежная масса 41109 54593 70824 71208 Деньги в обращении 24601 34784 37596 34672 Депозиты 16508 19809 33228 36536 В том числе в волюте 8219 11429 23567 24376
Таблица 4. Счета Центрального Банка Армении
(в млн. драм) 12/95 12/96 12/97 03/98 Чистые иностранные активы 12678 19748 47451 43933 Чистые внутренние активы 14447 21508 3099 1917 База денежной массы 29363 41256 50550 45850 Наличность вне ЦБ 25743 37144 42215 37638 Резервы ком. банков в ЦБ портфельные счета 1228 2964 2885 4032 обязательные резервы 2392 1148 5450 4180
Бюджетные и другиемакроэкономические счета
Баланс бюджетныхопераций
Операциигосударственных органов — посредством купли товаров и услуг, финансовыхтрансфертов, мер, направленных на получение доходов и решений и решений офинансировании — оказывают влияние на уровень и рост экономической активности,определение ресурсов на различные цели и нужды и на распределение доходов. Внастоящих семинарах внимание будет сосредоточено на макроэкономическом влияниибюджетных операций на рост дохода, инфляцию и платежный баланс.Предварительная оценка состояния финансовой политики часто определяется наоснове обзора основных бюджетных агрегатов и анализа различных понятий о сальдобюджета.
По определению, суммавсех бюджетных поступлений должна равняться сумме всех видов расходов.Следовательно, как и в отношении платежного баланса, понятие сальдо бюджетавключает выделение, в целях анализа, подсистемы бюджетных операций в целом. Всхеме 1 дается сводка основных составляющих бюджетного отчета.
/>
Схема 1
Активное сальдо илидефицит обычно определяется разницей между суммой поступлений и дотаций (А+В+С)и суммой расходов и чистого кредитования (D + E + F). Поскольку налоги идругие доходы государственного сектора абсорбируют покупательную способностьчастного сектора (негосударственного), и расходы государственного сектораповышают совокупный спрос, общий дефицит может указывать на стимулированиеэкономического роста посредством бюджетной политики, направленной на рострасходов. Подобным образом, активное сальдо бюджета может указывать на ееограничительный характер. Для такого объяснения, однако, потребуется проведениеанализа типа финансирования, структуры поступлений и расходов и факторов, вызывающихизбыток или дефицит. Несмотря на это, резкие колебания общего сальдо балансагосударственного сектора, в особенности, отнесенного к производству, могутявляться важным сигналом того, что влияние операций государственного сектора наэкономику должно быть тщательно просмотрено.
В бюджетном анализетакже используется понятие текущего активного сальдо или дефицита. Оноопределяется разницей между текущими доходами и текущими расходами бюджета иявляется показателем сбережений в сфере государственного управления. Иногдасчитается, что высокий уровень сбережений государственного сектора являетсяпоказателем вклада в развитие, поскольку он допускает в значительной степенифинансирование капиталовложений.
Правительственныеоперации, записанные в различных категориях национальных счетов, могут бытьнапрямую связаны с бюджетными счетами. Например, потребление государствомможет быть выведено из бюджетных счетов суммированием текущих расходов натовары и услуги, включая доходы рабочих и служащих. Однако, это сальдо можетотличаться от потребления государственного сектора, отраженного внациональных счетах, по нескольким причинам.
(1) При оценкегосударственного потребления в национальные счета обычно включают стоимостьвкладов в бесфондовые социальные льготы работников и потребление основногокапитала. Это так называемый подход «со стороны издержек». Стоимостьамортизации основных фондов включена с целью получения оценки«действительной» стоимости услуг, предоставляемых государственнымсектором, методами, близкими к используемым в негосударственном секторе.
(2) Как указывалосьранее, национальные счета ведутся на основе метода начислений, а бюджетные — на основе наличности.
(3) В различныхсчетах могут использоваться различные определения государственного сектора. В национальных счетах, как правило, используется понятие государственногосектора в общем смысле, включая центральное правительство, политическиеподразделения федерации и местные органы власти на всех уровнях.
Государственныекапиталовложения в системе национальных счетов равны приобретениюгосударственным сектором новых и существующих основных фондов за вычетомпродажи активов и с прибавлением покупки акций. За исключением различий,вытекающих из (2) и (3) пунктов, упомянутых выше в отношении потребления,определение реальных капиталовложений в бюджетных счетах будет отличаться от ихопределения в национальных счетах на размер продажи активов, например, вслучае приватизации государственных предприятий. Это будет отражено в бюджетныхсчетах как поступление капитала.
Финансирование
Влияние данногообщего активного или пассивного сальдо на совокупный спрос зависит от типафинансирования сальдо. Финансирование включает в себя все операции, в томчисле, хранение валюты, депозиты, пассивы государственного сектора, преждевсего для поддержания ликвидности, а не для проведения государственнойполитики. Операции по требованиям, производимые в интересах государственнойполитики, обычно классифицируются как чистое кредитование и заносятся «надчертой». Примером подобного кредитования является предоставление торговыхи сельскохозяйственных кредитов государственным предприятиям, часто по субсидируемым ставкам. Финансирование операций государственного сектора обычноразделяется на внутреннее и внешнее заимствование.
Внешнеефинансирование определяется на нетто-основе. Например, оно будет включать всебя выплату новых займов нерезидентами после вычета амортизационныхплатежей по погашению оставшегося долга. Отметим, что выплата процентов повнешним займам не заносятся как статья отрицательного финансирования, нозаносятся «над чертой» в текущие расходы. Каждой операциигосударственного сектора, связанной с внешним финансированием, будетсоответствовать запись в капитальном счете платежного баланса. Классификацияэтой операции будет зависеть от срока выплаты и типа используемого финансовогоинструмента.
Внутренние источникифинансирования обычно делятся на 2 типа: банковские и небанковские займы.Данные о банковских займах могут быть получены из бюллетеня о состоянииденежной сферы, хотя на практике, разница в охвате и времени записи операцийможет помешать точному согласованию бюджетных и денежных счетов. В особенностиследует отметить, что бюджетные счета ведутся на основе «выписанныхчеков», а не на основе «наличности». Банковские займы поопределению равны изменению кредита банковской системы, предоставленногогосударственному сектору, минус изменения депозитов государственного сектора.В категорию небанковские займы входят другие формы внутреннегофинансирования, такие как продажа инструментов государственного сектора (облигаций, казначейских векселей и т.д.) небанковскому сектору экономики.Информация по такого рода займам обычно поступает непосредственно из государственныхисточников.
Во многихразвивающихся странах займы у банковской системы являются главным источникомфинансирования бюджета, следовательно, важным фактором, влияющим на события вденежной сфере. При таких обстоятельствах, меры денежной и бюджетной политикиоказываются тесно связанными, и любая попытка контролировать рост денежныхагрегатов не может увенчаться успехом без соответствующей бюджетнойполитики.
Таблица 4. Армения: Операции органов государственного сектора
(в млн. драм) 1994 1995 1996 1997
Всего поступлений и грандов
48921
92806
99580
128698
Всего поступлений
26774
73775
89909
116250 Доход от налогов 21595 55778 70334 106348 Неналоговый доход 5179 17997 19575 9901
Гранды
22147
19031
9671
12448
Всего затрат
80472
139125
156398
157256
Текущие затраты
62028
101167
112686
122535 Оклады и зарплаты 34443 13528 18983 25922 Субсидии 24032 4916 815 2828 Платежи по процентам 3642 16113 172273 19952 Трансферты 5487 17349 15285 23682 Другие товары и услуги 25424 49261 60330 50150
Капитальные затраты и чистое кредитование
18444
37958
42857
34722
Капитальные затраты
17913
35383
26795
26999 Внешние фин. капитальные затраты 8734 22927 19183 17034 Внутренние фин. капитальные затраты 9179 12456 7612 9965
Чистое кредитование
531
2575
16917
7722
Общий дефицит (счетный)
-31551
-46319
-56818
-28559 Прирост платежных обязательств
11900
-11274
-4832
-8293 Общий дефицит (кассовый)
-19651
-57593
-61650
-36852
Финансирование дефицита
19652
57571
61650
36868
Внутреннее финансирование
7414
2494
18547
-3133 Банковские займы 6378 2245 14541 -16013 Небанковские займы 1036 249 4006 12879
Внешнее финансирование
12238
55077
43103
40002
Финансовые операции:движение денежных средств
Сбережения экономикиравняются использованному национальному доходу за вычетом потребления(уравнение 6). Разрыв между сбережением и инвестированием (включая изменения взапасах) называется балансом нефинансовых операций экономики с зарубежнымистранами или балансом внешнего текущего счета (уравнение 7). Этот балансстараются финансировать за счет соответствующего движения капитала илиизменения в резервах в платежном балансе (уравнение 9).
Когда счетанационального дохода разделяются по секторам, и добавляется запись финансовыхопераций каждого сектора, тогда ведомость каждого сектора похожа на отчет осостоянии платежного баланса. Примечательно, что сальдо счета каждого секторапо нефинансовым операциям, определяемое как разница между сбережением и инвестированием,должно, в принципе, равняться изменению финансовых активов и пассивов этогосектора по отношению к другим внутренним секторам, а также к другим странаммира. Так операции между внутренними секторами взаимно уравновешиваются, то исумма секторных балансов, определенная таким образом, также должна, впринципе, добавляться к платежному балансу на текущий счет (уравнение 8). Еслиизменения финансовых активов и пассивов сектора определяются таким жеспособом, что и движение капитала в платежном балансе, тогда сумма финансовыхопераций всех внутренних секторов должна снова в принципе добавиться кмеждународным движениям капитала внутри каждой категории. Фраза «впринципе» должна указывать на то что, тождества могут быть не ясны из-заошибок и пропусков и других статистических проблем, обсуждавшихся выше.
Таблица 2. Схема движения денежных средств
Домохозяйства
(1)
Предприятия
(2)
Органы гос. Управления
(3)
Кредитно-денежная система
(4)
Внешний сектор
(5) 1. Балансы по секторам (SgH — IgH) (SgE — IgE) (SgG — IgG)
- — CAB
Финансирование
2. Внешнее финансирование
а. Домохозяйства
*
* б. Предприятия
*
* в. Правительство
*
* г. Кредитная система
*
*
3. Банковский кредит
а. Домохозяйства
*
*
- б. Предприятия
*
*
- в. Правительство
*
*
-
4. Внутренние небанковские
займы правительства
а. Домохозяйства
*
*
- б. Предприятия
*
*
-
5. Общий размер денежной
массы
а. Домохозяйства
*
*
- б. Предприятия
*
*
-
Схематически движениефинансовых средств показано в таблице 2. Операции распределены между этимивнутренними секторами (это — домашние хозяйства, предприятия, правительство ибанковский сектор) и между этими внутренними секторами и зарубежными странами.Государственный сектор представлен органами государственного управления; вбанковском секторе перечисляются те организации, чьи позиции указываются вбюллетене состояния денежной сферы; и сектор предприятий включаетгосударственные предприятия и кооперативы, небанковские финансовые организации,и мелкие частные предприятия. Хотя можно утверждать, что частные предприятиядолжны быть включены в сектор домашних хозяйств, на практике это может привеститолько к небольшой разнице, так как объем их операций, регистрированный вофициальной статистике, является очень незначительным и, скорее всего, будетзначительно занижен.
Первая строкасодержит балансы нефинансовых операций по секторам, которые надо фиксировать.Для простоты баланс нефинансовых операций валютного сектора предполагаетсяравным нулю, т.е. операции в товарах и услугах банковского сектора относят кдругим секторам. Придерживаются правила, что увеличение активов с точки зрениярассматриваемого сектора имеет отрицательное значение, а увеличение пассиваимеет положительное значение, и наоборот. Таким образом, сумма всех строк иколонок должна равняться нулю. Например, увеличение в денежных резервах секторадомашних хозяйств, являющееся обязательством для банковского сектора и активомсектора домашних хозяйств, будет внесено дважды в строке 3а, в колонках 1 и 4.Таким образом, увеличение в денежных резервах будет внесено со знаком минус вколонку 1 и со знаком плюс в колонку 4. Тире в колонке 5 указывают на то, чтооперации между внутренними секторами в соответствующих строках не оказываютпрямого влияния на платежный баланс.
Список литературы
«Пособиедля семинаров по разработке финансовых программи финансовой политике». Институт МВФ 1997.
«Доходнаций» Студенский, Москва 1976г.
«Макроэкономика»Грегори Менкью, Москва 1997г.
“г۳ëï³Ý.ïÝï»ë³Ï³ÝÙÇïáõÙÝ»ñ” ÐáõÝí³ñ-سñï,1998
Ереванский Государственный Университет ЭкономическийФакультет
Курсовая работа натему: «Взаимосвязи макроэкономических счетов»
Петросяна Тиграна, 3курс
Руководитель: Абгарян
/>
Ереван 1998